Как обеспечить антитеррористическую безопасность
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обеспечить антитеррористическую безопасность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.
Паспорт безопасности объекта образования
Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 1244 “Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)”.
Могут быть ящики и коробки, тюки и большие сумки, которыми пользуются «челноки» и торговцы. Груз достаточно велик и не заметить его нельзя.
Предусматривает также работу по проверке законности и целесообразности различных договорных обязательств, проверку и анализ экономической эффективности работы с охранными предприятиями, а также организациями, фирмами, партнерами, участвующими в реализации мероприятий по вопросам обеспечения безопасности.
В нем указывается, как охраняется предприятие и какие слабые места, прогнозируются возможные разрушения.
Антитеррористические комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с планом деятельности или с возникшей необходимостью.
Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.
Постановление Правительства РФ от 14 мая 2021 г. № 732 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления”
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации постановляет:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
Необходимость организации мер по антитеррористической безопасности в школе
В последнее время проблема обеспечения антитеррористической безопасности для учащихся в школе и других учебных заведениях стоит особенно остро. Этот вопрос остается приоритетным как на федеральном, так и на региональном уровнях в сфере образования.
Функционал охраны школы:
- Вместе с вневедомственной охраной или сотрудниками ЧОП осуществлять охранные мероприятия. К таким действиям относятся обеспечение безопасности образовательного учреждения и всей его территории, защита сотрудников и учащихся во время нахождения на охраняемой территории, введение пропусков и запрет доступа посторонних людей на территорию, предотвращение опасных ситуаций.
Уроки по антитеррористической безопасности в школе
Достаточно сложно объяснить маленьким детям (младших и средних классов), что такое терроризм. Они даже не подозревают, что взрослые люди способны поступить так жестоко и что из-за своих политических, экономических или религиозных игр они могут подвергнуть опасности жизни многих других невинных людей, в том числе и детей. Как это произошло в сентябре 2004 года в школе Беслана. Тогда 186 детей погибло от рук террористов.
Но, к сожалению, от такого не застрахован никто. Мероприятия по антитеррористической безопасности – это необходимость, и проводить их нужно даже в начальной школе. Но, безусловно, стоит адаптировать под возраст учащихся. Это могут быть лекция, беседа, классный час, стенд по антитеррористической безопасности в школе, ситуативные игры, наглядно показывающие, какие действия предпринимать в случае чрезвычайной ситуации.
Дети должны суметь применить полученные знания на практике при необходимости (оказавшись в заложниках), знать правила оказания первой помощи и т.д.
Для школ установлены новые антитеррористические требования
Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках:
- попытка проникновения в школу посторонних людей;
- стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
- ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
- изучение подсобных помещений посторонними людьми;
- прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
- выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.
Инструкции по антитеррористической безопасности в школе предполагают следующие действия, которые должны предпринять члены комиссии при появлении незнакомых предметов:
- зафиксировать время обнаружения и известить директора школы;
- эвакуировать всех людей, находящихся в данный момент на территории школы;
- срочно известить все службы и органы правопорядка и обеспечить контроль за их беспрепятственным подъездом к месту нахождения предмета;
- всех прибывших на место происшествия лиц пропускать после тщательной проверки и с разрешения директора.
Регулярный инструктаж по антитеррористической безопасности в школе необходимо проводить со школьниками. Им нужно объяснять опасность и недопустимость следующих действий:
- трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
- брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
- нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.
Обеспечение антитеррористической безопасности в школе определяет и порядок действий при поступлении угроз по телефону:
- попытаться запомнить весь разговор и сразу записать на бумаге;
- если это возможно, записать номер звонившего;
- во время разговора постараться определить пол либо возраст звонившего, какие-то особенности речи;
- запомнить особенности звукового фона во время звонка – шум поезда, голоса людей и т. д.;
- записать время разговора;
- сразу после звонка сообщить о нем только директору школы или его заместителю;
- не нужно класть телефонную трубку после окончания разговора.
Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:
- проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
- усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
- дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
- ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
- контроль за работой охранников;
- своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.
Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности.
Для обеспечения эффективной защиты школы от террористической угрозы большое значение имеет работа с детьми – учащимися младших классов. Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций.
Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни.
Что такое антитеррористический паспорт и зачем он нужен
Паспорт антитеррористической защищенности объекта в 2023 году — это документ, в котором детально отражено, насколько параметры зданий соответствуют необходимым требованиям и какие меры предусмотрены для защиты населения в чрезвычайных обстоятельствах, предотвращения терактов и других опасных явлений в местах массового пребывания посетителей. Оперативные службы используют эти сведения для предупреждения всевозможных угроз.
Его основная задача — проанализировать состояние объектов, смоделировать возможные угрозы и прописать комплекс мер, позволяющих улучшить безопасность этих сооружений. Их выполняют под строгим контролем силовых ведомств, которые проводят согласование документа.
Сегодня в условиях многочисленных угроз для гражданских объектов важность паспорта безопасности трудно переоценить. Потребность в его заполнении вызвана необходимостью провести следующие действия:
- оценить, чем грозят конкретному объекту возможные нештатные ситуации;
- обнаружить определенные риски для сотрудников предприятия, посетителей и жителей близлежащих домов;
- разработать разные варианты по возможному развитию кризисных событий;
- определить, насколько организация подготовлена к чрезвычайным ситуациям и к устранению их последствий;
- выработать совокупность мер, чтобы усовершенствовать уровень подготовки и защиты от угроз.
Правовая основа разработки документов
Документы по организации антитеррористической работы разрабатываются на основании федерального законодательства и Постановлений Правительства РФ:
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ.
- Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ.
- Постановления Правительства РФ:
- от 19 октября 2017 г. № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)»;
- от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»;
- от 6 марта 2015 г. № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта»;
- от 14 апреля 2017 г. № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов»;
- от 13 января 2017 г. № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;
- от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;
- от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
К нормативным документам по организации антитеррористической работы относится также приказ МЧС РФ от 4 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».
Антитеррористическая безопасность – важный аспект жизнедеятельности
Выберите вариант!
Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются.
Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы. В комплекс предупредительных мер входят:
- ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
- регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
- тщательный контроль за подбором кадров;
- систематическая проверка помещений, сданных в аренду;
- обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
- инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.
Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках:
- попытка проникновения в школу посторонних людей;
- стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
- ведение наблюдения за территорией школы — визуального или с помощью технических средств;
- изучение подсобных помещений посторонними людьми;
- прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
- выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.
Инструкции по антитеррористической безопасности в школе предполагают следующие действия, которые должны предпринять члены комиссии при появлении незнакомых предметов:
- зафиксировать время обнаружения и известить директора школы;
- эвакуировать всех людей, находящихся в данный момент на территории школы;
- срочно известить все службы и органы правопорядка и обеспечить контроль за их беспрепятственным подъездом к месту нахождения предмета;
- всех прибывших на место происшествия лиц пропускать после тщательной проверки и с разрешения директора.
Регулярный инструктаж по антитеррористической безопасности в школе необходимо проводить со школьниками. Им нужно объяснять опасность и недопустимость следующих действий:
- трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
- брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
- нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.
Шаг 1. Назначить ответственного за антитеррористическую защищенность
Руководитель образовательной организации обязан назначить ответственного за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности (подп. «б» п. 22 требований, утв. постановлением Правительства от 07.10.2017 № 1235). Ответственным назначьте работника, который имеет навыки обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, а также опыт работы или взаимодействия с территориальными органами безопасности. Например, это может быть заместитель руководителя по безопасности, начальник хозяйственной части, учитель ОБЖ.
Получите согласие работника на выполнение дополнительной работы, а затем издайте приказ о его назначении. В нем укажите фамилию и должность работника. Обязанности ответственного закрепите в должностной инструкции или в приказе о назначении, при необходимости заключите дополнительное соглашение к трудовому договору. С приказом ознакомьте работника под подпись.
Для выполнения обязанностей поручите ответственному работнику изучить требования законодательства по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности, а также положения локальных актов и особенностей защиты образовательной организации.
Шаг 3. Разработать план эвакуации при угрозе или совершении террористического акта
Требования к антитеррористической защищенности обязывают школы и детские сады иметь планы эвакуации при террористическом акте (подп. «а» п. 22 требований, утв. постановлением Правительства № 1235). Чтобы разработать планы эвакуации, заключите договор с организацией, которая имеет лицензию МЧС на данный вид деятельности (п. 4.5.1 ГОСТ 12.2.143-2009). Договоры заключайте по правилам закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе. Принимайте результат, если план выполнен в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2009 и содержит все необходимые элементы. После этого план утвердите и вывесите на видных местах.
Совет: стандарт содержит единые требования к планам эвакуации при пожаре и эвакуации при теракте, поэтому совместите заказ и разработайте общий план.
Что должен содержать
План должен состоять из графической и текстовой частей (п. 6.2.3 ГОСТ 12.2.143-2009). Высота шрифта надписей на плане должна быть не менее 3 мм, а высота знаков безопасности и символов – в пределах 8–15 мм. На одном плане эвакуации знаки безопасности и символы выполняют в едином масштабе (ГОСТ Р 12.2.143-2009).
В графической части отображают поэтажную или секционную планировку объекта. При этом обязательно указывают, где расположены эвакуационные пути и выходы, аварийные выходы, наружные открытые лестницы, места размещения самого плана эвакуации, а также места размещения спасательных средств и средств защиты, обозначаемых знаками безопасности и символами ИМО.
Текстовая часть планов эвакуации должна содержать инструкции о действиях в условиях чрезвычайной ситуации, дополненные для наглядности знаками безопасности и символами. Кроме того, в текстовой части указывают способы оповещения о совершении теракта, правила поведения людей, порядок эвакуации, а также обязанности людей, в том числе порядок вызова аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи.
Где разместить
Планы эвакуации разместите на каждом этаже, а при наличии сложных путей эвакуации, подъемно-опускных дверей и турникетов, обособленных эвакуационных выходов – в каждой секции этажа. План должен быть доступен для всеобщего обозрения, поэтому вывесите его на видных местах – стенах помещений и коридоров, на колоннах в строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане (п. 4.5.1 и 6.2.10 ГОСТ 12.2.143-2009).
Шаг 5. Обучить детей и работников мерам антитеррористической безопасности
Чтобы довести до работников и детей информацию о способах защиты и действиях в условиях угрозы или при совершении террористического акта, организуйте их обучение. В целях комплексного обучения оформите стенд и регулярно проводите учения и тренировки по подготовке к действиям при террористическом акте.
Как обучать работников
Для работников организуйте инструктажи по антитеррористической защищенности. Для этого составьте программу проведения инструктажа, назначьте инструктора, вручите ему средства обучения, а затем контролируйте, как инструктор отражает результаты обучения.
Как обучать детей
Чтобы обучить детей способам защиты и действиям в условиях угрозы или при совершении террористического акта, поручите воспитателям и учителям проводить мероприятия, которые формируют у воспитанников и обучающихся антитеррористическое мировоззрение и позволяют им освоить навыки поведения в критических ситуациях. Например, школьников можно обучать на уроках ОБЖ и во время внеурочной деятельности, а дошкольников – в рамках образовательной программы, игр, прогулок.
Шаг 3. Разработать план эвакуации при угрозе или совершении террористического акта
Требования к антитеррористической защищенности обязывают школы и детские сады иметь планы эвакуации при террористическом акте (подп. «а» п. 22 требований, утв. постановлением Правительства № 1235). Чтобы разработать планы эвакуации, заключите договор с организацией, которая имеет лицензию МЧС на данный вид деятельности (п. 4.5.1 ГОСТ 12.2.143-2009). Договоры заключайте по правилам закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе. Принимайте результат, если план выполнен в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2009 и содержит все необходимые элементы. После этого план утвердите и вывесите на видных местах.
Совет: стандарт содержит единые требования к планам эвакуации при пожаре и эвакуации при теракте, поэтому совместите заказ и разработайте общий план.
Что должен содержать
План должен состоять из графической и текстовой частей (п. 6.2.3 ГОСТ 12.2.143-2009). Высота шрифта надписей на плане должна быть не менее 3 мм, а высота знаков безопасности и символов – в пределах 8–15 мм. На одном плане эвакуации знаки безопасности и символы выполняют в едином масштабе (ГОСТ Р 12.2.143-2009).
В графической части отображают поэтажную или секционную планировку объекта. При этом обязательно указывают, где расположены эвакуационные пути и выходы, аварийные выходы, наружные открытые лестницы, места размещения самого плана эвакуации, а также места размещения спасательных средств и средств защиты, обозначаемых знаками безопасности и символами ИМО.
Текстовая часть планов эвакуации должна содержать инструкции о действиях в условиях чрезвычайной ситуации, дополненные для наглядности знаками безопасности и символами. Кроме того, в текстовой части указывают способы оповещения о совершении теракта, правила поведения людей, порядок эвакуации, а также обязанности людей, в том числе порядок вызова аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи.
Где разместить
Планы эвакуации разместите на каждом этаже, а при наличии сложных путей эвакуации, подъемно-опускных дверей и турникетов, обособленных эвакуационных выходов – в каждой секции этажа. План должен быть доступен для всеобщего обозрения, поэтому вывесите его на видных местах – стенах помещений и коридоров, на колоннах в строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане (п. 4.5.1 и 6.2.10 ГОСТ 12.2.143-2009).
ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ ПО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Для школ. За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:
-
Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.
-
Установить металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации, камеры и систем контроля за радиационным и химическим состоянием окружающей среды.
-
Составить паспорт антитеррористической защищенности.
-
Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.
-
Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.
-
Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.
-
Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму.
Для детских садов. К дошкольным образовательным учреждениям выдвигаются те же требования, что и к школам. Комплекс мер по антитеррористической защищенности включает:
-
Установку кнопки тревожной сигнализации.
-
Разработку паспорта антитеррористической защищенности.
-
Проведение учебных эвакуационных тренировок для обучения алгоритму действий при теракте.
-
Ограничение доступа посторонних в здание и на территорию детского сада.
Педагоги и персонал как в саду, так и в школе, должны быть бдительными, уметь адекватно действовать в экстренной ситуации, четко выполнять инструкции руководства и ответственных сотрудников. От правильных действий взрослых во время теракта зависит многое.
В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.
В этом документе:
-
есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;
-
представлены возможные сценарии развития кризисных событий;
-
отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
-
есть оценка возможных последствий теракта.
Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.
Помимо этого, в каждой школе и детском саду должны быть и другие документы:
-
положение об организации пропускного режима в образовательном учреждении;
-
план по обеспечению антитеррористической и пожарной безопасности образовательного учреждения, который утверждается перед началом нового учебного года. В нем предусматриваются мероприятия не только в учебное, но и каникулярное время, в т.ч. и в летний период. Если в план включены совместные мероприятия с сопредельными ведомствами, то он должен согласовываться и с руководителями этих ведомств;
-
перспективный план оборудования образовательного учреждения инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности (составляется на 3-5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана);
-
план обеспечения безопасности образовательного учреждения при проведении массовых мероприятий (праздника, выпускного балла, общешкольных спортивных соревнований экзаменов и т.п.);
-
план-схема охраны образовательного учреждения;
-
инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала в чрезвычайных ситуациях;
-
план эвакуации учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения при возникновении чрезвычайной ситуации (террористического акта) (утверждается руководителем образовательного учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения);
-
памятка руководителю образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;
-
памятка дежурному администратору (дежурному) образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;
-
функциональные обязанности сотрудника учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения;
-
должностные инструкции сотрудника, подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством охранного предприятия);
-
противодиверсионный (антитеррористический) паспорт образовательного учреждения.
Стандарт безопасности школ – ЕСТЬ!
В целях повышения эффективности работы по реализации установленных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных организаций Минпросвещения России направляет методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» для руководства и использования в работе.
Приложение: на 34 л. в 1 экз.
B.C. Басюк |
Методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» (далее — методические рекомендации), разработаны в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее — постановление № 1006)1.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящиеся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Методические рекомендации предназначены для применения в практической деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минпросвещения России и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Минпросвещения России, руководителями органов (организаций), а также должностными лицами при организации и проведении обследования объектов (территорий), подготовке актов обследования и категорирования объектов (территорий) организаций, при определении перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности с учетом установленной категории опасности объекта (территории).
ДОКУМЕНТЫ ПО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ В УЧРЕЖДЕНИИ
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения Российской Федерации и объектов, относящихся к его сфере деятельности, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, как и другие подобные требования, содержат раздел «мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)». В этом постановлении говорится: «Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных… на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории). воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления».
Нормативные основы антитеррористической защищенности
В силу п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
- в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
- в закрепленных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.