Особенности совмещения и совместительства преподавателей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности совмещения и совместительства преподавателей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На основании ст. 283 ТК РФ при приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления документа об образовании и (или) о квалификации либо его надлежаще заверенной копии. Поскольку педагогическая работа, безусловно, требует специальных знаний, такой документ соискатель соответствующей должности будет обязан предъявить. Никаких других документов, справок, разрешений с основного места работы в соответствии с нормами Трудового кодекса не требуется.
Особенности работы по совместительству педагогических работников
Об особенностях труда по совместительству педагогических работников прописано в ТК РФ. Нормами закона установлено такое право педагогического персонала. Наряду с остальными профессиями, они имеют право совмещать должности у одного или нескольких работодателей.
Согласно ТК РФ для педагогических сотрудников установлена сокращенная продолжительность трудового периода в неделю. Она не может превышать 36 часов. Однако, если педагог проводит на основной работе всего 12 или 20 часов в неделю, то другая работа наряду с основной даст дополнительный источник дохода. При этом такой сотрудник может найти себе дополнительную должность по основному месту работы или у другого работодателя. Например, учитель может преподавать в колледже или университете.
Вместе с тем, особое внимание следует уделить продолжительности трудового времени:
- Возможна работа в пределах установленных законом 36. Более того, лицо может работать у тех работодателей или совмещать должности в одной организации. К примеру, учитель музыки вправе работать еще и учителем рисования и так далее. При небольшом объеме труда у таких преподавателей, выполнение нескольких занятий является обоснованным;
- Можно трудиться и за пределами 36 часов за неделю. Если в другой организации можно трудиться после окончания дня по основному месту, то к этому нет препятствий. И это нельзя назвать переработкой. Просто сотрудник трудится за пределами нормы. Но работодатель не обязан оплачивать ему труд в двойном размере.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Работать в школе на полставки
2.3 Отпуск, гарантии и компенсации лицам, работающим по совмещению и совместительству / Совмещение и совместительство в трудовом законодательстве РФ
Согласно ст.122 ТК РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у основного работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. До истечения шести месяцев оплачиваемый отпуск может быть предоставлен основному работнику (не относящемуся к числу льготных категорий) только по соглашению сторон трудового договора. При этом очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года (ст.123 ТК РФ).
При этом продолжительность отпуска совместителей так же, как и основных работников, не может составлять менее 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ).
Таким образом, принимая на работу работника-совместителя (прежде всего при внешнем совместительстве), работодатель должен иметь в виду, что он будет обязан предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск в тот же срок, что и на основной работе данного работника. |
Может возникнуть логичный вопрос: а если совместитель полностью «отгулял» полученный авансом отпуск и при этом уволился, не доработав до конца года? Тогда плату за неотработанные дни отпуска с этого сотрудника придется удержать. Так сказано в статье 137 ТК РФ. Но здесь же указаны случаи, когда делать этого нельзя. Например, если произошло сокращение штата или работник оказался полностью нетрудоспособным и на это есть медицинское заключение, и т. д[1].
Также:
Согласно ст.66 Трудового кодекса РФ:
Трудовая книжка установленного образца является ОСНОВНЫМ документом о трудовой деятельности и трудовом стаже Работника.
В Трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Да, можно. ЕСЛИ заработная плата соответствует 0, 3 или 0, 4 ставке, и рабочее время тоже соответствует ставке.
ТК РФ указывает на три вида работодателей, одними из которых являются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, статус ИП в трудовых правоотношениях прямо следует из норм трудового законодательства: индивидуальный предприниматель является не работником, а работодателем. Работником же признается лицо, которое вступило с работодателем в трудовые правоотношения (статья 20 ТК РФ).
Ни один из них не содержит специальных норм и каких-либо особенностей в отношении ИП.
Вопрос же о том, как и куда именно следует записать деятельность ИП (если не в трудовую книжку) для подсчета стажа, урегулирован законодательством в сфере пенсионного обеспечения. В страховой стаж входит деятельность ИП, следовательно, главным подтверждением факта осуществления трудовой деятельности и соответствующего стажа для индивидуального предпринимателя является свидетельство о государственной регистрации статуса предпринимателя в налоговом органе.
Совмещение должностей в одной организации
Что делается после того, как прекращает действовать приказ на совмещение? Совмещение должностей – дело серьезное, и логично предположить, что, когда договор расторгается, это письменно оформляют. Все верно! Как только наниматель и сотрудник в устной форме договорились о прекращении совмещения, это официально фиксируется.
Еще интересно, что в те дни, в которые человек является свободным от исполнения своих обязанностей на предприятии, он может трудиться на благо другой организации. Такое возможно. И многие так и делают – большинство. Иначе в наше время и в нашем государстве обычному человеку не прожить. Вот и приходится, как говорится, трудиться на двух работах. Что не редкость. Это, кстати, совмещение должностей в разных организациях. Но оно не допускается, если работнику менее 18 лет. И еще нельзя трудиться на двух должностях на предприятии с вредными или опасными условиями. Иначе это может угрожать здоровью.
Сколько должен работать учитель?
Статьи
Внеурочная деятельность
Сколько часов должен работать педагог в образовательном учреждении? На этот вопрос существует два ответа. Первым (правильным) ответом является установленный временной норматив для педагогических работников согласно Трудовому кодексу Российской Федерации. Вторым (реальным) оказывается действительное положение дел в той или иной школе.
04 марта 2019
Единственно верной является продолжительность рабочих часов, определённая Законом РФ. На Закон мы и будем опираться.
Итак, Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) п. 1 ст. 333 утверждает, что «для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю».
Также немаловажной является следующая часть этой же статьи: «в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».
Работа учителя по совместительству в другой школе
Согласно части третьей ст. 92, ст. 333 ТК РФ для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, которая составляет не более 36 часов в неделю. Кроме того, в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приказ N 1601).
Каких-либо специальных ограничений по объему педагогической работы, которая может быть поручена в порядке совмещения, указанные нормативные акты не устанавливают. Напротив, из п. 5.3 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного Приказом N 1601 (далее — Порядок), следует, что определение и изменение учебной нагрузки лиц, замещающих должности педагогических работников по совместительству, а также путем замещения таких должностей наряду с работой, определенной трудовым договором (в том числе руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их заместителями, другими работниками наряду со своей основной работой), осуществляется в соответствии с общими правилами, предусмотренными главами I-IV и VI Порядка.
Я правильно понимаю, что у педагогов, если они работают по этой же или другой пед.должности в том же образоват.учреждении после окончания своего основного времени — оформляется как совмещение, а не как совместительство?
т.е. воспитатель работает за себя с 7 до 14ч12 мин (пятидневка, 36 ч в неделю)
и при этом замещает другого воспитателя с 14ч.13мин до 19.00 — это оформляется не совместительством, а совмещением?
если они работают по этой же или другой пед.должности в том же образоват.учреждении после окончания своего основного времени — оформляется как совмещение, а не как совместительство?
нет, неправильно. за пределами — всегда либо совместительство либо (если по этой же должности) сверхурочная работа.
Мой пример не подпадает под данную норму?
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2003 г. N 41
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, МЕДИЦИНСКИХ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ И РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
2. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:
«»в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;
з) работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;
Педагог-психолог детского дома за пределами своего рабочего времени (36 часов) работает социальным педагогом (3 часа, которые оплачиваются в одинарном размере).
Выполнение работы по должности социального педагога за пределами основного рабочего времени оформлено на условиях совмещения должностей, установлена доплата за совмещение.
Сотрудник полагает, что выполнение данной работы должно оплачиваться как сверхурочная работа.
Будет ли дополнительная работа по должности «социальный педагог», выполняемая педагогом-психологом за пределами рабочего времени по основной должности, считаться внутренним совместительством?
Сколько максимум часов в неделю может работать педагог внешним совместителем
Какие должны быть документы о том, что он не сможет претендовать на получение данной помощи по умолчанию, если вы не относитесь к социальному найму, не имеет значения, что вопросы решаются в судебном порядке. Согласно ст.18 Закона РФ» О защите прав потребителей» прямо сказано что Потребитель по своему выбору вправе: потребовать замены или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Вы можете обратиться с Претензией (2 экземпляра), главное чтобы на Вашем экземпляре поставили оттиск печати, вх и подпись, есь применение административного штрафа независимо от возраста и трех лет.
36 часов когда на основной работе, а когда внешний совместитель 9 или 18? И может ли быть у внешнего совместителя еще и совмещение или расширение зоны? И сколько максимум часов может быть рабочими у педагога внешнего совместителя? А на основной если нагрузка 38 часов возможна?
Особенности и возможность работы
Также ограничения установлены для директоров, трудоустроенных в государственных или муниципальных учреждениях. Этим лицам разрешается совмещать только основную и научную деятельность.
Что касается негосударственных учебных заведений, руководство ими осуществляет попечительский совет либо учредители. Получение разрешения на совместительство для директоров зависит от перечисленных органов управления. Такое разрешение не требуется только в одном случае — если директор является единственным учредителем. В этом случае он самостоятельно может принять любое, удобное для него решение, касающееся особенностей трудовой деятельности.
Воспитатели наравне с педагогами имеют право на поиск дополнительного рабочего места.
Чему обучать совместителей
Совместитель – это такой же вновь принятый в организацию сотрудник. Поэтому на него распространяются все требования законодательства по обучению охране труда. До начала самостоятельной работы совместители должны проходить инструктажи по охране труда – вводный и первичный (ч. вторая ст. 225 ТК РФ). После инструктажей проводится устная проверка знаний и делается запись в журнал проведения инструктажей.
От первичного инструктажа можно освободить сотрудников, работа которых не связана1:
- с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования;
- использованием электрифицированного или иного инструмента;
- хранением и применением сырья и материалов.
Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает работодатель.
Не реже одного раза в шесть месяцев совместители проходят повторный инструктаж на рабочем месте2. При необходимости совместителям наравне с остальными работниками проводят внеплановый и целевой инструктажи.
Совместительство в образовании
Совместительство в школе, в детском саду оформляется обычным трудовым договором с обязательным указанием на то, что педагог принимается на работу по совместительству. Таким образом, у работника, который является совместителем, должно быть два трудовых договора: по основной работе и по совместительству (здесь важно отличать работу по совместительству от работы по совмещению — при совмещении второй трудовой договор не оформляется).
Необходимо учитывать, что совместительство в образовании имеет некоторые особенности. Эти особенности установлены постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 № 41 (далее — постановление № 41). В соответствии с пунктом 2 указанного постановления не является совместительством (т.е. не требуется заключать трудовой договор):
– педагогическая работа в одной и той же образовательной организации с дополнительной оплатой;
– работа без занятия штатной должности в «своей» школе (детском саду, детском доме, другой образовательной организации), например, заведование мастерскими, кабинетами, педагогическая работа директора школы, заведующего детским садом и т.п.;
– работа в «своей» образовательной организации больше установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педработников.
Таким образом, в отношении работников образования не считается совместительством работа, которая в отношении других работников является так называемым внутренним совместительством. Поэтому более актуальным для сферы образования являются вопросы внешнего совместительства. В частности, часто возникает вопрос: можно ли принять педагогического работника на полную ставку по совместительству, если он на основном месте работает на полставки?
Статья 284 Трудового кодекса РФ вводит две формы ограничения работы по совместительству:
1) не более четырёх часов в день;
2) не более половины нормы рабочего времени за месяц; в соответствии с постановлением № 41 для педагогических работников половина месячной нормы исчисляется из установленной продолжительности рабочей недели (например, для учителей, педагогов дополнительного образования – исходя из 18-часовой рабочей недели).
Указанные ограничения не применяются только в двух случаях:
1) если по основному месту работы педагог приостановил работу по причине задержки выплаты заработной платы;
2) если педагог временно отстранён по основному месту работы в соответствии с медицинским заключением (например, учитель физкультуры не может по медицинским показаниям проводить занятия, а в другой школе, в которую он принят совместителем, он работает, например, учителем музыки).
Других случаев неприменения ограничений продолжительности работы по совместительству законом не предусмотрено, в т.ч. и при совместительстве в образовании. Таким образом, педагог не может быть принят совместителем «на полную ставку» вне зависимости от того, какую нагрузку он имеет по основному месту работы в «родном» учреждении.
Однако Трудовой кодекс не запрещает заключать несколько трудовых договоров по совместительству, в т.ч. и с одним и тем же работодателем. Отсюда можно сделать вывод, что можно обойти ограничения, установленные статьёй 284 ТК РФ, заключив с педагогом два трудовых договора.
Следует учитывать, что для работников, занятых во вредных или опасных условиях труда, работа по совместительству запрещается. Например, если по результатам аттестации рабочих мест (или специальной оценки условий труда) учитель технологии получает доплаты за работу во вредных условиях труда, то он не может быть принят на работу по совместительству в тех же условиях.
Допустимое количество часов в неделю
Постановление № 41 устанавливает недельные часовые нормы по совмещаемым должностям для работников образовательной сферы. Согласно ему продолжительность труда в течение месяца по каждому дополнительному трудовому договору не должна превышать 50% месячной нормы, а для тех педагогов, у которых этот показатель составляет менее 16 ч. в неделю, – еженедельных 16 часов.
Ч. 1 ст. 333 ТК РФ для работников образования устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени – в общем случае она не может быть более 36 ч. в неделю. Отсюда следует, что длительность подработки и совмещения для таких сотрудников не может превышать 18 ч.
Недельные нормы часов за одну ставку заработной платы педагогов различных квалификаций и специальностей устанавливаются приказом Минобразования N 1601, и могут сильно различаться. Так, например, учителям иностранного языка в организациях дошкольного обучения устанавливается недельная часовая норма продолжительностью 18 ч., а инструкторам по физкультуре – 30 ч. Эти нюансы обязательно должны учитываться при установлении длительности рабочего дня педработникам по совмещаемым обязанностям.
Сколько должен работать учитель?
Единственно верной является продолжительность рабочих часов, определённая Законом РФ. На Закон мы и будем опираться.
Итак, Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) п. 1 ст. 333 утверждает, что « для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю ». Также немаловажной является следующая часть этой же статьи: « в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ».
Продолжительность рабочего времени для педагогов
Далее возьмём другой документ — Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Приказ Минобрнауки России № 1601 определяет конкретную продолжительность рабочего времени для разных категорий преподавательского состава. Так, например, вышеуказанные 36 рабочих часов в неделю (максимум) устанавливаются:
педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу;
старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
мастерам производственного обучения;
инструкторам по труду;
методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;
инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Отдельные пункты посвящены педагогическим работникам с продолжительностью в восемнадцать, двадцать, двадцать четыре и тридцать рабочих часов.
Любая работа свыше положенных тридцати шести часов является сверхурочной и осуществляется в рамках внутреннего совместительства (регулярная работа в свободное от своей основной работы время в одной и той же организации) — ст. 282 ТК РФ. Соответственно, педагогическим работникам, работающим более 36 часов, следует подписать необходимые документы о совместительстве, согласии на сверхурочную нагрузку и т.д.
Оформление документов для работы по внутреннему совместительству
Для оформления документов по внутреннему совместительству, чаще всего, не требуется подавать дополнительные документы, так как у работодателя уже есть все необходимые сведения о работнике. Дополнительные документы подаются педагогом лишь в том случае, когда преподаватель должен обладать особыми знаниями (другими, отличающимися от знаний и умений его основной деятельности в учреждении) для выполнения работы по внутреннему совместительству. В этом случае учитель должен предоставить документ об образовании, отражающем должную квалификацию.
Тем не менее, Трудовой кодекс РФ (ст. 282) обязывает составлять отдельный трудовой договор с указанием на конкретную работу по совместительству. Кроме основного документа, например срочного трудового договора, работодателем должен быть издан указ о приёме педагога на работу — ст. 68 ТК РФ.
Продолжительность работы по совместительству также определяется Трудовым кодексом РФ. Так, часть 1 статьи 284 утверждает, что « продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников ». Соответственно, необходимо отслеживать продолжительность работы как основной, так и по совместительству.
Работа по внутреннему совместительству записывается в трудовую книжку по желанию работника на основании документа, подтверждающего эту самую работу (ч. 5 ст. 66 ТК РФ).
Таким образом, в зависимости от своей должности и специальности педагогический работник может определить собственную норму педагогической работы в часах согласно Трудовому кодексу Российской Федерации. Если же преподаватель по личному желанию (или настоятельным рекомендациям со стороны администрации учреждения) перерабатывает, то ему следует заключить дополнительный договор о работе по внутреннему совместительству.
Трудовой договор по совместительству с учителем
Если педагог берет подработку в том же учреждении образования, что и главное место труда, то она не считается совместительством и не требует оформления самостоятельного трудового договора. Сотруднику будет достаточно внести изменения в основной договор (то есть оформить факт совмещения соглашением).
Если же человек работает в нескольких организациях, то обязательно заключение трудового соглашения в каждой из них. Неотъемлемым пунктом при оформлении договора по совместительству является часовая норма рабочего дня педагога и описание его функционала. Документ должен отражать все условия и особенности взаимоотношения сторон, включая их права и обязанности. Отдельно оговаривается размер и порядок оплаты труда сотрудника.
Образец трудового договора учителя-совместителя.
Какова нагрузка педагога-совместителя
Объем учебной нагрузки педагогических работников определяют ежегодно на начало учебного года и устанавливают локальным актом образовательной организации. Такие локальные акты, а также изменения к ним принимают с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа сотрудников.
Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 Приложения 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2022 N 1601), и по основным программам профессионального обучения. В этом случае суммарная нагрузка таких преподавателей- совместителей будет не более 360 часов в год.