Виды ответственности за санитарные правонарушения ответ моральная
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды ответственности за санитарные правонарушения ответ моральная». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постулат о том, что медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи закреплен в статье 98 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.
Виды и формы ответственности за правонарушения в сфере медицины — Медицинские Юристы и Адвокаты
Однако, прежде чем перейти к детальному изучению вопроса об ответственности за правонарушения в сфере оказания медицинских услуг, необходимо определиться с некоторыми юридическими понятиями, которые в свою очередь позволят понять ее юридическую природу.
Так, одним из базовых условий для привлечения к ответственности за правонарушения в сфере медицинских услуг, является собственно само совершение правонарушения.
В этой связи необходимо определиться с понятием правонарушения, поскольку именно совершение правонарушения является основанием и условием возникновения ответственности медицинских организаций и медицинских работников.
Юридическая доктрина определяет правонарушение как виновное противоправное действие (бездействие), совершенное деликтоспособным лицом (лицом, способным отвечать за свои поступки), противоречащее требованиям норм права и характеризующееся причинением вреда обществу, невыполнением своих обязанностей или нарушением прав других лиц, нарушением правовых норм, умышленным или по неосторожности совершенным действием.
Ответственность за нарушение СанПин
Для того, чтобы назначить меру наказания необходимо доказать факт причинения ущерба. Мотивация совершенного правонарушения не учитывается (по неосторожности, умышленно и т.д.).
Виды ответственности |
Описание |
Дисциплинарная |
к такому виду привлекает руководство компании, где произошло правонарушение. В компании проводится внутреннее расследование на основе норм ТК РФ. |
Административная |
данный вид ответственности наступает за совершение общественно-вредных правонарушений |
Уголовная |
наступает в случаях эпидемии, массового отравления или заражения людей, а также смерти по неосторожности. |
Каким законом предусмотрена ответственность?
Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.
Основополагающим же документом в данной сфере является федеральный закон №52 ФЗ от 30.09.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данный нормативный акт рассматривает все аспекты деятельности в обозначенной нами сфере и в том числе определяет виды и степень ответственности за несоблюдение санитарного законодательства.
Куда жаловаться на нарушение санитарных норм?
Контролем в сфере защиты прав потребителей, проверкой организаций и предпринимателей, реализующих и производящих товары, эпидемиологическим контролем и мониторингом соблюдения санитарных норм в РФ занимается Роспотребнадзор. Именно в этот государственный орган, в первую очередь, следует обращаться при нарушении санитарных норм.
Жалоба направляется в территориальное отделение Роспотребнадзора по месту нахождения предполагаемого нарушителя. В случае отсутствия положительного результата или бездействия территориального органа рекомендуется обращаться непосредственно в центральный аппарат федеральной службы.
В любом случае, столкнувшись с нарушением санитарно-эпидемиологических норм гражданин вправе обратиться за восстановлением нарушенного права в прокуратуру. Сотрудники прокураторы также уполномочены рассмотреть заявления в случае, если Роспотребнадзор не разрешил ситуацию.
Если иные способы защиты исчерпаны или человеку причинен материальный или моральный вред несоблюдением санитарных правил, то гражданин вправе обратиться в суд. Дело будет рассмотрено в общем порядке гражданского судопроизводства.
Административная ответственность медицинских работников. — презентация
1 Административная ответственность медицинских работников
2 Как показывает практика большинство медицинских работников и даже руководителей учреждений здравоохранения имеют поверхностное представление о юридической ответственности, установленной действующим законодательством за правонарушения в сфере здравоохранения. При этом знания об основаниях, виды и последствия юридической ответственности, с одной стороны, дисциплинирует медицинских работников, а с другой — уменьшает вероятность необоснованного привлечения их к ответственности.
3 Административным правонарушением называется противоправное виновное действие или бездействие, которое посягает на государственный или общественный порядок права и свободы граждан, на установленный порядок управления.
4 Административную ответственность не следует путать с дисциплинарной, налагаемой администрацией учреждения. При административной ответственности наказание налагается административными органами (судом, милицией, пожарной охраной, налоговыми органами, санитарно- эпидемиологической службой и т.д.)
5 Административная ответственность связана с правонарушениями, но менее общественно опасна, чем преступления, и в корне отличается от них. Привлечение гражданина одновременно к уголовной и административной ответственности невозможно.
6 Отличия административной ответственности от уголовной 1) установить административную ответственность можно не только согласно КоАП РФ, но и на основании соответствующих законов субъектов РФ; 2) административная ответственность касается не только физических, но и юридических лиц; 3) наложение санкций осуществляется не только судом, но и органами власти или должностными лицами.
7 За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания — предупреждение; — административный штраф; — Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; — лишение специального права, предоставленного физическому лицу; — административный арест; — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; — дисквалификация; — административное приостановление деятельности; — обязательные работы. В отношении медицинских работников (организаций) применяются, как правило, предупреждение и административный штраф
8 Предупреждение (ст. 3.4 КоАП) является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
9 Административный штраф (ст. 3.5 КоАП) представляет собой денежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должностным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.
Административный штраф призван оказать воздействие на материальные интересы правонарушителя.
Взыскиваемые с физических и юридических лиц суммы адми нистративных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10 В здравоохранении чаще других имеют место административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
11 Статья Отказ в предоставлении информации. Статья 6.1. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения. Статья 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством). Статья 6.3.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 6.8.
Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
12 Статья Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Статья Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологи-ческих требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации. Статья Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно- санитарных правил. Статья Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)
13 Статья Нарушение правил защиты информации. Статья Разглашение информации с ограниченным доступом. Статья Нарушение правил распространения обязательных сообщений. Статья Нарушение порядка представления статистической информации.
Статья Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов. Статья Нарушение требований законодательства о хранении документов. Статья Нарушение законодательства о рекламе.
Возможно получить и уголовное наказание
За нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил в Российской Федерации предусмотрена ответственность различного характера. Одним из видов наказания может быть наложение административных штрафов.
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора имеют право выносить постановление о наложении административных штрафов за нарушение санитарно-эпидемиологических требований.
Какой вид штрафа будет установлен, зависит от характера нарушения и его последствий. Определенные нормы и пределы размера штрафов определены в КоАП РФ. Так, например, за несоблюдение санитарных норм и правил предусмотрены штрафы от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей.
Но санитарные нарушения могут быть и более серьезными, поэтому кроме административного наказания возможно применение и уголовного. Кто и каков срок и размер наказания предусмотрен в данном случае, регламентируется Уголовным кодексом РФ.
В случае возникновения спорных вопросов о нарушении санитарных норм и порядке наложения штрафов, а также в случае несогласия с принятой мерой ответственности, гражданин имеет право обжаловать постановление о наложении штрафа. Порядок и сроки для подачи апелляций регламентируются законодательством.
Уголовная ответственность
Уголовные меры наказания за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нормВ зависимости от характера нарушения и тяжести наступивших последствий, вид привлечения к ответственности выбирается индивидуально и на основании статьи 55 ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Это может быть: в отношении должностных лиц в размере от 1 до 2 тысяч рублей;. За каждое нарушение гигиенических требований определяется мера ответственности и сумма штрафа, предусмотренная КоАП. Согласно нормам и правилам Роспотребнадзора на предпринимателя возлагается полная ответственность за нарушение СанПиН. При определении наказания за такие нарушения учитывается тяжесть последствий.
Административная ответственность за санитарные правонарушения
Административная ответственность за санитарные правонарушения предусматривает применение мер воздействия к лицам или организациям, которые нарушают санитарные нормы и правила. Такие нарушения могут представлять угрозу для здоровья и безопасности населения, поэтому государство обязано обеспечивать жесткую реакцию на такие нарушения и принимать меры к устранению негативных последствий.
Административная ответственность за санитарные правонарушения может выражаться в наложении штрафов, административных взысканий или других мер, направленных на приведение ситуации в соответствие с санитарными нормами. Кроме того, в случае серьезных нарушений или повторных правонарушений, ответственное лицо или организация может быть привлечены к уголовной ответственности.
Моральная ответственность за санитарные правонарушения
Моральная ответственность за санитарные правонарушения заключается в осознании каждым человеком своих действий и их последствий на здоровье и безопасность окружающих. Каждый из нас несет ответственность за соблюдение правил гигиены и необходимых санитарных мер. Главным фактором, мотивирующим нас к соблюдению этих правил, должна являться наша собственная мораль и сознание.
Несоблюдение санитарных норм и правил не только создает опасность для других людей, но и говорит о нашем небрежном отношении к их здоровью и благополучию. Моральная ответственность за санитарные правонарушения помогает формировать в нас осознанное и ответственное отношение к окружающей среде, здоровью самих нас и всех людей вокруг нас.
Важно понимать, что нарушения санитарных норм и правил не являются простыми «безобидными» деяниями, а имеют реальные последствия для нашего общества. Поэтому, каждый из нас несет свою долю моральной ответственности за соблюдение этих правил и норм, чтобы обеспечить безопасность и здоровье нас самих и наших близких.
Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 N 61
Дисциплинарной ответственности подвергаются действующие сотрудники организаций по ходатайству (представлению) главного врача, его заместителя, председателя санитарно-эпидемиологической комиссии или иного органа контроля, выявившего нарушение.
Под дисциплинарной ответственностью понимается наложение на сотрудников внутриведомственных взысканий: выговор, строгий выговор, лишение премии и др. вплоть до отстранения от должности (увольнения по несоблюдению условий трудового договора) включительно.
Условия необходимости применения норм Уголовного кодекса Российской Федерации наступают при выявлении нарушений в сфере санитарного состояния, которые могут повлечь или уже повлекли тяжкие последствия в виде:
- массового отравления людей;
- тяжелых экономических последствий (порча продуктов питания в результате несоблюдения условий хранения);
- тяжелой болезни, явившейся следствием отравления;
- смерти человека, причиненной в том числе и по неосторожности в результате нарушения санитарно-эпидемиологических норм или создания предпосылок к таким нарушениям, а также не принятия действенных и своевременных мер по противодействию (устранению и недопущению) ставших известными нарушений.
Экономической ответственности подвергаются организации и предприятия, допустившие нарушения законодательства, выразившиеся в:
- создании условий загрязнения окружающей среды в результате профессиональной деятельности организации;
- сознательное (несознательное) производство или реализация населению продукции и товаров, потребление которых повлекло массовые отравления или заболевания.
После установления факта вины предприятия оно выплачивает компенсации пострадавшим лицам, возмещает ущерб (оплачивает лечение).
За счет собственного экономического фонда проводит комплекс противоэпидемиологических мероприятий, направленных на устранение последствий нарушения и предотвращение дальнейшего распространения инфекций.
Функционал по контролю за соблюдением норм и правил санитарно-эпидемиологического состояния, взысканию штрафов и принуждению к исполнению требований нормативных правовых актов возложен на Роспотребнадзор. Физические лица попадают под ответственность по факту совершения правонарушения и установлению обоснованных доказательств принадлежности к конкретному виду проступка.
В части, касающейся юридических лиц, Роспотребнадзор наделен правом проведения проверок состояния санитарных норм. Проверки делятся на два типа:
- Плановый контроль – как правило, проводится с четко прослеживаемой периодичностью по обоюдно согласованным планам и графикам. При проведении проверки комиссия руководствуется текущими положениями законодательства и проверяет всю полноту соблюдения норм.
- Внеплановые проверки – в подавляющем большинстве случаев внеплановые проверки инициированы сообщениями об имеющихся на предприятии нарушениях или фактах свершившихся аварий.
Как плановые, так и внезапные проверки не могут длиться более 30 календарных дней (установлено, что за это время вполне возможно проверить любую организацию в полном объеме, а затягивание времени создает предпосылки к возникновению коррупционных отношений в среде комиссии). Плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в два года, и должны быть подкреплены приказом (выпиской из приказа) Роспотребнадзора.
Виды административной ответственности за нарушения санитарных требований
Подводя итоги изложенному, можно сделать несколько кратких выводов:
- За нарушение сан.норм виновное лицо или компания могут быть привлечены к определенному виду ответственности.
- С учетом тяжести совершенного деяния определяется степень ответственности и выбирается мера наказания.
- Самой распространенной мерой считается выписывание штрафных санкций.
- За несвоевременную уплату штрафа размер взыскания удваивается или применяются более строгие меры наказания.
Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.
Основополагающим же документом в данной сфере является федеральный закон №52 ФЗ от 30.09.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данный нормативный акт рассматривает все аспекты деятельности в обозначенной нами сфере и в том числе определяет виды и степень ответственности за несоблюдение санитарного законодательства.
За нарушение законодательства в рассматриваемой нами области установлен не такой широкий спектр санкций. Предполагается назначение таких видов наказаний, как:
- Предупреждение;
- Административный штраф;
- Приостановление деятельности ИП или юрлица.
Размеры штрафов варьируются в зависимости от статуса субъекта, привлекаемого к административной ответственности, от 100 рублей при привлечении гражданина, и до 1 миллиона рублей при привлечении организации в виде юридического лица по различным статьям КоАП, рассмотренным нами выше.
При назначении наказания должностными лицами, принимающими решение о привлечении к ответственности, учитываются различные моменты и факторы, такие как:
- общественная опасность правонарушения (нескошенная трава у забора частного дома или загрязнение водоема сточными водами предприятия);
- субъект привлечения (значительно строже наказывается должностные и юридические лица);
- наступившие в результате правонарушения последствия (незначительное отравление гражданина в ресторане или массовое отравление граждан населенного пункта в результате сброса предприятием химических отходов в водозабор);
- повторность правонарушения (нередко за совершение правонарушений впервые субъекту выносится предупреждение).
В случае выявления факта совершения правонарушения, предусматривающего ответственность за нарушения санитарных норм, уполномоченным должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении, возбуждается административное дело.
Фиксируются все обстоятельства нарушения (составляется осмотр места происшествия), при необходимости отбираются объяснения у пострадавших, правонарушителя, лиц, возможно являющимися свидетелями.
Изымаются документы. Лицо, совершившее правонарушение, может быть отстранено от работы, доставлено в орган, осуществляющий надзор и контроль для составления протокола, может быть приостановлена деятельность объекта.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил
Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Выделяют три вида контроля (надзора):
1.Федеральный государственный контроль (надзор).
2.Региональный государственный контроль (надзор).
3.Муниципальный контроль.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (надзор) — деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории РФ.
Проверка — совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами
Мероприятие по контролю — действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций:
— по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя,
— по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов,
— по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды,
— по проведению их исследований, испытаний,
— а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда
Эксперты, экспертные организации- граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю
Виды проверок: плановые, внеплановые, документарные и выездные.
Функционал по контролю за соблюдением норм и правил санитарно-эпидемиологического состояния, взысканию штрафов и принуждению к исполнению требований нормативных правовых актов возложен на Роспотребнадзор. Физические лица попадают под ответственность по факту совершения правонарушения и установлению обоснованных доказательств принадлежности к конкретному виду проступка.
В части, касающейся юридических лиц, Роспотребнадзор наделен правом проведения проверок состояния санитарных норм. Проверки делятся на два типа:
- Плановый контроль – как правило, проводится с четко прослеживаемой периодичностью по обоюдно согласованным планам и графикам. При проведении проверки комиссия руководствуется текущими положениями законодательства и проверяет всю полноту соблюдения норм.
- Внеплановые проверки – в подавляющем большинстве случаев внеплановые проверки инициированы сообщениями об имеющихся на предприятии нарушениях или фактах свершившихся аварий.
Как плановые, так и внезапные проверки не могут длиться более 30 календарных дней (установлено, что за это время вполне возможно проверить любую организацию в полном объеме, а затягивание времени создает предпосылки к возникновению коррупционных отношений в среде комиссии). Плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в два года, и должны быть подкреплены приказом (выпиской из приказа) Роспотребнадзора.
Применение любого наказания предусматривает проведение предварительного разбирательства с определением степени вины, наличия доказательств, смягчающих и отягощающих обстоятельств.
К обстоятельствам, смягчающим степень наказания за совершение нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического права, относятся:
- раскаяние лица совершившего нарушения в своих действиях и признание их противозаконными;
- самостоятельное и бескорыстное возмещение пострадавшим лицам причиненного ущерба, создание условий дальнейшего недопущения подобных действий и устранение причин, явившихся предпосылкой к нарушению;
- совершение нарушения под влиянием сильных переживаний, расстройства, неудовлетворенности семейной жизнью или иными проблемами душевного характера;
- если нарушение совершено беременной женщиной или матерью ребенка в возрасте до одного года, а также несовершеннолетним гражданином любого пола;
- самостоятельное и добровольное сообщение правоохранительным органам о совершенном правонарушении и дальнейшее активное сотрудничество с органами контроля по устранению последствий нарушения.
По закону рассматриваемый вид взыскания разрешается налагать на сотрудника исключительно в ситуации, если последний совершает дисциплинарный проступок. Проще говоря, это целесообразно, лишь когда работник либо совсем игнорирует возложенные на него обязанности или исполняет не в полной мере.
Какие дисциплинарные взыскания имеет право применить работодатель к сотруднику
В перечень таких деяний входят в общих случаях следующие:
- прогулы, то есть неоправданное отсутствие служащего на работе более 4-х часов (причем подряд!);
- неисполнение обязанностей, перечисленных либо в трудовом соглашении или же в должностной инструкции;
- отказ от обязательных действий.
Перечень последних приводится в:
- том же трудовом договоре;
- внутренних регуляторных актах, действующих на предприятии;
- должностных инструкциях.
Самыми распространенными санитарными нарушениями следует считать:
- непрохождение медицинского освидетельствования;
- игнорирование правила требующего от персонала ношения спецодежды.
В перечне общих взысканий, налагающихся на сотрудников, числятся следующие:
- выговор;
- предупреждение;
- увольнение.
Кроме того, дисциплинарная ответственность может заключаться и в:
- отстранении от работы;
- снятии с должности.
Впрочем, в некоторых случаях допустимо практиковать такого рода взыскание и за действия, не имеющие отношения к трудовой дисциплине, но рассматриваемые в Административном или Уголовном кодексах.
Помимо общих видов наказаний, есть и специальные – они налагаются в соответствии с законодательством либо положениями, относящимися к конкретному виду службы. При этом работодателю категорически запрещается использовать санкции, не приведенные нормативными документами. Нарушивших это требование ждет кара, предусмотренная в Административном кодексе (статья 5.27).
Виды ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил
Вид ответственности | Описание |
---|---|
Дисциплинарная | Подлежат лица, исполняющие свои обязанности по трудовому договору с работодателем. Ответственность закрепляется должностными инструкциями. Выявляются нарушения в ходе административно-производственного контроля руководством. |
Административная | Подлежат все категории субъектов — граждане, ИП, юрлица и должностные лица. Ответственность установлена КоАП РФ. Выявляются должностными лицами контролирующих органов. |
Уголовная | Подлежат все вышеперечисленные субъекты. Ответственность установлена Уголовным кодексом РФ. Выявляются должностными лицами контролирующих органов, гражданами. |
Гражданско-правовая | Установлена статьей 57 ФЗ №52 за вред, причиненный личности или имуществу, вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред в соответствующем порядке может быть возмещен. |
Что грозит по КоАП РФ?
За нарушение законодательства в рассматриваемой нами области установлен не такой широкий спектр санкций. Предполагается назначение таких видов наказаний, как:
- Предупреждение;
- Административный штраф;
- Приостановление деятельности ИП или юрлица.
Размеры штрафов варьируются в зависимости от статуса субъекта, привлекаемого к административной ответственности, от 100 рублей при привлечении гражданина, и до 1 миллиона рублей при привлечении организации в виде юридического лица по различным статьям КоАП, рассмотренным нами выше.
При назначении наказания должностными лицами, принимающими решение о привлечении к ответственности, учитываются различные моменты и факторы, такие как:
- общественная опасность правонарушения (нескошенная трава у забора частного дома или загрязнение водоема сточными водами предприятия);
- субъект привлечения (значительно строже наказывается должностные и юридические лица);
- наступившие в результате правонарушения последствия (незначительное отравление гражданина в ресторане или массовое отравление граждан населенного пункта в результате сброса предприятием химических отходов в водозабор);
- повторность правонарушения (нередко за совершение правонарушений впервые субъекту выносится предупреждение).
Возраст и ответственность: каково законодательство?
Законодательство регулирует возрастную ответственность граждан в случаях санитарного правонарушения. Граждане могут быть привлечены к ответственности за санитарные правонарушения с определенного возраста. Этот возраст может различаться в зависимости от конкретной ситуации и законодательства страны.
Для большинства санитарных правонарушений, возраст, с которого граждане могут быть привлечены к ответственности, составляет 18 лет. В этом случае, граждане достигшие данного возраста, считаются дееспособными и могут нести ответственность за свои действия или бездействия, приведшие к нарушению санитарных норм.
Однако, существуют исключения, когда возрастная граница ответственности может быть иным. Например, в ряде стран возраст возможного привлечения к ответственности может начинаться с 16 или даже 14 лет в случае совершения определенных санитарных правонарушений. Это связано с тем, что в этих случаях регулирующее законодательство учитывает особенности возраста и психологическую зрелость лиц.
Важно отметить, что несовершеннолетние граждане (возрастом до 18 лет) также могут нести ответственность за санитарные правонарушения, но формы ответственности и наказания могут отличаться от совершеннолетних. Несовершеннолетние могут подпадать под ювенальную юстицию, где применяются особые правила и коррекционные меры для несовершеннолетних правонарушителей.
Общая система ответственности за санитарные правонарушения, которая учитывает возраст и психологическую зрелость граждан, помогает поддерживать общественный порядок и соблюдение санитарных норм. Использование различных подходов к ответственности в зависимости от возраста способствует более справедливой и адекватной реакции на нарушения санитарных правил, а также позволяет проводить профилактическую работу с несовершеннолетними гражданами в целях их реабилитации и воспитания.
Куда жаловаться на нарушение санитарных норм?
Контролем в сфере защиты прав потребителей, проверкой организаций и предпринимателей, реализующих и производящих товары, эпидемиологическим контролем и мониторингом соблюдения санитарных норм в РФ занимается Роспотребнадзор. Именно в этот государственный орган, в первую очередь, следует обращаться при нарушении санитарных норм.
Жалоба направляется в территориальное отделение Роспотребнадзора по месту нахождения предполагаемого нарушителя. В случае отсутствия положительного результата или бездействия территориального органа рекомендуется обращаться непосредственно в центральный аппарат федеральной службы.
В любом случае, столкнувшись с нарушением санитарно-эпидемиологических норм гражданин вправе обратиться за восстановлением нарушенного права в прокуратуру. Сотрудники прокураторы также уполномочены рассмотреть заявления в случае, если Роспотребнадзор не разрешил ситуацию.
Если иные способы защиты исчерпаны или человеку причинен материальный или моральный вред несоблюдением санитарных правил, то гражданин вправе обратиться в суд. Дело будет рассмотрено в общем порядке гражданского судопроизводства.
Процедура наложения взыскания
Ответим коротко на наиболее распространенные вопросы относительно порядка привлечения к административной ответственности.
Кодексом об административных правонарушениях, в нем перечислен все составы административных правонарушений и наказания за них, санитарным посвящена часть норм в главе 6.
В этом случае действуют общие положения Кодекса. С 16 лет, это установлено в ст. 2.3 КоАП РФ. Гражданина в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобожден от ответственности по особому решению комиссии по делам несовершеннолетних на основании конкретных обстоятельств с применением соответствующих мер воздействия. За детей возрастом меньше 16 лет отвечают их родители.
Какие предусмотрены для данной группы правонарушений смягчающие обстоятельства? Здесь также законом не установлено каких-либо особых норм для главы 6 и действуют общие правила. К обстоятельствам, смягчающим ответственность за санитарные правонарушения, относится в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ:
- раскаяние допустившего нарушение лица;
- «явка с повинной», то есть, сообщение о нарушении в уполномоченные органы, до его обнаружения ими;
- принятие действий для предотвращения вредных последствий;
- добровольное прекращение самих действий;
- оказание содействия в раскрытии деталей правонарушения и установлении его фактической стороны;
- возмещение вреда;
- устранение нарушения до вынесения постановления о привлечении к ответственности;
- признаки, характеризующие личность нарушителя: несовершеннолетие, беременность женщины или наличие у нее маленького ребенка на воспитании.
Главным санитарным врачом или его заместителем на основании ст. 51 ФЗ-52.
Правонарушителю дается два месяца на уплату согласно ст. 32.2 КоАП РФ (но только со дня вступления в силу этого документа, что происходит в течение 10 дней с момента его внесения), в случае уклонения от исполнения этой обязанности по ст. 20.25 будет применена санкция в двойном размере.
Вообще в арсенале контролирующих органов по КоАП есть выбор средств наказания: предупреждение, арест, лишение спецправа или дисквалификация, приостановление деятельности. Но они устанавливаются санкциями конкретных статей. Самая распространенная мера по нормам главы 6 – это штраф.
Норма КоАП РФ | Санкция, размер, штраф в рублях |
6.3 Нарушение отраслевого законодательства, невыполнение СанПиН, гигиенических норм, уклонение от обязательных мероприятий | Предупреждение или штраф: |