Федеральный стандарт для бюджетных учреждений

12.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный стандарт для бюджетных учреждений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н, установил правила отражения в бухгалтерском учете (БУ) фактов хозяйственной жизни, которые возникли в период между отчетной датой и датой подписания и (или) принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период и которые оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат и (или) движение денежных средств субъекта отчетности.

Нематериальные активы

По ФСБУ, к нематериальным активам относятся исключительные и неисключительные права пользования. Пользовательские права на лицензионные программы не учитываются на забалансе по счету 01, их отражают на балансе по новым аналитическим счетам к регистру 0 111 00 «Права пользования активами».

Детализировали учет исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, дополнив счет 0 102 00 «Нематериальные активы» новой аналитикой. Для отражения прав пользования нематериальными активами используют новые подстатьи по КОСГУ:

  • неисключительные права с определенным сроком полезного использования отражают на подстатьях 352 и 452;
  • неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — на подстатьях 353 и 453.

События после отчетной даты

Этот ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий такого характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения этой информации в отчетность организации.

Ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить собственные исключительные правила. Новые ФСБУ эти разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты отражаются в учете только согласно обозначенным нормам и никак иначе.

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не выделяется в отдельную группу.

ФСБУ ввел абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Такая недвижимость не используется учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства разрешено учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом объединяют офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100% амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Преимущества для пользователей СПС

  • Формирование/подтверждение собственной позиции по практическим вопросам на основе самостоятельно найденной в КонсультантПлюс информации с обоснованием судебной практикой и финансовыми консультациями для принятия решений, обсуждения с сотрудниками, планирования и контроля выполнения стратегических решений;
  • В решающий момент системы и сервис не подведут: нужная информация будет найдена оперативно;
  • Минимизация рисков – работа с системой позволяет избежать ошибок и штрафов, грамотно подготовиться сотрудникам к сдаче отчетности и обоснованию финансовых предложений;
  • Знание изменений в нормативных актах, особенностей бухгалтерского учета и налогообложения, применения льгот и использование с выгодой для компании, в том числе при стратегическом планировании;
  • Обеспечение конфиденциальности информации о бизнесе при решении вопросов с помощью СПС;
  • Экономия затрат и времени на информационно-правовое обслуживание

Понятие события после отчетной даты

Учреждение самостоятельно должно определять события после отчетной даты, информация о которых является существенной, исходя из общих требований к составлению отчетности. Такие события подлежат отражению в бухгалтерском учете и (или) раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного характера для субъекта отчетности.

В силу п. 7 Стандарта «События после отчетной даты» к событиям после отчетной даты относятся следующие события.

Событие после отчетной даты, которое подтверждает условия хозяйственной деятельности (факты хозяйственной жизни) субъекта отчетности на отчетную дату и (или) указывает на обстоятельства, существенным образом влияющие на показатели активов, обязательств и результатов деятельности субъекта отчетности, раскрываемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности, на отчетную дату (событие, подтверждающее условия деятельности)

Событие после отчетной даты, которое указывает на условия хозяйственной деятельности (факты хозяйственной жизни) учреждения, возникшие после отчетной даты, и (или) на обстоятельства, возникшие после отчетной даты (событие, указывающее на условия деятельности)

1) выявление документально подтвержденных обстоятельств, указывающих на наличие у дебиторской задолженности признаков безнадежной к взысканию, если по состоянию на отчетную дату в отношении такой дебиторской задолженности уже принимались меры по ее взысканию, в частности:

а) смерти физического лица – должника (плательщика) или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ;

б) признания должника в установленном законодательством РФ порядке банкротом, если по состоянию на отчетную дату в отношении

1) принятие решения о реорганизации или ликвидации (упразднении) субъекта отчетности либо изменение типа учреждения, о котором не было известно по состоянию на отчетную дату;

2) существенное поступление или выбытие активов, связанное с операциями, инициированными в отчетном периоде;

3) возникновение обстоятельств, в том числе чрезвычайных, в результате которых активы выбыли из владения, пользования и распоряжения

этого должника уже осуществлялась процедура банкротства;

в) ликвидации организации – должника (плательщика) в части его задолженности по платежам, не погашенным по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;

г) принятия судом акта, в соответствии с которым учреждение утрачивает возможность взыскания с должника (плательщика) задолженности в связи с истечением срока ее взыскания (срока исковой давности), включая вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании задолженности;

д) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, если с даты образования дебиторской задолженности прошло более пяти лет, когда:

– размер задолженности не превышает размер требований к должнику, предусмотренный законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

– судом возвращено заявление о признании плательщика банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

2) завершение после отчетной даты судебного производства, в результате чего подтверждается наличие (отсутствие) на отчетную дату обязательства, по которому ранее был определен резерв предстоящих расходов;

3) завершение после отчетной даты процесса оформления изменения существенных условий сделки, который был инициирован в отчетном периоде;

4) завершение после отчетной даты процесса оформления государственной регистрации права собственности (права оперативного управления), который был инициирован в отчетном периоде;

5) получение от страховой организации доку-

субъекта отчетности вследствие их гибели и (или) уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления их местонахождения;

4) публичные объявления об изменениях в государственной политике, планах и намерениях государственного органа (органа местного самоуправления, муниципального органа), осуществляющего в отношении учреждения полномочия и функции учредителя (собственника), реализация которых в ближайшем будущем существенно окажет влияние на деятельность субъекта отчетности;

5) изменение законодательства, в том числе утверждение нормативных правовых актов, оформляющих начало реализации, изменение и прекращение государственных программ и проектов, заключение и прекращение действия договоров и соглашений, а также иные решения, исполнение которых в ближайшем будущем существенно повлияет на величину активов, обязательств, доходов и расходов субъекта отчетности;

6) изменение величины активов и (или) обязательств, произошедшее в результате существенного изменения после отчетной даты курсов иностранных валют;

7) передача после отчетной даты на аутсорсинг всей или значительной части функций (полномочий), осуществляемых субъектом отчетности на отчетную дату;

8) принятие после отчетной даты решений о прощении долга по кредиту (займу, ссуде), возникшего до отчетной даты;

9) начало судебного производства, связанного исключительно с событиями, произошедшими после отчетной даты

мента, устанавливающего (уточняющего) размер страхового возмещения по страховому случаю, произошедшему в отчетном периоде;

6) получение информации, указывающей на обесценение активов на отчетную дату или необходимость корректировки убытка от обесценения активов, признанного на отчетную дату;

7) изменение после отчетной даты кадастровых оценок нефинансовых активов;

8) определение после отчетной даты суммы активов и обязательств, возникающих при завершении текущего финансового года в соответствии с бюджетным законодательством РФ, распределением доходов (обязательств), установленным международными соглашениями;

9) обнаружение после отчетной даты, но до даты принятия (утверждения) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта отчетности ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период (периоды, предшествующие отчетному) и (или) ошибки, допущенной при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе по результатам проведения камеральной проверки, либо при осуществлении внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, внутреннего финансового контроля и (или) внутреннего финансового аудита, а также внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

Читайте также:  Как отразить доход учредителя в виде процентов по займу в отчете 6-НДФЛ в 1С?

Определение и классификация событий после отчетной даты

1 января 2019 г. вступил в силу ФСБУ «События после отчетной даты», который классифицирует факты хозяйственной жизни субъекта учета после отчетной даты и определяет правила отражения их в учете и отчетности. Данный стандарт следует применять относительно бухгалтерской отчетности за 2019 г. Минфином были представлены рекомендации по применению данного стандарта в Письме от 31.07.2018 № 02-06-07/55005 (далее – Методические рекомендации).

Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, наступивший между отчетной датой (устанавливается Инструкциями № 33н, 191н) и датой подписания и принятия отчетности. При этом дата подписания – это дата подписания субъектом отчетности всей совокупности бухгалтерских отчетов и пояснений к ним, а датой принятия отчетности считается дата подписания субъектом консолидированной отчетности Уведомления о принятии отчетности (дата направления по каналам связи Уведомления о принятии отчетности в форме электронного документа), сформированного по результатам проведения им камеральной проверки полного комплекта бухгалтерской (финансовой) отчетности, представленного субъектом отчетности.

Ключевым критерием в определении события после отчетной даты является уровень его существенности. Согласно п. 1.6 Методических рекомендаций и п. 17 СГС «Концептуальные основы» существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой влияют на экономическое решение учредителей учреждения, принимаемое на основании данных учета и (или) отчетности. Существенность информации зависит:

  • от характера и величины анализируемого показателя учета и (или) отчетности;
  • от степени влияния отсутствия показателя или искажения на решения пользователей отчетности.

Необходимо отметить, что единого количественного критерия существенности информации не применяется, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, условно можно разделить события после отчетной даты на два типа: существенные события и события, не являющиеся существенными.

В свою очередь, событие, являющееся существенным, учреждение определяет самостоятельно, и информация о таком событии отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в отчетности независимо от отрицательного или положительного характера. Такое событие после отчетной даты подтверждает или указывает на условия деятельности учреждения и связано с фактами, уже существовавшими на отчетную дату. Оно уточняет, отменяет или определяет точный размер финансовых последствий, указанных в событии.

Согласно ФСБУ «События после отчетной даты» п. 2.2 Методических рекомендаций к событиям, подтверждающим условия деятельности можно отнести:

  • наличие документально подтвержденных признаков у дебиторской задолженности нереальной к взысканию;
  • завершение после отчетной даты судебного процесса результатом которого является подтверждение наличия либо отсутствия на отчетную дату обязательства, по которому ранее был определен резерв предстоящих расходов;
  • завершение процесса оформления государственной регистрации права собственности после отчетной даты, который был инициирован в отчетном периоде;
  • получение размера страхового возмещения от страховой компании по страховому случаю, который произошел в отчетном периоде
  • изменение кадастровой оценки земли после отчетной даты.

Согласно п. 2.3 Методических рекомендаций к событиям, указывающим на условия деятельности учреждения, относятся:

  • принятие решения о реорганизации или ликвидации субъекта отчетности, изменении типа государственного учреждения, о котором не было известно по состоянию на отчетную дату;
  • существенное поступление или выбытие активов, в том числе по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой отчетности, отраженным в протоколах, актах, которые были подписаны комиссией по инвентаризации и ответственными лицами после отчетной даты;
  • ошибка, обнаруженная после отчетной даты (с учетом условий принятия отчетности).

Особенности отраслевых стандартов

Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.

Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:

  • приведение требований в соответствие с потребностями людей и организаций, составляющих и получающих бухгалтерскую отчетность;
  • достижение современного уровня развития практики и научных методов финансового учета;
  • организация единства правил для различных систем бухгалтерского учета;
  • упрощение учета и отчетности (для тех категорий, имеющих право применять упрощенные методы бухгалтерии).
Читайте также:  СНИП пожарная безопасность зданий и сооружений

События после отчетной даты

Данный ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий данного характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения данной информации в отчетность организации.

Напомним, что ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить свои исключительные правила. Новые стандарты бухгалтерского учета 2020 данные разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты могут быть отражены в учете только согласно обозначенным нормам, и никак иначе.

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2021-22 годах

Все ПБУ, действующие в 2021-21 годах:

ПБУ 1/2008
«Учетная политика организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 2/2008
«Учет договоров строительного подряда»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 3/2006
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 4/99
«Бухгалтерская отчетность организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 5/01
«Учет материально-производственных запасов»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 6/01
«Учет основных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 7/98
«События после отчетной даты»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 8/2010
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 9/99
«Доходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 10/99
«Расходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 11/2008
«Информация о связанных сторонах»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 12/2010
«Информация по сегментам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 13/2000
«Учет государственной помощи»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 14/2007
«Учет нематериальных активов»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 15/2008
«Учет расходов по займам и кредитам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 16/02
«Информация по прекращаемой деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 17/02
«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 18/02
«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 19/02
«Учет финансовых вложений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 20/03
«Информация об участии в совместной деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 21/2008
«Изменения оценочных значений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 22/2010
«Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 23/2011
«Отчет о движении денежных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 24/2011
«Учет затрат на освоение природных ресурсов».
(статьи, новости и разьяснения)

Развитие российских стандартов бухгалтерского учета

Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2021 — 2021 гг. утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2021 N 83н.

Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.

В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил «Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2021 гг.». Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты.

Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:

1) для организаций государственного сектора;

2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.

Новые стандарты бухучета в 2021 году

Минфин ежегодно вводит новые правила. ФСБУ, или федеральный стандарт бухгалтерского учета — это нормативный документ, который устанавливает требования к ведению бухучета и допустимые способы ведения бухгалтерии в учреждениях государственного сектора. Изменение учета в бюджетной сфере началось еще в 2021 году — были введены первые пять ФСБУ. В 2021 году ввели вторую пятерку стандартов, а с 1 января 2021 действует еще семь стандартов.
Новые стандарты бухучета обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2021 года для госсектора следующие:

  1. Выплаты персоналу (приказ Минфина № 184н от 15.11.2019).
  2. Нематериальные активы (Пр. № 181н от 15.11.2019).
  3. Непроизведенные активы (Пр. № 34н от 28.02.2018).
  4. Затраты по заимствованиям (Пр. № 182н от 15.11.2019).
  5. Совместная деятельность (Пр. № 183н от 15.11.2019).
  6. Информация о связанных сторонах (Пр. № 277н от 30.12.2017).
  7. Финансовые инструменты (Пр. № 129н от 30.06.2020).

Федеральный стандарт «Совместная деятельность»

Стандарт регламентирует порядок бухгалтерского учета объектов, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества без образования юридического лица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов), направленных на достижение целей, не связанных с извлечением прибыли, без образования юридического лица, а также правила раскрытия в отчетности информации об участии субъекта учета в указанной деятельности.

Если имущество участников соглашения о совместной деятельности не объединяется, каждый субъект учета оставляет на своем балансе все используемые активы (ОС, НМА, НПА, МЗ), не переводя их в категорию финансовых вложений. Учреждение ведет бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными актами, Учетной политикой. В части, относящейся к совместной деятельности, следует применять обособленную аналитику.

В результате выполнения совместных операций у госучреждения могут образоваться активы и доходы, которые нужно принять к учету. При признании таких активов и доходов и выполнении их стоимостной оценки следует руководствоваться:

  • действующим законодательством в сфере бухучета, в том числе инструкциями и стандартами;
  • внутренними локальными нормативными актами, в первую очередь Учетной политикой;
  • соглашением о ведении совместной деятельности.

У субъекта учета, выполняющего завершающие хозяйственные операции, возникают активы и доходы, подлежащие передаче другим участникам. Активы при этом следует учитывать на забалансе, откуда и производить передачу, а причитающиеся другим субъектам учета доходы следует отразить в качестве обязательств перед ними.

В бухгалтерской отчетности учреждению-участнику нужно представить следующие сведения:

  • По каждому соглашению, не предусматривающему объединения имущества: цель и гражданско-правовую форму совместной деятельности, величину активов и обязательств, доходов и расходов, признанных за отчетный период в связи с совместной деятельностью.
  • По каждому договору простого товарищества: цель совместной деятельности, величину вклада по договору и размер дохода за отчетный период.
  • Субъект, ведущий общий бухучет, должен сформировать обособленную бухгалтерскую отчетность простого товарищества в соответствии с действующими инструкциями. Если участниками договора были юрлица, не имеющие отношения к бюджетной сфере, нужно раскрыть информацию о размере их вкладов.
Читайте также:  Правила возврата денег за товар, оплаченный банковской картой

Несмотря на разъяснения Минфина в письме от 30.11.2017 № 02-06-10/79778

, в настоящее время большинство бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений задаются вопросом: с чего начать переход на применение Стандарта ОС? В указанном письме Минфин не предложил какого либо плана последовательных мероприятий по переходу на Стандарт ОС. Очевидно, что учреждения должны буду самостоятельно разработать такой план. Важнейшим этапом такого плана должно быть обновление состава комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Ведь решения данной комиссии станет судьбоносными хозяйственной деятельности учреждения! Следующий этап – выявление объектов нефинансовых активов, соответствующих критериям их постановки на балансовый учета, которые указаны в пункте 8 Стандарта ОС. Теперь согласно стандарту мало того, что объект соответствует общепринятому пониманию основного средства, но для целей бухгалтерского учета он должен соответствовать критериям стандарта! Подробно о полномочиях комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов, о критериях постановки основных средств на балансовый учеты мы говорили на вебинаре
от 28 февраля 2021 года
.

А более подробно об алгоритме перехода на применение Стандарта ОС мы будем говорить на вебинаре 28 марта 2021 года

!

Приглашаем бухгалтеров и работников финансовых служб государственных и муниципальных учреждений принять участие в бесплатном вебинаре.
Зарегистрироваться можно здесь.

II. Понятие событий после отчетной даты

3. Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Событием после отчетной даты признается также объявление годовых дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за отчетный год.

4. Датой подписания бухгалтерской отчетности считается дата, указанная в представляемой в адреса, определенные законодательством Российской Федерации, бухгалтерской отчетности при подписании ее в установленном порядке.

5. К событиям после отчетной даты относятся:

  • события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;
  • события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.

Примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты, приведен в приложении к настоящему Положению.

Событие после отчетной даты

Событие после отчетной даты — событие, которое имело место в период между отчетной датой и датой подписания и (или) принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения (п. 1.5 Методических указаний).

Под отчетной датой понимается дата, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность. В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отчетной датой является последний календарный день отчетного периода. Отчетным периодом признан период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Инструкциями о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений (утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н) и о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности (утв. Приказом от 28.12.2010 N 191н) установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется учреждениями государственного сектора на следующие даты:

  • месячная — по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным;
  • квартальная — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
  • годовая — на 1 января года, следующего за отчетным.

Кроме того, в пункте 7 Стандарта определены еще два понятия:

  • дата подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности — это дата подписания субъектом отчетности либо субъектом отчетности и централизованной бухгалтерией всей совокупности бухгалтерских отчетов и пояснений к ним;
  • дата принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности — это дата подписания субъектом консолидированной отчетности уведомления о принятии отчетности (дата направления по каналам связи уведомления о принятии отчетности в форме электронного документа), сформированного по результатам проведения им камеральной проверки полного комплекта бухгалтерской (финансовой) отчетности, субъекта отчетности.

Данный тип событий связан с фактами, произошедшими в промежутке между отчетной датой и датой подписания (принятия) отчетности.

К таким событиям относятся, в частности, следующие факты хозяйственной жизни:

  • принятие решения о реорганизации или ликвидации (упразднении) либо изменении типа учреждения субъекта отчетности, о котором не было известно по состоянию на отчетную дату;
  • существенное поступление или выбытие активов, связанное с операциями, инициированными в отчетном периоде;
  • возникновение обстоятельств, в том числе чрезвычайных, в результате которых активы выбыли из владения, пользования и распоряжения вследствие их гибели и (или) уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления их местонахождения;
  • публичные объявления об изменениях политики, планов, намерений органа-учредителя, которые могут повлиять на полномочия и функции субъекта учета;
  • изменения законодательства, в том числе утверждение нормативных правовых актов, оформляющих начало реализации, изменение и прекращение госпрограмм и проектов, заключение и прекращение действия договоров и соглашений, а также иные решения, исполнение которых в ближайшем будущем существенно повлияет на величину активов, обязательств, доходов и расходов;
  • существенное изменение величины активов и (или) обязательств в результате изменения курсов иностранных валют после отчетной даты;
  • передача после отчетной даты на аутсорсинг всей или значительной части функций (полномочий), осуществляемых на отчетную дату;
  • принятие после отчетной даты решений о прощении кредитов (займов, ссуд), обязательства по которым возникли до отчетной даты;
  • начало судебного производства, связанного исключительно с событиями после отчетной даты.

Раскрытие СПОД в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность за отчетный период формируется на основе данных бухгалтерского учета с учетом этих событий. В пояснительной записке отражается информация об условиях хозяйственной деятельности на отчетную дату также с учетом событий после отчетной даты.

Если в целях своевременного представления отчетности информация о событии после отчетной даты не учтена при формировании показателей бухгалтерской отчетности, то информация об этом событии в случае его существенности и оценки в денежном выражении раскрывается в пояснительной записке. При этом на основании указанной информации в межотчетный период корректируются входящие остатки на 1 января года, следующего за отчетным (п. 3.2 Методических указаний).


Похожие записи: