Отказ в приеме деклараций: основания, последствия и порядок действий

11.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в приеме деклараций: основания, последствия и порядок действий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перечень оснований для непринятия ИФНС налоговой отчетности установлен в п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343.

Что не является основанием для отказа в приеме деклараций

Перечень приведенных выше оснований для отказа в приеме налоговой отчетности является исчерпывающим. Он не подлежит произвольному толкованию или расширению по усмотрению должностных лиц ИФНС. Поэтому налоговики не вправе отказать в приеме декларации, в частности, по следующим причинам:

  • наличие у плательщика признаков недобросовестности;
  • периодическая неуплата организацией/ИП налогов, сборов и страховых взносов;
  • регистрация плательщика по массовому адресу;
  • наличие в налоговой декларации ошибок, неточностей и описок;
  • неосуществление плательщиком хозяйственной деятельности и периодическое неисполнение обязанностей по сдаче налоговой/бухгалтерской отчетности;
  • наличие долгов по обязательным платежам;
  • связь организации/ИП с фирмами-однодневками;
  • транзитный характер совершаемых налогоплательщиком операций;
  • занижение в подаваемой налоговой декларации налогооблагаемой базы.

Что делать при отказе в принятии декларации

Отказ в принятии налоговой отчетности повлечет нарушение сроков ее сдачи. А это в свою очередь является основанием для привлечения организации/ИП к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.

Штраф по данной норме составляет 5% не уплаченной на основании поданной декларации суммы налога. Причем этот штраф назначается за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи декларации. В конечном итоге штраф может составить 30% от не уплаченной по декларации суммы налога.

Поэтому если ИФНС отказала в принятии декларации по законному основанию, плательщик должен в самые кратчайшие сроки исправить допущенные при сдаче ошибки/недочеты и направить в ИФНС исправленный вариант отчетности. С исправлением ошибок лучше не затягивать. Чем больше просрочка, тем выше и штраф.

Если же в принятии отчетности было отказано необоснованно, то отказ можно оспорить в вышестоящий налоговый орган. В жалобе на действия ИФНС нужно детально указать суть претензии, а также обратить внимание на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Кроме того, действия налоговиков могут быть обжалованы в судебном порядке. Судебная практика по данному вопросу сформирована в пользу плательщиков. При этом суды сходятся во мнении, что налоговые органы не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 № А67-9224/2017).

Список причин для отказа в приеме декларации

Полный перечень причин, по которым налоговики могут запретить прием отчетных бумаг, представлен в соответствующем Административном регламенте (пункт 19). Его Федеральная налоговая служба РФ утвердила в июле 2019 года приказом №ММВ-7-19/343@.

Отказ в приеме отчетности в налоговую зависит от способа подачи. При сдаче «на бумаге» причины могут быть следующими:

  • отчетность подписана лицом, не имеющим на это полномочий;
  • достоверность и полнота сведений не подтверждены подписью ответственного лица;
  • личность физлица, которое подает бумаги, не удостоверена из-за отсутствия документа (паспорта);
  • лицо, сдающее отчетность, не имеет подтверждающего полномочия документа;
  • декларация сдается не по форме или не в то отделение ИФНС;
  • наличие ошибок или предоставление недостоверных данных.

Электронный способ подачи:

  • не соблюдено требование к форме или формату документа;
  • нет защиты усиленной квалифицированной ЭЦП ответственного лица;
  • подпись лица, у которого нет полномочий на это;
  • сдача не в тот орган ФНС;
  • есть ошибки или указаны недостоверные сведения.

Отдельно стоит уточнить основание, связанное с отсутствием полномочия на подпись. Если документ подписан руководителем компании, а ФНС отказывает в его приеме, то причины у ведомства могут быть следующие:

  • руководитель дисквалифицирован;
  • подпись поставлена умершим лицом, о чем свидетельствуют данные госрегистрации смерти;
  • документ подписал руководитель, который отказался от участия в организации;
  • руководитель недееспособен или признан безвестно отсутствующим, если информации о месте его нахождения нет более 1 года;
  • в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о руководителе, подписавшем отчетность.

Необоснованный отказ ИФНС

Содержащийся в регламенте перечень оснований является исчерпывающим и расширению не подлежит. Так, у должностных лиц инспекции федеральной налоговой службы нет права ссылаться на признаки недобросовестности налогоплательщика или на периодическую неуплату им положенных сборов.

Также в приеме налоговой декларации нельзя отказать по закону, если:

  • в документе есть ошибки/описки/неточности;
  • в качестве места регистрации использован адрес, по которому зарегистрированы другие юрлица;
  • есть долги или отсутствует хозяйственная деятельность;
  • установлена связь с так называемыми фирмами-однодневками;
  • операции плательщика налогов носят транзитный характер;
  • занижена база налогообложения.

Проверка добросовестности налогоплательщика и правильности его расчетов — прерогатива особой проверки (камеральной), эти параметры не должны оцениваться сотрудниками налоговой инспекции на этапе принятия документов. Поэтому в отсутствие причин, прямо прописанных в пп. 19-го и 142-го регламента, налогоплательщик может настаивать на своем праве задекларировать результаты своей деятельности.

Почему налоговики могут не принять декларацию

Перечень оснований для непринятия ИФНС налоговой отчетности установлен в п. 28 и 194 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н.

К основаниям для отказа в приеме бумажной декларации относятся:

  • представление декларации не в тот налоговый орган;
  • отсутствие в бумажной налоговой декларации подписи лица, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в отчетности;
  • отсутствие документов, удостоверяющих личность физлица, непосредственно представляющего налоговую декларацию в ИФНС;
  • отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, подающего налоговую декларацию в ИФНС;
  • представление налоговой декларации не по установленной форме.
Читайте также:  Правила ведения и коррекция остатков в ЕГАИС

К основаниям для отказа в приеме электронной декларации относятся:

  • представление налоговой декларации не по установленной форме/формату;
  • отсутствие в декларации усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя или иного уполномоченного лица организации-заявителя;
  • представление налоговой декларации в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой декларации.

Что не является основанием для отказа в приеме деклараций

Перечень приведенных выше оснований для отказа в приеме налоговой отчетности является исчерпывающим. Он не подлежит произвольному толкованию или расширению по усмотрению должностных лиц ИФНС. Поэтому налоговики не вправе отказать в приеме декларации, в частности, по следующим причинам:

  • наличие у плательщика признаков недобросовестности;
  • периодическая неуплата организацией/ИП налогов, сборов и страховых взносов;
  • регистрация плательщика по массовому адресу;
  • наличие в налоговой декларации ошибок, неточностей и описок;
  • неосуществление плательщиком хозяйственной деятельности и периодическое неисполнение обязанностей по сдаче налоговой/бухгалтерской отчетности;
  • наличие долгов по обязательным платежам;
  • связь организации/ИП с фирмами-однодневками;
  • транзитный характер совершаемых налогоплательщиком операций;
  • занижение в подаваемой налоговой декларации налогооблагаемой базы.

Что делать при отказе в принятии декларации

Отказ в принятии налоговой отчетности повлечет нарушение сроков ее сдачи. А это в свою очередь является основанием для привлечения организации/ИП к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.

Штраф по данной норме составляет 5% не уплаченной на основании поданной декларации суммы налога. Причем этот штраф назначается за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи декларации. В конечном итоге штраф может составить 30% от не уплаченной по декларации суммы налога.

Поэтому если ИФНС отказала в принятии декларации по законному основанию, плательщик должен в самые кратчайшие сроки исправить допущенные при сдаче ошибки/недочеты и направить в ИФНС исправленный вариант отчетности. С исправлением ошибок лучше не затягивать. Чем больше просрочка, тем выше и штраф.

Если же в принятии отчетности было отказано необоснованно, то отказ можно оспорить в вышестоящий налоговый орган. В жалобе на действия ИФНС нужно детально указать суть претензии, а также обратить внимание на п. 28 и п. 194 Административного регламента (утв. приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н), где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Кроме того, действия налоговиков могут быть обжалованы в судебном порядке. Судебная практика по данному вопросу сформирована в пользу плательщиков. При этом суды сходятся во мнении, что налоговые органы не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 № А67-9224/2017).

Что делать при отказе в принятии декларации

Отказ в принятии налоговой отчетности повлечет нарушение сроков ее сдачи. А это в свою очередь является основанием для привлечения организации/ИП к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.

Штраф по данной норме составляет 5% не уплаченной на основании поданной декларации суммы налога. Причем этот штраф назначается за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи декларации. В конечном итоге штраф может составить 30% от не уплаченной по декларации суммы налога.

Поэтому если ИФНС отказала в принятии декларации по законному основанию, плательщик должен в самые кратчайшие сроки исправить допущенные при сдаче ошибки/недочеты и направить в ИФНС исправленный вариант отчетности. С исправлением ошибок лучше не затягивать. Чем больше просрочка, тем выше и штраф.

Если же в принятии отчетности было отказано необоснованно, то отказ можно оспорить в вышестоящий налоговый орган. В жалобе на действия ИФНС нужно детально указать суть претензии, а также обратить внимание на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Кроме того, действия налоговиков могут быть обжалованы в судебном порядке. Судебная практика по данному вопросу сформирована в пользу плательщиков. При этом суды сходятся во мнении, что налоговые органы не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 № А67-9224/2017).

Причины отказа налоговой инспекции в приеме декларации

Одной из частых проблем, с которой Вы можете столкнуться при подаче декларации 3-НДФЛ, является отказ сотрудника налоговой инспекции в приеме документов. Ниже мы расскажем, что важно знать в этом случае. Мы рассмотрим ситуацию в контексте получения налогового вычета, но это является актуальным и для декларирования доходов.

Итак, если у Вас отказываются принять документы, то:

1. Важно понимать, что принимают у Вас документы специалисты отдела работы с налогоплательщиками, а проверку документов будут осуществлять в отделе камеральных проверок. Это совсем другой отдел с другими сотрудниками.

Квалификация принимающих сотрудников (в области налогов и вычетов) обычно намного ниже, чем проверяющих инспекторов. Поэтому не всегда стоит принимать сказанное принимающим сотрудником налоговой инспекции как «последнюю инстанцию».

Часто встречаются ситуации, когда принимающий инспектор говорит, что в данном случае вычет получить нельзя (или не хватает документов и т.п.), но впоследствии во время камеральной проверки вычет одобряется без всяких проблем.

2. Причины, по которым у Вас могут не принять документы, законодательно ограничены в п. 28 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н.

Не принять у Вас документы могут только если:

Если ни один перечисленных пунктов не подходит под Вашу ситуацию, сотрудник налоговой инспекции обязан принять у Вас документы, даже если они в корне неправильные.

Впоследствии отдел камеральных проверок должен будет проверить документы, и уже в случае каких-либо ошибок выдать официальный отказ с указанием причины или требование внести изменения.

Все остальные доводы при отказе документов – это лишь инициатива сотрудника налоговой инспекции. Инспектор, принимающий документы, проверять декларацию на правильность ее составления не имеет права.

В любом случае стоит выслушать советы принимающего инспектора или причины отказа в приеме документов. С его помощью вы сможете увидеть допущенные ошибки, неточности или нехватку документов. Это позволит избежать потенциального отказа в процессе камеральной проверки.

В случае официального отказа Вам нужно будет вновь подавать все документы и ждать следующей камеральной проверки. Но если Вы полностью уверены в своей правоте, настаивайте на приеме документов.

Что же делать, если Вы уверены в правильности документов, а сотрудник налоговой инспекции отказывается их принять? В этом случае Вы можете:

Читайте также:  Банкротство физических лиц в 2023 году

Вы можете обратиться за юридической помощью к нашим специалистам. Мы подскажем, как отстоять свои права.

Дополнительные причины не принять декларацию

И если вы думаете, что мы разобрали весь перечень причин для отказа – все еще нет. Есть дополнительные основания для отказа в приеме налоговой отчетности.

П. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС РФ от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 информирует нас о том, какой ряд обязательных реквизитов должна содержать декларация (независимо, бумажная она или электронная), без которых отчетность считается непринятой.

Реквизиты для ИП: в декларации обязательно должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при его наличии) ИП.

Полное наименование организации.

Вид документа (первичный, корректирующий).

Наименование налоговой инспекции.

Подпись лиц, ответственных за подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации/расчете.

При отсутствии в декларации/расчете обязательных реквизитов из списка выше, налоговый инспектор информирует организацию о том, что декларация не сдана/не принята, с обязательным перечнем причин отказа. Налоговая инспекция обязана отправить требование с указанием причин отказа в принятии декларации. Данное требование исключает неправомерность отказа ИФНС в принятии отчетности. В случае, когда реквизиты заполнены неправильно, налоговый инспектор должен проинформировать о порядке заполнения декларации и предложить устранить допущенные ошибки в кратчайшие сроки. Если для ООО/ИП устранить ошибки в кратчайшие сроки не представляется возможным, то декларация будет считаться принятой, с пометкой/штампом «Требует уточнения».

Что делать, если пришло письмо «счастья» в виде отказа в принятии декларации

Это влечет за собой нарушение сроков сдачи декларации, что является основанием для привлечения ООО/ИП к налоговой ответственности (согласно ст.119 НК РФ). А где налоговая ответственность, там и штраф. В данном случае это 5% неуплаченной по декларации суммы налога (за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи). Штраф может достигать от 1000 руб. до 30% от суммы налога. И самая неприятна санкция – это блокировка счета если декларация не сдана + 10 дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Поэтому если налоговая инспекция отказала в принятии декларации по законному основанию, организация должна со скоростью света исправить допущенные ошибки/недочеты и направить в инспекцию корректирующую декларацию. Лучше не затягивать с исправлением ошибок (растет просрочка – растет штраф).

В случае необоснованного отказа в принятии декларации налоговым органом, необходимо оспорить отказ в вышестоящий налоговый орган – подать жалобу. В жалобе на действия налоговой инспекции максимально подробно указывается суть претензии с ссылкой на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Следующий шаг: обжалование действий налогового инспектора в судебном порядке. Суды зачастую принимают сторону организации, сходясь во мнении, что налоговая инспекция не вправе отказать в принятии декларации, представленной в установленной форме.

Налоговый калькулятор

Расчет налогов (калькулятор налога) на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог. Налоговый калькулятор

Отказ в выпуске товаров

Статус «отказ в выпуске товаров» присваивается декларации на товары в информационной системе таможенных органов. Соответствующий электронный документ об отказе направляется декларанту и его таможенному представителю (брокеру).

В соответствии с классификатором решений, принимаемых таможенными органами, код отказа в выпуске – 90.

Последовательность и сроки исполнения соответствующих таможенных процедур для таких случаев изложена в Решении Коллегии ЕЭК от 19.12.2017 № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров» с учётом последней редакции документа.

При принятии таможней решения об отказе в выпуске декларации на товары инспектор направляет декларанту список причин, по которым было принято такое решение, а также возможные рекомендации, как можно их устранить.

Без печати декларацию не примут

В Письме от 1 февраля 2013 г. N 03-02-07/1/2031 представители Минфина России рассмотрели вопрос о необходимости заверять подпись налогоплательщика печатью в декларации по НДС. Как посчитали чиновники, указание в ее форме места для печати, кроме подписи лица, подтверждающего достоверность и полноту сведений, указанных в отчетности, никоим образом не противоречит ст. 80 Налогового кодекса, в том числе положениям, предусмотренным п. 5 этой статьи. Оттиск печати организации, подчеркнули они, необходим для заверения подлинности подписи уполномоченного лица. Сославшись при этом на уже упомянутый Административный регламент ФНС, финансисты, по сути, подтвердили, что отказ налоговиков принять декларацию, в которой не проставлена печать, вполне правомерен.

Впрочем, Министерство финансов в данном случае, что называется, лицо заинтересованное. В конце концов и Порядок заполнения декларации по НДС, и Административный регламент утверждены именно им. Однако представители Высшего Арбитражного Суда РФ в Решении от 9 апреля 2012 г. N 2111/12 высказали аналогичную точку зрения в отношении ранее действовавших формы декларации по ЕНВД и Порядка ее заполнения (утв. Приказом Минфина России от 8 декабря 2008 г. N 137н). Требование о проставлении печати, которое содержалось в Порядке заполнения «вмененной» отчетности, судьи посчитали никоим образом не противоречащим положениям Налогового кодекса. Напротив, указали они, оно направлено на защиту прав самого налогоплательщика, поскольку подтверждает полномочия лица, подавшего декларацию от его имени, а также достоверность и полноту указанных в ней сведений.

Что будет с подозрительными компаниями

Если организация покажется налоговикам подозрительной, мероприятий налогового контроля ей будет не избежать.

Предлагаем ознакомиться: Как рассчитать задолженность по алиментам если должник не работает

Для начала руководителя организации или индивидуального предпринимателя вызовут на допрос, а в случае необходимости проведут и другие мероприятия. В частности, осмотр помещений по месту регистрации, истребование документов, их экспертизу и т.д.

Судебные акты в пользу налогоплательщиков.

В качестве примера приведем Постановление ФАС ДВО от 11.03.2014 № Ф03-557/2014.

Налоговая инспекция после окончания выездной проверки на протяжении трех месяцев предпринимала попытки уведомить организацию о времени и месте рассмотрения итогов контрольных мероприятий. Ситуация осложнялась тем, что место нахождения органов управления общества, являющееся его юридическим адресом, было значительно удалено (свыше 500 км) от расположения инспекции. Кроме того, почтовый адрес организации не совпадал с юридическим.

Первоначально рассмотрение результатов проверки было назначено налоговым органом на 20.09.2012. Соответствующее извещение за месяц до указанной даты проверяющие направили по юридическому и почтовому адресам организации. Впоследствии рассмотрение переносилось трижды, поскольку на очередную назначенную дату инспекция не располагала сведениями о вручении налогоплательщику заказных писем (вся корреспонденция была получена, но с опозданием). Проверяющие неоднократно пытались вручить представителям общества (правда, безуспешно) извещения о времени рассмотрения материалов проверки, выезжая по юридическому и почтовому адресам. По этим же адресам направлялись телеграммы.

Читайте также:  Закон о тишине в Москве в 2023 году — до скольки можно шуметь

Статьи 101 и 101.4 НК РФ не содержат оговорок о необходимости извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату под расписку. В связи с этим названное извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом, например путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передачи в электронном виде по ТКС (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

В итоге рассмотрение состоялось в назначенное время 16.11.2012 в отсутствие налогоплательщика – но только после того, как у инспекции появилась информация, что заказная корреспонденция с очередным извещением вручена представителю организации 13.11.2012 (копия почтового уведомления по запросу налогового органа поступила из отделения связи по факсимильной связи).

Суды трех инстанций отклонили доводы инспекции о соблюдении процедуры вынесения решения. Арбитры установили, что письмо, в котором находилось извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки, выдано в почтовом отделении неустановленному лицу, не имеющему отношения к налогоплательщику. Соответствующей доверенностью полномочия этого лица контролеры не подтвердили. Не признали судьи и факсимильную копию почтового уведомления о вручении заказного письма. Налоговики не зарегистрировали данный документ в качестве входящего. Следовательно, доказательствами того, что названная копия была в инспекции на дату рассмотрения результатов проверки и вынесения решения (19.11.2012), налоговый орган не располагал. Оригинал почтового уведомления с отметкой о вручении корреспонденции поступил в инспекцию 19.11.2012.

В связи с данными обстоятельствами арбитры пришли к выводу: налоговый орган не предоставил налогоплательщику возможность принять участие в рассмотрении материалов проверки, поскольку решение о привлечении к ответственности было вынесено в отсутствие заявителя, не извещенного надлежащим образом.

Подобные выводы судьи делают довольно часто. Они считают, что на момент рассмотрения материалов проверки и принятия решения налоговый орган обязан располагать не информацией об отправке заказных писем и иных отправлений, а доказательствами их вручения проверяемому лицу. Арбитры отмечают, что по смыслу п. 3 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) инспекции вправе принять решение о рассмотрении итогов контрольных мероприятий без участия налогоплательщика только при его уведомлении в установленном порядке. Признание последнего надлежаще извещенным о рассмотрении материалов проверки путем направления ему соответствующего уведомления независимо от его получения адресатом положениями ст. 101 НК РФ не пре­дусмотрено. Такая позиция изложена, например, в постановлениях ФАС МО от 24.01.2014 № Ф05-17623/2013, от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013, ФАС ВСО от 25.02.2014 № А19-1342/2013, ФАС СКО от 13.07.2012 № А32-11821/2011 и др.

Однако есть и иная судебная практика.

Плательщик не ознакомлен со всеми материалами проверки.

Пунктом 3.1 ст. 100 НК РФ установлено, что налоговый орган должен приложить к акту налоговой проверки документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе контрольных мероприятий. При этом документы, полученные от проверяемого лица, к акту не прилагаются.

Из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 08.11.2011 № 15726/10, следует: право налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами, полученными контролерами в рамках проводимых проверок, является его неотъемлемым правом. Однако для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у плательщика возможности ознакомиться с данными материалами и представить соответствующие возражения, недостаточно указания на наличие у него такого права. Поэтому прежде, чем отменять решение по формальным основаниям, следует выяснить, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на выводы налогового органа, зафиксированные в акте налоговой проверки.

Иными словами, нарушение проверяющими п. 3.1 ст. 101 НК РФ еще не означает, что их решение будет признано судом недействительным по процедурным основаниям. Арбитры в каждом конкретном случае исследуют материалы дела и дают им соответствующую оценку.

Приведем пример – Постановление ФАС ВСО от 30.01.2014 № А78-1414/2013. Налогоплательщик оспорил решение инспекции в судебном порядке, в том числе по формальным основаниям. Согласно иску, налоговый орган приложил к акту выездной проверки не все документы, поименованные в этом акте: отсутствовали копии выписок по операциям на счетах контрагентов, акты обследования, сведения из информационных ресурсов налоговой службы. Это, по мнению проверяемого лица, нарушило его права на защиту интересов.

Судебные органы признали доводы налогоплательщика обоснованными. Судьи решили: данные обстоятельства лишили его возможности проверить достоверность указанных документов, дать правовую оценку допустимости и относимости полученных доказательств, подтверждающих вину в совершении налогового правонарушения, и, соответственно, представить свои объяснения и возражения по существу установленных инспекцией нарушений.

Поддерживая налогоплательщика, арбитры отметили: не только полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, но и последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него являются обязательным условием осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности. Поэтому несоблюдение инспекцией требований п. 3.1 ст. 100 НК РФ повлияло на объективность рассмотрения материалов проверки и лишило организацию возможности в полной мере реализовать право на защиту интересов. Следовательно, допущенное нарушение должно быть квалифицировано как существенное и являющееся основанием для признания решения инспекции недействительным.

Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС СКО от 13.02.2014 № А53-5717/2013, от 08.07.2013 № А53-28709/2012, ФАС ВСО от 15.02.2013 № А78-4232/2012.

Арбитры ФАС ЗСО (Постановление от 27.02.2014 № А70-1252/2013) также пришли к выводу, что инспекцией допущены процессуальные нарушения в виде ненаправления налогоплательщику всех необходимых документов (в том числе протокола допроса свидетеля). Однако судьи установили следующие факты:

  • акт выездной проверки обществом получен, и на него представлены возражения;
  • выдержки из спорного протокола допроса свидетеля приведены в акте;
  • с документами, собранными проверяющими в ходе мероприятий налогового контроля, представители налогоплательщика ознакомлены;
  • обществу обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • налогоплательщик не указал, какие конкретные права и законные интересы были нарушены по существу при ненаправлении инспекцией спорного протокола допроса и как это нарушение повлияло на его право оспорить по существу выводы налогового органа.


Похожие записи: