Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa
Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.
Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.
Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.
Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa
- B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
- Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
- Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
- Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).
Определение налоговой базы
Величина земельного налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Налоговая база для физических лиц определяется территориальной ИФНС на основе сведений о кадастровой стоимости, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества.
Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно на сайте Росреестра или путем письменного запроса в территориальное отделение ведомства. По заявлению налогоплательщика Росреестр обязан предоставить необходимые сведения в течение пяти дней.
Не забывайте что кадастровая стоимость земельного участка определяется не по чьей-то воле, а в соответствии с земельным законодательством РФ. Поэтому если вы не согласны с оценкой своего имущества, помните о возможности обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или же сразу в суд — для физических лиц предварительное обращение в Комиссию не обязательно.
^
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
ст. 391 НК РФ
- изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
- в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
- в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Сроки уплаты налога на имущество
В соответствие с Законом Московской области от 18.10.2014 г. № 126/2014-ОЗ физические лица производят уплату налога на имущество в срок до 1 декабря года, следующего за отчётным налоговым периодом.
Налог на имущество за 2016 год необходимо уплатить до 01 декабря 2017 года. В соответствие с Законом Московской области от 21.11.2003 г. № 150/2003-ОЗ юридические лица производят уплату налога на имущество путём авансовых платежей. Сроки уплаты авансовых платежей регулируются ст.379 НК РФ и зависят от отчётных периодов:
Категория налогоплательщиков | Отчётные периоды |
Исчисляющие налог, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости | · Первый квартал
· Второй квартал · Третий квартал календарного года |
Исчисляющие налог, исходя из среднегодовой стоимости объектов недвижимости | · Первый квартал
· Полугодие · Девять месяцев календарного года |
Штрафные санкции за несвоевременную уплату налога
В случае несвоевременной уплаты налога в отношении физического лица вступает в силу ст.75 НК РФ. Данный нормативный акт регулирует размер взыскания в виде начисления пени, процентная ставка которой равна 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей в текущее время. Пеня начисляется за каждый день просрочки.
Размер пени можно рассчитать по следующей формуле:
Пеня | = | Сумма налога, подлежащая уплате | * | Количество дней просрочки | * | 1/300 ставки рефинансирования |
Должны ли пенсионеры платить земельный налог в 2021 году
Еще совсем недавно, в начале девяностых, российские пенсионеры имели полное освобождение от уплаты всех налогов и пошлин, связанных с землей, однако в 2005 году ситуация изменилась, были приняты другие законы – и с тех пор пенсионеры платят налоги на землю на общих основаниях. Так что на данный момент можно однозначно отметить лишь одно: формально нет никаких законодательных норм, закрепляющих право лиц пенсионного возраста не платить налог на землю; то есть, если говорить сухим языком, пенсионеры как юридическая категория в Российской Федерации от уплаты земельного налога не освобождаются. Другое дело, что от уплаты этого налога освобождены некоторые другие категории граждан, и если под них подпадают пенсионеры – освобождение распространяется и на них тоже, плюс к тому для лиц пенсионного возраста существует достаточное количество льгот, которые сводят к минимуму суммы налога, что должны выплачивать пенсионеры. Эти два варианты мы и рассмотрим ниже.
Помимо всего прочего, надо постоянно держать в уме тот факт, что законы постоянно меняются, и постоянно отслеживать самые последние изменения в Земельном кодексе РФ. Так, для примера – в 2021 году уже принимались поправки как в Земельный, так и в Налоговый кодекс. Но нужно понимать, что есть различия между федеральными и местными законами. За период 2020-2020 года никаких изменений, касающихся пенсионеров, на федеральном уровне в законодательстве не произошло.
Законодательная база по налогу на землю физических лиц в Московской области
Обратите внимание, что речь идет о налоге на владение землей в Подмосковье, а не о подоходном налоге, возникающем при сделках купли — продажи земельных участков. Земельный налог – это местный налог, регламентируемый Налоговым Кодексом Российской Федерации (Глава 31), законами Московской области и нормативными правовыми актами местных депутатов. Плательщиками налога являются организации и физические лица, владеющие земельными участками.
Дальнейшее относится только к участкам земли, принадлежащим физическим лицам и расположенным на территории Московской области
. Ежегодно Налоговая служба начисляет земельные налоги за прошедший календарный год и направляет налоговые уведомления владельцам земли для оплаты. Налоговая база определяется по кадастровой стоимости земельного участка. В 2013 году проводилась глобальная переоценка кадастровой стоимости подмосковных земель. Кадастровая стоимость земельных участков значительно возросла. Иногда в несколько раз. Результаты государственной кадастровой оценки (переоценки стоимости) участков утверждены Распоряжениями Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года: № 566-РМ (земельные участки в составе земель населенных пунктов области); № 564-РМ (земли садоводческих, огороднических и дачных объединений); № 563-РМ (земли сельскохозяйственного назначения). Новая стоимость подмосковных земель стала базой для начисления налога с 2014 года. Кроме того, с 2014 года в некоторых районах области в разы выросла ставка земельного налога по приусадебным и дачным участкам. Таким образом, с 2014 года вследствие роста ставки налога с одновременным повышением кадастровой стоимости
земельный налог вырос «не по-земному» (то есть астрономически)
. Однако, если внимательно изучать постановления местных депутатов, то по личным земельным участкам в некоторых районах Подмосковья можно обнаружить одну очень интересную льготу.
Льготы по налогу на земельные участки в Московской области
Ветеранам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан на федеральном уровне установлены льготы. Данная льгота уменьшает налоговую базу по земельному налогу на 10 тысяч рублей. При ставке налога в 0,3 процента — это !!! целых 30 рублей. Перечень льготников определен пунктом 5 статьи 391 Налогового Кодекса. В него, в частности, входят: ветераны, инвалиды, «чернобыльцы», герои России. Тем не менее, на местном законодательном уровне пенсионерам и другим льготным категориям землевладельцев устанавливают, как правило, существенные льготы по налогу на землю. Помимо льготников федерального списка, местные льготы районов Московской области значительно снижают налог на землю пенсионерам, многодетным семьям, почетным гражданам и другим категориям.
Итак, главные советы по проверке расчетов по земельному налогу
- Внимательным образом сопоставьте данные расчетов налога на Вашу землю последних трех лет.
- Проверьте кадастровую стоимость Вашего земельного участка. С 2014 года она могла значительно вырасти.
- Уточните правомерность применения налоговой ставки. Ставка налога не зависит от кадастровой стоимости, а определяется категорией земельного участка и районом его месторасположения. Максимальная ставка по частным участкам — 0,3 процента. В некоторых районах Подмосковья для отдельных категорий личных земель ставка бывает ниже. Например, по определенным категориям разрешенного использования земель в некоторых частях Ленинского, Люберецкого, Одинцовского, Орехово-Зуевского и других районах Московской области. Аналогичная ситуация и в городах областного подчинения и городских округах области, например, в Химках, Ивантевке, округе Коломна.
- Изучите местные льготы по земле. Может быть, что-то распространяется и на Вас. Льготы по имущественным налогам бывают как федеральные, так и дополнительные местные. По налогу на землю льготы федерального уровня незначительны, а вот местные, как правило, от 50% до 100% суммы налога.
- Изучите тексты решений местных депутатов. Даже если налоговая ставка и льготы, указанные на сайте налоговой, совпали с расчетами в уведомлении, но Вам кажется, что сумма налога землю достаточно высока и неразумна, «докопайтесь до первоисточника». Таковым в данном случае является действующее постановление местных депутатов по земельному налогу. Местные власти обязаны их публиковать, в том числе в открытом доступе интернета. Название, номер и дату решений можно найти на сайте налоговой. Вполне возможно, что на сайте налоговой размещена неточная информация по ставкам или указаны не все льготы. Яркий пример. Решение Совета депутатов «Об установлении земельного налога на территории городского округа Балашиха». По участкам, предназначенным для ведения личного подсобного хозяйства и расположенных в сельских населенных пунктах округа Балашиха (Балашихинский район), предусмотрена льгота в размере 75%. Это снижает Ваш налог на землю в ЧЕТЫРЕ РАЗА. Льготы действует в 2014 и 2015 годах.
- Внимание! Перерасчеты налогов прошлых лет, которые увеличивают сумму налогов по Вашему земельному участку, ухудшают положение налогоплательщика. Требуйте от налоговой убрать такие перерасчеты как незаконные, основываясь на положениях статьи 5 Налогового Кодекса.
Если удалось обнаружить превышение суммы начисленного Вам налога по земле, незамедлительно пишите заявление в налоговую и требуйте изменения расчетов. Свою претензию отправляйте в территориальную налоговую (по местонахождению Вашего участка)
ценным заказным письмом с заказным уведомлением и желательно с описью. Либо же лично направляйтесь на разбор уведомления в местную налоговую.
Ставка и размер налога
Размер налога зависит от того, какова кадастровая стоимость определённого участка и от того, какая налоговая ставка применяется. Всего для земельного налогообложения используется две налоговые ставки.
Первая составляет 0,3 % от кадастровой стоимости участка и применяется к землям:
- предназначенным для ведения на них сельского хозяйства;
- занятым объектами, имеющим предназначение для коммунального хозяйства;
- находящимся под жилыми зданиями и строениями подсобного хозяйства.
Такие значения являются базовыми, и могут быть изменены. В большинстве муниципальных образований, входящих в состав Московской области, к земельному налогу применяются базовые ставки, однако имеются и исключения.
Измененные налоговые ставки в Московской области составляют (включая одноименные городские округа):
- в Балашихе – 0,75 % в отношении земель, переданных под строительство гаражей для автомобилей, приобретенных для личных нужд;
- в Бронницах – 0,5 % для земель, на которых находятся образовательные учреждения;
- в Дзержинском – 0,5 % для земель под учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения, спорта, культурного, религиозного назначения, и 1,5 % для земель гаражей и автостоянок;
- в Долгопрудном – 0,2 % для земель под ИЖД либо ИЖС, 0,25 % – для участков личного подсобного хозяйства (ЛПХ), садоводства и т.д;
- в Домодедово – 0, 15 % для участков под ЖФ и инженерные коммуникации ЖКХ;
- в Егорьевске – 0, 15 % для участков, приобретенных под личное подсобное хозяйство, садоводство и т.д.;
- в Ивантеевке – 0,2 % к землям огородничества, 0,25 % для участков ЛПХ, садоводства и дач, ИЖС и ИЖФ;
- в Кашире – 0,2 % для участков под ИЖФ и инфраструктуры ЖКХ, ЛПХ, садоводства и т.д.;
- в Коломне – 0, 13 % для садовых, огороднических, дачных участков и для тех, где осуществляется животноводство, 0,2 % для ИЖС и малоэтажной ЖС, ЛПХ, 0,4 % для земель под гаражное строительство;
- в Котельниках – 0,2 % для участков, отданных под: ЖФ и инфраструктуру ЖКХ, ЛПХ, сады, огороды, дачи и разведение животных, гаражи;
- в Королеве – 1% для земель под гаражи;
- в Лобне – 0,25 % для земли под ЖФ и инфраструктурой ЖКХ, 0,2 % для участков ЛПХ, садов, огородов, дач, а также для сельскохозяйственных земель, используемых по назначению.
Подробные ставки по налогам, определённым в каждом городском округе Московской области, можно узнать в актах, вынесенных на территории данных муниципальных образований.
Значение земельного налога
Сельскохозяйственные производители в России платят очень маленькие налоги. Низкая ставка земельного сбора является красноречивым свидетельством этого. Обратной стороной такой ситуации являются «слабые» местные бюджеты. Все налоговые сборы с земельных участков поступают именно в бюджеты муниципалитетов. В особо невыгодном положении оказываются сельские населенные пункты. Если городской бюджет может рассчитывать на полтора процента от стоимости земельных участков ежегодно, то сельский, как правило, получает намного меньшие поступления.
Тем не менее, наряду с акцизами от продажи табачной продукции и алкоголя, земельный налог остается одним из основных источников наполнения местных бюджетов. Поэтому муниципалитеты стараются максимально поднять ставки этого сбора. В 2014 году ставки сбора были существенно подняты в общероссийском масштабе. Законодатели пошли на такой шаг, чтобы повысить доходы муниципалитетов.
В этом году произошло сокращение расходов федерального бюджета на социальную поддержку населения, образование и здравоохранение. Поэтому значение местных источников финансирования сильно возросло. Местное самоуправление уже успело воспользоваться новыми возможностями и существенно подняло ставки земельного сбора. Однако первые значительные платежи поступят в городские и сельские бюджеты только с начала нового года.
Земельный налог в Московской области
Усредненные цифры статистических баз не отражают реальные цены. Это может сказаться на увеличении кадастровой стоимости, не отражающей действительной картины на рынке. По сути, вопрос цены остается спорным и может повлечь за собой обращения в суд недовольных граждан.
Чтобы удар по бюджету семей, имеющих в собственности земельные участки любых категорий, не оказался слишком сильным, законодатели приняли решение провести увеличение налога в несколько этапов. Это значит, что кадастровая стоимость будет расти постепенно – ежегодно на 20%. Таким образом, и земельный сбор поэтапно станет больше, а к 2021 году достигнет полной суммы.
Рекомендуем прочесть: Порядок замены документов после замужества 2021
Муниципалитет вправе вводить в этот перечень земли по своему усмотрению. Как правило, возможностью снизить налоговое бремя по земельному налогу обладают предприятия, которые имеют особую ценность для муниципального образования.
Если кадастровая стоимость в общем реестре отсутствует, следует обратиться в БТИ. В учреждении потребуется написать заявление с просьбой проведения оценки. К заявлению прикладывается копия общегражданского паспорта и правоустанавливающие документы на земельный участок.
Данные налоговые ставки являются стандартными, то есть базовыми. Поскольку законом устанавливаются только нормы, в пределах которых осуществляется региональное начисление процентной ставки, можно говорить о том, что её величина зависит от области регистрации земельного участка.
Необходимо заметить, что кадастровая и рыночная стоимость – это разные вещи, несмотря на схожую формулу расчета. Последний показатель считается более объективным и актуальным, так как учитывает состояние рынка недвижимости, платежеспособность населения, баланс спроса и предложения, а также внешние экономические факторы, оказывающие влияние на положение в стране.
Таким образом, каждый муниципалитет принимает решение или постановление, в котором определены налоговые ставки. То есть, сведения о действующих ставках вашего земельного налога по кадастровой стоимости содержатся в местных документах. Для уточнения информации обращайтесь в территориально подразделение налогового органа.
Ставка по кадастровой стоимости земельного налога – это величина, без которой невозможно посчитать сумму, подлежащую уплате. Эта цифра для нас так же важна, как и размер кадастровой стоимости.