Нужно ли включать «аварийку» при остановке сотрудником ГИБДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли включать «аварийку» при остановке сотрудником ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если остановка все же произошла в том месте, где стоять нельзя, или же автомобиль может кому-то помешать или создать опасность столкновения в условиях плохой видимости – тогда сигнализацию необходимо включать. В первом случае это ваша обязанность по правилам дорожного движения, и инспектор даже может приписать нарушение, если вы его проигнорируете; во втором – необходимая мера предосторожности, на соблюдение которой вы имеете все законные и моральные права. Иной раз сами инспекторы создают угрозу для машин, когда тормозят их в неудобных местах и мешают проезду другого транспорта. Защитить себя и своих пассажиров может только сам водитель, и никто больше.
Остановка инспектором ГИБДД
Из всего вышеперечисленного видно, что аварийная сигнализация может потребоваться, только если страж порядка решит остановить вас в неположенном месте. В каких же случаях такое возможно?
Административный регламент ГИБДД запрещает полицейским тормозить транспорт на участках, где останавливаться запрещено (пункт 88). Однако в данной норме есть несколько оговорок. Страж порядка может принять решение об остановке, если:
-
ему необходимо пресечь преступление или административное правонарушение (это не значит, что водитель обязательно должен нарушить закон, просто его автомобиль может подходить под ориентировку);
-
осуществляется регулировка движения транспорта в изменившихся дорожных условиях;
-
возникла угроза для жизни, здоровья или имущества участников движения.
В экстренной ситуации инспекторы ГИБДД вправе самостоятельно выбрать и обозначить место остановки транспорта при помощи патрульного автомобиля. Для этого они включают синий проблесковый маячок.
Предварительно сотрудник ДПС обязан убедиться в том, что торможение на данном отрезке полотна будет безопасным. Однако для таких действий должна существовать реальная необходимость.
Итак, если вас остановили в установленном месте, включать аварийную сигнализацию не нужно. А вот если остановка запрещена, сделать это нужно обязательно. Известны случаи, когда так называемые оборотни в погонах подобным образом «разводили» автомобилистов на деньги. Человек останавливался, после чего его начали шантажировать составлением административного протокола. Конечно, риск невелик, но лучше подстраховаться.
Комментарии к ст. 12.20 КОАП РФ
1. Объектами рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
2. С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, заключается в нарушении правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.
В п. 19 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1883 г. N 1090 (с изм. и доп.), изложены правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Так, в частности, в темное время суток и в условиях недостаточной видимости должны быть включены фары дальнего и ближнего света на всех механических транспортных средствах и мопедах; на прицепах — габаритные огни. Дальний свет должен быть переключен на ближний в населенных пунктах, если дорога освещена, при встречном разъезде во избежание ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог должны быть включены габаритные огни. При движении в светлое время суток ближний свет фар должен быть включен на мотоциклах и мопедах, при движении в организованной транспортной колонне, при организованной перевозке групп детей в автобусах или на грузовых автомобилях, при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, при буксировке механических транспортных средств. Кроме того, при движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен при движении вне населенных пунктов. Установлены также правила пользования фарой-прожектором, фарой-искателем, противотуманными фонарями и др.
Звуковые сигналы могут применяться только в двух случаях: а) для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов; б) когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Правила применения аварийной сигнализации и знаков аварийной остановки сформулированы в п. 7 Правил дорожного движения. Так, аварийная световая сигнализация должна быть включена при: а) дорожно-транспортном происшествии; б) вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; в) ослеплении водителя светом фар; г) буксировке (на буксируемом транспортном средстве).
После включения аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен при ДТП, а также при вынужденной остановке в местах, где она запрещена.
3. Субъектом комментируемого административного правонарушения являются водители транспортных средств.
4. С субъективной стороны рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
5. Дела об административном правонарушении рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы (ДПС), его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание (ст. 23.3).
Протоколы по данной категории дел составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Почему включать аварийку при остановке ГИБДД нужно всегда?
Часто в сети можно встретить не очень грамотные статьи, где водителей категорически убеждают ни в коем случае не включать сигнализацию при остановке ГИБДД. Это делается с традиционной для таких публикаций целью – уличить ГИБДД в чем-нибудь незаконном, полностью откинув логику и здравый смысл. Мол, не делайте этого — вам ничего не грозит.
Да, по закону эту обязанность очень условно можно притянуть лишь в случае остановки в неположенном месте. Все претензии ГИБДД в этом случае легко оспорить, но вот во всех остальных – водитель действительно не обязан это делать.
НО! Экипажи ДПС часто «маскируют» свою машину так, что сторонние водители не сразу заметят причину вашей остановки, поэтому остановившийся на дороге водитель может стать помехой, которую не заметят невнимательные или торопящиеся водители.
А вот аварийка станет для них дополнительным способом привлечь внимание. В конце-то концов даже на Youtube можно без труда найти десятки аварий, где зазевавшиеся водители врезаются и в экипажи ДПС и в остановленные ими автомобили.
Поэтому обязанность – обязанностью, а вот позаботиться о собственной безопасности и сохранности своего же имущества явно стоит.
КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С ИНСПЕКТОРОМ ГИБДД?
Будем откровенны, среди сотрудников автоинспекции встречаются разные люди. Но никто из них не любит хамства и неуважения к себе. Постарайтесь максимально вежливо и спокойно общаться с инспектором даже, если вы не нарушили ни одного из правил ДД. Вежливость может помочь вам избежать штрафа, а вот паника и оскорбления точно ничего хорошего вам не принесут.
Хорошо, если вы сможете записать ваш разговор с инспектором на камеру на мобильном, диктофон или на видеорегистратор вашего авто: так вы сможете защитить себя в случае, если намерения инспектора не совсем законны. Это не является нарушением правовых норм, поскольку сотрудник государственной службы при исполнении подчиняется «Закону о Полиции», подразумевающему открытость и публичность (статья 8 данного закона).
ЧЕМ ГРОЗИТ НЕПОДЧИНЕНИЕ ИНСПЕКТОРУ ГИБДД?
Согласно статье 19.3 «Кодекса РФ об Административных правонарушениях» неповиновение гражданского лица требованиям или распоряжениям сотрудников правоохранительных органов, находящихся при исполнении, влечёт за собой штраф в размере от пятисот до тысячи рублей или административный арест сроком на 15 суток. Разумеется, ситуация усугубится, если будет иметь место не только неповиновение, но и оскорбление инспектора ГИБДД при исполнении.
Забирать права и, тем более, автомобиль за неподчинение собственным требованиям автоинспектор не имеет права!
При взаимодействии с инспектором ГИБДД помните о поговорке «Знание — сила». Ваши знания ПДД, ваших прав и обязанностей, а также прав и обязанностей представителей власти не раз помогут вам выйти из различных дорожных ситуаций с минимальными потерями.
Удачи на дороге!
Правильный разговор с сотрудником ГИБДД
Давайте будем честны, среди работников ГИБДД можно встретить разных людей, но ни один человек не потерпит неуважения к своей личности и хамского отношения. Общайтесь спокойным тоном и максимально вежливо, даже если вас остановили без существенной причины.
Оскорбления и паника вряд ли вам окажут помощь, а вот вежливость иногда поможет избежать штрафа. Если вам что-то не нравится, то вы можете записать разговор с сотрудником автоинспекции на видеокамеру на телефоне, видеорегистратор автомобиля или же диктофон.
Такие средства помогут вам, если инспектор планирует совершить какие-то незаконные действия.
Запись разговора не будет нарушением норм права, ведь в такой ситуации в действие вступает Закон о Полиции, подразумевающий публичность и открытость, а все инспекторы ГИБДД ему подчиняются.
Указания правил дорожного движении
В действующих правилах дорожного движения сегодня четко оговаривается, в каких случаях можно и нужно использовать аварийную сигнализацию. Так, согласно 7 пункта правил, она должна быть включена при дорожно-транспортных происшествиях, ослеплении водителя, при вынужденной остановке в неположенном месте. Также такой аварийной сигнализацией могут пользоваться транспортные средства, которые предназначены специально для перевозки детей, когда они высаживают пассажиров.
При дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами необходимо не только включить такую сигнализацию, но и установить знак аварийной остановки. В том случае, если не будет выполнены оба этих требования, то инспектор ГИБДД вправе рассматривать это как нарушение правил эксплуатации автомобиля, соответственно на водителя может быть наложен штраф.
Хитрый водитель – умный водитель
После долгих размышлений мы пришли к выводу, что все же следует поговорить о мнимой вынужденной остановке. Тем более что водители частенько грешат этим.
Итак, стандартная ситуация: на весьма популярном для остановки участке дороги эта самая остановка категорически запрещена Правилами (знаком, разметкой и пр.). А остановиться очень хочется. Что делает в таких случаях водитель? Останавливается и включает «аварийку».
Несмотря на кажущуюся «вынужденность» остановки, обнаруживший данный факт инспектор ДПС будет стремиться оштрафовать водителя за нарушение правил остановки или стоянки. А это исчисляется приличной суммой (в зависимости от тяжести правонарушения) – от 1000 до 5000 рублей.
Знающий водитель будет требовать составления протокола, фиксирующего не факт нарушения правил остановки-стоянки, а факт нарушения требования о выставлении знака аварийной остановки. Ведь «аварийка» включена, совершается «вынужденная остановка», но вот запамятовал водитель про знак аварийной остановки… И согласен на составление протокола, но только за невыставленный знак. «Стоит» такое правонарушение, в соответствии с КоАП РФ, всего 500 рублей.
Разница может быть весьма существенной. Особенно – для провинциальной России.
Указания правил дорожного движении
В действующих правилах дорожного движения сегодня четко оговаривается, в каких случаях можно и нужно использовать аварийную сигнализацию. Так, согласно 7 пункта правил, она должна быть включена при дорожно-транспортных происшествиях, ослеплении водителя, при вынужденной остановке в неположенном месте. Также такой аварийной сигнализацией могут пользоваться транспортные средства, которые предназначены специально для перевозки детей, когда они высаживают пассажиров.
При дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами необходимо не только включить такую сигнализацию, но и установить знак аварийной остановки. В том случае, если не будет выполнены оба этих требования, то инспектор ГИБДД вправе рассматривать это как нарушение правил эксплуатации автомобиля, соответственно на водителя может быть наложен штраф.
Часто автовладельцы, выполняя тюнинг автомобиля, меняют светотехнику, после чего аварийная сигнализация мигает красным или белым цветом. Следует сказать, что подобное запрещено ПДД, поэтому на такой машине появятся определенные сложности при прохождении техосмотра. Любой гаишник может выполнить проверку работы аварийки и будет иметь право наложить на водителя штраф в размере 1000 рублей. При повторном нарушении штраф увеличивается до 5.000 рублей. Эксплуатация такого транспорта на дорогах общего пользования не допускается.
Многие водители ошибочно полагают, что по действующим правилам ПДД необходимо в обязательном порядке включать аварийку на автомобиле при его буксировке на тросе. Однако каких-либо обязательных требований в правилах дорожного движения нет. Напротив, при включении аварийки другим участникам дорожного движения сложно определить, будет ли поворачивать такая буксируемая машина или она поедет прямо. Соответственно, может возникнуть аварийная ситуация, и виновником ДТП станет тот водитель, который неправильно использует аварийную световую сигнализацию.
Также не требуется включать аварийную световую сигнализацию при движении задним ходом. У некоторых иномарок автоматика настроена таким образом, что стоит нам включить заднюю передачу, как активируется аварийка. Однако каких-либо специальных требований к этому нет, поэтому при возможности такую опцию следует деактивировать, чтобы машина полностью соответствовала требованиям правил дорожного движения.
Когда положено включать аварийную сигнализацию
Случаи, когда водитель обязан пользоваться аварийной сигнализацией, прописаны в пункте 7.1 ПДД. Она должна работать в следующих случаях:
- Водитель стал участником ДТП;
- Был вынужден остановиться в месте, где остановка или стоянка запрещена;
- Водитель ослеплен светом фар встречного транспорта;
- На буксируемом автомобиле;
- Водитель занимается организованной перевозкой детей. Сигналы должны работать, в момент общего входа или выхода из салона (на таком транспорте должен висеть знак «Перевозка детей»);
- Если его автомобиль может представлять опасность для других участников дорожного движения.
Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов.
Остановка по требованию инспектора ДПС — это всегда стресс для водителя, даже если мы ничего не нарушали и у нас в порядке документы. Многие из нас теряются, видя инспектора, тогда как от правильных действий водителя будет зависеть отсутствие штрафов, а у «гаишника» не возникнут какие-либо вопросы к водителю.
Остановился по отмашке инспектора в городе, припарковался на обочине, включил аварийку. Мне прочитали лекцию о том, что включение сигнализации не требовалось.
Гаишник обязательно заметит это и выскажет свою претензию, даже несмотря на то, что вы остановились здесь по его требованию. Поэтому лишний раз можно перестраховаться.
Закончила Пятигорский государственный университет, знаю английский язык и совсем немного — французский. В прошлом радиожурналист. Изучаю жизнь и тайны бытия, иногда отвлекаюсь на классическую литературу и уроки рисования. Люблю инструментальную музыку, апельсиновый сок и осенний листопад.
Как видим, нас интересует лишь вынужденная остановка в неположенном месте и последний абзац, касающийся обеспечения безопасности обстановки и других участников движения.
При остановке инспектором ГИБДД нужно включить аварийную сигнализацию или же это лишнее? Очень часто инспектор ГИБДД останавливает водителей в самых неожиданных и подчас непредназначенных для этого местах. Иногда даже следует провокация, что водитель не включил аварийную сигнализацию – особенно при остановке водителя в месте, где как таковая остановка запрещена.
Большинство из нас, вопреки ПДД, воспринимают эту функцию исключительно как способ общения с соседями по потоку. А зачем вообще нужна «аварийка» — кто ее придумал и для чего?
В ПДД четко прописаны те моменты, когда автомобилист обязан включить аварийную сигнализацию. У опытных водителей не возникает с этим проблем. А вот новички часто путаются и недоумевают: а нужно ли включать аварийку, когда остановил инспектор ГИБДД? Ответ на этот вопрос можно найти в данной статье.
В большинстве случаев, завидев вдалеке мигание аварийной световой сигнализации, с 90-процентной вероятностью можете утверждать, что там имеет место пример откровенного водительского свинства или идиотизма.
Дело водителя — выполнить требования инспектора, не более того. Но все мы знаем, что сотрудникам ГИБДД, в большинстве своем, глубоко наплевать на водителей.
Причем, «при остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации следует незамедлительно выставить знак аварийной остановки». То есть без этого знака мигающая «аварийка» вообще ничего не значит и никого ни за что не извиняет!
Посадка-высадка детей, авария, ослепление фарами тут тоже не подходят в качестве причины включения «аварийки». Остается одно: «опасность, которую создает ТС для других водителей».
В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили. На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского. А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.
Право снимать инспектора на камеру
Итак, начнём с самого начала, а именно, с того момента, когда вы заметили поднятый вверх жезл ГИБДДшника, который недвусмысленно намекает на то, что необходимо остановиться. Сохраняя спокойствие, включите правый поворотник и, убедившись, что вы не мешаете движению на дорожной полосе, приступайте к остановке на обочине.
Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.
Актуальные Правила дорожного движения регламентируют случаи, когда водитель обязан включить сигнализацию. К ним относятся, например, создание помехи другим участникам дорожного движения в случае вынужденной остановки на проезжей части или дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля. Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.
Хитрый водитель – умный водитель
После долгих размышлений мы пришли к выводу, что все же следует поговорить о мнимой вынужденной остановке. Тем более что водители частенько грешат этим.
Итак, стандартная ситуация: на весьма популярном для остановки участке дороги эта самая остановка категорически запрещена Правилами (знаком, разметкой и пр.). А остановиться очень хочется. Что делает в таких случаях водитель? Останавливается и включает «аварийку».
Несмотря на кажущуюся «вынужденность» остановки, обнаруживший данный факт инспектор ДПС будет стремиться оштрафовать водителя за нарушение правил остановки или стоянки. А это исчисляется приличной суммой (в зависимости от тяжести правонарушения) – от 1000 до 5000 рублей.
Знающий водитель будет требовать составления протокола, фиксирующего не факт нарушения правил остановки-стоянки, а факт нарушения требования о выставлении знака аварийной остановки. Ведь «аварийка» включена, совершается «вынужденная остановка», но вот запамятовал водитель про знак аварийной остановки… И согласен на составление протокола, но только за невыставленный знак. «Стоит» такое правонарушение, в соответствии с КоАП РФ, всего 500 рублей.
Разница может быть весьма существенной. Особенно – для провинциальной России.
Знак аварийной остановки
Знак аварийный остановки – светоотражающий красный равносторонний треугольник с оранжевой каймой внутри. Он обязателен для любого транспортного средства кроме велосипедов, мотоциклов (без коляски) и мотороллеров. Как и «аварийка», он нужен для оповещения других участников движения о возможной опасности.
Выставлять его нужно в следующих ситуациях:
- Когда автомобиль попал в аварию;
- При вынужденной остановке по техническим причинам в неположенном месте;
- При вынужденной остановке по техническим причинам в месте с ограниченной видимостью, например, на крутом повороте.
Что делать после того, как машину остановил сотрудник ДПС
Если машину остановили сотрудники ДПС, необходимо выполнить их требования. Авто нужно поставить в указанном месте. Далее инспектор сам подходит к автомобилю и представляется водителю, называя свою фамилию, должность, звание. Также он обязан сообщить причину остановки ТС. Водитель имеет право попросить, чтобы сотрудник предъявил свое служебное удостоверение. Инспектор обязан выполнить это требование. В документе сотрудника ГИБДД обязательно должны указываться его ФИО и срок действия удостоверения. Кроме этого, обратите внимание на его нагрудный знак и зафиксируйте данные. Если инспектор отказывается предъявить удостоверение, не выполняйте его требований — перед вами может быть преступник. Срочно позвоните на номер 112 и сообщите о возникших обстоятельствах. Даже в случае предъявления документа вы вправе узнать у работника инспекции номер подразделения ДПС и позвонить туда. Например, в ходе звонка можно выяснить, действительно ли этот сотрудник работает в инспекции. Также вы можете узнать правомерность обстоятельств остановки: проводится ли спецоперация, есть ли на авто ориентировка и т.п.
Порядок осмотра и досмотра
Учтите, что осмотр и досмотр автомобиля — это разные процессуальные действия. В ходе осмотра полицейский может обойти машину, заглянуть под кузов. При этом он не имеет право трогать автомобиль руками и проникать в него. При осмотре разрешается пользоваться фонариком. Полицейский не обязан для осмотра уведомлять водителя и оформлять какие-либо документы. Основания для проведения осмотра:
- получение информации или ориентировок о противоправном использовании ТС;
- необходимость проверки маркировочных обозначений автомобиля, их сверки с данными в документах;
- имеющиеся признаки, указывающие, что транспортируемый грузовым авто груз не соответствует данным сопроводительной документации.
Досмотр предусматривает проникновение полицейского в транспортное средство, проверку содержимого багажника или грузового отсека. Основаниями для его проведения служат:
- проверка сведений о наличии в автомобиле оружия, боеприпасов, наркотиков, других запрещенных предметов или веществ;
- проверка сведений о наличии орудий совершения противоправных действий;
- задержание правонарушителей.