33. Публичные и непубличные общества. Дочернее хозяйственное общество.

19.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «33. Публичные и непубличные общества. Дочернее хозяйственное общество.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Среди субъектов предпринимательской деятельности особое место занимают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Несмотря на приватизацию государственных и муниципальных предприятий, их роль в экономике страны еще долгое время будет достаточно значительной. Необходимо учитывать, что приватизации государственной собственности, особенно крупных предприятий, процесс длительный. Кроме того, в некоторых сферах деятельности государство и в будущем сохранит за собой ключевые позиции, что предполагает и сохранение важной роли в рыночной экономике государственных и муниципальных предприятий.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

На начальном этапе проведения рыночных преобразований в России возобладала точка зрения о необходимости прекращения создания новых федеральных государственных унитарных предприятий, ликвидации существующих и создания на их базе федеральных казенных предприятий с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных унитарных предприятий.

Однако дальнейшая практика развития рыночных отношений в Российской Федерации, формирования законодательной основы рыночной экономики свидетельствует об ошибочности указанной выше позиции. Законодатель направил усилия на создание механизма управления унитарными предприятиями, повышения эффективности их хозяйственной деятельности, отдачи от имущества, переданного унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, создания адекватной правовой базы их деятельности.

Особенно ясно видна необходимость государственных и муниципальных предприятий в периоды экономических кризисов, когда они становятся основой стабильности экономики и фундаментом ее роста, выполняя задачи, которые далеко не всегда может выполнить частный бизнес.

Если до начала 2000-х гг можно было говорить об отсутствии адекватной нормативно-правовой базы деятельности унитарных предприятий, то в настоящее время такая база в значительной мере создана и служит хорошей основой для развития государственного сектора экономики. По существу, произошли трансформация, приспособление такой организационно-правовой формы субъектов предпринимательской деятельности, как государственное предприятие, к современным условиям рыночной экономики.

В связи с этим вряд ли можно согласиться с мнением о том, что государственные и муниципальные предприятия — явление временное в нашей экономике. Реальность свидетельствует об обратном. Их существование определяется «не реликтами прежнего правопорядка»^ а потребностями экономики в конкретных условиях ее развития в Российской Федерации. Они такие же профессиональные участники предпринимательской деятельности, как и корпорации. Иной подход законодателя привел бы к существенным издержкам и потерям в развитии экономики.

Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время создана система законодательства, обеспечивающая эффективное функционирование государственных и муниципальных унитарных предприятий, служащих основой функционирования государственного сектора экономики.

Государственные предприятия и казенные заводы не являются изобретениями советской эпохи. Среди видов предпринимательской деятельности в XVII в. следует назвать казенное предпринимательство. Само государство выступало как крупнейший торговый и промышленный предприниматель. Казенное предпринимательство было связано с военной, добывающей, металлургической, текстильной промышленностью, а также с внешней торговлей. В XVII в. значительно расширилось производство первого (по времени создания) крупного казенного предприятия типа централизованной мануфактуры Пушечного двора, где наряду с пушками отливались колокола и паникадила. Здесь работало около 100 человек, при мастерских имелись ученики. В это же время была создана Оружейная палата, производившая легкое огнестрельное и холодное оружие. Это была мануфактура рассеянного типа: мастера — специалисты различного профиля работали на дому. Общее число работавших на мануфактуре составляло около 300 человек.

В 1913 г казенные промышленные предприятия (вместе с техническими заведениями и складами) занимали 2,7% в общей сумме доходов государственного бюджета. Среди этих предприятий основную роль играли горные заводы: из валового дохода в 22,4 млн руб. на долю горных заводов приходилось 17 млн руб. (свыше 75%). Государство стремилось перевести их на «коммерческие основания». Казенным заводам предлагалось определять себестоимость выполненного заказа, к себестоимости «назначать» до 15% на прибыль. Из прибыли осуществлялись модернизация и расширение производства, 10% ее предназначалось на премирование администрации.

Унитарные предприятия представляют собой организационно-правовую форму, в которой осуществляют деятельность коммерческие организации — юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права.

Отличие унитарных предприятий от иных коммерческих организаций заключается в том, что они не наделяются правом собственности на закрепляемое за ними имущество. Сущность унитарного предприятия заключается в том, что его имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия’. В этом видится одно из преимуществ такой организационно-правовой формы, как унитарные государственные и муниципальные предприятия, что создает уверенность у контрагентов в стабильности взаимоотношений и нахождении их на рынке товаров, работ и услуг

Существует несколько видов унитарных предприятий. Среди них прежде всего выделяют предприятия, имущество которых относится к государственной собственности, и предприятия, имущество которых относится к муниципальной собственности. Таким образом, выделяют государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В зависимости от того, на каком вещном праве предприятия владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, выделяют государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Правоспособность унитарных предприятий в отличие от иных коммерческих организаций не общая, а специальная, т. е. они могут осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые закреплены в уставе.

Указанное положение нашло отражение и в судебно-арбитражной практике. Так, в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» отмечено, что «унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168».

Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии

Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом.

В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об ОО)» в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества. Учитывая, что новая редакция ГК тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом). Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом.

По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
— о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
— о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

Эти опции рассчитаны на случай, когда в обществе были созданы одновременно коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а затем коллегиальный исполнительный орган ликвидируется. В этом случае возникает вопрос: должна ли его компетенция в полном объеме отойти к единоличному исполнительному органу или ее можно полностью или частично передать коллегиальному органу управления? Новая редакция ГК допускает и тот, и другой вариант. Участники непубличного общества вправе самостоятельно решать, как распределить полномочия ликвидируемого коллегиального исполнительного органа. Очевидно, если такого органа в обществе не было изначально, то и не возникает проблемы распределения его функций и компетенции (соответственно, подпункты 2 и 3 п.3 ст. 66.3 ГК РФ к этим ситуациям не применяются).

Свобода самоорганизации непубличных обществ – результат компромисса всех его участников
Свободе внутрикорпоративной самоорганизации непубличных обществ противостоит принцип единогласия всех участников непубличного общества при реализации предоставленных законодательством диспозиций.
Применение диспозитивных норм влечет за собой потенциальную угрозу, что доминирующие участники общества навяжут более слабым неконтролирующим участникам такие правила внутрикорпоративных отношений, которые повлекут несоблюдение интересов последних. Для предотвращения таких негативных последствий в законодательстве устанавливаются условия применения диспозитивных норм. Одним из них является принцип консенсуса (единогласия всех участников общества) при реализации предусмотренных законом диспозиций. Его суть в том, что отступление от некоторых диспозитивных норм законодательства и закрепление в уставе непубличного общества иного правила возможно, только если соответствующее решение принято всеми участниками общества единогласно. Тем самым неконтролирующие участники могут блокировать введение в обществе невыгодных им правил по желанию доминирующих участников.

Этот механизм заимствован из правового регулирования деятельности ООО, так как закон № 14-ФЗ всегда содержал такой ограничитель для навязывания некоторых решений доминирующими участниками неконтролирующим участникам. Для акционерных же обществ это было несвойственно. Но новая редакция унифицирует режим диспозитивного правового регулирования всех непубличных обществ (ООО и непубличных АО), поэтому непубличные акционерные общества тоже смогут отступать от диспозитивных норм только на условиях единогласия.

Читайте также:  Лекционный материал "Нормы расхода средств для для уборки помещений"

Использование принципа единогласия при реализации диспозитивных норм имеет свои недостатки. Это создает избыточную защиту интересов неконтролирующих участников (акционеров), сужая возможности внутрикорпоративной самоорганизации. Очевидно, что единогласия всех участников общества можно достичь только при их ограниченном числе и фактическом участии каждого из них в принятии решений. Непубличное общество с несколькими десятками участников (акционеров), особенно если среди них есть «мертвые души», вряд ли сможет воспользоваться свободой внутрикорпоративной самоорганизации просто из-за невозможности достичь единогласия всех участников (акционеров).
В связи с этим стоит вспомнить о еще одном механизме обеспечения баланса интересов контролирующих и неконтролирующих участников, а именно о компенсационных выплатах неконтролирующему меньшинству. Согласно действующим законам № 208-ФЗ и № 14-ФЗ, этот механизм используется при принятии особо значимых решений, изменяющих условия участия в обществе (решений об одобрении крупных сделок, реорганизации общества, внесении в устав изменений, уменьшающих объем прав участников, и т. п.). Для таких мероприятий достаточно решения преобладающего большинства участников (акционеров), поэтому участникам общества, не поддерживающим данное решение (это объективно меньшинство), законодательство предоставляет право предъявить требование о выкупе их акций (долей), то есть покинуть общество.

С учетом этого на случай невозможности достичь единогласного решения по поводу установления в обществе тех или иных отклонений от диспозитивных правил законодательства эффективным выходом из создавшейся проблемы было бы расширение сферы применения компенсационных выплат. Тогда несогласное меньшинство будет вправе требовать у контролирующих участников выкупа их акций (долей), а оставшиеся участники смогут принять необходимое единогласное решение.

Еще одна сфера, к которой применяются разные правила в зависимости от публичности или непубличности общества, – это порядок удостоверения лиц, участвующих в общем собрании участников (акционеров), и принятых собранием решений.

Определение 4

Товарищество на вере – это объединения двух и более лиц на основе договора между ними, с целью ведения совместной хозяйственной деятельности.

Ключевое отличие товарищества на вере от полного товарищества в том, что только некоторая часть их членов, которые называются товарищами, несёт субсидиарную ответственность в полном объёме по обязательствам товарищества всем своим имуществом, а остальные члены в качестве членов-вкладчиков несёт лишь ограниченную ответственность, тем самым отвечает по обязательствам только своим паевым вкладом в общество. Участники коммандитного товарищества или, товарищества на вере, имеют право внести вклад как в денежной форме, так и в виде предоставления помещения, транспортных средств или каким-либо другим способом.

Такая организационно-правовая форма даёт возможность расширить экономическую базу товарищества, а также позволяет аккумулировать средства для более крупных предпринимательских действий. Однако стоит отметить, что коммандисты априори должны хорошо знать тех, кому они доверили собственные средства, т.к. не исключается вероятность потерь от неудачного ведения дел. Из-за этого данные товарищества и получили названия товарищества на вере.

В товариществах на вере нет уставов. Они создаются и ведут свою деятельность на основе учредительного договора. Данный договор состоит из нескольких положений, таких как: название товарищества, предмет его деятельности, местонахождение, срок действия товарищества, общий размер вкладов участников, доля каждого из участников, а также некоторые иные положения.

Управление деятельностью такого товарищества происходит посредством полных товарищей. Вкладчики не имеют права принимать участия в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иными способами, кроме как по доверенности, они не могут оспорить действие полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

Вкладчик товарищества на законных основаниях может:

  • Получить часть прибыли товарищества, которая причитается ему в соответствии с его долей в складочном капитале, согласно учредительного договора.
  • Знакомиться с годовыми отчётами и балансом товарищества.
  • После окончания финансового года покинуть товарищество и получить свой вклад согласно порядку, который прописан в учредительном договоре.
  • Передавать свою долю в складочном капитале или её часть иному лицу или участнику товарищества.

Однако коммандитное товарищество также имеет свои недостатки. Они в большей степени похожи с недостатками полного товарищества. Но стоит отметить, что у коммандитного товарищества есть особое преимущество, которое состоит в том, что для увеличения своего капитала оно может привлекать собственные средства вкладчиков.

Хозяйственные сообщества

Определение 5

Хозяйственные сообщества – это вторая группа организационно-правовых форм, в которых выступает коллективное предпринимательство.

Разделяют общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества.

ООО или общества с ограниченной ответственностью. Ключевая характеристика, которая и определила название, и одновременно являющаяся самым важнейшим преимуществом заключается в том, что все участники ООО ответственны по обязательствам принятым на себя таким обществом, но только в границах своих вкладов в капитал ООО, и, что самое важное, исключительно в этом смысле ответственность общества и является ограниченной.

Замечание 1

ООО в качестве юридического лица, отвечает перед кредиторами по обязательствам всем своим имуществом.

Признание общества с ограниченной ответственностью должно производить только предприятие, учреждённое одним или несколькими лицами, которые имеют разделённый на паевых условиях уставной капитал. Паи распространяются среди участников без проведения публичной подписки и в обязательном порядке являются именными.

Определение 6

ООО – это добровольное объединение граждан, юридических лиц, тех и других вместе, которые преследуют цель ведения совместной хозяйственной деятельности посредством первоначального образования уставного фонда за счёт исключительно вкладов участников, которые и формируют данное общество.

В качестве учредительных документов ОО выступают: учредительный договор, который подписан его учредителями, и устав, который ими же и утверждён. Учредительный договор состоит из следующих положений: наименование общества, его расположение сведения об учредителях, цели создания, порядок образования имущества, уставной капитал размер и характер вкладов участников, сведения о расчётном счёте, порядок и сроки внесения вкладов участниками, права и обязанности всех членов, распределение прибыли, сведения о прекращении деятельности, срок заключения договора.

Уставный капитал ООО не может быть менее суммы, которая определена законом об обществах с ограниченной ответственностью. Более того, уставной капитал ООО на момент регистрации должен быть оплачен м=не менее, чем наполовину его учредителями, а оставшаяся часть капитала общества должна быть оплачена учредителями не позднее, чем через год от начала деятельности общества.

Федеральный закон от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в деталях регламентирует вопросы управления обществом: общее собрание, совет директоров или наблюдательный совет, исполнительный орган или правление, дирекция, гендиректор, президент и т.п., а также ревизионная комиссия.

В качестве высшего органа ООО выступает общее собрание его участников, которое выбирает исполнительный орган.

Замечание 2

Исполнительный орган управления ООО избирается не обязательно из числа его участников.

Для ООО характерны некоторые специфические особенности, которые отличают его от иных форм предприятий, а именно:

  • Количество участников ООО не может быть более 50. В случае, когда это число превышает отметку 50, то в течение одного года общество должно быть преобразовано в открыто акционерное общество.
  • Предприятие в форме ООО – это в большинстве своём небольшие и средние организации, которым характерна гибкость и мобильность, в отличие от акционерных обществ.
  • Наличие паевого канала. Паевые свидетельства в отличие от акций не могут выступать в качестве ценных бумаг и не обращаются на рынке ценных бумаг. Однако имеется разрешение выпускать облигации с целью привлечения дополнительных средств на сумму, которая не превышает размер уставного капитала.
  • Любой участник может в любое время покинуть сообщество. Ему обязаны выплатить: долю прибыли, которая положена ему по результатам работы общества, стоимость его вклада в уставной капитал, а также стоимость части имущества, которая пропорциональная его вкладу.
  • Участник может быть исключён из общества, но только после соответствующего решения суда, это является для каждого участника непосредственной защитой от административного произвола руководства общества.
  • Принимать новых членов общества можно только при согласии всех членов ООО.
  • Нет обязательства показывать свой устав, информацию о балансе, изменениях размера капитала и перемещениях в составе исполнительного органа – это является большим преимуществом и достаточно удобным обстоятельством для предпринимателей, поскольку предоставляет им возможность при ограничении ответственности за обязательства общества только своим вкладом осуществлять различные операции, не оглашая их.
  • Участники общества не должны отвечать по обязательствам ООО, одновременно с тем ООО не отвечает по обязательствам участников.
  • Сама структура ООО более простая. Один или несколько распорядителей могут заниматься управлением делами общества и заключением сделок от имени всего общества.

Статья 97. Публичное акционерное общество

(по состоянию на 01.07.2018)

Редакция ст. 97 ГК РФ
до 01.09.2014
Редакция ст. 97 ГК РФ с 01.09.2014
(в редакции Закона № 99-ФЗ)
  1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

  2. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

  3. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

  4. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

    К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

  5. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

  1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 663) обязано представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

  2. Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

    Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

  3. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

  4. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 653), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

  5. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

  6. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.

  7. Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

  8. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

  9. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

КОРПОРАТИВНЫЕ

Хозяйственные товарищества

полное товарищество

товарищество на вере

Хозяйственные общества

общество с ограниченной ответственностью

непубличное акционерное общество

публичное акционерное общество

Производственные кооперативы (артели)

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Хозяйственные партнерства

УНИТАРНЫЕ

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения

ГУП (федеральное)

ГУП (субъекта РФ)

МУП (муниципальное)

Унитарные предприятия на праве оперативного управления

Казенное предприятие (федеральное)

Казенное предприятие (субъекта РФ)

Казенное предприятие (муниципальное)

Читайте также:  Пошаговая инструкция по открытию хостела с нуля в нежилом помещении

Легальное понятие акционерного общества содержится в п. 1 ст. 96 ГК: акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Наиболее значимые черты акционерного общества:
— акционерное общество является чисто капиталистическим объединением, открытой корпорацией;
— акционерное общество является инструментом привлечения денежных средств больших неопределенных групп лиц;
— правовой режим акционерного общества построен на исключительно императивном методе регулирования, удельный вес диспозитивных норм ничтожно мал.

Правовое положение акционерного общества определяется нормами ГК, а также Законом об акционерных обществах. Кроме того, в связи с тем, что способом присвоения корпоративных прав является ценная бумага — акция, на правовое положение акционерного общества прямое воздействие имеет «ценнобумажное» право.

В соответствии с законом выделяются два вида акционерных обществ — публичное и непубличное.

Публичным является акционерное общество, акции которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК). Все иные акционерные общества являются непубличными.

В отношении публичного акционерного распространяются повышенные меры государственного контроля, именно такое общество публично раскрывает значительный объем информации о своей деятельности. Причиной такого подхода является источник формирования имущества публичного общества: публичное акционерное общество предлагает неопределенному кругу лиц приобрести его акции за деньги, т.е. стать акционером в обмен на корпоративные права, прежде всего потенциальную неочевидную возможность получения дохода в виде дивидендов.

При создании акционерного общества формируется уставный капитал, минимальный размер которого для публичных акционерных обществ составляет 100 тыс. руб., для непубличных — 10 тыс. руб. Особенностью формирования уставного капитала акционерного общества является способ размещения акций, который заключается в выполнении предписаний законодательства о рынке ценных бумаг, касающихся регистрации выпуска (эмиссии) акций и оплаты таковых. Регистрацию выпусков ценных бумаг осуществляет Центральный банк РФ (Банк России). Все последующие операции с уставным капиталом (как увеличение, так и уменьшение) также осуществляются в соответствии с требованиями законодательства о рынке ценных бумаг и связаны с регистрацией выпусков акций. Существо процедуры регистрации выпусков акций сводится к проверке Банком России условий такого выпуска, обеспеченности выпускаемых акций действительным наполнением имуществом и выдаче разрешения на допуск таких акций для оборота на рынке ценных бумаг.

Поскольку в уставном капитале акционерного общества может участвовать значительное число лиц, зачастую уставный капитал является «распыленным», «дисперсным», степень корпоративного контроля каждого отдельного акционера — незначительной, в связи с чем акционеры могут объединяться в группы для совместного осуществления прав по акциям. Формой закрепления взаимных прав и обязанностей для совместного осуществления таковых является акционерное соглашение (ст. 32.1 Закона об акционерных обществах).

Поскольку акционерное общество является капиталистическим объединением, прекращение участия в нем допустимо исключительно путем продажи акций. По общему правилу состав акционеров меняется помимо и против воли акционерного общества (акции находятся в свободном обороте). Возможность исключения акционера из непубличного акционерного общества, установленная абз. 4 п. 1 ст. 67 ГК, по смыслу правовой природы такой корпорации должна применяться в виде исключения и не должна иметь широкого распространения.

В публичном акционерном обществе обязательными являются четыре органа: высший орган — общее собрание акционеров, орган управления и контроля — совет директоров, исполнительный орган и контрольный орган — ревизионная комиссия.

В публичном акционерном обществе обязательно создается совет директоров. В непубличном акционерном обществе функции совета директоров может осуществлять общее собрание акционеров.

Религиозная организация — являющееся унитарной некоммерческой организацией добровольное объединение граждан Российской Федерации или постоянно проживающих на ее территории иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица (п. 1 ст. 123.26 ГК).

Религиозной организацией признаются три вида создаваемых в целях совместного исповедания и распространения веры объединений: добровольное объединение граждан (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением организация и (или) руководящий или координирующий орган.

Гражданско-правовое положение религиозных организаций, помимо ГК, определяется также Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Местная религиозная организация может быть создана не менее чем 10 гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация — не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.

Особенностью правового режима религиозной организации является то, что на принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов.

В законе установлен запрет на преобразование религиозной организации в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Корпоративный договор

Для участников хозяйственных публичных и непубличных обществ в Гражданском кодексе появилась отдельная статья о корпоративном договоре. Этот документ устанавливает правила голосования на общем собрании. Также в этом договоре можно указывать порядок приобретения либо отчуждения долей в уставном капитале общества и когда можно воздерживаться от их отчуждения.

Если условия корпоративного договора будут нарушены, то все убытки, возникшие по этой причине, могут быть взысканы в судебном порядке, собственно, как и принятые решения, противоречащие договору. Вся информация о заключении договора должна раскрываться на законных основаниях.

В непубличном обществе информировать о заключении корпоративного договора необходимо только его участников. Вся содержащаяся в нем информация носит конфиденциальный характер и не подлежит разглашению. У участников такого общества объем прав прямо пропорционален их долям. По новым правилам эту ситуацию можно изменять и вносить сведения об этом в ЕГРЮЛ.

Читайте также:  Основная информация о нюансах покупки и оформления машины без прав

Корпоративный договор может быть заключен не только между членами общества, но и с кредиторами или иными третьими лицами. Целью такого договора является определение полномочий и порядка действий при решении вопросов, связанных с осуществлением корпоративных прав. То есть участники общества теперь могут возложить свои права на третьих лиц при решении вопросов корпоративного плана: голосование на собрание, отчуждение и приобретение долей.

Акционерное общество (АО) — способ организации бизнеса

К выбору подходящей формы собственности, собственник должен подходить внимательно до создания предприятия. От правильно выбранной формы зависят правила, по которым будет организована работа. Акционерные общества открываются для массового привлечения больших капиталов, когда займ и краудфандинг не подходит.

Акционерное общество имеет следующие особенности:

  • Только владельцы ценных бумаг могут получать дивиденды из чистой прибыли;
  • Все участники, так или иначе, имеют полное право на участие в управлении организацией;
  • Пропорциональное распределение рисков;
  • Эффективная организация управленческой работы достигается за счет нескольких полномочных органов.

С точки зрения Уголовного Кодекса различий между «пирамидой» и ПАО не так уж и много. И те, и другие продают бумажки, которые со временем обещают превратить в деньги. Те, кому удается выполнить обещание, становятся солидными предпринимателями. Те, кому не удается, попадают в зону интереса правоохранительных органов. Поэтому ограничения здравого смысла при выпуске акций весьма важны.

В остальном же ПАО – одна из наилучших форм ведения бизнеса как для начинающих предпринимателей, так и для акул рынка.

Бытует мнение, что создание ПАО – прерогатива уже состоявшихся и успешных бизнесменов, которым нет смысла изучать законодательство и бегать с папками по различным инстанциям, регистрируя ПАО. Наилучший способ для них – заключить договор с фирмой, предоставляющей посреднические услуги по регистрации юридических лиц.

Безусловно, это очень хороший способ, но дело в том, что ПАО создают не только Ротшильды, но и студенты третьих курсов, для которых каждый рубль – на вес золота. Они собирают необходимые 100000 рублей уставного капитала с миру по нитке, превращая своих кредиторов в акционеров будущего ПАО. Их будущие доходы – пока только идея, но идея иногда блестящая. Для претворения этой идеи в жизнь им нужны средства, которые окупятся далеко не сразу, а потому вариант с получением кредита – не для них. Лучшим способом будет создание ПАО с возможностью привлечения средств за счет продажи акций.

Именно этой категории предпринимателей будут полезны советы по самостоятельной регистрации публичного акционерного общества.

Часто в категорию ПАО переходят ООО и НАО, которым требуются:

  1. привлечение средств для развития бизнеса;
  2. возможность выхода на международный рынок с целью привлечения иностранных акционеров.

Этой категории предпринимателей действительно лучше обратиться в фирмы, оказывающие услуги по регистрации предприятий, и не терять время и нервы на бюрократические процедуры.

Понятие и функции корпоративного договора

Корпоративный договор (соглашение) – характерная черта хозяйственного общества. Для правового поля Российской Федерации данная документация является новшеством. Цель подписания корпоративного договора – фиксация договоренности о реализации определенных корпоративных прав.

В тексте договора могут быть указаны действия и методы реализации корпоративных прав законными способами. Участники общества, которые приняли решение заключить корпоративный договор, должны поставить в известность общество, членами которого они являются.

Корпоративный договор заключается между членами организации и представляет интересы данной категории участников юридического лица.

Информация, представленная в договоре, является общедоступной, если речь идет о публичных обществах. В непубличных обществах информация, указанная в договоре, является конфиденциальной – это важный признак данного вида обществ.

Информация, указанная в корпоративном договоре, может расширять и уточнять положения устава организации.

Участники договора, путем подписания данного документа, могут урегулировать некоторые моменты управления организацией, реализовывать права или отказаться от их реализации, в определенных обстоятельствах.

Участники могут, согласно договору, приобретать или отчуждать доли уставного капитала. Положения договора не должны противоречить нормам законодательства.

Корпоративный договор не может:

  • Вынудить участника голосовать определенным образом;
  • Определять или менять структуру и особенности управления юридическим лицом;
  • Менять компетенцию функциональных единиц юридического лица, чьи функции определены учредительными документами;
  • Создавать определенные обязательства для лиц, которые не участвовали в подписании документа;
  • Разглашать информацию, изложенную в документе, если иное не разрешено нормами права.

Наличие противоречий между текстом договора и уставом общества не делает договор недействительным.

Также, действие договора не прерывается, если один из участников выходит из данного соглашения, прекращает право стороны договора.

Статья 66.3 Публичные и непубличные общества

[Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 66.3]

1. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в «пункте 1» настоящей статьи, признаются непубличными.

3. По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:

1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества «(пункт 4 статьи 65.3)» или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:

внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;

реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;

определения количественного состава коллегиального органа управления общества «(пункт 4 статьи 65.3)» и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;

определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;

утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов «(пункт 5 статьи 52)» хозяйственного общества;

2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества «(пункт 4 статьи 65.3)» полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;

3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;

4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;

5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка принятия решений о проведении заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, при условии, что такие изменения не лишают участников общества права на участие в заседании общего собрания общества или в заочном голосовании и на получение информации о них;

6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества «(пункт 4 статьи 65.3)» или коллегиального исполнительного органа общества;

7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;

8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;

9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.

4. В случаях, если положения, предусмотренные «пунктом 3» настоящей статьи, не относятся к числу положений, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами обязательному включению в устав непубличного хозяйственного общества, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества.

Особенности публичных и непубличных обществ

Особенности деятельности публичных и непубличных обществ определяется нормами законодательства.

Основным законом, нормирующим деятельность юридических лиц, является Гражданский кодекс.

Последние изменения законодательства касаются организации и особенностей работы обществ:

  • Принятие решений членами общества обязательно должно подтверждаться регистратором или нотариусом – таким образом, процедура усложнилась, поскольку до введения таких изменений подтверждение не было обязательным.
  • Введено положение, требующее ежегодного аудита.
  • Ликвидация данного юридического лица невозможна, если общество не выплатило все обязательства перед кредиторами.
  • Если осуществляется реорганизация в передаточном акте обязательно необходимо закрепить все изменения – без этого нельзя совершить передачу прав и обязанностей правопреемнику.
  • Одна организация, по закону, может иметь несколько директоров.
  • При регистрации участники общества должны выплатить ? уставного капитала, остальную сумму – в течение года после момента официальной регистрации.
  • Если капитал вносится не деньгами, а имуществом, необходимо воспользоваться услугами независимого оценщика имущества. Капитал могут формировать ценные бумаги.
  • Материальная ответственность лежит на руководителях – при необходимости кредиторы могут потребовать у руководителя покрытия убытков.


Похожие записи: