Образец жалобы в ФАС на недобросовестную конкуренцию
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец жалобы в ФАС на недобросовестную конкуренцию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с п.6 (1) постановления Правительства Москвы от 11.03.2014 № 112-ПП «Об утверждении Порядка осуществления Главным контрольным управлением города Москвы контроля в финансово-бюджетной сфере» (в радакции постановления Правительства Москвы от 13.03.2018 N 185-ПП) обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Главное контрольное управление города Москвы, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Например, в структуре правительства Москвы действует Главное контрольное управление, в правительстве Санкт-Петербурга — Комитет государственного финансового контроля.
Основным направлением их деятельности является контроль за расходованием бюджетных средств:
расчет НМЦК, планирование, обоснование закупки, расчеты и учет по заключенным контрактам.
Обращения можно направить в письменном виде по почтовому адресу и в электронном виде на электронную почту или через сервис «Электронная приемная».
Текст жалобы должен содержать Ф.И.О., реквизиты организации, обратный адрес, изложение сути нарушения, при наличии — подтверждающие документы. Порядок рассмотрения установлен законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Ответ направляется заявителю в течение 30 дней со дня регистрации. На основании поступивших жалоб контролеры:
проводят внеплановые проверки; выдают предписания об устранении нарушений;
составляют протоколы об административных правонарушениях;
обращаются в суд о признании недействительными результаты закупок.
Порядок подачи и рассмотрения электронных обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к финансово-бюджетной сфере:
Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки в финансово-бюджетной сфере только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
На официальном портале Мэра и Правительства Москвы (далее – Портал) реализован дополнительный функционал по входу на Портал при помощи единой системы идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА) пользователей, ранее зарегистрированных на федеральном ресурсе «Госуслуги».
Для авторизации необходимо нажать «Войти» в верхней правой части Портала Мэра и Правительства Москвы, далее нажать «Другие способы входа» и выбрать «Госуслуги». В обращении, направленном в Главконтроль, будет отображена информация об аутентификации пользователя через ЕСИА.
Рассмотрение дела по существу
Слушания являются наиболее важным этапом антимонопольной процедуры. Антимонопольное бюро рассматривает дела об антимонопольных нарушениях в течение трех месяцев со дня принятия решения о передаче дела на рассмотрение. В случае недостаточности информации, орган может продлить срок до шести месяцев и должен уведомить об этом стороны. Комиссия может приостановить или отложить рассмотрение, если необходима временная приостановка. Если необходимо собрать доказательства, приостановление применяется в тех случаях, когда в ходе разбирательства установлено, что ответчик совершил действия, свидетельствующие о нарушении правил конкуренции. С другой стороны в отличие от нарушений, в которых замешана сторона, ставшая причиной разбирательства. Отсрочка применяется, когда антимонопольный орган, суд или трибунал рассматривает отдельное дело или экспертное заключение о нарушении антимонопольного законодательства (раздел 45 Закона о защите конкуренции).
Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации
Недобросовестные участники рынка, используя известные широкому кругу лиц фирменные наименования известных компаний, их товарные знаки и знаки обслуживания, надеются привлечь как можно больше потребителей. Отсюда огромное количество спортивной одежды с логотипом, похожим на известный бренд, кафе, стилизованные под сеть без заключения договора франшизы, использование на сайте успешного стиля конкурента.
Размещение на своем сайте предложения о продаже товара, созданного с использованием формулы патента, зарегистрированного конкурентом, также будет являться нарушением антимонопольного законодательства.
Использование чужой деловой репутации, которая формировалась в течение нескольких лет, средств индивидуализации или иной интеллектуальной собственности, на создание которой было потрачено много сил и денег, позволяет получить необоснованное преимущество перед другими участниками рынка – конкурентами. Поэтому закон «О защите конкуренции» запрещает недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным использованием средств индивидуализации, а именно введение в оборот товаров (продажу, обмен, производство, демонстрацию на выставках, предложения к продаже), если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие другому лицу.
Также в качестве нарушения следует рассматривать и действия, способные вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с его товарами или услугами. Примером создания смешения будет выпуск товара в упаковке, которая по внешним признакам (расположение отдельных изобразительных элементов и деталей) практически идентична упаковке товара конкурента.
Недобросовестные госзаказчики и как с ними бороться
Закупки для государственных и муниципальных нужд, и соответственно все процедуры по выбору поставщика/подрядчика, по заключению и исполнению госконтракта должны быть максимально прозрачными и открытыми.
Ведь они осуществляются на бюджетные деньги, сформированные из налоговых платежей граждан и предпринимателей. Несмотря на существование довольно таки открытой и прозрачной электронной системы zakupki.gov.
ru в ряде случаев госзаказчики все-равно умудряются ограничивать конкуренцию на рынке, используют различные коррупционные схемы и расходуют бюджетные деньги не по целевому назначению.
Для понимания масштабов рынка госзакупок стоит привести немного цифр. Согласно докладу Минэкономразвития России о результатах мониторинга применения 44-ФЗ в 1-м квартале 2017 г. объем закупок за 1-й квартал 2017 года снизился на 9% по сравнению с прошлым годом и составил 925 млрд рублей, а извещений госзаказчики разместили на сумму 1,04 трлн рублей.
Несомненно, такие огромные денежные потоки привлекают не только добросовестных поставщиков, но коррумпированные организации, прямо или косвенно аффилированные с госзаказчиками.
Нередки случаи, когда компании, участвующие в закупочных операциях на общих началах, сталкиваются с незаконными действиями уже на этапе проведения закупки.
В дальнейшем, в случае победы в закупке и подписания контракта, такую компанию могут поджидать препятствия со стороны заказчика при исполнении контракта.
Как же выполнять такой контракт? К чему готовиться при вступлении в бой с недобросовестным госзаказчиком? Давайте рассмотрим возможный порядок действий добросовестной компании в подобных ситуациях.
Федеральный закон о контрактной системе в главе 6 устанавливает порядок, в котором участник закупки обжалует решения организатора закупки и оператора площадки, на которой она проводится. Глава не содержит способов обжалования решений госзаказчиков закупок или поставщиков на этапе исполнения контракта.
Если госзаказчик считает незаконными действия участника, он отклоняет его заявку. Если нарушения исходят от контрагента на этапе исполнения, заказчику следует обратиться к нему с претензией, получить сатисфакцию за счет обеспечения контракта или обратиться в суд.
По правилам подготовка жалобы в ФАС на этом этапе не предусмотрена, кроме одного случая: если поставщик не исполнил обязательства, из-за чего заказчик вынужден отказаться в одностороннем порядке от контракта, информация о ситуации доводится до УФАС заказчиком. А тот, в свою очередь, рассматривает вопрос о внесении организации-контрагента в реестр недобросовестных поставщиков.
Основной закон, посвящённый вопросам конкуренции, довольно легко запомнить и тяжело спутать с чем-либо другим, поскольку он практически так и называется: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон 135-ФЗ или Закон о защите конкуренции). В данном законе определяются те действия, которые законодатель запрещает (в целях защиты рыночных условий, а иногда – государственных интересов), довольно подробно описываются полномочия контролирующего органа, содержатся особенности регулирования в отношении естественных монополий и т.д.
Помимо прочего, Закон 135-ФЗ содержит определение конкуренции, а также некоторых нарушений. Так, в пункте 7 статьи 4 Закона 135-ФЗ конкуренция определяется как «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Конкуренция в целом законом не запрещена, однако некоторые её формы государство считает опасным для условий рыночной экономики, для граждан (потребителей), для самого себя.
Так, в статье 4 Закона 135-ФЗ даны определения понятий «недобросовестная конкуренция», «дискриминационные условия», «монополистическая деятельность», которые составляют основу запрещённых законодателем форм конкуренции. Поговорим о каждой из форм подробнее.
Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: сроки подачи
Подавать жалобу в ФАС можно в течение всего периода отбора поставщика, но не позднее чем через 5 дней после даты размещения в ЕИС итогового протокола конкурса или аукциона. При этом есть особенности для предъявления претензий в отдельных случаях:
- Обращения по документации или извещениям по закупке подают до завершения срока приема заявок;
- Жалобу на поведение заказчика после завершения приема заявок, может направить только подавший заявку поставщик;
- Претензию, связанную с контрактом после его подписания, можно отправить не позднее даты его подписания. Заявителем в этом случае выступают субъекты, с которыми заключают договор или признанные уклонившимися от его подписания.
Жалоба на действия заказчика по 44-ФЗ
Первое, что нужно сделать исполнителю перед подачей жалобы в ФАС – это написать обращение в надзорные органы. Использовать можно любой способ связи: письменный или электронный. На практике лучше использовать оба способа, чтобы быть уверенным, что обращение дойдет до адресата. Наиболее популярными выступают:
· заказное письмо,
· электронная почта.
Обратите внимание, что, если обращение отправлено электронным способом, то необходимо использовать электронную подпись исполнителя.
Законодательством Российской Федерации установлены следующие требования к подаче жалобы в ФАС:
· заявление должно содержать всю необходимую информацию о заявителе (включая контактную информацию о нем),
· обязательно необходимо указать данные о закупке (цена, объем из договора),
· перечислить обязательные требования и условия заключенного контракта,
· после предоставления этих положений необходимо подписать документацию.
Документы могут быть подписаны либо заявителем, либо доверенным лицом. Если документация предоставлена доверенным лицом, то к списку необходимых документов необходимо добавить доверенность третьему лицу. Это необходимо для законности его подписи на жалобе ФАС.
Обжалование решения ФАС: пошаговый алгоритм действий
Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.
Однако случается, что ФАС сами допускают ошибки. Законодательство позволяет ставить под сомнение вынесенные антимонопольными органами решения и дает возможность обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, заявитель сам может выбрать место, куда направить свое обращение: вышестоящий государственный орган ФАС или суд. Но перед тем как обжаловать действия или бездействие ФАС, следует понимать все тонкости этого процесса:
- в течение какого времени нужно уложиться;
- какие документы подавать вместе с жалобой;
- в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.
В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.
Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.
Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:
- Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
- Контроль за соблюдением данного законодательства.
- Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
- Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
- Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
- Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.
Жалоба в ФАС через ЕИС: новый порядок взаимодействия, преимущества и возможности для поставщиков
Возможность подачи жалоб в ФАС через ЕИС появилась с 05.07.2021 года. С 1 января 2022 года на сайте действует полноценный функционал, с помощью которого участники закупок при необходимости могут направлять свои жалобы. Это правило работает только в отношении электронных процедур и для участников, зарегистрированных в ЕИС (ч.4 ст.105 44-ФЗ). Жалоба рассматривается контрольным органом, только если она составлена с учетом требований, изложенных в ст. 105 44-ФЗ. В этом плане поставщики защищены, потому что действует стандартная форма жалобы с учетом установленных требований, т.е. производятся автоматизированные проверки системой предупреждающего характера. Статус электронного обращения доступен к отслеживанию в личном кабинете участника, поэтому он вовремя сможет предпринять необходимые действия, если это позволяют сроки. Электронное обжалование имеет плюсы как для участников, так и для субъектов обжалования.
Законодательство не содержит каких-либо норм оформления жалоб любого типа, в том числе и жалоб в ФАС. Составляя жалобу, следует руководствоваться правилами делопроизводства, а именно:
- оформлять жалобу на бланке и заверять ее печатью, если жалоба подается юридическим лицом;
- прилагать к жалобе документы, подтверждающие ее доводы;
- начинать жалобу с наименования территориального органа ФАС, которому адресуется жалоба;
- указывать полные сведения о заявителе. Анонимные обращения граждан ФАС не рассматривает и не принимает;
- последовательно излагать события, которые послужили основанием для жалобы;
- внятно изложить просьбу к ФАС.
Жалоба в ФАС: что и как может оспорить участник торгов
В случае нарушений, допущенных при проведении закупок в рамках 44-ФЗ, ФАС рекомендует обязательно указывать в жалобе:
- Всю известную информацию о нарушителе (наименование или ФИО, местонахождение или место проживания, почтовый и электронный адреса, прочие известные контакты).
- Полную информацию о лице, подающем жалобу, — по тому же принципу, что в отношении нарушителя.
- Информацию о закупке (реквизиты и сведения из ЕИС), которая стала поводом для обращения.
- Конкретные действия (или бездействие), которые заявитель считает нарушением — в чём они выражаются, какие права и интересы нарушают.
- Доводы, подтверждающие нарушение, а также документы, которые свидетельствуют о нарушении (они должны быть приложены к жалобе).
- Перечень приложений.
- Дату составления жалобы и подпись заявителя.
Жалобы на действия электронной площадки рассматриваются только в центральном аппарате ФАС России.
Основания подачи жалобы в ФАС
Поводом для подачи жалобы может стать любое нарушение закона, положения о закупке и (или) закупочной документации, которое при этом ущемляет права и законные интересы участника торгов. Нарушителем может быть не только заказчик или электронная площадка, но и другой участник торгов, который, например, манипулирует ситуацией или нарушает правила конкуренции, в том числе вступает в сговор с заказчиком или другими участниками торгов.
ФАС выделяет несколько типичных ситуаций, которые приводят к нарушениям:
- размещение информации в ЕИС (системе госзакупок);
- порядок выбора способа проведения закупки и определения победителя торгов;
- порядок подачи заявки и отбора участников;
- условия и требования, указанные в закупочной документации, которые влекут ограничение количества участников;
- заключение контракта — нарушение установленного порядка, одностороннее изменение условий, неправомерный отказ от сделки, заключение контракта с нарушением положений закупочной документации и условий закупки.
Как правило, всё сводится к недобросовестной конкуренции, применению «схем», сговорам на торгах, коррупционной составляющей.
Основной предмет обжалования:
- Закупочная документация, условия закупки.
- Представленный проект контракта.
- Действия или бездействие заказчика, которые нарушают установленный законом или закупочной документацией порядок, в том числе установленные для тех или иных процедур и мероприятий сроки.
- Действия или бездействие оператора электронной торговой площадки, что обычно связано с техническими проблемами на ЭТП, демонстрацией недостоверной информации, сбоями в работе, нарушениями регламента — порядка и сроков совершения определённых действий и операций.
- Действия других участников закупок, которые, как правило, связаны с попытками демпинга или использования других схем недобросовестной конкуренции для победы на торгах.
Классификация случаев недобросовестной конкуренции или ее неправомерного ограничения довольно обширна, поскольку нечестные коммерсанты имеют большую изобретательность при попытках захватить рынок товара и получения максимальной выгоды.
Все случаи можно разбить на 3 большие группы, включающие в себя:
- агрессивное пользование преимуществом,
- создание договоренностей и заключение соглашений,
- действие властных органов.
Агрессивное использование преимущества:
- создание дискриминирующих условий,
- диктат в ценовой политике,
- формирование запрещающих условий для распространения товаров при отсутствии таковых в нормативных документах,
- отсутствие обоснования при различной оценке равнозначных товаров,
- запрет на производство популярного товара,
- невыполнение договоров, заключенных с потребителем.
- блокировка и создание помех в появлении новых участников на рынке.
Как составить жалобу в ФАС на действия заказчика по 223 ФЗ?
Создание соглашений:
- о согласованных действиях между хозяйствующими субъектами,
- об объединении компаний в картели, в которых сохраняется независимость ее участников, но в общем все придерживаются принятой поведенческой политики (считается наиболее опасным формированием, угрожающим антимонопольным нормам),
- о совместных действиях хозяйствующих субъектов, не вынужденных условиями или обстоятельствами.
Действия органов власти:
- создающие ограничения для создания новых компаний,
- запрещающие реализацию производством определенных функций,
- устанавливающие незаконные запреты и препятствия в деятельности организаций,
- по формированию определенных предпочтений покупателей относительно каких-либо фирм.
Отдельного упоминания заслуживает наиболее распространенный вид нарушения принципа конкуренции – незаконная монополизация. Их количество достигает 70% от общего числа выявленных случаев нарушений в сфере госзакупок.