Как возместить НДС из бюджета
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как возместить НДС из бюджета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Старт в Федеральной налоговой службе нового пилотного проекта по сокращению сроков камеральной проверки налоговой декларации по НДС до одного месяца связан с решением, которое было принято ФНС по результатам совместной с бизнесом работы. Объяснение следующее.
В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала налоговую декларацию. Проверить правомерность вычетов по НДС за более ранние периоды инспекция не может. Но в случае если организация заявила НДС к возмещению, инспекция проводит углубленную проверку. Обычно ФНС увеличивает срок проведения проверки до 3 –х месяцев, применяя контрольные мероприятия.
При включении в декларацию по НДС за 4 квартал счетов-фактур от поставщиков за более ранние налоговые периоды, налоговый орган имеет право проверить правомерность вычетов НДС раннего периода, только по указанным в декларации счетам-фактурам. Т.е. налоговая может потребовать у вас документы и пояснения, которые подтверждают правомерность налоговых вычетов по «ранним» счетам-фактурам, первичные и иные документы. Кроме того, затребовать у ваших контрагентов информацию и документы о вашей деятельности в рамках встречной проверки по этим «ранним» счетам-фактурам.
При выездной проверке период (глубина проверки) составляет не больше трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.
Комментарий к ст. 176 НК РФ
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 02.02.2015 N 03-07-10/3989 рассмотрен вопрос о применении вычета по НДС при проведении подрядными организациями капитального строительства объекта ОС, если работы оплачены за счет кредитных средств. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации в случае использования объекта капитального строительства в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость, суммы этого налога, предъявленного налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, подлежат вычетам на основании счетов-фактур после принятия на учет этих работ при наличии соответствующих первичных документов. При этом указанными нормами НК РФ особенности применения вычета этого налога при оплате данных работ за счет кредитных средств не установлены.
В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в соответствии с положениями статей 176 и 176.1 НК РФ.
Актуальная проблема.
Анализ судебной практики свидетельствует, что налоговые органы также отказывают в возмещении налога на добавленную стоимость в случае несоблюдения контрагентом налогоплательщика — иностранным лицом требований законодательства соответствующего государства.
Судебная практика.
У судов по данному вопросу единого мнения нет.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 13.02.2007 N 12264/06 признал, что получение информации о том, что указанному в качестве контрагента иностранному покупателю по экспортным контрактам российских товаров в США федеральный ИНН не присваивался и что налоговую отчетность компания не представляла, не может служить основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
В данном Постановлении, а также Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.12.2006 N 11801/06 разъяснено, что положения статей 164, 165, 171, 172, 176 НК РФ, устанавливающие порядок и условия возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, не связывают право налогоплательщика на возмещение сумм налога на добавленную стоимость с соблюдением иностранным лицом требований законодательства другого государства. По мнению ВАС РФ, сведения, поступившие из Управления внутренних доходов США, не могут рассматриваться в качестве доказательства недобросовестности налогоплательщика.
Более того, подобные сведения не являются официальным подтверждением фиктивности иностранного лица. Как указал Президиум ВАС РФ, на это обращалось внимание налоговых органов в письме МНС России от 19.11.2003 N 26-2-05/8120@-АР402, адресованного управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям.
Такой же подход изложен и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2008 N А56-43903/2006.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 17.04.2009 N А25-1145/2008-11 отметил, что отсутствие, по мнению налогового органа, подтверждения регистрации иностранного контрагента налогоплательщика само по себе не может являться основанием для отказа налогоплательщику в праве на применение налоговой ставки 0% и возмещения НДС по экспортной операции при наличии подтвержденного факта поступления выручки от иностранного покупателя по контракту, оплаты НДС поставщикам и отсутствия доказательств недобросовестности в действиях налогоплательщика.
Вообще суды, поддерживающие позицию Президиума ВАС РФ, полагают, что сведения, предоставленные органами, уполномоченными на осуществление контроля за доходами иностранных государств, не могут рассматриваться в качестве доказательств фиктивности иностранного лица или недобросовестности российского налогоплательщика. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 16.07.2007 по делу N А82-10292/2005-99 пришел к такому выводу относительно ответов Службы внутренних доходов США, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 07.06.2007 N А66-7111/2006 — относительно сведений, предоставленных Управлением международного сотрудничества и обмена информацией, ФАС Московского округа в Постановлении от 11.06.2008 N КА-А41/5067-08-П — относительно сведений, поступивших из Управления внутренних доходов Германии, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 07.06.2008 N А65-9053/07-СА2-41 — относительно сведений, представленных Службой внутренних доходов Великобритании.
В Определении от 21.04.2008 N 13334/06 ВАС РФ еще раз подтвердил правомерность правовой позиции, выраженной в Постановлениях Президиума от 05.12.2006 N 11801/06; от 13.02.2007 N 12264/06.
Однако на практике по данному вопросу существует и иная точка зрения.
В Постановлении от 16.04.2009 N КА-А40/1324-09 ФАС Московского округа установил относительно почтового адреса иностранной компании — контрагента налогоплательщика, что в письме СВД США сообщается, что названный адрес известен Службе внутренних доходов США в качестве широко используемого различными регистрационными агентами при инкорпорировании на территории США иностранных компаний — «почтовых ящиков», в настоящее время компания неактивна, в Федеральной базе данных (корпораций) СВД США не содержится данных о том, что данная компания когда-либо получала идентификационный номер для уплаты налога с сотрудников. Кроме того, указано на отсутствие существенных доказательств того, что данная компания осуществляет или осуществляла бизнес на территории США. При таких обстоятельствах неподтвержденности юридического статуса иностранного покупателя, по мнению суда, налогоплательщик не вправе заявить НДС к возмещению.
Официальная позиция.
Перечисление суммы, подлежащей возмещению.
Сумма, которая подлежит возмещению, по желанию налогоплательщика может перечисляться на расчётный счёт в банке или же может направляться в счёт погашения следующих платежей в налоговую (в таком варианте налогоплательщику нужно писать заявление в налоговую). Не стоит забывать, что погашение платежей возможно и по НДС, и по иным федеральным налогам.
Поручение на возврат НДС в налоговой службе, которое оформлено на основании решения о возврате, налоговая служба должна передать территориальному органу Федерального казначейства на следующий день после принятия этого решения. И уже в течение 5 дней со дня получения данного поручения территориальный орган Федерального казначейства должен возвратить сумму налога налогоплательщику и в течение этих же 5 дней уведомить налоговую службу о сумме и дате возврата денежных средств налогоплательщику.
О принятом решении (о зачёте (возврате), о возмещении или же об отказе в возмещении) налоговая служба обязана уведомить налогоплательщика в письменной форме в течении 5 дней.
Если сроки возврата НДС в налоговой службе нарушаются, то с 12-го дня после камеральной проверки, по результатам которой вынесено решение о возмещение суммы налога – должны начисляться проценты согласно ставке рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в дни нарушения срока возмещения. Если начисленные проценты уплачиваются не в полном объёме, налоговая служба выносит решение о возврате оставшейся суммы процентов, которая должна быть рассчитана, исходя из даты фактического возврата налоговой суммы, которая подлежит возмещению, в течение 3 дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о сумме и дате возврата денежных средств.
Налоговая служба для осуществления возврата на следующий день обязана направить поручение на возврат оставшихся процентов, которое оформлено на основании решения налоговой о возврате данной суммы, в территориальный орган Федерального казначейства.
Требования к оформлению счетов-фактур для принятия НДС к возмещению
Наиболее пристальное внимание при проверке уделяется счетам-фактурам. В счетах-фактурах должны содержаться (быть правильно заполнены) все обязательные реквизиты. Но есть разъяснения контролирующих органов и судебная практика, позволяющие утверждать, что определяющим являются следующее.
К ошибкам в заполнении счетов-фактур, не являющимися основанием для отказа в принятии к вычету, можно отнести ошибки и неточности, не препятствующие идентифицировать:
- продавца и покупателя товаров, работ, услуг, имущественных прав
- наименование товаров, работ, услуг, имущественных прав
- стоимость, отраженную в счете-фактуре
- налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю товаров, работ, услуг, имущественных прав. Основание — Письмо Минфина РФ от 07.05.2015 № 03-01-11/26312
Как вернуть НДС из бюджета
Налог на добавленную стоимость (НДС), впервые введенный в 1958 году во Франции и показавший хорошие результаты в практике налогообложения, сегодня взимается более чем в 130 странах. В Российской экономике НДС заработал в 1992 году. Администрировать этот налог в 1990-е было сложно. Попытки повысить его собираемость практически ни к чему не приводили. Чтобы очистить бизнес-среду от мошенников, пришлось изрядно потрудиться. На помощь пришли инновационные технологии.
АСК НДС-2, созданный для контроля возмещения НДС из бюджета, был запущен в 2013 году. Благодаря сервису доля расхождений по НДС к текущему времени сократилась до показателя менее 0,5 %. В основу сервиса положена система управления рисками. Автоматизированная обработка деклараций АСК НДС-2 делит всех участников рынка на три категории: с высоким уровнем налогового риска, средним и низким, что позволяет проводить камеральную проверку в целях возмещения НДС в течение двух месяцев для компаний без признаков правонарушений. Кстати, уже рассматривается сокращение проверки до одного месяца при условии соответствия налогоплательщика ряду критериев.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, вправе получить обратно часть НДС из бюджета в том случае, если объем вычетов по нему превышает размер исчисленного налога. Входной НДС, выставленный продавцом, и есть тот вычет, на который налогоплательщик уменьшает свой НДС. Вычеты можно условно подразделить на общие и специальные. К общим относятся входной налог по приобретенным товарам, услугам, правам или уплаченный НДС при ввозе товаров на территорию РФ. Остальные вычеты, применяемые в различных случаях, — специальные. Все они перечислены в пунктах 3-14 статьи 171 Налогового Кодекса. Для применения вычета должны быть выполнены следующие требования:
— товары, работы, услуги поставлены на учет;
— они должны использоваться в обороте, облагаемом НДС;
— корректно подготовлены счет-фактура и первичные документы по сделке.
Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет
Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).
Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.
Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.
Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 2 месяца. Но в некоторых случаях может быть продлен до 3-х (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.
В 2021 году запущен пилотный проект ФНС, в рамках которого срок камералки по НДС может быть сокращен до 1 месяца. Подробнее см. здесь.
Ответственность за нарушение формы подачи декларации
Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.
В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.
Подробнее об ответственности см. в нашем материале «Какова ответственность за опоздание с декларацией?».
Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета».
Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!
У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).
См. также наш материал «Осмотр: правила проведения и оформления результатов».
То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.
Когда допускается проведение осмотра? Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):
- представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;
Как проводится камеральная проверка декларации в случае возмещения НДС, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.
- выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.
Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками:
- во-первых, иметь мотивацию;
- во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем.
В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.
Возмещение НДС: порядок возврата, камеральная проверка, заявление
Если налогоплательщик подал в налоговый орган декларацию, в которой НДС отражен к возмещению, он имеет полное право на возврат заявленной суммы после ее подтверждения проведенной инспекцией камеральной проверкой. Порядок возврата таких сумм регламентируется ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ и в широком смысле слова может быть назван заявительным, т.к.
на практике налоговыми органами такой возврат производится только после получения от налогоплательщика соответствующего заявления. В узком же смысле заявительным является только порядок возврата, предусмотренный ст. 176.1 НК РФ, что прямо следует из ее названия.
Как показала практика применения данных норм НК РФ, процедура возврата заявленных к возмещению сумм НДС непроста и вызывает множество споров между налоговиками и налогоплательщиками. Рассмотрим, как же правильно применять все эти положения.
Примечание. Возмещение НДС налогоплательщик имеет право осуществить как зачетом по другим налогам, так и возвратом данных сумм. Можно также заявить о зачете такого НДС в счет будущих платежей по этому же налогу. Поэтому налоговые органы всегда желают видеть соответствующее письменное заявление налогоплательщика по данному вопросу.
Отбиваем у контролеров каждый рубль возмещения НДС.
Допустим, по итогам проверки налоговики составили акт, в котором описано много несоответствий и ошибок. Что делать? Прежде всего, детально проанализировать документ. Как правило, не все ошибки, обнаруженные контроллерами, обоснованы и реальны. Соответственно, налогоплательщик может защитить свои права и интересы
Важно обосновать свою позицию своевременно, оперативно изложив ее налоговикам
Предприятия и ИП вправе предоставить возражения в письменном виде на основании акта аудита в течение месяца. Нередки случаи, когда инспекторы после ознакомления с доводами организации, снимают какие-то замечания и требования, и размер возмещения НДС существенно возрастает.
Но и в таких ситуациях не стоит радоваться раньше времени. На счет налогоплательщика не всегда попадают средства, которые получилось отстоять, в полном объеме, например, при наличии у предприятия недоимки по НДС или федеральным налогам (речь идет здесь, в том числе, о пенях и штрафах). НК РФ дает контроллерам право засчитать сумму налога для возмещения в счет оплаты долгов.
Именно поэтому налогоплательщику необходимо заблаговременно провести сверку с налоговиками, чтобы ему перечислили сумму в полном объеме.
Предоставление собранной документации проверяющим
Взаимоотношения компаний и налоговиков подчиняются определенному набору правил. Это касается и процедуры передачи проверяющим дополнительно запрошенных документов. Все их копии должны быть надлежащим образом подготовлены и заверены, иначе в их приеме откажут.
Итак, АО «Эллипс» скомплектовало необходимый пакет документов и готовится передать его в налоговую инспекцию. На это у него есть 10 суток со дня вручения запроса на предоставление документации. Сотрудники сформировали нужный комплект и завизировали его в соответствии со всеми правилами.
СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ: с 2015 года проставлять круглую печать на бумагах, подаваемых в инспекцию, необязательно.
Однако АО «Эллипс» решило подстраховаться и все же проставило печать на копиях, поскольку понятие «заверенные» нигде четко не прописано. Одновременно с этим сотрудники финансового ведомства ссылаются на ГОСТ Р 6.30-2003, требующий наличия печати. Подобное решение компании должно снизить вероятность дополнительных претензий налоговиков.
Уточненная декларация по НДС при камеральной проверке
Как было отмечено выше, при подаче уточненной декларации срок проверки изменится. Инспектор должен будет открыть новый комплекс мероприятий в автоматизированной программе и продолжить проверку, выяснив причину предоставления уточненки. Если изменения незначительны и касаются, к примеру, данных, отраженных в разделе 8 или 9, то в таком случае сдача уточненной декларации необязательна. И, напротив, если выявлены ошибки, которые повлияют на сумму уплачиваемого налога, то обязательно необходимо внести соответствующие корректировки и предоставить их в налоговый орган. Причем если сумма к доплате изменилась в большую сторону, то перед сдачей уточненной декларации необходимо уплатить налог и пени. Кроме этого, целесообразно подготовить письмо с указанием причин сдачи уточненки. Способ подачи новой декларации остается прежним – через ТКС. Обратите внимание: если ошибки выявлены налоговым органом в процессе проверки, то в дальнейшем подавать уточненную декларацию не надо, достаточно лишь уплатить сумму налога и прочие платежи, указанные в документах, составленных по итогам проверки.
Что может послужить причиной отказа в вычете по НДС?
Самой распространенной причиной отказа в налоговом вычете являются недочеты в оформлении счетов-фактур.
При неверном заполнении обязательных реквизитов счета-фактуры, указанных в п. п. 5 — 6 ст. 169 НК РФ, доказать правомерность применения вычета по НДС практически невозможно. Вывод о том, что недостоверные сведения в счете-фактуре не позволяют получить вычеты по НДС, содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05, которым руководствуются арбитражные суды при принятии решений. Поэтому лучший способ оградить себя от неблагоприятных последствий — тщательно проверять счета-фактуры при получении их от продавца и в случае обнаружения неточностей или нарушения порядка заполнения своевременно настаивать на внесении исправлений.
Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщики вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в налоговую инспекцию возражения в целом по акту или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик может приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен ст. 101.2 НК РФ. Согласно п. 1 названной статьи порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном ст. ст. 139 — 141 НК РФ.
Ответственность за нарушение формы подачи декларации
Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.
В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.
Подробнее об ответственности см. в нашем материале «Какова ответственность за опоздание с декларацией?».
Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета».