Ответственность за незаконное размещение рекламных конструкций

17.10.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за незаконное размещение рекламных конструкций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если ваша вывеска, расположенная при входе в магазин или организацию сферы услуг, содержит только наименование, режим работы и адрес, то рекламой она не является, и согласовывать ее размещение нет необходимости. Не требует согласования и мобильная вывеска, в виде переносного штендера, который каждое утро выносят на улицу, а вечером заносят обратно. Размещение вывесок происходит на основании статьи 9 закона «О защите прав потребителей».

Комментарии к ст. 14.37 КОАП РФ

1. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на правила установки рекламной конструкции, регламентированные Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп.). Эти правила предусматривают получение разрешения на установку рекламной конструкции (ч. ч. 9 — 24 ст. 19), а также необходимость соблюдения требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению (ч. 4 ст. 19).

При этом к рекламной конструкции, установка которой должна соответствовать указанным требованиям, относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, используемые для распространения наружной рекламы, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта (ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»).

2. Объективная сторона состава административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в комментируемой статье, состоит в установке рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку, которое уполномочен выдавать орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа либо орган внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на подведомственной территории которого предполагается осуществить установку рекламной конструкции, если в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не установлен порядок, согласно которому указанные полномочия осуществляются органами государственной власти этих субъектов РФ.

Разрешение выдается по заявлению собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.

Разрешение на установку рекламной конструкции выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы в соответствии с ч. ч. 5.3 и 5.4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» (ч. 9.1 ст. 19).

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа либо органа внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или уполномоченного органа государственной власти указанных субъектов РФ, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 10 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»). Одновременно с этим лица, виновные в установке рекламной конструкции без разрешения, привлекаются к административной ответственности по настоящей статье.

Получение разрешений не требуется на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики (ч. 23 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»). В случае установки рекламы на них без разрешения административная ответственность по комментируемой статье не применяется.

Объективная сторона административного правонарушения по комментируемой статье состоит также в нарушении требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению (ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе») при установке рекламной конструкции.

Основанием для однократного применения административной ответственности по данной статье является либо установка рекламной конструкции без разрешения, либо установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению, либо оба указанных нарушения одновременно.

Административная ответственность по комментируемой статье не применяется в случаях установки в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов, установки рекламных конструкций в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги. Административная ответственность за эти административные правонарушения наступает в соответствии с ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ, на что особо указывается в диспозиции настоящей статьи.

3. Субъектами указанных в комментируемой статье административных право нарушениях являются физические лица, юридические лица и должностные лица, а именно: рекламораспространители — владельцы рекламных конструкций, их законные, уполномоченные представители или работники.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) определяется в указанной норме как собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Читайте также:  Заполняем декларацию НДС налогового агента

4. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

5. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями, в частности, при совершении их юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — судьями арбитражных судов (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

За соблюдением законодательства о рекламе следят федеральная антимонопольная служба (ФАС) и органы местного самоуправления, причем, ФАС может аннулировать разрешение, уже выданное местной администрацией.

При выявлении рекламной конструкции, размещенной с нарушениями, эти госорганы направляют рекламодателю предписание о ее демонтаже. Если лицо, установившее незаконную рекламу, не выявлено, то предписание получает собственник недвижимости, на которой размещена эта реклама. В месячный срок после получения предписания наружная реклама должна быть демонтирована. Обжаловать в суде решение о выдаче предписания можно только в течение трех месяцев.

Установка рекламной конструкции без разрешения или ее эксплуатация с нарушением требований технического регламента влечет наложение штрафа по статье 14.37 КоАП:

  • на обычных физических лиц — от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • на руководителей организаций и ИП — от 3 до 5 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 млн рублей.

Как видите, штрафы такого размера для организации могут оказаться разорительными уже на старте бизнеса. Не рискуйте и при любом сомнении в том, является ли ваша вывеска рекламной конструкцией, обращайтесь за разъяснениями в местную администрацию.

Какой штраф за рекламу на заднем стекле автомобиля и других его частях

Перечень нарушений, связанных с рекламированием продукции и услуг на дорожных знаках и автомобилях приведен в ст. 14.38 КоАП РФ. Запрещено, в частности размещать рекламу на заднем стекле автомобиля и иных его частях, затрудняющих обзор водителю. Перечень штрафов за нарушения в этой области приведем в таблице.

Нарушение

Штраф

Размещение информации, схожей по виду с дорожным знаком, либо непосредственно на дорожном знаке или его опоре

· Для граждан (по сути и для ИП) от 2 000 до 2 500 руб.;

· Для юрлиц от 100 000 до 200 000 руб.;

· Для должностных лиц от 10 000 до 15 000 руб.

Использование транспортного средства в качестве мобильной рекламной конструкции с переделками, ведущими к полной или частичной потере его функций

· Для граждан (по сути и для ИП) от 3 000 до 5 000 руб.;

· Для юрлиц от 500 000 до 1 000 000 руб.;

· Для должностных лиц от 30 000 до 50 000 руб.

Размещение на поверхности машины рекламы, схожей по цвету с опознавательными знаками экстренных служб, а также автомобилей для перевозки опасных грузов

· Для граждан (по сути и для ИП) от 2 000 до 2 500 руб.;

· Для юрлиц от 50 000 до 200 000 руб.;

· Для должностных лиц от 5 000 до 10 000 руб.

Размещение на автомобиле любой рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения и ограничивающей обзор водителю

· Для граждан (по сути и для ИП) от 2 000 до 2 500 руб.;

· Для юрлиц от 200 000 до 500 000 руб.;

· Для должностных лиц от 10 000 до 20 000 руб.

Порядок установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции

Порядок получения разрешения на установку рекламной конструкции следующий:

  1. Для установки рекламы необходимо, прежде всего, заключить договор с собственником территории установки, и получить соответствующее разрешение на установку рекламной конструкции.
  2. Для получения разрешения следует написать и подать заявление в соответствующий орган и приложить к нему данные о заявителе и согласие на размещение собственника или владельца недвижимого имущества, на котором будет располагаться щит или баннер. Также необходимо приложить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу соответствующего разрешения.
  3. Для принятия решения по вопросу выдачи разрешения орган местного самоуправления проводит самостоятельно согласования с уполномоченными органами, то есть заявитель не обязан что-то согласовывать с какими-либо органами, но он имеет на это права, если у него будет такое желание.
  4. Решение органом местного самоуправление должно быть принято в течение двух месяцев.

ВНИМАНИЕ: у заявителя не могут быть потребованы документы и сведения, которые не относятся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам. Также не может быть потребована какая-либо дополнительная плата.

Возникают ситуации, когда согласие собственников многоквартирных домов не получалось, а разрешение на размещение соответствующей конструкции было выдано. Таким образом, РК размещена, но при этом нарушает права отдельных граждан, поскольку нависает, например, над окнами их квартиры.

В данной ситуации необходимо выяснять все обстоятельства. Граждане могут обратиться с заявлением в органы прокуратуры для проведения проверки, а также могут обратиться в суд с иском об обязании демонтировать рекламную конструкцию, поскольку она нарушает их права.

Cправка по размещению внешней рекламы

В Российской Федерации сферу размещения рекламы регулирует Закон №38, изданный Государственной Думой 13 марта 2006 года. Документ под названием «О рекламе» определяет в п. 1 ст. 3, что реклама — это любая информация, предназначенная для неустановленного круга людей, продвигаемая при помощи средств распространения, и призванная привлекать внимание, развивать интерес к объекту.

В 33 ст. этого документа сообщается, что Федеральная антимонопольная служба ведет контроль за выполнением законодательства в этой сфере, проверяя легальность установки внешней рекламы. В 2012 г было дополнительно издано Постановление №1346, утверждающее порядок проведения запланированных и спонтанных проверок для обнаружения незаконных информационно-рекламных средств. Все нарушения, выявленные в ходе таких мероприятий, подлежат административной ответственности.

Исключение составляют лишь вывески (над предприятием, заведением) или рядом с ним (возможно, мобильные). К ним не будет претензий у контролирующих органов, если плакат содержит только:

  • название объекта;
  • график его работы;
  • место фактического нахождения заведения.
Читайте также:  Многодетные краснодарцы могут получить выплаты по нацпроекту «Демография»

Незаконная реклама статья КоАП РФ и закон

Многие действия рекламодателей, которые устанавливают рекламную продукцию там, где можно и нельзя, могут быть регламентированы законодательством и законами, регулирующими рекламу. Вообще множество действий рекламодателей являются недопустимыми, поэтому они подлежат различно рода наказаниям. В большинстве случаев эти самые наказания ограничиваются предупреждениям и штрафам. Но здесь опять же необходимо уточнить на такой вопрос, как «что такое незаконная реклама и к кому можно обратиться на незаконно размещенную рекламу».

Один из самых правильных вариантов и служб, в которые рекомендуется обратиться – это Управление антимонопольной службы федерального уровня в регионе. В любом спорном случае размещения рекламной продукции эта антимонопольная организация придерживается всего лишь одного Федерального закона, и это закон «О рекламе». Это ФЗ-38 от 13.03.2006 года. Там также есть отметки о требованиях к размеру рекламных вывесок.

Функциями по компетентному надзору за тем, чтобы рекламная конструкция была установлена вне зависимости о места только на законные основания, обладает также и Роспотребнадзор. Им известно, что такое незаконная реклама. И в эту компанию могут обратиться как юридические, так и физические лица.

Эта организация занимается отслеживанием и регистрацией незаконных сооружений, которые занимаются рекламой запрещенных услуг или товаров. Также она знает законы, регулирующие рекламу. К примеру, согласно действующему законодательству, нельзя рекламировать никакие спиртные и содержащие алкоголь напитки. В любом случае нужно знать требования к размеру рекламных вывесок. Именно поэтому каждый человек, который так или иначе становится свидетелем установки щитков, имеет право на то, чтобы смело обратиться в соответствующую службу в своем городе. Это будет Роспотребнадзор, в органы которого следует обратиться за тем, что такое незаконная реклама.

Так как добиться справедливости с моргом?

Добиться справедливости будет достаточно сложно. Как мы уже и сказали выше, ритуальщики пытаются действовать наперёд. И стараются перехватить тело. Чтобы как раз взимать плату за транспортировку. И раскручивать клиента на другие услуги.

Бороться с ними трудно. Начать следует с того, как все начинается. Если речь о вашем родственнике в больнице, то его не должны передавать без вашего ведома.

Если это сделано, то пишем жалобы. На имя главного врача, региональный МинЗдрав и в прокуратуру.

Для составления жалобы лучше привлечь юриста. Который подскажет, как правильно все сделать. Отбить тело у ритуальщиков или сотрудников морга будет проще. Если вы не будете ничего подписывать.

Порядок действия ритуальных бригад, определяется местными властями. Но никто не даёт им право воровать тела умерших и навязывать свои услуги.

Поэтому, если в морге труп был подвергнут каким-либо реконструкциям, а вы об этом не просили. И даже ничего об этом не знали. То можете и деньги не отдавать.

Разумеется, они попытаются удержать у себя тело. Но права на это, у них скорее всего нет. Поэтому, дальнейший регламент действий очень простой.

Также может размещаться и незаконная реклама, в таком случае жильцы могут требовать чтобы установки были демонтированы. Кстати, прибыль, полученная с аренды места для рекламы, должна направляться на благоустройство дома или же на уменьшение кварплаты, об этом говорится в Законе.

Практика показывает, что на самом деле все происходит не так, как должно, выручка с аренды попадает управляющей организации.

ВНИМАНИЕ! В нашей стране многие лифты похожи на места для сбора спама. В целом же мир уже нашел применение данной рекламной площадке и использует ее креативно.

В качестве места для размещения объявлений, листовок активно используется лифт. Но некоторые смотрят на это, как будто все идет так, как должно быть. Проблема кроется в том, что многие не считают лифт своей собственностью.

Но вообще разрешение на установку рекламной конструкции и ее использование должно оформляться в связи с заявлением, к которому должно прилагаться согласие собственника. То есть организация, которая будет заниматься размещением рекламы, должна иметь разрешение.

Демонтаж незаконной рекламы

Недовольные жители, управляющие компании и другие лица часто пытаются убрать несанкционированно размещенные конструкции самостоятельно, не дожидаясь решения компетентных органов или действий со стороны предпринимателя.

Однако подобная позиция противозаконная. Неправомерное размещение имущества не дает никому права его уничтожать. Поэтому, если при демонтаже конструкция была повреждена, предприниматель может потребовать компенсацию причиненного ущерба, независимо от правомерности ее размещения.

Демонтаж незаконной рекламы может быть произведен исключительно по решению компетентных органов (управление градостроительства, суд, другие надзорные органы) силами предпринимателя, который ее установил.

В случае уклонения ИП от выполнения предписания обязанность убрать конструкцию возлагается на муниципальные органы или на собственника имущества, на котором расположена реклама. Лицо, осуществляющее демонтаж может потребовать от ИП возмещения расходов, которые были понесены при исполнении предписания.

Жаловаться на незаконную, недобросовестную или иным образом нарушающую права граждан и иных лиц рекламу можно в:

  • саморегулируемую организацию (СРО) в сфере рекламы, осуществляющую деятельность на основании 315-ФЗ от 1 дек. 2007 года “О саморегулируемых…”;
  • непосредственно в орган, осуществляющий государственный надзор в сфере рекламы, то есть в ФАС и ее региональные подразделения.

Также жалобу можно направить и в иные инстанции, занимающиеся рассмотрением подобных дел:

  • Роспотребнадзор;
  • ФСКН (в случае, если обнаружена реклама наркотических средств);
  • территориальное подразделение МВД.

При незаконной расклейке объявлений в лифтах или на стенах подъездов многоквартирных домов рекомендуется направлять жалобу участковому или в управляющую компанию.

Технологические особенности производства рекламных вывесок

Реклама окружает человека везде. Использование наружных конструкций имеет свои особенности:

  • для изготовления наружной рекламы в Москве необходимо выбирать прочные материалы, которые будут устойчивы к атмосферным явлениям, изменению температурного режима и влажности;
  • чтобы наружная реклама торгового центра или другого коммерческого объекта была более эффективной и выделялась из общего городского пейзажа, стоит использовать дополнительные приемы – подсветку, движущиеся элементы, оригинальные конструкции;
  • конфигурация вывески не должна нарушать нормы безопасности и противоречить общей концепции оформления здания, на котором ее планируется разместить. При разработке проекта необходимо учитывать возможность последующего обслуживания изделия – замену элементов подсветки, ремонт и чистку конструкции.
Читайте также:  Субсидия на оплату ЖКХ в 2023 году

По телефону (звонки, текстовая рассылка)

В соответствии со ст. 1 ФЗ-18 «О рекламе», рассылка текстовых СМС сообщений и телефонные звонки могут осуществляться только с согласия абонента. Иногда клиенты магазинов, банков, операторов связи и других компаний автоматически подписывают такие документы. Но даже при наличии согласия потребителя реклама может быть признана незаконной, если она не соответствует требованиям профильного законодательства.

Если гражданину на телефон периодически поступают звонки или СМС сообщения рекламного характера, он должен:

  1. Изучить договор об оказании услуг (например, об обслуживании банковской карты), если он является клиентом рекламодателя. Возможно, в документе указано, что, подписывая договор, он выражает согласие на получение рекламных сообщений (в том числе от сторонних организаций). Если гражданин не давал согласия на рассылку, следует потребовать ее прекратить, что можно сделать в устной форме.
  2. Если такой пункт указан в договоре обслуживания, но абоненту не нравятся поступающие звонки и СМС сообщения, он вправе в любой момент отказаться от получения рекламы (п. 6 ст. 45 ФЗ «О связи»). Согласно инструкции ФАС, для этого следует обратиться к заказчику рассылки с требованием прекратить навязчивую рекламу. Это лучше сделать в письменном виде, чтобы иметь документальное подтверждение подачи обращения рекламодателю.
  3. Если заказчик не отреагирует на требование прекратить рассылку или звонки, придется обратиться в ФАС. Для подтверждения факта нарушения закона можно прикрепить к составленной в письменном виде жалобе копию сообщения с экрана телефона, детализацию звонков или аудиозапись звонков.

Разрешение на размещение рекламы

Рекламные конструкции могут размещаться на зданиях или земельных участках только на основании договора с владельцем этой недвижимости. Договор на размещение наружной рекламы заключается на срок от 5 до 10 лет (в зависимости от сроков, установленных субъектами РФ).

Если эта недвижимость находится в государственной или муниципальной собственности, то право размещения рекламной конструкции надо получать через конкурс или аукцион. Непросто получить разрешение и на установку рекламы на здании жилого многоквартирного дома. Необходимо будет провести общее собрание собственников жилья, в повестке дня которого должны стоять следующие вопросы:

  • возможность размещения рекламы на крыше или стене здания;
  • выбор лица, который от имени жильцов будет заключать договор с рекламодателем;
  • условия, в том числе условия оплаты, на которых жильцы дома соглашаются разместить рекламу.

По каждому из этих вопросов должно быть принято решение не менее чем 2/3 от общего количества голосов собственников жилья.

Для получения разрешения на размещение наружной рекламы нужно обратиться с заявлением в органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 19 закона «О рекламе», к заявлению надо приложить письменное согласие собственника на размещение рекламной конструкции или протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Если же собственником является сам заявитель, такого согласия, естественно, не требуется.

Дополнительно прикладывают документы о внешнем виде и технических параметрах рекламной конструкции. Закон о рекламе не дает точного перечня таких документов, поэтому ими могут быть:

  • эскизный проект рекламной конструкции с указанием используемых материалов, размеров и способа крепления;
  • компьютерный монтаж с изображением рекламной конструкции на объекте недвижимости;
  • план-схема территории (или распечатка компьютерной карты) с указанием места расположения наружной рекламы.

Рекламные конструкции размещаются на территории муниципальных районов или городских округов на основании специальной схемы, которая согласовывается с главным архитектором и комитетом благоустройства города. Хотя в законе говорится о том, что местная администрация самостоятельно согласовывает выдачу разрешения с этими службами, но заявитель тоже вправе обратиться к ним за согласованием.

Итого, для размещения наружной рекламы необходимо:

  1. Получить письменное согласие собственника о размещении рекламной конструкции на принадлежащей ему недвижимости.
  2. Обратиться в органы местного самоуправления с заявлением на получение разрешения.
  3. Согласовать размещение рекламы с архитектурной службой и комитетом благоустройства города (самостоятельно или через местную администрацию).
  4. Заключить договор с собственником недвижимости, на которой будет размещать реклама.
  5. Оплатить госпошлину за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции 5000 рублей (ст. 333.33 (105) НК РФ).

Незаконная реклама в подъездах жилого дома

Очень часто, особенно в последнее время, объекты рекламы наружного характера можно увидеть в самых неожиданных и вовсе не предназначенных для этого местах. К примеру, многие жильцы начинают жаловаться на то, что реклама начала появляться даже на первых этажах или возле подъездов. Здесь важно узнать, куда жаловаться на незаконную рекламу.

Также многие начинают жаловаться на то, что табло с рекламой по вечерам начинает очень сильно мешать нормальной жизни и обыкновенным домашним делам.

И таких жалоб в вечернее время становится с каждым днем все больше.

Но проблема в том, что люди далеко не всегда знают, куда жаловаться на незаконную рекламу и как нужно жаловаться, чтобы эта жалоба смогла продвинуться дальше вплоть до удаления рекламы.

Не менее волнующий вопрос, которым задаются многие, — куда жаловаться на рекламу. Стоит разобраться, какие органы стоит привлекать для борьбы с расклейщиками. Стоит перечислить следующие организации:

  • Федеральная антимонопольная служба, она поможет, если был поврежден фасад зданий,
  • Роспотребнадзор стоит привлекать, если распространяется реклама спиртного, сигарет,
  • участковый, обращение к нему поможет решить ситуацию, для этого вы можете сделать фотографию расклейщика за его работой,
  • волонтерские организации, которые могут помочь уничтожить листовки в подъездах,
  • городские власти, которые и отвечают за удаление рекламных надписей.

Распространение рекламных листовок, буклетов, разнообразных предложений — выгодное дело. В связи с особенностями такого распространения и закона о рекламе, довольно сложно бороться с такими работниками.


Похожие записи: