Заполняем декларацию НДС налогового агента
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заполняем декларацию НДС налогового агента». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.
Применять новый стандарт ФСБУ 25/2018 для учёта аренды с 2022 года должны все компании, которые предоставляют или получают имущество во временное пользование.
Не применяется стандарт при аренде следующего имущества (п.3):
- объектов интеллектуальной собственности, материальных носителей, знаков обслуживания и товарных знаков.
- недр земли для геологоразведки и добычи полезных ископаемых;
- объектов концессионного соглашения.
Организации обязаны вести учет бухгалтерских операций в полном объеме в соответствии с Планом счетов и бухгалтерскими стандартами.
Индивидуальные предприниматели вести бухгалтерский учет не обязаны и могут ограничиться ведением налогового учета, в этом случае никаких бухгалтерских проводок не возникает.
Особенностью упрощенной системы налогообложения является то, что и доходы, и расходы учитываются кассовым методом, то есть по мере оплаты. Для налогового регистра — книги учета доходов и расходов при упрощенке — отбираются оплаченные доходы и расходы.
Дт 51 Кт 62.02 | Поступление аванса от покупателя |
Дт 51 Кт 62.01 | Погашение задолженности покупателя |
Дт 51 Кт 76 | Оплачены штрафы по хозяйственным договорам |
Дт 57 Кт 62 | Оплата через сайт |
Дт 50 Кт 90 | Оплата в рознице |
Расчет НДС при аренде государственного имущества при ОСН и УСН
Для расчета НДС сумма оплаты за временное пользование с учетом налога берется за налогооблагаемую базу. Если договор гласит, что в цену аренды включен НДС, то эта сумма и будет облагаться налогом по ставке 18/118.
Если в договоре указана цена аренды, не включая НДС, то налог накручивается на эту сумму и уплачивается за счет средств организации по ставке 18%. При этом расходы по оплате НДС не соотносятся с издержками по оплате налога.
Оплата НДС происходит в обязательном порядке за период, в котором он был начислен, не позднее 20-го числа последующего месяца. НДС уплачивается при общем и упрощенном режиме налогообложения с выпиской счета-фактуры в течение 5 дней с момента оплаты.
Если учтены услуги по аренде или арендатор сам себе выставил счет-фактуру, то арендатор, использующий общую систему налогообложения, может вычесть сумму уплаченного НДС в том периоде, в котором была произведена выплата за прошлый квартал. Если арендатор использует упрощенную схему налогообложения, то он может отнести на расходы сумму уплаченного НДС вместе с услугами по аренде.
Сумма НДС при временном пользовании государственным имуществом рассчитывается индивидуально по каждому объекту аренды по ставке, прописанной в Налоговом кодексе. Налоговым периодом признается 1 месяц. Обязательства по выплате НДС автоматически снимаются с организации, если она не платит за аренду имущества в течение налогового периода, равного календарному месяцу.
Сумма НДС должна отчисляться с бюджета одновременно с перечислением платы за временное пользование государственным имуществом арендодателю.
Обязанности налогового агента
Если организация арендует федеральное имущество, имущество субъектов РФ или муниципальное имущество (далее – госимущество), то она в ряде случаев становится налоговым агентом по НДС с сумм арендной платы. Ведь исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на добавленную стоимость возложено на арендатора имущества. Причем обязанности налогового агента придется исполнять, даже если организация сама не является плательщиком НДС или освобождена от уплаты данного налога (п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, ст. 145 НК РФ).
При оказании организацией, в том числе бюджетным учреждением, услуг по предоставлению в аренду государственного или муниципального имущества, закрепленного за ней на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость является эта организация. Такое разъяснение приведено в письме Минфина России от 10.05.2012 № 03-07-11/140.
В то же время при оказании услуг по предоставлению в аренду федерального имущества казенными учреждениями эти учреждения уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет не должны. Данный порядок следует из подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, вступившего в силу с 1 января 2012 г., согласно которому оказание услуг казенными учреждениями не признается объектом налогообложения НДС (письмо Минфина России от 27.03.2012 № 03-07-11/86).
Налоговый агент – арендатор госимущества
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (далее мы будем использовать общий термин «госимущество») вы становитесь налоговым агентом, если арендодателем выступает:
- Орган государственной власти и управления либо орган местного самоуправления.
- Орган государственной власти и управления (местного самоуправления) и одновременно балансодержатель данного имущества, который не является органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. В этом случае, как правило, заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице соответствующего органа (арендодателя), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и арендатором (постановления ФАС Уральского округа от 21.10.2008 № Ф09-7682/08-С2, от 25.06.2008 № Ф09-4562/08-С2 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 26.11.2008 № ВАС-12243/08)).
При этом не важно:
- какой налоговый режим вы применяете: общий или специальный (см. письма Минфина России от 24.09.2015 № 03-07-11/54577, от 30.12.2011 № 03-07-14/133, от 05.10.2011 № 03-07-14/96);
- перечисляется ли арендная плата деньгами или зачитывается выполнением работ или оказанием услуг арендодателю (письмо Минфина России от 16.04.2008 № 03-07-11/147).
Налоговый агент – покупатель имущества казны
При покупке государственного или муниципального имущества обязанности налогового агента возникают только при одновременном выполнении следующих условий (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ):
- продавцом (передающей стороной) является орган государственной власти или орган местного самоуправления;
- имущество составляет казну РФ, субъекта РФ или муниципального образования, т.е. не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за конкретным государственным или муниципальным учреждением (предприятием);
- данная операция, признается объектом налогообложения по НДС согласно пп. 1, 2 ст. 146 НК РФ;
- покупатель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (письма Минфина России от 02.08.2010 № 03-07-14/55, от 14.12.2009 № 03-07-14/114). На физлиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, обязанности налоговых агентов не возлагаются, а НДС в бюджет уплачивают продавцы указанного имущества (определение Конституционного суда РФ от 19.07.2016 № 1719-О (приведено в п. 14 Обзора правовых позиций, направленного письмом ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@), письма Минфина России от 08.11.2012 № 03-07-14/107, ФНС России от 13.07.2009 № ШС-22-3/562@, постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 17383/13).
«Упрощенец» арендует муниципальное имущество
Организация, применяющая УСН, для основной производственной деятельности арендовала помещение, находящееся в муниципальной собственности. По договору аренды оплата за следующий месяц производится не позднее 7-го числа следующего месяца. Ежемесячная арендная плата составляет 35 400 руб. (в том числе НДС 5400 руб.).
Организация ведет бухгалтерский учет. Как отразить данные операции в бухгалтерском учете?
В бухгалтерском учете расходы на аренду помещения, используемого в основной производственной деятельности, являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Плата за арендованное помещение учитывается на счете учета затрат на производство (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). В рассматриваемом случае ее можно учитывать счете 20 «Основное производство»). При этом организация должна исчислить НДС с суммы арендной платы и учесть такую сумму по дебету счета 19 в корреспонденции со счетом 76.
В учетной политике организация, применяющая УСН, может установить, что сумма НДС по арендной плате будет учитываться сразу на счетах учета затрат без обособления ее на счете 19.
В рассматриваемом случае организация должна сумму НДС включить в состав затрат на аренду помещения, отразив данную операцию по кредиту счета 19 в корреспонденции с дебетом счета 20.
На момент перечисления арендной платы организация удерживает НДС, делая запись по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС». Перечисление арендной платы отражается по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета».
По итогам налогового периода по НДС организация должна уплатить исчисленную сумму в бюджет (Дебет 68 Кредит 51).
Поясним, почему в данном случае «упрощенцу» придется уплатить НДС. При предоставлении на территории РФ органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 НК РФ). Следовательно, «упрощенцы», арендующие муниципальное имущество, обязаны определить сумму НДС расчетным методом и уплатить ее в бюджет (Письмо Минфина России от 13.05.2009 № 03-07-11/135). Поскольку организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), они не вправе принять к вычету суммы НДС, уплаченные ими в качестве налогового агента. Это следует из п. 3 ст. 171 НК РФ. Арендные платежи «упрощенцы» вправе учесть в целях единого налога (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 20 Кредит 76
— 35 400 руб. — признаны расходы по аренде;
Дебет 76 Кредит 68, субсчет «НДС»
— 5400 руб. — удержана сумма НДС;
Дебет 76 Кредит 51
— 30 000 руб. — перечислена арендная плата;
Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 51
— 5400 руб. — перечислена в бюджет сумма НДС.
Если организация арендует государственное или муниципальное имущество у ГУПа, МУПа или учреждения, то предъявленный организации арендодателем НДС учитывается в обычном порядке (письмо Минфина от 23 июля 2012 г. № 03-07-15/87). При аренде на территории РФ федерального имущества (собственности субъектов РФ, муниципального имущества) у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления организация-арендатор признается налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать из доходов и уплачивать в бюджет НДС.
Порядок исчисления и удержания НДС зависит от условий договора:
- если сумма НДС не выделена, и в контракте сказано, что арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18 процентов. Органу власти арендная плата перечисляется в размере, определенном в договоре;
- если НДС выделен, а в соглашении сказано, что налог включен в сумму арендной платы, то он рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18/118. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС;
- если НДС выделен, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Ведомству, сдавшему метры во временное пользование, арендная плата перечисляется за вычетом НДС.
Примеры расчета налога приведены в Таблице 1.
Аренда муниципального имущества и НДС 2018 — 2019
Организация или ИП может выступать налоговым агентом по НДС в нескольких случаях. Один из них – это аренда на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ, муниципального имущества у органов госвласти и управления и (или) органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ). Причем обязанности налогового агента возникают, только если такие органы выступают именно в качестве арендодателей.
Соответственно, арендатору не придется исполнять обязанности налогового агента, если арендодателем будет:
- казенное учреждение, поскольку в этом случае объекта обложения НДС не возникает (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина от 24.03.2013 № 03-07-15/12713 );
- балансодержатель имущества (не орган власти или управления). Тогда сам балансодержатель должен исчислять НДС с сумм арендной платы, полученных от арендатора (Письмо Минфина от 28.12.2012 № 03-07-14/121 ).
Не понадобится платить НДС и в случае аренды у государства земельных участков. Арендная плата за пользование ими обложению НДС не подлежит (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436 ).
Кстати, арендованное муниципальное имущество может быть передано арендатором в субаренду. Но при этом обязанности налогового агента с него не снимаются (Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436 ).
Порядок перехода на ФСБУ 25/2018
Переход на новый стандарт осуществляется ретроспективно: нужно пересчитать сведения по действующим договорам аренды до 2022 года по новым правилам (п. 49).
Исключения:
- Новый стандарт можно не применять для договоров, которые закончатся по ходу 2022 года (п. 51).
- Организации, имеющие право вести упрощённый учёт могу применять новый стандарт только для договоров, которые будут исполняться с начала 2022 года (п. 52).
Также все арендаторы могут использовать упрощённый порядок применения ФСБУ 25/2018(п. 50), который подразумевает следующие действия:
- Стоимость ППА принять равной его справедливой стоимости.
- В бухгалтерском учёте отразить ППА и обязательства, как в предусмотренном порядке ведения учёта у арендатора.
- Оценить приведённую стоимость обязательств по аренде. Требуется дисконтировать номинальную стоимость оставшихся арендных платежей. Ставка дисконтирования будет равна процентной ставке по заёмным средствам, которые арендатор использует или мог бы использовать на условиях, сопоставимых с договором аренды.
Ндс при аренде муниципального имущества 2021
Индивидуальные предприниматели, а также организации, которые применяют УСН, освобождаются от ряда налогов. В числе налогов, которые «упрощенцы» не платят – налог на имущество. До 2016 года от уплаты налога на имущество были освобождены абсолютно все ИП и ООО, работающие на УСН. 3 июля 2016 года был принят Закон 237 ФЗ, которым упрощенцев обязали оплачивать имущественный налог, рассчитываемый с кадастровой стоимости. Тем не менее, существуют некоторые исключения. Из статьи вы узнаете, какие налоги платят и не платят на УСН, кто и как должен уплачивать налог на имущество при УСН в 2020 году.
Организации и индивидуальные предприниматели, у которых есть в собственности земельные участки, которые признаны объектами налогообложения, обязаны уплачивать земельный налог. В данном случае это касается и тех предпринимателей, которые работают на Упрощенной системе налогообложения.
В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса, индивидуальные предприниматели и организации, у которых зарегистрированы транспортные средства, должны платить транспортный налог. И в этой ситуации бизнесмены на УСН не исключение.
Перечислим налоги и сборы обязательные к уплате при УСН при определенных условиях:
- Государственная пошлина (при обращении в уполномоченные органы за совершением юридически значимых действий);
- Водный налог (при пользовании водными объектами);
- Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (при получении разрешения на добычу объектов животного мира, водных биологических ресурсов);
- Страховые взносы:
- на обязательное пенсионное страхование;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- на обязательное медицинское страхование;
- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (при наличии выплат наемным работникам).
Арендодатель госимущества: возможны варианты
Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.
На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.
Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.
Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю. Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество. Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.
Агентский НДС и условия договора
Следует иметь в виду, что при возложении на арендатора госимущества агентских обязанностей он должен выполнить их даже в том случае, если сам не является плательщиком НДС. Например, освобожден от уплаты налога в соответствии со статьей 145 НК РФ или применяет специальные режимы налогообложения.
При исполнении агентских обязанностей арендатор должен перечислять НДС в бюджет не из своих средств, а из доходов арендодателя. Иными словами, налог необходимо удерживать из арендных платежей, поскольку его базой в данном случае является сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Согласно положениям НК РФ, единственно возможная для использования ставка НДС в такой ситуации – расчетная, равная 18/118 (п. 3, 4 ст. 164 НК РФ). Однако в среде налоговых работников бытует мнение, что для этого сумма арендной платы, указанная в договоре муниципальной аренды, должна включать в себя НДС. Между тем на практике требование инспекторов не всегда выполнимо, и вот почему. При определении размера платежей за использование муниципального имущества государственный собственник, как правило, опирается на базовую ставку, которая установлена местным нормативным актом. Дополнительным расчетом суммы налога казенные арендодатели озадачиваются редко. Чаще всего в договоре просто отмечено, что сумма арендной платы указана без НДС. А то и вовсе нет ни слова о налоге.
Арендатору в таком случае важно четко понимать две вещи. Во-первых, обязанности НДС-агента ему придется исполнять все равно. Ведь передача имущества в аренду на территории России является объектом данного налога (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). А во-вторых, налог при этом придется накрутить на указанную в договоре сумму, исходя из ставки 18 процентов, и перечислить в бюджет из собственных средств.
Можно сколь угодно долго спорить о справедливости требований налоговиков, однако гораздо дешевле во всех смыслах воспользоваться нехитрым приемом, который давно прижился в отношениях по аренде госимущества.
Арендатору имеет смысл инициировать внесение в договор необходимых изменений. Для этого достаточно заключить дополнительное соглашение к нему с указанием суммы налога, которая в составе арендной платы причитается муниципальному собственнику.