Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно действующей КоАП, после окончания рассмотрения дела об административном правонарушении постановление должно быть объявлено сразу, но в некоторых случаях отсрочка по подготовке мотивированного постановления может составить три дня. Несмотря на отсрочку, резолютивная часть должна быть предоставлена немедленно.
Обжалование постановления об административном правонарушении
Право на обжалование ранее вынесенного постановления имеют:
- пострадавшая сторона;
- виновная сторона;
- законный представитель сторон;
- защитник или его представитель;
- уполномоченный по правам бизнесменов.
Согласно КоАП обжаловать постановление можно в случае вынесения постановления:
- судьёй, но в вышестоящей инстанции;
- коллегиальным органом. Далее обращаться необходимо в районный суд;
- должностным лицом (к примеру, работниками ГИБДД). Для обжалования пакет документов подаётся вышестоящему должностному лицу;
- иными государственными органами. Рассмотрение обжалование постановления возложено на районный суд.
Комментарий к ст. 29.4 КоАП
В целях решения вопросов, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении, субъекты, уполномоченные рассматривать данное дело, могут выносить определения.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Вышеназванным Постановлением также разъяснено, что если при подготовке дела к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к его компетенции, он должен вынести определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. Если рассмотрение дела относится к компетенции судьи арбитражного суда, то судья выносит определение о возвращении материалов дела органу или должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, который вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении лица к административной ответственности.
При решении вопроса по существу дела, а именно о прекращении производства по делу об административных правонарушениях по основаниям, предусмотренным статьей 24.5, выносится постановление.
Определение о приводе лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 комментируемого Кодекса, возможно в том случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено в связи с неявкой без уважительной причины данных лиц и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
Другой комментарий к Ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается объявлением постановления. Значение данного процессуального действия определяется тем, что именно с этого момента начинается исчисление срока, установленного для обжалования постановления, а также начинает течь срок давности исполнения о наложении взыскания. Поэтому объявление постановления по делу и вручение копии осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством.
2. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представтелю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле. Несоблюдение данного правила лишает участников производства по делу возможности использовать право на обжалование постановления по делу.
Копии постановления должны быть направлены заинтересованным лицам в течение трех дней со дня вынесения решения. Несоблюдение этого срока или невысылка постановления является основанием для восстановления пропущенного срока на подачу жалобы.
3. По делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст.20.8), с установкой на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст.20.9), пересылкой оружия, нарушением правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст.20.12), копия постановления, помимо нарушителя, направляется в соответствующую организацию, которая вверила лицу, виновному в совершении указанных нарушений, огнестрельное оружие и боевые припасы в связи с выполнением им служебных обязанностей или передала их ему во временное пользование.
4. Объявление постановления по делу об административном правонарушении влечет правовые последствия. Они связаны с вступлением постановления в законную силу. Законная сила постановления обладает рядом правовых свойств: постановление коллегиального органа, должностного лица, судьи вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, а если оно было обжаловано или опротестовано, то лишь при условии, что жалоба или протест оставлены без удовлетворения; с момента вступления в законную силу постановление не может быть обжаловано или опротестовано; вступление постановления в законную силу означает возможность принудительной реализации принятого решения уполномоченным коллегиальным органом, должностным лицом, судьей; постановление по делу об административном правонарушении обязательно для всех должностных лиц и граждан и подлежит исполнению.
С моментом объявления постановления в законную силу связано окончание стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
Комментарий к Статье 31.1 КоАП РФ
1. Момент, с которого постановление о назначении административного наказания и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении вступают в законную силу, и регулируется данной статьей.
Устанавливаемый порядок вступления указанных постановлений и решений в законную силу согласуется с положениями статей 30.1 и 30.9 КоАП (см. комментарии).
Необходимо отметить, что обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление, по общему правилу через 10 дней после вынесения постановления, определения.
В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному обращать его к исполнению, в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу.
Если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.
Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
2. Свойство законной силы решения означает, что оно является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.
Существуют две категории решений, принимаемых арбитражным судом первой инстанции, в виде исключения приобретающих законную силу немедленно после их принятия. Это решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ч. 2 ст. 34 АПК) и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 195 АПК). Предоставление законной силы указанным решениям немедленно после принятия вызвано их исключительной важностью для правопорядка в стране или отдельных ее регионах.
О привлечении к административной ответственности — десять дней (ч. 4 ст. 206 АПК);
Об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности — десять дней (ч. 5 ст. 211 АПК).
3. По другим смежным вопросам, возникающим при рассмотрении соответствующих положений, необходимо обращаться к главе 30 КоАП (см. комментарий).
По общему правилу на обжалование постановления отводится 10 дней. Если дело касается избирательного права – то пять дней. Эти сроки отсчитываются с момента вручения или подтверждения получения копии постановления.
Если срок пропущен, то у заявителя есть право на восстановление этого срока. Такая просьба может излагаться в виде жалобы или отдельным документом. В обязательном порядке текст документа должен содержать причины пропуска срока, естественно, уважительные. К таким причинам можно отнести: отсутствие доказательства того, что постановление было получено нарушителем.
Суд не примет в качестве уважительной причины оправдание, что почту получает сотрудник, а не руководитель, поэтому о вынесении постановления стало известно слишком поздно. Отсутствие организации по зарегистрированному в ЕГРЮЛ адресу или кадровые перестановки также не являются уважительными причинами. Для физических лиц нахождение на больничном не является оправданием, естественно, если речь не идет о тяжком заболевании, которое не позволяет передвигаться либо адекватно оценивать окружающую обстановку.
Срок вынесения постановления
Протокол выступает главным доказательством вины водителя. Он оформляется на месте происшествия. Из правила бывают исключения. Если присутствуют спорные моменты, или необходимо выяснить подробности, период оформления документа может быть продлен до двух суток. Подобное нарушением не считается.
Постановление составляется после того, как завершено разбирательство по делу об административном правонарушении. Если речь идет о штрафе, вердикт выносится в течение 2 месяцев. В случае серьезного правонарушения период может быть продлен до 3 месяцев. Если решение так и не принято в течение этого срока, дело закрывается.
Вынесенный вердикт по делу вступает в силу в течение 10 дней с момента его принятия. Согласно действующему законодательству, документ является действительным в течение 2 месяцев. В этот период необходимо заплатить штраф ГИБДД. Если гражданин не выполнил предписание, в его отношении может быть начато исполнительное делопроизводство.
Если в постановлении не указан протокол
Перечень сведений, которые в обязательном порядке должны присутствовать в постановлении ГИБДД, закреплены в статье №29.10 КоАП РФ. Согласно нормативно-правовому акту, в документе в обязательном порядке должны быть отражены:
- информация о лицах, вынесших решение по делу;
- место рассмотрения дела и дата осуществления процедуры;
- информация о гражданине, в отношении которого применяется наказание;
- обстоятельства, которые удалось выяснить в процессе рассмотрения дела
- нормативно-правовой акт, который предусматривает ответственность за совершенное правонарушение;
- итоговый вердикт по делу;
- срок и порядок обжалования штрафа.
Исполнение постановлений о назначении административного штрафа
Порядок исполнения наиболее широко применяемого административного наказания — штрафа — регулирует ст. 32.2 КоАП РФ. Специфика этой санкции имущественного характера состоит в том, что она предполагает взыскание определенной денежной суммы. Эта сумма может быть внесена самостоятельно лицом, привлеченным к ответственности, сразу полностью или по частям, наличными или путем перечисления на банковский счет. Штраф может быть взыскан и принудительно, тоже полностью и по частям, из регулярно получаемых сумм или со счетов, а также путем обращения административного взыскания на имущество физического или юридического лица.
Закон обязывает лицо, привлеченное к ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу уплатить соответствующую сумму.
КоАП РФ устанавливает три варианта добровольной уплаты штрафа:
а) если штраф взимается на месте, то виновное физическое лицо передает соответствующую сумму должностному лицу, что оформляется постановлением-квитанцией;
б) физическим лицом сумма административного штрафа по частям или полностью вносится или перечисляется в банк или иную уполномоченную организацию;
в) сумма административного штрафа перечисляется с расчетного счета юридического лица в банк или иную уполномоченную кредитную организацию.
Если оштрафованное лицо в течение установленного законом срока не выполнит обязанность уплатить штраф, то судья (орган, должностное лицо), вынесший постановление, обращает постановление к принудительному исполнению.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа в срок. За данное правонарушение наступает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административного ареста на срок до 15 суток.
Обжалование постановления
Если вы не согласны с результатом постановления об административном правонарушении, то его можно обжаловать. Для этого дается 10 дней. Срок начинает идти с момента получения документа на руки.
Оспорить постановление об административном правонарушении может не только виновник, но и пострадавшая сторона, а также орган, оформивший протокол. Обжаловать документ можно через вышестоящее должное лицо либо через суд.
Если вы решили обратиться в судебный орган, то здесь необходимо соблюсти подсудность. Постановления могут обжаловаться как по месту совершения правонарушения, так и по месту жительства нарушителя.
Кроме того, нужно учесть и подведомственность суда. Например, если предприятие получило постановление о нарушении правил ГИБДД, то штраф обжалуется у мирового судьи. Если организация получила санкцию за налоговое нарушение, то дело по оспариванию документа будет рассматриваться уже в Арбитраже.
Основные аспекты вынесения постановления об административном правонарушении
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении
По факту рассмотрения события, которое предварительно квалифицировано как нарушение административного законодательства, чиновник либо судья, рассмотревший конкретный случай, должен выдать правовой результат — принять процессуальное решение. Закон устанавливает два варианта исхода дела:
- Постановление о назначении административного наказания — штрафа, административного ареста, ограничения в праве заниматься определённой деятельностью (например, временное лишение права управлять автомобилем).
- Постановление о прекращении производства. Прекращение производства далеко не всегда означает отсутствие вины совершившего проступок: возможно, деяние обладает признаками преступления, неправильно квалифицировано и подлежит передаче органам дознания, полиции или прокурору (пункт 3 части 1.1 статьи 29.8 КоАП). Также согласно пункту 2 части 1.1 статьи 29.8 правонарушителю может быть вынесено устное замечание при малозначительности нарушения (отсутствия существенной угрозы обществу). Производство прекращается и в случае совершения административного проступка подростком младше 16 лет (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП). Ответственность по признакам административного проступка может не наступить и в случае совершения такового при крайней необходимости (пункт 3 части 1 статьи 24.5 КоАП). К примеру, водитель резко свернул в сторону, чтобы избежать ДТП или наезда на выбежавшего на дорогу ребёнка, и столкнулся с другим автомобилем.
Принятие решения по делу об административном правонарушении
В ходе рассмотрения дела выносятся постановления и определения по делу об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений. Это, во-первых, постановление о назначении административного наказания и, во-вторых, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Данный перечень является исчерпывающим, т.е. иных постановлений быть не может.
Постановление о прекращении производства по делу может быть вынесено в трех случаях: при наличии одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, при применении ст. 2.9 КоАП РФ, при передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если совершенное деяние содержит признаки преступления.
В вышеназванном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснено, что, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.
9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Выносимые определения могут быть связаны только с передачей дела по подведомственности либо с передачей дела судье, органу, должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера. Данный перечень оснований выносимых определений является исчерпывающим.
Статья 29.10 КоАП РФ содержит определенные требования к постановлению по делу об административном правонарушении.
Постановлением по делу об административном правонарушении является правоприменительный акт, вынесенный судьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении.
Законодательные акты, регулирующие порядок привлечения к административной ответственности
Перед тем как детально рассмотреть вопрос, чем отличается протокол от постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение ПДД, нужно детально разобраться какими нормативными актами регулируется данные правоотношения.
Нарушение правил движения относится к административным проступкам. Если в ходе таких деяний люди получают телесные повреждения (средние или тяжкие) либо лишаются жизни, тогда это уже уголовное правонарушение, и водители привлекаются к этой ответственности.
Порядок составления протокола, вынесения постановления, а также наложения административных взысканий (штрафов, лишения прав) регламентируется только Кодексом РФ об административных правонарушениях (КОАП).
Перечень неправомерных деяний, за которые можно привлечь к вышеуказанной ответственности, указан в Правилах дорожного движения, и отдельных статьях КОАП.
Штрафы и другие взыскания за нарушения указаны только в статьях КОАП.
Поэтому при составлении протокола, постановления об административном наказании, все должностные лица должны придерживаться только норм КОАП.
Последний момент, на который нужно обратить внимание, это на то, что правовые нормы КОАП предусматривают за отдельные виды правонарушений составление постановления без протокола (дела особой категории).
Важно знать, что КОАП также содержит исключительный перечень должностных лиц, которые имеют право составлять протокола и выносить постановления о взыскании. Несоблюдение этих норм, влечет за собой недействительность протокола и постановления.
Комментарий к Ст. 29.11 КоАП РФ
1. Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления по делу. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела сразу же после его вынесения.
Копия данного постановления вручается либо высылается физическому лицу или его законному представителю либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, в трехдневный срок с момента его вынесения. По просьбе потерпевшего аналогичная копия вручается либо высылается также и ему.
Вручение копии постановления производится под расписку. Факт направления копии постановления фиксируется с помощью почтовых документов.
2. В случае вынесения постановления судьей копия постановления направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
В случае совершения определенных административных правонарушений в сфере оборота или использования оружия и патронов к нему лицом, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование соответствующей организацией, копия постановления направляется в данную организацию.
Вынесение постановления по делу об административном правонарушении
Постановлением по делу об административном правонарушении является правоприменительный акт, вынесенный судьёй, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, по результатам рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении. Данное постановление в обязательном порядке должно содержать определенные реквизиты. Должны быть указаны данные субъекта, рассматривающего дело, дата и место рассмотрения дела. Целью этой информации является подтверждение компетенции суда, должностного лица органа, ведущего административный процесс, их права на рассмотрение дела, кроме того из текста постановления должно быть видно, что не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности по данному делу. Обязательным реквизитом постановления по делу об административном правонарушении выступают сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Во вводной части постановления по делу об административном правонарушении необходима максимальная полнота сведений о личности физического лица или данных о юридическом лице, привлекаемых к административной ответственности. Так, в отношении физического лица необходимо записать: дату и место рождения; место работы; должность; о наличии или отсутствии детей, место учебы; источники доходов.
Обязанность накладывается на то лицо, которое оформляет административные документы, то есть, на инспектора ГИБДД, и на судью. Эти люди обязаны объяснить водителю права по указанным статьям законов перед дачей показаний.
Требуется зачитать текст статьи, если появились вопросы, то ответить на них. Права можно считать не разъясненными при таких ситуациях:
- Если инспектор зачитал номер статьи, но не объяснил ее суть, а просто сказал прочитать ее самому в Интернете.
- Если сотрудник спросил водителя, не знает ли он права по статье 51 Конституции. Человек может знать не все права.
Такие пояснения при обжаловании могут не повлиять на результат решения по делу, так как это незначительное нарушение.