Групповые побои несовершеннолетних. что делать если ребенка избили?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Групповые побои несовершеннолетних. что делать если ребенка избили?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Способ преследования преступника зависит от вида правонарушения: побои и причинение легкого вреда являются правонарушениями частного обвинения. Чтобы наказать преступника, жертва или ее законный представитель должны подать жалобу в органы внутренних дел.
Порядок обращения в полицию
Пытки и нанесение тяжких телесных повреждений являются государственными преступлениями. Для возбуждения уголовного дела залог не требуется. Достаточно других причин: заявление от органов Комиссии, выявление правонарушения сотрудниками местной полиции и т.д.
В случае жестокого обращения с несовершеннолетними можно обратиться в полицейский участок или суд. Первый способ лучше всего использовать, если имя лица, причиняющего физический вред ребенку, неизвестно. Документы, подаваемые в Министерство внутренних дел, должны включать подробное описание обстоятельств, паспортные данные и домашний адрес заявителя.
Преступления, связанные с избиением
Уголовные преступления, связанные с нанесением ударов несовершеннолетним, можно разделить на три типа.
- Нанесение побоев ребенку, .
- Ущерб здоровью различной степени тяжести, и
- Пытки.
Существуют законы, которые предусматривают, что избиение ребенка родителем является уголовным преступлением, и они предусматривают, что это уголовное преступление. Родитель или другой взрослый может быть привлечен к уголовной ответственности за избиение ребенка, поскольку ребенок не защищен от агрессии, насилия или жестокого и бесчеловечного обращения со стороны взрослого. близким человеком или незнакомцем.
В какие организации я могу обратиться за помощью в случае насилия и жестокости в отношении детей?
- органы комиссии (проверки быта и домашнего положения, в котором находится ребенок в семье), органы
- Комиссия по делам несовершеннолетних (защита от различных форм насилия)
- Омбудсмен по делам детей (для обеспечения защиты прав детей)
- Прокуратура (защита прав детей в суде).
Учителя должны помогать в ситуациях, когда подозревают домашнее насилие в отношении ученика. Однако по закону вы не обязаны вмешиваться.
Сначала вы должны попытаться поговорить с ребенком в доверительном тоне. Вы можете мягко спросить, как идут дела дома. Однако это должен быть очень скромный разговор. Это связано с тем, что дети не любят активных нападок со стороны родителей.
Прежде чем предпринимать дальнейшие действия, желательно убедиться, что в организме нет никаких признаков сердцебиения.
Конечно, раздевать детей не разрешается, но можно их обмануть. Например, с помощью медсестры: отправить его на фальшивый медицинский осмотр, чтобы проверить, нет ли синяков и характерных ран.
Если учитель убежден, что в семье существует физическое наказание, он должен обратиться к социальному педагогу и педагогу-психологу. Вместе они решат, что следует предпринять.
Первый шаг — вызвать родителей в школу и поговорить с ними по-доброму. Ситуации, в которых может проявляться домашнее насилие; представьте себе семью с восемью детьми, матерью, работающей в три смены уборщицей, и пьющим отцом. Абсолютно понятно, что выплескивание детей — это рациональный ответ матери на ее ужасную жизнь.
И в этом случае предпочтительнее предложить помощь, а не угрожать наказанием. Например, обратиться в социальные службы и органы опеки, которые имеют возможность не только помочь, но и забрать ребенка.
Если в ходе общения выясняется, что родитель ненормальный и абсолютно злой, то принцип защиты детей, психолог, социальный педагог, имеет право прийти в дом ребенка и посмотреть, что там происходит.
В этом случае в игру вступает закон. Например, согласно статье 77 Семейного кодекса РФ, ребенок может быть изъят из семьи в течение 24 часов, если его жизни или здоровью угрожает опасность.
Если необходимо временное изъятие из семьи, детей переводят в центр социальной реинтеграции (ЦСА), где они прожили некоторое время.
Многие из них боятся этого места. Они считают, что их будут бить и убивать, что является кошмаром. Однако мой опыт показывает, что это не так. По крайней мере, в Москве современные центры очень приличные. Многие дети говорили, что они там отдыхают: хорошо едят, хорошо спят. Да, это не мир с розовыми пони, но эти детские дома совершенно не захламлены.
Как только родители исправятся и будут устранены причины, по которым их забрали, дети смогут вернуться в свои семьи.
«Мне некуда было деть злость и обиду внутри себя, поэтому я причиняла себе боль»
Отношения между моими родителями всегда были плохими. Мой отец не был ни хорошим супругом, ни хорошим отцом — я общалась с ним уже во взрослом возрасте. Но он пытался мне помочь.
Помню, когда мне было семь или восемь лет, мы с мамой опять поссорились. Между нами и моим отцом произошла ссора. Мама хотела собрать вещи, прежде чем вернуться домой.
Но она вернулась с работы раньше, чем мы думали. Когда он увидел, что я собираю вещи, у него началась истерика. Прижав меня к двери, он кричал на соседей.
Затем он посмотрел мне в глаза, все еще стараясь не двигаться, и сказал: «Если ты сейчас переступишь этот порог, то больше никогда меня не увидишь». Мне стало страшно: несмотря на желание переехать к отцу, я боялась потерять маму. Отец не вмешивался — если бы он собирался с ней разбираться, она бы сделала все, чтобы потерять со мной всякий контакт.
В детстве я лучше воспринимала физическое насилие, чем эмоциональное. Последнее я заметила в подростковом возрасте.
Наша обычная жизнь стала невыносимой. Мать постоянно била меня, а после ссоры говорила мне фразу, которую я помню всю жизнь: «У тебя отвратительный характер, ты настолько заблуждаешься, что умрешь сама».
Средняя школа была для меня кошмаром, и я считала секунды до поступления в Московский университет, чтобы просто переехать. Когда я училась в 11 классе, моя мама забеременела от моего отца. Потом у нас начались семейные разборки: ей не нравилось, как я убираюсь в доме.
Он всегда был помешан на чистоте, и каждая крошка на полу была поводом для ссоры. Этот конфликт снова перерос в насилие. Она напала на меня, и я не мог защитить себя, если бы что-то случилось с ее детьми.
Мало того, что она ударила меня, он достал мой телефон и сказал эту фразу о моем характере. Это был первый раз, когда у меня возникли мысли о самоубийстве. Но мое стремление к жизни победило.
Когда я переехала, я поняла, что я другая и все будет хорошо. Тогда я просто села возле радиатора, начала плакать навзрыд и с силой прижалась головой к стене. Мне некуда было девать гнев и копание, которые были у меня внутри, поэтому я причиняла себе боль, распускаясь от кистей рук к плечам.
«Наши отношения напоминали американские горки»
Постоянные конфликты с матерью привели к тому, что я всегда чувствовала себя виноватой за все, что происходило в моей жизни. После скандала мы могли не общаться неделями. Моя мать просто входила и ходила вокруг, ожидая, когда я встану на колени, чтобы извиниться.
Мне очень, очень нужно было взять на себя ответственность, но я делала это большую часть своей жизни.
Я всегда плакала во время наших ссор — это была моя защитная реакция на те ужасные вещи, которые он мне говорил. И по сей день я разговариваю со своими родителями как маленькая девочка. Даже сейчас, спустя годы, после каждой ссоры с мамой я наклоняюсь и плачу, не в силах остановиться.
Когда мама видела, что я плачу, она говорила мне, что у нее плохая дочь и плакать должна она, а не я. Мой отец пытался помирить нас, когда понял, что мы так долго игнорировали друг друга, но он не имел прямого дела с матерью и не напоминал мне постоянно, чего я хочу. Это только усугубило мое чувство вины, которое я сейчас пытаюсь преодолеть с помощью психолога.
Мои отношения с матерью ненадолго улучшились после рождения брата. Когда мы не ссорились, мне было чем с ней поделиться: мы говорили о моей личной жизни, я просила у нее советов. В то время у нас были очень доверительные отношения, хорошие отношения, но как только начиналась ссора или менялось мое настроение, она меняла все хорошее, чем делилась со мной.
Наши отношения были похожи на поезд в парке развлечений. Положительные моменты внезапно сменялись отрицательными, и казалось, что конца этому не видно.
Как привлечь к ответственности за избиение несовершеннолетнего?
Для начала необходимо осветить все варианты воздействия на причинителей вреда, а затем уже расписывать порядок обращения в правоохранительные органы с целью подачи заявления по факту совершения преступления.
Порядок действий в данном случае зависит от лица, от которого исходит конфликт. Чаще всего это либо другой несовершеннолетний или преподаватель или взрослый человек.
Важно! Если зачинщиком является другой несовершеннолетний, то самый простой способ попытаться урегулировать подобную ситуацию — провести профилактическую беседу с участием обеих сторон конфликта и их родителей, педагога-психолога.
Если несовершеннолетние обучаются в разных учебных заведениях, то можно подать заявление с просьбой провести профилактическую беседу с ребенком и родителями непосредственно в комиссию по делам несовершеннолетних.
Если вы обеспокоены ситуацией и ребенку причинили значительные телесные повреждения, либо если хотите проучить зачинщика вы можете подать заявление по этому факту в правоохранительные органы, в частности, в полицию.
Однако, если ребенок не достиг возраста 16 лет, сотрудники полиции примут решение об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием состава преступления, а именно субъекта преступления. Но отказ в возбуждении дела, направляется в комиссию по делам несовершеннолетних. Ребенка поставят на учет в качестве неблагополучного несовершеннолетнего или всю семью в качестве неблагополучной семьи и будут периодически приглашать на комиссии для профилактической беседы, а также обследовать жилищно-бытовые условия. Кроме того, родителей малолетнего вероятно привлекут к ответственности за ненадлежащее (неисполнение) исполнение родительских обязанностей.
Важно! Материальный ущерб и моральный вред, причиненный преступлением можно взыскать с родителей несовершеннолетнего.
На практике встречают случаи избиения несовершеннолетних педагогическими работниками.
В подобной ситуации имеются несколько вариантов воздействия на нерадивого работника образовательного учреждения, которые осуществлять как комплексно, так и по отдельности:
- профилактическая беседа;
- обращение в полицию;
- требование увольнения педагогического работника.
С заявлением об увольнении виновного работника можно обратиться к директору или непосредственно в управление образования, поскольку даже однократный факт рукоприкладства, является основанием для увольнения педагогического работника.
Кто ответит за травмы школьника?
Адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, партнер BGP Litigation, президент фонда «Юристы помогают детям»
За причиненный ребенку вред к ответственности привлекут школу, а в некоторых случаях – провинившегося ученика или его родителей. На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?
Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:
- на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
- на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
- в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
- во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
- дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
- после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
- школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.
Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.
Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.
- Если ребенок не является учеником этой школы, т. е. между ею и его родителями не был заключен Договор на оказание образовательных услуг. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников (ст. 32 Закона об образовании).
- Если ученик получил травму на территории школы, но фактически находился в этот момент под надзором родителя. Например, когда до начала уроков и до момента передачи ребенка тренеру из-за недосмотра родителя он упал с лестницы.
- Когда ребенок находился под надзором школы, но вред ему был причинен не по ее вине. Так, к ответственности наряду со школой могут быть привлечены родители ребенка – причинителя вреда. Но для этого должен быть установлен факт ненадлежащего воспитания, иначе ответственность в полном объеме будет возложена на школу за неосуществление должного контроля за поведением и здоровьем обучающихся. Школа имеет право предъявить к родителям ученика, причинившего вред другому ребенку, регрессный Иск. То есть школа вправе потребовать компенсировать ущерб, который был взыскан с нее родителями пострадавшего ребенка. Это возможно, если будет доказано, что родители причинителя вреда безответственно относились к его воспитанию, не осуществляли должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к ним внимания), не выполняли родительские обязанности, которые на них возложены ст. 63 Семейного кодекса.
- В случае достижения ребенком 14 лет он самостоятельно несет ответственность за причиненный вред (п. 1, 2 ст. 1074 ГК РФ). Когда у несовершеннолетнего нет доходов и имущества, достаточных для возмещения вреда, он должен быть возмещен его родителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или родителей провинившегося ребенка.
Размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае спора – в судебном порядке.
На основании анализа судебной практики можно сделать вывод, что средний размер компенсации морального вреда зависит от субъекта РФ и усмотрения судьи:
- легкий вред здоровью – от 20 000 до 100 000 рублей;
- средний вред здоровью – от 150 000 до 500 000 рублей;
- тяжкий вред здоровью – до 1 000 000 рублей.
Степень вреда определяется на основании медицинской экспертизы.
- Документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную помощь, вызывается скорая. В архиве подстанции скорой помощи впоследствии можно получить медицинские документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
- Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае и иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные ответственного учителя, классного руководителя, завуча, Протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных. Школа не вправе отказать в выдаче этих документов. В случае отказа можно обратиться к адвокату и попросить его направить в школу адвокатский запрос с целью получения необходимых документов или направить жалобу в прокуратуру.
- Пригодятся показания других детей в качестве доказательств обстоятельств произошедшего. Как правило, объяснения детей содержатся в документах школы, связанных с расследованием произошедшего. Также дети могут быть вызваны в суд для дачи объяснений на правах свидетелей.
- Потребуется собрать доказательства в подтверждение понесенных убытков. Например, можно предоставить документы, доказывающие необходимость проведения не предусмотренного ОМС лечения, санаторно-курортного лечения и отсутствие права на него и т.п.
Необходимо сохранить чеки и медицинские документы, в которых отражен ход лечения. Они помогут подтвердить размер понесенных трат и обосновать требуемую сумму компенсации морального вреда (причинение морального вреда презюмируется, но доказательства влияют на размер компенсации).
Куда стоит обращаться
Если в школе случаются систематические избиения, то необходимо принимать меры. О том, что он подвергается издевательствам, могут свидетельствовать:
- повреждения на одежде;
- ссадины на теле;
- испорченные личные вещи.
В первую очередь, данный вопрос должен решаться на уровне учебного заведения.
Родители должны обратиться к директору для выяснения всех обстоятельств.
Администрация в свою очередь должна вычислить всех виновных и провести беседу относительно возникшей ситуации. Необходимо выяснить истинные мотивы происшедшего.
Если на внутреннем уровне невозможно разрешить ситуацию, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции:
- подать заявление в полицию;
- в комиссию по делам несовершеннолетних;
- в отдел опеки и попечительства.
Во всех трех инстанциях к ответственности могут быть привлечены не только дети, но и их родители. Только своевременное обращение поможет избежать последующих побоев. У детей довольно тонкая психика, поэтому в большинстве случаев они боятся об этом рассказать кому-либо из-за дальнейших насмешек.
Поэтому родители должны заранее обсуждать возникновение таких ситуаций со своими детьми.
Какой закон регулирует избиение несовершеннолетних
В УК РФ есть отдельные статьи, посвященные нанесению вреда здоровью детей разной степени тяжести, в которых и перечисляются возможные применимые наказания к правонарушителю в зависимости от типа нанесенных травм, личностей подсудимого и пострадавшего.
Что такое шантаж в уголовном праве? Об этом можно прочитать тут.
Это и есть тот основной законодательный акт, который применяется в данном случае, так как подобные нарушения само собой влекут за собой уголовную ответственность.
Нанесение вреда здоровью ребенка
В предыдущем параграфе мы рассматривали вариант, когда ребенка били, но не нанесли вреда здоровью. И если вариант с побоями может различную подоплеку, в том числе, оговор детьми своих родственников или интриги «бдительных» соседей, то нанесение родителями вреда здоровью детям однозначно является серьезным преступлением.
Вред здоровью, согласно статьям 115, 112, и 111 УК РФ, подразделяется на легкий, средней тяжести и тяжелый. Легкий вред здоровью человека нанесли, если его у него зафиксирована стойкая, но не долговременная потеря трудоспособности.
Фактом, подтверждающим легкий вред здоровью, являются ушибы головы, мягких тканей, конечностей. За такое полагается штраф до 40 000 рублей, обязательные работы или арест до 3 месяцев.
Вредом средней тяжести считается длительное расстройство здоровья или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть. Если описывать повреждения, которые считаются вредом средней тяжести, то к ним относят:
- трещины и переломы мелких костей,
- вывихи мелких суставов,
- потерю большого пальца руки,
- удаление части почки и т.п.
За такой вред полагается ограничение свободы на срок от 1 до 3 лет, общественные работы или тюремное заключение сроком от 6 месяцев до 3 лет. Если это преступление совершил родитель в отношении малолетних детей, то судья имеет право посчитать этот факт отягчающим обстоятельством и дать обвиняемому реальный тюремный срок.
Тяжелым вредом здоровью признается ситуация, когда потерпевший в результате действий обвиняемого некоторое время находился в состоянии, опасном для жизни, или потерял зрение, речь, слух либо какой-либо орган. В эту же категорию попадает утрата органом своих функций.
Это преступление наказывается тюремным заключением сроком до 8 лет. Преступление родителя против своих малолетних детей, как и в предыдущем случае, является отягчающим обстоятельством. Кроме того, такого родителя опека лишит родительских прав, чтобы после освобождения он уже не смог навредить своим детям.
Как составить заявление на избиение
Ст. 141 УПК РФ конкретизирует порядок обращения в полицию. Главное – обратиться за помощью к правоохранительным органом в кратчайшие сроки.
Заявление разрешается подать как письменно, так и устно. В обязательном порядке указываются личные данные пострадавшего, поскольку анонимные обращения не рассматриваются. Если пострадавший решил оформить устное заявление, то оно записывается в протоколе, который содержит личные сведения о потерпевшем и его паспортные данные. Если в ходе составления протокола избитый не может присутствовать лично, то заявление оформляется по ст. 131 УПК РФ.
За ложный донос предусматривается ответственность согласно ст. 306 УК РФ. Об этом заявителя заранее уведомляют. При составлении протокола он ставит свою подпись, тем самым подтверждая тот факт, что осведомлен о наказании за ложный донос.
Перед составлением заявления рекомендуется обратиться в больницу за оказанием помощи и получить справку, подтверждающую побои, устанавливающую время обращения, личные данные потерпевшего, рекомендации врача. Если это не удалось, то обратиться в больницу можно в дальнейшем для проведения судебно-медицинской экспертизы. К соответствующему специалисту направят сотрудники полиции после принятия заявления.
Если в полиции необоснованно отказали в приеме заявления или в возбуждении уголовного дела, нужно составить жалобу в прокуратуру.
Кто в ответе за драку в школе или детском саду?
Когда ученик появляется на территории образовательной школы, руководство школы, а также классный преподаватель берут на себя ответственность за ребенка. На уроках к ответственности подключается преподаватель текущего предмета.
Соответствующий Закон «Об образовании» обязывает учителей защищать своих учеников от насилия, преимущественно психологического.
Если в школе произошла драка между учащимися, прямая вина будет лежать исключительно на повздоривших детях и их родителях. Учителя можно обвинить лишь в бездействии, если он видел конфликт и не предпринял никаких действий. Проще говоря, преподаватель должен предотвратить возможную драку между своими подопечными. Если конфликт начался на глазах учителя — это плохое выполнение его обязанностей, влекущее за собой дисциплинарные взыскания.
Все школьные конфликты находятся в компетенции заместителя директора по воспитательной работе. Именно этот человек определяет все обстоятельства ЧП и вызывает родителей для дальнейших разбирательств.
Подростковые конфликты и насилие
Подростковый возраст по природе свой отличается максимализмом, неустойчивой психикой, а в силу этой совокупности и конфликтностью. Спорные ситуации и ссоры между несовершеннолетними нередко оканчиваются драками. Характерны для подростковой среды и избиения в составе группы лиц, истязания и физическое насилие с особой жестокостью и извращённостью. Нередко такие действия носят сексуальный подтекст.
При определении наказания значение имеет возраст преступника – до 14 лет, до 16 лет. 20 статьёй Конституции определяется возраст наступления уголовной ответственности. При совершении особо тяжких и тяжких преступлений допускается привлечение к ответственности с 14-летнего возраста, а в остальных случаях перекладывается на законных представителей.
Последним в судебном порядке может быть выписан административный штраф за ненадлежащее воспитание детей. Кроме того, если побои нанесли существенный ущерб здоровью потерпевшего, момент возмещения средств на лечение, а также моральной компенсации. В последнее время в правовой практике в отношении родителей несовершеннолетних, совершивших подобные деяния, применяются штрафные санкции и принудительные исправительные работы. Примечательно и то, что последний вид наказания оказывается эффективнее.
В правовой литературе различают такие разновидности преступлений против физической неприкосновенности:
- побои;
- побои средней тяжести;
- истязания.
К уголовной ответственности мать или отца не привлекают.
Одновременно такие подростки ставятся на учёт в ПДН отдела полиции. С ними систематически проводятся беседы и иные профилактические мероприятия.
Что является избиением
В нормативной базе РФ отсутствует такое понятие как «избиение». Нарушением закона будет являться не только фактическое применение силы, но и устные угрозы, воспринимаемые реально, психическое давление, иные формы насилия. При определении мер воздействия для лиц, допустивших столь тяжкий проступок, как избиение ребенка, будут учитываться следующие правила:
- санкции за любой противоправный поступок по отношению к детям существенно строже, так как рассматривается отягчающим фактором;
- специальных норм за моральное или физическое насилие к несовершеннолетним гражданам в УК РФ нет, так как достаточно учесть отягчающее обстоятельство;
- вид и размер санкций будет зависеть не только от всех обстоятельств поступка, но и от доказанных последствий для жизни и здоровья пострадавшего, статуса правонарушителя и вида вины, иных факторов.
Причины возникающих конфликтов
Насмешки над сверстниками не редкое явление в школе или в компании детей одного возраста, но не каждая подобная ситуация способна привести к побоям.
Некоторые дети весьма зажаты в обществе, потому что в семье их приучили быть послушными, и не научили высказывать собственное мнение или постоять за себя.
Другим же, наоборот, внушили вседозволенность, которая негативным образом сказывает на межличностном общении между ровесниками. Дети знают, что существуют определенные границы, которые нельзя нарушать при выяснении отношений, но все же делают это.
В подростковой среде, многие считают, что драка – это решение проблемы, которое могут оценить девушки или друзья, поэтому преступают дозволенные границы общения.
Дети после школы играют в компьютерные игры или смотрят фильмы, несущие явный элемент агрессии и нередко они переносят негатив на сверстников, что в итоге выливается в сложные ситуации, приводящие к травмам сверстников и конфликтам между родителями.