Порядок обжалования решений УФАС
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок обжалования решений УФАС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.
С какими жалобами обращаются в ФАС
Каждый гражданин может направить просьбу восстановить или защитить нарушенные права, свободы или интересы, свои личные или других лиц. Это называется жалобой. ФАС обязан рассмотреть такие обращения по антимонопольному и рекламному законодательству, контрактной системе, закупке товаров, услуг, работ отдельными субъектами хозяйствования, а также по законодательству, регламентирующему градостроительную деятельность. Срок обжалования решений ФАС – 5, 7 или 30 дней, в зависимости от вида жалобы. Компетентный орган рассмотрения – центральный аппарат или территориальный орган. В этих вопросах банк решений ФАС очень кстати. С его помощью можно проконтролировать ход рассмотрения и определить, достаточно ли предпринятых мер или есть смысл судебного оспаривания. Выбор подведомственности споров и подготовка полного комплекта документов могут вызывать трудности. Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» сэкономит ваше время и возьмет организационные вопросы на себя, а также подготовит грамотную, аргументированную жалобу.
Какие решения и предписания территориальных антимонопольных органов могут быть обжалованы в коллегиальном органе ФАС России?
Как следует из закона, в коллегиальном органе ФАС России могут быть обжалованы только решения и предписания территориальных антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства, включая решения о прекращении рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (см., в частности, решение Апелляционной коллегии ФАС России от 9 июня 2016 г. по жалобе на решение о прекращении рассмотрения дела N 02-9/10-2015), решения и предписания, принятые (выданные) по итогам пересмотра решений и (или) предписаний по делам о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам.
Не могут быть обжалованы в коллегиальном органе решения и предписания, принятые территориальным антимонопольным органом в порядке статей 18.1, 33 Федерального закона «О защите конкуренции» или по делам о нарушении законодательства о рекламе, Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Рассмотрение жалобы в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые правила
Подача жалобы в антимонопольную службу дает шанс пострадавшей стороне добиться победы в судебном разбирательстве, заставить контролирующий орган пересмотреть итоги торговой процедуры и в результате добиться победы в закупке. С 18 ноября 2019 УФАС начала процесс дистанционного рассмотрения жалоб.
1. Антимонопольная служба запустила новый сервис
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предоставила возможность дистанционного рассмотрения жалоб участников государственных закупок с начальной (максимальной) ценой контракта более миллиарда рублей по 44-ФЗ и выше ста миллионов рублей для крупных корпораций по 223-ФЗ.
До конца января 2020 года эта возможность будет открыта только для дальневосточных заказчиков и поставщиков, нот с февраля 2020 года данная опция станет доступна и для Сибирского федерального округа.
Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:
- Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
- Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
- Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
- Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
- Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
- Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК, а также текст оспариваемого акта, решения.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения».
— Дела об оспаривании решений рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Сроки подачи жалобы по 44-ФЗ
Участник может направить жалобу в установленные сроки и до подписания контракта. Когда сроки истекут, обжаловать действия можно будет только в суде.
Предмет жалобы | Кто может подать жалобу | Сроки обжалования |
---|---|---|
Документация закупки. | Любая компания, физлицо. | До конца приема заявок. |
Решение комиссии заказчика, которое указано в протоколе. | Участник, который подавал заявку на участие. | В течение пяти дней с момента публикации в ЕИС протокола. |
Действия заказчика:
|
Участник, который подавал заявку. | До заключения контракта. |
Процедура аккредитации на площадке. | Пользователь, который проходит аккредитацию. | В течение 30 дней с момента обжалуемых действий. |
Нарушения проведения торгов. | Участник электронной процедуры. | В течение пяти дней с даты проведения торгов на площадке. |
Порядок рассмотрения спора
В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.
ФАС может запретить заключать контракт, пока не рассмотрит жалобу. Остальные действия проводят в обычном порядке. Например, если жалобу подали после проведения аукциона, то заказчик рассматривает вторые части заявок и выпускает протоколы, но контракт не подписывает.
За следующие три дня ФАС рассмотрит жалобу. В этот период она может запросить у госзаказчика и ЭТП документы и информацию. Контрольный орган решает признать жалобу:
- необоснованной — процесс торгов продолжается без изменений;
- обоснованной или частично обоснованной — ФАС предписывает исправить нарушения, например, изменить документацию, отменить протоколы и вернуть закупку на какой-либо этап, отменить всю закупку и провести заново.
Образец заявления об оспаривании решения ФАС
В Арбитражный суд Свердловской области
ЗАЯВИТЕЛЬ:
ООО
г Екатеринбург, ул. Машиностроителей
ЗАИНТЕРЕССОВАННОЕ ЛИЦО:
Управление Федеральной антимонопольной службы
по Свердловской области.
г. Екатеринбург, ул. Московская, 11.
Заявление
о признании недействительным решения антимонопольного органа
На официальном сайте Российской Федерации по адресу: Территориальном управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области было размещено извещение о проведении запроса котировок.
Предметом запроса котировок являлось — оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на территории Свердловской области для нужд Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, начальная (максимальная) цена Контракта – 29 669 (Двадцать девять тысяч шестьсот шестьдесят девять) рублей 00 копеек с учетом НДС.
До окончания срока подачи котировочных поступило 4 (четыре) котировочных заявки в запечатанных конвертах. Победителем в проведении запроса котировок определен участник с номером заявки 1 – ООО, с предложением о цене Контракта: 0 (Ноль) рублей 1 (Одна) копейка.
Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в запросе котировок наша заявка («ООО») была отклонена в соответствии с ч.7 ст. 78 Федерального закона 44-ФЗ: заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. Заказчиком не предусмотрена возможность установления цены контракта с нулевым значением.
На указанный протокол ООО подало жалобу в управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с просьбой о признании его незаконным. УФАС по Свердловской области вынесло решение №4-3, которым жалоба ООО была признана необоснованной, в виду того, что заказчиком не предусмотрена возможность установления цены контракта с нулевым значением.
Считаем решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области № 4-3 незаконным по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Процедура внутриведомственной апелляции ФАС России закреплена статьями 23 и 52 ФЗ «О Защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции), а также Порядком работы коллегиальных органов ФАС России, утв. приказом ФАС России от 07.04.2016 № 422/16. Кроме того, издан Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 05.01.2016 по 01.07.2018), утв. протоколом Президиума ФАС России от 03.10.2018 № 10, который в том числе уточняет практические вопросы внутриведомственного обжалования. Следует сразу отметить, что на законодательном уровне отсутствует строгое разграничение компетенций Апелляционных коллегий и Президиума ФАС как апелляционных инстанций ФАС России. Однако, как правило, вопросы по пересмотру решений территориальных УФАС выносятся на Апелляционную коллегию, а Президиум ФАС России рассматривает только наиболее важные и прецедентные дела. При этом решения Апелляционной коллегии и Президиума ФАС России имеют равную юридическую силу и правовые последствия. Из формулировок норм Закона о защите конкуренции следует, что основанием для рассмотрения апелляционной жалобы является вынесение УФАС решения и (или) предписания, которые нарушают единообразие норм антимонопольного законодательства (причем, как материальных, так и процедурных норм). Бремя доказывания нарушения единообразия лежит на заявителе и, как показывает практика, в качестве доказательств им могут быть приведены:
- разъяснения ФАС России или позиции, выраженные в рамках методической помощи УФАС по спорному вопросу;
- решения апелляционного органа ФАС России по вопросу, если таковые имеются;
- решения УФАС по схожим делам (при этом, преимуществом при доказывании будет факт подтверждения судами законности данных решений);
- позиции Верховного суда РФ, в которых содержится толкование норм законодательства о защите конкуренции.
Юристы Консалтинговой Группы ЭТАЛОН более 15 лет занимаются юридическим сопровождением закупок и их обжалованием в ФАС России, территориальные органы, в суд. У нас накоплен уникальный опыт обоснования требований и обжалования закупок в разных отраслях, по различным объектам закупки: от медрасходников до сложного технического оборудования, например, систем спутниковой связи.
Мы обжалуем действия Заказчика:
- при формировании документации,
- при не допуске и отклонении заявки,
- при подведении итогов,
- прочих незаконных и ограничивающих конкуренцию действиях.
Стратегии обжалования
Нет никаких единых алгоритмов. С каждым делом нужно работать индивидуально. Но можно выделить некоторые стратегии обжалования решения ФАС:
- Если вы уверены в своей правоте, знаете, что ничего не нарушали – доказывайте эти обстоятельства, причём обязательно письменными свидетельствами.
- Если вы действительно допустили нарушение условий контракта – доказывайте, что они не были существенными, не сказались на выполнении договора, и вы восстановили нарушенные права и интересы заказчика, выплатив предусмотренную контрактом неустойку.
- Если вас обвиняют в уклонении от подписания контракта – доказывайте, что это произошло не по вашей вине, например, из-за форс-мажорных обстоятельств или даже по вине самого заказчика. При этом крайне желательно представить письменные доказательства того, что вы приняли все возможные меры для подписания контракта. Например, своевременно обратились в банк за оформлением банковской гарантии и уже оплатили её, но банк задержал выдачу гарантии. При этом понимая, что нарушаете срок, вы оперативно уведомили заказчика о непредвиденной задержке с предоставлением обеспечения.
По результатам рассмотрения жалобы проверяющие могут отказать в ее удовлетворении или признать вынесенное решение незаконным полностью или частично. Ответ направляется заявителю в письменной форме. Заключение коллегиального органа также размещается на сайте ФАС.
В случае если вынесенное решение признается незаконным полностью или частично, для того, чтобы установить факт нарушения законодательства о государственной гражданской службе и применить меры дисциплинарного взыскания, либо принять вердикт об иных видах ответственности, ответственным исполнителем по жалобе руководителю антимонопольного органа предоставляется служебная записка, в которой изложена суть нарушения и указаны должностные лица, его допустившие. Это делается с целью инициировать принятие постановления о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.
Подают в письменной форме почтовым отправлением либо в электронном виде через сайт «Госуслуги».
Текст жалобы о признании незаконными действия ФАС должен содержать:
- наименование органа, куда оно подается;
- наименование территориальной антимонопольной службы, вынесшей обжалуемый документ;
- наименования и реквизиты сторон, участвовавших в деле;
- реквизиты дела и дату вынесения обжалуемого документа;
- суть возражений заявителя. Возражения должны быть аргументированы, допускается приложение подтверждающих документов.
Обращение должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к документам, направляемым в государственные органы:
- текст должен быть читабельным. Если он написан от руки неразборчиво либо бумага повреждена до такой степени, что текст прочтению не поддается, жалоба не будет рассмотрена;
- в тесте не допускаются нецензурные выражения, призывы к терроризму, угрозы;
- не допускается анонимное обращение.
Как можно обжаловать решение ФАС по жалобе?
Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражном суде в течение 3 месяцев со дня принятия антимонопольной службой решения или выдачи предписания. Для этого необходимо обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд по месту нахождения отделения ФАС, выдавшего обжалуемое предписание.
Как и сама жалоба, исковое заявление должно быть составлено по правилам делового письма, кратко, лаконично и обоснованно. Лучше всего придерживаться следующей последовательности изложения:
- шапка документа с указанием наименования суда, реквизитами истца и ответчика;
- описательная часть заявления, раскрывающая обстоятельства дела;
- мотивировочная часть, содержащая обоснование доводов и требований истца, в том числе ссылки на нормы закона;
- просительная часть с указанием конкретных требований в отношении ответчика.
После подачи заявления в арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.
Для физического лица размер госпошлины при обращении в арбитражный суд составит 300 рублей.
Порядок обжалования решений Федеральной антимонопольной службы
Вы можете обжаловать решение и (или) предписание антимонопольного органа в арбитражный суд либо в коллегиальный орган ФАС России (ч.1 ст.52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Срок обжалования в арбитражный суд – три месяца со дня принятия решения или выдачи предписания.
Обратите внимание! Если арбитражный суд принял заявление об обжаловании предписания к производству, то исполнение этого предписания приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом. (ч.2 ст.52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции») |