Нормы расхода топлива 2023 Минтранс
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы расхода топлива 2023 Минтранс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Расчет для легковых автомобилей
Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
- S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
- D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями Минтранса для организаций. Например, отдельные значения предусмотрены:
- для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
- для зарубежных авто до 2008 года;
- для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
Расчет для грузовиков
Формула, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль грузовой:
Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — стандартный расход ГСМ в литрах;
- S — пробег автомобиля или автопоезда, определяют в км;
- Hsan — норма потребления топлива, установленная на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.
Последний показатель Hsan вычисляют отдельно. Для этого используйте формулу:
Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,
где:
- Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
- Hg — норма расхода на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
- Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
- Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
- W — объем транспортной работы, т. км: W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
- D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
О списании. Нормативный подход
Технико-экономические нормы расхода автомобильного топлива и смазочных материалов. Методика расчета — Экономика отрасли (автомобильный транспорт) Допускается устанавливать ту же базовую норму расхода топлива, что и для базовой модели — для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колёсной формулы, кузова и не отличающихся от базовой модели собственной массой. Как правило, летом расход топлива соразмерен с базовой нормой, а в некоторых случаях фактический расход ГСМ повышается за счет применения в салоне охлаждающей системы или кондиционера. |
Иные виды надбавок к базовым значениям
Также распоряжение Минтранса устанавливает и другие условия надбавок к базовым данным:
- работа транспорта в горной местности, в зависимости от высоты над уровнем моря (от 5% до 20%);
- работа транспорта со сложным планом (на 1 км пути более пяти поворотов, закруглений) — до 30% в зависимости от категории дороги общего пользования;
- работа автотранспорта в населенных пунктах с градацией по численности населения. Максимальная надбавка — до 30% в городах с численностью свыше 5 миллионов человек;
- работа транспорта, требующая частых остановок (погрузка, высадка пассажиров и т. д.), — до 10%;
- работа транспорта при пониженной скорости передвижения, при перевозке крупногабаритного груза. Максимальная надбавка — до 35% при скорости ниже 20 км/ч;
- обкатка новых автомобилей или транспорта после капремонта — до 10% и другие.
Изменения по легковым автомобилям отечественным и стран СНГ выпуска с 2008 года
N п/п |
Модель, марка, модификация автомобиля |
Число и расположение цилиндров |
Мощность двигателя, л.с. |
Рабочий объем, л |
КПП |
Базовая норма расхода топлива, л/100 км |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
103 |
Lada Granta 219010 1.6 (ВАЗ-11186) |
4L |
87 |
1,596 |
5M |
8,2 |
(п. 103 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
104 |
Lada Granta 219170 1.6 (ВАЗ-21127) |
4L |
106 |
1,596 |
5M |
8,1 |
(п. 104 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
105 |
Lada Priora 217020 1.6 (ВАЗ-21116) |
4L |
87 |
1,596 |
5M |
8,0 |
(п. 105 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
106 |
Lada Kalina 219410 1.6 (ВАЗ-11186) |
4L |
87 |
1,596 |
5M |
8,6 |
(п. 106 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
107 |
Lada Largus 1.6 (RSOY5L) (Renault K4M 490) |
4L |
105 |
1,598 |
5M |
10,7 |
(п. 107 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
108 |
Lada Vesta 1.6 (ВАЗ-21129) |
4L |
106 |
1,596 |
5M |
8,5 |
(п. 108 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
109 |
Lada XRay 1.6 (ВАЗ-21129) |
4L |
106 |
1,596 |
5M |
8,6 |
(п. 109 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
110 |
Lada XRay 1.6 (Renault H4M) |
4L |
110 |
1,598 |
5M |
8,2 |
(п. 110 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
111 |
УАЗ-3163-10 Patriot (ЗМЗ-40905) |
4L |
128 |
2,693 |
5M |
13,8 |
(п. 111 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
Контроль затрат ГСМ системой спутникового слежения
Контроль затрат ГСМ системой спутникового слежения
Бухгалтер предприятия вносит количество потребляемого топлива в соответствии вышеуказанным нормативам. Помимо графы “материальные расходы” для внесения потребляемого ГСМ сверх нормы, предусмотрена графа “внереализационные затраты”.
Существует формула расчета расхода топлива для автобуса:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T, (2)
- Qн – затраты в соответствии с нормами,
- Нs – норма затрат ГСМ с учетом пройденного расстояния л/100 км,
- S – пройденное расстояние,
- Нот – норма затрат ГСМ с учетом применения штатных отопителей,
- Т – время эксплуатации с включенным обогревом салона,
Для самосвалов:
Qн = 0,01 x Hsanc x S x (1 + 0,01 x D) + Нz x Z, (4)
- Z – сумма рейсов сделанных за одну смену.
Алгоритм действий бухгалтера
Аналогично прочим производственным запасам предприятия, горючее и различные виды смазки учитываются в бухучёте, исходя из их фактической стоимости. Расходы являются элементом раздела II ПБУ 5/01. Принять топливо в состав учёта можно на основании двух типов бумаг, которые прилагаются к авансовому отчёту:
- Чеки автозаправочной станции (если топливо приобретается на маршруте за «наличку»).
- Топливные талоны (при покупке по безналичному расчёту согласно договору между предприятием и фирмой-поставщиком).
Кроме того, водители могут покупать бензин или дизтопливо в пути, используя выданную на предприятии топливную карту. При использовании такого способа учёт ведётся по факту получения предприятием отчёта о количестве залитого в бак топлива от эмитента карты. Для списания используются два метода (раздел III ПБУ 5/01):
- средняя себестоимость;
- ФИФО (себестоимость ранее приобретённого количества запасов).
Третий метод, указанный в ПБУ (отдельный расчёт себестоимости всех единиц ТМЦ) в учёте ГСМ не применяется. Наиболее часто бухгалтерами используется первый метод. В этом случае стоимость остатка суммируется со стоимостью поступления, а затем делится на общий остаток на день оформления учёта ( в килограммах или литрах).
Правила учета ГСМ обновлены
Распоряжением Министерства транспорта от 06.04.2020 № НА-51-р были обновлены методические рекомендации по нормам расхода топлива и смазочных материалов для отдельных марок автомобилей 2008 и более поздних годов выпуска. Нормами расхода рекомендуется пользоваться не только при расчетах, но также при списании затрат на ГСМ (но это право, а не обязанность предприятий). Обновления коснулись следующих разделов:
- «Фургоны отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года»;
- «Легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года» (для Lada Granta, Lada Priora, Lada Kalina, Lada Vesta и др.);
- «Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года»;
- «Автобусы отечественные и стран СНГ с 2008 года».
Были также утверждены максимальные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в Севастополе и Крыму. Эти показатели необходимы для расчета себестоимости перевозок и иных видов транспортных работ, проведения расчетов с водителями ТС и пользователями, планирования потребности фирм в обеспечении ГСМ.
Обязательно ли утверждать нормы расхода ГСМ
Все очень просто – нормы расхода ГСМ можно установить внутренним приказом по организации. В нем необходимо учесть специфические особенности эксплуатации автотранспортного средства и утвердить более высокие или более низкие значения для списания топлива по сравнению с рекомендуемыми от Минтранса.
В то же время издание приказа (или другого локального нормативного акта) остается на усмотрение экономических субъектов. Можно обойтись и без него. Связано это с тем, что налоговый кодекс не обязывает нормировать расходы на ГСМ и их можно списывать по факту. Это подтвердил и Минфин в своих последних разъяснениях, см., например, письмо от 26.09.2019 № 03-03-07/74189.
Но нужно помнить, что утвержденные предприятием нормы способны помочь в конфликтах с налоговиками, если те решат, что затраты на топливо слишком велики. Суды в спорных ситуациях часто встают на сторону компаний при наличии подписанного приказа, которым подтверждается экономическая обоснованность расходов – а это значимое условие для отражения их в налоговом учете.
Кроме того, нормирование расходов поможет предотвратить нецелевое использование или хищение ГСМ. При наличии норм, полученных опытным путем, легче просчитать рентабельность автотранспортной техники.
Все указанные факторы склоняют к тому, чтобы утвердить нормы расходы для списания ГСМ внутренним распорядительным документом.
С какого числа применяются зимние нормы расхода топлива на 2021 год
При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2021 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.
Субъект Российской Федерации или его часть | Количество месяцев и срок действия зимних надбавок | Предельная величина зимних надбавок, не более, % |
Москва | 01.11–31.03 | |
Белгородская область | 15.11–15.03 | |
Брянская область | 01.11–31.03 | |
Владимирская область | 01.11–31.03 | |
Воронежская область | 01.11–31.03 | |
Ивановская область | 01.11–31.03 | |
Калужская область | 01.11–31.03 | |
Костромская область | 01.11–31.03 | |
Курская область | 01.11–31.03 | |
Липецкая область | 01.11–31.03 |
Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.
Что говорит налоговое законодательство
Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.
Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2021 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).
Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ | Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций. |
Транспортная НЗТ | Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто. |
Эксплуатационная НЗТ | Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации). |
Таблица зимних коэффициентов
Ежегодно Минтранс публикует таблицу зимних коэффициентов, которую используют бухгалтеры в расчетах расхода ГСМ в холодное время года.
N пп | Регионы России (по федеральным округам) | Количество месяцев и срок действия зимних надбавок | Предельная величина зимних надбавок не более, % |
I. Центральный | |||
1 | Москва | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
2 | Белгородская обл. | 4.0 15.11-15.03 | 7 |
3 | Брянская о. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
4 | Владимирская об. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
5 | Воронежская о. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
6 | Ивановская об. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
7 | Калужская о. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
8 | Костромская обл. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
9 | Курская обл. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
10 | Липецкая об. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
11 | Московская о. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
12 | Орловская обл. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
13 | Рязанская обл. | 5.0 01.11I-31.03 | 10 |
14 | Смоленская о. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
15 | Тамбовская о. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
16 | Тверская обл. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
17 | Тульская обл. | 5.0 01.11I-31.03 | 10 |
18 | Ярославская о. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
II. Северо-Западный | |||
19 | Санкт-Петербург | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
20 | Республика Карелия | 5.5 01.11-15.04 | 12 |
21 | Республика Коми | 6.0 01.11-30.04 | 15 |
г. Воркута с прилегающим административным районом | 6.5 15.10-30.04 | 15 | |
22 | Архангельская обл. (без Ненецкого автономного округа) | 6.0 01.11-30.04 | 15 |
23 | Вологодская о. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
24 | Калининградская об. | 4.0 15.10-15.03 | 7 |
25 | Ленинградская об. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
26 | Мурманская о. | 6.0 01.11-30.04 | 15 |
27 | Новгородская об. | 5.0 01.12-31.03 | 10 |
28 | Псковская обл. | 5.0 01.12-31.03 | 10 |
29 | Ненецкий а.о. | 6.0 15.10-15.04 | 18 |
III. Северо-Кавказский | |||
30 | Республика Адыгея | 3.0 01.12-01.03 | 5 |
31 | Республика Дагестан | 3.0 01.12- 01.03 | 5 |
32 | Республика Ингушетия | 3.0 01.12- 01.03 | 5 |
33 | Чеченская Республика | 3.0 01.12- 01.03 | 5 |
34 | Кабардино-Балкарская Республика | 3.0 01.12-01.03 | 5 |
35 | Республика Калмыкия | 5.0 15.10-15.03 | 10 |
36 | Карачаево-Черкесская Республика | 3.0 01.12-01.03 | 5 |
37 | Республика Северная Осетия — Алания | 3.0 01.12- 01.03 | 5 |
38 | Краснодарский край | 3.0 01.12- 01.03 | 5 |
39 | Ставропольский край | 3.5 01.12-15.03 | 5 |
40 | Астраханская об. | 5.0 15.10-15.03 | 10 |
41 | Волгоградская об. | 5.0 15.10-15.03 | 10 |
42 | Ростовская о. | 4.0 15.11-15.03 | 7 |
IV. Приволжский | |||
43 | Республика Башкортостан | 5.5 01.11-15.04 | 12 |
44 | Республика Марий Эл | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
45 | Республика Мордовия | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
46 | Республика Татарстан | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
47 | Удмуртская Республика | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
48 | Чувашская Республика | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
49 | Кировская об. | 5.5 15.10-31.03 | 12 |
50 | Нижегородская об. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
51 | Оренбургская обл. | 6.0 15.10-15.04 | 15 |
52 | Пензенская об. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
53 | Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого а.о) | 5.5 01.11-15.04 | 10 |
54 | Самарская обл. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
55 | Саратовская об. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
56 | Ульяновская об. | 5.0 01.11-31.03 | 10 |
57 | Коми-Пермяцкий а.о. | 6.0 15.10-15.04 | 18 |
V. Уральский | |||
58 | Курганская обл. | 5.5 01.11-15.04 | 10 |
59 | Свердловская обл. | 5.5 01.11-15.04 | 10 |
60 | Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого а. о.) | 5.5 01.11-15.04 | 12 |
61 | Челябинская обл. | 5.5 01.11-15.04 | 10 |
62 | Ханты-Мансийский а.о. | 6.5 15.10-30.04 | 18 |
63 | Ямало-Ненецкий а.о. | 6.5 15.10-30.04 | 18 |
VI. Сибирский | |||
64 | Республика Алтай | 5.5 01.11-15.04 | 15 |
65 | Республика Бурятия | 6.0 01.11-30.05 | 18 |
66 | Республика Тува | 6.0 01.11-30.04 | 18 |
67 | Республика Хакасия | 6.0 01.11-30.04 | 18 |
68 | Алтайский край | 5.5 01.11-15.04 | 15 |
69 | Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского а.о.) | 5.5 01.11-15.04 | 15 |
70 | Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского а.о.) | 6.0 01.11-30.04 | 18 |
71 | Кемеровская обл. | 6.0 01.11-30.04 | 15 |
72 | Новосибирская обл. | 5.5 01.11-15.04 | 12 |
73 | Омская обл. | 5.5 01.11-15.04 | 12 |
74 | Томская обл. | 5.5 01.11-15.04 | 12 |
75 | Читинская обл. (без Агинского Бурятского а.о.) | 6.0 01.11-30.04 | 18 |
76 | Таймырский а.о. | 7.0 15.10-15.05 | 18 |
77 | Усть-Ордынский Бурятский а.о. | 6.0 01.11-30.04 | 18 |
78 | Эвенкийский а.о. | 7.0 15.10-15.05 | 18 |
79 | Агинский Бурятский а.о. | 6.0 01.11-30.04 | 18 |
VII. Дальневосточный | |||
80 | Республика Саха (Якутия) (без Чукотского а.о.) | 7.0 15.10-15.05 | 20 |
81 | Приморский край | 5.5 01.11-15.04 | 12 |
82 | Хабаровский край | 5.5 01.11-15.04 | 12 |
Охотский район | 6.5 15.10-30.04 | 18 | |
83 | Амурская обл. | 6.0 01.10-30.04 | 15 |
84 | Камчатская обл. (без Корякского а.о.) | 6.0 01.11-30.04 | 15 |
85 | Магаданская обл. | 6.5 15.1030.04 | 18 |
86 | Сахалинская обл.- южная часть | 5.0 15.11-15.04 | 12 |
Сахалинская обл. — северная часть (выше 50 сев. широты) | 6.0 01.10-30.04 | 15 | |
87 | Еврейская а.обл. | 5.5 01.10-15.04 | 12 |
88 | Корякский а.о. | 6.0 01.10-30.04 | 15 |
89 | Чукотский а.о. | 6.5 15.10-30.04 | 20 |
90 | Острова Северного Ледовитого океана и морей | 7.0 01.10-31.05 | 20 |
91 | Крымский | 4.0 01.10-01.03 | 5 |
Законодательная база Российской Федерации
действует Редакция от 10.02.1999
Подробная информация
Наименование документ | ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 10.02.99 N 6 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ МАШИН, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В ПРЕДПРИЯТИЯХ УБОРКИ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ, САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ» |
Вид документа | постановление, нормы |
Принявший орган | госстрой рф |
Номер документа | 6 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 10.02.1999 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
Важность ведения учета и списания топлива
Основная статья расходов автопарка — топливо. И грамотный, продуманный учет ГСМ в транспортной организации — приоритетная задача. Продуманная учетная политика, параллельно с непрекращающимся анализом расхода ГСМ по факту, помогут снизить потери топлива и уменьшить издержки на его покупку в среднем на 10–50%.
Разумеется, налоговый, бухгалтерский учет топлива и смазочных материалов имеет массу тонкостей и охватить все детали этого процесса в одном материале невозможно. Поэтому сосредоточимся на самом важном и разберемся, как организовать учет топлива и горюче-смазочных материалов таким образом, чтобы он был предельно точным и простым для владельца автопарка.