Статья 15 НК РФ. Местные налоги и сборы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 15 НК РФ. Местные налоги и сборы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательство имеет свойство меняться. Причем за нововведениями стоит следить максимально внимательно, ведь от них зависит то, в каком размере и в каком порядке будет производиться оплата тех или иных налоговых отчислений. В частности, изменение порядка расчета размера налога на недвижимости привели к существенному изменению суммы выплаты. Ранее на основу бралась инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, что приводило к значительному занижению ставок за счет того, что она рассчитывалась исходя из первоначальной стоимость недвижимости, которая была потрачена при его строительстве, и степени износа. Однако с 2016 года порядок, по которому рассчитывается имущественный налог, был пересмотрен за счет приближения используемой стоимости недвижимости к цене, установленной на рынке. Это стало возможным в связи с тем, что при расчетах за основу стала браться кадастровая стоимость того или иного объекта, который находится в собственности. Вследствие таких изменений произошел значительный рост данного вида налога.
Федеральные налоги и сборы
— налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся и уплачиваются в федеральный бюджет:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- плата в систему «Платон»;
- государственная пошлина.
Муниципальные финансы
Разграничение компетенций уровней власти в значительной степени обусловливается разделением ресурсов на федеральные, региональные и местные. Отдельные территории имеют запасы редких полезных ископаемых; в других — такие ископаемые отсутствуют. В этой связи возникает проблема распределения природной ренты, приносимой этими ресурсами на общегосударственном уровне. Поэтому на конкретной территории могут находиться как ресурсы, используемые федеральной и региональной властями вследствие их значения для обеспечения общегосударственных интересов, так и ресурсы, используемые муниципалитетами. Политика местной власти должна быть направлена на максимизацию использования ресурсных возможностей.
После отмены с 1 января 2000 г. (в связи с введением Бюджетного кодекса РФ) федерального закона «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» от 1993 г. муниципальные образования были лишены возможности создавать внебюджетные фонды. Их формирование статьей 10 Бюджетного кодекса РФ не предусмотрено.
Налог на имущество организации какой бюджет
Согласно статье 12 Налогового Кодекса РФ, федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 12 Налогового Кодекса РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Согласно ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В какой бюджет зачисляется налог на имущество
После подачи декларации о доходах, полученных за год, согласно Налогового Кодекса ст. 228 оплатить заявленную сумму необходимо до середины следующего года, то есть крайней датой является 15 июля. При условии, что это выходной, ст. 6.1 поясняет, что возможно перенесение на рабочий день, который следует далее.
Аналогично следует рассматривать вопрос о правомерности исключения из состава объектов налогообложения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. По общему правилу (с учетом правового статуса подобных объектов) результаты НИОКР могут учитываться либо в составе объектов нематериальных активов (если используются в деятельности учреждения), либо в составе готовой продукции (если работы выполнялись в соответствии с заказом или результаты работ предназначены для перепродажи). В обоих случаях не имеется оснований для включения стоимости подобных объектов в налоговую базу по налогу на имущество.
Более сложным до 2021 г. представлялся вопрос о налогообложении объектов основных средств, относящихся к имуществу государственной или муниципальной казны.
Так, еще в прошлом году письмом Минфина России от 15.05.2021 № 03-05-05-01/33 было разъяснено, что налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны (т. е. основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями) признается балансодержатель данного имущества, то есть государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны.
На вопросы налогоплательщиков отвечает государственный советник налоговой службы II ранга И
В соответствии с п. 2.13 Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года, утвержденного Госкомстатом России, Минэкономики России и Минфином России от 18.02.97 № ВД-1-24/336, порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации.
Определение термина “железная дорога” дано в ст. 2 Закона РФ от 25.08.95 № 153-ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте”, в соответствии с которым “железная дорога” — основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав.
Налог на имущество организаций: как правильно платить
Хорошей новостью стало письмо Минфина, опубликованное в конце прошлого года (№03-05-05-01/79 от 24.12.2012г.), в котором окончательно обозначено, что имущество, приобретенное в лизинг и поставленное на баланс с 01.01. 2014 года, не облагается налогом. То есть любое имущество, которые вы приобрели с нового года, может на законных основаниях не учитываться в налогооблагаемой базе. Однако это правило не распространяется на вещи купленные до 01 января 2014 года, и налог с них продолжает начисляться на общих основаниях.
Налогом облагается любое движимое и недвижимое имущество предприятия: здания, сооружения, производственные мощности, станки, печи, весы, краны, автомобили (легковые, грузовые), дорогая оргтехника, используемая в производстве продукции (музыкальное оборудование на звукозаписывающих студиях или видеоустановки). Все, что участвует тем или иным образом в создании услуг, товаров, продукции предприятия, — все облагается налогом на имущество предприятий.
Пояснения и комментарии
Так какой налог на имущество организаций используется в каждом конкретном случае?
Важно! Освобождаться от уплаты сбора может даже имущество, которое было куплено еще в 2012 году. Решающим (!) фактором служит именно дата ввода его в эксплуатацию, а вовсе не реальная дата приобретения. Следует заметить, что любая аудиторская комиссия в этом случае будет от бухгалтера требовать разъяснения обоснованности такого поступка. Этим объяснением может послужить технологическая характеристика оборудования, которому необходима длительная настройка и калибровка, отчего его невозможно было принять в эксплуатацию раньше этого срока.
Где можно отыскать какие-то пояснения по этому поводу, рассчитывая налог на имущество организаций? КБК (коды классификации) – вот ваш лучший помощник!
Принимая такое оборудование, нужно составить отдельный приказ с указанием его особенных характеристик, а затем четко указать дату ввода в эксплуатацию. Кстати, никаких ограничений по степени изношенности имущества нет. Именно в этом кроется отличная возможность сэкономить на налогообложении, приняв на баланс объекты движимого имущества, уже бывшие в использовании.
До 2019 года имуществом в целях взимания налога считались разные активы, в том числе движимые. Теперь же облагается платежами лишь недвижимое имущество. Юридические лица платят с него налог на имущество организаций, а индивидуальные предприниматели – налог на имущество физических лиц. Оба этих платежа относятся к региональным, что означает множество нюансов налогообложения в каждом конкретном субъекте РФ.
Что касается компаний и ИП на упрощёнке, то согласно статье 346.11 НК РФ, их недвижимость должна быть освобождена от налогообложения. Вместо налога на имущество и ряда других они производят платёж в связи с применением УСН. Однако в нормах этой статьи есть исключения, и они существенно всё меняют.
Как рассчитать налог на имущество юридических лиц: ставка и база платежа
- религиозных организаций;
- учреждений структуры УИН;
- фармацевтических предприятий, выпускающих препараты для борьбы с эпизоотиями;
- научно-исследовательских центров;
- обществ инвалидов с численностью граждан с ограниченными возможностями не менее 80%;
- предприятий с уставным капиталом, представленным вкладами обществ инвалидов сотрудников-инвалидов не менее 50%;
- структуры, действующие на территориях с особым экономическим статусом. Освобождение от налога на имущество предоставляется на 10-летний период с момента первичного учета конкретного объекта.
- общие принципы имущественного налогообложения юрлиц определяются главою 30 раздела IX Налогового кодекса (часть вторая) №117-ФЗ;
- многочисленные инструкции, постановления финансовых ведомств дополняют федеральный свод законов, вносят поправки. К примеру, вопросы, связанные с учетом фондов предприятия, утверждены на правительственном уровне Положением по бухучету 6/01;
- поскольку в общей структуре налоговой системы имущественные отчисления юрлиц относятся к бюджету регионов, конкретизируют государственные нормы региональными законопроектами. Регион может разработать собственные перечни льготников, не умаляя права тех, кто претендует на преференции по федеральным основаниям.
Основная характеристика и различия
Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.
Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ . То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.
Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:
- федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
- региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
- местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).
Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.
Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.
Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.
Региональные, или, как их еще называют, республиканские налоги, также подлежат обязательной уплате, но на территории субъектов федерации, где они действуют, при этом, все правоотношения в данном случае регулируются общегосударственным и местным законодательством. В частности, они устанавливаются законами РФ, а конкретные ставки таких налогов регулируют республиканские властные органы. К региональным налогам относятся такие виды платежей:
- налог на имущество организаций и предприятий, сумма после уплаты которого пропорционально зачисляется в бюджет субъекта федерации и бюджеты более низших уровней, вплоть до городского;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
- лесной налог.
Налог на имущество: расчет, уплата, бюджетный учет
Если рассматривать налоги физических лиц, то плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, а также граждане, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования.
Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельных участков.
Плательщиками транспортного налога физические лица становятся с момента постановки транспортного средства на учет в органах ГИБДД или в иных регистрирующих транспортные средства органах.
По наземным транспортным средствам в большинстве случаев налоговой базой является мощность транспортного средства в лошадиных силах.
Плательщики налога на имущество физических лиц — это граждане, зарегистрировавшие права собственности на дома, квартиры, комнаты и иные строения и сооружения.
Налоговая база в настоящий момент — это инвентаризационная стоимость объектов недвижимости.
Многие владельцы недвижимого имущества ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда имущественный налог платить не нужно.
На самом деле это не так.
C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в ИФНС о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.
Вышеуказанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года.
Например, если квартира была куплена в 2016 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2017 года.
Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично.
За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.
- Налог
- Бухгалтерский учет
- Оборотные активы
- Бухгалтерский баланс
- Юридическое лицо
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- Гражданско-правовой договор (ГПХ)
Движимые материальные ценности могут легко перемещаться вместе со своими владельцами. К такому имуществу относятся ценные бумаги, денежные средства, автомобили и т.д.
Льгота, которая была предоставлена ранее, отменяется, а организации должны платить налог на движимое имущество. Платить налог компания будут должны по ставке 1,1%. Льготы смогут устанавливать региональные власти.
Кто платит налог на имущество
Организациям России вменяется обязанность по уплате налога, если одновременно выполняются четыре условия:
Также налог на имущество уплачивается с недвижимости, находящейся в РФ и по общему правилу принадлежащей организации на праве собственности, полученной по концессионному соглашению, если в отношении нее налоговой базой является кадастровая стоимость.
Обратите внимание, что с 2019 года налог на движимое имущество отменен!
Предприятиям не придется платить налог по земельным участкам, водным и культурным объектам, а также по другим видам имущества, поименованным в п. 4 ст. 374 НК РФ.
С ряда организаций в зависимости от рода деятельности налог не взимается (ст. 381 НК РФ).
Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС вовремя и без ошибок с Экстерном. Для вас 14 дней сервиса бесплатно!
Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.
ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).
Налоги и специальные режимы
Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.
Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.
Выделяют следующие режимы:
Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».
Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».
С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».