Отличия события от состава административного правонарушения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличия события от состава административного правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Однако рассматриваемые категории — нетождественные категории. Так, только наличия события недостаточно, чтобы привлечь лицо к ответственности. Для этого необходимо установить еще два элемента состава: субъект и субъективную сторону. Они характеризуют внутреннюю сторону противоправного деяния, выражающуюся в возможности лица быть привлеченным к ответственности за содеянное. Например, субъектом может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.
Событие как категория административного производства
В отечественных правовых актах не встречается точного юридического определения данного понятия. Статья 26.1 КоАП Российской Федерации лишь указывает на необходимость обязательного установления его наличия при производстве административного дела. Однако анализ законодательных актов, судебной практики, научных работ в области юриспруденции позволяют выделить несколько признаков, характеризующих его как самостоятельную категорию в административном производстве:
- Подтвержденный факт его возникновения и существования в материальном мире.
- Произошло ли в результате деятельности человека или в как проявление природных сил.
- Время возникновения, место, наступившие общественно вредные последствия.
- Связь между противоправным поведением лица и наступившими общественно вредными последствиями.
- Нарушается ли какое-либо общественное отношение, которое находится под охраной законодательства об административных проступках.
Таким образом, событие административного правонарушения – это его внешнее, фактическое проявление в окружающем материальном мире. Возникает лишь вследствие действия или бездействия лица. В ходе его происходит нарушение (посягательство на нарушение) охраняемых законом правоотношений.
Событие как категория административного производства
В отечественных правовых актах не встречается точного юридического определения данного понятия. Статья 26.
1 КоАП Российской Федерации лишь указывает на необходимость обязательного установления его наличия при производстве административного дела.
Однако анализ законодательных актов, судебной практики, научных работ в области юриспруденции позволяют выделить несколько признаков, характеризующих его как самостоятельную категорию в административном производстве:
- Подтвержденный факт его возникновения и существования в материальном мире.
- Произошло ли в результате деятельности человека или в как проявление природных сил.
- Время возникновения, место, наступившие общественно вредные последствия.
- Связь между противоправным поведением лица и наступившими общественно вредными последствиями.
- Нарушается ли какое-либо общественное отношение, которое находится под охраной законодательства об административных проступках.
Таким образом, событие административного правонарушения – это его внешнее, фактическое проявление в окружающем материальном мире. Возникает лишь вследствие действия или бездействия лица. В ходе его происходит нарушение (посягательство на нарушение) охраняемых законом правоотношений.
Признаки события административного правонарушения
- Нарушение закона — для того чтобы событие стало административным правонарушением, оно должно противоречить закону или нормативному правовому акту. Нарушение закона может быть связано с несоблюдением правил, запретов или обязательств, установленных административным правом.
- Вины — событие административного правонарушения должно быть совершено виновной лицом, то есть лицом, осознающим характер и последствия своих действий или бездействия. Вина может быть предусмотрена законом в формах умысла или неосторожности.
- Санкции — административное правонарушение является событием, за которое предусмотрены административные санкции. Санкции могут включать штрафы, лишение прав, административный арест и другие меры, установленные законом. Санкции применяются органами исполнительной власти или специально уполномоченными органами.
Таким образом, событие административного правонарушения характеризуется нарушением закона, присутствием вины и предусмотренными для него санкциями. Это позволяет государству регулировать общественные отношения и поддерживать порядок в обществе.
Различия в доказывании состава и события административного правонарушения
Состав административного правонарушения определяется в соответствии со статьей 2 КоАП РФ и представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков поведения, влекущих применение административной ответственности.
Доказывание состава административного правонарушения осуществляется путем представления материальных доказательств, таких как фото- и видеоматериалы, заключения экспертов, показания свидетелей и другие документы, подтверждающие факт совершения правонарушения.
В свою очередь, событие административного правонарушения определяется как наличие и реализация общественных отношений, которые регулируются административным законодательством. Оно является основным критерием для привлечения лица к административной ответственности и служит основанием для принятия соответствующего решения или вынесения постановления.
Доказывание события административного правонарушения осуществляется путем выявления и установления всех необходимых фактов и обстоятельств, подтверждающих факт совершения правонарушения, в том числе факты действия или бездействия, время и место их совершения.
Административная ответственность. Понятие, признаки, обстоятельства наступления.
При определении состава правонарушения следствие разделяет его на два основных типа:
- Материальный состав правонарушения включает в себя объём полученного на основании противоправного деяния материального ущерба собственности или здоровью и жизни человека. Примером данному составу может служить внезапно начавшийся пожар, повлекший полное или частичное уничтожение чужого имущества, а также причинение физического вреда объекту правонарушения — травм, дефекты на кузове транспортного средства в результате ДТП, случившегося по вине нарушителя, или иных последствий, вредных для объекта. Материальный состав правонарушения определяет сумму материальной ответственности, которую обязан будет выплатить нарушитель пострадавшему лицу в качестве компенсации в случае признания его виновным. Чаще всего введённое в 2003 году обязательное страхование автомобилей полностью или частично освобождает участников ДТП от ответственности по материальному составу правонарушения.
- Она может быть предусмотрена не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ;
- Наступает за административное правонарушение;
- Опирается на государственное принуждение;
- Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
- Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов.
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;
- сообщения от физических и юридических лиц, государственных и муниципальных органов;
- фиксация специальными техническими средствами видеонаблюдения.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев.
Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании.
Отличие административного правонарушения от преступления: примеры
Преступление — это, как и административное правонарушение, виновное и противоправное деяние. В отличие от административного проступка оно имеет дополнительные характеристики: опасность для общества и назначение наказания за его совершение исключительно согласно Уголовному кодексу РФ от 13.06.1996 № 63 (п. 1 ст. 14 закона № 63-ФЗ). К уголовной ответственности привлекаются только физические лица.
Некоторые деяния могут иметь все признаки преступления, однако из-за своей незначительности не способны нести опасных последствий для общества, поэтому преступлением не именуются (п. 2 ст. 14 УК РФ).
Примером могут послужить мелкие хищения в форме кражи имущества, принадлежащего иному лицу. Если стоимость украденного таким способом не превышает 1 000 руб., такое деяние квалифицируется как административное правонарушение(примечание к ст. 7.27 закона № 195-ФЗ), если превышает — как преступление.
Таким образом, понятие и состав административного правонарушения регламентированы законом № 195-ФЗ. Указанные признаки административного правонарушения для его квалификации должны присутствовать одновременно.
Административное правонарушение (понятие, признаки, состав) отлично от других видов правонарушений, например уголовных. Однако в зависимости от степени нанесенного вреда одно и то же деяние может быть квалифицировано и как административное правонарушение, и как уголовное.
Состав административного правонарушения:
Административное правонарушение — это нарушение правил и норм, установленных административным законодательством.
Состав административного правонарушения включает в себя две основные составляющие: объективную и субъективную.
- Объективная сторона — это деяние или бездействие лица, нарушающего административное законодательство. Объективная сторона определяется наличием характеристик и признаков, предусмотренных административным законом.
- Субъективная сторона — это вина лица, то есть его умышленное или неосторожное отношение к совершению правонарушения. Субъективная сторона характеризуется намерением или неосторожностью.
В зависимости от сложности, тяжести и последствий совершенного правонарушения, состав административного правонарушения может быть различным.
Существуют различные виды административных правонарушений, такие как:
- Нарушение правил дорожного движения;
- Нарушение санитарных норм и правил;
- Нарушение правил трудовой дисциплины;
- Нарушение порядка рекламы и деятельности СМИ;
- Нарушение правил таможенного контроля и многое другое.
В случае совершения административного правонарушения, налицо нарушение закона, идет ответственность перед государством в виде назначения административного наказания.
Административные правонарушения в сфере общественных отношений
Административные правонарушения являются нарушениями правил и норм, установленных административным законодательством. Они возникают в разных сферах общественных отношений и подразделяются на различные виды в зависимости от характера правонарушения.
В сфере общественных отношений административные правонарушения могут возникать в различных областях, таких как улично-дорожное движение, общественные мероприятия, торговля, благоустройство и другие. Эти правонарушения могут иметь серьезные последствия и негативно влиять на общественный порядок и безопасность.
Структура состава административного правонарушения включает в себя такие элементы, как объект правонарушения, действия (бездействия) правонарушителя, вред или опасность для общества, мотивы совершения правонарушения и другие. В зависимости от конкретных условий и характера правонарушения, состав правонарушения может быть установлен определенным законом или иными нормативными актами.
Виды административных правонарушений в области общественных отношений включают такие категории, как нарушения правил улично-дорожного движения, нарушения порядка проведения массовых мероприятий, нарушения законодательства в области торговли и другие. Каждый вид правонарушений имеет свои признаки и устанавливается специальными нормативными актами.
Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
- Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
- Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
Сходство и взаимосвязь события административного правонарушения
Сходство и взаимосвязь события административного правонарушения относится к значению 24.5 статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), которая является судебной категорией. Событие административного правонарушения определено в статье 2.1 КоАП РФ как противоправное и виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность.
Сходство с событием административного правонарушения имеет статья 24.5 КоАП РФ, которая устанавливает состав данного правонарушения. В практике судебного применения этой статьи комментируется, что наличие состава административного правонарушения носит исключительно объективный характер, то есть совершение определенного деяния, предусмотренного в законе.
Взаимосвязь с событием административного правонарушения имеет статья 2.1 КоАП РФ, где определены различия данного события от других видов правонарушений. Например, в отличие от уголовного правонарушения, административное правонарушение предусматривает меньшую меру наказания, а также более легкую процедуру доказывания виновности.
Таким образом, сходство и взаимосвязь события административного правонарушения прослеживается как на уровне формального определения и применения статьи КоАП РФ, так и в практике судебного рассмотрения, где важно установить наличие объективного состава данного правонарушения, отличающегося от других видов правонарушений.
Что такое отсутствие состава административного правонарушения в КоАП РФ
Среди оснований прекращения административного производства есть отсутствие события административного правонарушения и отсутствие состава правонарушения. И эти понятия не идентичны. Состав административного правонарушения — совокупность обязательных элементов. И отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из них позволяет лицу, в отношении которого начато производство, требовать освобождения от административной ответственности.
Таким образом, отсутствие хотя бы одного из элементов (объект, объективная сторона, субъект или субъективная сторона) и есть отсутствие состава административного правонарушения. Каждый элемент конкретного административного правонарушения характеризуют свои особенности. Поэтому при наличии затруднений мы рекомендуем обратиться к дежурному юристу сайта.
Состав административного правонарушения от события отличается следующим. В первом случае (состав) — противоправное деяние было. Но один из обязательных элементов отсутствует. А во втором (событие) — это когда отсутствует сам противоправное деяние. Или факт его наличия уполномоченный орган не доказал.
Состав административного правонарушения
Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.
Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.
Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.
1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.
Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.
Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.
Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.
Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.
2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.
Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.
Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.
Материальный состав правонарушения
Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.
Административное расследование
В случаях, когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т. п.), являющееся самостоятельной стадией производства. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Что необходимо знать, чтобы избежать административной ответственности
Если в отношении юридического или должностного лица надзорным, контрольным органом составлен протокол об административной ответственности, юристу следует внимательно изучить данный документ, а также все стороны правонарушения, поскольку есть обстоятельства, которые дают возможность оспорить правонарушение или действия должностных лиц и соответственно избежать административной ответственности. На какие позиции следует обратить внимание и что предпринять в той или иной ситуации, автор рассказывает в статье.
Справочно:
за уклонение от административной ответственности, если при этом не совершается правонарушение, ответственность не предусмотрена.
Существуют 2 способа избежать административной ответственности:
1. Доказать обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях: | 2. Использовать нарушения в процессуальном порядке привлечения к ответственности, допущенные со стороны уполномоченных органов: |
– отсутствие события правонарушения;
– отсутствие состава правонарушения; – истечение сроков наложения административного взыскания; – малозначительность правонарушения; – наличие обстоятельств, смягчающих ответственность |
– использование доказательств, полученных с нарушением закона;
– составление документов, осуществление действий с превышением полномочий или не уполномоченным на это органом; – использование заведомо ложных сведений; – пропуск процессуальных сроков |
В настоящей статье мы рассмотрим, как использовать обстоятельства, исключающие привлечение к административной ответственности.
1. Отсутствие события правонарушения означает отсутствие прямых доказательств, подтверждающих сам факт совершения административного правонарушения. Косвенные доказательства в таком случае могут быть подвергнуты обоснованным сомнениям и не приняты во внимание.
Объективная сторона правонарушения
Объективная сторона любого правонарушения (будь то уголовное преступление или административный проступок) выражается в деянии виновного лица (действии или бездействии), которое причиняет вред юридическим правоотношениям в сфере административного регулирования. Деяние виновного лица образует «костяк» объективной стороны любого правонарушения. Кроме того, в объективную сторону правонарушения помимо деяния включаются предмет, место и время, а также средства и способ совершения правонарушения.
Для объективной стороны административного правонарушения свойственно действие или бездействие виновного лица. Иначе будет отсутствовать само событие правонарушения. В свою очередь, это будет означать отсутствие и самого состава правонарушения, в связи с чем лицо, привлекаемое к административной ответственности, не понесет наказания, так как оно соответственно не совершило самого действия. А раз нет деяния, нет и вины, ведь на основании одних лишь мыслей или намерений совершить какой-либо административный проступок административная ответственность не может быть применена. Данное правило проистекает из общего принципа российского права о презумпции невиновности, установленного ст. 1.5 КоАП РФ: «лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина».
Примером изложенного служат статьи разд. II КоАП РФ, в частности неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции (ч. 1 ст. 5.3); уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ч. 1 ст. 7.2); нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов (ст. 11.5); нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне (ч. 1 ст. 18.2) и т.д.
Таким образом, все составы правонарушений, предусмотренные административным законодательством, содержат указания на форму деяния виновного лица, хотя большинство правонарушений и выражается в форме действия.
Кроме указания на деятельную сторону виновного субъекта административного правонарушения в статьях Особенной части КоАП РФ могут содержаться прямые указания на конкретные критерии проступка, такие как: систематичность, моральное и этическое отношение лица к совершаемому деянию и т.д. Например, осуществление работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды с грубым нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ч. 3 ст. 8.40), или по форме меры ответственности — санкции: «лишение права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом…» (ч. 1 ст. 3.8).
Данный аспект объективной стороны носит квалифицирующий характер, от которого зависит степень общественной опасности проступка виновного лица, и зачастую влияет на назначение более сурового наказания. Однако вопрос о квалификации грубости в правонарушении отдается на усмотрение должностного лица или органа, рассматривающего административные дела.
Предметом административного правонарушения являются имущество или имущественные права лица, совершающего административный проступок. Например, в области безопасности дорожного движения предметом правонарушения обычно является транспортное средство, которым пользуется виновное лицо.
Различие и значение административного правонарушения
Основное различие между административным правонарушением и уголовным преступлением заключается в тяжести нарушения. Уголовное преступление является более серьезным правонарушением, когда причиняется ущерб обществу и человеку, и наказывается уголовным законом. Административное правонарушение не такое серьезное и имеет меньшую степень социальной опасности, и за него наказание назначается административным органом.
Состав административного правонарушения определяется соответствующим законодательством. Он включает в себя действия (бездействие) правонарушителя, которые нарушают общественный порядок и нормы закона. Составы различных административных правонарушений могут быть разными и определяться разными нормами.
Значение административного правонарушения состоит в том, что оно является важным инструментом правовой защиты государства, общества и прав граждан. За совершение административного правонарушения может быть привлечена ответственность в виде административного наказания, такого как штраф, административный арест или лишение специального права.
Взаимосвязь административного правонарушения и события заключается в том, что событие само по себе может быть поводом для рассмотрения дела об административном правонарушении. Например, нарушение ПДД при проведении дорожно-транспортного происшествия может быть квалифицировано как административное правонарушение и привести к наложению соответствующего административного наказания.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Существуют следующие признаки административного правонарушения.
Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.
Противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.
Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).
Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.