Тахограф: на какие транспортные средства он ставится в 2024 году?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тахограф: на какие транспортные средства он ставится в 2024 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Перечень машин, где тахографы не нужны
Перечисленные выше нормативные документы содержат также перечень тех категорий автомобильного транспорта, для которых не нужен тахограф, в список входят:
- автомобили коммунальных служб;
- автотранспорт, принадлежащий силовым структурам;
- троллейбусы;
- ТС, которые осуществляют перевозки в международном сообщении и, соответственно, оборудованы ЕСТР-устройствами;
- специализированные автомобильные средства разного назначения;
- ТС, которые осуществляют прохождение официальных дорожных испытаний;
- автомобили, регистрация которых производится органами государственного контроля за техническим состоянием самоходных автомобилей;
- ТС, которые не участвуют в движении на дорогах общего пользования, используются для перемещения пассажиров и грузов в пределах определённого предприятия;
- автомобили, которые не используются для коммерческих перевозок и которым более 50 лет (при этом они должны быть отреставрированы или сохранены в оригинальном виде);
- учебные ТС, которые не применяют для коммерческих перевозок.
Какова Актуальность Данного Материала?
Конечно, законодательство в области тахографии регулярно меняется. Тематика для России относительно новая и только развивается. В этой связи, достаточно часто изменяются (откладываются) сроки оснащения тахографами для различных категорий автомобилей. Также постоянно сокращается список исключений — кому не надо ставить тахограф! Политика выстроена таким образом, чтобы планомерно и поэтапно оснастить устройствами контроля режимов труда и отдыха все коммерческие типы автомобилей. Если Вы хотите получать объективную и актуальную информацию по вопросам кому нужно устанавливать тахограф, а кому не надо его ставить — рекомендуем сохранить ссылку на эту статью. Мы будем постоянно следить за нововведениями в нормативно-правовых документах и регулярно обновлять материал этой страницы.
Актуальность материала на данный момент: Февраль 2020 года.
На какие транспортные средства ставится прибор?
При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.
К ним относятся:
- M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
- N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.
Это электронное устройство находится в кабине транспортного средства. Его назначение – регистрация различных параметров движения автомобиля, а также действий водителя в течение рабочей смены. Бортовой самописец фиксирует данные в цифровой форме. Доступ к информации ограничивается кругом лиц, имеющих специальные смарт-карты идентификации (водителя, контролера, мастера-настройщика, владельца ТС).
Данные регистрируются в зашифрованном виде, чтобы предотвратить их намеренное искажение или использование в неблаговидных целях.
Информация хранится во внутренней памяти устройства и на водительской карте. По мере необходимости сведения можно распечатать на бумажную ленту или скачать на сторонний носитель (диск, флешку). Подлинность данных подтверждается ЭЦП водителя, поэтому распечатка является юридически значимым документом.
С помощью тахографа производится:
- аутентификация карт водителя и других лиц, имеющих допуск к работе с данным устройством;
- регистрация времени езды и остановок ТС, переключение (ручное или автоматическое) рабочих режимов;
- контроль скорости перемещения транспорта, расхода топлива, маршрута движения, преодоленного расстояния;
- фиксация сбоев в работе ТС и неполадок в отдельных элементах самого устройства (принтера, карты, блока шифрования и т. д.).
После того, как вы определились с типом контрольного устройства, рекомендуем обратить внимание на последние изменения в законодательстве в сфере мониторинга и безопасности транспорта. Согласно последним тенденциям цифровизации, в ближайшее время готовится активное внедрение тахографов, имеющих в своем составе бортовое устройство с функцией передачи данных. По простому их называют «онлайн-тахографы».
C 1 марта 2023 года в Приказ Минтранса №440 внесены требования к устройствам с функцией передачи данных:
- какая информация и с какой периодичностью должна записываться и передаваться;
- дополнительные требования к криптозащите и корпусу блока СКЗИ;
- встроенные аппаратные модули для передачи данных.
- 1 Тахограф должен обеспечить непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения
- 2 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени управления транспортным средством
- 3 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени отдыха водителя транспорного средства
- 4 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о событиях сбоев и неисправностей транспорного средства
- 5 Автоматически определять регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются периоды времени управления транспортным средством
- 6 Вводить на дисплей информацию о дате последнего извлечения карты водителя
- 7 Выводить на экран вопрос — с какой целью карта повторно вставлена в тахограф (продолжение текущего периода вождения?)
- 8 Если владелец карты водителя не указывает название места в котором начинается периодвремени управления транспортным средством, то выводится на дисплей запрос о ручном вводе данных за период управления транспортным средством
Какие тахографы обязуют ставить в 2018 году
Фиксация непрерывной и некорректируемой информации о соблюдении водителями режима труда и отдыха – этому условию должны отвечать обязательные к установке тахографы с 1 января 2018 года. Постановление правительства РФ #1213 наделило Минтранс полномочиями по определению порядка оснащения контролирующими устройствами. Требования к приборам и правила обращения с ними согласовываются с ФСБ и МВД.
Приборы, способные воспроизвести детали рейса, дополнены криптографическим модулем СКЗИ для хранения зашифрованных сведений. Одно из требований к устройству, который пришел на смену устаревшим аналоговым и не оснащенным системой криптографической защиты цифровым, – корпус бортового самописца должен быть опломбирован. Помимо блока СКЗИ в комплект входят:
- ПО для обработки данных;
- считывающее устройство, клавиатура для ввода сведений и дисплей для отображения информации;
- карта тахографа;
- датчик движения;
- ГЛОНАСС/GPS-антенна.
Срок эксплуатации модуля СКЗИ – три года, но замена может понадобиться и раньше:
- при поломке устройства;
- при смене владельца или изменении данных, которые требуется внести для активации (марка, модель автомобиля, VIN-номер и т.д.)
Кто должен ездить с тахографом в 2024 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2024 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2024 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
Обновленные требования к тахографам в 2024 году
В 2024 году вступают в силу обновленные требования к тахографам. Тахографы — это устройства, установленные на автомобилях, которые используются для контроля за соблюдением правил перевозок и рабочего времени водителей.
Одним из ключевых изменений является расширение списка автомобилей, на которые должны быть установлены тахографы. В 2024 году этот список будет включать следующие категории транспортных средств:
- Грузовые автомобили с разрешенной полной массой свыше 3,5 тонны;
- Автобусы и троллейбусы, вместимость которых превышает 9 человек (включая водителя);
- Автомобили, используемые для коммерческой деятельности, независимо от их грузоподъемности или количества перевозимых пассажиров.
Это означает, что больше категорий транспортных средств должны будут быть оборудованы тахографами для контроля за рабочим временем водителей и соблюдением правил перевозок.
Другое важное изменение касается самого устройства тахографа. Новые требования предусматривают использование цифровых тахографов, которые должны будут быть подключены к цифровой инфраструктуре, обеспечивающей обмен данными с транспортными компаниями и дорожными службами.
Новые правила для такси и других пассажирских автомобилей
В 2024 году вступят в силу обновленные требования к тахографам, которые коснутся не только грузовых, но и пассажирских автомобилей. В частности, новые правила затронут такси и другие пассажирские транспортные средства.
Тахограф – это специализированное устройство, которое служит для регистрации информации о работе водителя и движении транспортного средства. Оно позволяет контролировать время работы водителя, скорость движения автомобиля и другие параметры, что повышает безопасность дорожного движения.
Согласно новым правилам, все такси и другие пассажирские автомобили с количеством мест для перевозки пассажиров более 9 должны быть оснащены тахографом. Это означает, что водители таких автомобилей будут обязаны использовать тахограф для регистрации своей работы и контроля за соблюдением рабочего времени и времени отдыха.
Важно отметить, что установка и эксплуатация тахографов должны быть согласованы с государственными органами и соответствовать принятым нормам и требованиям. Также необходимо зарегистрировать тахограф в специальном реестре и периодически проходить проверку и обслуживание.
Нарушение правил эксплуатации тахографа может повлечь за собой штрафы и привести к снятию с учета транспортного средства, что может серьезно повлиять на работу компании и водителей.
В заключение, новые правила касаются не только грузовых автомобилей, но и пассажирских, включая такси. Установка и использование тахографов станет обязательным для всех пассажирских автомобилей с количеством мест для перевозки пассажиров больше 9. Соблюдение этих правил содействует безопасности дорожного движения и контролю за работой водителей.
Тахографы для грузовых автомобилей
Согласно новым требованиям, вступающим в силу с 2024 года, обязательно устанавливать тахографы на определенные категории грузовых автомобилей. Владельцам этих автомобилей необходимо соблюдать правила и установить устройство с возможностью записи данных о работе и времени вождения водителя.
Список грузовых автомобилей, на которые будет обязательно устанавливаться тахограф с 2024 года:
- Тяжелые грузовики с максимальной массой более 3,5 тонн.
- Грузовые автомобили с приводом на все колеса.
- Автопоезда.
- Специальные транспортные средства с максимальной массой более 3,5 тонн.
- Тягачи и самосвалы, используемые для перевозки грузов.
- Автобусы перевозчиков.
Установка тахографов на данные категории грузовых автомобилей будет неотъемлемой частью соблюдения требований законодательства и обеспечения безопасности дорожного движения.
Требования к грузовым автомобилям с полной массой свыше 3,5 тонн
Грузовые автомобили с полной массой свыше 3,5 тонн подлежат обязательной установке тахографа с 1 января 2024 года. Тахограф должен быть установлен на все такие автомобили и использоваться для регистрации информации о ходе работы водителя и транспортного средства.
Требования к тахографу для грузовых автомобилей включают:
- Способность регистрировать и хранить данные о ходе работы водителя и транспортного средства;
- Обеспечение точности и надежности регистрации данных;
- Установку в специальном отсеке, который должен быть запираемым и пломбируемым;
- Наличие электронного модуля с возможностью чтения и записи информации;
- Систему оценки и контроля соответствия тахографа установленным требованиям.
Также грузовые автомобили, оснащенные тахографом, должны быть соответствующе зарегистрированы и обслуживаться в соответствии с правилами и нормами, установленными для установки и использования тахографа. Ответственность за соответствие требованиям и правильную эксплуатацию тахографа лежит на владельцах и операторах грузовых автомобилей.
Правила установки тахографов на автобусы общественного транспорта
В соответствии с обновленными требованиями, вступающими в силу в 2024 году, тахографы должны быть установлены на все автобусы общественного транспорта. Это включает в себя автобусы городского и пригородного транспорта, а также автобусы междугородних и международных перевозок.
Установка тахографов на автобусы общественного транспорта является обязательной мерой для контроля скорости и соблюдения ограничений рабочего времени водителя. Это позволяет предотвратить перегрузку водителей, усталость и снизить риск дорожно-транспортных происшествий.
Тахографы должны быть установлены на автобусах таким образом, чтобы они были легко доступны для инспекции и загрузки данных. Установка должна быть осуществлена в соответствии с техническими требованиями и стандартами производителя тахографа.
При установке тахографа на автобусы общественного транспорта необходимо также учитывать его взаимодействие с другими системами, такими как система внешней связи и система глобального позиционирования (GPS). Это позволяет собирать и передавать данные о перемещении автобуса и о его работе в режиме реального времени.
Правила установки тахографов на автобусы общественного транспорта являются важным шагом в обеспечении безопасности и соблюдении требований работы водителей. Владельцам и эксплуатантам автобусов следует обратить внимание на эти требования и своевременно осуществить установку тахографов на свои транспортные средства в соответствии с указанными правилами.