Размер транспортного налога в Белоруссии 2024 год

20.08.2024 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер транспортного налога в Белоруссии 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для организаций расчетный период для подсчета транспортного налога — один календарный год. Рассчитывается налог, исходя из ставки налога и числа транспортных средств. Ставки установлены в п. 1 приложения 27 к Налоговому кодексу РБ. Они указаны в белорусских рублях, на их размер влияет максимальная разрешенная масса и вид транспортного средства. Размер ставок для автобусов зависит от количества посадочных мест.

Изменения в 2024 году по расчету налога:

В 2024 году планируются следующие изменения по расчету транспортного налога для юридических лиц:

  1. Обязанность проплачивать налог за транспортные средства, отданные в сублизинг, возлагается на сублизингополучателя.
  2. В 10 раз увеличиваются ставки авансовых платежей и налога на транспорт увеличенной комфортности. Требование относится к транспортным средствам, с даты выпуска которых истекло не больше 3 лет. Их перечень определяет Совмин.
  3. При уплате и расчете авансовых платежей юридические лица не вправе учитывать льготы по налогу.
  4. Вводится предварительное составление деклараций (расчетов) налоговыми органами.
  5. Сокращается срок подачи в налоговый орган лизингодателями-организациями данных о переданных транспортных средствах.

Требование относится к сделкам по договорам лизинга, оформленным до 21.01.2019 года, и транспортным средствам:

  • выкупленным лизингополучателями, но не прошедшим регистрацию в ГАИ и не закрепленным за новыми собственниками;
  • не выкупленным лизингополучателями.

6. На сублизингодателей-организаций возлагается обязанность отправлять в налоговые службы данные о транспортных средствах, которые:

  • отданы по договорам сублизинга, оформленным до 21.01. 2019 года, выкуплены в собственность сублизингополучателями и не зарегистрированы за ними в ГАИ после выкупа;
  • переданы по договорам сублизинга, оформленным до 21.01.2019 года, и не выкуплены сублизингополучателями в свою собственность;
  • переданы по договорам сублизинга, оформленным вплоть до 21.01. 2019 года.

Отмена льгот и преференций

Это далеко не все налоговые новации, которые будут введены в 2024 году. «Оптимизация» приведет к отмене или пересмотру следующих льгот:

  • отменяется льгота по налогу на прибыль в отношении валовой прибыли от операции с корпоративными облигациями, условиями эмиссии которых предусмотрен срок обращения менее одного года, или предусмотрена возможность осуществления эмитентом досрочного их погашения либо выкупа в течение года с момента их размещения
  • повышается льготная ставка с 5 до 10%, от реализации высокотехнологичных товаров собственного производства
  • отменяется льгота для производителей продуктов питания для детей раннего и дошкольного возраста с введением налогообложения прибыли по реализации такой продукции по ставке 5%
  • обменяется льгота и вводится налогообложение по пониженной ставке 0,1% по налогу на недвижимость в отношении законсервированных капитальных строений зданий и сооружений организации, а также зданий и сооружений РУП «Белпочта».

Подоходный налог для физических лиц

Ставки подоходного налога могут также повысить для индивидуальных предпринимателей, нотариусов и других физических лиц.

Для ИП и нотариусов налог на данный момент составляет 20% от доходов. Проект нововведений в НК предлагает взимать повышенную ставку в 30% в течение всего налогового периода, если доходы от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом с начала календарного года превысят 500 000 руб.

Для других физических лиц, зарабатывающих больше 200 000 руб., ставку предлагают поднять до 25%. Для всех остальных она останется на прежнем уровне – 13%.

Также этих физлиц хотят обязать подавать декларацию на доходы. При этом ранее уплаченный налог по ставке 13% будут принимать в зачет при уплате налога по ставке 25%.

Кто должен платить транспортный налог

Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.

Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.

Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.

Читайте также:  Уведомление о сокращении при банкротстве можно отозвать

При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.

Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог

Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо до 1 июля 2021 года снять машину с регистрационного учета. Как уточнил Дмитрий Кийко до этой даты предполагается установление упрощенной процедуры снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.

Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.

Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.

Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа

Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.

Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.

Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.

Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.

Сколько платит организация

Опять же, размер ставки транспортного налога зависит от разрешенной максимальной массы, вместимости либо определяется за одну единицу транспортного средства.

Категория транспортного средства За год, рублей
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой:
не более 1 тонны 162
более 1 тонны, но не более 2 тонн 209
более 2 тонн, но не более 3 тонн 255
более 3 тонн 325
Прицеп с разрешенной максимальной массой:
не более 0,75 тонны 116
более 0,75 тонны 278
Прицеп-дачу (караван) 116
Грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой:
не более 2,5 тонны 278
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 394
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн 510
более 12 тонн 580
Автобус с числом посадочных мест:
до 20 включительно 278
от 21 до 40 включительно 394
свыше 40 510
Мотоцикл 70
Седельный тягач 464

Транспортный налог заменил пошлину за допуск авто к участию в дорожном движении. Ввели его 1 января нынешнего года.

Платить налог следует тем, кто владеет транспортными средствами, – как физическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям.

В случае если автомобиль передан в лизинг, то платит налог использующее его лицо.

Налогообложению подлежат транспортные средства, зарегистрированные в ГАИ. Человек должен уплатить пошлину вне зависимости от того, участвует автомобиль в дорожном движении или нет, – цитирует «Белта» представителей Министерства по налогам и сборам.

Кто должен оплачивать транспортный налог?

Данный налогом облагаются транспортные средства, зарегистрированные в ГАИ.

Плательщиками транспортного налога являются:

  • организации;
  • физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве ИП;
  • лизингополучатель, в случае передачи транспортного средства в финансовую аренду (лизинг).

Примечание:

Плательщиками транспортного налога не признаются:

Читайте также:  Выплаты за 3 ребенка Красноярский край

  • республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы,
  • суды;
  • органы прокуратуры;
  • исполкомы (их структурные подразделения с правами юридического лица);
  • организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;
  • войска и воинские формирования.

Налог не уплачивается на транспортные средства:

  • находящиеся в угоне;

Примечание:

Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами (статья 85 Налогового кодекса).

  • используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
  • выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
  • электромобили – по 31 декабря 2025 года;
  • специально оборудованные для использования инвалидами;
  • у плательщиков-организаций – предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами.

Для кого предусмотрены льготы

Меньше придется платить пенсионерам, а также лицам, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста. На 50% размер платы уменьшится для ветеранов ВОВ, инвалидов I и II групп, на четверть – для инвалидов III группы. Но есть нюанс: льгота по снижению ставки транспортного налога на 50 и 25 процентов предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

Транспортный налог – распространенная мировая практика. Применяется данный вид сборов и у наших ближайших соседей. Так, в Украине система расчета налога кажется более сложной. Ключевую роль играет возраст автомобиля, а также объем его двигателя. В Российской Федерации величину сбора определяет самостоятельно субъект федерации. Похожая практика применяется и в Польше, где дифференциацию ставки налога определяет каждый отдельный муниципалитет.

Более 1,43 млн транспортных средств прошло техосмотр по состоянию на 1 ноября, этот показатель превышает прошлогодний более чем в два раза.

В Минфин поступило много писем от населения РБ с предложениями об отмене госпошлины или снижения ее размера до 1 базовой ставки. Людей интересует, когда отменят транспортный налог и есть ли шанс, что произойдут хотя бы обещанные в 2018 году изменения.

Осенью 2019 года в Министерстве финансов готовится Указ Президента «О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети». По нему уплату пошлины должны отделить от процедуры прохождения техосмотра. Автолюбители смогут разделить оплату дорожного сбора по месяцам и уплачивать его по собственным заявлениям.

То есть, каждый собственник авто сможет вносить налоговый сбор за тот период, когда он непосредственно пользовался транспортным средством, в другие же периоды – не уплачивать его. А к тем, кто внесет сразу всю сумму за год, будет применен понижающий коэффициент транспортного налога 0,8 (годовая оплата будет снижена на 20%).

Изменится и система штрафных санкций за невыполнение налоговых обязательств – при неуплате будет назначен штраф в двойном размере.

Контроль за выполнением налоговых обязательств будет обеспечиваться за счет установленных на дорогах камер фото- и видеофиксации, а также информации о фактической оплате из базы системы ЕРИП.

Указ вступит в силу не раньше, чем с 1 января 2020 года. Насколько правдоподобны намерения Правительства и как скоро произойдут реальные изменения, понять сложно. Ведь, помимо простого желания ввести закон в силу, необходима подготовленность технической базы контроля за исполнением всех прописанных в нем пунктов.

Отличия нового налога на автомобиль

Транспортный налог не привязан к техосмотру, поэтому допуск к участию в дорожном движении будет выдаваться независимо от его уплаты. Иначе говоря, на станции диагностики не будут требовать квитанцию, подтверждающую перечисление налога в бюджет.

Это обусловлено тем, что начислением данного налога, а также контролем полноты и своевременности уплаты будет заниматься на ГАИ или «Белтехосмотр», а налоговая инспекция.

Транспортный налог платится в будущем году за нынешний (т.е. в 2022 году будут платить те, кто владел транспортным средством в 2021 году), а госпошлина за допуск к участию в движении оплачивалась наперед.

Ставки транспортного налога ниже по сравнению с дорожной пошлиной. Перечисление осуществляется один раз в год для всех категорий механических транспортных средств (дорожный сбор уплачивался сразу за два года для автомобилей в возрасте до 10 лет, которые должны проходить техосмотр раз в два года).

Оплачивать налог нужно в соответствии с извещением, которое будет высылаться налоговой инспекцией по месту жительства или регистрации собственника транспортного средства.

Пониженные ставки транспортного налога

1. В размере 50% от установленной ставки: в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

Читайте также:  Соблюдение тишины в Московской области в 2024 году

2. В размере 75% от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога либо ставка транспортного налога применяется в размере 50% от установленной ставки).

Льгота по транспортному налогу предоставляется налоговым органом на основании представленных плательщиком документов, подтверждающих право на такую льготу, а также на основании имеющихся в налоговом органе сведений, представленных государственными органами и иными организациями в порядке, установленном законодательством.

Сумма налога зависит от разрешенной максимальной массы автомобиля. Что касается мотоциклов, караванов, то налог будут взимать за единицу транспорта – 41 рубль.

– Для легкового автомобиля весом не более полутора тонн ставка налога составит 61 рубль. В диапазоне от 1,5 до 1,75 тонн ставка подрастет на 20 рублей. А вот за автобус с числом посадочных мест свыше 40 придется отдать 447 рублей, – привели пример в ведомстве.

В этом году оплачивать транспортный налог в полном объеме не придется, так как действует своеобразный переходный период. Впрочем, некоторым автомобилистам произвести частичную оплату все же нужно будет. В частности, тем, кто по состоянию на 1 января 2021 года не получил разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого нужно было уплатить пошлину. Авансовый платеж в этом случае составит 29 рублей за легковушку, 20 рублей за мотоцикл или прицеп. Доплату потребуется произвести не позднее 15 ноября 2022-го. Налоговые органы пришлют извещение.

Если автовладелец ранее уже оплатил дорожный сбор, в таком случае авансовый платеж не обязателен. От него освобождаетесь в случае, если оплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении до 1 января 2021 года.

– Транспортный налог таким лицам будет исчислен налоговым органом пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения, – уточнили в министерстве.

Проще говоря, если вы уплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении в декабре 2020-го сразу на два года вперед, то транспортный налог вам начнут начислять только по окончании его действия – с января 2023-го.

Для кого предусмотрены льготы

Меньше придется платить пенсионерам, а также лицам, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста. На 50% размер платы уменьшится для ветеранов ВОВ, инвалидов I и II групп, на четверть – для инвалидов III группы. Но есть нюанс: льгота по снижению ставки транспортного налога на 50% и 25% предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

Также сообщается, что более 1,43 млн транспортных средств прошло техосмотр по состоянию на 1 ноября, этот показатель превышает прошлогодний более чем в два раза.

Срок оплаты транспортного налога для юридических лиц

Юридические лица (организации) за 1-3 квартал текущего налогового периода производят авансовые отчисления в размере 1/4 части годовой ставки на соответствующие реквизиты. Данная уплата ТН осуществляется поэтапно в следующем порядке:

за первый квартал — в размере 1/4 годовой суммы суммы ставки за отчетный год, исчисленной исходя из наличия ТС на 1 января отчетного года. Срок уплаты — не позднее 22 марта текущего года;

за второй квартал — в размере 1/4 годовой суммы ставки за отчетный год, исчисленной исходя из наличия ТС на 1 апреля отчетного года. Срок уплаты — не позднее 22 июня текущего года;

за третий квартал — в размере 1/4 суммы суммы ставки за отчетный год, исчисленной исходя из наличия ТС на 1 июля отчетного года. Срок уплаты — не позднее 22 сентября текущего года.

Доплату налога за отчетный год юридические лица (организации) должны произвести не позднее 22 февраля следующего календарного года. Если суммы авансовых платежей по итогам года оказались больше исчисленного налога, они признаются излишне уплаченными суммами. Данные излишне уплаченные суммы юридические лица (организации) вправе зачесть или вернуть в порядке, установленном ст. 66 Налогового кодекса Республики Беларусь .


Похожие записи: