Сколько детских домов в России на 2024 год количество

16.07.2024 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько детских домов в России на 2024 год количество». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Проблема наличия детских домов и домов малютки в России имеет не только социальное, но и психологическое измерение. В первую очередь, можно отметить, что разделение детей от их биологических семей и помещение их в институты воспитания оказывает серьезное влияние на их психологическое состояние. Дети, оставшиеся без родителей или семьи, испытывают глубокую психологическую травму, которая может сказаться на их дальнейшей жизни.

Современные данные и статистика

Состояние детских домов в России постоянно подвергается мониторингу и анализу. Согласно последним данным, на начало 2021 года в детских домах проживало более 50 тысяч детей. Это число включает как детей-сирот, так и детей, лишенных родительского попечения.

Статистика показывает, что на протяжении последних лет количество детей в детских домах снижается. Это связано с развитием альтернативных форм устройства детей без родительского попечения, таких как семейное устройство и передача опеки и попечительства другим родственникам или замещающим семьям.

Однако, несмотря на снижение числа детей в детских домах, по-прежнему остается ряд проблем и вызовов. К ним относятся недостаточное количество квалифицированных сотрудников, неподходящие условия проживания в некоторых детских домах, а также недостаток финансирования и ресурсов.

Правительство России активно работает над улучшением ситуации и повышением качества жизни детей в детских домах. Ведется работа по модернизации учреждений и повышению их материально-технической базы, а также разработке и внедрению новых программ и подходов к социальной защите детей.

Следует отметить, что одной из приоритетных задач является усиление содействия семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, чтобы предотвратить разрыв связи между родителями и детьми и предоставить всестороннюю поддержку для сохранения семейного единства.

Количество детей в детских домах России снизилось до рекордно низкого уровня

В 2021 году размер материнского капитала на первого ребенка составляет сумму 483 881,83 руб., на второго — 639 431,83 руб. С 2022 года его размер повысят.

Родителям будут выплачивать на первого ребенка 503 237 руб., а на второго ребенка 665 009 руб. или доплатят 161 772 руб.

Сейчас семье, в которой родился второй ребенок и которая раньше уже получала маткапитал на первого ребенка, положена доплата 155 550 руб.

Материнский капитал должен ежегодно индексироваться с учетом уровня инфляции. Так записано в Федеральном законе от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ, который регулирует действие программы материнского капитала.

На первого ребенка в 2022 г. выплата составит 503 237 рублей, на второго — 665 009 руб.

Если ранее семья получала деньги на первого ребенка, то доплата за второго равна 161 772 рублей.

Владелец сертификата может уточнить остаток капитала в Пенсионном фонде. Для этого надо написать заявление. Фонд ответит максимум через 5 рабочих дней.

Материнский капитал — государственная поддержка семей с детьми в форме единовременной выплаты. Основная цель такой господдержки — поднять рождаемость в стране. Срок программы — до 2026 года. Выплачивает и администрирует маткапитал Пенсионный фонд РФ.

От НДФЛ выплата освобождена (ст. 217 НК РФ).

Выплату могут получить:

  • женщина, которая родила или усыновила первого ребенка с 1 января 2020 г.;
  • женщина, которая родила или усыновила второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
  • женщина, которая родила или усыновила третьего ребенка либо последующих детей начиная c 1 января 2007 г., при условии, что она раньше не пользовалась материнским капиталом;
  • мужчина — единственный усыновитель второго, третьего или последующих детей, при условии, что решение суда об усыновлении вступило в силу начиная с 1 января 2007 г.;
  • мужчина — единственный усыновитель первого ребенка, ранее не получавший сертификат, если решение суда об усыновлении вступило в силу начиная с 1 января 2020 г.

Общее условие — наличие российского гражданства как у ребенка, так и у родителя (усыновителя).

Право на материнский капитал возникает с момента рождения (усыновления) первого, второго или последующего ребенка.

По общему правилу получить выплату можно не ранее чем через три года с момента рождения (усыновления) ребенка. Вот случаи-исключения, когда материнский капитал выдают сразу после рождения (усыновления).

  • на уплату первоначального взноса, погашение основного долга, уплату процентов по кредитам или займам на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечным;
  • товары и услуги для социальной адаптации ребенка-инвалида;
  • оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных расходов, связанных с получением дошкольного образования;
  • получение ежемесячной выплаты малоимущим.

Чтобы получить сертификат на материнский капитал, в ПФР подают заявление и ряд документов.

Для оформления государственного сертификата на материнский капитал вам понадобятся следующие документы:

  • заполненное заявление на получение сертификата на маткапитал;
  • документ, удостоверяющий личность лица, имеющего право на получение материнского капитала;
  • документы, удостоверяющие личность и полномочия законного представителя или доверенного лица — если заявление будет подавать представитель заявителя;
  • документы, подтверждающие рождение или усыновление детей, если регистрация рождения или усыновления была произведена компетентным органом иностранного государства;
  • если в каком-либо из представленных документов фамилия, имя или отчество не совпадают с данными, которые указаны в документе, удостоверяющем личность, понадобится документ о перемене имени.

Остальные сведения у ведомства уже имеются.

Бумаги можно подать:

  • Лично, в том числе через представителя — законного или уполномоченного.
  • По почте. Для этого документы заверяем у нотариуса или иного уполномоченного лица (п. 2 ст. 185.1 ГК).
  • В форме электронных документов через Госуслуги или Личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР.
  • Через МФЦ.

Заявления, поданные с 1 января 2021 г., рассматриваются в течение 5 рабочих дней. Если за это время в ПФР не поступят сведения, запрашиваемые из других органов, срок рассмотрения может быть увеличен до 15 рабочих дней. В результате решают, выдать сертификат или отказать. Об итогах ПФР уведомляет не позднее чем через день с даты вынесения решения.

Факти: прогноз Ванги на 2022 год вызывает тревогу

Для выплат материнского капитала в 2022 году Правительство РФ планирует потратить 300 миллиардов рублей. Если учесть, что деньги будут выплачены сразу за обоих детей, то сумма составит 666 933 рубля.

Также существуют региональные выплаты на детей. Условия могут отличаться. Чтобы получить региональные выплаты за рождение детей, необходима регистрация в данном регионе.

Перед подачей заявления стоит заранее узнать подробности о программе и дополнительных денежных средствах на детей в местной организации социальной защиты или администрации.

Например, в Санкт-Петербурге родители после рождения второго ребенка дополнительно получают 160 000 рублей. А в Московской области сумма составляет 100 000 рублей.

Сумма материнского капитала за второго ребенка в 2022 году составляет 666 933 рубля при условии, если выплата за первого не получена или ее невозможно получить. Если деньги израсходованы, то государство выплатит 162 240 рублей.

Читайте также:  Новые правила переосвидетельствования инвалидов в 2024 году

Сертификат будет доступен в личном кабинете на сайте Госуслуги сразу после рождения или усыновления ребенка. Там же можно посмотреть актуальную информацию о размере материнского капитала на второго ребенка в России.

Выплату можно оформить и лично, если обратиться в пенсионный фонд или МФЦ. Для этого нужны следующие документы:

  1. Паспорт.
  2. Свидетельство о рождении или усыновлении.
  3. Банковские реквизиты.
  4. Справки с места жительства.
  5. Если оформляет отец, то нужно свидетельство о смерти матери или решение суда о лишении ее прав.

Заявление можно оформить на месте. Регион проживания для подачи заявления значения не имеет.

В 2022 году происходят некоторые изменения для получения материнского капитала. Так, становится обязательным условие наличия гражданства РФ для выплаты при любых условиях.

Также право на использование денежных средств отменяется, если происходит отмена усыновления и подтверждается факт умышленного преступления против ребенка.

Численность детей без попечения родителей и сирот сократилась на 13%

Перед передачей ребенка в новую семью, органы опеки и попечительства обязаны будут выдать заключение с результатами психологического обследования будущих родителей и всех, кто проживает с ними. По старым законам такое обследование проводилось только с письменного разрешения граждан, которые пожелали взять на воспитание приемного ребенка.

Инициатива полностью оправдана, ведь статистика уголовных дел, связанных с насилием в приемных семьях, за последние три года устрашающая: 2015 – 146 преступлений, связанных с нарушением половой неприкосновенности, а также против жизни и здоровья детей, в 2016 – уже 189! А виной всему – небрежное отношение к установлению адекватности будущих родителей органами опеки.

В правительстве надеются, что все предложенные меры позволят сократить численность детей в учреждениях для сирот и подарят ребятам надежду обрести новую, любящую семью.

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений с��дебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования. «При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено. Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Статистика детских домов

Для сравнения в Казахстане этот показатель составляет 80%. При этом здесь ежегодно уменьшается количество воспитанников на 10–12%. Подобные заведения вряд ли заменят семью. Однако если родители не могут обеспечить их едой или минимально необходимыми жизненными благами, то органы опеки вынуждены будут отправлять детей в приют. Статистика дома ребенка показывает, что далеко не все исправляются и забирают детей обратно.

Статистика детских домов в России в 2022 году насчитывала 130 сиротских учреждений и более 1,6 тыс. образовательных организаций для детей-сирот. Адреса детских домов можно найти в интернете. Также существует единая база по регионам. В справочнике «Детские учреждения» можно найти адреса и телефоны детских домов России.

Детский дом – это воспитательное учреждение, созданное для детей, которые лишились родителей или остались без их опеки. Каждый ребенок нуждается в помощи, поэтому государство создает подобные центры. Деятельность детских домов направлена на воспитание сирот до их совершеннолетия. Дети становятся сиротами, если:

Еще один способ спасти чью-то судьбу – это усыновление. Как показывает статистика детских домов, каждый год усыновляют около 30 тыс. малышей. Однако за последние десять лет почти в 2 раза уменьшилось количество российских семей усыновителей. Иностранцы стали в 5 раз чаще брать в семью детей из России (около 7 тыс. в год).

Читайте также:  Норматив ОДН н аэлектричество в 2024 году

Сироты стали живым товаром: Как детдома в России превратились в мафиозный бизнес

«Опека отбирает и помещает в эти страшные детские дома, — говорит заместитель главы ВРНС. — Отчего это делается? Потому что есть большая строка в казне — бюджетное финансирование таких учреждений. Исчадие, которое появилось у нас после революции, после Гражданской войны, когда было много беспризорников. Но если бы продолжилась тенденция, которая была задана пять лет назад, сейчас бы они бы уже исчезли: всех воспитанников раздали бы по семьям, и только в областных центрах осталось по одному учреждению, где дети пребывали бы недолго — в случае, если они туда попали по причине гибели родителей, отсутствия опекунов из числа родни (бабушек и дедушек), — либо по другим причинам. Но до тех пор, пока их не заберут приёмные родители, то есть недолго».

«Мы что же, действительно вместе со всеми нашими зрителями и читателями считаем, будто в семье ребёнку хуже, чем в детском доме? — удивляется замглавы ВРНС. — А почему тогда такие новости? Именно потому, что «Сиротпром» существует. И «сиротпромовская» мафия — тоже. Есть люди, которые зарабатывают на этом «бизнесе»: те, кто постоянно ремонтирует детские дома, кто торгует органами и занимается прочими безобразиями. Это огромная мафия, начинающаяся от детских порнографов и заканчивающаяся просто коррупционерами на местах. И если государство хочет покончить с этим, у нас должна быть цель, а именно — ликвидация «Сиротпрома», детских домов».

Громкие скандалы продолжают день ото дня сотрясать систему детских домов в России: это и случаи насилия над несовершеннолетними со стороны взрослых сотрудников сиротских учреждений, и бесчинства — при попустительстве, опять же, руководства детдомов — старших воспитанников в отношении младших, и воровство бюджетных средств.

«Я не берусь утверждать, что только это связано с ней, — объясняет он, — но почему-то именно когда она пришла, стали меняться правительственные документы: вместо тех, что были направлены на сокращение числа сирот, их стало становиться больше. Я очень надеюсь, что сейчас эта ситуация будет изменена. Написан огромный доклад сенатором Еленой Борисовной Мизулиной, который есть и у спикера Совфеда Валентины Ивановны Матвиенко, которая занимается «Десятилеткой Детства», и в правительстве».

Елена Борисовна Мизулина в своём докладе представила объективную картину о ситуации с сиротами в России. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

По Количеству Детских Домов Россия

В правление Петра I была создана государственная система призрения детей, выделены категории нуждающихся в попечении, были введены превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулирована частная благотворительность. Все эти нововведения были закреплены в законах.
Впервые при Петре I детство и сиротство стали объектом внимания государства. В 1706 г. открылись приюты для «зазорных младенцев», куда приказано было брать незаконнорожденных детей, соблюдая тайну их происхождения. В то время в России практиковался «тайный прием».

Изменилось отношение общественности к социально обездоленным детям — к ним стали относиться как к жертвам войны. Государство пыталось решить их проблемы: создавались школы-интернаты для эвакуированных детей, увеличивалось количество детских домов для детей воинов и партизан, куда попадали и дети репрессированных родителей. В это время фактически возродилась благотворительность (хотя сам этот термин не употреблялся). Открывались специальные банковские счета и фонды, солдаты и офицеры перечисляли денежные средства детским домам, население передавало личные сбережения на нужды осиротевших детей.

В 1842 г. в Москве был создан опекунский совет детских приютов. Первоначально его деятельность также была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. К концу XIX в. открываются специальные приюты, предназначенные для несовершеннолетних, «впавших в пороки и преступления».

Обязательным условием воспитания детей в этих заведениях была учеба. Труд никогда не рассматривался и не применялся в качестве наказания, но воспитанниками выполнялись все работы по самообслуживанию. Большое внимание уделялось самообразованию. Неотъемлемой частью системы перевоспитания был патронат. Не получив содействия в его организации со стороны властей, организаторы приютов брали на себя поддержку своих бывших воспитанников: заботились об их устройстве на работу, оказывали материальную и моральную помощь, предоставляли кров подросткам, которым некуда было деться по выходе из приюта или колонии.

Выявлением беспризорных детей, основную часть которых составляли сироты, занимались все ведомства с привлечением общественности. Беспризорного ребенка направляли в стационарное детское учреждение: детский дом, городок, колонию и коммуну; на приемно-распределительный пункт для оказания первой помощи. Также их возвращали родителям и родственникам либо трудоустраивали, либо передавали на усыновление.

Ограничить количество приемных детей

С предложением об ограничении количества приемных детей выступило Минпросвещения. Ввести данный проект планируется к 1 января 2022 года. В законопроекте говорится о том, чтобы в семье усыновителей количество детей не превышало трех человек, в том числе и родных. Исключение будет составлять ситуация, когда в доме имеются двое детей, а возможные усыновители планируют взять несколько детей с родственной связью, например, двух сестер. Закон не будет запрещать такую возможность.

Данные ограничения не являются нововведением. Лимит был и ранее, но на 8 детей в семье. Носило это ограничение скорее рекомендательный характер, которого придерживались большинство субъектов РФ.

Целью новой инициативы является не уменьшить темпы усыновления, а возможность семьи обеспечить ребенка всем необходимым и создать ему хорошие условия для образования. Помимо этого, снизится риск того, что ребенка взятого из детского дома захотят вернуть. Довольно частые случаи в последнее время. А ведь они имеют колоссальные последствия для психического состояния ребенка.

К новым инициативам уполномоченных органов относится “единовременное усыновление “. Здесь подразумевается искоренение случаев, когда ребенка из детского дома передают группам лиц. Исключение составляют родственные лица. Право обратиться в органы опеки после отказа, планируется разрешить по прошествии одного года.

Данные Статистики Социального Сиротства В России На 2022 Год

В детских учреждениях воспитывается около 71,2 тысячи детей, оставшихся без попечения родителей [1] Детей-сирот среди них — 10—15 %. В то же время в России в течение последних 10 лет устойчиво снижается численность вновь выявляемых сирот и детей, воспитывающихся в детских организациях. По данным руководителя исследовательской рабочей группы, главного эксперта ИСППП Алексея Рудова [8] , снижение числа сирот, воспитывающихся в организациях за 5 лет составило 53% (с 106 121 ребёнка до 49 512 детей). Из них, только за последний отчетный год (2022), снижение зафиксировано на уровне 16% (с 59 027 до 49 512 человек). Быстрее всего в Банке данных сокращается доля детей младших возрастов — от 0 до 6 лет: за 5 лет — в 3 раза. Доля детей среднего возраста (7-13 лет) — снизилась в 2,5 раза. Старшего возраста (14-17 лет) — в 1,8 раза.

Сколько детей-сирот в Белгородской области?

Статистика Минпросвещения и Росстата о количестве сирот в регионе немного разнится. Поэтому мы будем приводить обе цифры. По данным Минпросвещения, в 2020 году в Белгородской области было 2 984 ребёнка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей, годом ранее их было на 91 человека больше — 3 075 (снизилось почти на три процента — прим. Ф.). Добавим, что в 2014 году в регионе было 3 459 детей-сирот (за шесть лет их количество уменьшилось почти на 14 процентов — прим. Ф.).

Согласно данным Росстата, число детей-сирот в 2020 году в регионе было меньше, чем сообщает Минпросвещения, — 2 075 . Разница между данными в 2020 году составляет 909 человек. В 2019 году было 2 029 детей сирот, то есть на 1 046 меньше, чем по данным Минпросвещения. Данных за 2014–2015 годы проекту «Если быть точным» не удалось найти.

Читайте также:  Пересечение разделительной полосы штраф. Наказание водителя за выезд и движение по разделительной полосе

На графике ниже можно подробнее увидеть все представленные данные, а также соотношение детей сирот с общим количеством детского населения.

Численность брошенных детей в России остается нерешенной проблемой: как живут такие малыши

В России каждый год количество брошенных детей остается по-прежнему серьезной проблемой. От детей отказываются родители не только в роддомах, но и лишаются своих прав на них или пишут отказ из-за социальной незащищенности. Однако сейчас по данным Генпрокуратуры РФ количество некогда брошенных детей удалось сократить в 2 раза благодаря усилиям службы устройства детей-сирот в семьи.

В России, к сожалению, согласно нормам закона не предусмотрены никакие наказания за отказ от ребенка. Хотя возможно в будущем эти нормы будут пересмотрены. Если мать отказалась от ребенка в роддоме, то в течение 6 месяцев возможен пересмотр дела.

Отказники — то те дети, которых оставляют еще в роддоме новоиспеченные мамы по причине ненужности ребенка или тяжелой патологии при рождении. В России на долю отказников приходится 1-2 % от количества всех новорожденных. Около 6% детей рождаются с серьезными проблемами со здоровьем, но отказываются не всегда от таких малышей. Если в 2023 году по официальным данным было 3 тыс. таких детей, то в 2023 году в 2 раза меньше. Зато огромное количество абортов.

  • малыш нежеланный и не вписывается в жизненные планы мамы по каким-то причинам;
  • ребенок появился на свет с серьезной патологией и мама не готова его воспитывать;
  • малыш рожден в социально-неблагополучной семье. Чаще всего его родители зависимы от алкоголя или наркотиков, и ребенок им не нужен.

Каждый год в России родители бросают на произвол судьбы 50-70 тыс. детей. Жизнь их может сложиться по-разному. Согласно последним исследовательским данным Генпрокуратуры РФ, количество социальных сирот значительно уменьшилось в 2 раза в 2023-2023 одах по сравнению с прошлым периодом. А все, потому что такие малыши были взяты семьями на воспитание.

Что случилось с детдомами в Подмосковье и как изменилась жизнь детей-сирот

По данным Министерства образования Подмосковья, в регионе на данный момент проживает более 23 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Более 15,5 тысячи из них живут в опекунских и приемных семьях, а более 7,5 тысячи были усыновлены. Также ранее в этом месяце зампред правительства Московской области Ирина Каклюгина рассказала, что всего в регионе насчитывается более 4 тысяч приемных семей, 177 из них взяли ребенка из детского дома в этом году. С января 1,8 тысячи детей-сирот обрели семьи. Каклюгина также добавила, что в Подмосковье работают 70 школ приемных родителей, где потенциальные усыновители могут получить необходимые знания, проконсультироваться с психологами и другими специалистами.

«Пугает то, что детские дома закрылись, – сказал он. – Эти учреждения должны были быть трансформированы в учреждения, которые будут сопровождать семьи, которые взяли этих детей. Когда ребенок взрослеет, появляется очень много проблем, с которыми часто семьи не справляются, и после этого дети опять возвращаются в организации для детей-сирот. Трансформация происходит, но не везде. Поэтому я считаю, что нужно было их [детские дома] не закрывать, а трансформировать в некие другие учреждения, которые будут помогать семьям в трудной жизненной ситуации».

Председатель Совета ассоциаций приемных семей при Министерстве образования РФ, президент Союза замещающих семей Наталья Городиская объяснила, что, даже когда детский дом меняет свое название в документах, статус его воспитанников, а, следовательно, и все их льготы, сохраняются в полном объеме. Гораздо больше внимания, по ее словам, следует обращать не на подобные формальности, а на качество работы учреждения. Важно, чтобы главной задачей его руководителей и сотрудников было устройство детей в семьи, подчеркнула Городиская.

По словам Вадима Меньшова, в последние годы в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, произошли значительные сдвиги. Особенно это заметно на примере столицы. «В Москве за последние восемь лет было сделано столько для решения этих проблем, что за предыдущие лет 50-60 даже толики этого не было сделано», – уверяет он. Как отмечает Меньшов, на текущий момент одной из самых насущных и сложных проблем является проблема постинтернатного сопровождения – как выпускников детских домов, так и тех детей, которые выходят из-под опеки приемных семей. «Этот шаг – очень сложный и важный для того, чтобы не было вторичного сиротства», – подчеркивает Вадим Меньшов.

Однако, как рассказала журналистам президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, на самом деле детские дома никуда не исчезли. По ее словам, их просто объединили с другими государственными учреждениями, в результате чего они сменили свое название. «Произошла юридическая ликвидация учреждений, но не реальная – все дети, например наши подопечные, на местах, никто никуда не делся», – рассказала Альшанская.

В то же время омбудсмен добавила, что сегодня сохраняется проблема с обеспечением жильем выходцев детских домов – в очереди стоят порядка 280 тысяч ребят, большинство из которых уже достигли совершеннолетия. По ее словам, в некоторых регионах время ожидания достигает 20 лет, что является недопустимым. Тем не менее, чтобы сократить эти очереди, предпринимаются все необходимые меры, заключила Львова-Белова.

Ранее правительство Москвы расширило пилотный проект имущественной поддержки семей, которые усыновили детей-сирот или детей-инвалидов. В частности, получить новое жилье смогут москвичи, взявшие на воспитание не менее пяти детей-сирот, из которых не меньше трех являются полнородными или неполнородными братьями и сестрами, поскольку для них достаточно сложно найти приемную семью.

Сироты стали живым товаром: Как детдома в России превратились в мафиозный бизнес

Детей, напомнил он, фактически насильно забирают из семей, где зачастую временно в силу каких-то непростых внешних обстоятельств, появились трудности: просто приходит опека, составляет акт о том, что, допустим, в холодильнике недостаточно каких-то важных, на их взгляд, продуктов (в конкретный, заметьте, момент!), и всё, ребёнка отправляют в детский дом.

«Мы что же, действительно вместе со всеми нашими зрителями и читателями считаем, будто в семье ребёнку хуже, чем в детском доме? — удивляется замглавы ВРНС. — А почему тогда такие новости? Именно потому, что «Сиротпром» существует. И «сиротпромовская» мафия — тоже. Есть люди, которые зарабатывают на этом «бизнесе»: те, кто постоянно ремонтирует детские дома, кто торгует органами и занимается прочими безобразиями. Это огромная мафия, начинающаяся от детских порнографов и заканчивающаяся просто коррупционерами на местах. И если государство хочет покончить с этим, у нас должна быть цель, а именно — ликвидация «Сиротпрома», детских домов».

Елена Борисовна Мизулина в своём докладе представила объективную картину о ситуации с сиротами в России. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

«И вот, собственно говоря, у нас продолжает существовать этот «Сиротпром», который ничего, кроме зла, не приносит, — отмечает он. — Конечно же, мы не говорим обо всех замечательных зачастую людях — и медсёстрах, и воспитательницах, и директорах домов, которые тоже работают в этой системе, — мы не имеем в виду всех. Но, к сожалению, есть та среда, которая там зарождается, куда попадает ребёнок, где вынужден существовать и сам детский дом, когда он отчитывается об освоении денежных средств, и ему надо придумывать, как бы взять больше денег в следующем году. А это значит, что у него должно быть больше воспитанников».


Похожие записи: