Как взыскать проценты с инспекции за задержку возврата вычета 3 НДФЛ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как взыскать проценты с инспекции за задержку возврата вычета 3 НДФЛ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сумма излишне уплаченного/взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Общий порядок возврата налогов и страховых взносов, а также сроки возврата установлены ст. 78 и 79 НК РФ. Наряду с возвратом переплаченных налогов налоговики обязаны начислить и выплатить проценты, которые представляют собой денежную компенсацию за неправомерное использование денежных средств плательщиков.
Куда обращаться за взысканием процентов с налоговой
НК РФ не устанавливает порядка подачи заявления о взыскании с ИФНС процентов, начисленных на сумму переплаченных налогов. Следовательно, порядок подачи такого заявления выбирает сам налогоплательщик.
За возвратом налога и процентов он может обратиться в ИФНС по месту своего учета (в рамках подачи заявления о возврате самого налога), а может подать соответствующее заявление непосредственно в суд.
Если плательщик решит действовать через суд, то в заявлении нужно указать обстоятельства образования переплаты по налогу, возникновения права на получение процентов, а также произвести расчет полагающихся процентов.
Проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, начисляются за каждый календарный день нарушения срока возврата. Проценты прекращают начисляться с момента возврата переплаты. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Досудебное урегулирование
Иски о взыскании процентов, начисленных на сумму несвоевременно возвращенных/взысканных налогов, носят имущественный характер. Поэтому на данные требования не распространяется порядок досудебного урегулирования споров с налоговыми органами, установленный ст. 138 НК РФ.
Напомним, согласно данной статье, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Поэтому если плательщик заявляет требование о взыскании с ИФНС процентов, об обжаловании решений и действий налоговиков речи не идет. Поэтому обжаловать в вышестоящий налоговый орган отказ ИФНС в возврате переплаченного налога и процентов не требуется. Плательщику достаточно заявить в суд иск о взыскании с ИФНС соответствующих сумм.
Верховный Суд РФ в Определении от 20.06.2016 № 304-КГ16-3143 прямо указал, что такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога/процентов являются независимыми.
Нормы НК РФ не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования споров о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафов и процентов. Указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов.
Возникновение права на компенсацию от ИФНС
Сумма излишне уплаченного/взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Общий порядок возврата налогов и страховых взносов, а также сроки возврата установлены ст. 78 и 79 НК РФ. Наряду с возвратом переплаченных налогов налоговики обязаны начислить и выплатить проценты, которые представляют собой денежную компенсацию за неправомерное использование денежных средств плательщиков.
Право на получение процентов на сумму излишне уплаченных/взысканных налогов возникает:
- по факту излишнего взыскания налогов по решению ИФНС
- при нарушении налоговиками сроков на возврат добровольно переплаченных сумм.
Момент, с которого начинают начисляться проценты, зависит от основания возникновения переплаты. Если переплата произошла по ошибке самого плательщика, проценты начисляются со дня нарушения ИФНС месячного срока на возврат налога.
Если переплаченный по вине самого плательщика налог был возвращен ИФНС самостоятельно (до того, как плательщик опомнился и написал заявление), проценты на сумму переплаты не начисляется (п. 2 ст. 78 НК РФ).
Когда можно получить вычет за проценты
Право получения вычета по процентам, как и при основной сумме, возникает после регистрации права собственности. Заявить о вычете можно в году, следующем за годом оформления права собственности на жилье. К примеру, если квартира была оформлена в собственность в 2020 году, то подавать декларацию 3-НДФЛ для получения вычета можно не раньше 2021-го.
При ипотеке на новостройку выплачивать кредит начинают, как правило, гораздо раньше регистрации права собственности. В этом случае вычет будет рассчитан с первого ипотечного платежа, но заявить права на его получение все равно можно будет только после получения права собственности. Например, в 2017 году был заключен договор долевого участия (ДДУ), а акт приема-передачи подписан в 2020-м. Право на имущественный вычет возникает с 2021 года, но все уплаченные с 2017 года проценты будут зачтены.
Вычет можно оформлять как в процессе выплаты кредита, так и после погашения пpoцeнтныx нaчиcлeний. Декларации и заявления на вычет можно подавать в налоговую ежегодно, пока не исчерпается их лимит, или раз в несколько лет. К примеру, если в 2020 году заемщик выплатил банку проценты в размере 100 тыс. руб., то в 2021 году можно претендовать на вычет в размере 13 тыс. руб.
«Срока давности нет. Но на вычет можно подать документы только за три последних года. То есть вам вернется часть налогов, уплаченных за три последних года. К примеру, в 2021 году вы можете подать заявление на вычет за 2020, 2019 и 2018 годы», — уточнил руководитель направления по развитию ипотечного кредитования Райффайзенбанка Антон Красильников.
Если заемщик хочет вернуть часть пpoцeнтoв пo ипoтeкe из cyммы нaлoгa, кoтopый yплaтил в 2021 году, сделать это он сможет до конца 2024 года. Если он обратится за вычетом позже, то проценты по ипотеке зa 2024 гoд вepнyть yжe нe пoлyчитcя, нo можно вepнyть нaлoг, yплaчeнный в пocлeдyющeм.
Как получить вычет по выплаченным процентам
Для основного и процентного вычета по ипотеке существует единая декларация 3-НДФЛ. Вернуть проценты по ипотеке можно и отдельно от основной суммы. Сделать это можно, как и в случае с основным вычетом, двумя способами: через налоговую и работодателя. В последнем случае документы стоит подавать сразу, не дожидаясь конца года. Работодатель не будет удерживать НДФЛ с зарплаты, пока не исчерпается весь полагающийся лимит компенсации.
Либо можно обратиться в налоговую инспекцию, дождавшись окончания года, в течение которого приобретено жилье. Такой способ подходит тем, кто хочет получить большую сумму сразу. Документы можно подать как в налоговой инспекции по месту регистрации, так и онлайн через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
Для получения вычета по процентам по ипотеке налогоплательщику необходимо:
1. Подсчитать сумму вычета и налога к возврату.
2. Подготовить необходимые документы:
- копию паспорта;
- справку по форме 2-НДФЛ;
- копию договора долевого участия или договора купли-продажи квартиры;
- выписку из ЕГРН;
- копию кредитного договора, по которому были выплачены проценты;
- справку из банка об уплате процентов по кредиту;
- заявление на получение налогового вычета.
Куда обращаться за взысканием процентов с налоговой
НК РФ не устанавливает порядка подачи заявления о взыскании с ИФНС процентов, начисленных на сумму переплаченных налогов. Следовательно, порядок подачи такого заявления выбирает сам налогоплательщик.
За возвратом налога и процентов он может обратиться в ИФНС по месту своего учета (в рамках подачи заявления о возврате самого налога), а может подать соответствующее заявление непосредственно в суд.
Если плательщик решит действовать через суд, то в заявлении нужно указать обстоятельства образования переплаты по налогу, возникновения права на получение процентов, а также произвести расчет полагающихся процентов.
Проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, начисляются за каждый календарный день нарушения срока возврата. Проценты прекращают начисляться с момента возврата переплаты. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Уточнение суммы процентов налоговым органом
Если проценты налоговым органом не выплачивались или были выплачены в неполном размере, он их должен доплатить (пп. 10, 11, 12 ст. 78 НК РФ).
Доплата происходит в течение 3 дней после получения от органа Федерального казначейства уведомления о дате фактического возврата суммы переплаты (п. 6 ст. 6.1, п. 12 ст. 78 НК РФ). Далее инспекция выносит решение о возврате процентов за оставшиеся дни просрочки и направлении поручения в орган Федерального казначейства.
Пример
Заявление о возврате излишне уплаченной суммы составлено 26.01.2017.
Возврат должен быть произведен не позднее 26.02.2017.
Решение о возврате переплаты принято налоговым органом 20.04.2017.
Просрочка составила 53 календарных дня – с 27.02.2017 по 20.04.2017 включительно.
Инспекция рассчитала проценты за 53 дня и в тот же день направила в Федеральное казначейство платежное поручение на их перечисление налогоплательщику.
25.04.2017 инспекция получила уведомление из Федерального казначейства о том, что возврат переплаты и выплата процентов произведены 24.04.2017.
Следовательно, за период с 21.04.2017 по 24.04.2017 (4 дня) инспекция должна начислить дополнительную сумму процентов и не позднее 28.04.2017 направить в орган Федерального казначейства поручение на их перечисление налогоплательщику.
Возникновение права на компенсацию от ИФНС
Сумма излишне уплаченного/взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Общий порядок возврата налогов и страховых взносов, а также сроки возврата установлены ст. 78 и 79 НК РФ. Наряду с возвратом переплаченных налогов налоговики обязаны начислить и выплатить проценты, которые представляют собой денежную компенсацию за неправомерное использование денежных средств плательщиков.
Право на получение процентов на сумму излишне уплаченных/взысканных налогов возникает:
- по факту излишнего взыскания налогов по решению ИФНС
- при нарушении налоговиками сроков на возврат добровольно переплаченных сумм.
Момент, с которого начинают начисляться проценты, зависит от основания возникновения переплаты. Если переплата произошла по ошибке самого плательщика, проценты начисляются со дня нарушения ИФНС месячного срока на возврат налога.
Заявление о возврате переплаченного налога с начисленными на его сумму процентами разрешается подать в ИФНС в течение трех лет. Порядок исчисления данного срока зависит от основания возникновения переплаты.
Например, при переплате налога по вине плательщика трехлетний срок начинает исчисляться со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). В случае принудительной уплаты налога срок на подачу заявления исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (п. 3 ст. 79 НК РФ).
Пропуск трехлетнего срока не лишает плательщиков права на возврат переплаты и процентов по ней. Данный срок установлен лишь для возврата налогов/процентов через ИФНС без обращения в суд.
Поэтому если плательщик не обратился в инспекцию за возвратом налогов и процентов в течение трех лет, он может потребовать их взыскания в судебном порядке. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 196 и 200 ГК РФ).
Момент, с которого плательщик должен узнать о нарушении своего права на возврат налогов и процентов, определяется судами по-разному. Все зависит от причин, по которым налогоплательщик допускает переплату налога, а также от наличия у плательщика возможности для правильного исчисления налога.
Если плательщик решит взыскать налог и проценты путем оспаривания действий или решений ИФНС (решение об отказе в возврате), то в отношении таких требований будет действовать срок исковой давности, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ. Данный срок составляет всего три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав.
Куда обращаться за взысканием процентов с налоговой
НК РФ не устанавливает порядка подачи заявления о взыскании с ИФНС процентов, начисленных на сумму переплаченных налогов. Следовательно, порядок подачи такого заявления выбирает сам налогоплательщик.
За возвратом налога и процентов он может обратиться в ИФНС по месту своего учета (в рамках подачи заявления о возврате самого налога), а может подать соответствующее заявление непосредственно в суд.
Если плательщик решит действовать через суд, то в заявлении нужно указать обстоятельства образования переплаты по налогу, возникновения права на получение процентов, а также произвести расчет полагающихся процентов.
Проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, начисляются за каждый календарный день нарушения срока возврата. Проценты прекращают начисляться с момента возврата переплаты. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).
В статьях 78, 79 части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ), введенной с 01.01.1999 в действие, установлены начисление и выплата налогоплательщику процентов на излишне взысканные (уплаченные) суммы налогов. Дополнительно условия начисления процентов по результатам налоговых проверок деклараций по НДС были урегулированы Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в п. 10 ст. 176, п. 10 ст. 176.1 НК РФ.
Российская газета. 2006. N 165.
Примечательно, что ни в ст. 21 НК РФ, ни в ст. 32 НК РФ, в которых перечислены права налогоплательщиков и обязанности налоговых органов, о процентах, подлежащих компенсации налогоплательщику, прямо не указано. Подпункт 5 п. 1 ст. 21 НК РФ содержит положения, согласно которым налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, а в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.
Тем не менее право на получение налогоплательщиками процентов закреплено в статьях 78, 79, 176, 176.1, 203 НК РФ и обеспечена обязанность налоговых органов по их исчислению и выплате.
Соответственно, с появлением в НК РФ норм о процентах, начисляемых на излишне взысканные (несвоевременно возвращенные) суммы налогов, возник вопрос об определении правовой природы данного правового института, поскольку законодатель не воспользовался уже существующими нормами, а ввел новые.
Начисление процентов является обязанностью налоговых органов, источником выплаты процентов являются публичные финансы, проценты выплачиваются за счет общих поступлений в бюджет, бюджетные средства распределяются, расходуются и направляются налогоплательщику в качестве компенсации за излишнее взыскание (несвоевременное возвращение) сумм налогов. С целью унификации подходов к определению процентов в науке финансового права, обеспечения единообразия в финансово-правовом регулировании и правоприменения объективно требуется дальнейшее изучение проблематики правовой природы процентов, начисляемых на излишне взысканные (несвоевременно возвращенные) суммы налогов.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 31.01.2006 N 9316/05 по делу N А56-33002/2004 указал, что правило о трехмесячном сроке на подачу заявления, установленное для дел об оспаривании ненормативных правовых актов, не распространяется на подачу заявления, содержащего требования о взыскании процентов за несвоевременный возврат налоговых платежей и о возмещении расходов, вызванных неправильными действиями налогового органа.
Соответственно, по мнению Президиума ВАС РФ, предварительного признания акта налогового органа, действия (бездействия) незаконным для получения процентов не требуется. Требования о взыскании процентов, хотя и вытекают из публичных правоотношений, однако носят имущественный характер.
Налогоплательщик в отношении излишне уплаченного налога обращается сначала в налоговый орган о возврате (зачете) налога (п. 6 ст. 78 НК РФ). При получении отказа налогового органа, бездействии налогового органа либо нарушении сроков налогоплательщик вправе обратиться в суд с исковым заявлением о возврате (зачете) налога и взыскании процентов (имущественное требование). В отношении сумм излишне взысканного налога налогоплательщик вправе обратиться сразу в суд с исковым заявлением о возврате (зачете) налога и взыскании процентов. Однако возможность обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган с целью обязания нижестоящего органа возвратить (зачесть) налог и начислить проценты разделом VII также не исключена.
Здесь необходимо дополнительно отметить, что возможность требования процентов без предварительного признания акта налогового органа, действия (бездействия) незаконным порождает следующую проблему, когда, к примеру, с налогоплательщика был взыскан налог, начисленный по результатам налоговой проверки, налогоплательщик решение налогового органа не оспорил в установленные сроки, а подает в суд иск о возврате излишне взысканного налога, а также о взыскании процентов на излишне взысканный налог.
В п. 63 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что все последующие ненормативные правовые акты (равно как и действия после решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности направлены на взыскание налогов, пеней, штрафов) принимаются (совершаются) налоговыми органами исключительно во исполнение названных решений, то есть являют собой механизм их реализации. В связи с этим оспаривание таких актов возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления сумм налогов, пеней, штрафов либо грубого нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.
В силу ст. ст. 78, 79 НК РФ налоговый орган принимает решение о возврате налогоплательщику суммы процентов, оформляет поручение на возврат суммы процентов и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Анализ ст. ст. 78, 79 НК РФ позволяет сделать вывод, что отсутствует указание на бюджет, из которого налогоплательщику выплачиваются проценты на суммы несвоевременно возвращенного (излишне взысканного) налога.
Согласно ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета, а также перечисляет излишне распределенные суммы, средства, необходимые для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
К примеру, Приказом Казначейства России от 14.09.2009 N 210 утвержден Порядок управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета, Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применения.
Как отмечено Е.В. Хазовой, реализация принципа единства кассы представляет собой зачисление всех бюджетных платежей по доходам на единый счет, что позволяет иметь полное представление о наличии финансовых ресурсов для обеспечения выполнения всех задач и функций государства согласно бюджетной классификации по расходам .
Как определить ставку рефинансирования
Для исчисления процентов применяется ставка рефинансирования Банка России, которая действовала в дни нарушения срока возврата переплаты (абз. 2 п. 10 ст. 78 НК РФ). Ставка рефинансирования (учетная ставка) до 2021 года устанавливалась Центральным банком Российской Федерации отдельно от ключевой ставки, введенной в сентябре 2013 года. С 2021 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке, и в связи с этим размер ее существенно вырос.
Информацию о размере ставки рефинансирования (ключевой ставки) можно узнать в справочной информации.
Обратиту внимание! Если за время нарушения срока возврата переплаты ставка рефинансирования изменялась, то за каждый период действия соответствующей ставки проценты рассчитываются отдельно.
Пример
Сумма переплаты по налогу на прибыль составляет 18 617 987,48 руб.
Организация написала в инспекцию заявление о возврате переплаты 11.01.2020.
Переплата возвращена с нарушением срока на 95 дней – с 12.02.2020 по 17.05.2020.
Ругаться с ФНС раньше, чем через 4 месяца после подачи заявления, бессмысленно.
После того, как вы подали документы, у ФНС есть 3 месяца на камеральную проверку. Это прописано в П. 2 ст. 88 НК РФ . За это время инспекторы проверяют подлинность документов и ваше право на вычет. А потом в течение 5 дней должны сообщить о решении.
Если решение положительное, нужно написать заявление о возврате налога. В инспекции я писала его одновременно с подачей документов. А в Личном кабинете форма для заявления появляется после камеральной проверки.
После этого, согласно П. 6 ст. 78 НК РФ, у ФНС есть еще 1 месяц, чтобы перечислить деньги. И бить тревогу надо тогда, когда этот месяц истек, а денег нет. Так я и поступила.