Статья 23 НК РФ. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

22.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 23 НК РФ. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налогоплательщиками являются все участники экономической деятельности, которые должны уплачивать налоги и другие обязательные платежи на основании НК РФ — как резиденты, так и нерезиденты. Это могут быть юридические, физические лица, и структуры без образования юридического лица — ИП.

Комментарий к статье 23 НК РФ

Комментируемая статья содержит положения, направленные на закрепление обязанностей налогоплательщиков.

Основные обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) прямо закреплены в статье 23 НК РФ. Данная статья предусматривает возможность установления иных обязанностей налогоплательщиков — они должны прямо следовать из других норм НК РФ.

Налогоплательщики, в частности, обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, обязаны своевременно представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, а также вести в установленном порядке учет доходов, расходов и объектов налогообложения (см. Постановление ФАС Центрального округа от 11.12.2012 N А64-1340/2012).

Все предусмотренные НК РФ обязанности налогоплательщиков являются частью закрепленной статьей 57 Конституции РФ обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

В связи с этим следует учитывать, что если конкретная обязанность налогоплательщика прямо не указана в НК РФ, такая обязанность отсутствует.

Например, НК РФ не предусматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Аналогичная позиция указана в Письме Минфина России от 22.08.2012 N 03-02-07/1-202.

В Письме Минфина России от 18.06.2010 N 03-01-10/2-48 указано, что НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика по предоставлению в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации о наличии оснований и результатах применения налоговых льгот.

Следует отметить, что в статье 23 НК РФ не указана обязанности налогоплательщика проявлять должную осмотрительность к контрагентам.

Однако согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Аналогичная правовая позиция содержится, в частности, в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05, от 15.11.2005 N 5734/05, от 13.12.2005 N 10048/05, от 11.11.2008 N 9299/08, от 25.05.2010 N 15658/09.

Должная осмотрительность налогоплательщика должна проявляться в наличии у него документов, полученных от контрагента.

Данная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 01.10.2007 N 11319/07, где поименованы следующие документы, необходимые для принятия мер осторожности и предусмотрительности: учредительных документов; свидетельств о постановке на налоговый учет и о государственной регистрации; уставов; паспортных данных руководителей и другие документы.

Налогоплательщик должен систематически проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, что позволило бы ему своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Наличие таких признаков, как: отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика услуг и руководства компании-покупателя при обсуждении условий аренды и подписании договоров; отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность; отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента; других признаков свидетельствуют о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделок, совершенных с таким контрагентом, сомнительными.

В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является ведущаяся на свой риск деятельность, налогоплательщик, не воспользовавшийся своим правом обеспечить документальное подтверждение достоверности сведений, изложенных в документах, на основании которых он в свою очередь претендует на право получения налоговых льгот, вычетов ли иного уменьшения налогооблагаемой базы, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия.

Таким образом, налогоплательщик, должным образом не воспользовавшийся правом на проверку контрагента по сделке, должен осознавать риски, вызванные своим бездействием.

Кроме того, вступая в правоотношения с контрагентами, приняв документы, содержащие недостоверную информацию и ненадлежащим образом оформленные, заявитель действовал без должной осмотрительности и осторожности и принял на себя риск возможных негативных последствий.

В этой связи, неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности в предпринимательской деятельности ложатся на лицо, заключившее такие сделки и, во всяком случае, не могут быть перенесены на федеральный бюджет посредством необоснованных выплат.

В случае недобросовестности контрагентов, налогоплательщик несет определенный риск не только по исполнению гражданско-правовых договоров, но и в рамках налоговых правоотношений, поскольку в силу требований налогового законодательства он лишается возможности произвести налоговые вычеты либо воспользоваться льготным порядком исчисления налогооблагаемой базы ввиду отсутствия надлежаще оформленных и достоверных первичных бухгалтерских документов.

Такие рассуждения приведены в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу N А41-12533/13.

Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 25.05.2010 N 15658/09, налогоплательщик в обоснование доводов о проявлении им должной осмотрительности вправе приводить доводы в обоснование выбора контрагента, имея в виду, что по условиям делового оборота при осуществлении указанного выбора субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

В деле, рассмотренном Десятым арбитражным апелляционным судом, налогоплательщик в обоснование своей правовой позиции о проявлении должной осмотрительности и осторожности при выборе субподрядной организации указывал на то, что им была получена соответствующая информация о государственной регистрации контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц.

Между тем данные действия заявителя по получению учредительных документов, по мнению суда, носили формальных характер. Исходя из объемов, сложности и сроков ремонта такого объекта, как железнодорожное полотно, при выборе контрагента следовало изучить наличие у подрядчика реальной возможности исполнить свои обязательства, обеспечив квалифицированный персонал и материалы.

Кроме того, налогоплательщик не привел доводов в обоснование выбора именно спорного ООО в качестве подрядной организации для выполнения значительного объема специфических ремонтных работ железнодорожных путей, в том числе о существовании рекламы, свидетельствующей о возможностях и соответствующем опыте данной организации в проведении среднего ремонта железнодорожных путей, наличии у нее необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и т.д.

Читайте также:  Таблица штрафов ГИБДД 2022 года

Комментарии к ст. 23 НК РФ


В статье 23 НК РФ закреплены основные обязанности плательщиков налогов и сборов, при этом их перечень не является исчерпывающим.

Так, представление истребованных налоговым органом документов является обязанностью заявителя в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 93 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2006 N А66-6969/2004).

Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ утверждены формы сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 НК РФ.

Следует отметить, что за неисполнение налоговых обязанностей плательщиками налогов и сборов главой 16 НК РФ предусмотрена ответственность.

Плательщики-физлица, кроме обязанностей, предусмотренных в ст. 23 ч. 1 НК РФ, должны сообщать в налоговый орган о наличии у них недвижимости/транспортных средств, признаваемых по законодательству в качестве объектов обложения. Информирование осуществляется по месту проживания или расположения имущества при не получении соответствующих уведомлений и, соответственно, неуплаты сборов по нему за время владения. Данное сообщение вместе с копиями правоустанавливающих документов на недвижимость или бумагами, подтверждающих регистрацию ТС, направляется однократно до 31 декабря периода, идущего за прошедший отчетный год. Информирование налогового органа не осуществляется, если лицо:

  • Получало уведомления об уплате.
  • Пользовалось налоговой льготой.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица (граждане);
  • физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  • физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и др.)

Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов.

Понятие обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Права и обязанности налогоплательщиков закреплены статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс). В соответствии со статьей субъекты налогообложения оплачивают законно установленные налоги и сборы (НДС, НДФЛ, налог на прибыль и другие).

В статье рассмотрим порядок исполнения обязанностей налогоплательщиков, которые устанавливает налоговое законодательство (Кодекс).

Налогоплательщики – субъекты налогового учета, которые, как указывает Кодекс, подлежат постановке на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации организаций, подразделений, места жительства физического лица, а также по нахождению собственности: недвижимого и движимого имущества (объекты налогообложения) физических и юридических лиц.

Обязанностью налогоплательщика являются обязанности физических лиц, организаций, индивидуального предпринимателя установленные конституционно, по уплате налогов и сборов, в полном объеме и своевременно, в пользу государства.

Законодательство предполагает, что исполнение обязанностей налогоплательщиков (предпринимателя, организации либо физического лица) – это порядок правильного правового поведения лиц, оплачивающих налоги и сборы. В такую обязанность входит и ведение налогового учета.

Кого затрагивают положения п. 2 и п. 2.1 ст. 23 НК РФ?

П. 2 ст. 23 НК РФ устанавливает дополнительные обязанности для ИП и организаций, а именно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения (для ИП — по месту жительства) информацию об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10%. Для этого установлен срок — не позднее 1 месяца со дня начала такого участия (подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщать не требуется, если налогоплательщик стал участником хозяйственного товарищества или ООО.

Если налогоплательщик создал на территории РФ обособленное подразделение, об этом тоже требуется сообщить контролерам в течение 1 месяца со дня его создания (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). О создании филиала или представительства извещать не нужно.

Этим же подпунктом предусмотрена обязанность для налогоплательщика сообщать обо всех изменениях, связанных с обособленными подразделениями в части ранее переданных налоговикам сведений. На это отводится всего 3 дня со дня изменения соответствующих сведений.

В случае закрытия обособленного подразделения срок на подачу таких сведений тоже составляет 3 дня (подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

П. 2.1 не обошел вниманием физлиц. Если они на основании налогового уведомления уплачивают имущественные налоги и такое уведомление не получено, они обязаны сообщить инспекторам о наличии у них недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Нужно не только сообщить об этих объектах до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, но и приложить копии правоустанавливающих документов. От указанных действий физлицо освобождается, если ему предоставлена соответствующая льгота, позволяющая не платить налог.

Информация о налогоплательщиках

В соответствии с российским налоговым законодательством налогоплательщиками признаются все дееспособные граждане и организации, которые обременены обязанностью производить уплату налогов и сборы. К таковым организациям можно отнести:

  • юр. лица, зарегистрированные на территории РФ и осуществляющие деятельность в соответствии с местными законами;
  • иностранные компании и корпоративные объединения, созданные на территории России или других стран в соответствии с иностранным законодательством.

Налоговым кодексом также выделены взаимозависимые лица. Ими являются граждане, отношения которых оказывают влияние на условия осуществления деятельности или ее финансовые результаты. Взаимозависимость имеет место в таких случаях:

  • при участи одного лица в имущественных отношениях другого при доле участия, превышающей 20%;
  • при подчинении одного лица другому в соответствии с должностным положением;
  • по решению судебных органов, если подконтрольность граждан и компаний была обнаружена налоговыми органами.

Основные права налогоплательщиков:

  • получать бесплатную консультацию и интересующую информацию в органах налоговой отчетности относительно изменений в налоговой нормативной базе, правах и льготах налогоплательщиков; заполнения налоговой документации и расчета налоговых вычетов;
  • пользоваться, установленными законодательством, налоговыми льготами (вычеты либо упрощенные налогообложения);
  • получать переплаченные средства своевременно на личный счет либо засчитывать на последующую уплату;
  • находиться лично при налоговой проверке и наблюдать составления актов отчетности;
  • требовать копии документации налоговых проверок и уполномоченных органов;
  • не выполнять требования налоговых органов, которые противоречат Налоговому Кодексу РФ и обжаловать неправомерные действия или бездействие должностных лиц;
  • отстаивать права лично как участник правоотношений либо через законного представителя;
  • требовать не разглашения информации, которая предоставляется налоговым органам — налоговая тайна.

Банки обязаны исполнять поручения:

– налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на перечисление налога (сборов, пеней и штрафов) в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;

– по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов;

– местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц – налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов);

Читайте также:  Регистрация и заключение брака с иностранцем в России в 2023 году

– налогового органа на перечисление налога (сборов, пеней и штрафов) в бюджетную систему РФ за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей банки несут ответственность, установленную НК. Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ сумму налога (сбора, пеней и штрафов). В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм за счет денежных средств и иного имущества.

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБР с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

Налоговое администрирование заключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

Государственная (национальная) налоговая администрация – это совокупность государственных структур исполнительной власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем осуществления мероприятий государственного налогового администрирования, реализуемых с целью защиты механизма налогообложения.

Налоговая администрация – это институт государственного управления в сфере налоговых правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по достижению и поддержанию состояния налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере.

Понятие «государственная налоговая администрация» может быть тождественно понятию «налоговая администрация» в том случае, если речь не идет о системе негосударственного управления в сфере налогообложения или системе налогового администрирования на международном уровне.

Функционирование системы государственной налоговой администрации предполагает решение задач по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также профилактики, выявления, раскрытия, расследования фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществления мер по возмещению ущерба государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

На систему государственной налоговой администрации возлагается выполнение двух генеральных функций в налоговой сфере: контрольной и правоохранной.

В результате контрольной деятельности системы налоговой администрации происходит выявление фактов нестандартного, отклоняющегося поведения налоговых субъектов. Следует обратить внимание, что результаты носят сугубо констатационный характер. С содержательной точки зрения по ее результатам контрольной деятельности можно лишь сделать вывод о том, были ли выявлены факты нестандартного поведения налогового субъекта. Оценка характера, установление причин и последствий такого поведения в задачи контрольной деятельности не входят. Ответы на эти вопросы получают в ходе следственной деятельности системы налоговой администрации.

Правоохранная деятельность системы налоговой администрации заключается во всестороннем анализе имеющейся в ее распоряжении информации, указывающей на возможное проблемное поведение налогового субъекта, и принятии адекватных мер по пресечению противоправного поведения.

Права и обязанности налогоплательщиков

С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки.

За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную ответственность, а в отдельных случаях несут уголовную ответственность.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов — это правовые ограничения имущественного характера, создающие условия для обеспечения фискальных интересов государства.

Применяемые налоговым правом способы обеспечения исполнения налоговой обязанности носят исключительно имущественный характер, поскольку направлены на восстановление нарушенных фискальных прав государства и призваны гарантировать государству реальное надлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных денежных обязанностей.

В соответствии со ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Права и обязанности налогоплательщика

Раздел ЕГЭ: 5.19. Права и обязанности налогоплательщика

Поскольку государство выступает гарантом соблюдения и сохранения прав и свобод граждан, граждане наделяются определёнными обязанностями, которые направлены на поддержание нормального функционирования государства. Одной из таких обязанностей является выплата налогов. Налоговое законодательство довольно обширно, оно регулирует все вопросы, касающиеся уплаты налогов: от определения категорий лиц, подлежащих обязательной уплате налогов, их прав и обязанностей, до последствий невыплаты налогов.

Налоги — обязательные безвозмездные платежи в пользу государства, которые служат основой для государственного бюджета, который распределяется на благо населения страны.

Физические и юридические лица — субъекты общественных налоговых отношений, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги за счёт собственных средств.

Права налогоплательщиков:

  • своевременное бесплатное информирование от налоговых органов по месту учёта о действующих налогах и сборах;
  • право на запрос информации о нормативных актах, регулирующих уплату налогов;
  • предоставление налоговым органам документов, подтверждающих права на льготы;
  • возврат излишне уплаченных сумм в бюджет (получение льгот) в случаях: о получения ими или их детьми платного обучения;
  • прохождения ими или их детьми платного лечения;
  • траты на лекарства и медикаменты для самих налогоплательщиков или их детей;
  • ознакомление с актами проверок, проведённых налоговыми органами, с возможностью их квалифицированного обжалования; предоставление налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведённых проверок с возможностью разрешения спорных вопросов на ранней стадии;
  • обжалование в законном порядке решений налоговых органов и действий их должностных лиц.

Обязанности налогоплательщиков:

  • своевременная и полная уплата законно установленных налогов;
  • постановка на учёт в налоговых органах; предоставление в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые налогоплательщик обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена государством;
  • ведение в установленном порядке бухгалтерского учёта своих доходов и расходов, объектов налогообложения и сохранение их в течение пяти лет;
  • выполнение законных требований налоговых органов касательно устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • внесение исправлений в бухгалтерскую отчётность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода, выявленного в ходе проверок налоговыми органами;
  • предоставление письменного пояснения мотивов отказа от подписания акта проверки в случае несогласия с его фактами;
  • сообщение налоговым органам в течение 10 дней о принятом решении ликвидации или реорганизации юридического лица.
Читайте также:  Как оформить отпуск по уходу за ребенком и получить пособие в 2023 году

Отказ выплаты налогов и сокрытие доходов считаются противоправными нарушениями. Для общества невыплата налогов ведёт к непоступлению денежных средств в бюджет государства, что затрудняет справедливое перераспределение материальных благ.

Обход налогов — избежание возникновения обязательств налогообложения как законными способами, так и незаконными.

Способы уклонения:

  • незаконное использование предприятием налоговых льгот;
  • умышленное включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений;
  • умышленное непредоставление налоговой декларации или иных документов.

Все способы уклонения от налогов ведут к юридическому наказанию нарушителей.

Права налогоплательщиков РФ

НК РФ содержит достаточно широкий круг прав для лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы.

  1. Право обладать информацией об установленных на российской территории налогах и сборах. Граждане имеет право получать всю интересующую их информацию по налоговому законодательству, включая информацию о действующих налогах, порядке их начисления, уплаты, размере начисленного к уплате налога и иным сведениям, относящимся к деятельности налоговых органов. Для реализации этого права гражданами законодатель устанавливает обязанность налоговых органов давать ответы на обращения налогоплательщиков. При этом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59 в ст. 12 закрепляет обязанность налоговиков давать ответ не позднее чем через 30 дней с момента поступления такого обращения. Следует также отметить, что любая информация, касающаяся налогов и сборов, сотрудниками налогового органа предоставляется гражданам бесплатно.
  2. Право получать налоговые льготы. Каждый гражданин при наличии у него оснований, предусмотренных НК РФ, вправе рассчитывать на получение установленных льгот по налогам и сборам.
  3. На условиях, закрепленных на законодательном уровне, любой гражданин имеет право на получение налоговой отсрочки/рассрочки или налогового кредита (в т. ч. инвестиционного, в силу ст. 66 НК РФ).
  4. Право представлять свои интересы в налоговом органе лично либо через своего представителя. При этом к представительству в данном случае предъявляются общие требования гражданского законодательства.
  5. Гражданин, в отношении которого производится налоговая проверка, имеет право присутствовать на данной проверке.
  6. Особым правом, предоставляемым законодателем налогоплательщикам, является право на обжалование действий/бездействия должностных лиц налоговых органов. Обжаловать действия ИФНС можно как у вышестоящих должностных лиц налоговых органов, так и в иных государственных структурах, включая суды и прокуратуру.
  7. Право не исполнять предписаний и требований налоговых органов, которые были вынесены с нарушением законодательства либо сами по себе являются незаконными. При этом следует иметь в виду, что отказ от исполнения требований налоговой инспекции возможен только в том случае, если гражданин сможет доказать их незаконность и они были признаны таковыми вступившим в силу решением суда. По этой причине необходимо иметь достаточные доказательства своей позиции для их представления в случае необходимости суду.
  8. Право требовать от налоговиков исполнения обязанности по зачету уплаченных сумм в установленный срок, а в случае переплаты или ошибочной уплаты денежных средств в пользу налоговых органов — возврата таких сумм.
  9. Право требовать от налоговой инспекции соблюдения охраняемой законом налоговой тайны.

Виды налогоплательщиков

Налогоплательщики – юридические и физические лица, которые обязаны выплачивать ту или иную сумму от дохода и собственности на благо государству с определенной периодичностью.

Согласно закону НК РФ классификация налогоплательщиков проходит по нескольким признакам, благодаря чему выделяются такие виды:

Физические лица:

  • Граждане РФ;
  • Имеющие вид на жительство;
  • Иностранцы, проживающие на территории РФ;
  • Частные предприниматели;

Юридические лица;

  • Обычные. Ими могут являться как физические, так и юридические лица имеющие стандартную систему налогообложения;
  • Малые. Предприниматели или фирмы, система налогообложения которых имеет упрощенный вид;
  1. Коммерческие организации;
  2. Некоммерческие организации;
  • Лица, пребывающие на территории РФ перманентно;
  • Лица, пребывающие на территории РФ временно.

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.

4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.


Похожие записи: