Ходатайство об уменьшении государственной пошлины
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ходатайство об уменьшении государственной пошлины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процессуальным
законодательством предусмотрена
возможность предоставления отсрочки
(рассрочки) уплаты государственной
пошлины. Основания и порядок предоставления
отсрочки или рассрочки уплаты
государственной пошлины устанавливаются
в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах
(ст. 90 ГПК РФ).
Образец ходатайства об уменьшении размера госпошлины
В Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга
Истец:
Ответчик:
Ходатайство
о снижении размера госпошлины в суд
Истцом подано исковое заявление с требованиями о о взыскании долга по договору займа.
В соответствии со ст. 333.20 НК РФ: «суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса».
Отсрочка (рассрочка) уплаты, уменьшение размера государственной пошлины
Суды
общей юрисдикции или мировые судьи,
исходя из имущественного положения
плательщика, вправе уменьшить размер
государственной пошлины, подлежащей
уплате по делам, рассматриваемым
указанными судами или мировыми судьями,
либо отсрочить (рассрочить) ее уплату
(п. 2 ст. 333.20 НК РФ).
Отсрочка или рассрочка
уплаты государственной пошлины
предоставляется по ходатайству
заинтересованного лица. Обоснованность
ходатайства должна быть подтверждена
соответствующими документами (справками
о размере заработной платы, пенсии,
наличии несовершеннолетних детей,
нетрудоспособных супругов и т.п.).
Отсрочка (рассрочка) может быть
предоставлена на срок до шести месяцев
(ст. 333.41 НК РФ).
Обратим
внимание на то, что в ГПК РФ не говорится
о праве суда уменьшить размер
государственной пошлины, однако такая
возможность предусмотрена НК РФ (п. 2
ст. 333.20).
Заявление об уменьшении размера госпошлины
Важно помнить в процедуре составления заявления о снижение государственной пошлины:
- перед тем как составлять ходатайство о снижении государственной пошлины внимательно изучите льготы, возможности освобождения от уплаты госпошлины (так, например, иски направленные на защиту прав потребителей, защиту прав работника, заявления в рамках уголовного судопроизводства и иные – не облагаются пошлиной, поскольку истцы в силу закона освобождены от ее оплаты);
- правильно рассчитайте цену иска, влияющую на размер государственной пошлины, так как, например, траты на адвоката, на эксперта, почтовые – не являются исковыми требованиями, подлежащими включению в сумму для расчета пошлины;
- моральный вред – это требование неимущественного характера, государственная пошлина для граждан 300 рублей, даже если истец заявит сумму возмещения в 1 000 000 рублей (по трудовым, потребительским делам и др. государственная пошлина и вовсе не оплачивается).
Приложите к ходатайству о снижении государственной пошлины все документы, прямо или косвенно подтверждающие Ваши временные финансовые трудности в настоящее время, от того, как Вы обоснуете и подтвердите свои основания ходатайства, зависит и судьба решения по вопросу.
Льготы по госпошлине в суд
Заявление Об Уменьшении Госпошлины Пенсионеру От государственной пошлины освобождаются пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
По остальным искам имущественного характера государственная пошлина пенсионерами уплачивается. В делах о наследстве суд, обычно, охотнее идет на снижение размера госпошлины. Приложите справку о составе семьи. справку о размере пособия по безработице. В этом случае можно будет ограничится минимальным размером госпошлины 300 руб.
Как пользоваться калькулятором
Госпошлина при обращении в суд определяется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ее размер зависит от целого ряда обстоятельств:
- Суда, который будет рассматривать дело. Госпошлина в мировой, федеральный (районный) или арбитражный суд отличается по размерам;
- Цены иска, то есть взыскиваемой суммы или другого требования, адресованного суду;
- Вида обращения в суд – иск, административный иск, заявление о выдаче судебного приказа, апелляционная или кассационная жалоба и т.п.
В каждом из этих случаев удобнее использовать специально подготовленный отдельный калькулятор. Для того, чтобы им воспользоваться, необходимо:
- Выбрать нужный калькулятор государственной пошлины;
- Ввести данные о цене иска — сумме, которую планируется взыскать в суде;
- Для неимущественных исков закон устанавливает фиксированную госпошлину. Поэтому для случаев, когда исковые требования невозможно оценить, ниже приводится справочная информация о размерах госпошлин.
Государственный сбор в суде общей юрисдикции не уплачивается в нескольких ситуациях:
- При выдаче документов физическим лицам и организациям по уголовному делу, либо взысканию алиментов.
- Во время подачи кассационных, а также апелляционных жалоб о разводах.
- При предоставлении жалоб по уголовным делам.
- При подаче административного иска, в том числе заявок на обжалование действий приставов.
- При поступлении в судебную инстанцию заявлений насчет отсрочки исполнения решения и др.
- При административном судопроизводстве о госпитализации физического лица без его согласия.
- При возобновлении прав для граждан, ставших жертвой политических репрессий.
Также госпошлина не уплачивается прокурорами, работающими над делами по защите прав граждан. Если за истца или ответчика выступает государственный орган и местная администрация, то госпошлина ими не оплачивается.
Общие условия уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд
В соответствии со сложившейся практикой государственная пошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Согласно ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если государственная пошлина не уплачена, заявление остается без движения. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме — либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата. Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, в связи с чем, судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию, что представляется правильным, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.
Нововведения при уплате госпошлины
Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.
Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.
Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.
Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.
2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.
В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.
До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.
Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с
неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.
В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.
После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.
Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:
В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.
Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.
Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов — постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.
Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.
3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.
Подготовка заявления об уменьшении размера госпошлины
Кроме текста заявления с описанием цены иска, расчета подлежащей уплате суммы и жизненных обстоятельств истца, предоставляются письменные доказательства о материальном положении. Это может быть справка о доходах, справка центра занятости о том, что истец состоит на учете в качестве безработного, копия трудовой книжки.
При учете имеющегося у истца дохода учитывается также количество иждивенцев, поэтому разумно приложить копии свидетельств о рождении детей или документы других членов семьи. Если истец состоит в браке, то прикладывается справка о доходах каждого члена семьи. Возможно предоставление медицинских документов, когда истец имеет значительные расходы на получение медицинской помощи или приобретение необходимых для его жизнедеятельности лекарственных средств. Таким образом, к подготовке каждого нового заявления об уменьшении размера госпошлины необходимо подходить индивидуально.
Истец должен обосновать сумму. которую он в состоянии оплатить, хотя окончательное решение по размеру госпошлины останется за судом.
👨 Как уменьшить госпошлину или получить отсрочку по ее уплате?
Если вы не имеете возможности уплатить госпошлину единовременно и в полном размере, в некоторых случаях вы можете рассчитывать на уменьшение ее размера, отсрочку или рассрочку по ее уплате. Под отсрочкой понимают уплату госпошлины единовременно в полной сумме, но в более поздний срок, под рассрочкой — уплату поэтапно в течение установленного срока (п. 1 ст. 64 НК РФ).
Возможность уменьшения размера госпошлины предусмотрена для случаев, связанных с обращениями в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23 НК РФ; ст. 39 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ).
Суд имеет право уменьшить размер госпошлины или полностью освободить вас от ее уплаты исходя из вашего имущественного положения. При этом судьи принимают решение самостоятельно, поскольку действующее законодательство этот процесс не регламентирует.
Ходатайство об уменьшении госпошлины в суд общей юрисдикции
В силу пп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, притом, что имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога.
Наличие на иждивении несовершеннолетних детей, долгов, подтвержденных исполнительными листами и возбужденными исполнительными производствами, увольнение с работы и подобные обстоятельства сами по себе не дают оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате госпошлины, ибо не являются достаточным подтверждением такого финансового положения лица, которое не позволяет уплатить госпошлину.
Ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины в суд общей юрисдикции
- Наличие на иждивении двоих несовершеннолетних детей, кредитной задолженности и запись в трудовой книжке об увольнении не свидетельствуют о материальном положении, не позволяющему уплатить госпошлину, учитывая, что истец за год осуществил строительство жилого дома;
- Отсутствие работы, наличие исполнительного производства, дети на иждивении не являются достаточным подтверждением отсутствия денежных средств для уплаты госпошлины в суд
- Так как истцом заявлены требования неимущественного характера, то учитывая размер госпошлины, не имеется оснований для предоставления истцу отсрочки или рассрочки для уплаты госпошлины в суд.
Отсрочку предоставят только в том случае, если Ваше материальное положение в будущем может измениться. Например, ожидается получение какого-то дохода в определенный период. Если Вы вообще не имеете возможность оплатить госпошлину в требуемом размере, то необходимо просить суд уменьшить размер госпошлины в связи с тяжелым материальным положением.
Ходатайство об уменьшении госпошлины
Ранее, до 01.10.2019г., истец направлял в суд исковое заявление с копиями по количеству лиц, участвующих в деле, а суд сам рассылал исковое заявление одновременно с повесткой на первой заседание.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями.
В отношении ПАО «НП» в Арбитражном суде Новосибирской области возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) и введена процедура наблюдения (Дело А45-65432/2015).
Вот и все, никаких сложностей. Подаем Ходатайство вместе с исковым заявлением, апелляционной или кассационной жалобой, ждем определение о принятии, в котором суд указывает на отсрочку по ходатайству.
Как известно, при обращениях в суды необходимо платить госпошлину в установленном размере. А можно ли госпошлину уменьшить? Такой вопрос возникает у граждан, которые в силу ряда материальных причин не имеют возможности оплатить госпошлину в полном размере.
Основания для подачи заявления
Правовым основанием для снижения суммы взыскания является 39 статья ГПК РФ и 49 АПК РФ. Такую возможность истец реализовывает в любой момент после подачи иска, но до рассмотрения дела по существу. Процессуально не имеет значения, подано ли заявление об уменьшении исковых требований непосредственно в заседании либо направлено заблаговременно, через канцелярию суда, образец заявления в обоих случаях меняться не будет. Фактические основания для уточнения объема взыскания:
- ответчик добровольно исполнил часть обязательств;
- обнаружена арифметическая ошибка в расчетах;
- стали известны новые обстоятельства, имеющие значение для дела;
- судебная экспертиза определила сумму ущерба в меньшем объеме.
Кто и на какой стадии процесса может подать
Подать заявление может истец или его официальный представитель. Другие участники процесса не наделены такими правами. Если истец в процессе представления собственных интересов в суде пользуется помощью другого лица, необходимо заранее составить на имя второго соответствующую доверенность и заверить данный документ у нотариуса.
Подать ходатайство можно на любом этапе процесса, но до момента вынесения заключительного решения.
Внимание! Количество таких обращений законодательством не ограничено. Но нужно учитывать, что любые изменения, вносимые в иск, могут растянуть сроки рассмотрения дела. После принятия ходатайства дата судебного заседания может быть перенесена.
Решение о принятии или непринятии заявления оформляется судьей в виде мотивированного определения. Оно зависит от результатов оценки добросовестности действий истца с учетом позиции ответчика по поводу целесообразности и законности данной меры. Перед принятием решения суд проверяет, не нарушает ли изменение размера исковых требований прав участников процесса и других лиц.
Как и любой другой процессуальный документ, заявление об уменьшении требований истца составляется по общим правилам.