Транспортный налог в Беларуси — его размер, льготы и оплата
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог в Беларуси — его размер, льготы и оплата». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).
Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:
1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;
2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;
4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.
Порядок исчисления налога
Годовая сумма транспортного налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ст. 307-7 НК).
При возникновении (наличии) в течение налогового периода объекта налогообложения транспортный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:
-
произведена государственная регистрация транспортного средства;
-
истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.
Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство было снято с учета.
Плательщики-организации за I–III кварталы текущего налогового периода исчисляют и уплачивают авансовые платежи в размере 1/4 суммы транспортного налога, исчисленной исходя из ставки транспортного налога и наличия транспортных средств:
- на 1 января текущего года – за I квартал;
- на 1 апреля текущего года – за II квартал;
- на 1 июля текущего года – за III квартал.
Ответственность за неуплату налога
В случае неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей начисляются пени в порядке, установленном ст. 55 НК (ст. 307-8 НК).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты пеней, а также для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами (п. 8 ст. 42 НК). |
Льготы по уплате транспортного налога
В отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории, ставка транспортного налога снижена на 25% (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога, либо ставка транспортного налога применяется в размере 50 процентов от установленной ставки). В отношении таких типов транспортных средств, как прицеп, полуприцеп, транспортного средства, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе, иного транспортного средства, зарегистрированных за указанными лицами, – при наличии действительного водительского удостоверения любой категории ставка транспортного налога снижена на 25 — 50% .
Ставки транспортного налога применяются в размере 50 процентов от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории, а в отношении таких типов транспортных средств, как прицеп, полуприцеп, транспортного средства, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе, иного транспортного средства, зарегистрированных за указанными лицами, – при наличии действительного водительского удостоверения любой категории.
Размер (ставка) транспортного налога для физических лиц в 2022 году
Категория транспортных средств |
Ставка налога, рублей |
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 1,5 т. (включительно) | 61,0 |
от 1,5 т. до 1,75 т. | 81,0 |
от 1,75 т. до 2,0 т. | 102,0 |
от 2,0 т. до 2,25 т. | 122,0 |
от 2,25 т. до 2,5 т. | 142,0 |
от 2,25 т. до 3,0 т. | 162,0 |
свыше 3,0 т. | 223,0 |
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 0,75 т. | 41,0 |
свыше 0,75 т. | 223,0 |
прицеп-дача (караван) | 41,0 |
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой: | |
до 2,5 т. | 162,0 |
от 2,5 т. до 3,5 т. | 345,0 |
от 3,5 т. до 12 т. | 447,0 |
более 12 т. | 508,0 |
седельный тягач | 406,0 |
Автобусы с числом посадочных мест: | |
до 20 мест (включительно) | 244,0 |
от 21 до 40 мест (включительно) | 345,0 |
свыше 40 мест | 447,0 |
Мотоцикл (всех видов) | 41,0 |
Размер (ставка) транспортного налога для юридических лиц в 2022 году
Категория транспортных средств |
Ставка налога, рублей |
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 1,0 т. (включительно) | 162,0 |
от 1,0 т. до 2,0 т. | 209,0 |
от 2,0 т. до 3,0 т. | 255,0 |
свыше 3,0 т. | 325,0 |
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 0,75 т. | 116,0 |
свыше 0,75 т. | 278,0 |
прицеп-дача (караван) | 116,0 |
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой: | |
до 2,5 т. | 278,0 |
от 2,5 т. до 3,5 т. | 394,0 |
от 3,5 т. до 12,0 т. | 510,0 |
свыше 12,0 т. | 580,0 |
седельный тягач | 464,0 |
Автобусы с числом посадочных мест: | |
до 20 мест (включительно) | 278,0 |
от 21 до 40 мест | 394,0 |
свыше 40 мест | 510,0 |
Мотоцикл (всех видов): | 70 |
Часто задаваемые вопросы по оплате транспортного налога в 2022 году
1. Если я не получил извещение на оплату ТН и в прошлом году не проходил техосмотр, нужно ли мне оплачивать данный налог?
Ответ. Если ваше транспортное средство выпущено после 1991 года, оно стоит на учёте в ГАИ и в прошлом году вы не проходили технический осмотр, то в обязательном порядке в текущем году по 15 декабря вам необходимо будет оплатить авансовый платеж в размере 29,00 рублей (для легковых и грузовых ТС) либо 20,00 рублей (для мотоциклов, прицепов). Получение налогового извещения следует проверить в почтовом ящике, в личном кабинете налогоплательщика (если такой имеется) либо обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации.
2. Если у собственника ТС, который претендует на льготу по уплате ТН в размере 50%, нет водительского удостоверения, в каком размере он должен оплачивать ТН?
Ответ. В 100% размере, т.к. одним из условий по предоставлению льготы является наличие водительского удостоверения соответствующей категории.
3. В случае продажи автомобиля по доверенности, нужно ли оплачивать ТН?
Ответ. Да. ТН будет начислять до тех пор, пока автомобиль не будет снят с учёта в ГАИ.
4. Если автомобиль 2003 б/у приобретен в мае 2021,то надо будет платить ТН?
Ответ. Да. Налог будет начисляться за период с момент постановки его на учёт по 31 декабря 2021 года, который нужно будет оплатить по 15 ноября 2022 года.
5. Для пенсионеров предоставляются льготы?
Ответ. Да, в размере 50%, но при условии, что у собственника ТС есть водительское удостоверение соответствующей категории.
6. Нужно ли на скутер платить налог?
Ответ. Нет. Скутера, мопеды, квадроциклы, скутера транспортным налогом не облагаются.
7. А как на счет многодетных семей? Они тоже не попадают под льготу?
Ответ. Многодетным семьям необходимо оплачивать ТН. Однако, есть дополнительное исключение, которое звучит следующим образом: «Полное или частичное освобождение от уплаты транспортного налога по транспортным средствам, не используемым в предпринимательской деятельности, вправе получить также физические лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Такое освобождение предоставляется физическим лицам местными Советами депутатов или по их поручению исполнительными и распорядительными органами».
8. Для электромобилей необходимо оплачивать ТН?
Ответ. Электромобили, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, до 31 декабря 2025 года ТН не облагаются. Однако, стоит отметить, что данная льгота не распространяется на гибридные автомобили.
9. Автомобиль находится в угоне, по нему нужно оплачивать ТН?
Ответ. Если автомобиль числится в органах ГАИ (РОВД) как угнанный, то ТН за него оплачивать не следует.
10. Если авто на транзитных номерах за него надо платить?
Ответ. Если авто снято с учёта до 1 июля 2021 года, то оплачивать ТН не нужно.
11. Если налог был уплачен в ноябре 2020 года за два года, а в июне 2021 года автомобиль продаётся, возможно ли вернуть оплату или перенести её на новый автомобиль.
Ответ. К сожалению, нет. Здесь стоит отметить, что до 1 января 2021 года оплачивалась государственная пошлина, а не ТН. «Если разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении было выдано до 1 января 2021 года, то государственная пошлина, уплаченная в соответствии с законодательством за его выдачу, не возвращается и не зачитывается в счет уплаты налогов, в том числе транспортного налога, сборов (пошлин), пеней». Исключением в этой формулировке является то, что ТН будет начисляться только с месяца, следующим за месяцем, в котором закончилось действие государственной пошлины (прим. уплачивалась до 01.01.2021).
12. Какая пеня за несвоевременную оплату транспортного налога?
Ответ. Пеня за каждый день просрочки по уплате ТН составляет 1/360 от ставки рефинансирования, что по состоянию на ноябрь 2021 года равняется 0,0257 % от неуплаченной суммы налога.
В Минфин поступило много писем от населения РБ с предложениями об отмене госпошлины или снижения ее размера до 1 базовой ставки. Людей интересует, когда отменят транспортный налог и есть ли шанс, что произойдут хотя бы обещанные в 2018 году изменения.
Осенью 2019 года в Министерстве финансов готовится Указ Президента «О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети». По нему уплату пошлины должны отделить от процедуры прохождения техосмотра. Автолюбители смогут разделить оплату дорожного сбора по месяцам и уплачивать его по собственным заявлениям.
То есть, каждый собственник авто сможет вносить налоговый сбор за тот период, когда он непосредственно пользовался транспортным средством, в другие же периоды – не уплачивать его. А к тем, кто внесет сразу всю сумму за год, будет применен понижающий коэффициент транспортного налога 0,8 (годовая оплата будет снижена на 20%).
Изменится и система штрафных санкций за невыполнение налоговых обязательств – при неуплате будет назначен штраф в двойном размере.
Контроль за выполнением налоговых обязательств будет обеспечиваться за счет установленных на дорогах камер фото- и видеофиксации, а также информации о фактической оплате из базы системы ЕРИП.
Указ вступит в силу не раньше, чем с 1 января 2020 года. Насколько правдоподобны намерения Правительства и как скоро произойдут реальные изменения, понять сложно. Ведь, помимо простого желания ввести закон в силу, необходима подготовленность технической базы контроля за исполнением всех прописанных в нем пунктов.
Должностное лицо оператора системы контроля не позднее двух месяцев со дня фиксации факта участия транспортного средства в дорожном движении без внесения платы составляет требование о внесении платы, которое является исполнительным документом. В данном требовании должна быть следующая информация: дата, время, обстоятельства, изображение транспортного средства, зафиксированное техническими средствами, сумма, реквизиты и т.п. по списку (п.10 указа). Такое требование является основанием для формирования базы данных о суммах, подлежащих внесению плательщиками в увеличенном размере. Причем “письмо счастья” может быть как в бумажном виде, так и в электронном, даже в факсимильном – о способе пересылки можно заявить ходатайство. Но здесь есть своя “фишка”. Поскольку требование, как вы прочитали, документ исполнительный, то и предъявить его к исполнению в орган принудительного исполнения можно в течение трех лет со дня составления. По такому принципу работает система платных дорог BelToll.
Вот и дождались: “письма счастья” за техосмотр
С платой за дороги разобрались, переходим к техосмотру. В п. 20 проекта указа сказано:
Участие в дорожном движении транспортного средства без разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, установленное по основаниям, указанным в пункте 21 настоящего Указа, влечет наложение штрафа в размере одной базовой величины, а на индивидуального предпринимателя и юридическое лицо – в размере трех базовых величин.
Далее в документе прописано (п.21), что “привлечение к административной ответственности за участие в дорожном движении транспортного средства без разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (техосмотра) осуществляется на основании:
- фиксации проезда транспортного средства по дорогам техническими средствами (камерами фотовидеофиксации);
- постановлением о наложении административного взыскания, вынесенным инспектором ГАИ.
Вариант 1 – ежемесячная уплата дорожного налога
Первый из вариантов давно обсуждаемый – это ежемесячная уплата сбора за допуск к участию в дорожном движении, позволяющая автовладельцу осуществлять платеж только в тот период, в котором он использует дорожную инфраструктуру страны, т.е. фактически пользуется автомобилем. Инициаторы даже предлагали снижение размера уплаты на 20% при оплате за календарный год.
Данная концепция давно обсуждалась в кругах автовладельцев. О вводе такой системы сбора дорожного налога с 1 апреля 2019 года даже сообщали должностные лица разного уровня. Но в последствии стало понятно, что техническая база контроля за уплатой данного сбора не готова заработать в указанные сроки. Кроме того, многочисленные автовладельцы, прежде всего пенсионеры, которые пользуются автомобилем лишь несколько раз в году были возмущены, тем, что за одно-двух разовый проезд по автодорогам должен оплачиваться наравне с теми кто пользуется транспортным средством ежедневно.
Транспортный налог (дорожный сбор) в 2019 году – государственная пошлина, взимаемая за право допуска автомобиля к участию в дорожном движении, обязательная к уплате физическими и юридическими лицами, владеющими транспортными средствами. Основная его цель – финансирование ремонта и строительства дорог в РБ. Уплата данного налога – обязательное условие прохождение государственного техосмотра транспортных средств. (Закон Республики Беларусь № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» от 31 декабря 2013)
Согласно обновленной редакции Налогового кодекса, введенная пошлина касается как обычных людей, которые владеют транспортными средствами, так и компаний и индивидуальных предпринимателей. За каждую единицу авто, которое зарегистрировано в ГАИ, нужно будет заплатить.
Важный момент: даже если ваш автомобиль пылится в гараже или на даче, и не выезжал на дорогу ни разу за год, то вы все равно должны осуществить уплату транспортного налога в 2021 году.
Все, кто еще до изменений уже оплатил в полном размере дорожный налог, платить дополнительно не будут до окончания оплаченного периода. После этого транспортный налог будет рассчитываться согласно числу оставшихся месяцев. Например, вы оплатили дорожный сбор до 31 марта 2021 года, тогда вам посчитают в 2022 году сумму за девять месяцев.
Те владельцы автотранспорта, которые до 2021 года не оплатили дорожный сбор, должны заплатить одну базовую величину (29 рублей) за машину и 20 рублей за прицеп или мотоцикл до 15 декабря 2021 года. Обратите внимание, что эти суммы начисляются за каждую единицу транспорта. Извещение на оплату будут отправляться не позже 1 ноября этого года.
Кто должен платить транспортный налог
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.
Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.
Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа
Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.
Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.
Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.
Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.
Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог
Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо до 1 июля 2021 года снять машину с регистрационного учета. Как уточнил Дмитрий Кийко до этой даты предполагается установление упрощенной процедуры снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.
Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.
Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.