Отмена транспортного налога: последние поправки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отмена транспортного налога: последние поправки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Ставки налога для физических лиц
Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.
Регион / Ставка руб. за 1 л.с. | 0-100 | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 251+ |
Республика Адыгея | 10 | 20 | 40 | 70 | 130 |
Алтайский край | 10 | 20 | 25 | 60 | 120 |
Республика Алтай | 10 | 14 | 20 | 45 | 120 |
Амурская область | 15 | 21 | 30 | 75 | 150 |
Архангельская область | 14 | 24 | 50 | 75 | 150 |
Астраханская область | 14 | 27 | 48 | 71 | 102 |
Республика Башкирия | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Белгородская область | 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Брянская область | 10 | 18 | 40 | 75 | 130 |
Республика Бурятия | 9.5 | 17.9 | 25.5 | 38.3 | 76.5 |
Владимирская область | 20 | 30 | 40 | 75 | 150 |
Волгоградская область | 9 | 20 | 40 | 75 | 150 |
Вологодская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Воронежская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Дагестан | 8 | 10 | 35 | 50 | 105 |
Еврейская АО | 8 | 16 | 40 | 60 | 95 |
Забайкальский край | 7 | 10 | 20 | 33 | 65 |
Ивановская область | 10 | 20 | 35 | 60 | 120 |
Республика Ингушетия | 5 | 7 | 10 | 30 | 40 |
Иркутская область | 10.5 | 14.5 | 35 | 52.5 | 105 |
Республика Кабардино-Балкария | 7 | 15 | 35 | 65 | 130 |
Калининградская область | 2.5 | 15 | 35 | 66 | 147 |
Республика Калмыкия | 11 | 22 | 47 | 75 | 150 |
Калужская область | 10 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Камчатский край | 9 | 24 | 40 | 68 | 130 |
Республика Карачаево-Черкесия | 7 | 14 | 25 | 35 | 95 |
Республика Карелия | 6 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Кемеровская область | 8 | 14 | 45 | 68 | 135 |
Кировская область | 20 | 30 | 44 | 60 | 120 |
Республика Коми | 15 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Костромская область | 14 | 26.8 | 38 | 60 | 120 |
Краснодарский край | 12 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Красноярский край | 5 | 14.5 | 29 | 51 | 102 |
Республика Крым | 5 | 7 | 15 | 20 | 50 |
Курганская область | 10 | 27 | 50 | 75 | 150 |
Курская область | 15 | 22 | 40 | 70 | 150 |
Ленинградская область | 18 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Липецкая область | 15 | 28 | 50 | 75 | 150 |
Магаданская область | 6 | 8 | 12 | 18 | 36 |
Республика Марий Эл | 25 | 35 | 50 | 90 | |
Город Москва | 12 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Мордовия | 17.3 | 25.9 | 37.9 | 75 | 150 |
Московская область | 10 | 34 | 49 | 75 | 150 |
Мурманская область | 10 | 15 | 25 | 40 | 80 |
Ненецкий АО | 25 | 50 | |||
Нижегородская область | 22.5 | 31.5 | 45 | 75 | 150 |
Новосибирская область | 6 | 10 | 30 | 60 | 150 |
Омская область | 7 | 15 | 30 | 45 | 90 |
Оренбургская область | 15 | 50 | 75 | 150 | |
Орловская область | 15 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Пензенская область | 15 / 21 | 30 | 45 | 75 | 150 |
Пермский край | 25 | 30 | 50 | 58 | |
Приморский край | 18 | 26 | 43 | 75 | 150 |
Псковская область | 13 / 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Ростовская область | 12 | 15 | 45 | 75 | 150 |
Рязанская область | 10 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Самарская область | 16 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Санкт-Петербург, город | 24 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Саратовская область | 14 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Сахалинская область | 10 | 21 | 35 | 75 | 150 |
Свердловская область | 2.5 | 9.4 | 32.7 | 49.6 | 99.2 |
Республика Северная Осетия | 7 | 15 | 20 | 45 | 90 |
Город Севастополь | 5 | 7 | 25 | 75 | 100 |
Смоленская область | 10 | 20 | 40 | 60 | 100 |
Ставропольский край | 7 | 15 | 36 | 75 | 120 |
Тамбовская область | 20 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Республика Татарстан | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Тверская область | 10 | 21 | 30 | 45 | 90 |
Томская область | 5 | 8 | 20 | 30 | 75 |
Тульская область | 10 | 25.4 | 50 | 75 | 150 |
Республика Тыва | 7 | 11 | 20 | 30 | 70 |
Тюменская область | 10 | 30 | 34 | 40 | 66 |
Республика Удмуртия | 8 | 20 | 50 | 75 | 100 |
Ульяновская область | 12 | 30 | 45 | 65 | 115 |
Хабаровский край | 12 | 16 | 30 | 60 | 150 |
Ханты-Мансийский АО | 5 | 7 | 40 | 60 | 120 |
Республика Хакасия | 6 | 15 | 25 | 40 | 75 |
Челябинская область | 7.7 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Республика Чечня | 7 | 11 | 24 | 48 | 91 |
Республика Чувашия | 13 | 23 | 50 | 75 | 150 |
Чукотский АО | 5 | 7 | 10 | 15 | 30 |
Республика Якутия | 8 | 13 | 17 | 30 | 60 |
Ямало-Ненецкий АО | 15 | 24.5 | 25 | 37.5 | 75 |
Ярославская область | 15.8 | 28.1 | 45 | 68 | 145 |
Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.
Все налоги, как и некоторые другие сферы законодательства, делятся на региональные и федеральные. Транспортный налог относится к региональным. Это значит, что Федеральная налоговая служба устанавливает общие рамки, а руководители отдельных субъектов Российской Федерации уже самостоятельно определяют сумы, правила выплат и льготы. Поэтому некоторые нюансы могут отличаться в зависимости т того, в каком регионе вы проживаете.
На сайте Федеральной налоговой службы указан перечень законодательных актов, установленных теми или иными регионами России. Исходя из этого, определяется, облагается ли конкретный автомобиль налогами и можно ли избавиться от их выплат.
Основные изменения в транспортном налоге на 2022 год
В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.
Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:
- Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
- Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.
Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:
- с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
- расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.
Региональные власти наделили следующими правами:
- предоставлять льготы по уплате налога;
- изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
- изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).
Налоговая амнистия — разбираем понятие
В широком смысле такая амнистия обозначает любые послабления, позволяющие налогоплательщикам оплачивать налоги в меньшей сумме, чем ранее было установлено, аннулирует все имеющиеся штрафы и задолженности, а также временно либо постоянно вообще отменяет определенные налоговые сборы. Правда, далеко не все эти меры можно назвать амнистиями в полном смысле этого слова — так, «прощение» некоторых задолженностей с требованием все равно их уплатить, но уже без накопившегося штрафа за просрочку (как уже было несколько лет назад с некоторыми типами налогов) по своей сути является довольно незначительным послаблением, и распространяется на относительно небольшое количество граждан (в процентном соотношении).
Нынешняя же амнистия, которую объявил Путин на своей ежегодной конференции 14 декабря 2017 года — событие совсем другого рода.
Она фактически позволяет гражданам России, имеющим транспортные средства, вовсе не уплачивать транспортный налог, а также прощает все уже накопленные задолженности и штрафы по этому налогу (а также по ряду других обязательных налогов).
Амнистия и честные плательщики — за и против
Практически как и любое политическое событие, новость о том, что будет проведена подобная амнистия, сразу вызвала прямо противоположную реакцию у разных слоев населения.
Безусловно, те люди, кто имел автотранспортные долги и штрафы по ним, встретили его с явной радостью и одобрением — ведь сумма их была порой далеко не маленькой, а, кроме того, продолжала постоянно расти — погасить ее самостоятельно у многих граждан просто не было и нет возможности.
С другой стороны, очень многие законопослушные плательщики были возмущены подобной инициативой — ведь они, в свою очередь, также могли бы просто не платить налоги, если бы заранее знали о подобной инициативе (и получается, что деньги они платили «просто так»).
В результате же массового списания честный плательщик и злостный должник оказываются в одинаковом положении, что, безусловно, но может не вызвать противоречий.
Для того, чтобы разобраться в этой ситуации, следует сразу же четко обозначить те причины, по которым было решено начать эту самую амнистию.
- Во-первых, это все те же «безнадежные» долги, которые, по расчетам государства, оно уже не сможет получить с должников.
- Второе — это тот факт, что чуть ли не большая часть долгов, взимаемая с населения, уходит «впустую» — все получаемые при этом деньги уходят на оплату работников налоговой, приставов, а также на оформление бумаг.
- Ну, и наконец, третья причина — это тот факт, что многие неплатежеспособные должники, имея большие задолженности, и не гася их, продолжают их «копить» — сумма постоянно обрастает все новыми штрафами и пенями, в результате чего сумма становится просто неподъемной.
Для того, чтобы облегчить эту ситуацию, а также для того, чтобы навести хоть какой-то порядок внутри самой системы сбора налогов (а наличие многолетних долгов у большого числа лиц с кучей штрафов и пени отнюдь не делают ее понятной и упорядоченной) и было принято решение о проведении столь объемлющей и широкомасштабной акции.
Система Платон обеспечивает справедливое взимание средств для ремонта дорожного покрытия. Дело в том, что тяжеловесные транспортные средства массой более 12 т наносят серьезный ущерб государственным трассам. Чтобы оценить размер ущерба, причиняемого дороге одним тяжеловесом, достаточно обратиться к данным статистики: передвижение одного тяжеловеса сопоставим с движением по трассе 25 тысяч легковых авто.
Платон создан для того, чтобы владельцы тяжелых транспортных средств самостоятельно возмещали причиняемый вред. Данные взносы являются своеобразным видом компенсации за разрушительное воздействие на дороги общего пользования.
Собранные с помощью сервиса средства направляются в Федеральный бюджет Российской Федерации. Из бюджета они распределяются на ремонт дорожных покрытий общего пользования, а также развитие придорожной инфраструктуры. По этой причине обсуждаемые участки дорог называются федеральными трассами.
Система позволяет властям собирать точную информацию о передвижении транспортных средств, масса которых более 12 тонн. Также Платон обеспечивает надежное хранение полученных сведений и может автоматически передавать их. При этом действие данного алгоритма распространяется на все федеральные дороги.
Значение Платона заключается в контроле и улучшении эксплуатационного состояния дорог РФ. Стоит отметить оператора данной системы. Весь процесс создания Платона и регуляция его работы является заслугой РТИТС.
Что облагается транспортным налогом в России?
Объектом налогообложения являются:
- автомобили;
- мотоциклы;
- самоходные машины и транспортные средства на пневматическом и гусеничном ходу;
- снегоходы и мотосани;
- авиатранспорт (самолеты и вертолеты);
- морские транспортные средства (теплоходы, катера, яхты и гидроциклы).
Но есть и исключения, к которым относятся:
- легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (важно – приобретенные через отдел соцзащиты);
- автомобили, оборудованные для инвалидов;
- тракторы, самоходные комбайны и спецмашины для перевозки молока, птицы, которые используются для сельского хозяйства (для ИП);
- промысловые суда (для ИП).
В отношении этих транспортных средств налог не рассчитывается.
Последние новости по отмене транспортного налога в 2019 году
Ранее в Сети сообщали, что транспортный налог могут заменить или же полностью отменить в 2019 году. Депутаты подтверждали, что есть предложение по переходу на экологический сбор.
Предлагалось, что владельцы машин экологического стандарта должны были или платить меньше или же вообще перестать вносить транспортный налог. Предложение обсуждалось в правительстве, но конкретных решений по нему до сих пор нет. По всей видимости, такой налог не выгоден государству. На сегодняшний день известно, что в ближайшем будущем транспортный налог отменять не будут и не собираются его заменять на другой вид сбора.
Несмотря на это, некоторые депутаты всё-таки собираются поднять вопрос о снижении транспортного налога или полной его отмены, поскольку все деньги, которые идут от сбора не реализуются в полном объёме. В некоторых регионах дороги настолько плохие, что по ним практически невозможно ездить, а местная власть, несмотря на поступления в бюджет, ничего не делает.
Новости в сфере транспортного налогообложения
Последние новости в отношении уплаты пошлины за ТС относятся к 2018 г. Так, внесен проект в Государственную думу, предполагающий отмену обязательного сбора за легковые машины. По состоянию на 2021 г. поправки не утверждены и не имеют правовой силы.
Дополнительно в прошлом отчетном периоде ИФНС направило письмо в Министерство финансов России, в котором предлагается рассмотреть аннулирование или понижение ставки для многодетных семей. На начало сентября 2019 г. предложение также не утверждено.
Действующие корректировки коснулись повышенного коэффициента в отношении машин премиального класса. Однако это не относится к пошлине на роскошь, а квалифицируется, как транспортный налог на средства передвижения стоимостью больше трех миллионов руб.
Транспортный налог на авто в России, несмотря на свою «региональную прописку», регулируется и федеральным законодательством, и нормативно-правовыми актами субъекта Федерации. Основу законодательства о ТН, безусловно, составляет Налоговый кодекс РФ. В частности, глава 28 НК определяет круг налогоплательщиков и транспортные средства, с владельцев которых взимается ТН, налоговую базу, общие ставки (которые, к слову, могут быть изменены) и сроки уплаты для граждан, а также ряд других общепринятых нормативов, относительно порядка внесения платежей.
В это же время, конкретный налог на транспорт согласно ст. 356 НК устанавливается законодателями в регионах самостоятельно. Правда, в пределах общей налоговой ставки, установленной НК и зависимой от мощности двигателя. Когда вопрос касается уплаты ТН юридическими лицами, регионы также определяют порядок и сроки внесения налоговых платежей. Мало того, местным законодателям предоставлено право установки дополнительных налоговых льгот для своих граждан и оснований для их использования.
Отмена дорожного налога на транспорт в России – тема, актуальная для большинства автовладельцев. Действующая сегодня модель расчета ТН подвергается множественной критике со стороны не только владельцев ТС, но и представителей экспертного сообщества. Основной претензией считается несовершенство привязки размера платежей и дифференциации ставок в зависимости от мощности двигателя самых распространенных видов транспорта. В контексте этого на протяжении последних нескольких лет в правительстве РФ активно обсуждался ряд идей, касающихся:
- заложения транспортного налога в стоимость топлива или введения акциза на топливо;
- замены ТН на экологический налог, привязанный к объему вредных выбросов;
- привязки ставок по ТН к классу экологичности авто по евростандартам;
- привязки ставок по ТН к объему двигателя;
- введения возрастных повышающих коэффициентов;
- полной отмены налога в целях снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
Какие есть льготы и скидки на оплату транспортного налога?
Разговоры об отмене транспортного налога для всех автовладельцев ведутся ежегодно, но так же ежегодно этот налог регулярно начисляют. В 2020 году автовладельцы лелеяли надежду, что в виду непростой экономической и эпидемиологической ситуации налог начислен не будет, но чуда не случилось. Не стал исключением и 2021 год, дополнительных “плюшек”, кроме уже имеющихся автовладельцам не предоставили.
Кто освобожден от уплаты налога:
- Герои Советского Союза и России и те, кто награжден орденами Славы
- Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды ВОВ
- Ветераны и инвалиды боевых действий
- Инвалиды I и II групп
- Владельцы автомобилей мощностью до 70 л.с.
- Призванные на военную службу в связи с мобилизацией
Дополнительные льготы и скидки на транспортный налог зависят от региона регистрации автомобиля. Налоговые послабления могут быть предоставлены как физическим лицам, так и организациям. В некоторых регионах полностью освобождены от уплаты налога пенсионеры, а льготами могут пользоваться матери-одиночки и родители в многодетной семье.
Сроки уплаты транспортного налога
Налогоплательщики уплачивают налог на машину в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налогоплательщики-организации в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи по налогу, рассчитанных по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Сроки уплаты авансовых платежей и сроки уплаты суммы налога по итогам отчетного периода устанавливаются соответствующим законом субъекта Российской Федерации, но в любом случае срок уплаты налога, исчисленного по итогам налогового периода, не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Физическими лицами транспортный налог должен быть уплачен в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ранее срок уплаты транспортного налога был — октябрь).
То есть транспортный налог за 2020 г. должен быть уплачен гражданами не позднее 01 декабря 2021 года по ставкам, установленным на 2020 год, за 2021 г. — в срок до 1 декабря 2022 года, за 2022 год — до 1 декабря 2023 года.
Важно. В случае неуплаты налога в установленный срок налоговый орган взыщет неуплаченную сумму налога в судебном порядке. Кроме того, в таком случае придется дополнительно оплатить пени за несвоевременную оплату.
Кто освобождается от транспортного налога в России: какой указ подписал Путин?
Некоторым россиянам доходы дают возможность иметь не один автомобиль в семье, причем каждое транспортное средство облагалось налогом, разумеется, это не нравилось нашим гражданам. После отмены данного налога взлетела стоимость на бензин и дизельное топливо, оно и понятно, ведь государство должно наполнять бюджет с завидным постоянством, если не за счет налога, то за счет повышения цены на топливо.
Теперь каждый водитель может держать в своем распоряжении несколько авто, но платить он будет только за то, что пользуется с завидным постоянством.
В настоящее время президент Российской Федерации уже подписал закон об отмене единого транспортного налога на территории страны. Теперь водители не должны платить за каждую машину, которая есть в их распоряжении.
Правительство в этот раз решило пойти на более радикальные меры. Теперь покупка бензина будет обходиться значительно дороже. Водители будут отдавать тот же транспортный налог с каждой литры топлива. Так, получается, что, кто больше ездит, тот и платить будет больше. Такое решение было принято за счет повышения акцизного сбора на топливо для автомобилей.
Многие российские водители считают, что такое решение является вполне справедливым, так, как тот, кто практически не ездит на машине, и берет ее пару раз в год, и платить будет меньше. Теперь у человека может быть и десять, и двадцать машин, но платить он будет только за те, которыми пользуется, с каждой литры топлива. Если остальные машины, к примеру, покупаются просто для коллекции и стоят в гараже, налог за них платить не нужно.
Кроме того, все долги по транспортному налогу, что собрались в последние три года, Путин решил простить. Ранее еще действовал дополнительный налог, который нужно было платить владельцам автомобилей, стоимостью более, чем в три миллиона рублей.
Никто не учитывал тот факт, сколько человек на самом еле заплатит за машину. Если она была в списке роскоши, что составило правительство, россияне обязаны платить налог на роскошь. В настоящее время пока никто не знает, отменит ли правительство данный вид налога.