10 ваших прав в наземном городском транспорте

11.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «10 ваших прав в наземном городском транспорте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основной нормативный документ, связанный со страховкой ОСГОП, — это Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Размер выплат по страховке ОСГОП

Рассмотрим статью 8 Федерального закона:

2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

Итак, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний. То есть каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены.

Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.

Выше речь шла о том, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен оплатить такую сумму за гибель каждого пассажира из собственного кармана. Так что в случае отсутствии страховки затраты на возмещение ущерба могут оказаться весьма значительными и привести к банкротству небольшой организации.

Какая может быть страховая защита?

Страховым случаем является возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока страхования.
Договором страхования покрываются следующие риски:

  • причинение вреда жизни;
  • причинение вреда здоровью;
  • причинение вреда имуществу.

Минимальные размеры страховых сумм по каждому страховому случаю согласно Закону №67-ФЗ:

  • за причинение вреда жизни потерпевшего ─ не менее 2 025 000 рублей на 1 пассажира;
  • за причинение вреда здоровью потерпевшего ─ не менее 2 000 000 рублей на 1 пассажира;
  • за причинение вреда имуществу потерпевшего ─ не менее 23 000 рублей на 1 пассажира.

При этом в договоре страхования по желанию страхователя может быть предусмотрен больший размер страховой суммы, по риску причинения вреда имуществу потерпевшего может быть установлена безусловная франшиза.

Исключения из страхового покрытия:

  • воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения*;
  • последствия военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий*;
  • гражданская война, народные волнения или забастовки*;
  • наступление страхового случая из-за умысла выгодоприобретателя.

* По желанию страхователя может быть включено в договор страхования в качестве дополнительного покрытия.

Страховой тариф устанавливается (в диапазоне, утвержденном Указанием ЦБ РФ) по каждому риску в расчете на 1 пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок, а также в зависимости от выбранных страхователем условий по франшизе и по включению в договор страхования дополнительного покрытия.

Страховая премия по каждому риску (по видам транспорта и видам перевозок) = количество пассажиров х страховая сумма по каждому риску х страховой тариф по каждому риску.

В городском и пригородном транспорте так можно перевозить детей до семи лет. В междугородных автобусах, как правило, можно не покупать отдельный билет на ребенка до пяти лет. Если же автобус оборудован ремнями безопасности (то есть предполагается, что пассажир пристегивается, а сделать это с ребенком на коленях нельзя), то это правило не действует, зато ребенку можно купить билет с существенной скидкой.

Читайте также:  Как узнать номер страхового свидетельства?

Еще один интересный нюанс заключается в том, что в автобусах с ремнями детей до семи лет (до 12, если не подходят ремни безопасности) следует перевозить в автомобильных креслах, иначе это будет нарушением правил ПДД. Обычно не уточняется, кто именно обеспечивает наличие кресел, но, так как именно перевозчик отвечает за безопасность пассажиров, предоставлять кресла, по идее, должен он.

Размеры страховых выплат

Размер страховой компенсации зависит от произошедшего страхового случая:

  • смерть пассажира – компенсация составляет до 2 025 000 рублей, а ее выплата осуществляется в пользу родственников погибшего;
  • ущерб здоровью пассажира – лимит компенсации в этом случае равняется 2 000 000 рублей;
  • имущественный ущерб (повреждение вещей, принадлежащих пассажирам, во время их перевозки) – компенсация может доходить до 25 000 рублей.

Более точный размер компенсации может быть определен комиссией на основании конкретного ущерба, полученного гражданином. Так, к примеру, оцениваются следующие типы повреждений:

  • повреждение глаза (эрозия роговицы травматического характера) – 100 000 рублей;
  • проникающее ранение – 100 000 рублей;
  • перелом носа (в том случае, если при лечении проводились операции либо выполнялась фиксация) – 200 000 рублей;
  • повреждение барабанной перепонки, ставшее результатом прямой травмы – 100 000 рублей;
  • разрыв нервных стволов конечностей (рук либо ног) – 400 000 рублей;
  • сотрясение мозга различной тяжести (если впоследствии проводилось лечение в амбулаторных условиях не менее 10 суток) – 60 000 рублей;
  • перелом костей свода черепа – 300 000 рублей.

При получении пассажиром комплексных повреждений компенсация за лечение рассчитывается следующим образом: все указанные в эпикризе травмы переводятся комиссией в процентное соотношение от общего количества повреждений (100%), после чего полученные величины умножаются на 2 000 000 рублей (то есть на максимально возможный размер компенсации).

Субъекты договора страхования пассажиров транспорта

В качестве страховой фирмы по страхованию ответственности перевозчика пассажиров может быть любая организация, которая имеет лицензию на осуществление данного вида защиты.

В качестве страхователя выступает любая компания, которая занимается транспортными перевозками пассажиров.

К ним относятся компании:

  • железнодорожные (пригородного и дальнего следования);
  • воздушные (также и вертолетные) (см. Страхование авиаперевозок);
  • морские и речные;
  • внутренние водные (внутригородские, пригородные, прогулочные, местные, туристические до 24 часов, и т.д.);
  • автомобильные (пригородные, городские, заказные, междугородные, маршрутные, международные);
  • трамвайные, троллейбусные и автобусные;
  • внеуличные (монорельс, и т.д.).

Обязательства по страхованию пассажиров общественного транспорта не распространяются на легковые такси и метрополитен. В первом случае регулирование деятельности осуществляется другими законодательными актами.

Куда обращаться при получении травмы?

При ДТП пассажиры могут в первую очередь обращаться к водителю, который обязан вызвать скорую помощь и ГИБДД. Кроме того, он должен предоставить акт о нанесении вреда жизни и здоровью и дать информацию о страховой компании, которая оплачивает лечение.

За денежной компенсацией можно обращаться в любое время, так как никаких ограничений по срокам нет.

Для получения выплаты необходимо написать заявление в страховую компанию и предоставить в нее медицинскую справку, в которой указан точный диагноз и зафиксировано наличие травм и других повреждений.

Пригодятся также документы о лечении и приобретении лекарств в связи с полученными повреждениями. Возможно, необходимо будет найти свидетелей аварии, которые подтвердят факт получения травм.

Пассажиру, обратившемуся в страховую компанию, придется пройти экспертизу, в результате которой устанавливается степень тяжести нанесенного вреда.

Отсутствие страховки у перевозчика не означает, что он не должен будет выплатить такую же сумму компенсации пострадавшим в ДТП. Страховка выплачивается пассажиру за счет собственных средств транспортной компании.

Если перевозчик отказывается платить, нужно обращаться в службу транспортного надзора. За отказ от выплаты страховой компенсации компания, занимающаяся перевозкой пассажиров, может потерять лицензию на осуществление данной деятельности.

При приобретении билета в кассе или заключении договора-заказа на перевозку, вы автоматически подпадаете под действие этих законов, то есть становитесь застрахованным лицом. ОСАГО и ОСГОП наступают, когда у перевозчика возникают имущественные обязательства в связи с причинением вреда пассажиру. Необходимыми условиями для возникновения таких имущественных обязательств у перевозчика являются: вина перевозчика, противоправные действия перевозчика, причинно-следственная связь между противоправными действиями перевозчика и вредом, возникшим у пассажира.

Действия и претензии пассажира, пострадавшего в момент перевозки, должны быть обращены к перевозчику.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, ответчиком будет выступать перевозчик.

В случае, если перевозчик не компенсирует причиненный вред, вы вправе обратиться в суд с заявлением о компенсации морального вреда.

Размеры страховых выплат

Размер страховой компенсации зависит от произошедшего страхового случая:

  • смерть пассажира – компенсация составляет до 2 025 000 рублей, а ее выплата осуществляется в пользу родственников погибшего;
  • ущерб здоровью пассажира – лимит компенсации в этом случае равняется 2 000 000 рублей;
  • имущественный ущерб (повреждение вещей, принадлежащих пассажирам, во время их перевозки) – компенсация может доходить до 25 000 рублей.

Более точный размер компенсации может быть определен комиссией на основании конкретного ущерба, полученного гражданином. Так, к примеру, оцениваются следующие типы повреждений:

  • повреждение глаза (эрозия роговицы травматического характера) – 100 000 рублей;
  • проникающее ранение – 100 000 рублей;
  • перелом носа (в том случае, если при лечении проводились операции либо выполнялась фиксация) – 200 000 рублей;
  • повреждение барабанной перепонки, ставшее результатом прямой травмы – 100 000 рублей;
  • разрыв нервных стволов конечностей (рук либо ног) – 400 000 рублей;
  • сотрясение мозга различной тяжести (если впоследствии проводилось лечение в амбулаторных условиях не менее 10 суток) – 60 000 рублей;
  • перелом костей свода черепа – 300 000 рублей.

При получении пассажиром комплексных повреждений компенсация за лечение рассчитывается следующим образом: все указанные в эпикризе травмы переводятся комиссией в процентное соотношение от общего количества повреждений (100%), после чего полученные величины умножаются на 2 000 000 рублей (то есть на максимально возможный размер компенсации).

Размеры страховых выплат

Размер страховой компенсации зависит от произошедшего страхового случая:

  • смерть пассажира – компенсация составляет до 2 025 000 рублей, а ее выплата осуществляется в пользу родственников погибшего;
  • ущерб здоровью пассажира – лимит компенсации в этом случае равняется 2 000 000 рублей;
  • имущественный ущерб (повреждение вещей, принадлежащих пассажирам, во время их перевозки) – компенсация может доходить до 25 000 рублей.

Более точный размер компенсации может быть определен комиссией на основании конкретного ущерба, полученного гражданином. Так, к примеру, оцениваются следующие типы повреждений:

  • повреждение глаза (эрозия роговицы травматического характера) – 100 000 рублей;
  • проникающее ранение – 100 000 рублей;
  • перелом носа (в том случае, если при лечении проводились операции либо выполнялась фиксация) – 200 000 рублей;
  • повреждение барабанной перепонки, ставшее результатом прямой травмы – 100 000 рублей;
  • разрыв нервных стволов конечностей (рук либо ног) – 400 000 рублей;
  • сотрясение мозга различной тяжести (если впоследствии проводилось лечение в амбулаторных условиях не менее 10 суток) – 60 000 рублей;
  • перелом костей свода черепа – 300 000 рублей.

При получении пассажиром комплексных повреждений компенсация за лечение рассчитывается следующим образом: все указанные в эпикризе травмы переводятся комиссией в процентное соотношение от общего количества повреждений (100%), после чего полученные величины умножаются на 2 000 000 рублей (то есть на максимально возможный размер компенсации).

В каких случаях должен осуществляться подвоз детей к школе?

Многие дети, которые обучаются в школе, живущие в сельской местности, не имеют возможности ходить до школы пешком. Очень часто школы находятся далеко от места жительства детей, в нескольких километрах. Родители не всегда могут довезти детей до школы. В данной публикации рассмотрим случаи, когда подвоз детей должен осуществляться. Также интересным будет ответ на вопрос, кто должен организовать подвоз детей к школе: директор, администрация населенного пункта, органы местного самоуправления или родители должны стать организаторами такой инициативы.

Читайте также:  NDA с контрагентами и сотрудниками: когда нужен и как составить

Обратимся к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который впервые включил в образовательное законодательство право обучающихся на бесплатный подвоз между поселениями к школе.

Статья 40 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательной организации и обратно, а также предоставление мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Право на такое обслуживание должно быть обеспечено учредителем государственной или муниципальной организации. Порядок организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях между поселениями устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Следует учесть, что возможностью участия в транспортном обеспечении могут воспользоваться и образовательные организации профессионального образования, дошкольные образовательные организации при условии реализации соответствующих образовательных программ.

Требования к автобусу

С учетом всех изменений в законодательстве к автобусами для перевозки детей предъявляются следующие требования:

  • Скорость не более 60 км/ч.
  • Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.
  • Опознавательный знак “Перевозка детей” спереди и сзади автобуса, а на боковых сторонах надписи “Дети”.
  • Ремни безопасности.
  • Тахограф.
  • Спутниковая навигация ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Штрафы за отсутствие контрольных приборов

Все штрафные санкции можно разделить на две группы. Первая группа касается нарушения правил лицензирования. Для получения лицензии необходимо установить тахографы на все ТС, внесенные в реестр, а перевозка пассажиров без разрешения наказывается:

  • Конфискацией ТС (обычно при повторном нарушении).
  • Штрафом для должностных лиц до 50 тысяч, и для юридических лиц до 400 тысяч.
  • Приостановкой деятельности компании на срок до 90 дней.

Если же лицензия оформлена, но ТС вышло в рейс без тахографа или с неисправным прибором, либо водитель нарушил правила использования устройства, то штрафы накладываются в соответствии с КоАП (статья 11.23):

  • Для водителя или иного лица, допустившего нарушение – от тысячи до 3 тыс. рублей.
  • Для ответственного сотрудника либо предпринимателя – 5-10 тыс. рублей.

На чем «делать деньги»?

Это первый вопрос, который возникает при желании «уйти в бизнес». Ответ, на первый взгляд, прост и очевиден – на том, что люди всегда будут делать и за что всегда будут платить. Они будут есть (производство и продажа продуктов питания), одеваться (торговля одеждой и обувью различных ценовых сегментов), умирать (похоронные услуги). И, конечно, ездить. Так что пассажирские перевозки выглядят вполне привлекательным видом предпринимательской деятельности.

Однако следует учитывать, что это рынок с крайне высокой конкуренцией. Он давно «окучен» государственными, муниципальными и частными автотранспортными предприятиями. Поэтому на регулярных и таксомоторных перевозках начинающему индивидуальному предпринимателю мало что светит. Особенно после вступления в силу в июле 2015 года Федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». [1] Остается «ниша» заказных перевозок. В отличие от регулярных и таксомоторных, заказные перевозки осуществляются по договорам и разовым заказам организаций и населения.


Похожие записи: