Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По общему правилу организации не представляют декларации об имущественных налогах в 2023 и последующих годах. Обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам была отменена еще с 1 января 2021 года (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). При этом с начала 2023 года для ряда компаний была отменена и обязанность по представлению налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).
Сроки уплаты страховых взносов в 2023 году
Вид страховых взносов | Период уплаты | Срок уплаты |
---|---|---|
Взносы с выплат работникам/иным физлицам на ОПС, на ОМС и на ВНиМ | За декабрь 2022 г. | 30.01.2023 |
За январь 2023 г. | 28.02.2023 | |
За февраль 2023 г. | 28.03.2023 | |
За март 2023 г. | 28.04.2023 | |
За апрель 2023 г. | 29.05.2023 | |
За май 2023 г. | 28.06.2023 | |
За июнь 2023 г. | 28.07.2023 | |
За июль 2023 г. | 28.08.2023 | |
За август 2023 г. | 28.09.2023 | |
За сентябрь 2023 г. | 30.10.2023 | |
За октябрь 2023 г. | 28.11.2023 | |
За ноябрь 2023 г. | 28.12.2023 | |
За декабрь 2023 г. | 29.01.2024 | |
Взносы на травматизм | За декабрь 2022 г. | 16.01.2023 |
За январь 2023 г. | 15.02.2023 | |
За февраль 2023 г. | 15.03.2023 | |
За март 2023 г. | 17.04.2023 | |
За апрель 2023 г. | 15.05.2023 | |
За май 2023 г. | 15.06.2023 | |
За июнь 2023 г. | 17.07.2023 | |
За июль 2023 г. | 15.08.2023 | |
За август 2023 г. | 15.09.2023 | |
За сентябрь 2023 г. | 16.10.2023 | |
За октябрь 2023 г. | 15.11.2023 | |
За ноябрь 2023 г. | 15.12.2023 | |
За декабрь 2023 г. | 15.01.2024 | |
Взносы ИП за себя | За 2022 год (на ОПС и на ОМС) | 09.01.2023 |
Сроки уплаты транспортного налога в 2023 году
Вид налога | Период уплаты | Срок уплаты |
---|---|---|
Транспортный налог | За 2022 год | 28.02.2023 |
За I квартал 2023 г. | 28.04.2023 | |
За II квартал 2023 г. | 28.07.2023 | |
За III квартал 2023 г. | 30.10.2023 | |
За 2023 год | 28.02.2024 |
Срок уплаты налога на имущество организаций в 2023 году
Сроки уплаты в 2023 году налога на имущество организаций, а также авансовых платежей:
Период, за который уплачивается налог/аванс | Крайний срок уплаты |
За 2022 год | 28.02.2023 |
За I квартал 2023 г. | 28.04.2023 |
За I полугодие /II квартал 2023 г. | 28.07.2023 |
За 9 месяцевIII квартал 2023 г. | 30.10.2023 (28 октября – суббота) |
За 2023 год | 28.02.2024 |
Срок уплаты транспортного налога в 2023 году
Транспортный налог, включая авансовые платежи по нему, в 2023 году уплачиваются в следующие сроки.
Период, за который уплачивается налог/аванс | Крайний срок уплаты |
За 2022 год | 28.02.2023 |
За I квартал 2023 г. | 28.04.2023 |
За II квартал 2023 г. | 28.07.2023 |
За III квартал 2023 г. | 30.10.2023 (28 октября – суббота) |
За 2023 год | 28.02.2024 |
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
С каких объектов платят налог на имущество
Налогом на имущество ЮЛ облагается только недвижимость. Прочие активы, включая отнесенные к основным средствам, под налогообложение не попадают. Такое правило действует с 2019 года. Поэтому налог на имущество организаций правильнее было бы называть налогом на недвижимость.
Однако нельзя исключить, что в будущем движимое имущество снова станет объектом обложения этим налогом. Такая идея рассматривается в рамках проработки Минфином направлений налоговой политики на ближайшие годы. Одновременно с этим в министерстве прорабатывают возможность снизить максимальную ставку.
Плательщиками налога являются:
- Российские юридические лица, имеющие собственные объекты недвижимости, которые были приобретены не для перепродажи, а для использования в деятельности. То есть организации, которые имеют на балансе основные средства в виде недвижимого имущества.
- Иностранные компании, владеющие облагаемой налогом недвижимостью, вне зависимости от того, имеют ли они на территории РФ постоянное представительство или нет.
Налог на имущество организаций в 2023 году ставка расчет сроки уплаты
НК РФ Статья 382. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 382 НК РФ
1. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период, с учетом особенностей, установленных статьей 385.3 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 464-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 284-ФЗ, от 02.11.2013 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества (за исключением имущества, указанного в абзацах первом — третьем пункта 24 статьи 381 настоящего Кодекса), определенной за отчетный период в соответствии с пунктом 4 статьи 376 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 30.09.2013 N 268-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. В отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.
Рассмотрение налоговым органом заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, в том числе направление запроса сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, и рассмотрение такого запроса, направление налогоплательщику уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3.1 статьи 362 настоящего Кодекса.
Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
С 01.01.2023 ст. 382 дополняется п. 4.2 (ФЗ от 28.06.2022 N 225-ФЗ). См. будущую редакцию.
5. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (права хозяйственного ведения) на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности (в хозяйственном ведении) налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 307-ФЗ, от 02.04.2014 N 52-ФЗ, от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если возникновение права собственности (права хозяйственного ведения) на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 настоящего Кодекса, произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 396-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если возникновение права собственности (права хозяйственного ведения) на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 настоящего Кодекса, произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 396-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 настоящей статьи.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
7. В отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
(п. 7 введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 307-ФЗ)
8. Налогоплательщики — российские организации, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.
Форма заявления налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Налоги и взносы, по которым не надо подавать Уведомления
Налоги и взносы, которые входят в ЕНП, но не требуют подачи уведомления.
Налоги и взносы | Срок подачи |
Налог на прибыль, если НЕ налоговый агент и не дивиденды иностранному контрагенту | НЕТ |
НДС | |
Косвенные налоги при импорте из ЕАЭС | |
ПСН | |
Страховые взносы ИП за себя | |
Торговый сбор | |
НПД (по желанию) | |
АУСН** | |
Акцизы | |
НДПИ | |
Водный налог (по желанию) | |
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (по желанию) | |
Налог на игорный бизнес |
Сроки расчетов по налогу на имущество организаций
Срок сдачи декларации по налогу на имущество организаций — не позднее 25 марта (п. 3 ст. 386 НК).
В 2023 году он выпадает на выходной день, поэтому декларацию сдайте не позднее 27 марта 2023 г. Напомним, что российские организации отчитываются только по недвижимости, облагаемой налогом по среднегодовой стоимости по новой форме.
Срок уплаты авансовых платежей по налогу — не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а срок уплаты налога за год — не позднее 28 февраля.
В 2023 году авансовые платежи с учетом выходных дней платите:
- не позднее 28 апреля — за I квартал;
- 28 июля — за II квартал;
- 30 октября — за III квартал.
Промежуточные (авансовые) расчеты налога не сдают.
В отношении налога на имущество, как и других налогов, действует правило переноса: если срок уплаты выпадает на нерабочий день, перечислить сумму в бюджет нужно на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК).
Ставки налога и перечень предоставляемых льгот
Базовые ставки налога на недвижимые объекты регулируются ст. 380 НК РФ. Согласно нормам этой статьи, размер налогового сбора не может превышать 2,2% от балансовой стоимости объекта. Органы местной власти в Москве могут снижать базовую величину ставки, принимая соответствующие законодательные нормативные документы. При этом в НК РФ также указан ряд льгот:
- для объектов с определённой кадастровой стоимостью — 2%;
- для железнодорожных путей, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой частью — в 2020 год — 1,3%, в 2023 год — 1,6%;
- для магистральных трубопроводов ЛЭП, а также объектов, являющихся их неотъемлемой частью — 1,9%.
Обновят сроки уплаты налога на имущество
В настоящий момент налог на имущество и авансы по нему уплачиваются в порядке и сроки, установленные законодательством субъектов РФ. Таким образом, сроки перечисления налога могут значительно различаться в зависимости от региона.
С 2022 года в России будут введены единые сроки уплаты налога на имущество компаний и авансов по нему.
По обновленной редакции п. 1 ст. 383 НК налог на имущество нужно будет платить не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Авансы по нему нужно будет платить не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.
Одновременно с этим региональные органы власти утратят право определять эти сроки через законодательство субъектов РФ. Однако они все же смогут влиять на сроки уплаты авансов по налогу на имущество. Так, они также смогут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков право не рассчитывать и не платить авансы по налогу на имущество в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК).
Налоговые ставки и перечень предоставляемых льгот
Максимальные ставки сбора на имущество регулируются ст. 380 Налогового кодекса РФ. Согласно нормам этой статьи, размер налогового сбора не может превышать 2,2% от балансовой стоимости объекта. Органы местного самоуправления в Пушкино могут снижать базовую величину ставки, подписывая соответствующие законодательные акты. При этом в НК РФ также прописан перечень льгот:
- для недвижимости с определённой кадастровой стоимостью — 2%;
- для ж/д путей, а также объектов имущества, являющихся их неотъемлемой частью — за 2019 год — 1,3%, в 2023 год — 1,6%;
- для магистральных трубопроводов ЛЭП, а также объектов, являющихся их неотъемлемой частью — 1,9%.
Налог на имущество организаций — основные изменения с 2021 года
ФНС России
Сообщается, в частности, что если у объектов административно-делового и торгового назначения, включенных в региональный перечень объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, таковой нет, то с 2021 года налог на имущество организаций и авансовый платеж по нему в текущем налоговом периоде должен исчисляться исходя из среднегодовой стоимости таких объектов. Это минимизирует риск возникновения выпадающих налоговых доходов.
Также внесены изменения в правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы. С 2021 года ее изменение в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством о кадастровой оценке и ст. 378.2 НК РФ. Например, к таким случаям относятся:
— внесение изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, которые ее уменьшают;
— корректировка кадастровой стоимости из-за установления рыночной стоимости объекта. Это влечет применение новой стоимости за период, с которого для целей налогообложения применялась изменяемая кадастровая стоимость.
При определении налоговой базы используется Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П. Оно признает не противоречащими Конституции РФ нормы ст. 378.
2 НК РФ, но при этом налоговая база не может определяться по кадастровой стоимости здания, строения или сооружения только в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. В таком случае необходимо учитывать назначение и (или) фактическое использование такого здания, строения или сооружения.
В 2021 году предельные налоговые ставки для железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, остаются на уровне налогового периода 2020 года и не могут превышать 1,6%.