Эффективное взыскание долга по решению суда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эффективное взыскание долга по решению суда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует несколько вариантов того, каким образом можно предъявить к взысканию исполнительный документ. Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве», вы имеете право подать исполнительный документ в территориальное отделение Службы судебных приставов. Это может быть отделение, находящееся как по месту жительства (регистрации) должника, так и по месту его пребывания (фактическому местонахождению), а также по месту нахождения его имущества.
Исполнительное производство возбуждено, что дальше?
После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет электронные запросы в Росреестр, Федеральную налоговую службу, ГИБДД, Пенсионный фонд РФ, в банки, с которыми организован электронный документооборот, ЗАГС, ГИМС, Ростехнадзор, операторам сотовой связи, в Федеральную миграционную службу. Ответы на запросы, как уже отмечалось, приходят приставу в течение нескольких дней, а некоторые – в течение нескольких недель.
Если есть срочная необходимость в аресте имущества должника, то с приставом-исполнителем нужно договориться о совместном выезде, по возможности, обеспечив автотранспорт. Выезжать к должнику лучше всего в первые же дни исполнительного производства, то есть пока он ещё не знает о возбуждении процедуры принудительного взыскания. В этом случае должник может не успеть перевезти ликвидное имущество в другое место или «нарисовать» документы, подтверждающие выбытие имущества из его собственности.
Во время выезда настаивайте (а лучше – договоритесь с приставом заранее) о составлении акта-описи имущества, вынесения постановления о наложении ареста на имущество и передаче арестованного имущества на ответственное хранение вам (за исключением недвижимого, которое взыскателю на хранение передано быть не может). Если имущество при наложении на него ареста передаётся на ответственное хранение должнику или членам его семьи, то должник должен быть письменно предупрежден об уголовной ответственности по ст. 312 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации».
Если сумма долга свыше 2 250 000 рублей, напомните приставу о необходимости предупредить должника об уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности». В перспективе это может дать дополнительные возможности для побуждения должника к погашению долга.
В случае если должник будет препятствовать приставу или откажется выполнять его законные требования, то он может быть привлечён к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.14 КоАП РФ. Кстати, по указанной статье могут быть оштрафованы любые лица и организации, которые не исполняют требования пристава о предоставлении информации, перечислении денег и т.п.
Сроки подачи исполнительных документов
- Исполнительные листы и судебные приказы предъявляются в течение трех лет с момента вступления в законную силу
- Исполнительные документы по делам административном правонарушении предоставляются в течение двух лет
- Удостоверения по трудовым спорам необходимо предъявить в течение 3-х месяцев
- Исполнительные листы арбитражных судов, на основе которых восстановлен рок предъявления, предъявляются в течение 3-х месяцев, начиная со дня восстановления срока.
Если исполнительное производства было прекращено из-за невозможности взыскания долга, срок предоставления исполнительного документа отсчитывается заново со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Исковое требование взыскателя может растянуться на неопределенный период. На этот есть несколько причин:
- Отсрочка. Она возникает, если ответчик оспаривает требования заявителя. Постановление об отсрочки выносит судья или пристав-исполнитель этого дела
- Приостановка. Ее причины указаны в законе РФ
- Рассрочка – это решение о переносе срока возврата денежных средств. Как правило, для этого нужны весомые основания. В таком случае назначаются новые даты.
- В случае, когда принудительное взыскание производится на территории другого ведомства ФССП, период производства составляет 15 дней. Время осуществления производства не учитывается.
Если сроки затягиваются, необходимо получить исполнение с помощью приставов. Для этого нужно:
- Подать заявление о возбуждении исполнительного производства
- Иметь информацию о ходе производства
- Оказать помощь приставу в ведении исполнительного производства
- Контролировать действия судебного пристава
- Обжаловать постановление
Процессуальные вопросы
ТЕМАТИКА |
ПОЗИЦИЯ СУДА |
Последствия отмены судебного приказа | Судебный приказ банк должен вернуть взыскателю при поступлении в банк сведений о его отмене |
В какой вид суда подавать на банк | Подсудность дел (судам общей юрисдикции или арбитражным судам) об оспаривании действий (бездействия) банка зависит от того, какой из этих судов выдал исполнительный документ |
Куда подавать в суд на офис банка | Заявление об оспаривании взыскателем ‒ физическим лицом действий (бездействия) внутреннего структурного подразделения банка (в т. ч. операционного офиса) или его должностного лица подают в суд того района, на территории которого ведёт свою деятельность данное подразделение
Эту позицию можно применять по аналогии в арбитражных судах. |
Как взыскивается задолженность
Способ погашения долга должен предписываться в исполнительных документах, которыми пользуются приставы. Он может быть погашен:
- за счет средств на банковских счетах, принадлежащих должнику. Пристав обращает взыскание на денежные средства, и вся сумма долга сразу переводится взыскателю. На этом исполнительное производство заканчивается;
- из зарплаты либо иных доходов должника с учетом прожиточного минимума;
- распродажей арестованного имущества должника. Оно может продаваться на торгах либо по комиссии. Этот способ применяется в том случае, когда у задолжавшего лица либо вообще отсутствуют денежные средства, либо размер долга очень большой.
Этапы взыскания: как работают судебные приставы?
В первую очередь приставы проверяют имущественное и финансовое положение должника. Человеку направляют официальный запрос на предоставление сведений об имуществе, которым тот владеет.
Также приставы запрашивают сведения:
- в ФНС — запрос касается определения места работы должника и количества уплаченных налогов на доход физических лиц (НДФЛ);
- в Росреестре — запрос касается зарегистрированных сделок должником;
- в ГИБДД — запрос касается наличия транспортных средств.
В качестве собственности расцениваются объекты недвижимости, автомобили и другие транспортные средства, акции и доли в компаниях, земельные участки, денежные средства, драгоценности.
После выяснения всех обстоятельств судебный пристав получает данные о владении имуществом. Далее он может накладывать различные ограничения на пользование банковскими счетами и имуществом.
Принятые меры должны быть разумными: допустим, если сумма долга составляет 50 000 рублей, приставы не могут снять с депозитного счета 600 000 рублей.
Можно ли спрятать деньги
от пристава на счете в банке, открыв его
уже после проверки моих счетов ФССП?
- запрет на выезд за границу;
- запрет на право использования транспортных средств;
- списание денег с банковских счетов: заработной платы, пенсии, с депозитов и других счетов.
Арестованное имущество должника выставляется приставами на торги в принудительном порядке. Далее осуществляется его продажа, затем деньги передаются кредитору. Но 7% от суммы реализованного имущества, так называемый исполнительский сбор — эта комиссия остается у приставов.
Если сумма требований к ответчику составляет до 30 000 рублей — у человека есть возможность самостоятельно продавать свое имущество.
Сроки исполнительного производства
Приставы-исполнители при совершении действий, входящих в их полномочия, должны руководствоваться сроками, указанными в статье 36 ФЗИП: это 2 месяца с момента возбуждения исполнительного производства. При этом срок возбуждения дела в период, указанный выше, не включается. Правило действует в случае, когда в судебном решении, приказе или ином акте суда или федеральном законе не установлен другой срок приведения его в исполнение. Так, налоговое и таможенное законодательства могут предусматривать свои сроки для обязательных платежей.
Срок исполнения установлен в первую очередь для защиты прав взыскателя, так как истечение не означает, что пристав не имеет права производить исполнительные действия и применять меры принудительного воздействия. Другими словами, сроком давности данный период не является, ведь его окончание не влечет прекращения исполнительного производства. По сути, срока давности у него просто нет.
Поэтому нередки случаи, когда взыскатель обжалует не только действие, но и бездействие приставов. Жалоба подается руководству, в прокуратуру. А может и вовсе не подаваться — взыскатель всегда имеет право обжаловать действия или бездействие сотрудников ФССП в суде (общей юрисдикции или арбитражном, если истец — предприниматель).
Единственное исключение из описанного правила составляет положение статьи 47 ФЗИП, согласно которому такое производство может быть окончено истечением срока давности, предусмотренного статьей 31.9 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с последней, постановление о назначении административного наказания должно быть исполнено в течение 2-х лет. В противном случае, оно теряет обязательную силу.
Но правило перестает работать, если тот, в отношении кого было вынесено постановление, уклоняется от его исполнения. Отсчет возобновляется с момента, когда были обнаружены место нахождения нарушителя или его имущество, на которое можно обратить административное взыскание.
Окончание исполнительного производства
Статья 47 ФЗИП содержит исчерпывающий перечень оснований для окончания исполнительного производства. К ним относятся:
- исполнение должником всех требований так, как предусмотрено в исполнительном листе;
- возвращение после возбуждения приставами процесса исполнительного листа или приказа взыскателю: если он попросил, если не получается найти должника, если взыскатель сам мешает вести дело, с должника нечего взыскивать и по другим причинам, перечисленным в статье 46 ФЗИП;
- возвращение исполнительного документа по требованию суда;
- ликвидация организации, являющейся должником — лист или приказ направляется ликвидационной комиссии, ликвидатору;
- получение должником статуса банкрота — исполнительный документ передается арбитражному управляющему;
- направление копии листа или приказа в организацию, чтобы удерживать периодические платежи;
- истечение срока давности постановления — касается административного производства.
Таким образом, исполнительное производство, в идеале, должно избавлять взыскателя от головной боли, связанной с неисполнением должником решения суда. Однако не всегда система работает эффективно — можно столкнуться и с бездействием приставов, и с хитрыми схемами должника по укрытию себя и своего имущества от ФССП.
Однако подача приставам заявления о возбуждении производства все равно остается единственным способом получить от должника хоть что-то.
Что должно сделать учреждение при увольнении работника-должника?
В случае перемены работником-должником места работы (места получения пенсии и иных доходов) учреждение-работодатель обязано (п. 4, 4.1 и 5 ст. 98 Закона № 229-ФЗ):
-
Незамедлительно (на следующий день) известить об этом судебного пристава.
-
Возвратить судебному приставу исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях. Информация об осуществленных взысканиях передается в произвольной форме. В ней необходимо отразить (см. Письмо ФССП РФ от 25.06.2012 № 12/01-15257):
-
размер удержаний;
-
удержанную сумму;
-
номер платежного поручения (квитанции);
-
дату перечисления;
-
остаток задолженности.
Характеристика отдельных видов исполнительных документов
1. Исполнительные листы. В соответствии с подп. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗИП исполнительными документами являются прежде всего исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции либо арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов, т.е. решений, определений, постановлений.
В этом плане судебному приставу-исполнителю нет необходимости в получении всего текста судебного решения, ему достаточно только резолютивной части судебного решения, которая переносится в исполнительный лист. В силу особенностей своей деятельности судебный пристав-исполнитель не вправе и не должен входить в существо спора, причины конфликта, его обстоятельства. Его единственная задача — исполнить предписание суда в том виде, как оно сформулировано в виде приказа в резолютивной части решения суда, перенесенной в исполнительный лист.
Исполнительные листы выдаются судами, вынесшими соответствующее решение, например, на взыскание денежных сумм, изъятие и передачу имущества. Исполнительные листы также выдаются судами при взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления (ст. 103 ФЗИП).
На основании решений международного коммерческого арбитража и третейского суда, вынесенных на территории России, исполнительные листы выдаются компетентными судами в соответствии с разд. VIII Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже», гл. 8 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», гл. 30 (§ 2) АПК и гл. 47 ГПК.
Исполнительные листы на основании решений иностранных судов и арбитражей выдаются в порядке, предусмотренном международными договорами с участием Российской Федерации и процессуальным законодательством нашей страны в соответствии с гл. 31 АПК и гл. 45 ГПК.
Правила выдачи исполнительных листов. В соответствии с ч. 5 ст. 428 ГПК и ч. 3 ст. 318 АПК формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения, требования к форматам исполнительных листов, направляемых для исполнения в форме электронного документа, утверждаются Правительством РФ.
Исполнительный лист согласно ст. 428 ГПК выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления.
Исполнительный лист выдается по заявлению взыскателя и по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом. Для направления судом исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета заявление взыскателя не требуется.
Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление.
Исполнительный лист может направляться судом для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ.
Если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, к выдаваемому исполнительному листу должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного постановления, для исполнения которого выдан исполнительный лист. Исполнительный лист вместе с копией судебного постановления, для исполнения которого выдан исполнительный лист, может направляться судом для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ.
Аналогичные правила установлены в ст. 319 АПК.
2. Судебные приказы отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗИП. Судебные приказы выдаются в соответствии со ст. 130 ГПК (гл. 11 ГПК), ст. 229.1 АПК (гл. 29.1 АПК) и ст. ст. 17.1 и 123.1 КАС (гл. 11.1 КАС) и не требуют какого-либо специального подтверждения, они сами являются исполнительным документом.
3. Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально засвидетельствованные копии отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с подп. 3 ч. 1 ст. 12 ФЗИП. Порядок их заключения между гражданами и удостоверения нотариусом, придающего тем самым соглашению силу исполнительного документа, определен в гл. 16 СК (ст. ст. 99 — 105 СК) и Основах законодательства РФ о нотариате.
При этом отметим, что нотариально засвидетельствованная копия не является правоустанавливающим документом, и в этом смысле ее использование в качестве исполнительного документа возможно в том случае, если имеется необходимость исполнения соглашения об уплате алиментов в нескольких местах. Поэтому более правильным было бы для судебного пристава-исполнителя истребовать прежде всего само нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов в качестве исполнительного документа, а при необходимости исполнения в нескольких местах — его нотариально засвидетельствованные копии.
4. Нотариально удостоверенные медиативные соглашения или их нотариально засвидетельствованные копии отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с подп. 3.1 ч. 1 ст. 12 ФЗИП.
Придание исполнительной силы медиативным соглашениям предусмотрено ФЗ от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и ст. 59.1 Основ законодательства РФ о нотариате. В частности, нотариус вправе удостоверить медиативное соглашение, достигнутое сторонами в соответствии с соглашением о проведении процедуры медиации, предусмотренной Федеральным законом N 193-ФЗ. Такое мировое соглашение удостоверяется с обязательным участием медиатора, медиаторов, медиатора — представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в соответствии с соглашением сторон о проведении процедуры медиации.
5. Удостоверения, выдаваемые КТС, отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 12 ФЗИП.
В соответствии со ст. 389 ТК решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд. На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.
В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.
Виды исполнительных документов.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ содержит перечень видов исполнительных документов, которые могут быть направлены судебному приставу-исполнителю для возбуждения исполнительного производства, к ним относятся:
- исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
- судебные приказы;
- нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
- удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
- акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
- судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
- постановления судебного пристава-исполнителя;
- акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
- исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.
Статья 14. Постановление судебного пристава и Федеральной службы судебных приставов
1. Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также — должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
2. В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны:
1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
2) дата вынесения постановления;
3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
5) вопрос, по которому выносится постановление;
6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
8) порядок обжалования постановления.
21. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал государственных и муниципальных услуг), а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
22. Решения Федеральной службы судебных приставов по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, приостановления исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 40 настоящего Федерального закона, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также на заработную плату и (иные) доходы должника, рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных путем заполнения полей интерактивных форм заявлений, ходатайств, размещенных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов), в том числе с учетом наличия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации. Такие решения принимаются в форме постановлений Федеральной службы судебных приставов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Федеральной службы судебных приставов (далее — постановление Федеральной службы судебных приставов). В постановлении Федеральной службы судебных приставов указываются сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, за исключением сведений, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, по которому принято такое постановление, а также уникальный идентификатор начисления, и такое постановление направляется лицу, участвующему в исполнительном производстве, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
23. Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, постановления Федеральной службы судебных приставов, вынесенных в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, если иной порядок не установлен настоящим Федеральным законом.
3. Судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
4. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, а также постановление Федеральной службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в соответствующем постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности или оспорено в суде.
5. Вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
6. Не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации постановление Федеральной службы судебных приставов может быть отменено или изменено судебным приставом-исполнителем, ведущим исполнительное производство, по которому принято такое постановление, или вышестоящими по отношению к нему должностными лицами службы судебных приставов.
Можно ли предъявить исполнительный лист непосредственно должнику?
Направление исполнительного решения в адрес должника может привести к тому, что решение суда никогда не будет исполнено. Дело в том, что сам по себе факт получения исполнительного листа свидетельствует о том, что должник по какой-либо причине не желает или не в состоянии добровольно исполнить решение суда. В противном бы случае должник мог исполнить судебный акт до вступления его в законную силу или сразу после вступления, а не доводить дело до получения взыскателем исполнительного документа.
Исполнительный лист для ФССП является основанием применения к должнику мер принудительного характера для исполнения судебного акта. Сам по себе данный документ не несет каких-либо правовых последствий, не порождает обязательств к действию. В случае направления его должнику, исполнение содержащихся в нем требований становится возможным только при волеизъявлении должника, следовательно, предъявление исполнительного листа непосредственно должнику, весьма вероятно, не приведет к желаемому результату.
Основания и порядок возвращения исполнительного документа
Основания возвращения исполнительного документа после возбуждения исполнительного производства установлены в ст. 46 Закона N 229-ФЗ. Согласно ч. 1 названной статьи исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, может быть возвращен взыскателю:
1) по заявлению взыскателя;
При этом пристав-исполнитель должен убедиться в полномочиях лица, которое подает соответствующие заявление (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.08.2016 по делу N 33а-13165/2016);
2) если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;
3) если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда законом предусмотрен розыск должника или его имущества;
4) если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Пристав-исполнитель обязан принять все меры для установления местонахождения должника, наличия у него имущества независимо от суммы взыскания, незначительность суммы взыскания не освобождает пристава-исполнителя от этой обязанности (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.11.2016 N Ф07-9430/2016 по делу N А66-3134/2016). При этом только направление запросов в государственные органы и кредитные учреждения нельзя признать достаточными мерами в целях исполнения судебного решения (Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 08.11.2016 по делу N 33а-11132/2016);
5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное в принудительном порядке при исполнении исполнительного документа;
6) если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа;
7) если должник, который не уплатил административный штраф, является гражданином иностранного государства или лицом без гражданства и на основании судебного акта выдворен за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 46 Закона N 229-ФЗ в случаях, указанных в п. п. 2 — 7 названной статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Отсутствие в акте указания на такие обстоятельства может послужить одним из оснований признания незаконным окончания исполнительного производства и возврата исполнительного документа взыскателю (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.07.2015 N Ф08-4306/2015 по делу N А63-10806/2014).
Акт утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 Закона N 229-ФЗ (ч. 4 ст. 46 Закона).