Как формируется федеральный бюджет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как формируется федеральный бюджет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
- федеральные прямые и косвенные налоги;
- акцизные и таможенные пошлины и сборы;
- региональные и местные налоги.
К расходной части относятся:
- финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
- финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
- затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
- финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.
Основные показатели федерального бюджета на 2020-2922 гг.
Расходы федерального бюджета увеличиваются в течение всего трехлетнего периода, наибольшие бюджетные ресурсы направляются на социальную сферу и повышение качества жизни граждан. Общий объем расходов федерального бюджета в 2020 году составит 19,5 триллиона рублей (+6,6% к 2019 г.), в 2021 году — 20,6 триллиона рублей (+12,8% к 2019 г.) и в 2022 году — 21,8 триллиона рублей (+19% к 2019 г.). Несмотря на это прогнозируется профицит федерального бюджета за счет роста доходов — в первую очередь ненефтегазовых: в 2020 году доходы бюджета составят 20,4 триллиона рублей (+2% к 2019 г.), в 2021 году — 21,2 триллиона рублей (+6,4% к 2019 г.), в 2022 году — 22,1 триллиона рублей (+10,5% к 2019 г.). Курс доллара к рублю и уровень инфляции прогнозируются стабильными на протяжении всех трех лет: 65,7-66,5 руб./долл. США и годовая инфляция не выше 4%.
ЛЕКЦИЯ № 11. Налог на имущество физических лиц.
Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Если имущество, которое является объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, то налогоплательщиком этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
Объектами налогообложения являются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
1) при стоимости имущества до 300 тыс. руб. – ставка до 0, 1 %;
2) при стоимости имущества от 300 тыс. руб. – ставка от 0,1 % до 0,3 %;
3) при стоимости имущества свыше 500 тыс. руб. – ставка от 0,3 % до 2,0 %.
Налоги зачисляются в местный бюджет по месту регистрации объекта налогообложения.
От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
1) герои Советского Союза и Герои РФ, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
2) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
3) участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
4) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
5) лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
6) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
7) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
8) потерявшие кормильца члены семей военнослужащих. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.
Исчисление налогов производится налоговыми органами.
Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Налог на строения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, предоставляются налоговым органам бесплатно. По новым строениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
Теперь рассмотрим расходы бюджета России:
- Обеспечение работы президента, деятельности Федерального собрания, Центрального избиркома, Счетной палаты, а также ряда федеральных органов госвласти, их территориальных подразделений.
- Функционирование судебной федеральной структуры.
- Осуществление государственной международной деятельности.
- Национальная оборона, обеспечение безопасности страны, осуществление конверсии отраслей промышленности, относящихся к оборонным.
- Содействие фундаментальным исследованиям и научно-технологическому прогрессу в целом.
- Государственная поддержка транспорта — железнодорожного, морского и воздушного.
- Поддержка государством атомной энергетики.
- Ликвидация последствий ЧС, стихийных бедствий, имеющих федеральный масштаб.
- Исследование космического пространства, использование его.
- Формирование собственности государства.
- Компенсация внебюджетным государственным фондам расходов, затраченных на выплаты государственных пенсий и пособий, иных социальных платежей, что подлежат финансированию в соответствии с российским законодательством.
- Статистический официальный учет.
- Инвестиционные федеральные программы.
Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
– доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
– распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;
– дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;
– общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.
Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Совокупность бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований называется консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации. Соответственно, консолидированный бюджет Российской Федерации – это сумма федерального бюджета и консолидированных бюджетов 89 субъектов Российской Федерации. Структура консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке 2.
Термин «государственный бюджет» используют в двух смыслах. В первом случае имеют в виду только федеральный бюджет – бюджет центрального правительства. Иногда консолидированный бюджет РФ тоже называют «государственным бюджетом». Подобный подход сформировался в советское время, когда в государственный бюджет СССР включались все нижестоящие бюджеты. Поэтому этот термин стараются не использовать, чтобы не создавать путаницы.
Структура федерального бюджета России представлена в Табл. 3 и Рис. 2 и 3.
Государственный бюджет Украины, статистика за период 2008-2019 годов (данные единого портала бюджетной системы Украины): год / доходы в млрд. грн. / фактические расходы в млрд. грн. / дефицит или профицит в %
2008 — доходы 231,6 млрд. гривен / расходы — 241,4 млрд. = -4,23%
2009 — 209,7 / 242,4 = -15,59%;
2010 — 240,6 / 303,5 = -26,14%;
2011 — 314,6 / 333,4 = -5,97%;
2012 — 346,0 / 395,6 = -14,33%;
2013 — 339,1 / 403,4 = -19,96%;
2014 — 357,0 / 430,2 = -20,50%;
2015 — 534,6 / 576,9 = -7,91%;
2016 — 616,2 / 684,7 = -11,11%;
2017 — 793,2 / 839,2 = -5,79%;
2018 — 923,1 / 985,8 = -6,79%;
2019 — 998,2 / 1072,8 = -7,47%.
Структура доходов и расходов бюджета Украины на примере госбюджета 2019 года:
Основные доходы госбюджета Украины (в %):
80,12% — налоги;
11,46% — доходы от собственности и предпринимательской деятельности;
4,62% — поступления от бюджетных учреждений.
Основные расходы госбюджета Украины (в %):
24,26% — межбюджетные трансферты;
20,38% — социальная сфера;
13,06% — безопасность, общественный порядок;
11,11% — обслуживание госдолга;
9,94% — оборона;
6,74% — экономика;
4,81% — образование;
3,59% — здравоохранение.
Программы по снижению
Таким образом, бюджет является инструментом достижения и поддержания стабильности экономики.
В настоящее время бюджетные системы включают бюджеты центрального правительства, региональных органов и местных органов власти. Доходы государства определяются в основном налогами. Источники и структура доходов бюджета определяют экономические отношения, складывающиеся между государством, предприятиями, организациями и гражданами в процессе реализации основного финансового фонда страны — государственного бюджета.
Формой проявления этих экономических отношений являются различные виды платежей организаций, предприятий и граждан в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Доходы бюджетов, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между всеми возможными участниками общественного воспроизводства, а с другой стороны, являются объектом дальнейшего распределения, определенной стоимости в руках государства, поскольку последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Доходы бюджетов, относящихся к бюджетной системе, формируются за счет закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи во всех возможных формах и других поступлений в соответствии с законом о бюджете на исследуемый финансовый год. Доходы обезличены, за исключением случаев, предусмотренных специальным законодательством.
Значительная часть налоговых поступлений зачисляется в федеральный бюджет, а в региональные и местные бюджеты зачисляются налоги и сборы, собираемость которых низкая.
Бюджеты всех уровней формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Исходя из этого, оптимальный фискальный федерализм должен реализовываться, прежде всего, на основе оптимальной налоговой системы государства.
Налоги являются основной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они формируют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля этих доходов обычно составляет около 50%. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, определяется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации — унитарных предприятий) и ряда специальных фондов.
Государственный бюджет — это правовая форма формирования и расходования денежных средств государства в лице его руководящих органов на определенный период времени.
Как правило, бюджет составляется на финансовый год, который сегодня соответствует календарному году, то есть годовой государственный бюджет составляется на период с 1 января по 31 декабря. В истории России был период с 1922 по 1930 год, когда финансовый год начинался 1 октября и заканчивался 30 сентября. Это был период восстановления экономики страны после Первой мировой войны и последующей гражданской войны, когда доходы бюджета во многом зависели от сельского хозяйства, а сельскохозяйственный год (особенно сбор урожая зерновых и овощей) в нашей стране заканчивался в среднем в начале октября.
С количественной точки зрения, государственный бюджет не следует отождествлять с государственными финансами. Во-первых, несмотря на свою важность, государственный бюджет является лишь частью государственных финансов, поскольку последние также включают финансы государственных организаций. В этом смысле государственный бюджет является лишь центральным денежным фондом государства. Во-вторых, нельзя забывать о государственных финансах, предметом которых является государственная собственность. Доходы от этого имущества включаются в состав доходов государственного бюджета, но само имущество остается отделенным от него.
Организационное отличие государственного бюджета от финансов государственных организаций состоит в том, что первый является фондом, управляемым непосредственно государством как аппаратом власти, а финансы государственных предприятий и организаций управляются государственной властью лишь опосредованно через назначенные государством (или в установленном им порядке) органы управления этими организациями.
Концепция государственных финансов носит экономический характер, в то время как концепция государственного бюджета носит преимущественно практический или юридический характер. Государство должно обеспечивать свое существование и существование общества, которым оно управляет. В этом и заключается основная цель государственного бюджета. За нормативно-правовым процессом его создания и использования обязательно скрываются процессы перераспределения стоимости в виде денег, т.е. в конечном итоге материальных благ в обществе. Однако эти процессы — и в этом особенность их проявления в форме государственного финансирования — происходят не добровольно, не по воле участников рынка, а принудительно, по воле государства в силу той материальной принудительной силы, которой оно обладает.
В отличие от внебюджетных средств государственных фондов, бюджеты органов государственной власти характеризуются тем, что направление использования их доходов не определяется заранее, и каждый год соответствующий орган государственной власти самостоятельно определяет, как будет расходоваться его бюджет.
Зачем нужен федеральный бюджет
Бюджетная система России включает в себя три уровня бюджетов, каждый из которых формально самостоятельный – это федеральный бюджет, бюджет субъекта федерации и бюджет муниципального образования. Отдельно принимаются бюджеты социальных фондов – Пенсионного, ФСС и Фонда ОМС. Каждый бюджет составляется так, что имеет собственные доходы и определенные обязательства по расходованию денег.
В рамках всей страны принимается федеральный бюджет – он обеспечивает финансирование выполнения задач и функций всего государства. Федеральный бюджет в России формируется за счет федеральный налогов и сборов – в основном, это налог на добычу полезных ископаемых, НДС, акцизы, налог на прибыль и некоторые другие виды поступлений. И исторически сложилось так, что эти деньги поступают по большей части из нефтедобывающих регионов (ХМАО и ЯНАО) и от столичных субъектов (Москва и Санкт-Петербург) – в сумме они дают до 60% всех доходов федерального бюджета.
За счет федерального бюджета финансируются те расходы, которые в принципе нельзя перенести на уровень региона: армия и оборона, правоохранительные органы, высшее образование и наука, МЧС и другие направления. К тому же, федеральный бюджет «помогает» бюджетам социальных фондов (покрывает половину бюджета ПФР) и бюджетам регионов (через ежегодные дотации).
Суть государственного бюджета
У государства, как и у любого субъекта хозяйствования, есть свой бюджет. Причем, ввиду масштабов его деятельности, бюджет государства тоже можно назвать наиболее серьезным и масштабным финансовым документом.
Государственный бюджет — это финансовый план доходов и расходов страны на последующий период (как правило — календарный год), который принимается на законодательном уровне, а в дальнейшем исполняется, но может подлежать корректировкам.
В каждой стране перед началом нового календарного года принимают бюджет на следующий год, который подробно расписывается в Законе о бюджете. Этот Закон, как и другие нормативные акты страны, является обязательным для исполнения, но при невозможности его исполнить к Закону о бюджете принимают разного рода дополнения (поправки).
В государстве могут сосуществовать бюджеты разных уровней, например, бюджет страны, бюджеты областей/регионов, бюджеты городов и т.д.
Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс
Государственный долг.
Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.
Виды государственного долга:
- внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)
Внутренний государственный долг включает в себя:
- рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
- нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
- внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)
Виды государственного долга по срокам его выплаты:
- краткосрочный ( до 1 года)
- среднесрочный ( до 5 лет)
- долгосрочный ( свыше 5 лет)
Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.
Основные показатели федерального бюджета на 2020-2022 гг.
Расходы федерального бюджета увеличиваются в течение всего трехлетнего периода, наибольшие бюджетные ресурсы направляются на социальную сферу и повышение качества жизни граждан. Общий объем расходов федерального бюджета в 2020 году составит 19,5 триллиона рублей (+6,6% к 2019 г.), в 2021 году — 20,6 триллиона рублей (+12,8% к 2019 г.) и в 2022 году — 21,8 триллиона рублей (+19% к 2019 г.). Несмотря на это прогнозируется профицит федерального бюджета за счет роста доходов — в первую очередь ненефтегазовых: в 2020 году доходы бюджета составят 20,4 триллиона рублей (+2% к 2019 г.), в 2021 году — 21,2 триллиона рублей (+6,4% к 2019 г.), в 2022 году — 22,1 триллиона рублей (+10,5% к 2019 г.). Курс доллара к рублю и уровень инфляции прогнозируются стабильными на протяжении всех трех лет: 65,7-66,5 руб./долл. США и годовая инфляция не выше 4%.
Актуальные показатели 2020 года
2020 год значительно изменяет экономическую картинку. Относительно 2019 года она сильно изменилась. Согласно прогнозам все нефтегазовые расходы должны упасть на 400 млрд. рублей. Суммы получаемых дивидендов будут перераспределены между отраслями. Значительно увеличатся доходы от НДС — это, примерно, 8 трлн. Против прошлых 5,9. Опираясь на статистические данные можно смело сказать, что Россия сможет уверенно войти в первую пятерку крупнейших экономических держав.
Согласно Федеральному Закону под номером 380 «О Хозяйственных партнерствах» на территории страны между предпринимателями и другими членами хозяйствования возможно установить такие отношение, при которых обязанности сторон строго регламентированы и поэтому обязательны к выполнению. Министерства регулируют правовые отношения между сторонами, а также процессы реорганизации и ликвидации.