Как пройти камеральную проверку без штрафов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как пройти камеральную проверку без штрафов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Назначению выездной налоговой проверки обычно предшествуют вызов руководителя организации или индивидуального предпринимателя в налоговую службу для дачи объяснений, и/или запрос налоговой службой банковской выписки с расчетного счета за определенный период, и/или запрос документов у контрагентов компании по сделкам, заключенным с ней. Эти факторы должны насторожить и мобилизовать на подготовку к выездной налоговой проверке и устранению имеющихся недостатков в документах.
Порядок обжалования – досудебный
Обжалование решения по итогам проверки включает в себя обязательный досудебный этап. То есть оспорить решение напрямую в суде – нельзя, для начала жалоба на решение должна уйти в региональное управление ФНС России.
Как правило, налоговое управление редко встает на сторону налогоплательщика, и отстаивать правоту приходится в суде. Причем доначисления налоговая инспекция обычно списывает по инкассо, не дожидаясь суда. Решение о взыскании задолженности инспекторы должны вынести в течение двух месяцев с даты окончания срока на добровольную уплату налога по требованию.
Однако имеется возможность приостановить исполнение решения налогового органа путем ходатайства в рамках судебного обжалования о принятии обеспечительных мер в виде запрещения инспекции совершать действия по принудительному взысканию доначислений и приостанавливать операции по счетам в банках.
ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРОВЕРКИ
Далее следует соотнести вынесенное решение с представленной на камеральную проверку отчетностью или с решением о назначении ВНП. Нередко налоговики доначисляют недоимку, пени и штрафы по тем налогам и за те периоды, которые не подлежали проверке в рамках проведенной камеральной или выездной налоговой проверки.
Из положений ст.ст. 88 и 89 НК РФ следует:
- камеральной проверке подлежит тот налог и период, за которые представлена налоговая отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ);
- выездной проверке подлежат налоги, указанные в решении о проведении ВНП, за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки («глубина» проверки), и указанный в решении о проведении налоговой проверки (п.п. 2, 4 ст. 89 НК РФ) .
НЕДОКАЗАННОСТЬ СОБЫТИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Для обжалования решения инспекции по существу следует проверить соответствие выводов налоговиков о совершении правонарушения фактическим обстоятельствам, изложенным в акте и решении по итогам налоговой проверки. Может оказаться, что на самом деле компания не совершала вменяемого налоговиками правонарушения, либо совершала, но факт правонарушения не доказан проверяющими.
Изложенное является следствием таких ошибок проверяющих, как:
- формальный подход при проведении налоговой проверки;
- неверное применение норм законодательства о конкретных налогах, сборах и страховых взносах;
- фиксирование установленных в ходе проверки фактических обстоятельств, доказывающих обоснованность их вывода, ненадлежащим способом.
Прогнозирование выездной налоговой проверки
Полномочия налоговой:
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Также могут быть проверены отчетные периоды текущего года. Налоговая служба вправе истребовать только документы, относящиеся к проверяемому периоду.
Подготовка к проведению выездной налоговой проверке. Какие Вам следует принять меры?
Срок проведения проверки
Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки налоговики находят ошибки или несоответствия, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам нарушений и уточненную декларацию или расчет.
На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.
С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.
Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота.
Процедура проверки и написание возражения регулируются нормативной базой РФ. К особоважным из них относятся следующие:
Статья налогового кодекса | Основной смысл статьи |
88 | Рассматривает самые актуальные вопросы проведения камералок всех типов. |
93 | Законность требования документации у проверяемой организации. |
93.1 | Право ИФНС запрашивать информацию у контрагентов. |
90 | Право налоговиков на свидетельский опрос. |
95 | Порядок проведения экспертиз. |
87 | Допустимость привлечения сторонних экспертов. |
91, 92 | Осмотр документации и имущества. |
100 | Срок составления акта об итогах ревизии. |
139.2 | Список обязательных данных, содержащихся в возражении. |
ФЗ 153 от 02.07.13 | Содержит поправки к статье 139.2 НК |
Письмо Минфина от 11.05.12 № 03-02-07/1-122 | Ссылки на статьи, определяющие порядок представления бумаг для проверки. |
Вопросы и ответы по теме камеральной проверки
Вопрос № 1.Возник спор с налоговой по перечислению НДС. В акте по камеральной ревизии ИФНС ссылается на практику других судов. Могут ли они использовать это в качестве нормы права?
При несогласии с текстом акта пишется возражения в том числе и на ссылку на решения других судов. Судебные решения не являются нормой права.
Вопрос № 2. Как поступить, если нет возможности явиться в ИФНС для вручения акта по итогам камералки? Я нахожусь в другом городе и не могу потратить время и деньги на переезд. Что делать, чтобы не привлекли к ответственности по ст. 19.4 КоАП (неисполнение требования сотрудника госнадзора)?
Нужна выдать доверенность представителю, который сможет съездить в налоговую. Если это невозможно, то у отсутствующего лица должны иметься оправдательные бумаги, подтверждающие невозможность визита. Например, командировочное удостоверение, билет на проезд. Обжаловать решение об установленной ответственности за нарушение можно в суде по месту жительства.
Вопрос № 3.Вправе ли сотрудник, находящийся на больничном листе, подписывать акт проверки?
Да, имеет право.
Вопрос № 4.Организация получила акт о результатах камеральной проверки 30 января 2016 года. Какой предельный срок подачи возражений?
Если в месяце, следующем за моментом получения акта дней меньше, чем в предыдущем, крайней датой отправки возражений будет последнее число следующего месяца. В данном случае этот день пришелся на 29 февраля 2016 года.
Вопрос № 5. ИФНС в ходе ревизии выявила недоимку. На это организация написала возражение. Налоговая сообщила о каком-то приостановлении работы инспектора и что деньги спишут со счетов в бесспорном порядке. Что они имеют в виду?
Без решения суда штрафы не могут списываться. Но такое решение может приниматься без участия организации. Недоимка и пени списываются в безакцептном порядке по распоряжению ИФНС по инкассовому поручению. Предварительно ИФНС обязана отправить фирме требование на добровольную уплату средств.
Итак, оформление возражение применяется при наличии разногласий по результатам камеральной проверки. Этот документ часто помогает организации в устранении конфликта с ИФНС и снижении размера налоговых санкций.
Нарушения по камеральным проверкам
Если инспектор в ходе камеральной проверки обнаружит нарушения, он потребует пояснить или исправить отчетность.
Когда ФНС требует пояснения. Ситуации могут быть разные. Например, если в отчетности одни сведения, а в документах, которые находятся в ФНС, другие, придется объяснить, как в декларации получилась указанная сумма налога.
Однозначно налоговая заинтересуется, почему в уточненной декларации налог указан в меньшей сумме, чем в ранее представленной отчетности. Или почему по итогам отчетного периода в декларации по налогу на прибыль отражен убыток. В этих случаях бюджет не получает или недополучает деньги.
Как предоставить пояснения. Пояснения нужно подать письменно в произвольной форме либо отправить уточненную декларацию. На это обычно есть 5 рабочих дней, но в период пандемии коронавируса срок увеличивали: до 30 июня 2020 года у субъектов МСП пострадавших отраслей было 25 дней для того, чтобы дать пояснения, а по декларациям по НДС — 15 дней.
Уточненную декларацию нужно подавать в той же форме, в которой была составлена первоначальная декларация.
Если ошибку обнаружил сам налогоплательщик, то отправить уточненку он может в любое время — срок подачи уточненной декларации в этом случае законодательно не установлен.
Если по результатам уточненной декларации налог нужно доплатить, перечислить в бюджет доплату и соответствующую пеню нужно до подачи уточненки — тогда штрафа не будет.
Подача уточненной декларации по НДС происходит так же, как и любой другой декларации.
Налогоплательщик обязан подать уточненку, если он занизил сумму налога, которая подлежит уплате. Если он заплатил больше, чем нужно, то подача уточненной декларации считается правом налогоплательщика.
Подача уточненной декларации, если налог платит налоговый агент. Налоговый агент подает уточненку как налогоплательщик, хотя им не является и не становится.
Камеральная проверка декларации по НДС: обещанные особенности
Камеральная проверка декларации по НДС проводится в течение двух месяцев со дня представления этой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если в ходе камеральной проверки обнаружатся признаки возможного налогового нарушения, срок проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС. Проверка продляется на основании решения руководства ИФНС.
Если налоговики при обнаружении ошибок/расхождений затребуют пояснения, то их надо представить в электронном виде через спецоператора по установленному формату (п. 3 ст. 88 НК РФ, Приказ ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@). Пояснения, поданные на бумаге, будут считаться непредставленными. Кстати, с 01.07.2021 пояснения будут считаться непредставленными не только в случае их подачи на бумаге, но и при представлении не по установленному формату (п. 3 ст. 88 НК РФ (в ред., действ. с 01.07.2021)).
При представлении плательщиком декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению, налоговики вправе потребовать от организации/ИП представления документов, подтверждающих правомерность применения вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). А в случае обнаружения противоречий/расхождений – счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к НДС-операциям, отраженным в декларации (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).
Как оспорить результаты камеральной проверки
Если вы не согласны с выявленными у вас в ходе камеральной проверки нарушениями и сделанными налоговиками выводами, у вас есть месяц со дня получения акта на представление письменных возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ). К возражениям вы можете приложить копии документов, подтверждающих ваши доводы, которые изложены в возражениях.
О подаче возражений можно прочитать здесь.
Руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть акт проверки, возражения (в случае их подачи плательщиком), а также иные материалы проверки. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики должны известить плательщика (п. 2 ст. 101 НК РФ).
По результатам рассмотрения материалов проверки руководство ИФНС должно вынести решение о привлечении плательщика к ответственности или решение об отказе в привлечении. Решение выносится в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, отведенного плательщику на подачу возражений (п. 1, 7 ст. 101 НК РФ).
Срок рассмотрения материалов камеральной проверки и вынесения решения по его результатам может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Иногда руководитель ИФНС (его заместитель) по результатам рассмотрения материалов проверки принимает решение о необходимости проведения дополнительных мероприятий. Узнать подробности этой процедуры можно в ст. 101 НК РФ.
Решение о привлечении к ответственности/об отказе в привлечении, вынесенное по итогам камеральной проверки, должно быть вручено плательщику в течение 5 рабочих дней со дня вынесения (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Если вы не согласны с принятым по итогам камеральной проверки решением, то его можно обжаловать. Причем важно знать, что сначала решение обжалуется в УФНС вашего региона, и только потом, если результат вас не устроит, вы можете обратиться в суд – сразу подать иск в суд вы не имеете права (п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).
Кстати, решение по итогам камеральной проверки должно содержать, в том числе следующую информацию (п. 8 ст. 101 НК РФ):
- срок, в течение которого плательщик вправе обжаловать решение;
- порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган;
- наименование этого органа, его место нахождения;
- другие необходимые сведения.
От чего зависит срок камеральной проверки 3-НДФЛ
Каждая поступившая налоговикам декларация подвергается камеральной проверке — одной из форм налогового контроля. Декларация 3-НДФЛ не исключение. Отраженные в ней сведения и приложенные документы подлежат проверке с учетом следующих условий по срокам:
- контрольные процедуры могут продолжаться любое количество времени (например, 1 день или 3 недели), но не могут выходить за пределы 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ);
- начальная дата проверки 3-НДФЛ совпадает с моментом ее получения инспектором.
Какими путями 3-НДФЛ может попасть в инспекцию, см. в материалах:
Срок проверки налоговой декларации 3-НДФЛ внутри 3-месячного периода может зависеть от нескольких факторов:
- объема отраженных в отчете данных;
- количества подтверждающих документов;
- наличия в представленных данных противоречий, несоответствий с имеющимися у инспектора данными и (или) ошибок;
- загруженности налогового инспектора и т. д.
В какой срок проводится камеральная проверка 3-НДФЛ, поданная ИП? Меняется ли срок проверки в случае подачи уточненки? Как ИП заполнить и подать декларцию 3-НДФЛ? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и бесплатно изучите консультанцию экспертов.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос №1: Если пропущен срок обжалования камеральной проверки, можно ли что-то предпринять?
Пропущенные сроки по обжалованию восстановить можно, если причина пропуска уважительная и это можно подтвердить. Для этого нужно составить ходатайство о восстановлении срока с объяснением причин пропуска. К нему следует приложить подтверждающие документы. Срок восстанавливает вышестоящий налоговый орган.
Вопрос №2: Проводится ли камеральная проверка уточненной декларации?
Да, проводится общим порядком. Как положено, после ее подачи на протяжении трех месяцев. При этом камеральная проверка по первичной декларации прекращается. Во время проверки «уточненки» могут использовать данные, полученные предшествующей проверки.
Судебные акты в пользу налогоплательщиков.
В качестве примера приведем Постановление ФАС ДВО от 11.03.2014 № Ф03-557/2014.
Налоговая инспекция после окончания выездной проверки на протяжении трех месяцев предпринимала попытки уведомить организацию о времени и месте рассмотрения итогов контрольных мероприятий. Ситуация осложнялась тем, что место нахождения органов управления общества, являющееся его юридическим адресом, было значительно удалено (свыше 500 км) от расположения инспекции. Кроме того, почтовый адрес организации не совпадал с юридическим.
Первоначально рассмотрение результатов проверки было назначено налоговым органом на 20.09.2012. Соответствующее извещение за месяц до указанной даты проверяющие направили по юридическому и почтовому адресам организации. Впоследствии рассмотрение переносилось трижды, поскольку на очередную назначенную дату инспекция не располагала сведениями о вручении налогоплательщику заказных писем (вся корреспонденция была получена, но с опозданием). Проверяющие неоднократно пытались вручить представителям общества (правда, безуспешно) извещения о времени рассмотрения материалов проверки, выезжая по юридическому и почтовому адресам. По этим же адресам направлялись телеграммы.
Статьи 101 и 101.4 НК РФ не содержат оговорок о необходимости извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату под расписку. В связи с этим названное извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом, например путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передачи в электронном виде по ТКС (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).
В итоге рассмотрение состоялось в назначенное время 16.11.2012 в отсутствие налогоплательщика – но только после того, как у инспекции появилась информация, что заказная корреспонденция с очередным извещением вручена представителю организации 13.11.2012 (копия почтового уведомления по запросу налогового органа поступила из отделения связи по факсимильной связи).
Суды трех инстанций отклонили доводы инспекции о соблюдении процедуры вынесения решения. Арбитры установили, что письмо, в котором находилось извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки, выдано в почтовом отделении неустановленному лицу, не имеющему отношения к налогоплательщику. Соответствующей доверенностью полномочия этого лица контролеры не подтвердили. Не признали судьи и факсимильную копию почтового уведомления о вручении заказного письма. Налоговики не зарегистрировали данный документ в качестве входящего. Следовательно, доказательствами того, что названная копия была в инспекции на дату рассмотрения результатов проверки и вынесения решения (19.11.2012), налоговый орган не располагал. Оригинал почтового уведомления с отметкой о вручении корреспонденции поступил в инспекцию 19.11.2012.
В связи с данными обстоятельствами арбитры пришли к выводу: налоговый орган не предоставил налогоплательщику возможность принять участие в рассмотрении материалов проверки, поскольку решение о привлечении к ответственности было вынесено в отсутствие заявителя, не извещенного надлежащим образом.
Подобные выводы судьи делают довольно часто. Они считают, что на момент рассмотрения материалов проверки и принятия решения налоговый орган обязан располагать не информацией об отправке заказных писем и иных отправлений, а доказательствами их вручения проверяемому лицу. Арбитры отмечают, что по смыслу п. 3 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) инспекции вправе принять решение о рассмотрении итогов контрольных мероприятий без участия налогоплательщика только при его уведомлении в установленном порядке. Признание последнего надлежаще извещенным о рассмотрении материалов проверки путем направления ему соответствующего уведомления независимо от его получения адресатом положениями ст. 101 НК РФ не предусмотрено. Такая позиция изложена, например, в постановлениях ФАС МО от 24.01.2014 № Ф05-17623/2013, от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013, ФАС ВСО от 25.02.2014 № А19-1342/2013, ФАС СКО от 13.07.2012 № А32-11821/2011 и др.
Однако есть и иная судебная практика.
Как оспорить доначисления и штрафы, указанные в акте налоговой проверки
Изучите доводы проверяющих и на каждый из них подготовьте развернутые мотивированные пояснения.
Часто уже на этом этапе удается отменить некоторые спорные доначисления и штрафы: налоговикам не хочется, чтобы суд указал на ошибки и неправильные выводы проверяющих. По каждому нарушению, зафиксированному в акте, следует:
- объяснить, почему были совершены спорные операции, какая перед вами стояла деловая цель и каких экономических результатов вы планировали достичь;
- указать, что некоторые факты изложены проверяющими некорректно, искажены или вообще не соответствуют действительности;
- подтвердить свои доводы первичными документами, выводами экспертизы, показаниями свидетелей;
- усилить свою правовую позицию арбитражной практикой по аналогичным вопросам;
- указать процедурные нарушения во время проверки, если они были.
Сроки оформления документации
Существуют установленные законодательно сроки оформления документации.
Так, если нарушения в ходе камеральной проверки выявлены не были, процедура подходит к автоматическому завершению. Поскольку сообщать плательщику налогов, что проверка началась или кончилась, инспекция не обязана, никаких сроков к этому событию не предусматривается.
В случае, когда нарушения все же имели место быть, активны следующие временные границы:
- ровно 10 рабочих дней дается на составление акта по произведенной камеральной проверке;
- через 5 рабочих дней (или ранее, в течение этих 5 дней) искомый акт, составленный службой, вручается для рассмотрения налогоплательщику, по делу которого проверка и проводилась;
- 30 дней дается субъекту, не согласному с решением, вынесенным по его дело, на обжалование акта и подачу возражения по результатам камеральной проверки;
- как только положенный на предоставление возражений срок подойдет концу, в течение 10 дней с его последних суток глава искомого налогового органа обязан произвести рассмотрение собранных при проверке материалов, принять во внимание возражение плательщика и издать решение, согласно которому субъект будет либо привлечен к ответственности за совершенное им правонарушение в области налогового законодательства, либо не получит каких-либо наказаний.
Несмотря на то, что налоговая инспекция не обязана уведомлять субъектов о начале и окончании проведения камеральной проверки, о дополнительной работе с возражениями, а также времени и места рассмотрения обжалованных материалов проверки, необходимо налогоплательщика сообщать.
В некоторых случаях руководящее лицо инспекции может решить, что дело нуждается в увеличении временного срока, отпущенного на рассмотрение собранных к проверке материалов, однако искомый срок не может составить более календарного месяца, то есть 30 дней.