Как научиться смирению? Советы старца Силуана Афонского

10.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как научиться смирению? Советы старца Силуана Афонского». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На протяжении столетий подлинными училищами смирения являлись монастыри. Принимая нового послушника в обитель, старцы ставили перед собой задачу прежде всего уничтожить в его сердце гордость и привить ему смирение. В хороших монастырях в этом отношении исключения не делались ни для кого. Какое бы высокое положение в обществе человек ни занимал, после того, как он давал обет послушания, в монастыре его подвергали традиционным методам внутреннего и внешнего уничижения.

Смирение можно считать многогранным процессом, затрагивающим все аспекты человеческого бытия и продолжающимся на протяжении всего существования индивида.

Если рассматривать смирение, исходя из обстоятельств жизни в качестве внешнего отражения душевного состояния субъекта, то оно является жизненной философией. Раскрывается эта добродетель в ходе духовного саморазвития и выхода за границы собственного Я, которое активно управляет душой индивида и ограничивает её проявления посредством использования негативного реагирования в качестве способа самозащиты.

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое смирение простыми словами, можно заключить, что это понятие, прежде всего, является морально-нравственной чертой, характеризующей отношение человека к своей личности. Это сдержанность духа, безропотность, отсутствие гордыни. Смиренный человек – это скромный, вежливый, почтительный индивид, несклонный к гордыне.

Если говорить о том, что такое смирение кратко, то это существование в гармонии, прежде всего, с собственной персоной и средой.

Многие отождествляют смирение со слабостью характера. Однако подобная трактовка ошибочна. В действительности описываемое качество способствует адекватной оценке собственного места в Мироздании: по отношению к окружению и Создателю. Смирение считается великой добродетелью, которая без показных эффектов часто незаметно для окружения происходит в душе человека.

Рассматриваемое качество для облегчения понимания условно можно разделить на 3 категории: смирение в христианстве, в отношении других лиц и собственной персоны.

Покорность Всевышнему подразумевает видение собственных грехов, упование лишь на милосердие Создателя, а не на личные заслуги, включает безусловную любовь к Творцу вкупе с безропотным перенесением житейских трудностей и невзгод.

Итак, отвечая на вопрос, что такое смирение в православии, можно заключить, что это качество означает стремление подчинить собственную волю – Божественной, воле благой и всесовершенной. Поскольку считается, что в основе любой добродетели стоит Создатель, то со смирением Творец поселяется в душе настоящего христианина.

Описываемое качество смирение по отношению к окружению проявляется в отсутствии раздражения, агрессии, гнева, даже на тех лиц, которые якобы заслуживают. Подобная незлобивость обусловлена тем, что Всевышний любит всех, и того индивида, с которым произошла конфронтация тоже, а также основывается на умении не отождествлять других с их прегрешениями.

Человек, смиренно относящийся к собственной личности, не следит за недостатками окружения, поскольку прекрасно осознаёт свои. Кроме того в любой конфронтации он обвиняет лишь себя. На любой упрёк или даже явное оскорбление смиренный индивид готов искренне произнести «прости».

Вся христианская литература утверждает, что доброе деяние невозможно без смирения. А большинство святых считали, что для того, чтобы оказаться рядом с Всевышним, достаточно обладать из всех добродетелей лишь смирением.

Кроме того, нередко люди задаются вопросом, что такое скромность и смирение, ошибочно отождествляя эти два понятия. Ведь они считаются благородными качествами и важной составляющей духовности. Однако нельзя считать эти две черты синонимами. Поскольку скромность – это, прежде всего, умеренность, сдержанность, спокойствие, способность держаться в рамках, равнодушие к излишествам и роскоши, отсутствие властолюбия и стремления первенствовать, следование рамкам приличия, степенность во взаимодействии с окружением, порядочность.

Что такое принятие ситуации

Принятие – это новый уровень понимания .

Это понимание, что все, что с вами случилось, зачем-то вам нужно.

Понимание, что проблема всегда идет изнутри вас наружу, и проявляется изнутри внешними обстоятельствами. Вы получаете то, что транслируете в Мир.

Внешний Мир сигнализирует вам, через ситуацию, на что обратить внимание в СЕБЕ .

Понимание, что принять ситуацию, это не означает согласиться с несправедливостью происходящего относительно вас, не означает подчиниться обстоятельствам.

Принять – это:

  • Согласиться, что ситуация уже создана и что дальше нужно двигаться исходя из наличия данного факта.
  • Согласиться, что изменить события невозможно, но можно по-другому понять их.
  • Отыскать причину почему эта ситуация возникла в вашей жизни, и понять как поступать, чтобы подобного с вами не происходило.

Смирение с древнейших времен было одним из самых главных добродетелей почти во всех религиях, но его истинное значение почему-то стало раскрывается только в последнее время. Конечно, новые времена диктуют новые парадигмы и понятия, но что касается смирения, это скорее возрождение его изначального смысла.

Если мы посмотрим в словари то увидим существенную разницу в толкованиях этого слова, например в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова: «смирение – это отсутствие гордости, подчинение чужой воле». В духовных источниках смирение рассматривается как противоположность гордыне, и почитается как возможность отрезвить свой ум. Мне как психологу, сразу резонирует аналог самооценки. Действительно, гордыня (в понимании духовных лиц) – это всегда завышенная самооценка и эгоизм, а смирение – это трезвое восприятие себя и окружения, то есть адекватная самооценка. Это важный момент, в понимании этого слова. Смирение это не самоуничижение и подчинение чужой воле (заниженная самооценка) а именно трезвый взгляд на мир и на себя в этом мире.

Смирение – это когда человек живет в гармонии С МИРОМ.

Бескомпромиссный приверженец истины. Долгое время наблюдал жизнь, и со временем начал осознавать, что в созерцательном невмешательстве мудрость, конечно есть, но еще больше ее в следовании естественному ходу вещей и событий во вселенной. Непостижимым образом воля его естества сливается с течением самой жизни, проводником которой он становится.

Наблюдая все явления как есть, ворон освобождается от иллюзий. Рассказывая другим об увиденных истинах, может прослыть за прозорливого ясновидца. На деле же его ясновидение – это простое ясное видение все той же реальности без мысленных шор.

Ложное смирение – стадия птенца, который прячется от жизни в зоне комфорта. Ложная сила – стадия попугая. Его хаотичная активность служит гордыне, и направлена на самоутверждение. Сову на стадии смирения такая мотивация не цепляет, поэтому с сокращением наполеоновских комплексов, снижается и ее личная активность. Сова не прячется от жизни, а принимает все как есть, созерцательно наблюдая за происходящим. Ее смирение – от мудрости, а не от страха перед жизнью.

Пятая стадия — принятие неизбежного

Смириться с неизбежным или, как еще говорят, принять его необходимо для того, чтобы жизнь снова заиграла яркими красками. Это заключительная стадия согласно классификации Элизабет Росс. Но пройти этот этап человек должен самостоятельно, никто не сможет помочь ему преодолеть боль и найти в себе силы принять все случившееся.

На стадии принятия больные люди уже полностью истощены и ждут смерти в качестве избавления. Они просят близких о прощении и анализируют все хорошее, что успели сделать в жизни. Чаще всего в этот период близкие говорят об умиротворении, которое читается на лице умирающего. Он расслабляется и получает удовольствие от каждой прожитой минуты.

Если стресс был вызван иными трагическими событиями, то человек должен полностью «переболеть» ситуацией и вступить в новую жизнь, оправившись от последствий беды. К сожалению, трудно сказать, сколько должен длиться этот этап. Он индивидуален и не поддается контролю. Очень часто смирение внезапно открывает человеку новые горизонты, он вдруг начинает воспринимать жизнь иначе, чем раньше, и полностью меняет свое окружение.

Понимание нашего истинного положения поможет стать смиреннее

Смирение – это определенный уровень самореализации человека. Оно возникает естественным образом, когда у нас есть высшее знание о нашей природе и природе Господа. Когда мы понимаем, что у нас есть качества, которыми можно гордиться, но также понимаем источник этих качеств и наше положение в этом мире. Когда мы понимаем свое изначальное конституционное положение, то это основа для истинного смирения.

Каждый из нас — маленькая десятитысячная частичка кончика волоса. Это размер души, как он описан в Ведах. Каждый из нас – крошечная частичка Бога, обладающая Его качествами, но не Его могуществом. Когда мы это осознаем, то сразу соглашаемся с тем, что мы не контролируем ничего. Все в мироздании контролирует Верховная Личность Бога, Кришна.

Читайте также:  Универсальное пособие на детей: кому положено и сколько будут платить в Чувашии

«Ты, чадо мое, смотри только за собой»,— говорит тебе смирение. А гордость настойчиво приносит тебе те помыслы, о которых ты пишешь. Если смиришься, если осудишь во всех соблазнах себя самого, если скажешь, что ты страдаешь по причине своей страстности и что старец и братия невиновны, то сразу же почувствуешь облегчение от этих помыслов, придет исцеление твоих ран. От других средств исцеления не жди: то есть, чтобы изменились старец и братия, дабы ты получил исцеление. Всуе трудишься. Зло нужно подавить в самом корне, а корень его — гордость, эгоизм, упрямство, своеволие, гнев и тому подобное. Все это излечивается лишь одним лекарством. Вот оно: возложение всей тяжести вины и искушения на самого себя. Всегда говори: «Я сам виноват. Все дело во мне. Я это терплю из-за своей страстности. Никто не виновен в моих страданиях, кроме меня, треокаянного».

Да, чадо мое, это и есть сущая правда, подлинная действительность. Поступай согласно моим советам, делай так и узришь настоящее душевное здравие и исцеление.

Вся суть, чадо мое, в том, что ты обуреваешься духом гордости и родственными ему тщеславием и возношением, вкупе с постыдными и хульными помыслами.

Знай, чадо мое, что дух гордости одолеть чрезвычайно трудно, а дух тщеславия многоголов, как чертополох. Как бы ты ни изменял свой помысл или образ жизни, все будешь натыкаться на его колючки. И если так обстоит дело, то как же быть? Будем использовать любое средство, будь оно мысленным или вещественным, для смирения. Будем в первую очередь понуждать свой помысл мыслить смиренно, а освобождение от страсти или облегчение от нее возложим на Божественный Промысл, чтобы он сам все устроил. Мы со своей стороны будем подвизаться, а Бог соответственно нашему подвигу поможет нам.

Об ужасной страсти тщеславия святой Иоанн Лествичник говорит: «Тщеславие — до смерти», то есть до смерти мы будем обуреваться тщеславием, с той лишь разницей, что со временем его ослабит наше противодействие и многократное познание его лживости.

Плачь пред Богом, чтобы Он даровал тебе дух смирения, ибо только посредством смирения ты будешь восходить горе́, к любви Божией. Духовное преуспеяние состоит не в чем ином, как в стяжании смиренномудрия. Иисус, будучи Богом, так глубоко смирил Себя! А мы, ничтожные [7] по естеству, возносимся и, подобно павлину, распускаем свой хвост! Но когда мы впадем в какое-либо искушение и позна́ем нашу срамоту, то есть прогнившее состояние нашей души, тогда поймем, что мы по естеству — Адамов род и что гордость не смиряется иначе, как пощечинами и падениями.

Слезы со скорбью приносят многое смирение, посему терпи, прося у Подателя благ: «Не презри мя, блуднаго, Рождейся от Девы. Не презри моих слез, Радосте Ангелов. Но приими мя, кающагося, и спаси мя» [8].

Я желаю, чтобы смиренный сердцем Иисус даровал тебе Свое сердце, да вкусишь от его чистоты.

Святой Бог попускает любящим Его искушения, дабы научить их борьбе. Когда благодать Божия отступает, тогда поднимается облако искушений, и человек доходит до того, что говорит: «Вот, Бог оставил меня!». Тысячи помыслов, удушье души, везде мрак и грех!

Все это делает святая Премудрость, святой Бог, и мы научаемся, что только Бог может нас спасти и что без Бога все наши труды — сор и солома, которые будут развеяны при малейшем ветерке искушения, и обнаружится, что мы ржавые железки, слабые и не способные противостать ни одному искушению без содействующей благодати святаго Бога.

Благодать Божественного Промысла таким образом преподает нам урок самопознания, то есть истинного смирения, сознательного, твердого и непоколебимого, потому что построить духовное здание без него мы не сможем.

Господь доводит нас до отчаяния, дабы мы были вынуждены призывать Его скорбно и горестно, чтобы во время вопля к Нему освящались наши уста и сердце.

Всему этому учат искушения. Будем молиться, чтобы Бог покрывал нас от искушений, но если они придут, мы должны переносить их с терпением и мудростью, дабы получить от них пользу. Посему во всем имей терпение и спасайся.

О смирении православных подвижников

Спрашивающему «как научиться смирению?» стоит ознакомиться с примерами проявления духовной силы у православных подвижников. Раннехристианская мученица Фавста была жестоко истязаема за свою веру, будучи совсем юной . Она кротко переносила все пытки, прославляла Господа и просила Всевышнего о прощении её мучителей. Видя невероятную силу веры и любви отроковицы, палач прекратил истязания, принял Христа и сам стал мучеником. Так смирение и любовь одержали победу над ненавистью и жестокостью.

В Древнем Патерике есть рассказ, как некая женщина оклеветала преподобного Макария. Она сказала, что беременна от старца. Отшельник проявил смирение и не стал оправдываться, а наоборот, начал заботиться об обидчице. Рожая в страшных муках, женщина раскаялась и призналась, что носит ребёнка от другого мужчины. Ранее поверившие клевете люди пошли к старцу, чтобы попросить у него прощения. Но отшельник снова явил смирение и убежал от них.

Обратимся к примеру из современности. Игумен Киприан (Ященко) приводит рассказ протоиерея, который во время учёбы жил в одной комнате с будущим Патриархом Алексием. Рассказчик признался, что нередко ставил своего соседа в ситуации, требующие немалого смирения. И каждый раз Алексий вёл себя кротко и безропотно. Даже став Патриархом, он часто с благодарностью вспоминал своего бывшего обидчика, научившего его смирению.

Протоиерей Сергий Правдолюбов рассказывает, что у него была благочестивая прихожанка, усердно ходившая в храм. Её неверующий супруг относился к этому крайне агрессивно. Доходило даже до рукоприкладства. Во всём же остальном муж был примерным и заботливым. Женщина продолжала тайком посещать храм и старалась не раздражать свою вторую половину долгим отсутствием. Она смиренно уповала на Бога и молилась за мужа, хотя имела основания развестись с ним. Однажды супруги были Сергиевом Посаде. К удивлению женщины, муж проявил желание посетить Троице-Сергиеву Лавру. После визита в монастырь он перестал бранить супругу за её веру и даже предложил поселиться возле Лавры. Семейная пара переехала в Сергиев Посад, и мужчина постепенно воцерковился.

Как стать кротким человеком

Для обретения этой добродетели необходимо всем сердцем захотеть достичь подобного состояния.

Практические советы:

  1. Пользуясь примерами из жизни святых, работать над собой, быть бдительным каждый миг своей жизни. Перестать оправдываться, спорить и доказывать свою правоту.
  2. Решившись идти столь тесным путем, необходимо отвергнуть весь мир, отсечь все богатства и кажущиеся необходимыми вещи.
  3. Найти духовника, указывающего путь.
  4. Нужно быть готовым переносить всяческие оскорбления и обвинения, даже если они напрасны и неправдивы. При этом сохранять молчание не только внешнее, но и внутреннее.
  5. На примере святых отцов церкви благословлять своих поносителей.

Смирение — это добровольное желание

00:06:28 Итак очень часто, когда люди слышат слово смирение, у них появляется такая немножко как бы такое ощущение, ну что ли брезгливости легкой такой, что-то такое как бы связанное каким-то таким с чем-то таким с уродничеством, самоунижением таким, самоуничтожением, какой-то неполноценностью такой вот. Неполноценный человек, может быть. Человек, который не имеет, он смиренен. Вот что ему сказали, то он и принял. Так меня иногда спрашивают, как вы считаете. Я говорю, я никак не считаю, но Веды говорят. И люди говорят. В смысле, я никак сам лично не считаю, просто считаю, что Веды это правильный источник знания.

00:07:05 Я стараюсь лично не считать. И они говорят, подождите, но как бы, вы должны свою точку, но как бы вы же личность, то есть вы же должны как-то себя представлять. Что же вы, что вам сказали, то вы как дурачок все принимаете, что прочитали. Вы же свою точку зрения тоже должны иметь. Это моя точка зрения, что лучший источник знания об этом мире, о себе, о свих эмоциях, о своей любви, о близких людях, о своих отношениях с Богом, о своем теле являются Веды, о своей судьбе. Это точка зрения. Все дальше из нее вытекает.

00:07:36 Так вот в Ведах говорится, объясняется это на разных примерах, что смирение на самом деле это отличается. У нас есть такая подтема «чем смирение отличается от уважения». Там опечатка в программках, «от уважения» написано, простите. На самом деле, чем смирение отличается от унижения. Кто-нибудь знает это? Нет? Кто-то может сказать с места? То есть опять-таки не ответ готовый, который я жду, а ваше мнение. Давайте соразмерим личное мнение и мнение Вед. Посмотрим, насколько мы близки, можем быть или далеки. Какая главная разница между человеком смиренным и человеком, который просто подчиняется или унижается. Одно добровольно, другое нет. Да версия близка. Ваш вариант такой, что у него есть своя точка зрения. Да, в общем, ответы они тоже такие 64 измерений, потихоньку складывается полная картина. Видите? Говорят, сколько людей, столько мнений. Но на самом деле из многих мнений может сложиться.

Читайте также:  Что полагается за третьего ребенка?

00:08:31 Но главное в нашем как бы ключе того вопроса, который мы исследуем здесь уже можно сказать полтора года, это желания, если вы заметили, то мы исследуем такую тему как желания. Потому что личность реализуется через желания. Так вот, оказывается, через эту энергию желать, энергию души, желать, без которой человек просто уже либо мертв, либо просто медленно умирает. Если человек не желает, мы очень много говорили на прошлой лекции, если он не желает или делает вид что желает, то на самом деле его жизнь она может быть лишена опасности, лишена угроз, разочарований, страха, но она мало чем отличается от смерти такая жизнь. Когда мы либо вообще отказываемся желать, либо желаем то, что удобней. Это то же самое, это тот же самый скрытый отказ желать, когда мы придумываем себе к чему надо стремиться и чего желать.

00:09:19 Поэтому смирение, ну, смирение это как бы ключ к раскрытию смысла этого понятия, тоже дает желания. Потому что желания очень яркий красивый ориентир, красивая точка отсчета для того, чтобы понять свою природу, понять свои проблемы. Желания это очень серьезно, потому что это неотъемлемое качество души. Так вот с помощью желания. Как я вам говорил, что как ювелир он определяет настоящий камень. Есть у ювелиров, есть такое пробный камень, по-моему, называется пробный камень. Он когда проводят по, насколько я помню. Если ювелиры есть, поправьте меня. Проводят по драгоценному камню, то на нем остается, этим пробным камнем, на нем остается след. Такая слегка заметная золотистая полоска. Если проводят по стеклу, то этого следа не остается. Я могу перепутать. Но техника такая примерно.

00:10:03 Так вот мы берем такой пробный камень, наши желания и пытаемся понять, в какие моменты жизни мы смиренны, а в какие моменты жизни мы унижаемся. Ориентир хороший был дан на счет того, что свободно или добровольно,или нет. Дальше был хороший пример дан, что когда мы подчинились кому-то, но при этом чувствуем себя счастливо. Не чувствуем, что какое-то насилие над нами совершилось. Хороший пример.

00:10:27 Но с точки зрения желания, смирение является способностью желать и соглашаться с тем, что время исполнения моему желанию ещё не настало. Это и есть главное проявление смирения. То есть, не переставая желать, смиренно принимать те условия, в которых я нахожусь сейчас, соглашаясь с тем, что я пока не могу получить желаемое в той форме и в те сроки, которые я хотел бы. Пока не могу получить. В свою очередь как противоположность гордыня или скорей такую категорию как вожделение, когда. Вожделение обычно с сексуальным желанием связывают этот термин. Но он является противоположностью в определённой степени смирению. И вожделение это энергия, которая базируется на желании, то есть желать. Почему иногда говорят желанный, а почему иногда говорят вожделенный в русском языке. Да? «Иэкарэ» да, это в латышском, вожделение. Я не знаю, насколько слово латышское точно передаёт этот фактор.

00:11:27 Но вожделение отличается от желания именно тем же, чем смирение от унижения. Вожделение это когда мы для получения желаемого, для своего желаемого определяем свои формы как мы это получим. Мы сами решаем, что именно так. И второе, мы определяем сроки, когда мы это получим. То есть две категории: сроки, когда я хочу получить желаемое и как, в какой форме. Например, я хочу это сделать сам. Меня не устраивает, что мне кто-то это подарит или просто мне повезет. Я хочу, чтоб это было сделано моими руками, чтобы я мог присвоить себе лавры потом, что я это заслужил. Или я сделал это для близкого человека или ещё что-то. Мне мало просто сидеть и желать людям счастья. Понимаете?

00:12:07 Чем желание счастья отличается от вожделения счастья. Чего я просто буду желать счастья своему мужу, если я могу пойти и ему объяснить, как ему действовать завтра же уже. Что ему надо завтра встать и пойти стать счастливым. И куда пойти я тоже ему скажу, и что делать я тоже ему скажу. Но мы не учитываем один факт, что этому человеку пока по судьбе ещё не положено стать счастливым как бы. Ваша энергия пожертвования психическая энергия пожелания счастья уже возымела силу.

Важно желать искренне

00:20:24 Да потому что он рождается для того, чтобы реализовать какие-то желания. У каждого человека рождение в материальном мире определяется определённым планом, определённым замыслом – зачем я сюда иду, чего я здесь ищу. Понимаете? Мы можем родиться и не видеть никого, потому что зрения нет, у ребенка не сфокусировано зрение. Не понимать, куда мы попали, но точно знайте, что ребенок попадает сюда, потому что у него есть какие-то желания. Он ждет, когда подрастет его тело, он ждет, когда разовьются его чувства, он ждет, когда созреет обстановка. Вступим в Евросоюз или выступим или ещё куда-нибудь. И тут начнут реализовываться мои желания давнишние отчаянные из прошлой жизни.

00:20:59 Секрет такой: за каждое, за каждое малейшее, просто, если вы захотите меня увидеть без серьги один раз. Вот просто такое желание у вас будет, ну вот хоть раз бы увидеть без серьги, вот странный какой-то, нормально, просто не с крашеными волосами. Вот цель моей всей жизни. Просто нормального человека. Лекции вроде бы ничего, но вот эта серьга вот просто убивает. Можно родиться из-за этого, представляете? Можно родиться только ради этого, представляете? Но это же абсурд.

00:21:23 Поэтому если ради такого родиться, то раз вы родились, придется умереть. Вот теория. Вот вам простая, очень простая теория. За каждое желание плотим смертью за каждое. Так не стоит ли взять их под контроль, в конце концов. Не стоит ли, по крайней мере, знать, за что умираем, то есть за что рождаемся соответственно. То есть если вы собираетесь родиться в следующий раз, так, наверное, уж стоит родиться за что-нибудь такое или если не собираетесь, Веды дают и такой шанс. Они говорят, можно прекратить это безобразие. Если не собираетесь. То тогда будьте добры разберитесь со своими желаниями, отжелайте в доску, извиняюсь, всё, что вам положено отжелать в этой жизни. Мы должны перестать подменять желания и желать то, что нам кажется или удобнее желать, или это желают другие или нас уговорили желать, или ещё что-нибудь. Понимаете?

00:22:08 Потому что за принятые желания других вот навязали вам, убедили вам что вот, если вы в Ирландию на клубнику не поедите в мае месяце, то самые неудачливые люди в Латвии. Все, вот кто-то убедил вас так. Да, предположим? И человек убедился, а он уже так пенсионного возраста предположим. И он думает, нет, я должен поехать, в этом совершенство жизни. Хотя бы мир посмотрю. Представляете? Там мир посмотришь, там все равно, что бывший совхоз «Пуре», то же самое, те же поля, та же клубника. Но он думает, поеду, хотя бы посмотрю мир. И умер такой. Представляете? Если он умер с этим дурацким желанием ехать в Ирландию собирать клубнику, он должен родиться снова. Это говорят Веды. Там нет никаких шансов. Желание чудовищная сила. Она тащит тонкое тело к объекту своего желания, даже если это желание самое чокнутое, самое абсурдное, самое безумное. Представляете, снова родиться, мучительно рождаться. Веды говорят, что это процесс не самый, мы не можем его описать к счастью никто, свой процесс рождения, этот кошмар. Но Веды говорят, если кого-то хроники собственного рождения интересуют, читайте особенные разделы. Жутче картины придумать нельзя даже, чем рождение.

Читайте также:  Открытие осенней охоты 2023 года

00:23:17 Смерть в Ведах считается более менее безобидным процессом. От случая к случаю довольно бывает безболезненным. Но рождение всегда кошмарно, оно всегда кошмарно. Люди бывает, что умирают спокойно, это факт. Благостный человек умирает спокойно. Он говорит, все, я оставляю вас, не поминайте меня лихом, все, или прошу считать меня там героем. Что-нибудь такое. Достойная смерть, спокойная смерть, такое бывает. Но легкого и спокойного рождения не бывает, вот не бывает никогда. Это всегда кошмар. Для того, кто рождается это всегда кошмар. И его как бы кратковременность она не решает суть дела. Поэтому рождаться приходится за каждое желание, даже если у вас желание чтобы муж понял, как мне было плохо. Вот такое желание может быть. Чтобы он понял гад, как мне было плохо, когда он мне с этой красавицей мне изменил. Вот ради этого родилась. Нормальная цена, вы считаете?

00:24:10 Поэтому подчинение или отказ от своих желаний является самый отвратительный, самым отвратительным преступлением против себя самого. Это самое низкое унижение, которое может потерпеть человек под давлением обстоятельств, потому что вокруг кому-то это неприятно или не принято, или у людей другие желания, или так желать считается в этом обществе стыдно. Например, до некоторых пор было очень стыдно, если девушка она, скажем, ей 20 лет и она целомудренна. Это было стыдно, считалось не так давно. Когда-то это было совершенно естественно, потом это стало стыдно. Теперь это становится кое-где опять, как бы входит в моду.

00:24:49 В Америке миллион, миллион участников движения за целомудрие до брака. Миллион человек насчитывает эта ну можно сказать почти организация. Молодые люди, которые не вступают в сексуальные связи, пока не вступают в брак. Их около миллиона. Большая страна, нетрудно набрать. Ну, то есть какие-то идеи, такие движения есть. Иногда это хорошие движения, иногда плохие. Но дело в том, что если в каком бы движении вы ни приняли участие в большом или маленьком, в огромной партии или в маленькой секте, неважно где, отвечать за свои желания придется самому. Потому что за каждое из своих желаний приходится платить чем: рождением, старостью, болезнями и смертью. Очень дорогая цена.

00:25:26 Интересно что этот принцип он похож на «Давану картэ». Знаете «Давану картэ»? Карты, да в магазинах? Вы можете взять на всю сумму. Но если вы берете на полсуммы, сдачи никто давать не будет. Факт, есть такое? Так устроена «Давану картэ»? Поэтому я говорю жизнь это, то есть наша способность желать, это определённая «Давану картэ». Можете купить себе машину «Аристон» в следующей жизни вместо «Индезита». То есть вы будете неандертальцем. В следующей жизни вы уже с машиной «Аристон» стиральной образца 2005 года, представьте, где-нибудь в 2062-ом родившись, вы будете просто, музей древности у вас будет дома. Но желание будет исполнено. Вы её купите. Я не знаю где, со свалки или в антикварном музее, вы её купите. Потому что в этой жизни человек прожил и так умер, не достигнув этого, или машину BMV или ещё что-нибудь неважно или дом где-нибудь.

00:26:14 То есть на самом деле наши желания, когда мы поворачиваем эту «Давану картэ» переворачиваем наоборот и говорим «Давану картэ» на исполнение любых желаний и смотрим, сколько за неё платить, то есть с рождения, смерть это само собой. Смерть это в этой жизни это расчет за то, что мы здесь зачем-то родились, мы сюда хотели, поэтому придется это переживать здесь. Но ещё раз родиться, мы непременно родимся из-за какую-то ерунду, может быть из-за какую-то ерунду, просто за какую-то. За то, что кого-то не простили, просто вот встали в позу и человека, который нам сделал больно, мы сказали, а вот нет, я не буду тебя прощать, я тебя не прощу, не могу. Все, ты не заслуживаешь. Я слишком долго терпела, ты слишком долго надо мной издевался. Кто кого наказал, — не понятно. Просто чтобы.

00:27:02 Даже если человек взял в долг, Веды говорят, взял в долг и не отдал, представляете, пятерку не отдал, — старость, рождение, смерть. То есть, Даванэ картэ такая, ты взял там одну зубную щетку, всю Давану карту забирают. Ты взял набор косметики большой или дорогие шампуни, то же самое, — вся карта, иногда надо доплачивать. Если хочешь очень большое надо доплачивать.

Смирение противопоставляется в православном вероучении гордыне. Последняя характеризуется необоснованной убежденностью человека в собственной исключительности по сравнению с другими людьми, завышенной самооценкой и непомерными амбициями. Говоря современным языком, гордый человек неадекватен, он «летит» в части восприятия себя и окружающей реальности. Смирение же выступает лекарством, антидотом, позитивной противоположностью гордыне.

Если гордыня – неадекватна по своей природе, выходит, что смирение выступает в качестве «трезвой» характеристики человека по отношению к Богу, себе и людям.

Смиренный человек объективно воспринимает, или, по крайней мере, стремится, объективно воспринимать все три перечисленные выше личностные сферы.

Понятие смирения лишается христианского смысла вне религиозного контекста. Как мы видим, за подавляющими личность человека «страшилками» скрывается всего-то объективная самооценка и соответствующее отношение к другим личностям. Увы, православная современность скопила не на один том печальных историй псевдосмирения, за которыми – поломанные судьбы и лакированная лоском самоуничижения гордыня.

Ложное смирение, самоуничижение

«Выше головы не прыгнешь». «Наше дело терпеть». «Значит, выйду замуж за алкоголика, так видно на роду написано». «Друзья говорят, смирись, такая твоя доля». Тот момент, когда в четырех коротких фразах емко укладывается вся поврежденность современного понятия смирения в головах христиан. Разберем все по порядку.

Самые распространенные виды «народного» смирения в наши дни – это деструктивное самоунижение, маскировка слабости и безответственности, и игра мирян в аскетическо-пустынное духовничество с отдающим (или нет) себе в этом отчет священником.

Выйти замуж за нелюбимого человека с убежденностью, что «его послал Бог» – просто песня душевной боли.

Девушка или женщина не может выйти замуж так быстро, как хотелось бы ей. И представители православного сообщества вдруг в один миг начинают ее убеждать, что вот сейчас она молится, значит, должен со дня на день появиться любимый. На горизонте, допустим, появляется человек, но он, прямо скажем, девушке не нравится. Как человек. Но знакомые просто бомбардируют ее: ты должна выйти за него замуж! Это от Бога!

Ну, старчество, проникшее уже в ряды мирян, оставим для отдельного текста, а вот на счет добровольного взятия на себя подобного бремени как заведомо несчастливый брак… Поправьте, но мне всегда казалось, что семья – место радости, союз любящих и дополняющих друг друга сердце, точка творческого взаимораскрытия, место безопасности и надежный тыл. Или место скорби, страданий, тягот и лишений, где один супруг постоянно причиняет боль другому?

Смирение означает осознанное самоуничижение человека для борьбы с гордыней. Это осмысление собственных недостатков, порождающее отсутствие гордости и высокомерия. Также смирением называют отсечение своей воли ради послушания. Протоиерей Андрей Ефанов, на вопрос «что такое смирение» отвечает — это трезвый взгляд на себя грешного. Священник сравнивает состояние души без смирения с опьянением. Пьяный человек не видит себя со стороны. Он находится в «эйфории» и неправильно оценивает всё происходящее вокруг и внутри себя. Так и горделивая душа не может под правильным углом увидеть свои отношения с ближними и Богом. Итак, смирение — это состояние адекватной самооценки человека. Это верное понимание своего духовного состояния и стремление исправиться.

Каждая добродетель побеждает определённые страсти. Например, постом искореняется чревоугодие, молитвой – уныние и ропот. Смирение в Православии – это победа над гордыней и вытекающими из неё тщеславием, завистью, презрением, лукавством, лицемерием. Смирение неразрывно связано с другими добродетелями.

Так, преподобный Амвросий Оптинский говорил, что

«любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви» («Творения»).

Слово «смирение» имеет корень «мир». Именно так можно описать состояние смиренной души – мир с собой, с ближними, с Богом.


Похожие записи: