Запрещают въезд на территорию дома. Законно ли?

06.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Запрещают въезд на территорию дома. Законно ли?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если машина уже свернула во двор, пункт 8.3 ПДД неприменим – водитель не имеет преимущества перед другими автомобилистами. Пункт 17.3 тоже не действует. Водитель выезжающего авто при узком проезде и однополосном движении никуда выехать не сможет, потому что ему навстречу движется препятствие в виде заехавшего на территорию транспорта. Если он решит остановиться и стоять, то обязанности пропускать других автомобилистов у него не будет.

Обозначение прилегающей территории в ПДД

Само понятие и его расшифровка есть в пункте 1.2 Правил:

Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

То есть это путь, дающий возможность подъехать к какому-либо объекту (дому или предприятию, парковке, заправке и т.д.). Но его нельзя использовать для следования из пункта L в N, если оба они располагаются за пределами примыкающей зоны.

Этот участок иногда легко перепутать с перекрестком. Отличить его помогают некоторые дорожные знаки:

  • 5.21 и 5.22. Первый сигнализирует о начале жилой зоны, второй – о ее окончании.
  • 7.3. Его ставят там, где находится въезд на АЗС.
  • 3.2. Запрещает сквозное следование.
  • 3.1. Сигнализирует о том, что въезжать на участок через эту дорогу нельзя.

Нарушения в парковке

Нельзя парковаться на газонах, не предназначенных для размещения автомобилей местах, в непосредственной близости у подъездов – так, чтобы автомобили перекрывали нормальные вход и выход.

За парковку на газоне можно получить штраф, если законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена такая ответственность. Например, в г. Москве размер штрафа составляет 5000 рублей, а в г. Санкт-Петербурге – 3000-5000 рублей.

За парковку на детской площадке или спортивной площадке – штраф от 500 рублей до 2500 рублей в зависимости от города.

Если автомобиль стоит так, что мешает проезду других транспортных средств, штраф составляет сумму в размере 2000 рублей (ч. 4 ст. 12.19 КоАП).

Важно! Для должностных лиц и юридических лиц штрафы за неправильную парковку гораздо больше. Для первых за парковку на газоне они могут составлять 5000 – 40000 рублей, а для вторых даже 150000 – 500000 рублей.

Как разъехаться во дворе

Как правило, при движении двух автомобилей навстречу друг другу одному из них приходятся сдавать задним ходом для того, чтобы обеспечить беспрепятственный объезд другому. Кто именно должен сдавать назад? По соображениям безопасности назад должен сдавать автомобиль, которому для достижения цели требуется проехать наименьшее расстояние. Заставлять встречный автомобиль выезжать задним ходом до самого въезда во двор не только глупо, но и опасно При этом исключение составляют случаи, когда за рулем автомобиля, который должен бы ехать задним ходом, оказывается начинающий водитель. Как правило, движение задом представляет огромную сложность для новичков. В подобных ситуациях задних ход в исполнении более опытного водителя будет намного безопаснее, даже если расстояние, которое необходимо проехать, будет больше.

Выполняя встречный разъезд во дворах, вовсе не обязательно выезжать задним ходом до самого выезда из двора. Практически в каждом дворе присутствуют расширения, образовавшие стихийно или специально сохраняемые автовладельцами для таких случаев. Для разъезда обычно бывает достаточно принять правее в зоне подобного расширения и остановиться, дав встречному автомобилю возможность проехать. Вариантом данного метода является въезд на любое свободное парковочное место. Паркуемся, встречный автомобиль проезжает, выезжаем и продолжаем движение.

Особый путь решения возникает в случаях, когда один из автомобилей, участвующих в разъезде, является внедорожником. В большинстве дворов проезжая часть окаймляется по бокам некой грунтовой дорожкой, часто размытой и грязной. Легковой автомобиль не сможет воспользоваться данной зоной для разъезда. А вот для внедорожника это не является проблемой Автомобиль, обладающий внедорожными качествами, смещается на грязную обочину, легковой автомобиль проезжает, внедорожник возвращается на дорогу и продолжает движение в нужном направлении.

Все вышесказанное касалось непосредственного разъезда при движении по одной полосе в противоположных направлениях. Однако в современных дворах существуют и перекрестки дорог, на которые действуют определенные правила дорожного движения. Так, проезд перекрестков по дворах должен осуществляться аналогично таковому на дорогах общего пользования (нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог) – по помехе справа. Тоже самое касается и маневрирования на ограниченной площади нескольких автомобилей. Как правило, при разборе ДТП во дворах основным правилом, которым руководствуются сотрудники ГИБДД, является правило «правой руки».

Читайте также:  Алименты в 2023 году: какой будет минимальный размер на одного и двух детей?

Чтобы лучше понять, как работает это правило, лучше рассмотреть конкретные примеры, они помогут понять, как вести себя в спорных ситуациях.

  • Простой пример: автомобиль выезжает из арки жилого дома, как понять, считается ли это прилегающей зоной? Здесь разобраться довольно просто, так как в правилах ясно сказано, что двор жилого дома принадлежит к категории прилегающих территорий.
  • Еще одна распространенная ситуация – во двор одновременно хотят заехать две машины, одна уже начала маневр и заехала на дворовую зону. И тут из неё выезжает другой автомобиль, пытаясь выехать – что делать в такой ситуации, кто и кому должен уступать? Это ситуация «встречного разъезда», и в правилах нет конкретной информации на этот счет, водителям придется разбираться самостоятельно. Поэтому очень важно перед заездом во двор выпустить все автомобили и только потом заезжать самому, чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации. Но если это всё же произошло, должен уступить тот водитель, у которого больше места для маневра и которому не будут мешать другие автомобили.

Разъезд при въезде (выезде) из жилой зоны

Если с выездом и заездом на дворовой участок предельно ясно, так как манёвры чётко прописаны в ПДД, то при встрече двух машин на узкой дороге во дворе, где отсутствуют разметки и дорожные знаки, ситуации часто бывают спорными. К тому же такие случаи не регламентируются правилами.
Как должны действовать при встрече на дороге, которая прилегает к жилому массиву, водители двух автомобилей, движущихся в противоположные стороны и не имеющие возможность разминуться, будет зависеть от конкретной ситуации. Разъезд осуществляется согласно благоразумию управляющих транспортом, наличию помех и их договорённости.
Важно! Поскольку много аварий происходит в момент при движении задним ходом, то при таком манёвре во дворе рекомендуется воспользоваться помощью человека, пребывающего на улице.

Договариваться можно при помощи жестов или световых сигналов.
Например, если водитель только начал заезд во двор и увидел, что навстречу двигается другая машина, то ему проще «выпустить» его из двора, а затем самому осуществить заезд.
При встрече машин «нос к носу» сдать назад должно то транспортное средство, у которого для этого имеется больше пространства для движения.

РАЗМЕР ВЗНОСОВ НА УСТАНОВКУ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ШЛАГБАУМОВ.

5.1. Установка двух шлагбаумов осуществляется за счет средств собственников помещений. Разовый платеж за установку шлагбаума составляет: 5.1.1. с жилого помещения 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей. В стоимость включено подключение к системе до 2 (двух) мобильных или городских телефонных номеров для пропуска не более 2 (двух) личных транспортных средств на постоянной основе; 5.1.2. с нежилого помещения либо с юридических лиц, являющихся собственниками жилого помещения, 10 000 (десять тысяч) рублей. В стоимость включено подключение 2 (двух) телефонных номеров для пропуска не более одного автотранспортного средств на постоянной основе. Аналогичный тариф может применяться в отношении собственников жилых помещений, использующих в личных целях транспортные средства, находящиеся в собственности юридических лиц, за исключением транспортных средств, находящихся в долгосрочном лизинге или аренде. Внесение подобных транспортных средств в реестр может осуществляться в исключительном порядке лицом, ответственным за эксплуатацию шлагбаумов при отсутствии возражений со стороны членов СМД и других жильцов.

5.2. Суммы единовременных взносов, не израсходованных на установку и оснащение шлагбаумов, направляются на формирование резервного фонда.

5.3. Ежемесячная абонентская плата устанавливается: 5.3.1. с жилого помещения в размере 100 (ста) рублей за каждый автомобиль. В стоимость включено обслуживание 2 (двух) мобильных или городских номеров телефонов. За каждый последующий номер телефона или номер автомобиля взымается дополнительная плата в размере 100 (ста) рублей; 5.3.2. с нежилого помещения либо юридического лица, являющегося собственником жилого помещения, в размере 500 (пятисот) рублей. Аналогичный тариф может применяться в отношении собственников жилых помещений, использующих в личных целях транспортные средства, находящиеся в собственности юридических лиц, за исключением транспортных средств, находящихся в долгосрочном лизинге или аренде. Внесение подобных транспортных средств в реестр может осуществляться в исключительном порядке лицом, ответственным за эксплуатацию шлагбаумов при отсутствии возражений со стороны членов СМД и других жильцов.

5.4. Размер абонентской платы может меняться в зависимости от стоимости услуг диспетчеризации. Средства из абонентской платы идут на услуги диспетчеризации, технического обслуживания, плановый/срочный ремонт и модернизацию или восстановление ограждающих устройств, оплату интернета и электричества, потребляемого устройствами, а также формирование резервного фонда.

5.5. При нехватке денежных средств на оплату услуг диспетчеризации, лицо, ответственное за эксплуатацию шлагбаумов, доводит данную информацию до жильцов с предоставлением подтверждающих документов. Сумма нехватки равномерно распределяется между жильцами, принявшими участие в финансировании. Данные жильцы получают письменное уведомление о сумме досбора, которая подлежит погашению в течение 2-х недель с даты получения уведомления.

5.6. Резервный фонд может быть израсходован на следующие цели: 5.6.1. внеплановые ремонты шлагбаумов; 5.6.2. дополнительное оснащение шлагбаумов; 5.6.3. замену шлагбаумов или отдельных его элементов в случаях их полной непригодности для дальнейшего использования по назначению; 5.6.4. премирование лица, ответственного за эксплуатацию шлагбаумов (при получении письменного согласия большинства жильцов, принявших участие в финансировании шлагбаумов).

Читайте также:  Кто такие коммориенты — порядок наследования имущества

Правила дорожного движения и официальные правила разъезда

Согласно ПДД, двор является прилегающей территорией, и движение в нем не всегда регламентируется ими. При этом значение может иметь пункт, касающийся разъезда на дороге, одна полоса которой занята препятствием. В соответствии с данным пунктом, дорогу должен уступить тот автомобиль, который движется на спуск, так как движущемуся на подъем автотранспортному средству будет значительно труднее тронуться с места после остановки.

Помимо этого, ПДД регламентируют выезд с прилегающей территории. В данном случае Правила предписывают водителю перед выездом занять крайнее положение на проезжей части и уступить дорогу тем, кто движется по ней. При этом вид транспортного средства и его направление движения значения не имеют. Тоже самое касается и въезда во дворы.

К сожалению, четкой регламентации разъезда в глубине дворов и приоритетов при этом в Правилах Дорожного Движения не приводится, что нередко является причиной конфликтов между автовладельцами, каждый из которых пытается доказать свое преимущество, основываясь на невнятных выдержках из различных законодательных актов. Между тем, все просто. Встречный разъезд во дворах между опытными водителями осуществляется на основе взаимоуважения и неписанных правил подобного маневра.

Касательно ПДД в жилой зоне нужно дать определения ключевым терминам. Двором считается участок земли, который прилегает к дому или хозяйственным постройкам. Но с этим понятием возникает путаница, поскольку в деревнях двором считается личный участок, обнесённый забором. Для него ПДД не действуют.

Для решения этого противоречия используют термин придомовая территория. Под ним понимают территорию, необходимую для обслуживания одного или нескольких домов. Для частных владений такой территорией будет земля, прилегающая к границам частной собственности.

В придомовую территорию входят:

  • Земля, на которой она расположена.
  • Насаждения и элементы благоустройства.

Прилегающей территорией считается земля, которая непосредственно прилегает к дороге. На этом участке может находиться двор, АЗС, предприятие, стоянка, многоквартирные дома и т.п.

Рассмотрим пункты правил дорожного движения, которые относятся к прилегающим территориям.

Из этого определения можно сделать вывод о том, что прилегающая территория должна непосредственно прилегать к дороге, т.е. прилегающая территория не является дорогой.

Из этого определения можно сделать вывод о том, что проезжие части могут существовать только на дорогах и не могут существовать на прилегающих территориях (т.к. прилегающие территории не являются дорогами).

Из этого определения можно сделать вывод о том, что любая приспособленная для движения транспортных средств полоса земли является дорогой. Т.е. любое место, куда смог заехать автомобиль, является дорогой. Соответственно и прилегающая территория является дорогой.

Т.е. рассмотрение вопроса с этой точки зрения приводит к тому, что выезд с прилегающей территории является пересечением проезжих частей.

то выезды с прилегающих территорий не вызывали бы споров и дискуссий. Надеюсь что в следующих редакциях правил дорожного движения эта неоднозначность будет устранена.

Удачи на дорогах!

Разъезд внутри прилегающей территории не регулируется ПДД, однако общие рекомендации дать можно:

  1. При спорной ситуации, когда в узком проезде встречаются два автомобиля, сдать назад и уступить следует водителю того автомобиля, который имеет сзади больше пространства для этого.
  2. Несмотря на то, что приоритет при движении в гору установлен ПДД только для дорог, при наличии сильного уклона во дворе и небольшой ширине проезда уступить должен тот водитель, который едет вниз, то есть с горы.В большинстве случаев водители самостоятельно решают, кто кого пропускает, подавая друг другу сигналы жестами или с помощью фар.

Правила оформления аварии

Для правильного оформления происшествия каждый из участников должен знать, что делать при ДТП во дворе дома. Важно отметить все детали, которые в дальнейшем помогут обосновать свою позицию. В случае наступления аварии участники совершают следующий алгоритм действий:

  1. Остановить автомобиль.
  2. Установить на расстоянии 15 метров от места происшествия знак, оповещающий об аварии.
  3. Оставить ТС без изменения положения. Если вызваны сотрудники ГИБДД или аварийный комиссар, положение не меняется до момента завершения фиксирования ДТП.
  4. Вызвать медицинскую помощь, если есть потерпевшие.
  5. Сообщить об аварии в подразделение ГИБДД.
  6. Оформить документально произошедшее событие.

Участники ДТП вправе самостоятельно разрешить вопрос при наличии следующих факторов:

  • достигнуто согласие;
  • отсутствие пострадавших;
  • размер ущерба не превышает 50 тысяч рублей.

Стороны составляют схему ДТП, а также фиксируют на фото и видео участок, где расположены машины. Рекомендуется найти свидетелей и внести их показания, контактные номера. Европротокол состоит из двух сторон. На лицевой части документа отображается:

  1. Место аварии (точный адрес).
  2. Время столкновения.
  3. Количество машин.
  4. Владельцы ТС.
  5. Сведения от очевидцев.
  6. Перечень полученных повреждений.
  7. Страховые компании.
  8. Отметки на схеме.
  9. Росписи лиц, производящих заполнение, и свидетелей.

На обратной стороне извещения сообщается:

  1. Обстоятельства ДТП.
  2. ФИО человека, который на этот момент управлял ТС.
  3. Возможность дальнейшего продолжения движения автомобилем.

В разделе примечаний указать о наличие фото или видео.

Обязательно вызывается представитель ГИБДД в следующих ситуациях:

  1. Необходимо провести подробное разбирательство, потому что участвовало три или более ТС.
  2. Отсутствие договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами у одного из участников.
  3. Причинен вред здоровью человека. В число пострадавших входят водители и пешеходы.
  4. Сумма возмещения свыше 50000 рублей.
  5. Отсутствие компромисса и невозможность самостоятельно определить виновника.
Читайте также:  Получить свидетельство о рождении ребенка, какие документы нужны в 2023 году

Через двор идет сплошной поток машин. Как с этим бороться?

В нашем дворе самоорганизовался сквозной поток автотранспорта, так как двор находится между двумя платными автодорогами. И срезать через наш двор для водителей стало обычным делом. Но подъезды выходят прямо на эту дорогу. Пробки, гонки, ругань, спецтехника, такси, инкассаторы и мусорки — теперь это стало нормой для жителей.

Обращались через «Добродел» — результат нулевой. Местная администрация перекидывает полномочия на ГИБДД, те — обратно на администрацию.

Мне известен собственник дороги — частная организация, которая входит в крупный строительный холдинг.

Куда и кому писать, чтобы проблему реально решили? Вариантов масса — можно просто перекрыть часть дороги или продлить пешеходную дорожку. Кто в ответе за это?

Двор — это жилая зона. ПДД запрещают сквозное движение автотранспорта через них. Но привлечь к ответственности за такое нарушение будет непросто. Сложно понять, кто во двор по делу заехал, а кто использует его вместо проезжей части.

В вашем случае можно ограничить въезд во двор шлагбаумом или запрещающими знаками. А если ГИБДД и местная администрация не хотят этого делать — можно попробовать обязать их через суд.

Я расскажу, как сделать все правильно. Но мои предложения не исчерпывающие. Очень сложно давать советы, если не видишь схемы двора, дорог и тех дорожных знаков и разметки, которые уже есть.

Что делать, если снова откажут

Очередной отказ можно обжаловать в суде. Для таких случаев есть специальный Кодекс административного судопроизводства РФ. Одна из его задач — контролировать работу чиновников. Если человек считает, что чиновники не работают, — он может обратиться в суд. Суд в рамках КАС рассмотрит, действительно ли чиновники должны были принять меры, и обяжет их сделать это, если выяснится, что это так.

Обжаловать бездействия должностных лиц можно в течение трех месяцев с момента, когда вы получите на руки очередной отказ.

Привлечь к ответственности конкретного чиновника при этом суд не сможет. Но может признать незаконным его бездействие, и обязать, например, установить дорожный знак или ограничить проезд другим способом.

Но в целом установка дорожных знаков по решению суда — это рядовая практика. Приведу пример — прокуратура выявила, что в городе на одном из пешеходных переходов не продублирован дорожный знак «Пешеходный переход». И обратилась в суд, чтобы обязать департамент городского хозяйства мэрии устранить нарушение. Представители мэрии не возражали, что знак нужен, но просили перенести сроки установки на следующий год — потому что в этом году денег в бюджете на такие работы не предусмотрено.

Но суд с доводами мэрии не согласился. Он решил, что нельзя ждать целый год. За это время кто-нибудь может попасть под машину. Иск прокуратуры удовлетворили и обязали мэрию установить дорожный знак.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Отличия перекрестка и выезда

В теории все звучит понятно, а также логично. Но на практике даже бывалые автоюристы не всегда могут сразу разобраться в том, выезд это со двора, либо все-таки перекресток.

Сложнее всего определить это, когда водитель находится на новой территории, где нет никаких опознавательных знаков, на которые можно было бы опереться.

В ситуации, когда нет полной уверенности в статусе участка, лучше уступить дорогу, либо дождаться, пока другой вежливый водитель пропустит ваше транспортное средство.

Еще важно понимать, что в большинстве случаев выезд со двора — это не перекресток. Так что есть высокая вероятность, что в вашей ситуации все аналогично

Когда происходят разборки из-за ДТП, требуется детальнее разбираться в ситуации. Проверять факт наличия сквозного проезда, а также изучать все расположенные с той или иной стороны знаки.

Как беспроблемно определить

Новички зачастую ошибочно воспринимают территорию, непосредственно граничащую с проезжей частью, и ведут себя как на обычном перекрестке. Такие зоны нужно уметь различать, для них существуют отдельные правила. Оградиться от возможных наказаний сотрудников ГАИ поможет четкое понимание требований при выезде и въезде в обоих случаях. Перекресток имеет отличительные черты в виде светофоров, знаков и разметки, все подробности можно узнать при ознакомлении с правилами дорожного движения. Прилегающие участки не оснащаются такими вспомогательными указателями, это четко прописано в инструкции для водителя. Исходя из этого, подобные зоны не могут иметь ничего общего с перекрестками, имея в виду такие признаки, каждый владелец транспортного средства с легкостью разберется в ситуации.


Похожие записи: