Как сделать компанию неинтересной для ФНС: 5 советов от бывшего инспектора
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сделать компанию неинтересной для ФНС: 5 советов от бывшего инспектора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Компании очень часто решаются на этот шаг, видя в нем единственный способ избежать выездной проверки и доначислений. Однако, налоговики такие попытки пресекают и подозрения в недобросовестности компании и уклонении от уплаты налогов только усиливаются.
Несоблюдение трудового законодательства также может привести предпринимателя к налоговой проверке. При этом ФНС учитывает как прямые доказательства нарушений, так и косвенные. К прямым относят сообщения, жалобы работников и контролирующих органов о несоблюдении законов о труде, несвоевременной выплате зарплаты, её выдаче в «конвертах» и т.п.
А к косвенным признакам нарушения трудового законодательства относят как раз низкую зарплату. Если предприниматель официально платит своим работникам только МРОТ, то это повод для ФНС проверить такого налогоплательщика. Ведь это странно, когда средняя зарплата продавца в регионе 20 тыс. рублей, а люди работают в довольно успешном магазине всего за 12 тыс. рублей.
Предприниматели могут и самостоятельно мониторить средний уровень заработной платы в регионе, на который опирается ФНС. Эти сведения регулярно размещаются на региональных сайтах Росстата. Поэтому в интересах бизнесменов платить работникам достойную официальную зарплату. Это один из способов, как избежать налоговой проверки.
Прочие факторы, провоцирующие налоговую проверку:
- Ошибки в проверяемой отчетности;
- Противоречия в сведениях, содержащихся в представленных документах;
- Несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, и данных налогового органа;
- По декларации заявлены суммы налога к возмещению;
- По декларации заявлены налоговые льготы;
- Налогоплательщик исчисляет и платит налог в связи с использованием природных ресурсов;
- Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже среднего уровня по отрасли;
- В отчетности отражены убытки в течение 2-х и более налоговых периодов;
- В налоговой отчетности отражены значительные суммы налоговых вычетов по НДС;
- Рост расходов опережает рост доходов;
- Среднемесячная заработная плата ниже среднего уровня по субъекту РФ в отрасли;
- Неоднократное достижение предельных показателей, предоставляющих право применения специальных налоговых режимов;
- Отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме дохода, полученного за год;
- Непредставление налогоплательщиком налоговому органу пояснений и запрашиваемых документов;
- Неоднократная «миграция» налогоплательщика в налоговых органах;
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
II. Кто может быть представителем налогоплательщика Документальное подтверждение его полномочий Присутствие налогоплательщика при допросе сторонних свидетелей его хозяйственной деятельности.
Чем подтверждаются полномочия представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган?
Статьей 90 НК не ограничен перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе. Организация вправе направить на допрос в качестве сопровождающего штатного юриста или стороннего налогового консультанта (письмо ФНС от 17.08.2020 № ЕА-4-15/13203@). При этом наряду с юристом или адвокатом это может быть даже лицо, не имеющее юридического образования.
Не ограничены также права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного на допрос. (письма Минфина от 18.12.2020 № 03-02-08/111223, ФНС от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@, от 17.08.2020 № ЕА-4-15/13203@).
Тем не менее, несмотря на официальные разяснения ФНС РФ, налоговики «на местах» далеко не всегда озабочены соблюдением права налогоплательщика на квалифицированную юридическую помощь, гарантированную в части 1 статьи 48 Конституции РФ. В ход идут такие аргументы как нарушение налоговой тайны (ст. 102 НК) фактом присутствия на допросе посторонних либо контролеры придираются к неправильному, на их взгляд, оформлению полномочий представителя.
Зачастую налоговики требуют представить доверенность, причем оформленную нотариально. Однако ФНС подтвердила, что доверенность в данном случае не нужна: сопровождающий просто присутствует при допросе, он не является представителем налогоплательщика (письмо от 31.12.2013 № Д-4-2/23706@).
При этом отвечать на вопросы должен свидетель, а не сопровождающий его адвокат или юрист (письмо ФНС от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@).Однако контролировать ход проведения допроса, соблюдения налоговыми инспекторами требований налогового законодательства, либо пресекать неправомерные действия инспектора и вносить замечания в протокол представитель вправе.
Адвокату доверенность также не требуется. Достаточно предъявить ордер, удостоверяющий его полномочия на исполнение определенных поручений доверителя!
В скандальном письме от 10 июля 2018 г. № ЕД‑4–15/13247@ «О профилактике нарушений налогового законодательства» ФНС России тоже попыталась подхватить тренд на ограничение прав налогоплательщика на юридическую помощь, указав одним из признаков «номинальных» лиц присутствие на допросе его представителей (адвокатов).
После обращения Федеральной палаты адвокатов РФ в Генпрокуратуру ФНС РФ все же скорректировала свою позицию. Письмом ФНС России от 21 сентября 2018 г. № ЕД‑4–15/18411@ этот негативный признак был исключен, при этом налоговики особо подчеркнули, что не ограничивают представителей и они по-прежнему могут сопровождать доверителей при визите в налоговую. Таким образом, налогоплательщик дополнительно может взять на вооружение данную официальную правовую позицию фискального органа.
Если же никакие аргументы из вышеперечисленных не действуют и чиновники категорически отказываются допускать представителя к участию в допросе, то обязательно заявляйте о переносе допроса на другой день. Но при этом требуйте, чтобы в повестке поставили отметку о том, что явились на допрос.
Если свидетель явился с представителем, которого не пустил налоговый орган, то это нужно отразить в качестве замечаний к протоколу (постановление 13 ААС от 25.03.2020 по делу №А56-108101/2019)
Раз уж речь зашла о том, кто вправе присутствовать при допросе и об объеме полномочий такого представителя, то нельзя оставить без внимания такой интересный и практически важный вопрос: может ли представитель налогоплательщика присутствовать на допросе стороннего свидетеля (например, его контрагента или работником организации — контрагента)?
Как себя обезопасить?
Единственный способ избежать банковского произвола ─ снизить до минимума вероятность возникновения подозрений в сомнительности операций. Как это сделать? Есть несколько нехитрых рекомендаций:
- По возможности все операции производить по одному счету (платежи по налогам, зарплате и иным перечислениям) ─ ведение операций по разным счетам настораживает банки;
- В каждой платежке указывать реквизиты договоров, а также приводить четкие формулировки основания платежа.
- Если компания меняет адрес, а руководитель ─ номер контактного телефона, своевременно известите банк об этом. Такая, на первый взгляд, мелочь, как отсутствие связи с первым лицом компании, обязательно насторожит службу внутреннего контроля банка. А банкиры не любят клиентов-призраков.
И еще ─ поддерживайте актуальные знания нормативных документов по вопросам банковского контроля. Это позволит свободно ориентироваться в законодательстве и вовремя «подстелить соломки» в отношениях с банкирами.
Государство заинтересовано в получении неуплаченных налогов, поэтому одним из оснований для освобождения от уголовной ответственности является компенсация ущерба. При уклонении от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ) состав возмещения включает недоимку, пени, штраф.
Чтобы добиться прекращения дела, потребуется вернуть долг в полном объеме, в противном случае частичное возмещение будет признано лишь смягчающим обстоятельством при вынесении приговора. Обещания возместить ущерб в будущем не сработают.
В случае сокрытия имущества от взыскания недоимки (ст. 199.2 УК РФ) возместить придется его трехкратную стоимость (а не недоимки). Такой подход к расчету фактически сводит на нет использование данного основания.
Говоря о временных рамках, подчеркнем, что фигурант вправе возместить ущерб до удаления суда в совещательную комнату. Но так было не всегда — до октября 2020 года временной период для возмещения был ограничен назначением судебного заседания. Несмотря на поправки в ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ, до сих пор многие путаются, и неслучайно: закон поменяли, а разъяснения Верховного суда РФ (п. 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15.11.2016 № 48) по-прежнему содержат отсылку к началу судебного разбирательства.
Возместить ущерб может, по сути, кто угодно при условии наличия просьбы (согласия) обвиняемого, в том числе и организация-налогоплательщик.
Но при возмещении ущерба компанией может быть подвох.
Как показывает наша аудиторская практика, самое сложное при профилактике налоговых споров – убедить ИФНС, что ваши договоры с контрагентами не являются фиктивными, а деятельность добросовестна и законна. Для этого из числа партнеров компании в первую очередь необходимо исключить фирмы, имеющие признаки «однодневок». Дело в том, что налоговики не сомневаются: сотрудничая с ними, вы тоже участвуете в незаконных финансовых схемах.
Поэтому к вопросу выбора контрагента нужно относиться очень внимательно. Это должна быть не просто организация или предприниматель, предложивший вам свои услуги, которыми вы с ходу воспользовались. Ориентироваться нужно не только на цены. Ознакомьтесь с первичными регистрационными документами контрагента: копиями устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации.
Выбирая партнера по бизнесу (особенно – стратегического, на длительный период), спросите рекомендации партнеров проверяемой компании, а еще лучше — банка, работающего с ней. Дело в том, что с введением уголовной ответственности за создание фирм-«однодневок» в 2012 году основными налоговыми и информационными агентами фискальных и силовых ведомств станут именно банки. Если банк благонадежен, то есть входит в первые две сотни рейтингов и не имеет действующих санкций ЦБ, то он априори занимается активным информированием Росфинмониторинга, налоговых и правоохранительных органов о деятельности своих клиентов.
В свете последних инструкций Центробанка и ряда подзаконных актов к Федеральному закону № 115-ФЗ1 (например, приказы Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361 «Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)», от 17.02.2011 № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок») контроль за клиентом банк начинает еще до момента открытия расчетного счета. Так, банк обязан проверить, совпадают ли юридический и фактический адреса предприятия. В противном случае он имеет право не открывать счет. Служба безопасности банка должна провести собеседование с генеральным директором компании, выяснить у него суть деятельности предприятия, проверить руководителя на предмет его «массовости» и дисквалификации. После открытия счета банк отслеживает финансовые операции и при любых подозрениях в том, что деятельность компании является незаконной, сообщает в Росфинмониторинг.
Как видим, банк – идеальный вариант мониторинга контрагентов, но получить в свое распоряжение эту информацию очень непросто. Своих «агентов» среди банкиров имеют только крупные компании. Индивидуальным же предпринимателям могу посоветовать «пробивать» потенциальных контрагентов через Интернет и другие открытые источники. В них есть 90 процентов интересующей вас информации. Проанализируйте, как долго и насколько успешно интересующая вас компания работает на рынке. Входит ли она в профессиональные ассоциации? Имела ли проблемы с государственными структурами и контрольными органами? Если есть возможность, поинтересуйтесь информацией о компании у ее бывших ключевых сотрудников, их сведения могут оказаться вам полезны.
Отдельная работа — мониторинг контрагентов компании-партнера. Сама она может не иметь признаков недобросовестного налогоплательщика, а ее контрагенты могут быть именно такими. Это означает, что компания, вероятно, участвует в схемах по незаконному уменьшению налогообложения и уклонению от уплаты налогов.
При проверке своих партнеров по бизнесу особое внимание нужно уделять и «бумажной» работе. Контролируйте, чтобы на всех договорах печати и подписи соответствовали друг другу. Необходимо быть уверенным в том, что печать и подпись подлинные и совпадают с соответствующими образцами.
Проверяйте сквозную нумерацию счетов-фактур, договоров и прочих документов. Несовпадение их номеров на первых и вторых экземплярах существенно увеличивает риск доначислений при проверке. Финансово-хозяйственные документы должны быть подписаны должностными лицами предприятия, имеющими право подписи. Если документы подписываются сотрудниками, не имеющими права подписи, то такие документы считаются юридически ничтожными2.
И еще один важный совет. Будьте особенно внимательны, если ваше предприятие работает с холдингом, торговым домом или группой компаний, поскольку при заключении договора вам могут предложить «техническую фирму», используемую для незаконного уменьшения налогообложения.
Как избежать доначисления налогов и налоговой проверки организации
Итак, в данной статье хотелось бы рассказать о налоговых рисках в схеме «дробления бизнеса». В ходе налогового мониторинга, уполномоченный орган, как правило выявляет схему дробления по одним и тем же признакам, раскроем основные из них:
1) Вновь созданные компании принадлежат одному блоку учредителей;
2) Отсутствие самостоятельной деятельности;
3) Работа с одними контрагентами;
4) Отсутствие у компаний активов, в отличие от головной организации;
5) Повторяемость юридических и фактических адресов;
6) Разделение произошло в период возможного перехода организации на менее выгодную схему налогообложения (увеличение прибыли, численности работников).
Выявления таких признаков налоговым органом, является основанием для начисления головной организации дополнительных налогов с учетом совокупного дохода всех организаций, а также неприятных штрафов и пеней. Поскольку целью любой коммерческой организации является максимальное извлечение прибыли, а схема дробления безусловно является эффективным способом такого увеличения, у любого предпринимателя возникает вопрос: как избежать риски, связанные с вынесением уполномоченным органом решения о доначисление налога при работе по такой схеме. Суммы налоговых платежей, которые доначисляются в результате, бывают колоссальными. Судебная практика по оспариванию таких решений Налогового органа разнообразна, но, чтобы минимизировать свои риски и получить возможность удачного оспаривания налогового органа, мы советуем обратить внимание на следующие факторы (на основании анализа судебных актов по данной тематике и практике).
Сколько документов могут запросить банки
Вы скажете: «И в чем проблема? У компании не было причин не представлять банку запрошенные документы». А знаете, что он запросил? Вот только выдержка из перечня запрошенных бумаг:
- письменные пояснения относительно вида деятельности компании, истории ее образования;
- основные направления, планы, перспективы развития бизнеса;
- копии документов по уплате налогов и выплате зарплаты;
- копии документов, подтверждающих факт оплаты арендуемого помещения за последние полгода;
- действующее штатное расписание;
- договор на оказание услуг по ведению бухучета;
- копии договоров с основными контрагентами (не менее 5) с приложением документов, подтверждающих исполнение обязательств получателя денег перед плательщиком (накладные, счета-фактуры, акты и иные документы);
- сведения о компании из общедоступных источников информации (интернет, СМИ);
- письменные объяснения о том, каким образом осуществляется хранение товаров с приложением действующего договора аренды складских помещений и документов, подтверждающих факт оплаты аренды этих помещений за последние полгода;
- копии документов, подтверждающих факт наличия транспортных средств (ПТП, СТС), предназначенных для транспортировки и договоров оказания транспортно-экспедиционных услуг для перевозок;
- информационные справки из других банков о наличии счетов и оборотах по ним;
- письмо о деловой репутации, выданное иной кредитной организацией…
Компания ужаснулась и посчитала, что нет смысла тратить ей свои ресурсы ─ и поплатилась ни за что, ни про что.
Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки
Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.
По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.
Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:
-
налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;
-
убытки в течение 2-х лет подряд;
-
высокая доля вычетов НДС (более 89%);
-
расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);
-
среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе
-
частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);
-
расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;
-
всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;
-
непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);
-
смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;
-
существенное отклонение уровня рентабельности;
-
ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).
Как уйти от налоговой проверки
В письмах ФНС России от 24.08.12 № АС-4-2/14007@, от 25.07.13 № АС-4-2/13622 перечислено только несколько видов противодействия. Под ним понимается «миграция» компании, смена учредителей или руководителей, реорганизация и ликвидация компании.
С такой оценкой согласны суды. Например, АС Северо-Кавказского округа (постановление от 06.02.15 № Ф08-10641/2014) обратил внимание на смену местонахождения компании и состава учредителей. И предположил, что данные действия общества могут быть направлены на создание условий, препятствующих проведению налоговой проверки.
Четвертый ААС (постановление от 08.04.15 № 04АП-345/2015) также счел отрицательным фактором миграцию общества и смену руководителя. Компания таким образом безуспешно пыталась избежать получения уведомлений и требований из налогового органа. Инспекция провела осмотр помещений по указанному в ЕГРЮЛ адресу, установила отсутствие в них проверяемого лица.
Местонахождение по иному адресу, не указанному в ЕГРЮЛ, формально не является миграцией. Но, как и миграция, расценивается судами как способ уклонения от налогового контроля. Только путем выборочного получения корреспонденции, направляемой налоговым органом по почте. К такому выводу пришел, в частности, ФАС Московского округа в постановлении от 29.07.14 № Ф05-7868/14.
На практике компании достаточно часто применяют такой способ защиты от налоговых проверок. Но скрыться от налоговой проверки это обычно не помогает. Максимум удается ее немного отсрочить на время приостановки. Чтобы снизить неблагоприятные последствия, можно подготовить доказательства того, что у миграции была деловая цель.
Проверка ФНС всегда тормозит работу компании. Проверяющие то и дело поручают бухгалтерам предоставить те или иные документы, проанализировать какие-либо показатели или дать необходимые пояснения. Это отвлекает бухгалтеров и юристов. Можно постараться сделать так, чтоб проверка проходила не в офисе, а в ИФНС.
В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Но проверяемый вправе заявить об отсутствии возможности проведения проверки в своем помещении.
Главное — хорошо мотивировать такую просьбу (она удовлетворяется лишь в крайних случаях). Здесь можно изворачиваться настолько, насколько позволит фантазия: заболевания работников, дезинфекция, ремонт, отсутствие отдельного помещения и пр. Такая практика еще не устоялась, но отдельные успешные примеры уже есть.
Но чаще противодействие проявляется в более обыденных нарушениях. Например, как непредставление или несвоевременное представление документов. Бывает, что при проведении налоговой проверки компания даже не объясняет причины этого. Соответственно, решение суда основывается и на том, что компания препятствовала проведению налогового контроля (постановления АС Поволжского от 29.01.15 № Ф06-4489/2013, Ф06-19054/2013,Уральского от 22.05.15 № Ф09-1367/15 округов).
Подчас налоговики пытаются «подставить» компанию под такое нарушение. Ведь это позволяет не только начислить штраф, но и дискредитировать компанию в суде.
По одному из таких дел принял решение АС Северо-Западного округа (постановление от 02.06.15 № А13-5629/2014). Интересна линия защиты налогоплательщика. Банк подсчитал, что истребованные копии документов представляют собой более 6 млн листов. Для их изготовления понадобилось бы 100 печатающих устройств в течение более двух месяцев при их максимальной загрузке.
Сотрудники ФНС наделены правом истребования документов. В первую очередь их интересуют подлинники. Но по закону, когда у вас просят бумаги, вы можете предоставить не оригиналы, а заверенные копии.
При истребовании документов инспектор направляет налогоплательщику требование о предоставлении документов. После его получения в течение 10 дней налогоплательщик отдает заверенную печатью и подписью копию, а при необходимости представляет для ознакомления (то есть инспектор себе подлинник не забирает) оригинал.
Противодействием налоговики могут посчитать ограничение доступа на территорию компании для проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) при налоговой проверке. Однако суды не всегда поддерживают подобные обвинения. Показательно дело, рассмотренное ФАС Северо-Западного округа (постановление от 29.01.14 № А56-32593/2013).
Инспекторы пришли с двумя понятыми, но дверь в помещение компании была закрыта. Представителей компании найти не удалось. Это сочли воспрепятствованием, о чем и составили акт. Причем инспекция в суде настаивала, что подобное противодействие означает воспрепятствование проведению выездной налоговой проверки в целом.
Суд не согласился с этими доводами сразу по нескольким основаниям. Во-первых, он отметил, что положения пункта 3 статьи 91 НК РФ указывают на воспрепятствование доступу должностных лиц именно на территорию проверяемой организации. Это не означает воспрепятствование проведению налоговой проверки в целом.
Во-вторых, представителя компании не было при проведении осмотра. Таким образом, он не мог отказать — воспрепятствовать — доступу в помещение.
Как избежать налоговых рисков и защититься от проверок ФНС
Работа инспекторов строго регламентирована десятками глав кодекса, сотнями внутренних приказов и иными нормативными актами. Чтобы вам было легче разбираться с их и вашими правами и обязанностями, изучите Налоговый кодекс (ст. 87–102), постановления Федеральных арбитражных судов (от 16.02.2006, 01.03.2006, 17.02.2006 и др.
),ведомственные акты (приказ МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138; приказ Минфина РФ N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999; приказ МВД РФ N 76, МНС РФ N АС-3-06/37 от 22.01.2004; письмо ФНС РФ от 18.12.2005, письмо Минфина РФ от 15.11.2005 N 03-02-07/1-304) и другие внутренние приказы, касающиеся проведения проверок.
Если вы не уверены в своих знаниях закона и бухучета, звоните специалисту в области бухгалтерского и налогового учета. Это может быть независимый аудитор, бухгалтер или юрист. Специалист имеет соответствующий опыт обнаружения недостатков в работе налоговых органов и эффективно использует любую ахиллесову пяту.
В общем и целом выездная налоговая проверка может быть и не такой страшной, если подходить к этому мероприятию с соответствующей серьезной подготовкой. Как показывает наша практика, существенное количество претензий налоговых инспекций может быть оспорено в арбитражных судах. Причина этому — серьезные нарушения и ошибки, допускаемые инспекторами при проверке. Избежать наказания, которое наложено на вас не по закону, — ваше право. И не бойтесь им пользоваться.
Автор — юрист компании «Налоговик»
Допустим, есть компания, которая занимается продажей окон. Если она работает по принципу постоплаты, то с коммерческими рисками она сталкивается постоянно. Например, она отгрузила товар клиенту, а деньги не получила. В итоге осталась и без товара, и без денег. В этом случае стопроцентная предоплата полностью защитила бы её от неблагоприятных последствий коммерческого характера, так как деньги ей поступили бы еще до отгрузки товара.
В то же время работа с клиентами никак не связана с налоговыми рисками. Налоговая не будет проверять ваших клиентов и предъявлять вам претензии. Исключение составляет только встречная налоговая проверка, когда вами могут заинтересоваться в рамках проверки цепочки поставщиков.
Есть несколько способов уклонения от выездной налоговой проверки. Все эти способы полулегальные и после их применения наступают, как правило, неблагоприятные последствия. Если юридическое лицо не очень важно для Вас (нет каких-то трудно получаемых лицензий, патентов и т.д.), а сумма неуплаченных налогов близка к критичной, то можно рискнуть в применении способов ухода от проверки.
Многие учредители применяют такие схемы, ещё не дожидаясь, когда они, вероятно, попадут в график выездных налоговых проверок.
Первый способ уклонения от проверки – переезд компании на другой юридический адрес. Так, например компания виртуально переезжает из Москвы в Воркуту или едет в Магадан. В тех регионах налоговых инспекторов поменьше и квалификация у них пониже. Даже если там опытные налоговые инспектора, то они вряд ли найдут организацию, которая только числится в их регионе, а фактически там не находится.
Другой способ избежать проверки – сменить генерального директора и участников ООО или главных акционеров в ОАО, ЗАО. Такой способ еще называют квази-ликвидацией юридического лица. Как правило, новые участники (акционеры) и генеральный директор являются номиналами, о чем они сразу и заявляют на допросе, поэтому проверять деятельность организации уже становится бессмысленным.
Еще одним способом ухода от проверки являются всевозможные форс-мажорные обстоятельства (пожары, затопления документов бухгалтерского и налогового учетов). В случае пожара должны быть вызваны бойцы противопожарной охраны на тушение пожара. В дальнейшем дознаватели пожарной охраны будут изучать причины, приведшие к возгоранию и проводить дознание. Неблагоприятные последствия здесь в том, что при пожаре может сильно пострадать офисное помещение и оборудование. Менее рисковый способ – хищение документов. О факте хищения надо заявить в полицию и дать правильные показания оперативникам. Тут есть риск быть пойманным за заведомо ложный донос о преступлении.
Все сотрудники небольших компаний накануне проверки могут уйти в отпуск за свой счет в связи уважительными причинам. В такой ситуации инспекторам некого и нечего будет проверять. Среди неблагоприятных последствий – штраф за непредставление документов по требованию.
Исполнитель:
Юрист А.А. Куликов
Как избежать выездной налоговой проверки?
По окончании проверки налогоплательщику вручают справку о проведенной выездной налоговой проверке. После этого налоговому органу дается 2 месяца на подготовку акта проверки. Акт в течение 5 дней с даты его составления передают налогоплательщику вместе с документами, на основании которых налоговый орган пришел к выводу о нарушении законодательства о налогах и сборах (ст. 100 НК РФ).
В момент передачи акта проверки представитель организации обязательно должен указать дату вручения на экземпляре налогового органа и на своем экземпляре. От этой даты будет исчисляться срок на подготовку возражений на акт при несогласии с ним.
Кроме того, после получения акта проверки надо сопоставить перечень приложенных к нему документов со списком тех, что были собраны в ходе проверки. Для этого используйте вводную часть акта, где перечислены все контрольные мероприятия и реквизиты. Например, указаны поручения и требования, направленные по ст. 93 и 93.1 НК РФ, факт получения ответов, сведения о проведенных допросах. Если после сверки приложенных к акту документов с его вводной частью стало понятно, что каких-то из них не хватает, необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении возможности ознакомиться со всеми собранными в ходе проверки документами. В случае отказа вы будете вправе истребовать их в ходе судебного разбирательства.
Выездная проверка дело дорогостоящее для инспекции – практически на год несколько инспекторов выпадают из работы в отделе и находятся в офисе проверяемой организации. Примерно лет семь назад, проверки проводились следующим образом: инспектор приходил в фирму, находил ошибки, начислял штрафы и получал процент от начисленных штрафов. Вот только в 50% случаев получить начисленное не удавалось. Надо учитывать, что проверка стоит денег не только налогоплательщику, но и ФНС. В Должностном регламенте ФНС, который утверждает начальник инспекции или управления по соответствующему региону, установленно, что инспектор должен быть оштрафован за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Какие инспекторам платят премии, мы не знаем – все это находится в документах под грифом «Для служебного пользования». Но согласно вышеупомянутому регламенту проверяющих обязали приносить деньги в бюджет, а не просто начислять налоги и штрафы.
Из всего этого следует, что инспектор придет к тому, кто способен заплатить. Пусть у «Рога и копыта» ошибок больше, чем в диктанте у двоечника, но, если у них за последние годы одни убытки, на счетах деньги появляются нерегулярно, да и те быстро уходят на оплату долгов, то идти к ним нет никакого смысла – с них нечего взять. Но то, что у вас прибыльный бизнес, еще не значит, что инспектора сбегутся к вам, для этого все же нужны основания. Ради 10 000 руб. штрафа к фирме, скорее всего, не придут.
Чаще всего с этим сталкиваются организации и ИП, работающие с грузоперевозками. Если вам регулярно приходится обращаться к услугам сторонних перевозчиков, то будьте готовы к тому, что вы можете столкнуться с работой с фирмами-однодневками. ФНС обязала нас проверять своего контрагента на добросовестность (общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утвержденный Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Но если требуется перевезти много грузов и в короткие сроки, то иногда можно не успеть всех проверить или соблазниться ценой, которая существенно ниже, чем у конкурентов.
Допустим, несколько раз за квартал организация приобретала услугу по перевозке у одного поставщика, потом у другого, подобного первому, а через время выяснилось, что это были фирмы-однодневки, которые со своих оказанных услуг налогов не платили, отчетность не сдавали. В ходе камеральной налоговой проверки (подтверждение расходов по налогу на прибыль) организации может прийти требование из налоговой, о том, что у нее есть счет-фактура, а у поставщика нет. В одном случае могут быть поданы документы, в которых указано, что были расходы, только вот такой организации уже нет и она никаких налогов не заплатила с этой сделки; во втором случае, может быть предоставлена счет-фактура, а поставщик, оказывается, вообще не сдал декларацию, и все попытки его разыскать заканчиваются ничем.
Можно несколько раз «обжечься» таким образом. Даже если фирма выиграет дело в суде против инспекции по нескольким сделкам, в ИФНС все равно будет собрана пухленькая папка, в которой будут учтены все такие сделки, и по их совокупности организацию могут счесть практикующей уход от налогов. И если в ходе камеральных проверок выявлено столько нарушений, то при выездной проверке у организации точно можно найти, что требуется, и получить деньги для бюджета.
Пример 2
Вот тут нужно учесть тонкую грань между дроблением бизнеса и реальной необходимостью в работе нескольких фирм. Если вы занимаетесь продажей запчастей, кто-то из ваших родственников по рыночной цене сдает вам в аренду торговую площадь, кто-то занимается доставкой, опять же по рыночным ценам, то это не схема. Тут все обосновано, нет дублирования услуг, завышения сумм оказания услуг для уменьшения налоговой базы, тоже нет.
Основания для выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Воспрепятствие проверке
Право на посещение территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору и надзору в сфере защиты прав потребителей, означает свободный, беспрепятственный доступ должностных лиц, осуществляющих надзор, к объектам, подлежащим проверке. Существует еще одна обязанность, возлагаемая на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя при проведении в отношении их проверки это обязанность обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.
В связи с этим очень важным моментом является ваше правильное поведение в условиях внезапности появления сотрудников контролирующего органа.
Юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц. Индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Данные требования предусмотрены статьей 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
при проведении проверок.
Риски дробления бизнеса на несколько компаний — «СберБизнес»
Разберём в качестве примера историю нашего клиента из Барнаула и укажем на ошибки (мы изменили имя и некоторые факты его истории).
У Бориса была небольшая сеть ресторанов. Бизнес приносил неплохой доход и стабильно рос. В какой-то момент количество сотрудников и оборот компании приблизились к порогам для упрощёнки — это значило изменение системы налогообложения и повышение налоговой ставки. Как следствие, снижение маржинальности и потеря существенной части дохода.
Чтобы не пришлось платить больше налогов, наш клиент зарегистрировал второе юрлицо, открыл счёт в том же банке, чтобы сэкономить на комиссиях, и часть денежных потоков пустил через него.
Через 3 месяца к Борису пришла налоговая проверка, которая обнаружила и доказала, что дробление создано искусственно, чтобы уйти от налогов.
Нашего клиента можно понять — у него большая компания, он хотел сократить расходы на налоги и, на его взгляд, ничего противозаконного не сделал. Но банк размышлял иначе: не увидев экономического смысла в однотипных операциях между юрлицами, он направил запрос и ограничил обслуживание. А налоговая доначислила налоги к уплате и выставила штрафы.
Разберёмся, что это такое с точки зрения закона.
Дробление бизнеса — это деление компании и искусственное распределение выручки между взаимозависимыми лицами для получения необоснованной налоговой выгоды. Цель — сэкономить на уплате налогов при спецрежиме и получить налоговые льготы. Так налоговая видит эту ситуацию.
Основные признаки дробления бизнеса (Письма ФНС от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@, от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@):
- Снижение налоговой нагрузки компании на ОСН после появления новых партнёров, использующих спецрежимы или льготы.
- Перевод сотрудников в новые компании без изменения функций и рабочих мест.
- Взаимосвязанные виды деятельности, направленные на достижение общего результата.
- Общие поставщики и покупатели, помещения, сайты, контактные телефоны.
Законодательство не запрещает создавать множество взаимозависимых компаний, даже задействованных в общем бизнес-процессе.
Дробление допустимо, если оно сделано не формально и имеет деловую цель. Например, вы решили расширить бизнес и под новый вид деятельности открыли самостоятельное юридическое лицо.
Наш клиент мог избежать последствий, которые с ним произошли. Вот главные ошибки:
- Единый производственный процесс для обеих компаний, подконтрольных одному предпринимателю.
- Общее имущество для ведения хозяйственной деятельности.
- Создание нового юридического лица незадолго до превышения лимита, прописанном в налоговом кодексе (Лимиты на применение УСН).
- Одинаковые адреса регистрации, IP-адреса сайтов, счета в одном банке.
Чтобы избежать штрафов и ограничений, соблюдайте простые правила:
- Арендуйте отдельные офисы для каждой компании.
- Покупайте обеим компаниям собственное оборудование и технику.
- Придерживайтесь той же налоговой нагрузки, которая была до дробления бизнеса.
- Нанимайте разных сотрудников. В каждой организации должен быть свой штат людей, которые не могут работать одновременно в двух компаниях.
- Оплачивайте налоги и хозяйственные расходы с расчётного счёта.
- Выбирайте разные ОКВЭД для компаний.