Возврат излишне взысканного налога по-новому

23.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат излишне взысканного налога по-новому». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.

Возврат через суд также допустим.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).

Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.

По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне. При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.

Верховный суд в Определении от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.

Сославшись на правовые позиции, содержащиеся в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18, ВС РФ подчеркнул: положения Налогового кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поскольку организация уплатила суммы налогов на основании решения инспекции, она может ставить вопрос о возврате соответствующих сумм как излишне взысканных (в пределах сроков, установленных в ст. 79 НК РФ), не обжалуя отдельно вынесенное налоговым органом решение, а суд должен был исследовать вопрос законности решения (см. также Постановление АС СКО от 24.10.2016 № Ф08-6959/2016 по делу № А53-32154/2015).

B кaкиx cитyaцияx вoзвpaт дeнeг нeвoзмoжeн

Бывaeт и тaк, чтo ИФНC oтвeчaeт oткaзoм нa зaпpoc вepнyть нaлoгoвyю пepeплaтy. B бoльшинcтвe cлyчaeв этo cвязaнo c тeм, чтo плaтeльщики нaлoгoв пpoпycкaют oтвeдeнныe зaкoнoм для выпoлнeния этoй пpoцeдypы cpoки. Ecли винoвникoм пepeплaты выcтyпaeт пpeдпpиятиe – вpeмeннoй oтpeзoк cocтaвляeт тpи гoдa. Кoгдa винoвнa нaлoгoвaя – oдин мecяц.

B тaкиx cитyaцияx oгpoмнyю poль игpaeт дoкaзaтeльcтвo вpeмeни выявлeния нaлoгoвoй пepeплaты. Ecли y cyбъeктa имeeтcя вoзмoжнocть иx пpeдocтaвлeния, и oни yклaдывaютcя в paмки пoлoжeнныx пo зaкoнy cpoкoв, тo чepeз cyд мoжнo пoлyчить вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo НДФЛ.

Baжнo! Пpeдпpиятию мoжeт быть oткaзaнo в вoзвpaтe пepeплaтe, ecли y нeгo имeютcя дoлги пepeд бюджeтoм. Пpи тaкoм pacклaдe ИФНC впpaвe cпиcaть дeнeжныe cpeдcтвa бeз pacпopяжeния влaдeльцa.

Кaк быть, ecли cпиcaниe нaлoгa пpoизoшлo пo oшибкe

У ФНC ecть пpaвo cпиcывaть co cчeтoм нaлoгoплaтeльщикoв нe oплaчeнныe cвoeвpeмeннo нaлoги, штpaфы и пeни. Oдoбpeниe cyбъeктa для этoгo нe тpeбyeтcя. B нeкoтopыx cлyчaяx тaкoe пpoиcxoдит пo oшибкe. Нaпpимep, в ФНC нe пpишлo плaтeжнoe пopyчeниe или caм плaтeльщик из-зa нeвнимaтeльнocти yкaзaл oшибoчныe peквизиты. Ecли пoдoбнoe cлyчилocь, нaлoгoвики oбязaны вepнyть нeзaкoннo yдepжaнныe дeньги.

Ecли y opгaнизaции имeютcя зaдoлжeннocти пo дpyгим нaлoгoвым плaтeжaм, из этoгo взнoca чacть мoжeт пoйти нa вoзвeдeниe нeдoимки, a ocтaтoк вepнyт нaлoгoплaтeльщикy.

Излишнe yплaчeнныe cyммы нaлoгa пoдлeжaт вoзвpaтy тaкoв зaкoн. Чтoбы ocyщecтвить этy пpoцeдypy нyжнo нaпpaвить в нaлoгoвyю cлyжбy зaявлeниe в пиcьмeннoм видe. B нeм излaгaeтcя cитyaция, пpилaгaeтcя пoдтвepждaющaя дoкyмeнтaция (квитaнция c пepeчиcлeнным плaтeжoм).

Taкжe yкaзывaeтcя нoмep cчeтa для вoзвpaтa.

Bнимaниe! Нa пoдaчy зaявлeния oтвoдитcя cpoк в 1 мecяц. Oн oтcчитывaeтcя c мoмeнтa нeзaкoннoгo yдepжaния дeнeжныx cpeдcтв. Пpocpoчкa yкaзaннoгo вpeмeннoгo oтpeзкa пpивeдeт к тoмy, чтo вepнyть дeньги мoжнo бyдeт тoлькo в cyдeбнoм пopядкe. 78 cтaтья нa вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo нaлoгa чepeз cyд oтвoдит 3 гoдa.

Комментарии к ст. 79 НК РФ

При применении статьи 79 НК РФ следует учитывать, что самостоятельность исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога предполагает уплату налога за счет собственных средств и в дальнейшем при наличии к тому оснований своевременный возврат или зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы налога только данному налогоплательщику.

Возможность передачи права требования, вытекающего из публично-правовых отношений по сделке (уступке права требования), регулируемой гражданским законодательством, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи налогоплательщиком своих прав на получение возмещения процентов, начисленных за несвоевременный возврат налога из бюджета, в порядке заключения сделок гражданско-правового характера.

При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.

Таким образом, срок, с которого начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата излишне уплаченной суммы налога исчисляется по истечении одного месяца со дня получения налоговым органом первого заявления налогоплательщика.

О сроках при излишней уплате налога

Суммы излишне уплаченных налогов подлежат зачету или возврату. При наличии недоимки по иным налогам, задолженности по пеням или штрафам сумма излишне уплаченных налогов направляется на погашение этой недоимки, задолженности. Зачет проводится налоговым органом самостоятельно. Решение о зачете принимается в течение 10 дней с момента обнаружения налоговым органом факта излишней уплаты налога или подписания им и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных последним налогов либо вступления в силу решения суда. В то же время такой зачет может быть проведен и на основании письменного заявления налогоплательщика. Тогда решение о зачете принимается в 10-дневный срок со дня получения заявления или подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных налогов (если она проводилась) (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Читайте также:  Порядок получения Российской визы в консульстве РФ

Совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится по предложению налогового органа или налогоплательщика в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о наличии возможной излишней уплаты налога. Кстати, о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога налоговики должны известить налогоплательщика (на это отводится 10 дней с момента обнаружения факта).

Возможен и другой зачет — в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам. Инициатива в данном случае может исходить только от налогоплательщика, решение налоговым органом принимается в течение 10 дней со дня получения письменного заявления или подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных последним налогов (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Возврат суммы излишне уплаченного налога также производится на основании письменного заявления налогоплательщика в течение месяца со дня получения налоговым органом этого заявления. Следует учитывать, что при наличии недоимки, задолженности возврат согласно п. 6 ст. 78 НК РФ проводится только после зачета. В случае пропуска указанного месячного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в срок, начисляются проценты к уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Кстати, по мнению Президиума ВАС, месячный срок со дня получения заявления, выделяемый для осуществления возврата налога, применяется только в тех ситуациях, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже установлены налоговым органом на момент подачи заявления о возврате этих сумм. Месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения. Поэтому названный месячный срок следует исчислять со дня подачи заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду, либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ (п. 11 Информационного письма от 22.12.2005 N 98). Данная позиция учитывается Минфином (Письма от 03.07.2013 N 03-02-08/25502, от 07.09.2011 N 03-02-07/1-317).

Еще один из ключевых моментов: в силу п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Возврат суммы излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. (В редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ)

(Пункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ)

Новое в законодательстве

Изменения в законодательстве направлены в первую очередь на упрощение процедуры по возврату излишне взысканных сумм налогов (сборов, взносов, пеней, штрафов и др.), для сокращения числа судебных разбирательств, а также для распространения досудебной процедуры обжалования отказа в возврате таких сумм.

Порядок по возврату излишне взысканного налога установлен в НК РФ, статье 79. Согласно НК, правила по возврату установлены не только для налогов, но и для авансовых платежей, страховых взносов, штрафов и пени. Распространяются данные правила как на налоговых агентов, так и плательщиков взносов и сборов.

До принятия вышеуказанного закона, заявление на возврат налога подавать можно было только в течение месяца с того дня, в который налогоплательщику стало известно об излишне взысканной сумме налога, либо с того момента, как вступало в силу решение судебных органов. Из-за небольшого периода, налогоплательщики были вынуждены обращаться в суд, так как подать соответствующее заявление в судебные органы можно в срок до трех месяцев.

Теперь, для того, чтобы обратиться в налоговую о взыскании излишне уплаченного налога отведен срок до трех лет.

Отсчет начинают с того дня, когда организация – налогоплательщик узнала об излишне взысканном налоге. Однако после внесения изменений в 79 статью НК РФ нет указаний о праве налогоплательщика обращаться в суд для взыскания. Это говорит о том, что обратиться в судебные органы организация вправе, но только в том случае, если налоговая откажет в удовлетворении заявления о возврате излишних сумм налога. Еще одним основанием для обращения в суд будет являться неполучение ответа от налогового органа на заявление налогоплательщика в положенный по закону срок.

Таким образом, порядок взыскания излишне взысканного налога теперь схож с порядком, установленным для взыскания излишне переплаченных сумм налога, то есть прежде чем обратиться в суд необходимо обратиться в налоговую с заявлением. Срок обращения в обоих случаях теперь равен трем годам.

Комментарий к статье 79 НК РФ

Комментируемая статья регламентирует порядок зачета или возврата излишне взысканных налоговых платежей.

Вопросы возврата излишне уплаченной и излишне взысканной сумм налога урегулированы в статьях 78 и 79 НК РФ. В частности, ими установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами (статья 79 НК РФ), сумма же излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (статья 78 НК РФ).

Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, при том что такое требование направляется налогоплательщику по результатам налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении, то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога.

Данная позиция сформирована КС РФ в Определении от 27.12.2005 N 503-О.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.11.2012 N А03-17256/2011 указал, что условием возврата налогов, пеней, штрафов является наличие факта излишнего взыскания этих налогов, пеней, штрафов, а также отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

Читайте также:  Воинский учет: оформление карточки учета организации

Поскольку налоговый орган доказал наличие у предпринимателя недоимки по налогам, а также задолженности по пени и штрафам, у суда отсутствовали основания для признания решения налогового органа об отказе в осуществлении зачета (возврата) недействительным.

В Постановлении от 05.10.2012 N А35-10857/2011 ФАС Центрального округа также указывает, что условиями возврата в порядке статьи 79 НК РФ налога, пеней с начислением на них процентов являются наличие факта излишнего взыскания данных налогов и пеней, отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, соблюдение налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления, в пределах которого может быть произведен возврат.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06 указано, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.

Кроме того, Президиум ВАС РФ разъяснил в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, что из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 21, пункта 7 статьи 78 и пункта 3 статьи 79 НК РФ следует, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться сам по себе момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.

При этом вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности надлежит установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

На это указал и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 29.10.2012 N А21-1685/2012.

В Постановлении от 12.10.2012 N А01-51/2012 ФАС Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что НК РФ предоставляет лицу, чьи права нарушены, выбор способа защиты нарушенного права. НК РФ не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии соблюдения порядка досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата взысканных сумм. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом. Отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований о возврате незаконно начисленных и уплаченных обществом сумм является неправомерным.

Положения НК РФ не позволяют определить, является ли излишне взысканной сумма налога (сбора, пеней, штрафа), уплаченная налогоплательщиком в соответствии с решением налогового органа, но до выставления требования об уплате налога (сбора, пеней, штрафа), если впоследствии решение налогового органа было признано недействительным.

Установленная статьей 79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.

Иное толкование норм НК РФ могло бы привести к нарушению прав налогоплательщиков, использующих право на зачет в качестве способа восстановления имущественного положения, нарушенного налоговыми органами.

По смыслу статьи 79 НК РФ при наличии оснований для возврата сумм налога начисление процентов в случае нарушения срока возврата является обязательным для налогового органа. Последующее заявление налогоплательщика об изменении способа возмещения действует на будущее время, не относясь к предшествующему периоду, когда срок возврата был уже нарушен, следовательно, не может иметь правовых последствий при решении вопроса о начислении процентов.

Законодательство о налогах и сборах нацелено на соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает начисление процентов с незаконной задержкой возврата налоговым органом сумм, причитающихся налогоплательщику в качестве налоговой выгоды.

Предусмотренное НК РФ начисление процентов является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами общества.

Данные выводы приведены в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10848/04, от 29.11.2005 N 7528/05, от 06.06.2006 N 1363/06 и поддержаны в Письме ФНС России от 21.09.2011 N СА-4-7/15431.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.04.2012 N 16551/11 сделал вывод, что налогоплательщик, который самостоятельно перечислил денежные средства в счет уплаты налога, доначисленного решением налогового органа, будучи не согласным с этим решением и обжалуя его в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.

Тот факт, что организация самостоятельно перечислила доначисленные налоговым органом суммы налогов на основании решения налогового органа, но до направления ей требования об уплате сумм доначисленных налоговых платежей, не влияет на принудительный характер платежа.

Следовательно, признание решения налогового органа недействительным является основанием для начисления процентов на основании статьи 79 НК РФ в отношении сумм налогов, уплаченных налогоплательщиками самостоятельно во исполнение указанного решения.

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Уральского округа от 05.03.2012 N Ф09-845/12, ФАС Московского округа от 16.02.2012 N А40-54626/11-99-247, ФАС Северо-Западного округа от 09.09.2008 N А05-992/2008.

Следует обратить внимание, что нормы статьи 79 НК РФ не предусматривают зачета излишне взысканных сумм в счет будущих платежей.

В вопросах, как вернуть лишние уплаченные денежные средства, ИП не имеет существенных отличий от порядка процедуры. В данном случае предприниматели принимают решение о возврате только в случае, когда сами допустили ошибку в оплате (осуществили перечисление денег дважды).

Переплата, а потом возврат излишне уплаченного налога при выплате налога по УСН силами ИП иногда происходит не по вине предпринимателя. Ошибку могли допустить и сотрудники ФНС, которые дважды списали сумму с банковской карты по одному платежу. Но подобные ситуации возникают только при условии, что на предпринимателя заведено исполнительное производство судебными приставами. В этом случае бизнесмен уплачивает сумму в ФНС, а с арестованной кредитной карты снимаются денежные средства в счет долга перед ФНС по факту решения судебных приставов.

Нередко излишки образуются при уплате налогов от прибыли. ИП неправильно рассчитывает сумму и указывает ее в декларации. После дополнительной проверки выявляется ошибка, которая влечет запуск описываемой процедуры. В этом случае предварительно следует подать новую декларацию с предоставлением доказательств верного расчета. ФНС пересчитает сумму возврата и переведет ее на счет бизнесмена по заявлению. Аналогично можно подать документы и письменное уведомление на зачет излишек в счет уплаты налогов в будущем.

Если налоговая не возвращает излишне уплаченный налог или не дает ответа в течение указанного выше времени, плательщик имеет право обратиться в суд. Нередко налоговая затягивает возврат в конце налогового периода. В этом случае сотрудники намереваются перевести деньги в счет только что возникшего долга по налогам. Подобное наблюдается, когда плательщик является постоянным должником перед государством относительно налоговых выплат. Но законодательно действия сотрудников неправомерны, поэтому заявители обращаются в суд.

Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

Также важно уточнить обязательный факт подачи заявки. Если сотрудники ФНС оповестили плательщика о лишних деньгах на счете, это не значит, что они самостоятельно проведут перевод. Без письменного уведомления от плательщика они не имеют права распоряжаться средствами.

Можно и проценты взыскать

Важно то, что в неизменном виде сохранится положение, согласно которому, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате не только суммы излишне взысканного налога, но и сумм начисленных в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 79 НК РФ, процентов.

Согласно обозначенной норме сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Возврат денежных средств организации с упрощенной налоговой системой

ООО, применяющее в собственной деятельности упрощенную систему налогообложения, по закону должно получать разницу между суммой единого налога и уплаченной стоимостью патента. Однако возвращать такую разницу сообществу государственная налоговая инстанция отказалась. Данное решение было обжаловано в суде, а ППВС РФ стало придерживаться другой позиции. Согласно Пленуму, применение УСН субъектами малого предпринимательства предусматривает возврат из бюджета разницы между уплатой совокупности платежей, сборов и оплатой единого налога.

В соответствии с этим, организации производят выплаты по годовому патенту каждый квартал, распределяя платежи, которые установлены госорганами. После этого производится перерасчет единого налога и зачет уплаченного патента.

Таким образом, излишне уплаченная стоимость патента подлежит возврату плательщику либо зачету (при наличии налоговых обязательств).

При подаче заявления о возврате излишне уплаченного в налоговую службу или суд следует обратить внимание на законы, регламентирующие данную финансовую операцию. Несмотря на защиту прав плательщиков, есть вероятность отказа в рассмотрении заявления со стороны госорганов. Так, неправильная формулировка предмета иска может послужить преградой при защите собственных прав в судебном порядке, а преждевременная подача заявления в суд влечет отказ в рассмотрении дела. Поэтому, прежде чем обращаться к государственным властям за помощью, следует тщательно изучить нормативные документы и придерживаться правил.

Как осуществляется возврат переплаченного налога?

После получения информации о наличии переплаты налога естественным желанием каждого налогоплательщика является возврат своих средств. Что нужно для того, чтобы вернуть излишки налога? В первую очередь, необходимо подать заявление.

Благодаря появлению соответствующей услуги в кабинете налогоплательщика теперь возвращать переплату налога можно не только при помощи личного обращения в инспекцию, но и онлайн. При наличии переплаты в разделе «Переплата/задолженность» в личном кабинете вы увидите находящиеся рядом с переплаченным налогом «Заявление о зачете» и «Заявление о возврате».

Нужно обратить внимание, что в случае переплаты (после погашения задолженности) можно не только вернуть свои деньги, но и выполнить зачет средств в счет уплаты других налогов. Зачет, как правило, имеет смысл в том случае, если у вас остались неоплаченные налоги.

О возврате (зачете) сумм излишне взысканных налогов

16.10.2015

C.В. Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов. В свою очередь налоговый орган обязан принимать решения о возврате, направлять на исполнение в Федеральное казначейство соответствующие поручения на возврат, а также осуществлять зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм. Некоторым вопросам, связанным с возвратом излишне взысканных сумм налогов, посвящено это интервью.

В каких случаях сумма налога может быть квалифицирована как излишне взысканная?

Излишне уплаченным и излишне взысканным суммам налога посвящены статьи 78 и 79 НК РФ. Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных производится в зависимости от основания исполнения обязанности по уплате налога, признанной в последующем отсутствующей.

Давайте рассмотрим примеры. Можно ли говорить об излишнем взыскании, если уплата налога произведена налогоплательщиком самостоятельно?

Способ исполнения обязанности по уплате налога: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет. Налогоплательщик, добровольно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений, не может быть поставлен в условия худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполняются принудительно (определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 № 503-О). Иными словами, излишне взысканными могут являться суммы, уплаченные налогоплательщиком во исполнение документов налогового органа, в том числе, на основании неверного расчета налоговых сумм налоговым органом, ошибочного доначисления суммы налога в карточке расчетов с бюджетом.

В отношении налогоплательщика вынесено решение по налоговой проверке. Налогоплательщик до вступления решения в силу уплатил причитающиеся по решению суммы и при этом подал апелляционную жалобу. В этом случае уплаченные им суммы также впоследствии могут быть признаны излишне взысканными?

Уплата сумм, причитающихся по решению, принятому по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, даже не вступившему в силу, рассматривается как принудительное взыскание, а не как добровольная уплата. Исполнив решение, налогоплательщик желает, например, исключить риски применения в отношении него налоговым органом обеспечительных мер, получить справку об отсутствии задолженности и т.п. Согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Если в результате рассмотрения последующей жалобы налогоплательщика решение инспекции будет отменено, налогоплательщик вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на получение процентов, начисленных по пункту 5 статьи 79 НК РФ. Если решение налогового органа было обжаловано в судебном порядке, то срок обращения за возвратом суммы как излишне взысканной будет рассчитываться не со дня уплаты, а со дня вступления в силу судебного акта, который подтверждает, что инспекция взыскала излишнюю сумму налогов.

Значит ли это, что для рассмотрения суммы в качестве излишне взысканной, достаточно ее указания в документе налогового органа?

Не совсем. В судебной практике сформирован подход, при котором любая сумма, уплаченная налогоплательщиком по инициативе налогового органа, даже если налоговая проверка не проводилась и (или) требование об уплате налога (пеней, штрафа) не выставлялось, может быть признана излишне взысканной.

Налоговым органом взыскана сумма, отраженная налогоплательщиком в налоговой декларации. Но оказалось, что сам налогоплательщик ошибся, завысив в декларации сумму налога. Является ли в данной ситуации сумма недоимки излишне взысканной, подлежащей возврату с процентами по статье 79 НК РФ?


Похожие записи: