Вопрос. История возникновения и экономическая сущность налога с оборота.

20.07.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос. История возникновения и экономическая сущность налога с оборота.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Октябрьская революция внесла свои коррективы в налоговую политику советского государства и конкретно была сконцентрирована в направлении послаблений экономической базы буржуазии для того, чтобы с буржуазии взималась контрибуция. В этой связи принимались меры, которые были направлены на введение подоходного налога. При этом стоит обратить внимание, что в условиях Гражданской войны и натурализации народного хозяйства все без исключения хозяйства были освобождены от денежных налогов и взимались только в натуральной форме.

Налог на сверхприбыль

Особого внимания заслуживает налог на сверхприбыль. Он был введён в 1925 г. Основная его цель заключалась в том, чтобы не только запретить частным предпринимателям превышать цены, которые установлены государственными расчётами, но и в итоге вытеснить частников из экономики страны. Особенность данного налога в его целевом характере.

Индустриализация страны требовала больших финансовых ресурсов, что стало причиной серьёзных изменений в налоговой политике и налоговой системе государства в налоговой реформе 1930-1932 гг. Основная цель данной реформы в том, чтобы обеспечить увеличивающиеся потребности государства в финансовых ресурсах. С этой целью применялись меры по устранению множественности и многозвенности налоговых платежей, реорганизации платежей в бюджет государственных предприятий.

В ходе реформы почти шестьдесят видов налогов объединили в два основных платежа. Государственные предприятия должны были вносить в бюджет отчисления от прибыли и налог с оборота, а кооперативные предприятия обязаны были уплачивать подоходный налог и налог с оборота.

Отчисления от прибыли поступали в бюджет в качестве конечного результата распределения прибыли государственных предприятий на их плановые мероприятия, иными словами, нераспределённый остаток прибыли попросту изымался в бюджет, он же и соответствовал уровню власти подчинённости предприятия.

Предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, республиканского подчинения, соответственно, в республиканский и т.д. до районного уровня. Таким образом, можно говорить о том, что отчисления от прибыли стали важнейшим источников формирования собственных доходов всех звеньев в бюджетной системе, а также фактором, которым способен усилить интерес власти на всех уровнях в процессе развития подведомственных предприятий и финансовой эффективности их работы.

Замечание 3

В соответствии с экономической реформой 1965 г. платежи из прибыли были определены четырёх видов.

Первый вид представляет собой отчисления от прибыли, которые вносились в бюджет предприятия, однако не были переведены на условия хозяйственного расчёта.

Второй вид представлен как плата за производственные основные фонды и нормируемые оборонные средства, иными словами, плата за фонды. Этот вид платежей вносили предприятия, которые были переведены на хозяйственный расчёт. Плата за фонды должна была внесена в соответствующий бюджет по нормам, которые в свою очередь выражались в процентах к средней стоимости производственных фондов. Стоимость этих фондов оценивается по балансовой стоимости. Нормы платы за фонды устанавливались на несколько лет.

Третий вид был представлен фиксированными платежами, которые вносили в бюджет предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые. Таким образом, для добывающих предприятий фиксированные платежи были установлены в твёрдой сумме, а для перерабатывающих либо в твёрдой, либо в процентах к стоимости реализованной продукции или к прибыли.

Четвёртый вид представлял собой свободный остаток прибыли. Его образование происходило после выплаты из прибыли первоочерёдных платежей, процентов за банковский кредит, сумм, направляемых на образование фондов экономического стимулирования предприятий, или иных затрат, которые так или иначе включались в планы предприятия.

Сборы и пошлины в СССР

Гербовый сбор ввели после принятия Декрета ВЦИК и СНК СССР от 16.02.1922 г. Его уплата происходила посредством покупки гербовых марок и их наклейки на регистрируемые государственными органами документы или покупки гербовой бумаги, на которой излагается текст документа. Важно отметить, что гербовый сбор мог уплачиваться даже наличными деньгами. К уплате гербового сбора не принуждались государственные предприятия, которые не платят промысловый налог, партийные, профсоюзные организации, а также научные и культурно-просветительские организации. Кроме того, освобождение от уплаты гербового налога получили лица, состоящие на социальном обеспечении и пр. Оплата гербового сбора производилась в твёрдых ставках с каждого вида документа, или в процентах к сумме сделки, которая указывалась в документе. В 1930 г. в связи с проведённой налоговой реформой гербовый сбор отменили, а точнее, заменили другими сборами и единой государственной пошлиной.

Замечание 6

Октябрьская революция оказала некоторое воздействие на налоговую систему СССР. Пошлины после Октябрьской революции были отменены.

Кроме того, в 1920-е гг. отменили и некоторые сборы, носившие пошлинный характер. Таковыми стали судебные и нотариальные сборы, плата за регистрацию брака, выдачу паспортов, курортный сбор, пошлина с наследства, гербовый и пр.

На основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29.06.1979 г. «О государственной пошлине» и постановлении Совета Министров СССР «О ставках государственной пошлины» взимание государственной пошлины осуществлялось в двух формах: простая и пропорциональная.

Взимание пошлины происходило с исковых заявлений, которые подавались в суды, в органы Государственного арбитража, за совершение нотариальных действий, за регистрацию актов гражданского состояния, за прописку граждан СССР, за выдачу регистрационных удостоверений на занятия кустарно-ремесленными промыслами, за выдачу разрешение на право охоты и т.д.

Уплата госпошлины производилась специальными пошлинными знаками, или наличными деньгами. Кроме того, уплатить государственную пошлину можно было посредством перечисления денег со счёта плательщика на счёт учреждения, которое совершило действие или выдавшее документ.

Читайте также:  Размер выплат и льготы герою России в 2023 году за “Звезду”
Замечание 7

В налоговой системе СССР также использовались таможенные вывозные пошлины и транзитные пошлины.

Введение ввозных пошлин в СССР произошло в 1922 г. Ставки этих пошлин были установлены в процентах к цене ввозимого в страну товара. В СССР вывозные пошлины в основном применялись при вывозе по разрешению Министерства культуры СССР произведений искусства или антикварных ценностей. Уровень транзитных пошлин был сравнительно незначительным, в большей мере они могли покрыть издержки по контролю за провозом через страну зарубежных товаров.

Следует отметить, что налоговая система на протяжении шестидесяти лет в СССР практически не менялась, только во время Великой Отечественной войны в неё были включены военный налог, налог на одиноких и бездетных граждан СССР.

Военный налог ввели уже в 1942 г., его уплачивать обязаны были граждане старше 18 лет. Плательщики в данной группе были поделены на несколько подгрупп: рабочие, служащие, колхозники, граждане, которые имеют собственные источники доходов, граждане, которые не имеют собственных источников доходов. В каждой группе были установлены особые правила ставки налога. Этот налог отменили после окончания войны, а именно в 1946 г.

В 1941 г. ввели налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. Его взимали с лиц, которые достигли двадцатилетнего возраста и при этом не имели детей. Освобождались от уплаты данного налога мужчины старше пятидесяти лет, а также женщины старше сорока пяти лет. Сумма этого налога исчислялась на основе заработной платы, если она составляла 91 рубль и выше, то граждане должны были уплатить 6% с заработной платы.

Ковригин также выделил некоторые риски разрабатываемого режима — по его словам, необходимо предусмотреть в законе запрет на рост ставок за банковские услуги в случае, если на финансовые организации ляжет функция налогового агента.

«Исполнение такой функции не повлечет для банков каких-то серьезных издержек — все можно делать в автоматическом режиме. Однако, как прекрасный предлог для повышения оплаты, это может использоваться банками», — предупреждает он.

Еще один риск — усиление функций налогового органа и банка в отношении предпринимателя. По мнению Ковригина, это также необходимо запретить законодательно.

Предприниматель Лариса Ковальчук также сомневается в том, что предлагаемый проект ФНС будет осуществим в настоящее время, так как не все предприниматели установили онлайн-кассы (ФНС предлагает считать расходами только операции по расчетным счетам или ККТ, см. выше).

«Огромное количество предпринимателей не имеют расчетных счетов, предпочитая работать за наличный расчет. У некоторых предпринимателей и организаций до сих пор не прописывается наименование товаров в чеках, что является препятствием для этого проекта, ведь такой платеж не может являться подтверждением расхода», — предупреждает Ковальчук.

Для бизнеса, чей оборот превышает 20 млн рублей, рост ставки налога на деятельность за счет отмены страховых взносов может быть невыгоден, добавляет еще одно «но» к инициативе ФНС основатель Fotozona Lab Ираклий Наскидов.

«Лучше будет остаться на текущей налоговой нагрузке — 13% НДФЛ плюс 15% ФОТ. На цифре 20 млн начинается более системное планирование, бизнес уже не боится отчетов и взаимодействия, найма людей в штат и так далее. Эта цифра может служить индикатором», — полагает Наскидов.

Сооснователь и директор по маркетингу банка «Бланк» Дмитрий Салатов призывает задуматься, на кого реально направлена данная инициатива.

«Работать по такой схеме будет даже не так выгодно, как просто открыть самозанятость. Этот режим может стать популярным, если после его введения начнут закручивать гайки на других режимах, и он станет новой тихой гаванью для «серых» сотрудников, не оформленных официально в штат», — считает предприниматель.

Обычному покупателю может показаться, что НДС платит магазин или компания-производитель. Но это не совсем так: на самом деле налог платит каждый покупатель из своих средств, неважно, физическое или юридическое лицо.

Например, если вы купили в гипермаркете продукты, то в чеке можно увидеть такие расчеты:

ИТОГО: 1414.00
БЕЗНАЛИЧНЫМИ: 1414.00
НДС 20%: 50.00
НДС 10%: 101.29

Мы видим общую сумму покупок, а также два вида НДС — 20% и 10% на общую сумму 151,29 рубля.

К слову, НДС бывает льготный — 10% или 0%. Эта ставка распространяется на социально значимые товары и услуги. Например, на ряд продуктов, медицинские и детские товары и другие. Полный список товаров и услуг, где можно применить льготный НДС, указан в ст. 164 НК РФ.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Читайте также:  Условия программы «Земский доктор» в 2023 году

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

С 1980-х годов подоходный налог с населения, получающего доходы на государственных предприятиях, начали взимать по ставкам от 0,35% (с сумм ежемесячных доходов более 80 руб.) до 13% — с доходов, превышающих 100 руб. А для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и частным бизнесом, ставка составляла от 12% до 65% на годовой доход, превышающий 5000-7000 руб.

С 1984 года по 1991 год был установлен необлагаемый минимум по месячной заработной плате в размере 70 руб., но при этом действовала прогрессивная ставка НДФЛ. Сумма налога варьировалась от 25 коп. с месячных доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. Сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.

Советская экономика – не такая, как все

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были привычные и сегодня налоговые ставки и пошлины, но также были нестандартные налоги (например, налог на холостяков). А еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Налоговая система в период войны

С началом Великой Отечественной войны в СССР вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывался в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог был повышен до 2,25 рублей + 5,5%.

«Перестройка» и распад СССР

С 1985 года в СССР начинается политика «перестройки». С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью. Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рос внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

Доходы с частного бизнеса

Какие налоги платили в СССР? На заре Советской власти местные бюджеты пополнялись в основном за счет «Разового сбора на торговлю». Этот налог был установлен 3.12.1918 г. На основании изданного правительством документа местные Советы взимали в городах разовый местный сбор с лиц, осуществляющих подвижную торговлю.

Читайте также:  Пошаговая инструкция, как одинокому мужчине усыновить ребенка

Помимо этого, власти существенно повысили установленные на реализацию предметов массового потребления. Эти сборы необходимо было платить собственникам предприятий, производящих облагаемые услуги или товары. В конце 1918 г. акцизы были упразднены. Их заменили прямым начислением к цене товара. Однако в ситуации все большей натурализации хозяйства поступления денег в бюджет резко снизились.

В апреле 1918 г. был введен косвенный налог «Особый пятипроцентный сбор». Суммы от его перечисления в бюджет планировалось направлять в виде помощи кооперированному населению. Налог, ставка которого составляла 5% от оборота частных торговых и кооперативных мероприятий, должен был стать стимулом для вступления граждан в ряды потребительских обществ, ведь после утверждения годовых отчетов сумма сбора возвращалась работникам. Пятипроцентный сбор был отменен в марте 1919 г.

Продовольственный налог

Рассматривая вопрос о том, какие налоги были в СССР, стоит отметить постановление, принятое Президиумом ВЦИК 3.02.1921 г. Согласно его положениям, правительство страны приостановило взимание всех налогов — как местных, так и общегосударственных. Объясняется это тем, что проводимая до 1921 г. политика «военного коммунизма» подошла к своему апогею. Это и стало предпосылкой для перехода государства к НЭПу. Первым шагом на пути к новой экономической политике стала замена продовольственной разверстки продналогом с четко фиксированными ставками.

Страна в этот период находилась в разрухе. Сворачивалась торговля, деньги обесценивались все больше, а заработная плата рабочих была подвержена натурализации. В таких условиях восстановить народное хозяйство было просто невозможно. Помимо всего прочего, все более ухудшались взаимоотношения между деревней и городом, между представителями новой власти и крестьянами. Повсеместно происходили восстания сельчан. Это и стало основной причиной введения продналога. Выращенную продукцию у крестьян начали взимать в меньшем размере. При этом жители села отдавали лишь определенную долю того, что было произведено их частным хозяйством. Во внимание принималась урожайность, количество членов в семье и имеющееся поголовье скота.

Какие налоги были в СССР в последующие периоды? Сборы в казну претерпели некоторые изменения в мае 1923 года. Продналог с этого времени стал единым сельскохозяйственным, имевшим натуральную форму до 1924 г. При введении данного сбора была разработана повышенная прогрессия ставок. Это позволило обеспечить соответствие размеров отчислений доходности каждого из крестьянских хозяйств. Было решено принимать во внимание не только размер пашни, но и количество скота, площадь сенокоса и число членов семьи. При этом если на одного едока выходило 0,25 десятины, то налог был равен 2,1% от облагаемого дохода, при 0,75 десятины – 10.5%, а при трех – 21,2%.

С 1926 г. доход стал исчисляться еще и исходя из наличия мелкого скота, а также прибыли от садоводства, виноградарства, табаководства и т.д. Существовал при этом и определенный необлагаемый минимум. Его власть установила для поддержки хозяйств бедняков. С 1928 г. льготы по этому налогу были еще более расширены. Так, был повышен необлагаемый минимум, а кроме этого увеличена скидка с налога для коллективных хозяйств (до 25-30%).

Разница в начислении подоходного налога в СССР и РФ

Сегодня подоходный налог получил название «Налог с доходов физических лиц». Положения о его взыскании зафиксированы в главе 23 НК РФ. Он значительно отличается от первоначального варианта.

Первое, в чем различие между нормами СССР и РФ, это определение лица, которое оплачивает налог. НДФЛ уплачивают все субъекты, получающие доход на территории Российского государства, за исключением лиц, получающих налоговую льготу.

К изучению истории налогообложения в России обращались такие известные дореволюционные историки, как Д.И. Иловайский, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, И.Г. Прыжов, В.Н. Татищев и др., а также маститые экономисты: Э.Я. Бретель, И.Я. Горлов, В.П. Дьяченко, П.И. Лященко, И.Х. Озеров, В.Н. Твердохлебов и др.

Среди юристов в той или иной мере указанные вопросы исследовали С.В. Зaвaдcкий, Б.П. Распопов, Г.Ф. Шершеневич, А.Ф. Кисляковский, Ф.В. Тарановский и др. Кроме того, из дошедших до нас дореволюционных книг по праву хронологически самой ранней является изданный в Киеве в 1624 г. сборник церковного права «Номоканон», который содержит среди прочего положения об обязательных платежах в пользу церквей.

В современной науке отдельные периоды истории налогообложения и налогового права рассматриваются в работах М. Буланже, А.В. Брызгалина, И.С. Зуйкова, Л.В. Зуйковой, А.Д. Meльника, А.А. Тедеева, В.А. Тимошенко, Ю.П. Титoвa, А.В.Толкушкина, И.В. Торопицына, Д.Г. Черника и др.

При Александре I (1777—1825, император с 1801 г.) изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; гильдейский сбор; пошлина с наследств; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор.

Вводились новые обязательные платежи, например процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди.

Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.

В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменены акцизными сборами со спиртных напитков ( винным акцизом).

Важнейшими источниками государственной казны стали: подушный налог; питейный и таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль); акциз на дрожжи (введен в 1866 г.); акциз на керосин (введен в 1872 г.); акциз на табак.


Похожие записи: