Как привлечь к ответственности судебных приставов-исполнителей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как привлечь к ответственности судебных приставов-исполнителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» закреплены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
Комментарий к ст. 17.14 КоАП
Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации.
Службу судебных приставов возглавляет главный судебный пристав Российской Федерации.
Службы судебных приставов в субъектах Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов Российской Федерации.
Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории России. Помните, что в случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные законом. А сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им функций влечет ответственность, предусмотренную российским законодательством.
Напомним, что исполнительными документами являются:
1) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:
принимаемых ими судебных актов;
решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
решений иностранных судов и арбитражей;
решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;
2) судебные приказы;
3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;
5) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;
6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
7) постановления судебного пристава-исполнителя;
8) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Указанное Постановление устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в нем требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.
В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.
У сторон есть 10 дней на обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 119-ФЗ исполнительный документ о взыскании денежных средств может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, но при условии, что взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Если у него такой информации нет, то исполнительный документ направляется непосредственно судебному приставу-исполнителю.
Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения заявленных требований.
За «неповиновение» банк или кредитная организация будут наказаны. С 1 января 2008 года им грозит наложение административного штрафа в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.
Напомним порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника. Так, в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 119-ФЗ обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях. Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются. При наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на них налагается арест.
Если сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию. Такая же информация может быть представлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.
При отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание.
Должник вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.
Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства и иные ценности, находящиеся в наличности либо на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, обращается в том размере и объеме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа с учетом взыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
В случае когда должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, взыскание обращается на его долю, определяемую в соответствии с федеральным законом.
Обращаем ваше внимание, что с 1 февраля 2008 года вступает в силу новый Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Если сотрудник ФССП применил силу
Во время проведения исполнительных процедур сотрудники ФССП вправе применять силу для задержания должника или отражения его нападения, а также для принудительного осуществления законных исполнительских действий. Так, закон «Об органах принудительного исполнения…» № 118 определяет ряд случаев, в которых пристав-исполнитель может применить против гражданина приемы боевой борьбы, огнестрельное оружие или средство специальной защиты.
Федеральный закон №328 «О службе в органах принудительного исполнения…», вступивший в силу 1 января 2020 года, фактически приравнял ФССП к силовой структуре. Уже сегодня приставы имеют право взламывать двери и попадать в дом без согласия должника. По прогнозам политических аналитиков в ближайшее время полномочия приставов-исполнителей на применение силы будут расширены. При наличии больших возможностей и коррумпированности кадровой структуры вполне вероятна ситуация, когда сотрудники ФССП начнут избивать мирных жителей.
Гражданину, столкнувшемуся с применением силы со стороны пристава, необходимо честно оценить правомерность действий госслужащего и в зависимости от результата оценки выработать план поведения.
Правомерность действий сотрудника ФССП | Действия пристава правомерны | Пристав превысил полномочия или бездействует | Произошло должностное преступление |
Рекомендации должнику по защите собственных интересов | Жаловаться и оспаривать применение силы бессмысленно, все имеющиеся ресурсы следует направить на погашение задолженности. | Подать жалобу вышестоящему начальнику, обжаловать самоуправство пристава в суде, обратиться в прокуратуру. | С заявлением о преступлении можно обратиться непосредственно в ФССП. Однако рекомендуется сразу обратиться в МВД или Следственный комитет. |
Куда можно подать заявление на судебного исполнителя?
Люди, которым не раз приходилось быть свидетелями судебных споров, считают, что полномочия государственных органов превышены. Поэтому многих интересует вопрос: куда можно пожаловаться при нарушении прав?
Существует несколько инстанций, в которые вы можете подать жалобу на судебного исполнителя. Это зависит от того, какое правонарушение было совершено и кто является правонарушителем. Если человек столкнулся с фактом ненадлежащей работы должностного лица, он может обратиться в следующие инстанции:
- Старший судебный пристав. В случае неудовлетворенности качеством исполнения служебных обязанностей конкретным работником, необходимо обратиться к его непосредственному начальнику, главному судебному приставу. В претензии необходимо детально изложить, что конкретно вас не устроило в работе исполнителя и какие права он нарушил в процессе производства. При наличии доказательства нарушений их нужно приложить к заявлению.
- Документы можно отправить заказным путем или отнести в канцелярию. Старший пристав рассмотрит жалобу в течение 10 дней. Больший эффект будет достигнут, если жалоба будет подана региональному руководителю службы или будет опубликована на официальном сайте ФССП. В этом случае дело будет находиться под контролем высшего руководства до полного завершения производства.
- Через Интернет. Через Интернет. Каждый при необходимостиможет оформить претензию вИнтернете. На официальном сайте ФССПвы найдетеобразец заявления на действия должностного лица в электронном виде. После заполнения рекомендуется распечатать документ и оставить несколько копий для себя. Когда придет ответ, его также стоит сохранить.
- Региональное Управление ССП. Если по какой-либо причине ваша жалоба не была рассмотрена, ее стоит отправить в вышестоящие инстанции. Управление возьмет под свой контроль проверку всех заявленных нарушений и когда старший судебный пристав завершит разбирательство, заявителю будет отправлено письмо с принятыми мерами.
- Прокуратура. Направление жалобы на судебного пристава-исполнителя в прокуратуру должно обязательно предшествовать рассмотрение жалобы по данному вопросу старшим судебным приставом. Лишь, сославшись на ранее принятое решение старшего судебного пристава по данному вопросу и не соглашаясь с ним, заявитель может рассчитывать на личное рассмотрение жалобы прокурором в любое время, после произошедшего нарушения.
Помимо основной информации, к жалобе нужно приложить копию обращения в Управление ССП.
На основании жалобы заявителя в срок не более 1 месяца должна быть проведена служебная проверка по факту нарушения прав гражданина в результате бездействия исполнителя. По итогу в отношении недобросовестного сотрудника принимаются карательные меры, а требования заявителя выполняются. Результаты проверки вам отправят в ответном письме. Большая часть поданных претензий удовлетворятся полностью или частично.
- Суд. Обратиться за признанием незаконности действий исполнителя можно в местный суд. Решение выносится менее чем за 10 дней, и чаще всего заявление податчика удовлетворяется. Затраты в ходе ведения делаССП берет на себя.
Что будет после подачи жалобы?
Бывают случаи, когда судебный исполнитель уходит, не добившись прогресса. Тогда вы должны сами защищать свои права и отстаивать свои интересы, обратившись в вышестоящие инстанции.
Порядок действий судебного исполнителя может различаться в зависимости от государственного органа, в который обратилось лицо с заявлением.
- Суд. Суд может помочь восстановить нарушенные права. После получения жалобы суд созывает слушание. На этой встрече стороны высказывают свои мнения. На основании полученных данных государственный орган принимает решение.
- Управление ССП. Если человек уверен, что исполнитель судебного решения нарушил его права, необходимо начать восстановление справедливости с обращения в вышестоящие инстанции. Для этого вам необходимо посетить отделение ССП. Там же вы можете получить образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя.
- Если жалоба на судебных приставов подана в прокуратуру, образец можно получить во время визита в отделение государственного органа. Процедура расследования обстоятельств инцидента длится 30 дней. В течение этого времени он тщательно изучает все нюансы дела. Орган власти может:
-
Вынести предупреждение.
-
Предъявить свои требования в ходе судебного разбирательства.
-
Аннулировать решение, принятое подрядчиком.
Привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов: ошибки пристава
Как Привлечь Пристава к Административной Ответственности
Спустя полгода после подачи заявления о привлечении должника к административной ответственности наш должник вдруг решил сам зайти к судебному приставу. На него в тот же день попытались составить административный протокол, но он сбежал, оставив свой паспорт у судебного пристава и угрожая обратиться в прокуратуру.
Хотя многие, конечно, задаются вопросом, почему высчитывают из пенсии, оставляя сумму ниже прожиточного минимума? А вот и ответ. вы получаете не пенсию, а страховую часть, проще сказать, проценты как в банке, вот поэтому так называемая пенсия является доходом, но никак не социальным пособием! В связи с этим судебные приставы взыскиваю с вас 50 %.
Как можно заставить судебных приставов понести ответственность за бездействие?
Государство сильно при условии, что ее доминантные структуры являются примером для общества безукоризненным исполнением Законов, регулирующим жизнедеятельные процессы людей, стимулирующим их материальное процветание. Но жизнь бывает не только, слава Богу, но и с противоположным слоганом. То есть — не всегда, слава Богу.
Предлагаем ознакомиться: Куда жаловаться на работодателя
Отрицательные моменты можно найти в службе приставов. Часто заявители жалуются на их бездействие при исполнении служебных обязанностей. Отчасти происходит негатив по многим иным направлениям: нежелание службиста перетруждаться, желание просто лениться, быть инертным и так далее. Когда ответственность за порученный государством участок хорошо оплачиваемой работы приближается к нулю.
Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа: правовая природа, порядок исполнения.
Статья 14. Постановление судебного пристава-исполнителя
1. Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также — должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
2. В постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны:
1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
2) дата вынесения постановления;
3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
5) вопрос, по которому выносится постановление;
6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
8) порядок обжалования постановления.
3. Судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
4. Постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.
Ст. 113. Ответственность за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве
1. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях, а в случае, предусмотренном ст. 114 настоящего ФЗ, обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности.
2. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа.
3. Если судебный пристав-исполнитель неоднократно устанавливал должнику срок для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, то штраф на должника налагается за каждый случай неисполнения должником требования в установленный срок.
4. При наличии в действиях лица, нарушающего законодательство РФ об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности.
Ст. 115. Порядок взыскания исполнительского сбора и наложения штрафа
1. Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным ч. 2 ст. 14 настоящего ФЗ, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства РФ об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу.
2. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа утверждаются старшим судебным приставом.
3. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа может быть оспорено в суде.
Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа
1. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
2. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.
3. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
5. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Правовое регулирование условий, порядка взыскания исполнительского сбора содержится в ст. 112 ФЗИП. В ч. 1 ст. 112 названного Закона дается определение исполнительского сбора, под которым понимается денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Впервые исполнительский сбор был предусмотрен в ст. 81 ФЗИП 1997 г.
С момента принятия данного Закона в литературе были высказаны различные точки зрения относительно правовой природы исполнительского сбора. Условно можно выделить следующие подходы к пониманию сущности исполнительского сбора.
1. Исполнительский сбор рассматривался в качестве платежа за совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем. В данном случае сравнивали исполнительский сбор с государственной пошлиной, взимаемой за совершение юридически значимых действий. Д.Х. Валеев обращал внимание, что в отличие от государственной пошлины, которая взыскивается обычно с истцов, исполнительский сбор взыскивается с противоположной стороны — с должника.
В.М. Шерстюк также отмечал наличие признаков государственной пошлины в исполнительском сборе: размер исполнительского сбора устанавливается в процентном отношении от взыскиваемой суммы, стоимости имущества должника (как и государственная пошлина в судах различных инстанций); судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора до совершения принудительного исполнения по исполнительному документу (госпошлина вносится также до совершения юридически значимого действия); исполнительский сбор взыскивается только при первом предъявлении исполнительного документа (равно как и государственной пошлиной не облагается повторное рассмотрение дела после его отмены и направлении дела на новое рассмотрение); исполнительский сбор на практике взыскивается с должника независимо от его вины (как и взыскание госпошлины не зависит от виновного поведения лица, обязанного ее уплатить); у исполнительского сбора и государственной пошлины совпадают цели взыскания — в какой-то мере компенсировать затраты, понесенные государством. По мнению В.М. Шерстюка, «наличие у исполнительского сбора «родимых пятен» государственной пошлины… объясняется тем, что исполнительное производство — составная часть (элемент) механизма защиты нарушенного (оспоренного) права».
2. Исполнительский сбор рассматривался как санкция за невыполнение должником в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. В рамках этого подхода, получившего широкое распространение в литературе, были высказаны различные мнения о характере данной санкции: штрафная (без упоминания отраслевой принадлежности санкции), исполнительная процессуальная, административная.
В 2001 г. Конституционный Суд РФ принимает знаковое Постановление, в котором дает оценку действующей на тот момент ст. 81 ФЗИП. Конституционный Суд РФ указал, что исполнительский сбор не является налогом, сбором, государственной пошлиной.
Что делать, если Вас обвиняют в неуплате кредиторской задолженности?
В данном случае для определения тактики защиты следует знать, что данное преступление носит формальных характер, то есть не обязательно наступление определенных последствий негативных для потерпевшего, а для привлечения к ответственности необходимо лишь совершение действия ли бездействия.
Для освобождения от возможной ответственности, предусмотренной уголовным законодательством, необходимо доказать следующие обстоятельства.
Для оспаривания неправомерного действия:
- Должник не скрывали источники своих реальных доходов и процессе исполнительного производства;
- Должник предоставлял объективную достоверную информацию о своем имуществе и доходах;
- Должник предоставлял достоверные анкетные данные о себе и своем месте жительства;
- Должник умышленно не менял свое место жительства для уклонения от визитов судебных приставов;
- Должник не убыл за территорию Российской Федерации и скрывал свое место жительства за границей;
- Должник не совершал действий по продаже, дарению и заключению иных договоров по прекращению права собственности принадлежащего ему имущества;
- Должник не передавал имущество третьим лицам с целю сокрыть его местонахождение.
Защита потерпевшего по статье злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности
С учетом изложенных обстоятельств можно установить, привлечение к уголовной ответственности требует установление большого количества обстоятельств, и зачастую сотрудники судебной исполнительной системы ввиду неопытности нового сотрудника или банального не желания взять на себя лишнюю работу ограничиваются констатацией факта отсутствия имущества у должника и закрытием исполнительного производства.
В данном случае необходимо мотивироваться пристава-исполнителя на совершения действий по привлечению к уголовной ответственности недобросовестного должника посредством следующих действий:
- Подготовке заявления, в котором будут изложены конкретные фактические обстоятельства преступного действия или бездействия должника с подтверждением данных фактов;
- В случае отказа от удовлетворения заявления или игнорирования данного заявления необходимо обжаловать действия судебного пристава посредством подготовки жалобы, при этом в жалобу следует направлять не только непосредственному руководителю районного или городского отдела судебных приставов но и в органы прокуратуры для инициирования дополнительной проверки действия данного должностного лица. Также возможно обжалования действий судебного пристава в судебном порядке.
- Если данные действия принесли положительный исход не стоит сидеть на месте и ждать результатов от должностного лица, в случае если Вам стали известны дополнительные сведения о должнике и его неправомерных действиях, в частности попытке скрыться от приставов, скрыть имущество (в частности увидели и зафиксировали как из офиса должника-организации руководитель вывозит мебель и орг. технику) необходимо немедленно предоставить данные сведения приставу для организации дополнительных мер защиты Вас как кредитора и дополнительных оснований для привлечения к уголовной ответственности.
Таким образом, только слаженная деятельность кредитора судебного пристава может принести положительные результаты.
Ответственность судебного пристава за бездействие
При утрате переданного на хранение или под охрану имущества взыскатель также имеет право на иск о возмещении вреда за счет казны Российской Федерации, поскольку судебный пристав-исполнитель несет ответственность за действия третьих лиц, на которых он возложил свою обязанность по сохранности имущества должника (статья 403 ГК РФ).
Если СПИ у которого находится Ваше исполнительное производство не предпринял мер к исполнению решения суда,- возможно он понесет солидарную ответственность с должником и в отношениии СПИ будет вынесено судебный акт о признании бездействия судебного пристава незаконными в соответствии со ст.15. ГК РФ и согласно ст.1069 ГК РФ Вам будет возмещен «вред причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов».
Если в течение 3х месяцев после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель (далее СПИ) не предпринял мер к исполнению решения суда, именно: взыскателя не уведомил, запросы не отправил, арест на имущество должника не наложил, временные ограничения на выезд за границу должнику не вынес, предупреждение о привлечении к уголовной ответственности за уклонение от исполнения решения суда не вынес, административный протокол по ст.
Ранее, передав малопонятным ООО на хранение дорогостоящее имущество, которое потом исчезало, ФССП удавалось отбиваться от исков обманутых взыскателей. Положения статьи 321 АПК РФ, предоставляющие взыскателю право неоднократного после возврата исполнительного листа предъявления его к взысканию, не могут быть истолкованы в смысле отсутствия у взыскателя, утратившего возможность получить причитающиеся с должника суммы в связи с выбытием его имущества по причине незаконных действий судебного пристава-исполнителя, права на возмещение вреда.
Незаконные действия судебных приставов. Разъяснения ВАС РФ
На днях Пленум Высшего Арбитражного Суда опубликовал постановление “О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве”, в котором дал ряд важных разъяснений относительно законности тех или иных методов работы судебных приставов и их действий, предпринимаемых в ходе исполнительного производства.
В частности, в Постановлении Пленума ВАС РФ №27 от 16 мая 2014 года рассматриваются особенности применения ареста имущества как меры по обеспечению иска и исполнения судебного акта. Ни для кого не секрет, что применяя арест, приставы зачастую злоупотребляют своими правами, по собственной инициативе изымая имущество у должников и увозя его в неизвестном направлении.
С точки зрения ВАС РФ, подобные действия являются противозаконными и нарушают права граждан. В соответствии с нормами законодательства движимое и недвижимое имущество должника, на которое наложен арест, передается судебным приставом-исполнителем под охрану или на хранение должнику или членам его семьи на безвозмездной основе; лицам, с которыми территориальным органом ФССП России заключен соответствующий договор, — на возмездной основе, а также в ряде случаев и самому взыскателю.
При этом, как отмечает Пленум, наложение ареста в качестве обеспечительной меры само по себе не предполагает установление судебным приставом-исполнителем дополнительных ограничений, не поименованных арбитражным судом. Это обусловлено тем фактом, что пределы обеспечительных мер определяются на основе ходатайства истца, с которого в случае отказа в иске могут быть взысканы убытки. Поэтому если взыскатель и по его требованию суд указали лишь на арест имущества, это вовсе не предполагает изъятие и передачу данного имущества на ответственное хранение иному лицу.
Поэтому если суд арестовал имущество, а судебный пристав- исполнитель, произвольно вводя дополнительные ограничения права ответчика, изъял и передал его на ответственное хранение, а впоследствии кредитору было отказано в иске, в целях обеспечения исполнения которого был наложен арест, должник вправе взыскать убытки, причиненные изъятием имущества за счет казны РФ.
Между тем, как мы уже говорили ранее, движимое имущество должника на основании соответствующего требования может быть передано на хранение взыскателю. Данное обстоятельство нередко влечет за собой определенные проблемы, особенно в тех случаях, когда взыскатель вынужден нести расходы на хранение арестованного имущества должника.
Дело в том, что понесенные в связи с хранением имущества расходы взыскателям не компенсируются, либо компенсируются не в полном объеме, поскольку в законе сказано о том, что имущество поступает к ним на хранение на безвозмездной основе. Судьи ВАС РФ указывают на необоснованность такого толкования закона и поясняют, что безвозмездный характер охраны или хранения имущества не исключает возмещения взыскателю необходимых расходов, понесенных на обеспечение сохранности имущества, однако такие расходы возмещаются из стоимости имущества должника, а не за счет казны РФ.
Интересы взыскателей могут быть нарушены и иными действиями приставов в части ареста имущества должников. Например, когда кредитору должника отказывают в реализации арестованного имущества. При этом приставы ссылаются на нормы АПК РФ, согласно которым при удовлетворении иска принятые обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.
Однако, не следует забывать и о том, что обеспечительные меры всегда принимаются с целью гарантии последующего исполнения. Следовательно, они не являются препятствием для исполнения судебного акта, для обеспечения исполнения которого они были приняты. В этой связи суд поясняет, что арест не является препятствием для обращения взыскания на арестованное имущество и последующей регистрации перехода права собственности за покупателем имущества с торгов в связи с исполнением судебного акта, для обеспечения исполнения которого арест был наложен.
Кстати, сама реализация арестованного имущества не всегда приводит к желаемым результатам, и взыскатель нередко оказывается лишенным удовлетворить свои требования за счет имущества должника, реализованного, например, по низкой цене. В этих случаях кредитор приобретает право выступить с требованиями о применении последствий недействительности сделки, совершенной на публичных торгах, проводимых в ходе исполнительного производства.
Согласно закону, покупатель имущества с торгов обязан возвратить его не должнику, а продавцу как стороне недействительной сделки с целью проведения повторных торгов; денежные средства покупателю имущества возвращает продавец как сторона недействительной сделки. У взыскателя же полученные в результате исполнительного производства денежные средства изъяты быть не могут. Здесь ВАС РФ обращает внимание на то, что так как требования взыскателя удовлетворяются из стоимости имущества должника, то признание торгов недействительными и применение последствий недействительности сделки, заключенной на торгах, означает, что требования взыскателя удовлетворены не за счет стоимости имущества должника.
Следовательно, при применении последствий недействительности сделки, заключенной на торгах, исполнительное производство подлежит возобновлению судебным приставом-исполнителем на основании решения арбитражного суда о применении последствий недействительности сделки с целью проведения повторных торгов. Проведение повторных торгов может иметь различные юридические последствия.
На какие действия вы вправе подать жалобу?
Наиболее частыми причинами недовольства граждан являются следующие действия:
- Невыполнение исполнительных действий по удовлетворению требований взыскателя в продолжительный период (промедление).
-
Совершение действий, которые прямо нарушают права и обязанности граждан.
-
Неполнота исполнительных действий, проводимых по конкретным исполнительным производствам.
-
Вымогательство и шантаж, требование взятки.
-
Наложение ареста на вещи первой необходимости, том числе единственного жилья.
Кроме того, в деятельности судебных приставов имеют место следующие факты нарушений исполнительного производства:
- Нарушение правил наложения ареста на имущество.
-
Не всегда выносится из регистрационных органов информация об имущественном положении должника.
-
Несвоевременная оценка и реализация имущества.
-
Необоснованное вынесение решений об окончании исполнительных производств на основании актов о невозможности взыскания, об отсутствии имущества.
-
Неэффективность розыска должника и его имущества.
-
Непроведение проверок наличия имущества по расположению должника.
Не даём покоя судебным приставам
Если у каждого пристава по нескольку тысяч дел, то задача сводится к тому, чтобы именно ваше дело доставляло ему максимум неприятностей, из-за которых по нему придётся работать. Как это сделать? Можно регулярно докучать приставу звонками и письмами. В этом случае есть даже шанс получать какие-то ответы на свои вопросы, но, во-первых, далеко не факт, что ответы будут правдой — всё нужно проверять. Например, если пристав говорит, что исполнительный лист направлен на работу и буквально на днях алименты станут вычитаться прямо из зарплаты, — лучше проверить. Не факт, что так есть на самом деле. Во-вторых, ничто не мешает приставу «кормить завтраками» любого человека, продолжая хранить его дело в самом глубоком ящике стола.
Но для начала всё-таки можно написать официальный запрос в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). Для этого понадобится номер дела — его можно посмотреть на сайте ведомства, используя поиск по фамилии неплательщика. В запросе следует указать, что по такому-то исполнительному производству до настоящего времени алиментщик не исполняет свои обязательства, и попросить принять все необходимые меры, а именно привлечь должника к ответственности — той самой, о которой мы рассказали выше.
Если безжалостный родитель всё-таки обратился с таким запросом в ФССП, то и это вовсе не гарантирует успех. Чтобы привлечь должника к административной ответственности, нужно найти его и общаться с ним лично. Но приставы и тут могут пенять на проблемы в поиске и невозможность это сделать. Тогда в переписке с ними необходимо указывать способы решения проблем, ссылаясь на конкретные законы и нормативные акты. Дмитрий Мухачёв приводит пример одного свежего дела, по которому решалась такая проблема.
Какие штрафы взыскивают приставы
Штрафы взыскиваются приставами по тем же правилам, что и другие виды долгов. Но есть и ряд важных отличий, которые нужно учитывать сторонам исполнительного производства:
- для административных штрафов действуют специальные сроки на добровольное погашение;
- специальные сроки предусмотрены для предъявления к исполнению судебных и иных актов о наложении штрафа;
- за нарушения закона и ненадлежащее поведение с должника могут взыскать дополнительные штрафные санкции уже после возбуждения исполнительного производства;
- так как штраф взыскивается от имени государства, после удержания его перечислят в бюджет (федеральный, местный или региональный).