Статья 91 УПК РФ. Основания задержания подозреваемого

26.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 91 УПК РФ. Основания задержания подозреваемого». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Допрос обязательно проводится в первые сутки, чтобы подозреваемый не успел придумать линию поведения. Здесь сказывается фактор внезапности. Задержанному перед допросом дают проконсультироваться у адвоката.

Понятие и виды мер пресечения, основания и порядок их применения (избрания, изменения и отмены).

Меры пресечения – предусмотренные законом меры процессуального принуждения, применяемые по уг. делу в порядке, установленном УПК, к обвиняемому (в исключительных случаях к подозреваемому), подсудимому, временно ограничивающие их права и свободы.

Виды:

подписка о невыезде (не применяется к несовершеннолетним и на судне, напр., к стюардессе, подводнику, шоферу-дальнобойщику, проводнику дальнего следования);

личное поручительство; — требуется согласие обвиняемого

наблюдение командования воинской части; — требуется согласие обвиняемого

присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

залог;

домашний арест; — только по суд. решению

заключение под стражу. – только по суд. решению

Основания (если дознаватель, следователь, прокурор, суд при наличии достаточных оснований полагают, что обвиняемый, подозреваемый):

скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

может продолжать заниматься преступной деятельностью;

может угрожать свидетелю, иным участникам уг. судопр-ва, уничтожить док-ва либо иным путем воспрепятствовать пр-ву по делу;

— Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора.

Порядок:

Досудебное пр-во. При избрании меры пресечения должны быть достаточные и проверенные данные (а не интуиция след-ля и т.д.) для предположения, что обвиняемый предпримет противоправные действия, чтобы воспрепятствовать пр-ву по уг. делу, продолжить преступную деятельность и уклониться от исполнения приговора.

Особого внимания требует решение об избрании мер пресечения к несовершеннолетнему обвиняемому (ст. 423). Необходимо точно установить число, месяц, год его рождения, уровень его психического развития, склонность к употреблению спиртного, наркотиков, его отношение к учебе, соответствует ли возрасту его интеллект, как относятся к его воспитанию родители; осознавал ли он фактический характер и общественную опасность своих действий/бездействий — для этого назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Из гуманных целей каждый раз должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр (ст. 105 Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым).

При избрании меры пресечения дознаватель/../.. выносят постановление,

вводная часть к-го содержит указания на дату, место составления, фамилию должностного лица, номер уг. дела, ФИО обвиняемого/подозреваемого, квалификацию прест-ия.

Мотивировочная часть – данные, обосновывающие избрание меры пресечения со ссылкой на статью УК + основания для избрания меры пресечения (ст. 97 УПК).

Резолютивная часть – мера пресечения, анкетные данные обвиняемого.

Если постановление вынесено дознавателем, то в нем должно быть отражено согласие начальника органа дознания.

В судебном пр-ве вопросы, касающиеся избрания и применения мер пресечения, решаются судом в соответствии с его полномочиями (гл. 5 УПК).

Особенности применения мер пресечения к подозреваемому (ст. 100):

В исключительных случаях мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется, за исключением след. случаев:

Обвинение в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 209… УК, должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении к-го избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Комментарии к ст. 91 УПК РФ

1. В ч. 1 коммент. ст. говорится об органе дознания, дознавателе и следователе, а в ч. 2 той же статьи — о следователе и дознавателе. Между тем не только указанные должностные лица (учреждения) наделены правом производить задержание в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК и, соответственно, ходатайствовать об избрании в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Помимо указанных в ч. ч. 1 и 2 коммент. ст. должностных лиц (учреждений), задержание вправе осуществлять (вправе ходатайствовать об избрании в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу) также следственная группа, руководитель следственного органа (группы дознавателей) и начальник подразделения дознания. Причем ходатайствовать об избрании в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу руководитель следственного органа вправе без получения у кого-либо на то согласия; начальник подразделения дознания, а равно руководитель группы дознавателей испрашивают согласие у надзирающего прокурора; руководителю следственной группы рекомендуется получать согласие у руководителя следственного органа, которым следственная группа была создана.

2. Следователь (дознаватель и др.) вправе произвести задержание. Значит, даже когда следователь (дознаватель и др.) располагает основаниями и при этом имеются все необходимые условия применения данной меры процессуального принуждения, орган предварительного расследования не обязан приступать к производству рассматриваемого процессуального действия. Задачу выяснения причастности доставленного в орган предварительного расследования лица к преступлению он вправе решить путем производства иных процессуальных действий.

3. «Задержать» («задержано») в значении, употребленном в коммент. ст., — это не доставить в РОВД. Задержать — значит принять решение (принято решение) о составлении протокола задержания — основания помещения лица в ИВС сроком на 48 часов со всеми вытекающими из этого обстоятельства неблагоприятными последствиями.

4. Решение о задержании принимается в целях проверки причастности (непричастности) лица к совершению преступления и решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.

Читайте также:  Факсимиле: использовать в кадровых документах или нет?

5. Мотив задержания — это наличие опасений, что лицо может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, или продолжит заниматься преступной деятельностью, или будет угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожать доказательства либо иным путем препятствовать производству по уголовному делу. Они должны быть реальными, то есть подтверждаться материалами дела.

6. Закон предусмотрел два основных условия задержания. Первое условие — задержание возможно только после возбуждения уголовного дела.

7. Второе условие задержания закреплено в ч. 1 коммент. ст. Следователь (дознаватель и др.) вправе задержать лицо по подозрению в совершении не любого преступления, а лишь такого, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. В ч. 1 коммент. ст. говорится, что данный вид наказания «может быть» назначен. Стало быть, здесь речь идет о потенциальной возможности назначения этого вида наказания, о том, что санкция статьи, которой преступление предусмотрено, на момент задержания содержала лишение свободы как один из видов либо единственный вид наказания. Задержание следует признавать законным и тогда, когда в последующем из санкции статьи лишение свободы убрано, и когда этого не было, но суд за совершение преступления назначил ранее задержанному лицу наказание, не связанное с лишением свободы. На законность задержания указанные обстоятельства не оказывают никакого влияния, лишь бы на момент составления протокола задержания подозреваемого санкция статьи позволяла суду назначить лишение свободы за преступление, в совершении которого лицо подозревается.

8. Как уже отмечалось, одна из целей задержания — решение вопроса о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу. Данная мера пресечения применяется, как правило, к тем, кто подозревается в совершении преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, и лишь в исключительных случаях — в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. Причем исключительность случая обусловлена наличием одного или нескольких нижеперечисленных обстоятельств:

1) подозреваемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

9. Предусмотренные коммент. ст. фактические основания задержания не одинаковы по своему значению. Их два вида. При наличии любого из первой группы оснований (п. п. 1 — 3 ч. 1 коммент. ст.) можно производить задержание. Наличие же основания второй группы (ч. 2 коммент. ст.) может иметь следствием законное задержание лишь при одновременном констатировании одного из четырех специфических условий.

10. К первой группе оснований относятся доказательства, свидетельствующие о том, что:

1) лицо застигнуто при совершении преступления;

2) лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления;

3) потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление;

4) на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

11. О второй группе оснований законодатель сказал так. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:

а) это лицо пыталось скрыться, либо

б) не имеет постоянного места жительства, либо

в) не установлена его личность, либо

г) если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

12. Основание «лицо застигнуто при совершении преступления», как правило, не вызывает трудности в уяснении. Застигнуто — значит, его не только увидели, но и поймали. Обычно застигнутое лицо доставляется в орган предварительного расследования, где решается вопрос о необходимости и возможности его задержания в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК. Перед тем как констатировать наличие данного основания, следует проверить, действительно ли имело место преступление, а не какое-либо иное, похожее на преступление, но все же непреступное деяние.

13. Понятие «при совершении преступления» указывает на то, что следователь (дознаватель и др.) или любой иной гражданин сам наблюдал совершение лицом преступления (нанесение человеку удара ножом, вытаскивание из сумки кошелька и т.п.). Когда очевидцем явился следователь (дознаватель и др.), он (сам) производит задержание по п. 1 ч. 1 коммент. ст. Если же очевидцем преступления был какой-либо иной человек, налицо сразу два основания — п. 1 и п. 2 ч. 1 коммент. ст.: лицо застигнуто при совершении преступления и очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление.

14. Лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления — это значит, оно не пропадало из поля зрения его преследователей.

15. Следующее основание — «потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление». По данному основанию можно производить задержание в связи с показаниями потерпевшего, только когда потерпевший был сам очевидцем совершения преступления. Причем понятие «потерпевший» в этом случае не идентично тому, которое охарактеризовано в ст. 42 УПК. Здесь, скорее всего, следовало бы говорить о пострадавшем. Причем, с одной стороны, под таким потерпевшим понимается не только лицо, в отношении которого вынесено специальное постановление о признании его таковым, с другой — не всякое лицо, признанное постановлением следователя (дознавателя и др.) потерпевшим, может выступить в качестве потерпевшего, о котором идет речь в п. 2 ч. 1 коммент. ст.

16. Потерпевшим в указанном пункте является лишь физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный и (или) моральный вред, как до вынесения постановления о признании его потерпевшим, так и после такового.

Закон о полиции предусматривает и другие причины для задержания. С ними приходится сталкиваться гораздо реже, но всё-таки их необходимо перечислить.

  1. Задержание лица, в отношении которого уже избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
  2. Человек «убежал»:
      из-под стражи,
  3. уклоняется от отбывания уголовного наказания, принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия согласно решению суда,
  4. уклоняется от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания,
  5. не прибыл к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок,
  6. уклоняется от исполнения административного ареста,
  7. находится в розыске,
  8. убежал из психиатрического лечебного учреждения.
Читайте также:  Калькулятор пени по 1/300, 1/150, 1/130 от ключевой ставки

Задержание во всех указанных случаях имеет целью передачу лица ответственному органу, учреждению.

  1. Задержание лица, предпринявшего попытку самоубийства или имеющего признаки психического расстройства и создающего своими действиями опасность для себя и окружающих. Такие лица отправляются по месту жительства или в лечебное учреждение.
  2. Задержание нарушителя правил комендантского часа.
  3. Задержание при незаконном проникновении либо попытке проникновения на охраняемый объект.
  4. Задержание лица, в отношении которого поступило требование о выдаче, до передачи его иностранному государству.

Задержание полицией: суть и трактовка понятия

Задержание – это мероприятие, проводимое служащими правоохранительных органов, в результате которого гражданин лишается возможности свободно перемещаться, а полицейский получает возможность принудительно доставить его в органы власти.
Так кто же имеет право задерживать гражданина? Проводить задержание может любой уполномоченный сотрудник полиции, в данном случае он обязан доставить задержанного в правоохранительные органы в кратчайшее время.

Кроме того, задерживать гражданина имеют право представители автоинспекции и охранного подразделения, судебные приставы, сотрудники организаций наркоконтроля и пограничных служб.

Процедура задержания гражданина сотрудником полиции имеет определенный порядок, следование которому обеспечивает законность этого мероприятия.
Он включает в себя конкретные действия:

  • обозначить свою должность, звание, фамилию, объяснить, с какой целью обращается к гражданину, показать удостоверение по требованию, предъявить его в развернутом виде и дать время на ознакомление (сотрудник полиции не должен передавать его в руки);
  • объяснить мотивы задержания, разъяснить права, в том числе на отказ от объяснений, помощь юриста, уведомление родных, а также на переводчика, если он необходим;
  • составить протокол задержания;
  • предоставить пятиминутный телефонный звонок родственникам, работодателю, по месту учебы или адвокату не позднее 3 часов с момента задержания.

Задержание несовершеннолетнего

Несовершеннолетние граждане также могут быть задержаны полицией при наличии оснований для этого.

Ребенок может быть задержан за следующие действия:

  • попрошайничество;
  • употребление алкоголя либо наркотических веществ;
  • общественно опасное поведение, которое может причинить вред окружающим или ему самому;
  • беспризорность и безнадзорность;
  • нарушение закона.

При задержании несовершеннолетнего человека сотрудник полиции обязан немедленно уведомить его родителей, опекунов или других законных представителей об этом, сообщить, в какое отделение будет доставлен задержанный.

Несовершеннолетнего могут задержать до выяснения личности, если он был остановлен полицией на улице, а документов у него не оказалось. Также ребенок может быть задержан в случае, когда он находится в общественных местах после 23.00 без сопровождения взрослых, при этих условиях он считается беспризорным и может быть доставлен в отделение.

Внимание! Обыскивать несовершеннолетнего гражданина служащий органов не имеет права, можно провести и оформить досмотр только в том случае, если задержанный дал на это свое согласие. Обязательно оформляется протокол, в котором указывается все, что было показано на досмотре. Незамедлительному изъятию подлежат только орудия совершения преступных действий.

Для подростков особенно важно знать, что делать, если их задержала полиция.
Во время задержания необходимо вести себя корректно:

  • не паниковать;
  • не пререкаться с полицейским;
  • если не было предъявлено удостоверение, стоит вежливо попросить об этом;
  • спросить причину, по которой сотрудник к вам обратился;
  • если необходимо ехать в отделение, нужно спокойно проследовать туда с полицейским;
  • не предпринимать попыток к бегству или сопротивлению;
  • сообщить контактные данные родителей и дожидаться их приезда.

Задержание – особая процедура: в соответствии с ней подозреваемый в преступлении (за которое устанавливается тюремное заключение) сталкивается с коротким ограничением свободы.

Процесс задержания рассмотрен в главе 12 УПК РФ. Она содержит основания для задержания человека, права и обязательства задержанного, а также основные этапы проведения процедуры.

Задержание проводится после возбуждения уголовного дела.

Задерживать подозреваемого вправе:

  • следователь;
  • дознаватель, орган дознания.

Это исчерпывающий перечень лиц.

Правила личного обыска подозреваемого

Порядок обыска устанавливает ст. 184 УПК РФ. Обыск проводится с целью обнаружения документов и предметов, которые могут иметь отношение к уголовному делу.

Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Первым делом сотрудник правоохранительных органов предлагает подозреваемому самостоятельно достать и продемонстрировать предметы, находящиеся при нём. При отказе проводится личный обыск. Процедура происходит присутствии понятых, которые должны быть одного пола с обыскиваемым.

По окончанию обыска составляется протокол, в котором должны быть указаны все найденные предметы, с конкретным и понятным описанием каждой вещи. Подписывается документы всеми участниками обыска.

Обжалование задержания

Незаконные действия сотрудников полиции или следственных органов при задержании гражданина могут быть обжалованы вышестоящему руководству, прокурору или в суд. Больше всего бывает оснований для жалобы за незаконное административное задержание. Например, гражданина, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, задерживают и составляют протокол за распитие спиртного в общественном месте. При этом ни при нем, ни возле него нет никаких спиртных напитков. Данные действия незаконны, поскольку ответственности именно за состояние алкогольного опьянения нет. Грамотно составленная жалоба позволит признать протокол незаконным и освободить от ответственности. В уголовном процессе не редки случаи, когда гражданина задерживают сотрудники оперативных служб, которые, не представляясь и не сообщая основания задержания, применяют физическую силу и специальные средства, в результате чего гражданину причиняются телесные повреждения, изымаются какие-либо вещи, предметы или документы без участия понятых. Жалоба на такие действия приводит к признанию изъятых доказательств недопустимыми и привлечению сотрудников полиции к уголовной ответственности.

В заключении следует обобщить всё вышесказанное и сделать вывод: необходимо знать свои права, уметь ими пользоваться, вести себя в полиции спокойно, вежливо, сразу же уведомить родных и близких о задержании.

И хороший совет: иметь контакты проверенного или рекомендованного адвоката, которому доверяете в случае задержания сможете воспользоваться его профессиональной помощью.

Что такое задержание?

Задержание — термин, имеющий множество трактовок.

Читайте также:  Расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей

Во-первых, задержание можно охарактеризовать, как следственное действие неотложного характера. Это ограничение свободы лица сроком не более чем на 72 часа. Основания для задержания, в данном случае, подозрения в совершении преступления. Захват лица вправе осуществлять следователь или орган дознания.

Во-вторых, задержание может являться административной мерой, которую предусматривает статья 240 УК РФ. Лицо, совершившее административное нарушение, подвергается захвату сроком не более чем на 3 часа.

В-третьих, на обычном бытовом языке задержание — любая форма ограничения личной свободы человека. Захват осуществляется одним из способов: насильственным и ненасильственным.

В-четвертых, захват понимается как действие лица, направленное на физическое удержание правонарушителя с целью доставки его в правоохранительные органы или орган власти для разъяснения всех обстоятельств.

К кому не применим административный арест

Законодательством не допускается санкционирование ареста по правонарушениям административного характера, прежде всего, к следующим лицам (ст.3.9 ч.2 КоАП):

Согласно определения КС РФ за №195-О от 13.06.2006 г. суды вправе учитывать самостоятельное воспитание отцом детей младше 14-ти лет, как обстоятельство, исключающее допустимость наказания административным арестом.

Кроме того, аресту по «административке» не подлежат водители, чьи нарушения норм дорожного движения установлены техсредствами и подлежат наказанию соответственно гл.12 КоАП. Как отмечено в примечании 3 статьи 20.25 КоАП, неуплата водителями штрафа по административным правонарушениям, автоматически зафиксированным техсредствами с функцией фото- и видеозаписи, не является достаточной причиной ареста.

Закон о задержании 2021 года

Итак, административное задержание лица – это краткосрочная процедура ограничения свободы передвижения водителя или любого другого гражданского, а в ряде случаев и должностного лица в определённых целях.

Обратите внимание, это не наказание само по себе, как штраф или арест. Это именно мера пресечения, но задержать вас могут, чтобы в дальнейшем, к примеру, назначить меру ответственности (уже ареста, например).

Эту процедуру регламентируют несколько нормативных актов (в случае, когда это делает сотрудник ГИБДД). Давайте перечислим их в порядке приоритетности их значения.

Есть ещё Уголовно-процессуальный кодекс, здесь говорится о задержании при совершении преступлений или подозрении гражданина в преступном деянии.

  • 30. Основания и порядок задержания подозреваемого
  • Задержание – кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы без судебного решения.
  • Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии одного из следующих оснований:
  • 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
  • 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
  • При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
  • Порядок задержания включает следующие этапы: фактическое задержание и личный обыск; составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования); уведомление прокурора (12 часов с момента задержания); допрос подозреваемого (не позднее 24 часов с момента фактического задержания); уведомление кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее 12 часов с момента задержания).
  • Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:
  • 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
  • 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.

Административное задержание: основания, порядок применения

Административное задержание — кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП).

Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

Административное задержание применяется в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Процессуальный характер нормы об административном задержании подтверждается положениями ч. 4 ст. 27.5 КоАП о том, что срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

Административное задержание не допускается при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении, а также при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения.

Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию:

  • члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);


Похожие записи: