Инструкция: как составить договор фрахтования
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: как составить договор фрахтования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Договор фрахтования (чартера) занимает промежуточное место между договором перевозки и договором аренды транспорта. Заключают его при необходимости получить определенный объем вместимости транспортного средства (или весь его объем) на один или несколько рейсов. Гражданский кодекс только упоминает о таком виде транспортного договора (статья 787 ГК РФ), отсылая за регулирующими нормами к транспортным уставам и кодексам.
Информация о предмете – фундаментальная составляющая любого соглашения в рамках Российского законодательства. В нашем случае предметом выступает водное транспортное средство, переданное Фрахтователю на определенное договором количество рейсов.
При этом важно четко указать характеристики сдаваемого объекта. К таким характеристикам
относятся:
- подвид судна;
- модель;
- класс;
- длина и ширина водного транспортного средства;
- дедвейд – то есть общая сумма массы всего, что находится на судне;
- количество трюмов и крышек;
- объем двигателя;
- иные характеристики, которые относятся к сдаваемому судну.
Нормы и особенности соглашения
Документ, фиксирующий факт соглашения о фрахте, содержит в себе норму, включающую в себя ответственность фрахтовщика за нанесение вреда здоровью и жизни транспортируемых пассажиров, а также их багажа. Касательно фрахтователя договор содержит норму, по которой он обязуется содержать зафрахтованное ТС в чистоте и порядке.
К особенностям соглашения о фрахтовании относятся также:
- Ситуации, в которых договор фрахтования предусматривает одновременное предоставление сразу нескольких ТС. В таком случае оформление договоров на каждое из них не требуется. Вместо этого оформляется полный перечень транспортных средств, составленный в форме приложения к договору фрахтования.
- Если перевозка пассажиров или грузов посредством фрахта предполагается несистематической, то в таком случае документ оформляется в виде заказа-наряда.
- Кроме того, законом предусматривается предоставление зафрахтованных транспортных средств для транспортировки незафиксированного числа лиц без взимания с них платы за проезд.
Отдельно выделяются условия, при которых осуществляется транспортировка детей и людей с инвалидностью.
Договор чартера и договор аренды
Договор фрахтования и договор аренды транспортного средства имеют существенные различия, в том числе:
- По предмету соглашения. Для чартера это услуга по перемещению на транспорте грузов, пассажиров и багажа в конкретное место. Соглашение об аренде подразумевает передачу транспорта в пользование и владение на время. При сдаче в аренду транспорта с экипажем арендодатель собственными силами реализует управление и техническую эксплуатацию такого средства (ст. 632 закона № 14-ФЗ) или не предоставляет таких услуг (ст. 642 указанного закона). В случае с договором чартера этот вопрос не стоит, т. к. исполнение функций по управлению и эксплуатации транспорта неразрывно связано с предметом договора;
- По объекту соглашения. В случае составления договора фрахтования передается вместимость транспортного средства, при соглашении об аренде — транспорт с экипажем или без.
Договор фрахтования: перевозки детей и пассажиров с ограниченными возможностями, нюансы оформления
Заключая Договор фрахтования для перевозки пассажиров, необходимо руководствоваться особыми требованиями, предъявляемыми законодательством к организации пассажироперевозок некоторых категорий граждан.
Так, если пассажиры, для перевозки которых субъекты заключают Договор фрахтования, дети, то согласно «Правилам организованной перевозки группы детей автобусами», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1177 от 17.12.2013, в соглашение необходимо внести следующие обязательства сторон:
-
для фрахтовщика:
-
требование оборудовать автобус опознавательно-предупредительным знаком «Внимание! Дети!»;
-
требования к комплектации автобуса – наличие тахографа, системы ГЛОНАСС, маячка желтого цвета на крыше ТС;
-
автобус не должен быть «старше» 10 лет и должен соответствовать техническим требованиям, установленным для пассажироперевозок;
-
-
для фрахтователя:
-
обязательство обеспечить сопровождение детей во время перевозки (соотношение сопровождающих к количеству детей устанавливает фрахтователь);
-
обеспечение контроля возраста перевозимых детей (в случае если предполагаемая длительность поездки составляет более четырех часов, к перевозке могут быть допущены только дети от 7 лет);
-
обеспечение присутствия медработника для поездок, продолжительность которых превышает 12 часов.
-
Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу
1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
2. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:
1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);
3) маршрут и место подачи транспортного средства;
4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
5) сроки выполнения перевозки;
6) размер платы за пользование транспортным средством;
7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
3. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия.
Договор чартера и договор аренды
Договор фрахтования и договор аренды транспортного средства имеют существенные различия, в том числе:
- По предмету соглашения. Для чартера это услуга по перемещению на транспорте грузов, пассажиров и багажа в конкретное место. Соглашение об аренде подразумевает передачу транспорта в пользование и владение на время. При сдаче в аренду транспорта с экипажем арендодатель собственными силами реализует управление и техническую эксплуатацию такого средства (ст. 632 закона № 14-ФЗ) или не предоставляет таких услуг (ст. 642 указанного закона). В случае с договором чартера этот вопрос не стоит, т. к. исполнение функций по управлению и эксплуатации транспорта неразрывно связано с предметом договора;
- По объекту соглашения. В случае составления договора фрахтования передается вместимость транспортного средства, при соглашении об аренде — транспорт с экипажем или без.
Договор перевозки или фрахт автомобиля, что выбрать?
Очень часто в налоговых спорах возникают сложные ситуации, связанные с перевозками грузов с привлечением третьих лиц – перевозчиков. Обычно перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки груза, в котором указано какой груз, в каком количестве, куда и кому необходимо доставить (перевезти). В этих случаях составляются товарно-транспортные документы. Но так бывает не всегда.
Периодически возникают ситуации, когда перевозку груза можно и нужно оформлять не договором перевозки груза, а договор фрахтования автомобиля на время, в случаях когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей, которые требуется перевезти. Например, перевозка груза с одного места хранения (склада) в другое, без его продажи, т.е. в случаях когда и грузоотправитель и грузополучатель одно и то же лицо. В этом случае оформления товарно-транспортных документов уже не требуется и этот способ оформления перевозки товара значительно упрощает документооборот, даже если для перевозки этого груза нанимается автотранспорт со стороны. Однако налоговики фрахт автомобилей мягко говоря «не любят» и периодически пытаются обязать налогоплательщика подтверждать перевозки грузов, совершенные в режиме фрахта автомобиля предоставлением товарно-транспортных документов, которые обязательны лишь при осуществлении договоров перевозки. Это неправомерно.
Для начала процитируем пункт 13 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» – «перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза, заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства».
Приведем пример. Общество привлекало для перевозки щебня с одной открытой площадки его хранения на другую площадку автомобили-самосвалы у третьих лиц. Т.е. имеет место тот самый случай, когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей поскольку количество товара (щебня) от перевозки не меняется, и когда и грузоотправитель, и грузополучатель одно и то же лицо.
Естественно, что работы по этой перевозке щебня налогоплательщик оформил по условиям договора фрахта автомобиля, предусмотрев почасовую оплату за использование привлеченных автомашин. Для сторон договора было не важно сколько перевезено тонн или кубометров груза перевезено, важно было лишь сколько часов автомобили были задействованы в этой перевозке. Именно этот способ оплаты был очень удобен обоим сторонам договора, заказчику и исполнителю еще потому, что плечо перевозки груза составляло всего несколько сотен метров, что делало очень неудобным оформление и подсчет тонно-километров.
Надо заметить, что Инспекция и сама прекрасно понимала, что во время этих операций груз (щебень) фактически перемещался только по территории грузовой площадки, и при этом учет и взвешивание перемещаемого груза не производились.
Однако, не смотря на очевидность правомерности правовой позиции налогоплательщика в выборе именно договора фрахта, Инспекция упорно требует от налогоплательщика предоставления товарно-транспортных документов в подтверждение факта перевозки этого щебня. И соответственно не получив от налогоплательщика требуемых документов, снимает расходы на перевозку этого груза из затрат для учета налога на прибыль и НДС, что конечно же неправомерно.
В нашем случае, данные договоры были именно договорами фрахтования, а не договорами перевозки. Соответственно, оформление товарно-транспортных или транспортных накладных в случае оформления договора фрахта техники не требуется, поскольку данные документы необходимы для подтверждения затрат именно по перевозке груза, а не по фрахту техники для перевозки груза. При таком характере транспортных услуг транспортное средство может за день работы сделать десятки, а то и сотни рейсов, перемещая груз на очень небольшое расстояние. И если следовать логике Инспекции, то в этом случае грузовладельцу необходимо будет каждый раз составлять в 4-х экземплярах транспортную или товарно-транспортную накладную. Зачем? Кому это нужно?
Договор морского фрахтования. Бланк и образец 2021 года
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет договор фрахтования как соглашение, по которому одна сторона предоставляет в пользу другой стороны одно или несколько транспортных средств на определенное сделкой количество рейсов за заявленную в договоре плату.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк договора морского фрахтования .docxСкачать образец договора морского фрахтования .docx
Таким образом, договор морского фрахтования – это предоставление водных транспортных средств.
Договор морского фрахтования можно разделить на три вида:
- рейсовый чартер – договор, заключаемый на определенное количество рейсов;
- тайм-чартер – соглашение, по которому судно передается на определенное договором время;
- договор морского фрахтования с экипажем – сделка, согласно которой, Фрахтовщик передает Фрахтователю судно и предоставляет ему команду людей, которые будут им управлять.
Субъектами по данному договору выступают Фрахтовщик (Судовладелец) и Фрахтователь (Арендатор).
Зачастую такие сделки заключаются для перевозки довольно больших партий грузов или определенных товаров.
Договор морского фрахтования подлежит обязательному письменному оформлению. В связи с этим, ниже мы поэтапно разберем, как заключается такой договор и на какие аспекты стоит уделить внимание при его составлении.
Что нужно для заключения договора фрахтования ТС для перевозки пассажиров
Для заключения договора фрахтования на перевозку людей заказчик обязан предоставить:
- название организации, юридический адрес и контактную информацию;
- подробный список пассажиров;
- список мест, из которых требуется забрать людей (при условии, что загрузка транспорта происходит постепенно).
Исполнитель договора обязан предоставить:
- копии устава организации и учредительных документов;
- оригинал и копию лицензии на перевозку людей;
- реквизиты организации;
- подробное описание имеющихся в наличии транспортных средств;
- водительские удостоверения и копии трудовых книжек лиц, допущенных к управлению транспортом.
Заполненный образец договора перевозки пассажиров и багажа в 2019 году
Любая перевозка пассажиров и их багажа осуществляется на основании заключенного договора. Договор заключается непосредственно между перевозчиком и пассажиром.
Перевозчиком считается специализированная организация, которая осуществляет пассажирские перевозки на основании получения специальной лицензии.
В данной статье мы рассмотрим договор перевозки пассажиров и багажа, особенности составления и заполнения.
Договор имеет гражданско-правовую основу и вступает в силу с момента покупки пассажиром билета. Договор перевозки пассажиров считается двухсторонним, так как перевозчик обязуется доставить пассажира из пункта А в пункт Б, в свою очередь пассажир оплачивает перевозку.
При необходимости пассажир имеет право провозить багаж, оплачивая его доставку. Потерянный билет не восстанавливается, утерянная квитанция за провоз багажа также восстановлению не подлежит, но сам багаж можно получить по письменному заявлению владельца клади.
Об особенностях оформления договора на оказание транспортных услуг можно прочитать здесь.
Предлагаем скачать образцы других договоров оказания транспортных услуг: перевозка грузов — скачать образец; транспортной экспедиции — скачать; буксировки — скачать.
Договор перевозки пассажиров и багажа
Данный договор является возмездным, консенсуальным, взаимным, что позволяет отделять его от договоров перевозки грузов. Договор также признается публичным, что означает, что каждому обратившемуся к перевозчику, должны быть оказаны равноценные услуги надлежащего качества.
- Перевозка пассажиров регулируется законодательством, в том числе, действующими Правилами оказания транспортных услуг пассажирам, а также законом о защите прав потребителей.
- Перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения вместе с его багажом, а пассажир – принять и оплатить услуги (если у пассажира будет больше багажа, чем положено, он обязан будет оплатить перевозку багажа по другому тарифу).
Основные элементы договора фрахтования
1.Предмет договора
Предмет договора является существенным условием договора фрахтования, поэтому должен быть описан достаточно подробно. Необходимо указание сущности предоставляемой услуги, типа транспорта, срока его предоставления, конечного пункта доставки, точного маршрута перевозки, обязательств фрахтователя по оплате и т. д.
При определении предмета договора в общем виде к соглашению должны быть приложены документы, которые конкретизируют параметры предоставленной услуги, к примеру, оформленные заказы.
2. Обязанности сторон
В обязанности фрахтовщика входит:
- предоставление фрахтователю услуги, связанной с управлением и технической эксплуатацией транспортного средства, обеспечивающей его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с условиями договора и положениями законодательных актов РФ.
- обеспечение соответствия экипажа транспортного средства, его квалификации требованиям законодательных актов РФ по обычной практике эксплуатации транспорта, в ходе предоставления услуг по заказным перевозкам, а также условиям данного договора.
Фрахтователь обязан:
- своевременно внести плату в указанном размере за использование транспортного средства.
- при перевозке обеспечить условия, которое не будут создавать помех экипажу при эксплуатации транспортного средства.
- зафиксировать пассажиров ремнями безопасности и не допускать их перемещения по салону при движении транспортного средства.
На чем «делать деньги»?
Это первый вопрос, который возникает при желании «уйти в бизнес». Ответ, на первый взгляд, прост и очевиден – на том, что люди всегда будут делать и за что всегда будут платить. Они будут есть (производство и продажа продуктов питания), одеваться (торговля одеждой и обувью различных ценовых сегментов), умирать (похоронные услуги). И, конечно, ездить. Так что пассажирские перевозки выглядят вполне привлекательным видом предпринимательской деятельности.
Однако следует учитывать, что это рынок с крайне высокой конкуренцией. Он давно «окучен» государственными, муниципальными и частными автотранспортными предприятиями. Поэтому на регулярных и таксомоторных перевозках начинающему индивидуальному предпринимателю мало что светит. Особенно после вступления в силу в июле 2015 года Федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». [1] Остается «ниша» заказных перевозок. В отличие от регулярных и таксомоторных, заказные перевозки осуществляются по договорам и разовым заказам организаций и населения.
Регулирование и ответственность
Отсутствие лицензирования, однако, не означает, что заказные перевозки могут осуществляться перевозчиками по своему усмотрению. Такие перевозки должны быть организованы в соответствии с «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112). [3]
Согласно разделу 3 указанных Правил, перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 259:
- Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
- сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
- тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);
- маршрут и место подачи транспортного средства;
- определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
- сроки выполнения перевозки;
- размер платы за пользование транспортным средством;
- порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). [4]
от 16.12.2004 г. №300
ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКИМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
В ГОРОДЕ ВЛАДИМИРЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила разработаны с целью обеспечения порядка и безопасности перевозок городским пассажирским транспортом.
1.2. Перевозка пассажиров осуществляется двумя видами городского пассажирского транспорта: автобусным и троллейбусным. В городском транспорте действует кондукторный метод обслуживания пассажиров.
1.3. Тарифы на проезд (стоимость разового билета, месячного проездного билета) в муниципальном горэлектротранспорте устанавливаются главой города.
1.4. Троллейбусы и автобусы выпускаются из парка по расписанию, c оставленному соответствующими службами транспортных предприятий и согласованному с администрацией города. Расписание движения составляется на каждый маршрут, конечную станцию и контрольный промежуточный пункт, по сезонам года, на рабочие и выходные дни. Оно является обязательным для всех работников автомобильного и электрического транспорта.
1.5. Начало движения городского пассажирского транспорта осуществляется с конечной остановки согласно утвержденному администрацией города графику движения.
1.6. Дополнительная информация, включая рекламу, на городском пассажирском транспорте в целях обеспечения безопасности перевозки пассажиров распространяется по согласованию с администрацией города и уполномоченными органами, на которые возложен контроль за безопасностью движения.
1.7. Подвижной состав на линию должен выходить с лобовыми, боковыми и задними указателями маршрутов. В салоне должна находиться следующая информация: Правила пользования городским пассажирским транспортом, стоимость проезда, схема движения, обозначены места для инвалидов, беременных женщин, пожилых людей, реквизиты городского транспортного предприятия с указанием телефона офиса и диспетчерской службы перевозчика, фамилия, имя, отчество водителя и кондуктора.
1.8. Оперативное руководство движением на городском маршруте пассажирского транспорта осуществляется диспетчером транспортного предприятия – перевозчика, телефон которого указан в салоне подвижного состава, следующего по данному маршруту. Общее руководство движением троллейбусов и автобусов по всей маршрутной сети города осуществляется центральным диспетчером единой диспетчерской службы города (ЕДС).
1.9. Вход пассажиров в салон автобуса, троллейбуса и выход из него осуществляется только на остановочных пунктах.
1.10 Посадка и высадка пассажиров производится в следующей последовательности:
а) в автобусах, имеющих одну дверь, – сначала высадка, а затем посадка;
б) в автобусах, имеющих две двери, – высадка пассажиров через обе двери, а посадка через заднюю дверь;
в) в автобусах и троллейбусах, имеющих три двери, – высадка через все двери, а посадка через заднюю и среднюю двери.
Правом посадки через переднюю дверь пользуются пассажиры с детьми дошкольного возраста, беременные женщины, инвалиды и престарелые граждане, работники пассажирского транспорта (при исполнении служебных обязанностей).
Вход в троллейбус, автобус с багажом разрешается только через заднюю дверь.
1.11. При обнаружении в салоне троллейбуса, автобуса забытых другими пассажирами вещей, документов, денег и других ценностей их необходимо сдать водителю, кондуктору, диспетчеру диспетчерского пункта маршрута или в центральную диспетчерскую (ЕДС), а водитель или кондуктор – диспетчеру предприятия, после чего забытые вещи приходуются и возвращаются владельцам в порядке, предусмотренном “Инструкцией о порядке учета, хранения и выдачи вещей, найденных в салонах городского пассажирского транспорта на территории Российской Федерации”, утвержденной приказом МЖКХ РСФСР от 24.01.74 г. № 30.
1.12. Транспортные предприятия несут ответственность за ущерб, причиненный здоровью пассажира, его багажу, в соответствии с действующим законодательством РФ.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРОВ
2.1. Право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте имеют дети до 7 лет, не занимающие посадочного места.
2.2. В случае схода с линии автобуса, троллейбуса из-за возникшей неисправности, пассажир имеет право без дополнительной оплаты продолжить поездку по данному маршруту в соответствии с приобретенным билетом.
2.3. Пассажир вправе обратиться с жалобой в администрацию города, к руководству муниципального предприятия на недостатки в работе городского общественного транспорта (нарушения в расписании движения, низкую культуру обслуживания и другое ).
2.4. Пассажир имеет право провозить бесплатно одно место багажа размером не более 60х40х20 см, мелких животных и птиц в клетке, одну пару зачехленных лыж, детские санки и коляски, собаку – проводника (в наморднике и на поводке со специальным опознавательным знаком), сопровождающую слепого (при наличии у него документа на право пользования собакой – проводником).
2.5. Войдя в салон, пассажир обязан оплатить проезд (приобрести билет), дающий право проезда в данном виде транспорта. Проездной документ необходимо сохранять до конца поездки и предъявлять его по первому требованию лица, имеющего право контроля. Пассажир обязан освободить салон троллейбуса, автобуса по прибытии на конечный пункт маршрута и по требованию водителя (в случае технической неисправности подвижного состава, дорожно-транспортного происшествия).
2.6. Безбилетным считается пассажир, если он до следующей остановки после посадки не оплатил стоимость проезда или провоза багажа, а также предъявивший проездной документ, дающий право проезда на другом виде транспорта или выданный другому лицу, а также приобретенный в другом городе. За безбилетный проезд или неоплаченный провоз багажа в городском пассажирском транспорте взыскивается штраф в размере, установленном в соответствии с действующим законодательством. Уплаченный пассажиром штраф не освобождает его от обязанности оплатить стоимость проезда или провоза багажа.
2.7. За провоз багажа размером более 60х40х20 см, а также длинномерных предметов более 150 см (кроме лыж) пассажир обязан оплатить каждое место багажа в двойном размере действующего тарифа. Перевозка служебных, охотничьих собак производится в наморднике с оплатой одного места по действующему тарифу.
2.8. При поездке в автобусе, троллейбусе запрещается:
· проезд пассажиров в нетрезвом состоянии;
· курение пассажиров и водителя в салоне автобуса, троллейбуса;
· открывать окна без разрешения водителя;
· прое зд в гр язной одежде, пачкающей окружающих пассажиров;
· распивать спиртные, в том числе и слабоалкогольные напитки.
2.9. Повреждение пассажиром салона троллейбуса, автобуса и их внутреннего оборудования влечет ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
2.10. Пассажиру запрещается провозить:
· огнеопасные, взрывчатые, зловонные, отравляющие и ядовитые вещества;
· огнестрельное оружие без чехлов и надлежащей упаковки;
· громоздкий багаж размером более 100х50х30 см, длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж).
2.11. Штрафы за нарушения, указанные в пункте 2.6, налагаются уполномоченными на то работниками городского пассажирского транспорта. Штрафы взимаются на месте совершения правонарушения. В случае неуплаты физическим лицом административного штрафа на месте совершения административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
3. ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЯ
Водитель городского пассажирского транспорта обязан:
3.1. Выезжать на линию с полной экипировкой салона троллейбуса, автобуса и внешних указателей маршрута. Следуя нулевым рейсом, останавливать подвижной состав на всех остановочных пунктах для посадки и высадки пассажиров.
3.2. Быть внимательным к пассажирам. Остановив троллейбус, автобус на остановочном пункте, водитель должен открыть двери и объявить название остановки. Перед отправлением с остановочного пункта водитель обязан объявить: “Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка…”. При изменении маршрута объявлять об этом на каждой остановке.