КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ВАГОНОВ.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ВАГОНОВ.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в перевозках грузов и пассажиров. Учитывая огромную территорию России, стабильная работа железных дорог — обязательное условие экономического и социального развития страны. Решающую роль на результаты деятельности железнодорожного транспорта оказывает работа вагонного хозяйства. Совокупность всех вагонов называется вагонным парком. Вагоны предназначены удовлетворять потребности страны в перевозках грузов и пассажиров. По своему назначению вагоны разделяются на пассажирские и грузовые.
Электрооборудование пассажирских вагонов
Электрическое оборудование в пассажирских вагонах применяют для освещения, отопления, вентиляции помещения, подогрева подаваемого в вагон воздуха зимой и охлаждения его летом, охлаждения продуктов питания и питьевой воды, приготовления пищи и кипяченой воды, радиовещания и телефонной связи, облегчения труда поездной бригады, обеспечения безопасности движения поезда.
По назначению вагонное электрооборудование можно разделить на следующие основные группы:
- источники электрической энергии (генераторы и аккумуляторные батареи);
- преобразователи, изменяющие величину напряжения или тока, либо преобразующие один род тока в другой (постоянный в переменный и наоборот);
- устройства для электрического освещения вагонов с лампами накаливания и люминесцентными лампами;
- электрические приводы вентиляторов, насосов, компрессоров и др.;
- электронагревательные приборы (электрические печи и калориферы);
- аппаратура автоматического регулирования рабочих параметров источников электрической энергии (регуляторы напряжения, ограничители тока и др.);
- пускорегулирующая аппаратура для включения и отключения потребителей электроэнергии, пуска электрических двигателей и др.;
- аппаратура автоматического контроля и регулирования работы потребителей;
- радио- и телеаппаратура;
- устройства для защиты источников электроэнергии и потребителей от перегрузки и короткого замыкания;
- сигнальные устройства;
- электроизмерительные приборы и индикаторы;
- вагонная электрическая сеть.
Все электрооборудование пассажирских вагонов разделяется на внутривагонное и подвагонное. Внутри вагона устанавливаются потребители электроэнергии, аппаратура управления, защиты, контроля и сигнализации, которыми пользуются обслуживающий персонал и пассажиры в пути следования (осветительные приборы, розетки, двигатель вентиляционного агрегата, нагревательные элементы кипятильника, электрических печей и калорифера, двигатели циркуляционных насосов, распределительный щит и пр.).
Отличие современных вагонов дальнего следования
На железных дорогах в России в наше время эксплуатируется неходовой подвижной состав в основном двух типов: старого и нового образца. Обе эти разновидности при этом имеют практически одинаковое устройство. И оборудование в пассажирских вагонах новых и старых также используется почти одинаковое. Новый подвижной состав этого типа, однако, для пассажиров, конечно же, считается несколько более удобным.
И в старых, и в более современных отечественных пассажирских вагонах туалеты располагаются перед тамбуром и за купе проводников. В старом неходовом подвижном составе уборных оборудовано всего две. В новых вагонах предусматривается по три биотуалета. Рядом с тамбуром в таком подвижном составе имеется не одна, а две уборных. На станциях в санитарной зоне биотуалеты не закрываются.
Какие требования предъявляются
Проектируются и оснащаются пассажирские вагоны РЖД в соответствии с требованиями ГОСТ 2.29.00.02, 21889-76, 9238-83, 22269-76, РТМ 24.008. 59.82 и пр. Конечно же, такой подвижной рельсовый состав должен отвечать всем требованиями безопасности передвижения, а также санитарным нормам по микроклимату, шуму, вибрации и пр.
Рассчитаны выпускаемые на сегодняшний день в России пассажирские вагоны на скорость передвижения в 160 км/ч. Плавность хода их при этом не должна быть меньше 3.1-3.25. Помимо этого, согласно нормативам:
-
коэффициент теплопередачи кузова вагона в среднем должен быть равен 1.0-1.11 Вт/м2*К;
-
расход электроэнергии — 10.2-16.7 кВт/ч на 1000 пассажиров.
Приказ МПС РФ от 01.10.2001 N 32
Поезда перевозчика АО «ФПК имеют следующую нумерацию:
Категория поезда | Нумерация |
---|---|
Скорые круглогодичные | 1 — 150 |
Скорые сезонного и разового обращения | 151 — 298 |
Пассажирские круглогодичные | 301 — 450 |
601 — 698 | |
Пассажирские поезда сезонные, разового назначения и детские | 451 — 598 |
Скоростные | 701 — 750 |
Высокоскоростные | 751 — 788 |
Скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом (кроме скоростных и высокоскоростных) | 801 — 898 |
Туристические (коммерческие) | 921 — 940 |
Все вагоны поездов АО «ФПК» оборудованы системой отопления (работает в зимний период, на летний период консервируется). Вагоны в зависимости от класса обслуживания могут быть оборудованы биотуалетами, кондиционерами (работают в летний период, на зимний период консервируются), в них могут предоставляться дополнительные платные услуги, входящие в стоимость проезда.
Краткая классификация и характеристика пассажирских вагонов
На сегодняшний день компания РЖД запустила ряд поездов, оборудованных специальными игровыми зонами. К примеру, в 10 составе «Сапсана» и других фирменных поездах. В целом, оборудована она может быть по-разному, к примеру, в фирменном поезде «Москва-Воронеж» в игровой зоне есть:
- мягкая мебель для детей;
- телевизор;
- различные игрушки;
- столики, за которыми удобно рисовать, а также стульчики.
Обратите внимание! Начиная с 2017 года, каждый пассажир может получить сведения о наличии подобных вагонов на маршруте. Подобный выбор значительно облегчит путешествие.
Категория граждан, нуждающихся в инвалидных колясках для передвижения, имеет право на оформление билетов в те типы вагонов, которые оборудованы специальными подъемниками. В настоящий момент на различных маршрутах поездов дальнего следования есть 683 состава, имеющих специальные купе для людей, нуждающихся в особых потребностях.
Благодаря подъемнику комфортная посадка возможна с любого вида платформы, без необходимости покидать средство передвижения. К услугам пассажира будет предоставлено более широкое купе, рассчитанное на 2 спальных места (второе для сопровождающего лица). Кроме того, здесь есть ремни, при помощи которых можно пересесть с кресла-каталки на полку и обратно без участия сторонних лиц.
Полку можно поставить в максимально удобное положение для пассажира с особыми потребностями. Розетки, выключатели и прочие удобства расположены значительно ниже, чем в стандартных составах. Для слабовидящих все кнопки оснащены рельефными обозначениями, а проводник вызывается благодаря автоматизированной системе.
Важно! При условии острой необходимости специальный вагон с дополнительными возможностями может быть прицеплен к поезду, осуществляющему поездку по любому маршруту. Чтобы воспользоваться его услугами, следует оформить специальную заявку в Центр содействия мобильности. Дополнительную информацию по данному вопросу можно найти на официальном сайте РЖД.
Туалеты также значительно больше и имеют дополнительное оборудование для слабослышащих и видящих пассажиров, а также передвигающихся на инвалидном кресле. Если возникает необходимость, пассажиру может быть предложена кресло-коляска «Старт», специально адаптированная для передвижения по составу.
В некоторых вагонах действуют общие правила, согласно которым перевозить домашних животных нельзя, в других данная возможность присутствует. В целом, пассажир может взять с собой одно животное на один посадочный талон, при условии отсутствия ручного багажа — двух. Но следует быть готовым доплатить за домашних питомцев определенную сумму или же выкупить купе полностью.
На сайте Российских железных дорог в разделе выбора и заказа билетов можно просмотреть доступные варианты и выбрать состав, в котором провоз животных разрешен. К примеру, выбрав необходимый класс обслуживания, следует обратить внимание на специальный значок в виде лапы, перечеркнутой красной чертой: он обозначает, что отправляться в путь с животными нельзя. А аналогичный без зачеркивания — это возможность взять питомца с собой. Кликнув на такую картинку, можно узнать более подробные правила по перевозке и оформлению необходимых документов. Но в целом, нужно будет позаботиться о наличии документов и выполнению санитарно-гигиенических норм, поскольку дурно пахнущую собаку могут и не пустить в вагон.
- С — сидячий (с местами для сидения) места как в электричке на жёстких сидениях либо на мягких сидениях, похожих на самолётные);
- О — общий (плацкартный вагон, в котором люди сидят по трое на одной нижней полке, а верхние не используются);
- П — плацкартный (4 места в одном отсеке — две нижних и две верхних полки. Отсек не отгорожен от коридора дверью, а напротив него ещё две боковых полки — верхняя и нижняя);
- К — купейный (4 места в одном отсеке, отгороженном от коридора дверью — две нижних и две верхних полки);
- М — мягкий (преимущественно трёхместные отсеки — две нижних и одна верхняя полка, в частных вагонах (в Красной стреле) и частных поездах (Гранд экспрессе) двухместные отсеки с разным уровнем оборудования — телевизоры, душ и т.д.);
- люкс или СВ (двухместные отсеки в которых может быть дополнительное оборудование — телевизор, dvd-проигрыватель, душ и т.д. — обе полки нижние).
Сидячий вагон оборудован кресельными местами, для передвижения пассажиров в положении сидя или полусидя. Численность кресел в салоне может варьироваться в зависимости от класса сидячего вагона. Ехать в вагоне такого типа на длительные расстояния крайне неудобно и утомительно. Прежде всего, тем, что спать в полу сидячем положении очень сложно. Мы вам не рекомендуем путешествовать в сидячих вагонах на далёкие маршруты.
Плацкартный вагон имеет доступную цену и в то же время достаточно комфортен для путешествия. Именно поэтому, плацкартный вагон пользуется наибольшей популярностью среди населения. Обычный плацкартный вагон состоит из 9 купе открытого типа. В вагон имеется 54 спальных места. В каждом купе есть по 4 места — два на нижнем уровне и два на верхнем. Кроме купе имеется также 18 боковых мест: по девять верхнего и нижнего уровня. Во всех открытых купе, и в боковых нишах установлены складные столы, специальная вещевая полка под потолком. Места нижних ярусов оборудованы специальными местами для складывания сумок.
Купейный вагон оборудован девятью четырехместными купе. При помощи данного вагона возможно осуществлять перевозку 36 пассажиров. Каждое купе оснащается мягкими или жесткими спальными полками. В купе имеется по две верхних и две нижних полки, к которым пристроены мягкие спинки, раскладной стол, потолочный осветительный плафон, специальные лампы для чтения, зеркало на входной двери. Специально оборудованное место для багажа сделано под спальными полками. Кроме того, место для багажа также имеется в нише, которая находится над проходом купейного вагона. Главное преимущество, которое имеет купейный вагон перед остальными вагонами — это то, что купе закрывается изнутри. Поэтому пассажирам (в количестве 4 человек и меньше), путешествующим в нём, можно не переживать за сохранность своих личных вещей, и спокойно спать. В последнее время РЖД ввело нововведение в виде так называемых «женских и мужских купе». В такие купе продаются билеты лишь представителям одного пола. На стоимости ж/д билета эта особенность никак не отражается. Рядом с туалетом в купейных вагонах расположены места 33-36.
На сегодняшний день в парке компании «Российские железные дороги» представлены различные виды вагонов, используемые для различных задач:
- для перевозки людей используются пассажирские составы, делящиеся на самоходные и несамоходные;
- багажные вагоны используются для перевозки вещей пассажиров и другого багажа;
- для почтовых нужд также используются специальные почтовые вагоны;
- грузы, которые могут испортиться под воздействием неблагоприятных погодных условий, перевозятся в крытых грузовых составах;
- грузы, не требующие защиты, могут быть транспортированы в полувагонах;
- уголь, цемент и другие сыпучие материалы чаще всего возят в хопперах;
- платформа — это специальное приспособление для перевозки материалов, имеющих большую длину, автомобилей и контейнеров;
- для транспортировки жидкостей, газа и некоторых сыпучих материалов используются вагоны-цистерны;
- думпкар — это вид транспорта, который может наклонять кузов, используется для перевоза сыпучих материалов с последующей автоматической разгрузкой.
Некоторые виды вагонов РЖД разделяются на типы. Прежде всего, это касается вагонов, используемых для перевозки пассажиров. Ниже представлена подробная классификация пассажирских вагонов.
Возможность путешествия с животными
В некоторых вагонах действуют общие правила, согласно которым перевозить домашних животных нельзя, в других данная возможность присутствует. В целом, пассажир может взять с собой одно животное на один посадочный талон, при условии отсутствия ручного багажа — двух. Но следует быть готовым доплатить за домашних питомцев определенную сумму или же выкупить купе полностью.
На сайте Российских железных дорог в разделе выбора и заказа билетов можно просмотреть доступные варианты и выбрать состав, в котором провоз животных разрешен. К примеру, выбрав необходимый класс обслуживания, следует обратить внимание на специальный значок в виде лапы, перечеркнутой красной чертой: он обозначает, что отправляться в путь с животными нельзя. А аналогичный без зачеркивания — это возможность взять питомца с собой. Кликнув на такую картинку, можно узнать более подробные правила по перевозке и оформлению необходимых документов. Но в целом, нужно будет позаботиться о наличии документов и выполнению санитарно-гигиенических норм, поскольку дурно пахнущую собаку могут и не пустить в вагон.
Понятие четных и нечетных поездов
В общем случае поезда, следующие с юга на север и с запада на восток, имеют чётные номера, а поезда, следующие с севера на юг и с востока на запад — нечётные. Если точно невозможно определить направление движения поезда — это правило работает частично для какого-то участка пути. Иногда в пути следования поезд меняет номер с чётного на нечётный или наоборот. Исключения из правила чётной/нечётной нумерации поездов — Санкт-Петербург. Для большинства поездов, отправляющихся из Санкт-Петербурга, установлены нечётные номера. Хотя в последнее время и Санкт-Петербург переводят под общую систему (поезда 72, 74 на Екатеринбург и Тюмень, 40 на Астану и т.д.)
Классификация вагонов
Вагоном называют единицу железнодорожного подвижного состава, предназначенную для перевозки пассажиров или грузов преимущественно в поездах.
Если вагон передвигается без помощи локомотива, его называют автовагоном (самоходные), причем в зависимости от источника энергии и рода двигателя автовагоны разделяют на электромоторные, автомотрисы и др.
Если же перемещение вагона осуществляет локомотив, то вагон несамоходный. Моторные и прицепные вагоны электропоездов и автомотрисы относят к моторвагонному подвижному составу.
Большое значение имеет рациональность конструкций вагонов и их технико-экономических показателей, определяющая удобство перевозок пассажиров, провозную способность дорог, возможность широкого внедрения комплексной механизации и автоматизации при изготовлении и ремонте вагонов, а также их эксплуатации (формировании поездов, выполнении погрузочно-разгрузочных операций и др.), размеры капитальных вложений и себестоимость перевозок.
Приложение а Виды пассажирских перевозок и классификация поездов
пассажирские. Скоростные пассажирские поезда или поезда повышенной скорости должны иметь маршрутную скорость не менее 100 км/ч при допускаемой скорости движения 141-200 км/ч. Стоянки скоростным пассажирским поездам предусматриваются, как правило, только для выполнения технических операций, а также в республиканских, краевых и областных центрах.
Скорые пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость не ниже 50 км/ ч. При этом маршрутная скорость скорого поезда должна быть не менее чем на 5 км/ч выше маршрутной скорости самого быстрого пассажирского поезда постоянного обращения, следующего в том же сообщении по одному и тому же маршруту Пассажирские поезда назначаются для освоения остального пассажиропотока, имеют меньшую маршрутную скорость из-за большого числа стоянок и меньшей технической скорости.
Высокоскоростные поезда — курсируют на специализированных линиях, развивают скорость 300 км/ч и более. Например, на линии Париж-Лион рекордная скорость составила 515 км/ч.
Основные показатели железнодорожных вагонов
Использования грузовых вагонов характеризуется определенным набором показателей. Благодаря им можно рассчитать какой тип груза лучше транспортировать. Выделяют варианты вагонов особого назначения. Такие вагоны транспортируют тяжелые и громоздкие грузы. Это могут быть автомобили, цемент, скотч и различные специальные грузы. Однако для всех типов вагонов существует единые показатели для характеристики.
- грузоподъемность, допустимая к транспортировке на данном вагоне масса груза;
- количество осей: четырехосные, грузоподъемность которых находится в пределах 68-71 тонны, и восьмиосные, грузоподъемность которых достигает 120-132 тонны;
- универсальность использования: универсальные, предназначенные для транспортировки широкого спектра грузов, и специализированные, предназначенные для транспортировки определенного типа грузов.
Механическое оборудование пассажирских вагонов
— почтово-багажные – выполняющие работу почтовых и багажных вагонов на участках ж.д.
с небольшими пассажирскими перевозками. Знаки и надписи на вагонах. На каждом пассажирском вагоне написаны установленные знаки и надписи. Снаружи вагона посередине боковой стены наносится технический знак принадлежности вагона к инвентарному парку РЖД и восьмизначный номер, нанесенный в две строчки: Например: 078 1-ая цифра означает, что данный вагон пассажирский; 2, 3-ая цифры – дорога приписки вагона (76-79 – Свердловская дорога); 4-ая цифра означает тип вагона (0 – мягкий «СВ», 1 – купейный, 2 – плацкартный, 3 – межобластной, 4 – почтовый, 5 – багажный, 6 – вагон – ресторан, 7 – служебно-технический, 8 – принадлежность вагона другим ведомствам); 5,6,7-ая цифра – определяет разновидность планировок, систем отопления, автотормозов, энергосбережения и т.д.
8-ая цифра – контрольный знак, определяется расчетом и служит для проверки правильного считывания и регистрации номера вагона.
Любые вагоны независимо от их назначения и конструкции имеют следующие общие элементы:
- ходовую часть, воспринимающую нагрузку от вагона и обеспечивающую его безопасное и плавное движение;
- раму, воспринимающую нагрузку от кузова вместе с грузом и передающую на ходовую часть вертикальное и горизонтальное усилия, действующие на вагон;
- кузов, предназначенный для размещения в нем пассажиров или грузов;
- ударно-тяговые приборы, служащие для сцепления вагонов друг с другом и с локомотивом и ослабления растягивающих и сжимающих усилий, передаваемых от локомотива и от одного вагона другому;
- тормоза и тормозное оборудование, обеспечивающие уменьшение скорости движения или остановку поезда
Понятие о категориях вагонов РЖД
На РЖД принято использовать несколько типов вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров и их багажа. Классификация введена с целью более упрощенного понимания ценовой амплитуды, уровня комфортабельности и обслуживания той или иной категории вагона. Для того чтобы пассажиры могли уяснить для себя, каким вариантом им целесообразнее воспользоваться, ниже приведена расшифровка категорий вагонов РЖД:
- вагон категории СВ (Л) — мягкий, оборудованный двухместными купе;
- люкс (М) — практически идентичен с купе, но дополнен ванной комнатой;
- К (К) — купейный вагон, оборудованный четырехместными кабинами;
- ПЛ (П) — плацкартный тип вагона;
- О (О) — общий вагон с местами для сидения;
- С (С) – вагон с сидячими местами.