Как проводить инвентаризацию кассы по правилам 2022 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводить инвентаризацию кассы по правилам 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При выявлении не принятых на учет ОС комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели (п. 3.3 Методических указаний № 49). Выявленные при инвентаризации активы, отвечающие признакам ОС, указанным в п. 4 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», принимаются к бухучету по справедливой стоимости (п. 14 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения») и отражаются по дебету счета 08 (01) в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы».
Выявлены неучтенные объекты ОС
Срок полезного использования выявленного ОС определяется при его принятии к бухгалтерскому учету.
В целях налогообложения стоимость обнаруженного имущества признается внереализационным доходом. Первоначальной стоимостью ОС признается его рыночная стоимость (п. 20 ст. 250 НК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Эту величину нужно подтвердить документально.
Для этого могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в СМИ и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств. Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию.
Выявлена безнадежная кредиторская задолженность
Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, включаются в доходы по результатам проведенной инвентаризации при наличии письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 78 Положения по ведению бухучета № 34н, п. 7, 10.4, абз. 4 п. 16 ПБУ 9/99).
Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности включаются в состав внереализационных доходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (Письма Минфина России от 21.10.2019 N 03-03-06/1/80551, ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/25307@).
Задолженность может быть признана нереальной ко взысканию и по другим основаниям (например, при исключении организации-контрагента из ЕГРЮЛ). Восстанавливать НДС, принятый к вычету при приобретении товаров (работ, услуг), в связи со списанием просроченной кредиторской задолженности не нужно (письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-07-11/23503).
На счетах бухгалтерского учета операции по списанию кредиторской задолженности отражаются так:
- Дебет 41 (10, 08) Кредит 60 — приняты к учету материальные ценности;
- Дебет 19 Кредит 60 — выделен НДС;
- Дебет 68 Кредит 19 — НДС принят к вычету;
- Дебет 60 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов.
НДС, начисленный при получении аванса, в бухгалтерском учете следует признать прочим расходом с отнесением в дебет счета 91″Прочие расходы».
По мнению Минфина России, сумму НДС с полученного аванса налогоплательщик не может принять к вычету и включить в налоговые расходы (письма Минфина России от 24.05.2022 N 03-07-11/48045, от 07.09.2020 N 03-07-11/78402, от 07.12.2012 № 03-03-06/1/635, постановление АС Московского округа от 14.06.2016 N Ф05-7744/2016 по делу N А41-48192/2015). Вопрос о включении суммы НДС в доходы в составе задолженности законодательством не решен.
Существует мнение, если НДС не признается в составе расходов, то в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ НДС, предъявленный покупателю в доходы включаться не должен, т. е. сумма долга должна включаться в доходы за минусом НДС. Включение в доход полной суммы авансовых платежей означало бы уплату налога на прибыль с суммы уже уплаченного в бюджет НДС, что противоречит налоговому законодательству. Но следует учитывать, что в письме Минфина РФ от 24.05.2022 N 03-07-11/48045 изложена позиция, что на основании п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признается вся списанная кредиторская задолженность. И иная позиция может вызвать споры с налоговыми органами.
- Дебет 51 Кредит 62 — получен аванс от покупателя;
- Дебет 76.АВ Кредит 68 — начислен НДС с аванса;
- Дебет 62 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов;
- Дебет 91 Кредит 76.АВ — НДС списан в расход без учета в целях налогообложения.
Фактическое наличие денег в кассе организации определяют путем обязательного подсчета всех имеющихся в кассе банкнот и монет. При подсчете фактического наличия денежных знаков в кассе принимаются к учету все имеющиеся в ней наличные деньги, в том числе и в иностранной валюте.
Подсчет денег осуществляется в обязательном присутствии всех членов инвентаризационной комиссии и кассира. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения данных о фактических остатках денежных средств в кассе, а также правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Получившуюся в результате подсчета денежную сумму сравнивают с остатками денег по данным кассовой книги (бухгалтерской учетной программы). По итогам сравнения (сверки) комиссия может прийти к следующим выводам:
- полное соответствие фактического наличия денежных средств данным учета;
- выявление недостачи денежных средств;
- обнаружение в кассе излишка денежных средств.
Функции инвентаризационной комиссии
Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.
Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.
Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:
- фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
- проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
- составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
- сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
- составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
- выявление причин появления таких отклонений;
- подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.
Как документально оформить результаты проверки
Результаты оформляйте на бумажных носителях и подшивайте в отдельную папку.
Рекомендуем следующий пакет документов:
- приказ директора о проведении;
- инвентаризационная опись ТМЦ (форма ИНВ-3 или ваша);
- сличительная ведомость (форма ИНВ-19 или ваша);
- письменные объяснения материально ответственных лиц приложите к описям;
- приказ руководителя о списании недостач, оприходовании излишков.
Для бюджетных предприятий:
- результаты отражаем в акте по форме 0504835, данные берем из описей;
- есть расхождения — оформляем ведомость расхождений по форме 0504092.
Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.
Возможные основания для дифференциации:
- Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
- Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.
Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.
Чтобы быстрее провести инвентаризацию:
- сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
- оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.
Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.
Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:
- например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.
Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.
- В конце статьи есть готовый перечень нужных форм инвентаризационных описей с подробными пояснениями.
Если для результатов инвентаризации недостаточно описей из Приказа № 52н, можете разработать свои формы или взять их из Постановления № 88. Главное, закрепить это в учетной политике учреждения:
- например, для инвентаризации драгметаллов можно использовать Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а). А для расходов будущих периодов — Акт инвентаризации расходов будущих периодов(ф. ИНВ-11).
По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019.
Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:
- статус объекта: в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.д.;
- целевую функцию: эксплуатируется, нужен ремонт или восстановление.
Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Образцы документов к инвентаризации 437.9 КБ
Особенности инвентаризации, которые бухгалтер бюджетного учреждения будет проводить перед отчетностью за 2020 г., связаны:
- с вступлением в силу поправок к Приказу 52н. По мере организационно-технической готовности организации вправе начать применение электронных первичных документов и электронных регистров учета, в том числе Инвентаризационных описей. Дата перехода на электронный документооборот должна быть зафиксирована в учетной политике;
- с ограничительными мерами по нераспространению COVID—19. А именно, в соответствии с закрепленными в учетной политике положениями, инвентаризация временно может проводиться средствами видео и аудиофиксации с учетом положений, предусматривающих соблюдение ограничений по социальной дистанции;
- с изменениями в Инструкции № 157н и связанные с ним изменения в Инструкциях№ 162н, № 174н и № 183н. Изменения в Едином плане счетов уточнили требования к аналитическому учету балансовых и забалансовых счетов, внесли изменения в счета и их назначение. Причем часть изменений необходимо применять при составлении отчетности за 2020 г., часть изменений вступают в силу с 2021 г.;
- с вступлением в силу с 2021 г. новых стандартов учета. Особо стоит выделить стандарты 181н «Нематериальные активы» и 34н «Непроизведенные активы», так как именно в процессе инвентаризации предстоит выявить в учете объектов НМА и земельных участков, соответствующих требованию новых стандартов.
Инвентаризация в бюджетных учреждениях
Вопрос №3. Имеем ли мы право удержать из зарплаты материально-ответственного лица сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества?
Безусловно, это действие можно совершить.
Важно Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана.
ИНВ-1, форма ИНВ-3) Составляется на основании данных фактического пересчета и переписи имущества учреждения и содержит наименование, инвентарные номера (при наличии) и количественное выражение объектов Сличительная ведомость (форма ИНВ-18) Составляется в том случае, когда данные фактического и бухгалтерского учета расходятся по каким-либо объектам ревизии Дополнительные документы Могут составляться при необходимости, когда нужно дополнительно расшифровать данные или составить пояснения Приказ по инвентаризации Руководитель на основании инвентаризационных документов издает приказ о результатах проводимого мероприятия, а также приказ о привлечении к ответственности всех установленных виновных лиц Функции инвентаризационной комиссии Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем.
Подробно нормативно-правовая ситуация, сложившаяся с вступившими в силу с 1 января 2019 года федеральными стандартами учета для организаций государственного сектора, обсуждалась на .
Время шло, бухгалтера государственных и муниципальных учреждений уже готовились сдавать бухгалтерскую (бюджетную) отчетность за I квартал текущего года «по-старому»… Однако словно подснежники на первой мартовской проталине вдруг «родились» два приказа Минфина по изменениям в отчетности. Обратите внимание! Минфин России на своем сайте 13 марта 2019 года разместил приказы от 07.03.2019 № 42н о внесении изменений в Инструкцию по бухгалтерской отчетности № 33н и № 43н о внесении изменений в Инструкцию по бюджетной отчетности № 191н .
При этом в отношении объектов недвижимости права оперативного управления должны быть подтверждены в случаях, предусмотренных законодательством РФ, документами о государственной регистрации права; материальные ценности находятся в пользовании субъекта учета в рамках отношений по финансовой аренде (согласно договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, в бессрочном безвозмездном пользовании и т.п.) с учетом квалификации объектов финансовой аренды, установленных СГС «Аренда»; субъект учета осуществляет в отношении материальных ценностей контроль в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, в частности, при передаче объектов ОС в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочных договоров аренды (договоров безвозмездного пользования), предусматривающих возврат объектов аренды (переданных материальных ценностей) субъекту учета для дальнейшего их использования в целях извлечения субъектом учета их полезного потенциала (получения экономических выгод); материальные ценности обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать поступление экономических выгод.
Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы», п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:
- исключительные права;
- права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.
Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу.
Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:
- предназначаться для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения;
- срок его использования должен быть больше 12 месяцев;
- не иметь материально-вещественной формы;
- иметь возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
- приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
- иметь полезный потенциал;
- первоначальная стоимость объекта нефинансового актива поддается надежной оценке;
- не предназначаться для последующей перепродажи;
- иметь оформленные документы, подтверждающие существование актива;
- иметь надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
- иметь в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив *(2).
Согласно Методическим рекомендациям актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:
- является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
- возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.
Счет учета объекта нематериальных активов зависит от права, на котором он получен.
В 2021 году исключительные права учитываются в том же порядке, что и ранее. Самые заметные изменения — это детализация по видам нематериальных активов счетов, так или иначе касающихся учета исключительных прав. Как было сказано выше, был детализирован сам счет 102 00. А также детализации подверглись «сопутствующие» счета:
104 00 | 106 00 | 114 00 |
0 104 XN 000 «Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок» | 0 106 XN 000 «Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)» | 0 114 XN 000 «Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)» |
0 104 XR 000 «Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок» | 0 106 XR 000 «Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки» | 0 114 XR 000 «Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок» |
0 104 XI 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных» | 0 106 XI 000 «Вложения в программное обеспечение и базы данных» | 0 114 XI 000 «Обесценение программного обеспечения и баз данных» |
0 104 XD 000 «Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности» | 0 106 XD 000 «Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности» | 0 114 XD 000 «Обесценение иных объектов интеллектуальной собственности» |
То есть с 2021 года отражение операций с исключительными правами осуществляется в привычном порядке, но с детализацией счетов по видам нематериальных активов.
А вот учет неисключительных прав изменился кардинальным образом. Об этом поговорим подробнее.
Во-первых, с 2021 года неисключительные права учитываются на соответствующем счете 111 60 и больше не отражаются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
Когда проводится инвентаризация финансовых активов
Инвентаризация финансовых активов бюджетного учреждения может проводиться в соответствии с законодательными актами, т.е. планово, а также иметь инициативный характер, т.е. проводиться на основании распоряжения руководителя или внутренних актов учреждения.
По Приказам Минфина № 33 и № 256н инвентаризация финансовых и иных активов проводится в таких ситуациях:
- смена материально ответственного лица;
- факт хищения или порчи;
- стихийное бедствие;
- передача (возврат) комплекта объектов в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение;
- реорганизация или ликвидация учреждения;
- формирование годовой отчетности;
- по порядку, указанному в учетной политике;
- иные ситуации, которые предусмотрены законодательством РФ.
Инвентаризация в бюджетном учреждении в 2022 году
• ценных бумаг (ф. 0504081);
• остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082);
• задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083);
• состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах (ф. 0504084);
• состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (ф. 0504085);
• бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086);
• по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
• наличных денежных средств (ф. 0504088);
• расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
• расчетов по поступлениям (ф. 0504091).
Главные распорядители средств федерального бюджета и подведомственные казенные учреждения ежеквартально инвентаризируют дебиторку по расходам. Разъяснили это в Методических рекомендациях Минфина России № 02-07-07/73609 и Казначейства России № 07-04-05/02-848.
Положение об инвентаризации в бюджетном учреждении 2022
Бюджетные учреждения, как и коммерческие фирмы, обязаны инвентаризировать свои активы и обязательства. Причем с точки зрения закона все инвентаризации можно условно разделить на добровольные и обязательные. Об инвентаризации в бюджетном учреждении, документальном оформлении и учете ее результатов мы и поговорим в настоящем материале.
Так называется процедура проверки количественных и качественных характеристик имущества учреждения и состояний ее финансовых обязательств на установленную дату, обеспечивающая контроль за сохранностью объектов основных средств. Производится данное действие путем сверки фактических данных с регистрами бухгалтерского учета, а в процессе составляется образец приказа о проведении годовой инвентаризации года. Сроки инвентаризационного контроля учреждение устанавливает самостоятельно либо в учетной политике, либо отдельными распоряжениями руководства. Так, точно понадобится образец приказа на инвентаризацию года. По общему правилу опись проводится ежегодно, но не ранее 1 ноября регламент для основных средств.
Как проводить инвентаризацию кассы по правилам 2022 года
Особое внимание при инвентаризации расчетов необходимо уделить судебным делам, в которых организация участвует в качестве истца или ответчика. А также признанным претензиям как контрагентами, так и самой организацией. Признанные контрагентами претензии включаются в состав доходов в бухгалтерском и налоговом учете на дату признания должником. Соответственно, признанные организацией претензии включаются в состав расходов также на дату признания.
Доходы по причитающимся штрафам, пени, неустойкам, ущербу, по которым организация выступала истцом, признаются на дату вступления в законную силу решения суда (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 10.2 ПБУ 9/99). Аналогично признаются расходы по штрафам, пени, неустойкам, ущербу, присужденные к выплате организацией (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, п. 14.2 ПБУ 10/99).
Напомним, что Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (п. 1 ст. 180 АПК РФ).
Для того, чтобы реально подтвердить наличие активов, необходим взгляд со стороны, т.к. некоторые должностные лица компании могут быть заинтересованы в сокрытии отдельных фактов. Аудиторы «Правовест Аудит» могут провести инвентаризацию с соблюдением закрепленного законодательством порядка, подтвердить наличие активов, отраженных в финансовой бухгалтерской отчетности, а также наличие прав на такие активы.
Кроме того, изучается организация контроля за сохранностью активов компании, выявляются недостатки системы контроля и даются рекомендации по увеличению ее эффективности.
Результаты оформляйте на бумажных носителях и подшивайте в отдельную папку.
Рекомендуем следующий пакет документов:
- приказ директора о проведении;
- инвентаризационная опись ТМЦ (форма ИНВ-3 или ваша);
- сличительная ведомость (форма ИНВ-19 или ваша);
- письменные объяснения материально ответственных лиц приложите к описям;
- приказ руководителя о списании недостач, оприходовании излишков.
Для бюджетных предприятий:
- результаты отражаем в акте по форме 0504835, данные берем из описей;
- есть расхождения — оформляем ведомость расхождений по форме 0504092.
Выделим особенность годовой инвентаризации 2022 г. в части ревизии основных средств: законодатели позволяют проводить ее один раз в 3 года.
Если в результате проверки выявлены излишки или недостача, то эти данные оформляются в ведомости расхождений. Составляется она только по имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных.
В соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н результаты инвентаризации оформляются следующими документами:
- инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам НФА (ф.0504087);
- инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф.0504088);
- инвентаризационная опись (сличительная ведомость) БСО и денежных документов (ф. 0504086);
- инвентаризационная опись ценных бумаг (ф.0504081);
- -инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф.0504082);
- инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф.0504083);
- инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.0504089);
- инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф.0504091);
- акт о результатах инвентаризации (ф.0504835);
- ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф.0504092).
Также необходимо отразить расхождения в годовой отчетности учреждения: бюджетным и автономным – в таблице 6 Пояснительной записки (ф. 0503760), а казенным – в таблице 6 Пояснительной записки (ф. 0503160).
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред.1.0, представлены разные документы для отражения данных по инвентаризации:
- Инвентаризация денежных документов.
- Инвентаризация денежных средств.
- Инвентаризация расчетов.
- Инвентаризация расчетов по поступлениям.
- Инвентаризация остатков на счетах учета денежных средств.
- Инвентаризация материалов на счете 105.
- Инвентаризация материалов (забалансовый учет) и другие.
Доступ к документам инвентаризации можно получить по следующему пути «Бухгалтерский учет» – «Инвентаризация».
Для подробного рассмотрения функционала программы можно взять на пример инвентаризацию материальных запасов на счете 105 и инвентаризацию драгметаллов.
Учебное заведение проводит инвентаризацию
Иванова И. И., аудитор
Перед сдачей годовой отчетности многие учебные заведения проводят инвентаризацию имущества и обязательств. На что обратить внимание во время этой процедуры и об особенностях проведения инвентаризации образовательными учреждениями читайте в статье.
К инвентаризации следует подготовиться
Прежде чем проводить инвентаризацию, необходимо выполнить ряд мероприятий.
Во-первых, следует создать в образовательном учреждении постоянно действующую комиссию для проведения инвентаризации. При большом объеме работ – дополнительные рабочие комиссии. Как правило, в комиссию включаются работники администрации учреждения, бухгалтерии, а также иные специалисты. Обратите внимание: при проведении инвентаризации должны присутствовать все члены комиссии. Отсутствие хотя бы одного из них может послужить основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Во-вторых, необходимо проверить наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
Если документов по каким-либо причинам не хватает, следует принять все меры, чтобы их получить или оформить (п. 3.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).
В-третьих, следует оформить акты сверки расчетов с контрагентами, налоговыми и финансовыми органами, внебюджетными фондами.
В-четвертых, надо получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Также следует взять с материально ответственных лиц расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход.
Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Перед проведением инвентаризации денежных средств надо снять показатели кассы.
Когда все условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества, в установленные сроки будут созданы, можно приступать к инвентаризации (конечно, при наличии соответствующего приказа руководителя).
Правила проведения инвентаризации
При инвентаризации проводится непосредственная сверка фактического наличия имущества. Данные вносятся в инвентаризационные описи. Там указывают наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество в единицах измерения, принятых в учете. Помните: вносить данные со слов материально ответственных лиц (без проверки фактического наличия активов) не допускается. Это отмечено в пункте 3.17 Методических указаний.
Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Ошибки в описях исправляются путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных. Таким способом корректировки вносятся во все экземпляры описей.
Описи подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.
В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких — либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Это общие нормы. Далее рассмотрим нюансы проведения инвентаризации отдельных объектов учета.
Основные средства
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. Причем инвентаризация касается не только собственных активов, но и тех, что находятся на ответственном хранении, а также арендованных объектов.
При инвентаризации недвижимости обращают внимание на правоустанавливающие документы на такие активы (комиссия проводит осмотр объектов). В описи вносятся полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
Данные о машинах, оборудовании и транспортных средствах вписываются в описи с указанием заводского инвентарного номера, года выпуска, назначения, мощности (согласно техническому паспорту) соответствующего актива.
А вот однотипные предметы хозинвентаря, инструменты, на которые оформлены инвентарные карточки группового учета, указывают также вместе (по наименованиям с указанием количества этих предметов).
Комиссия может установить, что определенные объекты основных средств использовать уже нельзя (они непригодны и не подлежат восстановлению). На подобные активы составляется отдельная опись.
И еще такой момент. Объекты основных средств, которые в момент инвентаризации находятся вне местонахождения учреждения, например автомашины, инвентаризуются до момента временного их выбытия.
Нематериальные активы
При инвентаризации нематериальных активов данные вносятся на основании документов, подтверждающих права организации на их использование.
Комиссия должна обратить внимание на правильность и своевременность отражения нематериальных активов в учете.
Материальные запасы
Сведения по таким активам заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта).
При хранении материальных запасов в разных помещениях (на разных складах) инвентаризация проводится последовательно по местам их хранения. Комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материальных ценностей. Активы пересчитывают (перевешивают, перемеривают).
Инвентаризация ОС в бюджете: составляем акт о внутренней оценке излишков
В последнем случае при определении стоимости неучтенного ОС организацией могут быть использованы данные о ценах на аналогичные активы, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, из средств массовой информации и иных информационных источников. Также в этом случае следует учитывать процент износа актива, который устанавливается по его действительному техническому состоянию с оформлением данных об оценке и износе соответствующими актами .
Если бюджетная организация решила определить первоначальную стоимость излишков ОС без привлечения оценщиков, то в этом случае рекомендуем ей составить акт об оценке и износе излишков активов, выявленных при инвентаризации (далее – акт оценки). Конкретная форма такого акта не установлена. Организация разрабатывает ее самостоятельно.
Как правильно составить опись ТМЦ при проведении инвентаризации
- Сведения об организации – полное или сокращенное название, коды по ОКУД и ОКПО, вид деятельности.
- Основание для проведения – обычно издается приказ об инвентаризации. Пример и подробную инструкцию по составлению этого документа можно найти здесь.
- Номер – как правило, применяется сквозная нумерация, которая обнуляется с наступлением нового календарного года.
- Дата составления документа.
- Даты начала процедуры инвентаризации и ее предполагаемого окончания (всегда указываются обе даты, даже если они совпадают).
- Объект, по которому производится учет – это обобщенное название товарно-материальных ценностей, которое и вписывается в образец документа.
- Дата фактического снятия остатков ценностей на тот день, когда предполагается начало процедуры инвентаризации.
- ФИО, должность, подпись и расшифровка подписи материально ответственного лица – обычно это кладовщик, заведующий складом.
- Собственно перечисление ТМЦ – перечень оформляется в виде таблицы, в которой есть 13 граф: номер, название, сорт, код ценности, сумма по фактическому наличию и по документам бухгалтерской отчетности и другие (как показано на примере ниже).
- Итоговые количества по странице и по описи (порядковые номера, физические единицы и сумма в рублях).
- ФИО, подписи, должности председателя и членов комиссии, которые непосредственно проводили процедуру инвентаризации.
- ФИО, подпись, должность сотрудника, на которого возложена материальная ответственность (кладовщик или заведующий складом).
- ФИО, подпись, должность главного бухгалтера как лица, проверившего информацию в документе по всем группам товарно-материальных ценностей (по образцу).