Начисление амортизации основных средств в 2024 году в бюджетных учреждениях

08.07.2024 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Начисление амортизации основных средств в 2024 году в бюджетных учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В отдельных случаях процесс амортизации объекта ОС нужно приостановить. Об одной ситуации мы упомянули выше, когда говорили о «мобилизационном» имуществе. Если ОС не используется по назначению и не может быть использовано иначе в деятельности, направленной на получение дохода, то на время, пока оно не используется, амортизацию приостанавливают.

Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.

Обращайтесь к нам по любым вопросам, касающимся автоматизации учета. Консультация бесплатная. Мы подберем оборудование и ПО, обучим работе в 1С.

Учет амортизации ос в бюджетной системе

Бюджетная система предусматривает учет амортизации как расходный элемент, который учитывается в составе прочих операционных расходов. В рамках бюджетного учета основных средств амортизация ос отражается в виде списания определенных сумм с балансовой стоимости данных активов. Это позволяет более реалистично оценить и учесть износ основных средств в процессе их эксплуатации.

Для учета амортизации основных средств бюджетная система предлагает использование различных методов и подходов. Одним из наиболее распространенных методов является линейный метод амортизации, при котором амортизация ос равномерно распределяется на протяжении всего срока их использования. Также существуют методы ускоренной амортизации, которые предусматривают более интенсивное списание балансовой стоимости основных средств в начале их эксплуатации.

Учет амортизации ос в бюджетной системе является важным элементом контроля и управления бюджетными ресурсами. Он позволяет достоверно оценить степень износа и эксплуатационных расходов основных средств, что в свою очередь влияет на планирование и прогнозирование бюджетных затрат. Корректный учет амортизации основных средств способствует повышению эффективности использования бюджетных средств и обеспечивает более точное составление бюджета.

Критерии определения срока службы ОС

Один из основных критериев определения срока службы ОС – это физическое износ и степень износа конкретного актива. Факторы, такие как интенсивность использования, естественный износ и техническое состояние средства, могут быть учтены при определении срока службы. Например, транспортные средства, подвергающиеся ежедневному использованию, будут иметь более короткий срок службы, чем офисное оборудование, которое используется значительно реже.

Еще одним критерием определения срока службы ОС является обновление и изменение технологий. Быстрое развитие технологий приводит к тому, что некоторые виды активов могут устареть и стать непригодными к использованию гораздо раньше, чем активы, используемые в более стабильных отраслях. При определении срока службы ОС учитывается перспектива их применения и возможность замены на более современное оборудование.

Также при определении срока службы ОС учитывается законодательство, в котором прописаны нормы и правила использования конкретных активов. Законодательные акты могут обязывать бюджетные организации заменять определенные виды ОС в определенные сроки из-за требований по экологической безопасности или техническим нормам. Эти требования также учитываются при определении сроков службы основных средств.

В принципе, определение срока службы ОС представляет собой комплексный подход, включающий в себя различные факторы и критерии. Точное определение срока службы основных средств позволяет бюджетным организациям эффективно планировать амортизацию и управлять своими активами.

В соответствии с новым стандартом, утвержденным Приказом Минфина № 257н от 31.12.2016, основные средства понимаются как материальные ценности (активы) вне зависимости от их стоимости, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев. Они предназначены для постоянного многократного употребления с целью выполнения организацией возложенных на нее функций. Имущественные объекты могут принадлежать учреждению как по праву оперативного управления, так и по праву владения или пользования имуществом.

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств», такие средства не подлежат последующей перепродаже и предполагают использование с целью получения в будущем экономической выгоды (п. 4 ПБУ 6/01).

Читайте также:  Выплаты на третьего ребенка в 2024 году в Москве при рождении

В аналитике за единицу учета таких средств принимается инвентарный объект — ИО (п. 6 ПБУ 6/01). Если первоначальная стоимость ИО ниже 40 000,00 рублей, то они могут учитываться в качестве материально-производственных запасов. Стоимостные границы организация определяет в своей политике самостоятельно.

Законодательно основные средства регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Налоговый кодекс РФ.
  3. 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.
  4. ПБУ 6/01.
  5. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств — Приказ Минфина от 13.10.2003 № 91н.
  6. Приказ Минфина России об утверждении федерального стандарта от 31.12.2016 № 257н.

Как определить амортизационную группу и выбрать метод начисления амортизации

Основные средства необходимо ежемесячно амортизировать — вычитать из стоимости фонда определенную сумму на текущие издержки. Земельные участки и объекты природопользования (недра, водные ресурсы и т. п.) не подлежат амортизации в учете, так как они не изнашиваются и не теряют своих потребительских свойств.

По общим правилам бухучета специалист может воспользоваться следующими способами амортизации:

  1. Линейный — ежемесячно списывается одна и та же сумма отчислений.
  2. Способ уменьшаемого остатка — сумма отчислений устанавливается согласно остаточной стоимости на начало отчетного года и нормативов амортизации, полученной при применении коэффициента ускорения. Величина индекса в учете основных фондов не может превышать значение 3,0.
  3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — амортизационные отчисления рассчитываются ежегодно, исходя из общего количества лет эксплуатации основного средства и количества оставшихся лет до завершения периода.
  4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ — ежемесячная сумма списания определяется в учете основных фондов по количеству единиц товаров, выпущенных каждый месяц, а также совокупного планового объема за весь период эксплуатации.

Способы амортизации выбираются бухгалтером для каждой группы основных активов в учреждении и применяются на протяжении всего эксплуатационного периода, то есть срока полезного использования.

При налоговом учете действуют только линейный и нелинейный методы амортизации, которые применяются для всех основных объектов, зарегистрированных в организации. При этом выбранную методологию для амортизации можно менять в ходе эксплуатации.

Бухгалтерские записи по списанию амортизационных отчислений составляются ежемесячно в размере суммы годовых амортизационных списаний, разделенных на 12 месяцев.

Для проведения амортизационных отчислений в НКО применяется счет 02 «Амортизация основных средств». В бюджетном учете используются следующие счета:

  • 0 106 00 000 — для объектов основных средств, задействованных в капитальном строительстве;
  • 0 109 00 000 — если амортизационные отчисления основного средства участвуют в формировании себестоимости товаров, работ, услуг или учитываются в издержках обращения;
  • 0 401 00 000 — если амортизация не учитывается в издержках обращения.

Амортизационные отчисления должны проводиться, начиная с первого числа периода (месяца), следующего за месяцем принятия основного средства к учету. Списание завершается при выбытии или полном погашении стоимости фонда.

В случаях консервации на период, превышающий 3 месяца, а также при ремонте, модернизации, реконструкции основного средства, длящихся больше года, амортизационные отчисления приостанавливаются. В остальных ситуациях приостановка амортизации невозможна.

Ежемесячно после начисления амортизации обновляется и остаточная стоимость основного средства — разность между первоначальной стоимостью и амортизационными отчислениями.

Изменения в правилах начала и окончания начисления амортизации ОС

Порядок начала и окончания начисления амортизации основных средств установлен пунктом 33 ФСБУ 6/2020.

По общему правилу начисление амортизации начинается с момента признания объекта ОС в бухгалтерском учете и прекращается с момента его списания. Аналогичное требование приведено в пункте 55 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н).

По решению организации начисление амортизации допускается начинать с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухгалтерском учете, и прекращать с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта ОС.

Прежнее ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) не давало организациям такого выбора: в нем был предусмотрен только второй вариант. Этот же вариант – единственный, предусмотренный пунктом 4 статьи 259 НК РФ (порядок налогового учета остается без изменений). Таким образом, начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухгалтерском учете, позволяет сблизить бухгалтерский учет с налоговым.

Иллюстративный материал

Матрица решений по корректировке компонентов балансовой стоимости основных средств некоммерческой организации при переходе на ФСБУ 6/2020 на дату начала отчетного периода, начиная с отчетности за который применяется Стандарт

Порядок перехода

Первоначальная стоимость

Накопленная амортизация

Накопленное обесценение

Накопленный за балансом износ

Ретроспективный (п.48 ФСБУ 6)

Корректируется ретроспективно

Признается ретроспективно

Признается ретроспективно

Списывается

Ограниченно ретроспективный (п.49 ФСБУ 6)

Не изменяется

Признается исходя из новых элементов амортизации

Не признается

Списывается

Перспективный (п.51 ФСБУ 6)

Не изменяется

Переклассифицируется из учтенного за балансом износа

Не признается

Переклассифицируется в накопленную амортизацию

Читайте также:  Госпошлина регистрация договора аренды в 2024 году

Какие ошибки допускают в применении КВР

Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За это нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания.

Какие нарушения встречаются чаще всего, как их избежать:

Ошибка Штраф, наказание Как избежать
Примененная увязка КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством Ст. 15.14 КоАП РФ:
  • штраф на должностное лицо (20 000-50 000 рублей) или дисквалификация (1-3 года);
  • штраф на юридическое лицо — 5-25% от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению

Если в учреждении планируется операция, которой нет в Приказе № 82н, напишите письмо в Министерство финансов с требованием дать пояснения.

Применять «несуществующую» увязку до получения официального ответа не рекомендуется

Код ВР определен по предполагаемому описанию (предназначению) товара Недопустимо планирование и осуществление расходов по кодам, которые не соответствуют документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг. Прежде чем совершить операцию, ознакомьтесь с технической или иной документацией к закупаемому товару (либо техническими характеристиками аналогичных товаров)
На КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок Такие нарушения часто связаны с подотчетными расходами. Чтобы не допустить ошибок, необходимо строго разграничить цель расходов: закупки на нужды организации или иные виды
Применен КВР, который не соответствует типу учреждения Перед проведением спорной операции перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами из Приказа № 82н

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

С 1 января 2020 года правило амортизации при консервации ОС изменилось. Период нахождения основного средства на консервации не имеет для его срока полезного использования никакого значения (Федеральный закон № 325-ФЗ). После расконсервации сроки полезного использования основных средств не продлевают. Стоимость имущества списывают по прежним нормам амортизации в течение оставшегося срока использования. В итоге часть стоимости ОС не учитывается в расходах, ведь период его сокращается.

Имущество, которое компания временно не использует, она может в 2021 году перевести на консервацию. Если этот период дольше трех месяцев, то амортизацию по такому объекту не начисляют. После расконсервации процесс начисления амортизации возобновляют.

До 1 января 2020 года действовало такое правило. По основным средствам, которые законсервированы по решению компании на период больше 3 месяцев, амортизацию не начисляли. Законсервированное ОС исключалось из состава амортизируемого имущества . А срок его полезного использования увеличивался на период консервации.

После расконсервации объекта амортизацию начисляли в прежнем порядке.

В соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ Правительство РФ определило ПАО «Ростелеком» единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2021 году закупок ряда услуг для:

  • государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования;

  • избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий.

Это касается услуг по:

  • предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети «Интернет»;

  • передаче данных при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

  • защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

  • обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети «Интернет»;

  • мониторингу и обеспечению безопасности связи при предоставлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет».

Предельным сроком, на который заключаются контракты на оказание перечисленных выше услуг, является 31 декабря 2021 г.

Учет основных средств в учреждении

Бухгалтерский учет таких средств в бюджетных организациях осуществляется согласно инструкции № 157н (п. 21 Приказа Минфина РФ № 157н от 01.12.2010). Учет основных фондов ведется через единый план счетов, а также через специальный, разработанный в соответствии с Приказом Минфина № 162н от 06.12.2010.

Для бухгалтерских записей хозяйственных операций и движений объектов таких средств в бюджетном учете применяется синтетический счет 010100000 «Основные средства». Поступления проводятся по синтетическому счету 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», учет выбытия — по аналитике отдельных счетов «Основные средства» (заканчиваются на 410).

В бухгалтерском учете НКО движение фондов отражается на счете 01 «Основные средства», поступления промежуточно проводятся через сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Построенные объекты недвижимости, права на которые необходимо зарегистрировать в обязательном порядке, признаются основными средствами вне зависимости от того, зарегистрированы они в момент принятия к учету или нет. Если же такой объект еще недостроен, то для него необходимо сформировать отдельный субсчет к счету «Основные средства».

Читайте также:  Пересечение разделительной полосы штраф. Наказание водителя за выезд и движение по разделительной полосе

По факту принятия к бухгалтерскому учету фонда составляется акт по форме ОС-1. При необходимости учреждение вправе разработать свой бланк документа.

Для того чтобы такие средства отражались в бухгалтерии корректно, специалисту необходимо провести поэтапную оценку и учет поступившего основного фонда.

Учет основных средств в учреждении

Бухгалтерский учет таких средств в бюджетных организациях осуществляется согласно инструкции № 157н (п. 21 Приказа Минфина РФ № 157н от 01.12.2010). Учет основных фондов ведется через единый план счетов, а также через специальный, разработанный в соответствии с Приказом Минфина № 162н от 06.12.2010.

Для бухгалтерских записей хозяйственных операций и движений объектов таких средств в бюджетном учете применяется синтетический счет 010100000 «Основные средства». Поступления проводятся по синтетическому счету 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», учет выбытия — по аналитике отдельных счетов «Основные средства» (заканчиваются на 410).

В бухгалтерском учете НКО движение фондов отражается на счете 01 «Основные средства», поступления промежуточно проводятся через сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Учет малоценных основных средств

Ранее малоценка сначала учитывалась на счете 10, а по мере отпуска активов в производство списывалась на расходы. Учет малоценных основных средств в 2023 году ведется иначе. Теперь такие объекты относят в состав расходов сразу же, в том периоде, в котором траты по их приобретению были произведены. Счет 10 больше не используется.

При этом в п.5. ПБУ 6/2020 ясно указано, что организация обязана обеспечить контроль за учетом малоценных активов после их списания. Это может быть реализовано следующим образом:

  • учет малоценки на отдельных забалансовых счетах;
  • учет таких активов в особых бухгалтерских регистрах, разработанных самостоятельно (соответственно, состав и формы таких документов должны быть закреплены учетной политикой).

Зачем и как делать учетную политику общедоступной

С 2020 года регламенты по бухгалтерскому и налоговому учетам стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять учетную политику.

Все представители бюджетной сферы обязаны опубликовать регламент учета на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Подход позволяет контролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Учредитель проверяет:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требованиям и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий учредитель распоряжается об устранении нарушений в кратчайшие сроки.

Общая информация о начислении амортизации в 2024 году в бюджетных учреждениях основных средств

В соответствии с учетными правилами бюджетных учреждений, начисление амортизации в 2024 году осуществляется на основе установленных нормативов амортизации для каждого вида основных средств. Для этого учетная политика бюджетного учреждения должна включать соответствующие расчеты и методику начисления амортизации.

В процессе начисления амортизации в 2024 году в бюджетных учреждениях следует учесть не только фактическую стоимость основных средств, но и их остаточную стоимость на начало года. Остаточная стоимость определяется путем вычитания суммы начисленной амортизации за предыдущие годы из исходной стоимости. Таким образом, начисление амортизации в 2024 году будет осуществляться на основе остаточной стоимости и установленных нормативов амортизации.

Особенности начисления амортизации в бюджетных учреждениях

Одной из особенностей начисления амортизации в бюджетных учреждениях является необходимость соблюдения соответствующих правил и нормативов. Ведение учета и начисление амортизации основных средств осуществляются в соответствии с законодательством и методическими рекомендациями, утвержденными компетентными органами.

Для начисления амортизации в бюджетных учреждениях применяются различные методы, такие как прямолинейный и ускоренный. Выбор метода зависит от характеристик и особенностей конкретных основных средств. Например, для технически сложных и быстро устаревающих объектов может быть применен ускоренный метод, который позволяет более эффективно учесть факторы устаревания и износа.

Важно отметить, что начисленная амортизация в бюджетных учреждениях является одним из факторов, влияющих на конечные финансовые показатели и составление бюджета. Правильное и точное начисление амортизации позволяет более реалистично оценивать себестоимость товаров и услуг, а также планировать затраты на замену и модернизацию основных средств в будущем.


Похожие записи: