Как оформить инвентаризацию в казенном учреждении в 2024 году

04.02.2024 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить инвентаризацию в казенном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Срок введения новых правил инвентаризации, установленных ФСБУ 28/2023, – один из ключевых вопросов для предприятий. Новый стандарт начнет работать с 1 января 2023 года и затронет все компании, включая крупные корпорации и малые предприятия.

Сведения о проведении инвентаризации, отражаемые в бюджетной отчетности

При составлении годовой бюджетной отчетности информация о проведенной годовой инвентаризации указывается в разд. 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160), в таблице 6 «Сведения о проведении инвентаризаций».

Информация в таблице характеризует результаты проведенной в целях составления годовой отчетности инвентаризаций имущества и обязательств учреждением в части выявленных расхождений (п. 158 Инструкции № 191н).

При отсутствии расхождений по результатам годовой инвентаризации таблица не заполняется.

Периодичность представления – годовая.

В графах 1 – 4 указывается основание проведения инвентаризации, выявленные расхождения по результатам которой учтены субъектом учета в соответствии с его учетной политикой при составлении годовой отчетности (дата проведения инвентаризации и реквизиты распорядительного документа о проведении инвентаризации).

В графах 5, 6 приводятся выявленные при проведении инвентаризации расхождения с данными бюджетного учета с указанием суммы расхождений и кода счета бюджетного учета с данными, по которому выявлены расхождения.

В графе 7 отражаются меры, принятые учреждением по устранению выявленных расхождений.

Что изменилось в порядке проведения инвентаризации

Новый ФСБУ «Инвентаризация» затронул следующие моменты:

  1. Общие требования к инвентаризации: в документе перечислили способы, которыми выявляют фактическое наличие объектов, описали принципы документирования, обозначили требования по полноте, своевременности и обоснованности отражения результатов и пр.
  2. Понятия «объекты инвентаризации», «фактическое наличие объектов инвентаризации», «срок проведения инвентаризации» получили официальные трактовки.
  3. Разрешение на использование видео- или фотофиксации для определения наличия объекта.
  4. Требования к оценке результатов процедуры.
  5. Право устанавливать состав документов инвентаризации предоставили самой организации – до этого список был строго регламентирован на законодательном уровне.
  6. Случаи, в которых не требуется создавать комиссию: например, если в организации есть только директор и бухгалтер, то для инвентаризации нужно пригласить аудитора или ревизионную комиссию.

Документальное оформление инвентаризации по новым правилам

С введением нового стандарта ФСБУ 28/2023 требования к документации при проведении инвентаризации были усилены и детализированы.

Одно из ключевых изменений – необходимость составления плана инвентаризации. План должен содержать информацию о целях и задачах инвентаризации, перечне объектов, подлежащих учету, а также порядке и сроках проведения процедуры. Это позволяет обеспечить структурированный подход к выполнению инвентаризационных работ.

Следующим важным аспектом является формирование акта инвентаризации. В новых правилах акт должен содержать детальную информацию о каждом объекте учета:

  • наименование;
  • характеристики;
  • состояние и прочие данные.

Инвентаризация показателей расчетов (дебиторской задолженности и обязательств) в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Согласно письму Минфина России от 07.06.2023 № 02-06-07/52435 «О требованиях к аналитическому учету расчетов (дебиторской задолженности и обязательств)»: «В целях приведения аналитического учета расчетов в соответствие с указанными требованиями, выявления просроченной задолженности и факторов, влияющих на ее образование, а также раскрытия достоверной информации в полугодовой отчетности, субъектам учета необходимо обеспечить проведение инвентаризации показателей расчетов (дебиторской задолженности и обязательств). … Субъекты учета, передавшие в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по ведению бухгалтерского учета уполномоченной организации (централизованной бухгалтерии), обеспечивают передачу результатов инвентаризации расчетов (дебиторской задолженности и обязательств) в уполномоченную организацию (централизованную бухгалтерию) до завершения отчетного периода (до 1 июля 2023 года) в целях внесения необходимых показателей (в частности правовых оснований и сроков исполнения) в регистры бухгалтерского учета».

Читайте также:  Можно ли сообщать кадастровый номер квартиры посторонним

Таким образом, среди целей инвентаризации показателей расчетов (дебиторской задолженности и обязательств) по состоянию на 01.07.2023 можно выделить следующие:

  • приведение аналитического учета расчетов в соответствии с требованиями Инструкции № 157н;

  • выявление просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;

  • внесение необходимых показателей в регистры бухгалтерского учета (учетные регистры).

В БГУ2 результаты инвентаризации расчетов регистрируются документами инвентаризации расчетов (раздел Учет и отчетность – Инвентаризация):

  • Инвентаризация расчетов с контрагентами (ф. 0504089 «Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»);

  • Инвентаризация расчетов по поступлениям (ф. 0504091 «Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям»).

Изменения в порядке проведения инвентаризации в государственных учреждениях

  1. Инвентаризация проводится не только в отношении имущества, финансовых активов и обязательств, но и в отношении иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах. Ранее требования проводить инвентаризацию по объектам бухгалтерского учета, учитываемых за балансом, не требовалось.
  2. Как известно, проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным (п. 1.5 Указаний № 49). Согласно п. 20 Инструкции № 157н результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ранее использовалась формулировка «перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности». Это означает, что если инвентаризация проведена после завершения отчетного финансового года, но перед представлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, в январе текущего года), результаты такой инвентаризации отражаются в регистрах отчетного финансового года как событие после отчетной даты (31 декабря отчетного года).

Стоит отметить, что Минфин России планирует внести изменения в Указания № 49. В результате данных изменений Указания № 49 больше не будут применяться для учреждений госсектора. Однако данный факт не повлияет на порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете, поскольку порядок проведения инвентаризации устанавливается учетной политикой учреждения.

Оформление приказов по инвентаризации в казенном учреждении

Согласно п. п. 1, 2 ст. 11 данного документа активы и обязательства подлежат инвентаризации с целью выявления фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. При этом случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации.

Подписывается председателем и всеми членами комиссии, проводящей инвентаризацию Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям 0504091 Применяется для отражения результатов инвентаризации расчетов по доходам (доходным поступлениям) учреждений. Формируется комиссией учреждения и отражает сведения по данным бухгалтерского учета, номер счета бухгалтерского учета, общую сумму задолженности плательщика («Всего»), в том числе подтвержденную дебитором, не подтвержденную дебитором, а также сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Сроки проведения инвентаризации в бюджетном учреждении

Согласно Положению о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в бюджетном учреждении, утвержденному Приказом Минфина России от 21 ноября 2011 года № 149н, инвентаризация должна проводиться один раз в год. Конкретная дата проведения инвентаризации определяется руководством учреждения.

Перед проведением инвентаризации следует подготовиться, составив план проведения инвентаризации и ознакомив все подразделения с правилами и порядком ее проведения. План проведения инвентаризации должен быть утвержден руководителем учреждения и содержать информацию о сроках проведения процедуры.

Важно отметить, что наличие актуальной информации о состоянии имущества и его перемещениях в учреждении является залогом успешной инвентаризации. Поэтому, необходимо вести учет имущества и обновлять данные по его движению регулярно.

В случае выявления расхождений между реальным наличием имущества и данными бухгалтерского учета, необходимо принять меры по выяснению причин расхождений и приведению учета в соответствие с фактическими данными.

Таким образом, проведение инвентаризации в бюджетном учреждении является важным этапом контроля имущества и его сохранности. Следование установленным срокам и правилам проведения инвентаризации позволит учреждению более эффективно управлять своим имуществом и предотвратить возможные злоупотребления.

Читайте также:  Начисление больничных в 2024 году сроки

На сегодняшний день вся бухгалтерская учётная документация организаций может составляться в свободной форме без использования общеобязательных бланков. Однако множество предприятий до сих пор используют разработанные государственными органами формы. Это объясняется их удобством и привычкой сотрудников.

Для проведения инвентаризации в государственных, бюджетных, казённых учреждениях используется форма ОКУД 0504835. Это прямое требование законодательства. Форма утверждена Приказом Минфина в 2015 году и практически используется с декабря 2017 года. Перед использованием бланка его необходимо утвердить соответствующим приказом руководителя учреждения.

Заполнить бланк можно одним из двух стандартных способов: от руки при помощи синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и в печатном виде при помощи компьютерных средств. Выбор остаётся за председателем комиссии. Отметим, что оба варианта при условии подписания всеми членами комиссии будут по итогу обладать равной юридической силой.

Положение о проведении инвентаризации на предприятии

Подобный вид контроля осуществляется строго по правилам, которые зафиксированы действующим законодательством. Необходимость законодательного регулирования объясняется тем, что лишь результаты инвентаризации должным образом подтверждают сам факт существования, а также состояние имущества и обязательств компании.

В этом разделе укажите, что настоящий акт устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в конкретной организации.

  1. Общие положения.
  2. Порядок проведения инвентаризации.
  3. Особенности проведения инвентаризации отдельных видов имущества (этот раздел можно разбить на несколько подразделов, регулирующих специфику инвентаризации каждому из учетных видов имущества).
  4. Оформление результатов.

Отражение в учете инвентаризационных разниц

При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 СГС «Концептуальные основы»).

Напомним, что согласно Указаниям № 52н, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, для казенных учреждений предусмотрены следующие формы для документального оформления проведения инвентаризации.

формы

Наименование формы

0504835

Акт о результатах инвентаризации

0504082

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств

0504086

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов

0504087

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов

0504088

Инвентаризационная опись наличных денежных средств

0504089

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

0504091

Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям

0504092

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации

Бухгалтерский учет выявленных недостач имущества в бюджетных учреждениях: естественная убыль, чрезвычайные обстоятельства, хищения (Беспалов М

Пример 1. Бюджетное учреждение в III кв. 2014 г. провело инвентаризацию на складе материалов. Сырье, находящееся на складе, используется для осуществления деятельности, приносящей доход. Инвентаризация закончилась 20 августа. В результате инвентаризации была выявлена недостача пяти листов гипсокартона по цене 230 руб. за лист на общую сумму 1150 руб. (учетная и рыночная стоимость материалов равны). Кладовщик возместил ущерб, внеся денежные средства в кассу учреждения.
При этом по состоянию на 20 августа в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражаются следующие проводки:
Д-т сч. 240110172 К-т сч. 210534440 — 1150 руб. — списана стоимость недостающих материальных ценностей;
Д-т сч. 220974560 К-т сч. 240110172 — 1150 руб. — отнесена на виновное лицо сумма недостачи гипсокартона;
Д-т сч. 220134510 К-т сч. 220974660 — 1150 руб. — погашена виновным лицом задолженность по недостаче.

Федеральный бюджет на 2022 год

Текущий проект разрабатывается с учетом снижения ставки страхового взноса на 8% (сейчас она составляет в совокупности 30%). Косвенный сбор в виде НДС будет увеличен на 4% (сейчас он выражается показателем 18%). Министерство финансов считает, что такое перераспределение налоговых потоков приведет к существенному оздоровлению бизнес-среды. Такие налоговые инновации планируют внести в российское законодательство осенью 2022 года.

  • начиная с 2022 года, бюджет формируется не на один год, а на три. В текущих экономических реалиях Министерству финансов удобнее создавать трехгодичный план, чтобы на его основании строить бюджетную политику и выравнивать существующие дисбалансы;
  • исчерпание средств Резервного фонда и привлечение ресурсов Президентского фонда РФ привело к необходимости пересмотреть схемы финансирования дефицитной части бюджета. Теперь использование автономных фондов будет урезано, а деньги начнут аккумулироваться на внутреннем финансовом рынке;
  • в ближайшие годы главным источником для финансирования госбюджета останутся средства из Фонда национального благосостояния и Резервного фонда;
  • с 2022 года внедрено новое финансовое правило – если цена на нефть превысит заложенную в бюджете планку, разница пойдет не на расходные статьи, а на формирование резервов. В 2022 году в бюджет была заложена цена по 40 долларов США за единицу нефти марки Urals. Впоследствии эта цифра ежегодно подлежит индексации на 2%.

Шаг 4. Проведение инвентаризации

Приступая к проведению инвентаризации в бюджетном учреждении, необходимо соблюдать ряд требований и рекомендаций. В этом шаге мы рассмотрим основные этапы процесса проведения инвентаризации.

1. Подготовка к проведению инвентаризации: перед началом инвентаризации необходимо обеспечить наличие необходимых инвентарных карточек, перечня основных средств и списков материалов, а также организовать команду, которая будет заниматься проведением инвентаризации. Важно также учесть все особенности каждого подразделения учреждения и разработать индивидуальный план проведения инвентаризации.

2. Сбор и обработка информации: на этом этапе необходимо провести фактический инвентарный учет имущества учреждения, фиксируя наличие каждого объекта инвентаря в соответствии с документацией. Для этого используются инвентарные карточки, на которых указывается информация о каждом предмете инвентаря, его характеристиках, местонахождении и т.д. Полученная информация должна быть проверена и обработана, чтобы исключить возможные ошибки и учесть все имеющиеся объекты инвентаря.

3. Составление отчета: по результатам проведения инвентаризации составляется отчет, в котором указывается информация о каждом объекте инвентаря, его стоимости, характеристиках, состоянии и запасах. Также в отчете могут быть указаны рекомендации по дальнейшему учету и управлению имуществом учреждения. Составленный отчет должен быть проверен и утвержден ответственным лицом, после чего передается для дальнейшего использования и анализа.

Шаг 6. Анализ и использование результатов инвентаризации

Проведение инвентаризации в бюджетном учреждении важный этап, который позволяет осуществить контроль за имуществом организации и оценить его состояние. После завершения инвентаризации необходимо проанализировать полученные результаты и использовать их для принятия управленческих решений.

Анализ результатов инвентаризации позволяет выявить возможные расхождения между фактическим и учетным остатками, а также определить причины этих расхождений. На основании этого анализа можно принять меры по исправлению ошибок в учете, улучшению системы контроля и предотвращению возможных хищений или потерь имущества.

Полученные результаты инвентаризации могут быть использованы для более точного планирования и бюджетирования, а также для принятия решений по оптимизации использования имущества организации. Например, если в результате инвентаризации выявлено, что определенное оборудование или материалы редко используются, можно принять решение о их продаже или утилизации.

Важно также обратить внимание на факторы, которые могут повлиять на результаты инвентаризации. Например, изменения в законодательстве или внутренних процедурах могут привести к изменению требований к учету и проведению инвентаризации. Поэтому рекомендуется регулярно обновлять методики и правила проведения этой процедуры.

Необходимые документы и формы для оформления инвентаризации

Для проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2024 году необходимо предоставить следующие документы:

  1. Список основных средств, имущества и оборудования учреждения
  2. Акт о приеме и передаче основных средств, имущества и оборудования
  3. Отчет о движении и использовании основных средств, имущества и оборудования
  4. Заверенные копии документов, подтверждающих право собственности или пользования имуществом
  5. Протоколы проверки наличия основных средств, имущества и оборудования

Документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства и содержать полную и достоверную информацию о каждом объекте инвентаризации.

Для удобства работы с документами и ведения инвентаризационного учета рекомендуется использовать специальные формы:

  • Форма акта о приеме и передаче основных средств, имущества и оборудования
  • Форма отчета о движении и использовании основных средств, имущества и оборудования
  • Форма протокола проверки наличия основных средств, имущества и оборудования

Такое оформление позволит упростить процесс инвентаризации, обеспечить единообразие документов и уменьшить возможность ошибок при заполнении.


Похожие записи: