Первая категория учителя требования и критерии в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Первая категория учителя требования и критерии в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для учителей в 2024 году предусмотрено установление общих баллов на 1 категорию. Категория учителя зависит от его квалификации и опыта работы. Критерии и требования для набора баллов определены в соответствующих документах.
Для получения 1 категории учителям необходимо набрать определенное количество баллов. Обычно это минимальное значение, требуемое для присвоения данной категории. Баллы могут набираться на основе таких факторов, как профессиональное развитие, научно-исследовательская работа, педагогический стаж и участие в образовательных проектах.
Для получения подробной информации о необходимых баллах для каждой категории учителя рекомендуется обратиться к соответствующим нормативным документам и инструкциям. Там можно ознакомиться с требованиями и условиями, которые необходимо выполнить для успешного набора баллов и повышения своей категории.
Действующие нормативы
В настоящее время существует ряд действующих нормативных документов, которые регулируют процесс расчета общих баллов на 1 категорию для учителей в 2024 году.
Одним из таких документов является Постановление Правительства РФ от 10 августа 2013 года № 706. В этом документе определены основные требования, которые необходимо соблюдать при расчете баллов. Для получения 1 категории необходимо набрать определенное количество баллов, которое зависит от квалификационных требований и задач, выполняемых учителем.
Кроме того, при расчете общих баллов учитывается Методическое пособие по оценке профессиональных компетенций учителя, утвержденное Министерством образования и науки РФ. В этом документе указывается, каким образом оцениваются различные аспекты работы учителя, такие как методическая компетентность, организационные навыки, личностные качества и т.д.
Важно отметить, что действующие нормативы постоянно обновляются и дорабатываются, учитывая изменения в образовательной системе и потребности педагогического сообщества. Поэтому перед расчетом общих баллов на 1 категорию для учителя в 2024 году необходимо ознакомиться с актуальными нормативными документами и методическими рекомендациями, чтобы быть в курсе требований и соблюдать их при проведении оценки.
Сроки подачи заявлений
Для учителей, желающих принять участие в оценке общих баллов на 1 категорию в 2024 году, сроки подачи заявлений устанавливаются в соответствии с графиком, утвержденным региональными органами управления образованием.
Подача заявлений осуществляется в электронной форме на официальном сайте регионального органа управления образованием, указанном в информационном письме, распространяемом среди участников оценки.
Важно отметить, что заявление должно быть подано в установленные сроки, указанные в графике. Поздняя подача заявления может привести к невозможности участия в оценке общих баллов на 1 категорию в данном году.
Подача заявлений возможна только для учителей, которые соответствуют требованиям указанным в информационном письме и являются педагогическими работниками в образовательных организациях региона.
Упрощенная аттестация
Важно! Упрощенная аттестация возможна при подтверждении уже присвоенной педагогу квалификационной категории, при достижении пенсионного возраста, а также в случае продления срока действия квалификации в особых случаях (беременность, болезнь и т.д.).
По упрощенной системе аттестуют учителей, имеющих государственные награды, почетные звания или отраслевые знаки отличия.
Право на особую форму аттестации в упрощенном варианте с присвоением новой квалификационной категории получают педагоги, ставшие победителями всероссийских конкурсов:
- «Воспитатель года»;
- «Преподаватель года»;
- «Учитель года»;
- «Педагогический дебют».
Причины отказа в проведении аттестации
Чтобы понимать случаи, в которых педагогическому работнику могут отказать в аттестации и установлении категории, необходимо четко представлять себе положения Порядка проведения аттестации педагогов. Соответствующие разъяснения сформулированы Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ и Общероссийским Профсоюзом образования, №08-1933/505 от 03.12.14 года.
В указанном выше документе отсутствуют основания, по которым у учителя могут не принять заявление на прохождение проверки для установления квалификационной категории.
Педагогу имеют право отказать в прохождении подобной аттестации уже после рассмотрения комиссией заявления. Для этого Порядок проведения аттестации устанавливает следующие причины:
- специалист не имеет первой квалификационной категории и впервые направляет заявление для присвоения высшей категории – правило установлено пунктом 30 Порядка проведения аттестации;
- учитель в первый раз обращается для прохождения аттестации на высшую категорию, но после присвоения первой квалификационной прошло менее двух лет – пункт 30 указанного документа;
- со дня принятия аттестационной комиссией отрицательного решения прошло менее года, при этом педагог повторно подает заявление для установления той же квалификационной категории – пункт 43;
- заявление поступает от специалиста, который на данный момент не является педагогом в образовательной организации – пункт 1.
- заявление направлено работником, должность которого не входит в профессиональную квалификационную группу должностей педагогических работников – состав данной группы зафиксирован приказом Минздравсоцразвития РФ от 5.05.2008 года № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;
- педагог является сотрудником организации, которая не считается образовательной – у нее нет лицензии на реализацию основных образовательных программ дошкольного, начального или основного общего, среднего (полного) общего образования, либо начального и среднего профессионального образования, а также на ведение дополнительных образовательных программ.
Как получить первую категорию учителю?
Отработав два года на одном месте, сотрудник может подать в соответствующие органы власти заявление на аттестацию педагогических работников. Это стоит делать, если предварительные подсчеты показывают, что педагог набирает необходимое количество проходных баллов.
Проходные баллы для разных категорий педагогических работников и необходимые для их набора пункты можно посмотреть на сайте регионального органа образования, ознакомившись с образцом экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности работника образовательного учреждения.
Аттестация педагогических работников на категорию включает три этапа:
- подача педагогическим работником письменного заявления в аттестационную комиссию;
- оценка аттестационной комиссией результатов работы педагогического работника;
- вынесение решения аттестационной комиссией.
Отличия аттестации и подтверждения на соответствие занимаемой должности
Бывает, что человек несколько лет успешно ведет уроки и не хочет аттестоваться. Для таких случаев разработали другую обязательную аттестацию – получение статуса «Соответствие занимаемой должности» (СЗД).
Основные отличия двух процедур заключаются в следующем:
- получение статуса СЗД проходит на уровне образовательной организации в специально собранных для этого аттестационных комиссиях, тогда как уровень квалификации присваивают на уровне области;
- при получении статуса СЗД оплата труда гораздо ниже, чем при наличии даже первой категории;
- проведение тестирования на подтверждение занимаемой должности сильно упрощено по сравнению с оформлением портфолио (индивидуальной папки) и сбором нужных для аттестации документов.
Профстандарт компетенции педагога или профстандарт педагога
Профстандарт педагога 2023 в образовании представляет собой набор требований, которые относятся к работникам образовательной сферы.
Эти требования к компетенциям педагога охватывают как профессиональные навыки, так и личностные качества. Стандарт применяется к сотрудникам образования по всей территории Российской Федерации.
Руководители образовательных учреждений, таких как детские сады, школы и другие заведения, должны использовать стандарты в своей работе, чтобы разрабатывать кадровую политику.
Педагоги, в свою очередь, могут использовать учебные стандарты для повышения своего профессионализма и ответственности.
Эти стандарты служат ориентиром для создания эффективной образовательной среды и обеспечения качественного образования.
В сфере профессионального образования существует шесть стандартов, охватывающих различные профессиональные области:
1) Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н) — стандарт, определяющий требования к педагогической деятельности и навыкам педагогов.
2) Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н) — стандарт, который определяет профессиональные навыки и компетенции педагогов-психологов.
3) Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н) — стандарт, устанавливающий требования к педагогам, работающим в сфере дополнительного образования.
4) Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н) — стандарт, определяющий навыки и компетенции специалистов, работающих в сфере воспитания.
5) Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н) — стандарт, который определяет требования к мастерам, обучающим вождению транспортных средств.
6) Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н) — стандарт, который определяет навыки и компетенции специалистов, работающих с детскими коллективами, включая вожатых.
Каждый из этих стандартов предоставляет указания и требования для соответствующей профессиональной области в образовательной сфере.
Как проходит процесс аттестации педагогических работников
Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности направлена на проверку соответствия учителя его текущей должности или для возможности присвоения педагогу более высокой квалификационной категории.
В ходе аттестации оцениваются профессиональные навыки, знания и компетенции педагога, а также его педагогический опыт. Целью аттестации является обеспечение качества образования и поддержание высокого профессионального уровня педагогов.
Следует учитывать, что нормативная база, касающаяся аттестации педагогов, может быть несколько запутанной из-за наличия как старых, так и новых правил.
Современная система оценки педагогических работников, опирается на следующие документы:
1) Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 является базовым документом, который определяет основы системы образования и педагогической работы.
2) Приказ Минобрнауки РФ № 276 от 07 апреля 2014 года устанавливает текущий порядок прохождения аттестации педагогов.
3) Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 3273-р предусматривает внедрение новой системы аттестации педагогов с учетом Единых федеральных оценочных материалов.
4) Распоряжение Минпросвещения России от 15.02.2019 N Р-8 описывает детали новой системы аттестации.
Все эти документы важны для определения правил и процедур, связанных с аттестацией педагогических работников в России.
Математика. «Выбора у нас теперь нет»
Иван Меньшиков, учитель математики в «Хорошколе» и активист профсоюза «Учитель» (Москва):
— Одна из главных проблем — единый учебник. Он мешает многим учителям, и мне в том числе. Совершенно ушла свобода выбора, казалось бы, гарантированная нам законом «Об образовании». Учителя опытные и неравнодушные учебник используют все меньше и работают с материалами, которые копятся у них самих, покупают разные сборники заданий.
Если говорить конкретно про математику, во-первых, новые учебники представлены не единой линейкой, все разбито: 5-6-й классы — один автор, 7-9-й — другой, 10-11-й — третий. И все равно у людей разные предпочтения: кому-то нравится Мордкович с его подходом, кому-то Макарычев, кому-то Мордкович, но только в 10–11-м, кому-то Мерзляк.
Лично мне тоже в последнее время очень нравится Мерзляк, потому что по его учебнику можно работать сразу и в базовых, и в профильных группах и теория там вводится удачней — детям не приходится ее искать.
Начальная школа. «Программа стала сложнее»
Кирилл Арефьев, учитель начальных классов в школе № 158 (Москва):
— В целом год прошел спокойно. Мы начали работать по новым ФГОСам. Немного изменились учебники, материал чуть-чуть усложнился, какие-то темы из третьего класса, например, добавили во второй. Если раньше во втором классе мы проходили таблицу умножения только на 2-3, то теперь мы должны ее пройти полностью. И в русский язык добавили новые темы — например, состав слова полностью, а раньше мы его проходили на год позже. В чтение включили некоторые новые произведения, а некоторые убрали.
Думаю, рано делать выводы о том, хорошо это или плохо. Мне непривычно. Я 11 лет работал по одной и той же программе, так что пока перестраиваюсь.
Год педагога и наставника как-то пролетел мимо нас. Говорили, что для учителей будет льготная ипотека, что документально будет закреплен «неприкосновенный» статус учителя (как он бывает нужен в общении с родителями!), что будет повышаться престиж профессии. Но, кроме конкурсов, форумов и семинаров, лично я никаких изменений не заметил, проблемы у учителей начальной школы остались те же: администрация, зарплаты, родители, работа со сложными детьми.
Новые правила аттестации педагогов
В Разделе II Порядка аттестации «Аттестация педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационной категории» появились новые положения:
-
сроки действия квалификационных категорий педагогических работников, устанавливаемых по результатам аттестации, проводимой по их желанию, не установлены (т.е. квалификационные категории, устанавливаемые с 1 сентября 2023 года, будут действовать бессрочно);
-
педагогический работник может подать заявление в аттестационную комиссию, в том числе посредством ФГИС «ЕПГУ» либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг, интегрированных с ЕПГУ;
-
заявления в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории подаются педагогическими работниками, имеющими (имевшими) по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию; при этом указанное право педагогического работника каким-либо сроком не ограничено;
-
проведение аттестации педагогических работников, имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, либо призеры конкурсов профессионального мастерства, осуществляется на основе сведений, подтверждающих наличие наград и сведений о награждениях за участие в профессиональных конкурсах.
Компенсационные выплаты
Сколько: до 200 процентов от зарплаты.
Кто может рассчитывать: все категории педагогов.
Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.
Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.
Компенсацию платят за:
- сверхурочную работу;
- проверку письменных работ;
- заведование кабинетами;
- руководство предметными комиссиями;
- работу в сельской местности;
- работу с детьми-сиротами.
Звания «Почётный работник» и «Заслуженный учитель»
Сколько: 10 процентов и не менее 15 процентов от оклада соответственно и фиксированная сумма ежемесячных выплат на пенсии (в зависимости от региона).
Кто может рассчитывать:
- воспитатели ДОУ;
- учителя и педагоги различных учебных заведений, в том числе дополнительного образования;
- профессора вузов.
Как получить:
- иметь высшее образование;
- стаж непрерывной работы 12 лет для «Почетного работника»;
- от 20 лет — для «Заслуженного учителя»;
- неоспоримые достижения в профессии.
Заслуги можно условно разделить на несколько категорий, из которых формируют портфолио. В нем учитывают:
- результативность освоения программы учениками;
Она должна быть стабильно выше среднего уровня. Прикладывают дипломы победителей/призеров региональных и всероссийских олимпиад, конференций, научных и творческих конкурсов.
- наличие публикаций;
Выбор оптимальных курсов и семинаров
Необходимо учесть следующие факторы при выборе курсов и семинаров:
Тематика | Выбирайте мероприятия, которые связаны с вашей областью преподавания. Например, если вы учитесь математике, то выберите семинар по математике или курс о новых методиках преподавания математики. |
Продолжительность | Оцените, насколько долго будет длиться образовательное мероприятие. Учтите свой график работы и возможность уделить достаточно времени обучению. |
Аккредитация | Узнайте, имеет ли образовательное мероприятие официальную аккредитацию. Это может быть важным фактором при продлении высшей категории. |
Репутация | Проведите небольшое исследование организаторов образовательного мероприятия. Узнайте об их опыте, репутации и отзывах участников предыдущих семинаров или курсов. |
Стоимость | Сравните стоимость разных курсов и семинаров. Выбирайте образовательные мероприятия, которые соответствуют вашему бюджету. |
Помните, что выбор оптимальных курсов и семинаров – это индивидуальный процесс. Учитывайте свои потребности, желания и возможности, чтобы получить максимальную пользу от образовательных мероприятий и успешно продлить высшую категорию учителя в 2024 году.
Подготовка к аттестационным испытаниям и портфолио
Продление высшей категории учителя в 2024 году требует успешного прохождения аттестационных испытаний и составления портфолио. Это важный этап в процессе повышения квалификации и подтверждения высшей квалификационной категории.
Для подготовки к аттестационным испытаниям рекомендуется:
1. Изучить требования и критерии аттестации:
Ознакомьтесь с документами, регламентирующими процедуру проведения аттестации и требования к высшей категории. Понимание критериев и ожиданий экспертов поможет сосредоточиться на необходимых аспектах.
2. Обратить внимание на предметы специализации:
Аттестация проводится по предметам специализации, поэтому необходимо изучить учебные программы, программы повышения квалификации и научно-методическую литературу в соответствующей области знания.
3. Проверить свои знания и умения:
Организуйте самостоятельную проверку своих знаний и умений. Это могут быть тесты, практические задания, решение примеров из учебников и другие формы проверки.
4. Закрепить преподавательский и методический опыт:
Освежите свой преподавательский и методический опыт, обратив внимание на лучшие практики, использование современных методов обучения, эффективное использование информационно-коммуникационных технологий и другие инновации в образовательном процессе.
При составлении портфолио рекомендуется:
1. Собрать материалы о своей профессиональной деятельности:
Включите в портфолио документы, отражающие вашу учебно-методическую, научно-исследовательскую и организационную работу. Это могут быть учебные программы, учебно-методические разработки, публикации, участие в научно-практических конференциях и другие материалы.
2. Зафиксировать свои достижения и развитие:
Подготовьте анализ своих достижений, внесите изменения и улучшения в работу. Фиксируйте свои профессиональные достижения, профессиональное и личностное развитие, участие в профессиональном сообществе и другие аспекты.
3. Подготовить рекомендательные письма или отзывы:
Включите в портфолио рекомендательные письма или отзывы от коллег, учеников, родителей, администрации и других лиц, с которыми вы сотрудничали в процессе преподавания и развития.
4. Оформить портфолио:
Составьте портфолио в электронном или печатном формате с учетом требований и рекомендаций вашей организации. Уделите внимание структуре, оформлению и понятности представленных материалов.
Подготовка к аттестационным испытаниям и составление портфолио являются ответственным и трудоемким процессом, требующим систематической работы и профессионального роста. Однако, учет рекомендаций и хорошая подготовка позволят повысить шансы на успешное продление высшей категории учителя.