Понятие причины и виды юридических коллизий
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие причины и виды юридических коллизий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие юридической коллизии важно для разрешения возникающих противоречий между различными правовыми нормами. Чтобы разрешить коллизии, необходимо определить, какое из противоречащих друг другу правил должно применяться в конкретной ситуации.
Предупреждение юридических коллизий
Предупреждение юридических коллизий является важной задачей правовой системы. Это позволяет избегать конфликтов, несоответствия и неопределенности в правовом регулировании. Существуют различные способы предупреждения юридических коллизий.
Один из способов – это использование особой системы регулирования, которая позволяет избежать противоречий между различными нормами права. Например, на международном уровне такой системой является система международного частного права.
Другим способом предупреждения юридических коллизий является установление приоритета одних норм права над другими. Это может осуществляться на законодательном уровне или через судебную практику. Таким образом, устанавливается иерархия норм, которая позволяет разрешить противоречия и избежать коллизий.
Также важным инструментом предупреждения юридических коллизий является согласование и координация правовых актов. Это означает, что различные нормы права должны быть приведены в соответствие друг с другом и быть согласованы в своем применении. Для этого может быть разработана специальная процедура согласования и координации.
Чтобы предупредить возникновение юридических коллизий, необходимо также улучшать и развивать правовую систему в целом. Это включает в себя улучшение законодательства, разработку новых норм, адаптацию правовых актов к изменяющимся условиям общества и экономики.
Таким образом, предупреждение юридических коллизий является важной задачей правовой системы. Существует несколько способов предупреждения коллизий, включая использование системы регулирования, установление приоритета норм права, согласование правовых актов и улучшение правовой системы в целом. Все эти способы направлены на достижение гармонии и согласованности в правовом регулировании.
Международное коллизионное право
Применять коллизионные нормы, а значит постоянно вмешиваться законодательно во всех спорных случаях довольно непросто. Особенно это затруднительно в случаях с коллизиями в международном праве. Это случаи, когда встает вопрос о том, правовые нормы какого государства применимы в гражданских, семейных или трудовых отношениях международного характера (например, при вступлении в брак граждан РФ и иностранцев), в случаях, когда объект отношений находится заграницей (например, имущество, находящееся за границей по праву наследства, переходит к гражданину РФ), в случаях с юридическими фактами, связанными с возникновением, изменением или прекращением отношений за границей и т.д. Коллизионными нормами также могут устанавливаться принципы разрешений конфликтов национального и международного права. Международные договора и национальное законодательство также содержат ряд коллизионных норм, в частности договора правовой помощи. Их совокупность и образует международное коллизионное право.
Самыми распространенными в правовой литературе считаются следующие виды коллизий:
- Содержательные. Такие противоречия возникают между нормами общего и специального права. То есть, между такими предписаниями, которые регулируют одну и ту же ситуацию, одни и те же отношения. В большинстве случаев специальная норма оказывается сильнее общей.
- Иерархические. Это несогласованность предписаний различной юридической силы. Случаи, когда на регулирование одного и того же общественного отношения «претендуют» нормы различного уровня, с различными предписаниями. Предпочтение отдается тем, что имеют наивысшую юридическую силу.
- Пространственные. Коллизии возникли из-за того, что действие определенных правовых норм строго ограничено.
- Темпоральные. Это расхождение правовых норм во временном пространстве. Тут в большинстве случаев позднее принятое предписание отменяет ранее актуальное.
Причины возникновения
Остановимся на причинах юридической коллизии. Они разделяются на естественные (объективные) и субъективные. Рассмотрим их отличительные черты:
- Объективные причины. Являются следствием динамики развития общественных отношений. А она ведет за собой необходимость изменения, конкретизации, дополнения норм, которые их (отношения) регулируют. Несвоевременное внесение изменений в правовое регулирование приводит к коллизиям между ранее актуальными юридическими нормами и потребностями нового положения дел.
- Субъективные причины. Возникают из-за некоторых особенностей правотворческих процессов, нечеткого разделения полномочий между должностными лицами и государственными органами. В результате этого одни и те же правовые ситуации получают разные решения на различных уровнях. Субъективными причинами также считаются ошибки в юридических техниках, неточное формулирование правовых норм и предписаний, использование многозначных терминов и конструкций, несоблюдение стилевой строгости, лингвистических правил.
Наиболее общим способом преодоления коллизий является создание и развитие т.н. коллизионных норм. Совокупность этих норм образует т.н. коллизионное право. Ряд исследователей относит к.п. к одной из подотраслей конституционного права. Многие авторы отмечают, что к.п. является панацеей, но способно несколько нивелировать негативные последствия наличия к. в нормах.
Так, присутствие коллизионного права в РФ закреплено в Основном законе страны – п.п. п) ст. 71 Конституции РФ. К таковым можно отнести положения ст. 3 Налогового кодекса, согласно которой:
все сомнения, противоречия, какие-либо неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика
Отнесение этой нормы к федеральному коллизионному праву неоднократно подтверждено Конституционным судом (например, Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 444-О ). Это положение именуется судами «презумпцией добросовестности» налогоплательщиков. Среди практических примеров — взимание ЕНВД при отсутствии физических показателей для начисления налога (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2012 г. N 15АП-5588/12). Апелляционным судом применён принцип добросовестности НП.
При этом, не следует относить к коллизионному праву положения статьи 1.5 КРФ об АП, а именно, части 5ой её, несмотря на некоторую схожесть формулировок. Тут речь идёт о наличии неустранимых сомнений в вине лица, привлекаемого к ответственности. Таковые толкуются в пользу последнего, однако, о столкновении норм тут речь не идёт. Следовательно, отнести этот случай к коллизионному положению закона нельзя.
Причины возникновения правовых коллизий
В правоприменительной деятельности при разрешении правовых коллизий, прежде всего, применяются общие правила и принципы разрешения коллизий правовых норм, нормативных правовых актов. В основном они строятся исходя из приоритета одного нормативного правового акта над другим. Из части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации следует, что правовые акты располагаются в определенной иерархии и их соотношение между собой устанавливается с помощью общеправовых принципов и приоритетов.
Выделяют следующие общеправовые принципы: общие начала правовой системы и законодательства; официальная классификация нормативных правовых актов, в том числе законов; критерии выделения и соотношения отраслей законодательства, правовых институтов, правовых актов; ведущее положение Конституции Российской Федерации как основы законодательства; общие научные понятия и юридические термины . Приоритет заключается в том, что означает меру юридической силы одного нормативного правового акта в сравнении с другим. Таковы приоритеты Конституции Российской Федерации перед федеральными законами и иными актами, перед конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, приоритеты федеральных и региональных нормативных правовых актов друг перед другом (часть 5, 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации), приоритеты конституций и уставов субъектов Российской Федерации перед другими региональными актами, федеральных конституционных законов — перед законами, международных договоров — перед законами. Все указанные приоритеты установлены официально и носят конституционный характер. Их нарушение влечет признание правового акта не конституционным.
Общие правила разрешения правовых коллизий получают более подробную регламентацию в различных нормативных правовых актах, а также в законах о нормативных правовых актах, которые действуют в некоторых субъектах Российской Федерации.
В зарубежных странах, например, в Конституции Чешской Республики выделены конституционные законы, законы, решения Президента, контрассигнуемые подписями Председателя Правительства или уполномоченного члена Правительства. А также установлен порядок законодательной преемственности. В Конституции Польши выделены источники права: Конституция, законы, ратифицированные международные договоры, распоряжения, а также акты местного права — на соответствующей территории. Установлен порядок и условия вступления их в силу.
В Швейцарском праве характеристики источников права включают приоритеты между различными формами писанного права (например, федерального права перед кантональным, Конституции перед обычными законами). В этой связи выделяются два основных правила соотношения актов — «последнее» право превалирует над «предыдущим», специальные акты — над общими.
Так, рассмотрим следующие общие правила разрешения правовых коллизий, которые основываются на юридических приоритетах.
1. Приоритет нормативного правового акта, обладающего более высокой юридической силой.
Данное правило выражено в целой системе коллизионных норм, смысл которых сводится к установлению, что нормативный правовой акт определенного вида не может противоречить нормативному правовому акту более высокой юридической силы.
Коллизии между нормативными правовыми актами разной юридической силы разрешаются на основе приоритета нормативного правового акта, обладающего более высокой юридической силой.
Например, согласно части 3 статьи 76 Конституции Российской Федерации федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, в силу части 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 29 июня 2004 года № 13-П отметил, что Конституция исходит из верховенства федеральных конституционных законов по отношению к федеральным законам и устанавливает, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Общим правилом является и то, что законы обладают верховенством и высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам.
Кроме того, существуют правила, согласно которым суды, установив при разрешении дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. Это следует из части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Так, часть 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации гласит: «Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».
В отраслевом законодательстве тоже закрепляется приоритет актов, обладающих более высокой юридической силой. К примеру, в Гражданском кодексе Российской Федерации в части 5 статьи 3 закреплено: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления
Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону, применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» .
В силу федеративного устройства в конституционном законодательстве немало коллизий возникает между федеральными актами и актами субъектов Федерации. Федеральные законы имеют высшую юридическую силу по отношению к актам субъектов Федерации. В части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации говорится, что федеральные конституционные и иные законы, изданные в пределах ее ведения, имеют прямое действие на всей территории Федерации.
Причины возникновения юридических коллизий
Юридические коллизии представляют собой ситуации, когда возникает противоречие между двумя или несколькими правовыми актами, находящимися в применении. Но что может быть причиной возникновения таких коллизий?
Одной из основных причин является неполнота или двусмысленность законодательства. Когда нормы права не определены четко или имеют неоднозначную интерпретацию, это приводит к возникновению различных толкований и разногласий между субъектами правовых отношений.
Также юридические коллизии могут возникать из-за несовместимости различных нормативно-правовых актов. Возникает ситуация, когда один акт противоречит другому, и непонятно, какое из них следует применять в конкретной ситуации.
Еще одной причиной коллизий являются изменения в правовых нормах. Когда вводятся новые законы или вносятся изменения в существующие, возникает возможность противоречия с уже действующими правилами. Это может привести к тому, что неясно, какой закон следует применять: новый или старый.
Другой причиной возникновения коллизий является территориальная разнесенность нормативных актов. Когда разные территории имеют свои собственные законы, возникает вопрос о применении этих норм в отношении объектов и событий, которые находятся на границе разных юрисдикций.
Для разрешения юридических коллизий существуют различные способы, включая применение альтернативных норм, интерпретацию и преодоление противоречий. Важно предупреждать возникновение коллизий путем более точного формулирования нормативных актов и совершенствования системы законодательства.
IX. Отдельный способ разрешения коллизий в праве
Существует один способ разрешения коллизий в праве, применяемый в случаях, когда речь идет о коллизии между нормами, содержащимися в подзаконных актах одного уровня, принятых различными органами.
Его суть заключается в том, что правовое регулирование конкретного вопроса на подзаконном уровне может осуществляться только строго уполномоченным органом, акту которого и отдается приоритет, т.е. в этом случае прежде всего производится оценка правомочности органа, принявшего акт, осуществлять правовое регулирование данного вопроса.
Этот способ достаточно ограниченной сферы действия, который применяется вместо принципа приоритета нормы, обладающей более высокой юридической силой, опять же при невозможности применения принципа приоритета специальной нормы перед общей.
XI. Отличие общеправовых принципов разрешения коллизий в праве от приемов нормотворческой техники
Общеправовые принципы разрешения коллизий в праве необходимо отличать от приемов нормотворческой техники, которые используются сугубо по усмотрению нормотворческого органа и для их применения обязательно требуется соответствующее указание в нормативном акте.
В связи с этим придание приоритета нормам кодифицированных актов (кодексов) также, по мнению автора, относится к приемам юридической техники.
Из других приемов нормотворческой техники следует отметить отнесение определенного круга вопросов к предмету регулирования одного конкретного нормативного акта. Этот прием использован при принятии Налогового кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях. В данных актах выделен круг вопросов, которые регулируются этими кодифицированными актами (см. соответственно ст. 1 и ст. 1.3) без установления приоритета норм этих кодексов. Предполагается, что иными федеральными законами эти вопросы регулироваться не должны.
Субъективные коллизии
Субъективные коллизии — это конфликты или противоречия, возникающие из-за различных толкований и понимания юридических норм и правовых нормативов. Это аспекты юридической практики, где возможны различные толкования или противоречия в интерпретации законов и других нормативных актов.
Основной вопрос, возникающий в контексте субъективных коллизий, — это решение конфликта, когда противоречия возникают между различными сторонами или участниками юридических отношений. Как определить, какая сторона права, и как достичь разрешения спора?
Для разрешения субъективных коллизий существует несколько способов. Это может быть урегулирование спора в судебном порядке, судебное разбирательство или альтернативные способы разрешения спора, такие как медиация или арбитраж. Ключевым моментом в их разрешении является точное и аргументированное определение юридических норм и правовых актов, подлежащих применению в конкретной ситуации.
Причины появления коллизий в праве
В теории государства и права установлено наличие объективных и субъективных причин, сопутствующих появлению коллизий в праве. Наличие объективных причин признавалось еще Гегелем. С его точки зрения возникающие в процессе применения законов коллизий просто необходимы во избежание механического ведения дел. Он не соглашался с мнением о том, что оставив разрешение многих вопросов на усмотрение судей можно достичь разрешения проблемы с возникновением коллизий, поскольку такое положение вещей привело бы к судейскому произволу.
Часть юристов склоняются к тому, что коллизии не только неизбежны, но и полезны. В частности, Ю.А. Тихомиров призывает не оценивать коллизии в праве исключительно с негативной точки зрения. Положительной стороной коллизий, по его мнению, является тот факт, что их наличие свидетельствует о нормальном развитии и наличие законных притязаний на появление новых правовых состояний.
Можно согласится с такой точкой зрения, если коллизии помогают в укреплении законности, общественного правопорядка и улучшают жизнь. При этом будет ошибочно признавать коллизии позитивным явлением, если в результате их появления начинаются «войны законов», упадок экономики, распад государств или правовых систем.
Учеными выделяются объективные причины возникновения правовых коллизий, которые не зависят от воли законодателей. К таким относятся:
- смены общественно-экономических строев;
- экономические изменения;
- реформы политических и законодательных систем в процессе развития рыночных отношений.
Причина части правовых коллизий кроется в неспособности части общественных отношений мгновенно трансформироваться и меняться. Возникают ситуации, когда наряду с новыми продолжают существовать старые виды отношений, регулируемые иначе. Ярким примером служит развитие экономической и политической систем, а также законодательства на постсоветском пространстве.
Противоречия в международных договорах
Противоречия в международных договорах могут быть вызваны различными факторами. Одним из таких факторов является неоднозначность или нечеткость формулировок, что может привести к различному толкованию и противоречиям в интерпретации договорных положений.
Кроме того, противоречия между договорами могут возникать вследствие изменения обстоятельств или условий, приведших к его заключению. В таких случаях возникает необходимость в адаптации или изменении договорных положений, что часто непросто реализовать.
Причины возникновения коллизий в международных договорах:
|
Способы разрешения коллизий в международных договорах:
|
Противоречия в международных договорах требуют принятия мер для их разрешения и предотвращения дальнейших проблем. Специальные международные организации и институты занимаются разработкой и применением стандартов и международных норм, которые способствуют согласованию интересов и урегулированию споров между государствами.
Что такое юридические коллизии? Главное слово произошло от лат. collisio — «столкновение». Это уже несколько объясняет смысл понятия.
Юридические коллизии — это:
- Расхождения между отдельными правовыми актами, нормативами в отношении одних и тех же/смежных правоотношений.
- Противоречия, возникающие в процессе правоприменения, осуществления ответственными лицами и компетентными организациями своих полномочий.
- Противоречия/разногласия между правовыми и нормативными актами, регулирующими одни и те же правоотношения, компетенции властных органов.
- Противоречие между гражданскими нормами в законодательствах различных государств (международное право).
Самыми распространенными в правовой литературе считаются следующие виды коллизий:
- Содержательные. Такие противоречия возникают между нормами общего и специального права. То есть, между такими предписаниями, которые регулируют одну и ту же ситуацию, одни и те же отношения. В большинстве случаев специальная норма оказывается сильнее общей.
- Иерархические. Это несогласованность предписаний различной юридической силы. Случаи, когда на регулирование одного и того же общественного отношения «претендуют» нормы различного уровня, с различными предписаниями. Предпочтение отдается тем, что имеют наивысшую юридическую силу.
- Пространственные. Коллизии возникли из-за того, что действие определенных правовых норм строго ограничено.
- Темпоральные. Это расхождение правовых норм во временном пространстве. Тут в большинстве случаев позднее принятое предписание отменяет ранее актуальное.