Банкротство предприятий основные процедуры
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство предприятий основные процедуры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Случается и так, что учредители или руководители планируют ликвидировать компанию при наличии у нее долгов, погасить которые не представляется возможным. Для таких ситуаций создана упрощенная процедура банкротства. Она значительно короче стандартной, ведь ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление при ней не вводят, так как собственники компании не планируют восстанавливать бизнес.
Упрощенная процедура банкротства
Подать заявление о признании банкротом в этих случаях могут учредители компании, или ее руководство после принятия решения о ликвидации, или ликвидационная комиссия, если невозможность полных выплат по долгам выявлена уже после ее создания. Причем это — не право, а обязанность вышеуказанных лиц. При нарушении порядка они будут отвечать по долгам предприятия собственным имуществом. Еще одна возможность применения упрощенного порядка — подача кредитором заявления при наличии начатой процедуры ликвидации компании-должника.
Также упрощенная схема возможна при отсутствии должника: то есть, если фирма фактически не функционирует, не находится по месту регистрации, а найти руководство не представляется возможным. В этих случаях заявление в суд подает конкурсный кредитор или уполномоченный орган.
Кроме того, упрощенная процедура применяется и в ряде иных случаев, предусмотренных законом.
Упрощенная процедура банкротства состоит из одной стадии — конкурсного производства, то есть продажи имущества фирмы (разумеется, с предварительной инвентаризацией и оценкой активов). Это позволяет и сократить срок, и снизить общую стоимость банкротства компании за счет уменьшения судебных расходов, оплаты услуг управляющего.
Итак, процедура банкротства — легальный способ провести ликвидацию компании с долгами. При стандартной схеме процесс может занимать до нескольких лет. Упрощенная процедура значительно быстрее, но она, в отличие от обычной, не может привести к восстановлению фирмы. Тем не менее почти половина всех заявителей в России выбирают именно быстрый способ проведения банкротства.
Последствия банкротства юридического лица
После окончания последней стадии конкурсного производства и финальной распродажи всего имущества арбитражный суд заканчивает свою работу вынесением постановления, в котором признается несостоятельность (банкротство) юридического лица. Конкурсный управляющий слагает свои полномочия, а уставные и бухгалтерские документы передаются на хранение в государственный архив. На основе судебного приказа предприятие ликвидируется, а в единый реестр банкротства юридических лиц вносятся соответствующие записи о закрытии. Кроме этого:
- Прекращаются все начисления штрафов и пени;
- Учредители теряют свои доли в уставном фонде;
- Штат сотрудников полностью распускается.
Процедуры банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
- Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
- Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
- При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
- Реструктуризация долгов гражданина;
- Реализация имущества гражданина;
- Мировое соглашение.
Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:
Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;
Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;
Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;
Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.
Критерии банкротства предприятия
Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.
Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?
Что такое реестр требований кредиторов и зачем он нужен
Прежде чем получить право голосовать на собрании кредиторов, конкурсный кредитор должен подать в суд заявление о включении в реестр кредиторов должника. Суд в свою очередь должен признать это требование обоснованным.
Реестр требований кредиторов – это документ, который содержит сведения обо всех кредиторах должника. Его ведет арбитражный управляющий. Если количество кредиторов больше 500, то реестр должен вести реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг).
Реестр состоит из трех разделов, в каждом из которых перечислены кредиторы соответствующей очереди в том порядке, в котором они заявили свои требования. Попасть в реестр можно на основании специального определения суда. Обычного судебного акта о присуждении долга в пользу кредитора недостаточно. Исключение составляют требования о выплате заработной платы и выходных пособий. Их арбитражный управляющий включает в реестр самостоятельно.
Включать свое требование в реестр требований кредиторов нужно по двум причинам: включенный в реестр кредитор может участвовать в процедуре банкротства и вправе получить удовлетворение своих требований в порядке очередности.
Кредиторы, которые не вошли в реестр кредиторов должника, могут получить удовлетворение, если что-то останется после погашения реестровых долгов или в рамках субсидиарной ответственности контролирующих лиц.
В рамках процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления включить в реестр можно денежное требование из обязательства, которое возникло до момента, когда суд вынес определение о введении наблюдения.
Важно: в реестр на указанных стадиях банкротства не включают неденежные требования.
При введении же конкурсного производства в реестр требований включаются денежные и неденежные требования. При этом неденежные требования включают в реестр на основании денежной оценки.
Заявить требование в реестр можно на любой стадии банкротства, но не позже двух месяцев с момента, когда в ЕФРСБ появятся сведения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. По истечении этого срока реестр закрывается. Все оставшиеся требования становятся зареестровыми. Это значит, что кредитор получит удовлетворение за счет имущества должника, которое останется после удовлетворения всех реестровых требований.
Задачи и суть процедуры наблюдения
Если было принято положительное решение, то процедура наблюдения вводится незамедлительно. При этом суть данного этапа будет заключаться в следующем:
1 Своим решением суд инициирует начало процедуры банкротства со стадии наблюдения. 2 Назначается арбитражный управляющий для изучения деятельности компании. 3 Временный управляющий должен собрать всю информацию и долгах и опубликовать статью о начале процесса в онлайн-журнале. 4 Специалист составляет реестр кредиторов и оповещает каждое заинтересованное лицо. 5 Кредиторы в письменном порядке предъявляют требования. 6 Суд выносит промежуточное решение о включение всех претензий со стороны контрагентов. 7 Проводится первичное погашение обязательных платежей. 8 Управляющий созывает собрание кредиторов.
На этом первый этап процедуры банкротства можно считать завершенным. Практически все вопросы на стадии наблюдения решает временный управляющий. Но и тут важно подключать опытного юриста.
Что такое банкротство юридического лица? Это невозможность отвечать по своим обязательствам в деньгах, в число которых входит:
- перечисление заработной платы;
- уплата обязательных налогов и сборов;
- задолженность контрагентам по поставкам и услугам;
- погашение кредитов, займов и процентов по ним.
Кто может быть инициатором банкротства
В зависимости от того, кто подталкивает к банкротству юридических лиц, процедура может быть:
- добровольной;
- принудительной.
Стадии процедуры банкротства юридических лиц
Процедура банкротства состоит из четырёх основных этапов:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление (санация);
- внешнее управление;
- конкурсное производство.
Сбор доказательной базы
Решение о начале процедуры признания юридического лица финансово несостоятельным принимает судья арбитражного суда на основании документов, предоставленных заявителем. Стандартный комплект документации, формируемый в подобной ситуации, обычно включает:
- пакет учредительных и регистрационных документов предприятия;
- все виды отчетности – финансовой, бухгалтерской, управленческой, кадровой – за предыдущие 3 года деятельности компании;
- документальные доказательства наличия задолженности;
- заверенные банковскими организациями выписки по счетам компании-должника;
- перечень кредиторов, как можно более полный и развернутый с указанием размера задолженности перед каждым;
- другие документы, подтверждающие неплатежеспособность юридического лица.
Основное требование к пакету документации для принятия положительного решения о начале процедуры банкротства – наличие объективных и неоспоримых доказательств финансовой несостоятельности должника.
Это стадия, которая начинается с момента возбуждения производства по делу о банкротстве и продолжается вплоть до вынесения итогового судебного акта и введения внешнего управления, финансового оздоровления, в случае признания должника банкротом – процедуры конкурсного производства, отказа от признания должника банкротом, утверждения мирового соглашения.
Наблюдение – это лишь начальный этап, необходимый для выявления информации об имущественном состоянии должника и проведения финансового анализа, а также формирования реестра требований кредиторов.
Для выполнения указанных функций суд назначает временного управляющего, кандидатура которого определяется судом самостоятельно, либо по ходатайству кредитора – заявителя. При этом, последний вправе поставить перед судом вопрос как о выборе конкретного кандидата, так и одного из членов выбранной им саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Обращаем внимание, что временный управляющий обладает широким набором полномочий в деле о банкротстве, в числе которых — получение полных и достоверных сведений о должнике от самого должника, его контрагентов, государственных органов.
В его функцию также входит принятие мер, обеспечивающих сохранность имущества должника и о его возврате в имущественную массу, в том случае, если оно незаконно находится у третьих лиц.
Так, временный управляющий наделяется правом по обращению в суд с заявлением о признании недействительными сделок должника. Закон устанавливает перечень оснований для оспаривания сделок, совершенных в преддверии банкротства. К числу таковых относятся – сделки, совершенные отсутствие равноценного встречного предоставления, либо заведомо направленные на причинение вреда интересам кредиторов, а также сделки с предпочтением, совершенные в пользу конкретного кредитора в ущерб остальным.
Кроме того, временным управляющим осуществляется контроль за деятельностью органов управления должника, при этом, ряд управленческих решений, связанных с реорганизацией предприятия – должника, созданием филиалов и представительств, распределении прибыли не может решаться без санкции временного управляющего.
Своевременное выявление сведений о ликвидных активах должника, принятие мер по обеспечению их сохранности является залогом наиболее полного удовлетворения требований кредиторов. В этой связи, не представляется возможным эффективное проведение процедур без опытного арбитражного управляющего.
Исходя из изложенного, право кредитора – заявителя на назначение «своего» арбитражного управляющего является значительным преимуществом, поэтому большинство кредиторов стремятся успеть первыми возбудить процедуру банкротства.
На стадии наблюдения временным управляющим анализируются бухгалтерские документы должника, договоры с контрагентами, исследуется положение должника на рынке, данные об имуществе.
По результатам анализа перечисленной информации временный управляющий приходит к конкретному выводу о возможности/невозможности восстановления платежеспособности должника и целесообразности введения одной из нижеследующих процедур.
Если заявление принято к рассмотрению, суд проверяет все признаки банкротства. После возможно проведение ряда следующих мероприятий:
Этап 1. Наблюдение, на которое отводится в среднем до 7 месяцев. Суд назначает арбитражного управляющего, который должен провести анализ текущего состояния компании с целью определения ее будущего.
Этап 2. Оздоровление — призвано улучшить платежеспособность компании. На данном этапе ограничиваются права руководства и собственников компании (например, они не могут распоряжаться имуществом). Но функции руководства остаются за ними.
Для физлиц проводится реструктуризация. Иными словами, кредиторы пересматривают долговые обязат-ва..
Этап 3. Внешнее управление. Осуществляется лишь тогда, когда арбитраж выносит определение о замене руководства проблемного предприятия в случае, когда считается, что это благотворно скажется на платежеспособности компании. Обязанности по управлению возлагаются на арбитражного управляющего.
Этап 4. Конкурсное производство — конечная процедура банкротства – ликвидация предприятия. Суд назначает арбитражного управляющего, задача которого — реализация имущества проблемного предприятия с целью удовлетворения требований кредиторов. Срок — 6 месяцев (может быть продлена еще на 6 месяцев).
Для физлиц и ИП процедура такая же: имущество реализуется с целью удовлетворения требований кредиторов.
Этап 5. Мировое соглашение. Любой из вышеуказанных этапов процедуры банкротства может быть завершен подписанием мирового соглашения. Это происходит в случае достижения компромисса между сторонами. В конечном итоге, это означает прекращение банкротства. Однако, в случае невыполнения условий соглашения, кредиторы вправе инициировать процесс банкротства снова.
Кто может подать заявление на банкротство юрлица
Иск о банкротстве подается в арбитражный суд, который расположен на территории, где зарегистрировано юридическое лицо. Подать заявление о несостоятельности имеют право:
- Представители юрлица, столкнувшегося с финансовыми трудностями. Это может быть собственник, генеральный директор, либо временная администрация, введенная на предприятие при возникновении у него проблем
- Кредиторы. Причем, как кредитные организации, так и частные лица. Они вправе не только подать иск, но и ввести в дело «своего» финуправляющего
- Уполномоченные государственные органы. В частности, налоговая служба, ПФР, Минфин, Прокуратура. Причиной для иска с этой стороны обычно является крупная задолженность по налогам и другим, установленным законом, выплатам в бюджет государства.