Что значит в страховке класс 4
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит в страховке класс 4». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По системе ОСАГО выделяют 15 классов автомобилиста: 0, М, 1, … 13. При отсутствии страховой истории будет присвоен коэффициент 1. Поэтому при определении цены все обозначенные выше факторы, помимо последнего. Чем больше лет водитель оформляет страховку и не обращается за компенсацией, тем более высоким будет показатель. Для каждого из них рассчитывается КБМ. За один «чистый» год он снижает стоимость страховых услуг на 5%. Данная скидка накопительная. Многие спрашивают: какой класс страхования ОСАГО лучше? Идеальный вариант – 13.
Коэффициент бонус-малус и его расчёт
Водитель знает, какой у него класс. Однако он представляет собой просто буквенное обозначение коэффициента КБМ. Показатель позволяет снизить величину страховых выплат. Все данные в отношении классов автомобилистов больше относятся к КБМ.
В прошлом КБМ применялся лишь для определения транспортного средства, поэтому при его продаже скидка либо надбавка к стоимости полиса исчезала. В этой ситуации автомобилист должен зарабатывать дополнительные баллы для получения дисконта. С 2023 года класс страхования ОСАГО КМБ присваивается не транспортному средству, а водителю. Это значит, что независимо от автомобиля либо страховой компании коэффициент бонус-малус будет оставаться единичным показателем.
Как узнать коэффициент КБМ по базе РСА? Для этого просто введите необходимую информацию об автомобилисте. В таблице представлены коэффициенты КБМ для ОСАГО:
КБМ в предыдущем году |
КБМ в 2023 году (с учётом количества выплаченных страховок) |
||||
Отсутствие выплат |
1 выплата |
2 выплаты |
3 выплаты |
4 и больше выплат |
|
0,5 |
0,5 |
0,8 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,55 |
0,5 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,6 |
0,55 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,65 |
0,6 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,7 |
0,65 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
0,75 |
0,7 |
0,9 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,8 |
0,75 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,85 |
0,8 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,9 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
0,95 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
1 |
0,95 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,4 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,55 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
Классы страхования водителей
Существует 15 классов страхования. Первый обозначается буквой «М», последующие – числами от 0 до 13. Чем выше класс, тем ниже «Бонус-малус», влияющий на цену ОСАГО.
КБМ может как увеличить, так и уменьшить стоимость. Например, полис для водителей самого низкого класса «М» будет стоить в 2,45 раза больше, чем для автомобилистов 3-го уровня. Последние покупают ОСАГО по базовому тарифу.
Классность водителя изменяется каждый год. Показатель зависит от числа аварий. Если страхователь за указанный период не был виновен ни в одном в ДТП и не обращался за выплатами, то его класс повышается на один пункт.
Если водитель был признан инициатором хотя бы одном происшествии, то его «уровень профессионализма» для страховой уменьшается. Данные приведены в таблице класса аварийности, представленной ниже.
Если автолюбитель виновен в четырех или более ДТП (за один страховой год), то его класс опускается до «М».
Какой коэффициент берется, когда в полис вписываются несколько лиц
В ситуации с несколькими водителями, вписанными в полис, стоимость ОСАГО будет определяться, исходя из наиболее высокого КБМ. Об этом нужно помнить, если вы решите вписать кого-то в документ уже после приобретения страховки.
Например, водитель номер один имеет 12-й класс и текущий коэффициент 0,63. Если в полис нужно внести автолюбителя с тем же или более высоким классом, цена ОСАГО останется прежней. Но при внесении данных лица, к примеру, с 10-м классом и КБМ 0,74 вам придется доплатить страховщику после пересчета стоимости страховки.
Величина скидки за безаварийное вождение достаточно ощутима, как и рост цены в случае участия в ДТП. Поэтому коэффициент бонус-малус служит эффективным стимулом для более аккуратного и внимательного управления транспортным средством.
Как выяснить собственный класс?
Информация о классе водителя общедоступна. Она может понадобиться как представителю страховщика, выписывающему замену полиса, так и автолюбителю для уточнения своего статуса. Архив информационной базы доступен всем страховым компаниям, а также физическим лицам. Сведения туда заносятся таким образом:
- При первом оформлении документа все персональные сведения о водителе вносятся в общую базу.
- Каждый визит в страховую за расчетом возмещения фиксируется в архиве. Уточняются особенности дефектов транспортного средства и размер выплаченной компенсации.
- Если водитель обращается в другую страховую компанию, старые данные остаются в базе. Другой страховщик легко проверит всю историю страхования гражданина по номеру удостоверения водителя.
В стандартных ситуациях расчет общей суммы ОСАГО происходит по следующей формуле:
Т = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН
Где:
- ТБ – определяется в качестве базового, установленного законом тарифа;
- КТ – коэффициент, который применяется в рамках территории по месту регистрации авто;
- КБМ – коэффициент в рамках безаварийной/аварийной езда (бонус-малус);
- КВС – коэффициент, который определяется на основании категории возраста и значения стажа водителя;
- КО – коэффициент, определение которого происходит в рамках статуса открытого полиса (наличие ограничений по страховке);
- КМ – мощность двигателя авто в рамках общепринятых выражений в коэффициенте;
- КС – период, в течение которого эксплуатируется авто в виде коэффициента;
- КП – период страхования, выражающийся в специализированном коэффициенте;
- КН – назначаемый за нарушения коэффициент.
То есть, скидку можно рассчитать, умножив базовый тариф на значение Кбм.
Если в результате проведенной онлайн-проверки было обнаружено несоответствие данных по полису ОСАГО и базы, можно попытаться восстановить справедливость так:
- лично обратиться в страховую компанию с заявлением о допущенной ошибке и просьбой ее устранить;
- направить заявление в прокуратуру или Роспотребнадзор.
Ко второму варианту нужно прибегать только в том случае, если не дал никаких результатов первый. Прокуратура имеет большее влияние на недобросовестного страховщика, чем клиент.
При обращении в органы прокуратуры в заявлении нужно отобразить такую информацию:
- какие права были нарушены компанией-страховщиком;
- описать подробно спорную ситуацию и предоставить имеющиеся доказательства;
- указать, что от прокуратуры ожидается оказание воздействия на страховую или возбуждение дела про административное правонарушение, если для этого есть основания;
- контактные данные.
У многих водителей нередко возникает вопрос о том, класс собственника ТС что это такое и зачем его нужно знать. В страховке данный показатель играет весомую роль, но его обычно рассчитывают компании, а не те, кто пользуется полисами. Такие мысли посещают каждого водителя, который пытается разобраться в сложившейся ситуации.
На самом деле вся проблема заключается в том, что далеко не все страховики имеют добросовестную репутацию. Именно поэтому они нередко предлагают своим клиентам завышенные тарифы. Вследствие этого обязательно укажите если известно свой класс при оформлении полиса ОСАГО.
Также стоит отметить, что сбои и ошибки технических средств – это тоже не редкость. Компьютер может просто ошибочно посчитать, категория какой страховки подходит конкретному водителю. К тому же в систему могут быть внесены неверные сведения, что иногда объясняется невнимательностью работников организации.
Новая таблица коэффициентов КБМ с 1 апреля 2022 года
Второе важное изменение, которое ожидает автовладельцев с 1 апреля 2022 года, — это введение новой таблицы с коэффициентами КБМ:
N п / п |
Коэффициент КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ | ||||
отстутствие страховых возмещений за период КБМ | одно страховое возмещение за период КБМ | два страховых возмещения за период КБМ | три страховых возмещения за период КБМ | более 3 страховых возмещений за период КБМ | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
2 | 2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
3 | 1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
4 | 1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
5 | 1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
6 | 0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
7 | 0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
8 | 0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
9 | 0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
10 | 0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
11 | 0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 |
12 | 0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
13 | 0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
14 | 0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
15 | 0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
От чего зависит стоимость страховки
Конечно сам по себе класс водителя не определяет сумму, которую у вас потребует страховая компания при оформлении полиса, однако именно от него зависит коэффициент страховой премии. Первоначальная же цена соглашения будет зависеть от ряда следующих параметров:
- водительский стаж. Основной и наиболее понятный параметр, определить который можно посмотрев на дату выдачи водительского удостоверения;
- тип транспортного средства. Указывается в ПТС, может быть легковой, грузовой и т.д.;
- мощность двигателя, измеряемая в лошадиных силах. Больше — дороже;
- возраст водителя. Группами повышенного риска принято считать водителей до 21 года и старше 65 лет соответственно;
- возраст автомобиля. Страхование новой модели обойдется значительно дешевле;
- регион регистрации владельца ТС. В соответствии с федеральным устройством России, каждый регион устанавливает свои коэффициенты ОСАГО. Различаться они могут крайне существенно. Так, в столице его значение равняется 2,0 тогда как, например в Чечне коэффициент составляет 0,6 пунктов;
- количество ДТП в которые попадал водитель;
- количество физ. лиц, которые будут допущены к управлению машиной и вписаны в страховой полис. Число их не ограничено, а коэффициент может достигать значения в 1,8 пунктов;
- срок действия страхового полиса. Компания заинтересована продать Вам полис на длительный срок и готова давать за это определенную скидку.
Ни на один из этих показателей класс водителя влиять не может. Они используются для расчета базового значения страховой премии, к которому уже и будет применяться КБМ.
На стоимость полиса так или иначе могут влиять даже пол водителя, наличие сигнализации или другой противоугонной системы, модель и марка авто и т.д. Страховые компании очень не любят работать с «кредитными» машинами, хотя подавляющее большинство банков требуют оформление ОСАГО, как одно из условий для получения ссуды.
Немаловажно и изменение, коснувшееся базовой ставки страхования. Она была увеличена для всех типов ТС на 40% и более. Произошло это в апреле 2015 года. Помимо этого, за страховщиками было закреплено право изменять стоимость полиса в рамках 20%-го коридора, что, в некоторых компаниях, привело к увеличению стоимости услуг до 60%.
Восстановление коэффициента
Вы — водитель с опытом, который ранее не становился виновником ДТП. Некоторое время вы не владели автомобилем, а при покупке нового отправились оформлять ОСАГО, но при этом увидели, что ваша страховка теперь стоит больше, чем в последний раз. Важно разобраться, что случилось?
Отсутствие ДТП по вашей вине в течение долгого времени автоматически ведет к снижению базовой ставки, что вполне нормально. Однако в некоторых случаях страховая компания может допустить ошибку. Чаще всего такое происходит из-за того, что вы получили новый водительский документ, которого нет в базе данных РСА. В такой ситуации вам нужно сделать запрос в страховую компанию и указать в нем номер старого удостоверения.
Также не стоит забывать, что в страховой компании тоже работают люди, а нам свойственно ошибаться. Кто-то из сотрудников страховой мог внести ваши данные с ошибкой, что привело к ошибочному коэффициенту водителя.
Кроме того, может быть еще один неприятный случай — ваша старая страховая компания обанкротилась или просто закрылась, при этом не внесла ваши данные в базу РСА. В таком случае вам смогут помочь лишь документы со старой страховки, которые юристы всегда советуют сохранять долгое время.
Проверка на сайте РСА
Все частные компании и государственные службы давно стараются уходить в интернет, ведь это удобно. Сайт РСА работает уже почти 14 лет, причем за это время его функционал менялся довольно кардинально. Сейчас практически вся необходимая вам информация находится во вкладке «Страхователю».
В любом случае всегда стоит смотреть на таблицу. Если у вас не было ДТП по вашей вине — каждый год стажа будет вести к улучшению вашего класса водителя, а вместе с тем и к снижению класса. Если же ДТП случались — обязательно проверьте по таблице то, как это сказывается на вашем классе.
Одно ДТП может снизить ваш класс на 3-4 позиции практически всегда, а если у вас очень высокий класс, то снижение может быть еще большим — 5-6 позиций. Самое неприятное, что 10 лет безупречного вождения могут быть больше, чем на половину перечеркнуты одним дурацким ДТП, после которого вы получите 7-й класс.
Класс страхования является определяющим критерием при расчете стоимости автогражданки, а для каждого критерия предусмотрен свой коэффициент. При определении размера выплат базовая ставка умножается на определенное значение коэффициента.
Для показателя «класс страхования» применяется коэффициент «бонус-малус» (КБМ). Всего существует 15 классов, каждому из которых соответствует свое значение КБМ: от 0,5 до 2,45. Чем ниже класс страхования, тем больше значение КБМ, а значит и стоимость страховки будет выше. Водители, которые соблюдают ПДД и ездят без аварий, повышают свой класс страхования и, соответственно, понижают КБМ, страховка обходится им дешевле.
Водитель, который оформляет ОСАГО впервые получает по умолчанию класс 3, КБМ которого равен 1 и на сумму страховки не влияет. Через год при оформлении нового полиса (или продлении старого) страховая компания, оценив историю вождения за прошедший период, повышает, либо понижает класс водителя.
С 1 апреля 2019 года вступил в силу новый порядок присвоения КБМ. Основные изменения заключаются в следующем:
- КБМ будет присваиваться каждому водителю без привязки к конкретному страховому полису;
- коэффициент «бонус-малус» не будет обнуляться после длительного перерыва в вождении;
- пересматриваться КБМ будет один раз в год по состоянию на 1 апреля. Например, водителю был присвоен класс страхования 4 первого апреля, а первого мая он попал в ДТП, и страховая компания возмещала ущерб. Если водитель в июне этого же года будет покупать страховой полис, то у него по-прежнему будет 4-й класс страхования, и уменьшится он только 1 апреля следующего года.
Принятые изменения должны снизить количество случаев ошибочного определения КБМ при расчете страховки.
Для чего нужна информация о классе
Информация о классе нужна как водителю, так и страховщикам. Водитель заранее может подсчитать, сколько ему будет стоить страхование в текущем году при утвержденных государством базовых тарифных ставках. Цены ОСАГО (минимальная и максимальная) от одного страховщика к другому варьируются в строго ограниченных законом рамках (тарифный коридор).
Страховщики оценивают свои риски при продаже страховых продуктов клиентам и смотрят на их КБМ. Дело в том, что помимо обычного полиса, можно купить расширенный, а также страховку КАСКО. Во сколько данный страховщик оценит свои услуги по каждому продукту, зависит от КБМ клиента.
О том, как узнать класс страхования ОСАГО, можно прочесть на сайте РСА и на страницах нашего информационного портала. Часто проверять свой КБМ не смысла. Присвоенный класс изменяется не чаще, чем один раз в год.
Если при расчете стоимости обязательной автостраховки применяется неверный бонус-малус, то требуется процедура восстановления параметра.
Причинами искажения информации в АИС могут быть:
- ошибка/опечатка, допущенная страховым агентом при составлении договора;
- изменение личных данных, например смена фамилии после вступления в брак. Поскольку КБМ по ОСАГО зависит от безаварийной езды определенного человека, то и смена ФИО может привести к потере актуального значения;
- смена водительских прав;
- технический сбой в автоматизированной системе;
- некорректная передача данных о ДТП страховщику;
- отзыв лицензии у страховой организации, что приводит к отсутствию передачи данных в АИС;
- перерыв в обязательном автостраховании. Данное правило применялось до апреля 2019 года. Если водитель не указывался ни в одном полисе, то начисляется КБМ, равный 1.