Установленные предельные максимальные размеры земельных участков под ИЖС
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установленные предельные максимальные размеры земельных участков под ИЖС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Градостроительный кодекс РФ обязывает местные власти утверждать для городских и сельских населенных пунктов градостроительные регламенты. Эти документы устанавливают, в каком порядке можно застраивать земли в черте поселения: от зонирования всего поселения до архитектурного облика здания, уместного на определенной улице.
Предельные размеры площадей земельных участков (ЗУ) устанавливаются правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).
В каждом регионе размеры земли под ИЖС регулируются по-разному в зависимости от нормативных актов.
Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.
Они применяются:
-
при выкупе или аренде ЗУ у муниципалитета;
-
при разделе участков;
-
при выделе наделов из общедолевой собственности;
-
при объединении участков;
-
при выделе участка ЛПХ (личного подсобного хозяйства) из земель с/х назначения.
Земельные участки, площади которых не соответствуют установленным предельным нормам, не регистрируются в ЕГРН.
Максимальный и минимальный размер участка ИЖС может существенно отличаться в разных субъектах Федерации. И даже в разных населенных пунктах одного субъекта.
Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:
-
в федеральной собственности — в соответствии с федеральными законами;
-
в региональной собственности — в соответствии с региональными законами;
-
в муниципальной собственности — регламентируются муниципальными нормативными актами.
Глава 2.3. Требования к образуемым и изменённым земельным участкам
Требования к образуемым и изменённым земельным участкам (например, в случае уточнения описания местоположения границ земельного участка в ЕГРН) предусмотрены ст. 11.9 ЗК РФ.
Их несоблюдение в соответствии со ст.ст. 26 и 27 закона № 218-ФЗ является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта.
Рассмотрим данные требования подробнее.
- Соблюдение предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков
- Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами в составе ПЗЗ.
- При этом в ПЗЗ встречаются два способа определения предельных размеров участков:
- а) конкретные значения площади участка;
- б) указание на то, что размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой объектами капитального строительства с элементами благоустройства и инфраструктуры.
- Например, в ПЗЗ Санкт-Петербурга[1] (на примере градрегламентов за пределами объединённых зон охраны объектов культурного наследия, приложение № 7 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга) используются оба способа определения предельных размеров участка:
- общим правилом определения предельных размеров участков является следующее: предельный размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой существующим или размещаемым в его границах объектом капитального строительства и обеспечивающей соблюдение установленных ПЗЗ предельных параметров строительства, реконструкции, в том числе минимальной доли озеленения земельных участков, минимального количества мест для стоянки индивидуального автотранспорта в границах земельного участка, а также соблюдение строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- для некоторых зон, помимо данного указания, установлены конкретные предельные размеры участков. Например, для зоны садоводств (Т1Ж1) предусмотрено, что минимальная площадь земельных участков для ведения садоводства составляет 600 кв. м, для ведения огородничества – 200 кв. м, для индивидуального жилищного строительства – 600 кв. м.
Конкретные предельные размеры участков предусмотрены и ПЗЗ городского округа Балашиха Московской области[2], в которых, например, предусмотрено, что предельные размеры участков с ВРИ «малоэтажная, среднеэтажная, многоэтажная жилые застройки» составляют от 30 000 до 1 000 000 кв. м, с ВРИ «магазины» – от 500 до 10 000 кв. м.
Одновременно существуют примеры, когда предельные размеры участков, на которые распространяется действие градрегламентов, не устанавливаются ПЗЗ. Так, в соответствии с ПЗЗ Москвы[3] минимальные и максимальные размеры земельных участков, в том числе их площадь, во всех территориальных зонах в городе Москве не устанавливаются.
Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (п. 4 ст. 36 ГрК РФ) или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (п. 6 ст. 36 ГрК РФ), определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.
Правила комментируемой статьи регулируют важнейший элемент института «предоставление земельных участков» в собственность, выходящий далеко за рамки земельных отношений, являющийся также частью градостроительной деятельности (правила землепользования и застройки). Статья 33 ЗК РФ находится как бы на вершине пирамиды совокупности норм (по сути — субинститута), в основании которой находится необъятный массив муниципальных нормативных правовых актов, а также регионального законодательства, устанавливающих предельные (максимальные и минимальные) размеры предоставляемых земельных участков. Вместе с этим необходимо подчеркнуть и определенное неудобство в ходе применения комментируемой статьи. Пирамидальное построение субинститута, важнейшей частью которого является ст. 33 ЗК РФ, предполагает наличие определенных навыков при определении размера земельного участка, предоставляемого с учетом категории земель и вида разрешенного использования.
Предельные размеры площадей земельных участков (ЗУ) устанавливаются правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).
В каждом регионе размеры земли под ИЖС регулируются по-разному в зависимости от нормативных актов.
Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.
Они применяются:
-
при выкупе или аренде ЗУ у муниципалитета;
-
при разделе участков;
-
при выделе наделов из общедолевой собственности;
-
при объединении участков;
-
при выделе участка ЛПХ (личного подсобного хозяйства) из земель с/х назначения.
Земельные участки, площади которых не соответствуют установленным предельным нормам, не регистрируются в ЕГРН.
Максимальный и минимальный размер участка ИЖС может существенно отличаться в разных субъектах Федерации. И даже в разных населенных пунктах одного субъекта.
Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:
-
в федеральной собственности — в соответствии с федеральными законами;
-
в региональной собственности — в соответствии с региональными законами;
-
в муниципальной собственности — регламентируются муниципальными нормативными актами.
Другой комментарий к статье 38 Градостроительного Кодекса РФ
Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил основы правового регулирования предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые представляют собой:
— определение в ч. 1 настоящей статьи расширенного перечня показателей пяти видов предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
— обозначение в нормах ч. 2 комментируемой статьи правила установления применительно к каждой территориальной зоне указанных в ч. 1 настоящей статьи размеров и параметров, их сочетания;
— регламентация требованиями ч. 3 рассматриваемой статьи возможности установления в пределах территориальных зон подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров (т.е. законодатель разрешил использование в пределах одной территориальной зоны различных параметров разрешенного строительства, реконструкции).
Отметим, что в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания с участием жителей муниципального образования выносятся:
— проекты планов и программ развития муниципального образования;
— проекты правил землепользования и застройки;
— проекты планировки территорий и проекты межевания территорий;
— вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства;
— вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства;
— вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков в ПЗЗ
Предельные размеры определяются для участков в том случае, если планируется продать или передать в пользование определенную площадь земли, принадлежащей государству. Земля эта выделяется из состава общей территории.
Каждый выделенный участок не должен превышать установленных предельных параметров, при этом сами предельные размеры участка устанавливаются в соответствии с видами допустимого землепользования в отношении участка органами местного самоуправления или органами регионального масштаба.
В ГрК РФ существуют правила установки минимальных и максимальных размеров участков земли, передаваемых в собственность или пользование из земельного государственного фонда. Основные нормы, определяющие размер участка, содержатся в ПЗЗ, то есть в Правилах землепользования и застройки. ПЗЗ принимаются муниципалитетами.
Существуют строительные регламенты, разработанные для возведения конструкций капитального строительства и осуществления их реконструкции.
Частью регламента являются предельно допустимые размеры участков земли и других элементов, которые выражаются в следующих минимальных и максимальных параметрах:
- Наиболее маленькие и наиболее большие площади земельных наделов;
- Определение минимально допустимого расстояния от пределов территории земли до объектов, которые возводятся на этой земле, включая здания, сооружения, конструкции капитального строительства. При этом осуществление строительных работ за пределами установленных границ строительства запрещено;
- Установка максимального количества этажей сооружения, определение высоты здания;
- Определение предела застройки территории в процентном соотношении общей площади и площади застройки;
- Установленные ГрК РФ параметры, в отношении которых определены минимальные и максимальные размеры.
Существуют территории с идентичными видами разрешенного землепользования, но при этом пределы размеров участков в границах таких территорий могут быть различны.
В случае, если владельцы участков, предельно допустимые размеры которых ниже минимума, установленного нормами градостроительного законодательства, если форма участка или иные основные параметры земельного надела негативно сказываются на эксплуатации такого участка, то собственники имеют возможность потребовать разрешение на то, чтобы нарушить незаконные ограничения на осуществление строительных работ при возведении объектов капитального строительства.
В таких случаях за основу берутся нормы строительного регламента, принятого в муниципалитете, в ведении которого располагается земельный участок. Если такие требования соблюдены, то владелец участка может получить разрешение на отклонение от пределов допустимого возведения капитальных объектов и их реконструкцию.
Изучите допустимые параметры земельных наделов и минимальные, максимальные параметры допустимого возведения конструкций:
- Максимальные и минимальные разрешенные размеры участка: Для возведения жилого помещения с целью проживания в нем одной семьи выделяется 0,15 – 0,4 гектаров;
- Для реализации подсобного хозяйства в личных целях допускается использовать 0,01 – 0,6 гектаров;
- Для ограниченной блоками конструкции, построенной для проживания людей, на каждую квартиру выделяется от 0,012 гектаров до 0,045 гектаров;
- Для возведения объектов культурного наследия можно получить 0,01 – 5 гектаров;
- Чтобы применить землю под объекты коммунальных служб минимально выделяется 0,001 гектар;
- Для возведения любых других сооружений необходимо применять нормы из свода правил, скорректированных СНиП 2.07.01 под номером 89;
Когда актуально использование предельных значений
Если вы планируете получить участок под строительство, то использование предельных значений становится актуальным. Они помогут вам определить, какую площадь земли вы можете получить, какой процент застройки может быть установлен для данного участка.
Предельные значения устанавливаются для различных видов земельных участков, таких как участки для индивидуального жилищного строительства, коммерческих или производственных целей, а также для участков в различных типах населенных пунктов — сельских поселений или городских населенных пунктов.
Предельные значения могут быть разными для каждого конкретного поселения, так как они зависят от установленных нормативов. Некоторые предельные значения могут быть минимальными, если в данном поселении требуется ограничение застройки, или максимальными, если требуется использовать все возможности участка.
Таким образом, использование предельных значений актуально, когда вы хотите получить участок земли и выделить для него конкретную площадь или процент застройки в соответствии с установленными нормативами для данного поселения. Предельные значения помогут вам определить, какие размеры участка можно получить и какие нормативы и условия распространяются на данное земельное под.»
Нормы и правила регулирования
Земельным Кодексом Российской Федерации определены общие показатели минимального и максимального размера и площади земельного участка ИЖС.
Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:
- для участков, находящихся в федеральной собственности нормативы устанавливаются в соответствии с федеральными законами;
- к землям, находящимся в региональной собственности применимы региональные законы;
- размеры земельных участков муниципальной собственности регламентируются муниципальными нормативными актами.
Подобное земельное регулирования целесообразно и полностью соответствует территориальной политике государства.
Предельные размеры земельных участков для территориальных зон
Понятие территориальной зоны раскрывает статья 1 Градостроительного кодекса РФ. Указанный термин предполагает определенную зону, в отношении которой правилами по землепользованию и застройке установлены границы, а также разработана специальная градостроительная регламентация.
- назначаемые в границах определенных территориальных зон видов разрешенной эксплуатации землевладений, а также любых объектов, располагающихся выше или ниже поверхности наделов;
- эксплуатация при их застройке и дальнейшее использование капитальных построек;
- минимально и максимально допустимые площади земель и возможное строительство, реконструкция капитальных объектов;
- ограничение землепользования и капитальных строений.
Относительно любой территориальной зоны градостроительным регламентом предусматривается основа правового режима землевладений.
Правила градостроительной регламентации должны соблюдаться каждым собственником участка, землевладельцем, землепользователем либо арендатором надела. При этом не играет роли ни форма собственности, ни другие правомочия по отношению к земле.
Не забывайте о том, что на основании части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, землевладение и любое имущество, которое с ним неразрывно связано, в некоторых обстоятельствах могут приниматься как противоречащие действующей градостроительной регламентации территориальной зоны, если:
- разрешенное землепользование не включено в список возможных видов допустимого землепользования;
- габариты участка отличны от установленных предельных норм, которые предусмотрены градостроительной регламентацией.
Допустимые показатели площади наделов земли и установленные нормы возможного строительства, произведения реконструктивных работ в отношении капитальных построек, могут состоять из:
- сведений о наибольшей и наименьшей площади землевладений;
- информации о минимальном отступе от границы надела для установления территорий возможного возведения построек и сооружений, за чертой которой постройка объектов недвижимости не разрешается;
- максимальной этажности либо показателя высоты недвижимых объектов;
- наибольшей доля застройки в пределах землевладения, устанавливаемой как соотношение общей площади надела, которую можно застроить с общей площадью земли;
- прочих данных.
Границы территориальной зоны фиксируются посредством создания карт по градостроительному зонированию. Такие карты вместе с прочей градостроительной регламентацией считаются составляющими ПЗЗ.
Определение границ территориальной зоны должно соответствовать нормам, устанавливающим принадлежность любого землевладения лишь к одной территориальной зоне. Создание единого надела из нескольких земель, относящихся к различным территориальным зонам, не представляется возможным. Обычно установление территориальных зон относительно отдельного землевладения не производится.
Как поменять категорию участка на ИЖС?
Существует несколько законных способов:
- Изменение категории земли через акт местной администрации – чаще всего используется владельцами участков, кто хочет перевести свои земли из статуса сельскохозяйственных в категорию «населенных пунктов». Процедура проводится органами власти, в процессе расширения поселения и роста числа жителей, с целью привлечения новых жильцов и развития экономики. Как уже было сказано ранее, эта процедура возможна, но довольно трудо-, денежно затратна;
- Выделение из искусственно аэрируемых ранее не востребованных территорий. Перераспределение и преобразование земель в статус ИЖС возможны в результате решения властей;
- Раздел имеющихся участков под ИЖС – по субъективным и объективным причинам (выделение доли наследства, раздел материальных ценностей при разводе и т. д.).
Если первые 2 варианта определяются законодательно, то для того, чтобы разделить землю необходимо озаботиться следующими вопросами:
- Разделение земельной собственности на несколько отдельных наделов со статусом ИЖС. Это возможно только, когда вновь созданные территории будут не меньше минимальных норм по площади. Земельные наделы, не соответствующие установленным параметрам ИЖС, не подлежат узакониванию и не могут быть застроены. Перед началом процесса разделения, получите выписку из регистрационных актов, а также закажите справку в муниципалитете о правилах застройки в вашем регионе;
- Не забудьте проконтролировать правильность расположения границ участка и реальных параметров на бумаге. Для этого лучше всего привлечь геологические / геодезические службы. После проведения всех работ, уже можно принимать решение о разделе. И проводить процедуры узаконивания новых территорий со статусом ИЖС.
- Регистрация прав собственности, получение кадастровых номеров, и оформление всех документов, должны проходить в соответствии с законом, в установленные сроки.
Минимальный размер участка при разделе земли
Для большинства собственников интересно, а иногда подобный интерес вызван обстоятельствами материального или семейного (развод с разделом имущества) характера: «возможно ли осуществить раздел имеющегося участка земли на два?». Теоретически все возможно. В таком случае большой участок прекратит существовать и образуется два новых самостоятельных участка граничащих между собой. Они подлежат регистрации и оформлению соответствующей землеустроительной документации на каждый.
На деле все обстоит немного по-иному. Не все участки являются делимыми.
Так, если площадь участка не позволяет разделить его на участки, площадь которых будет равняться хотя бы минимально установленной в соответствующем регионе, участок неделим.
А регистрация наделов площадью меньше минимально установленной не производится.
Чтобы узнать минимальный размер земельного участка при разделе
достоверно из первоисточника, предстоит запросить в муниципалитете выписку из действующего на его территории градостроительного регламента относительно Правил землепользования и застройки конкретно той территории.
Как поменять категорию участка на ИЖС?
Существует несколько законных способов:
- Изменение категории земли через акт местной администрации – чаще всего используется владельцами участков, кто хочет перевести свои земли из статуса сельскохозяйственных в категорию «населенных пунктов». Процедура проводится органами власти, в процессе расширения поселения и роста числа жителей, с целью привлечения новых жильцов и развития экономики. Как уже было сказано ранее, эта процедура возможна, но довольно трудо-, денежно затратна;
- Выделение из искусственно аэрируемых ранее не востребованных территорий. Перераспределение и преобразование земель в статус ИЖС возможны в результате решения властей;
- Раздел имеющихся участков под ИЖС – по субъективным и объективным причинам (выделение доли наследства, раздел материальных ценностей при разводе и т. д.).
Если первые 2 варианта определяются законодательно, то для того, чтобы разделить землю необходимо озаботиться следующими вопросами:
- Разделение земельной собственности на несколько отдельных наделов со статусом ИЖС. Это возможно только, когда вновь созданные территории будут не меньше минимальных норм по площади. Земельные наделы, не соответствующие установленным параметрам ИЖС, не подлежат узакониванию и не могут быть застроены. Перед началом процесса разделения, получите выписку из регистрационных актов, а также закажите справку в муниципалитете о правилах застройки в вашем регионе;
- Не забудьте проконтролировать правильность расположения границ участка и реальных параметров на бумаге. Для этого лучше всего привлечь геологические / геодезические службы. После проведения всех работ, уже можно принимать решение о разделе. И проводить процедуры узаконивания новых территорий со статусом ИЖС.
- Регистрация прав собственности, получение кадастровых номеров, и оформление всех документов, должны проходить в соответствии с законом, в установленные сроки.
Предельный минимальный размер земельного участка для садоводства
Минимальный показатель площади участка, выделяемого под садоводство, зависит от того, каково его разрешенное назначение. Так, площадь участка для дачного строительства будет одной, а под фермерское хозяйство — уже совсем другой.
Изменение назначения земельного участка является достаточно сложным процессом, который потребует много сил и денег. На сегодняшний день эксперты уже несколько лет пытаются убедить Правительство уровнять земли под СНТ, ДНТ и ИЖС в их правах и назначениях, лимитировав их размером (до 300 кв.м.) и введя систему самодеклараций, но пока все тщетно.
Рассмотрим минимальные размеры земельных наделов, находящихся во владении государства или муниципалитета и выделяемых гражданам во временное либо постоянное пользование на примере Московской, Ленинградской и Нижегородской областей:
- Московская область. Размер участка земли, выделяемого под садоводство, составляет от 0,06 га (регламентировано законом № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» от 17.06.2003 г.);
- Ленинградская область. Размер земельного надела, выделяемого под ведение садового хозяйства, составляет от 0,05 га (регламентировано законом N 83-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» от 29.11.2003 г.);
- Нижегородская область. Размер земли, выделяемой под ведение садового хозяйства, составляет от 0,02 га (регламентировано законом N 58-З «О нормах предоставления земельных участков на территории Нижегородской области» от 14.07.2003 г.).
Разрешенная Площадь Ижс Ростовская Область 2020
Обратите внимание, что оплата госпошлины в текущем году не требуется.
При отказе в начале строительства собственник вправе подать судебную жалобу, а при полученном разрешении период возведения дома должен составить не более 10 лет.
Различных нюансов, задержек может быть много, в основном они имеют финансовый характер, но это не особо важно. По истечении 10 лет придется оформлять разрешение на застройку заново.
Жилищная комиссия проверяет все бумаги около 10 дней. Одобрение застройки участка дает право перейти к активным действиям, закладывать фундамент, закупать стройматериалы и т.д. Бывает и отказ. Причин может быть несколько, к примеру, несоответствие проекта строительным нормам или несогласие соседей на возведение высокого дома среди дачных участков.
Площади земельного надела для ИЖС
Нормы минимальных размеров земельных участков под ИЖС, установленные органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъекта РФ, не могут быть ниже показателей, принятых на федеральном уровне.
Наименьший размер участка под жилищное строительство не может устанавливаться нижи 3 соток.
Даже при согласии гражданина, желающего получить землю под частную застройку, занять меньшую площадь, служба Росреестра не оформить право собственности на такой участок.
Максимальный размер земельного участка под ИЖС значительно различается в разных регионах и в конкретных муниципальных образованиях.
Среднее значения его равняется 30 соткам, но тем не менее более точные сведения нужно узнавать в конкретном городком или сельском поселении, или субъекте РФ.
Если превысить предельный размер участка, то такой участок также не сможет пройти процедуру гос. регистрации.
Какие нормативы регулируют вопрос
Первоочередной учет основополагающих правил не означает, что нет других официальных указаний и ограничений. Реалии современного существования предусматривают необходимость выполнения пунктов, указанных в других документах, учитывающих риски от источников комфорта, освещения или тепла.
Пожарные требования, предписывающие соблюдение безопасной удаленности, устраняют возможность возгорания от потенциальных источников угрозы. Наличие необходимого отступа от линий электропередачи, надземных и подземных, и газопровода не только позволяет избежать их повреждений, когда производится рытье траншеи при строительстве.
Это еще и забота о жизни и здоровье людей, которые будут проживать или работать в возведенном здании. При строительстве жилого дома застройщику нужно учитывать следующие нормативные документы:
- СНиП – разработанные еще в советское время, а впоследствии неоднократно отредактированные и дополненные, чтобы привести их в соответствие с современными законодательными реалиями;
- СанПиН – нормы эпидемиологической и санитарной безопасности, выведенные путем осуществления научных исследований и обеспечивающие отсутствие заражения окружающей среды, безопасность людей от возможного инфицирования;
- противопожарные расстояния, регламентированные ФЗ № 123, – меры, направленные на предотвращение возгораний зданий от потенциально опасных объектов. В Федеральном Законе указано, на каком расстоянии допускается возведение жилых зданий и бытовых строений;
- Градостроительный кодекс указывает необходимое дистанцирование объектов недвижимости от общественных зданий, гаражей, образовательных и лечебных учреждений, предельные расстояния до дороги;
- ПЗЗ – правила землепользования и застройки;
- КоАП предусматривает целую систему санкций: штрафов и наказаний за нарушение предписаний в документах, приравненных к законодательным.
Именно они определяют, какими должны быть необходимые расстояния на основании существующих законов, проверяя планы застройщиков, внося коррективы, если в проектировании допущены ошибки. Они же утверждают нормативы, каким образом необходимо размещать различные типы строений.