Обязанности РСО и регоператоров
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности РСО и регоператоров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде чем рассказать о том, какие полномочия и обязанности есть у председателя ТСЖ, необходимо пояснить, на основании чего он их получает. Товарищество собственников жилья (ТСЖ) – это сообщество, имеющее статус юр. лица.
Штатное расписание УК
Штатное расписание УК утверждается председателем совета директоров компании. В штатном расписании указывается наименование должностей, количество штатных единиц, тарифная ставка, региональный коэффициент. При разработке должностных инструкций важно правильно определить служебные функции работников. Основной ошибкой является то, что должностные инструкции, как правило, оговаривают некие процессы, действия работников, оставляя без внимания результаты их деятельности. Это приводит к рассеиванию ответственности работника, т.к. обтекающие формулировки должностной инструкции (например, «контролирует», «отвечает», «координирует») не обязывают его ни к чему конкретному.
Вышеуказанный недостаток может быть преодолен путем определения конкретных продуктов, результатов деятельности работника. Этим достигается ориентация на конкретный вклад работника в дело достижения общей цели компании.
Например, некоторые функции главного бухгалтера можно определить как «Ведение полного учета поступающих денежных средств» или «Начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет». Этим закрепляется процесс, действие работника, но ничего не говорится о том, к чему эти действия должны привести.
Поэтому, лучше было бы определить функции главного бухгалтера через следующие формулировки: «Наличие достоверной информации о поступивших денежных средствах», «Отсутствие задолженности управляющей компании по обязательным платежам в государственный бюджет». Определив функции работника таким образом, оценить впоследствии эффективность его работы легче, т.к. в должностной инструкции будут закреплены конкретные измеряемые результаты деятельности.
Процесс определения функций, начинающийся сверху вниз, наиболее оптимален, т.к. руководитель передает подчиненным свое видение результатов деятельности коллектива. Так же определяются и согласовываются с работниками критерии оценки результатов по каждой функции, условия, на которых исполнители могут их достичь.
В результате, определенные таким образом функции становятся контролируемыми, а их исполнение — проверяемым.
Система премирования в УК
Повышение мотивации работников к достижению поставленных задач достигается за счет разделения заработной платы на постоянную (оклад) и переменную (премии) части.
Система премирования сотрудников управляющей компании включает в себя:
- порядок премирования руководителей компании;
- порядок формирования фонда премирования работников;
- порядок выплаты премий, предусмотренных фондом премирования;
- порядок выплаты премии, предусмотренной за счет экономии фонда оплаты труда.
Дальнейшее развитие системы премирования работников в УК предполагает:
- формирование принципов и целей премирования;
- разработку системы оценки достижения целей и результатов работы;
- определение премиальных фондов в соответствии с системой оценки;
- определение размеров премий сотрудников в соответствии с системой оценки.
В процессе разработки системы оценки результатов работы важно разделять работы, задачи, проекты, выполняемые работниками управляющей компании, на следующие группы:
- работы, создающие ценности: стратегические проекты, задачи, поставленные высшим руководством, или проекты в масштабах предприятия;
- операционные проекты, которые приводят к повышению эффективности компании и соответствуют основным нуждам функциональных подразделений;
- работы, обеспечивающие соответствие: обязательные проекты, необходимые для поддержания правил, нормативов и стандартов.
Приложения раздела:
- Пример положения об инженерной службе управляющей компании.
- Пример положения об экономической службе управляющей компании.
- Пример положения о юридической службе управляющей компании.
Бухгалтерский и управленческий учет: общее и различие
- Бухгалтерский и управленческий учет: общее и различие
- Формы ведения бухгалтерского учета
- Рекомендации по бухгалтерскому и налоговому учету
- Постановка управленческого учета в УК
- Формат управленческой отчетности УК
Управленческий учет является неотъемлемым элементом системы управления любого хозяйствующего субъекта, основная функция которого — обеспечение информационных потребностей менеджмента предприятия для принятия обоснованных управленческих решений. Без грамотно налаженного управленческого учета невозможно эффективное управление предприятием. Система управленческого учета имеет ряд существенных отличий от системы бухгалтерского (финансового) учета (Таблица 4.1).
Таблица 4.1
Различие между управленческим и бухгалтерским учетом
Бухгалтерский учет | Управленческий учет | |
1. Пользователи информации | Внешние пользователи: инвесторы, кредиторы и прочие заинтересованные лица | Менеджеры компании, иные внутренние пользователи |
2. Цель составления отчетности | Содействие внешним пользователям в принятии инвестиционных, кредитных и иных финансовых решений | Содействие менеджерам в стратегическом и оперативном управлении деятельностью компании |
3. Источник потребности в информации | Ведение бухгалтерского учета требуется в соответствии с законодательством | Не регулируется нормативно- правовыми актами. Ведется в соответствии с требованиями менеджмента для обеспечения информационной и аналитической базы для принятия решений. |
4. Структура применения | Жесткая | Относительно гибкая |
5. Актуальность информации | Данные финансового учета считаются верными только по завершению аудита | Данные доступны немедленно по мере поступления |
6. Предмет информации | Деятельность компании в целом | Деятельность компании в целом, а также в разрезе конкретных подразделений и проектов |
Председатель может оформить с бухгалтером как договор на постоянной основе, так взять его на работу по совместительству. Но в первую очередь, следует подобрать квалифицированного и знающего свое дело сотрудника, желательно с вашим финансовым образованием.
Заключение контракта с сотрудником на должность бухгалтера должно проходить по следующей схеме:
- между кем и кем заключается трудовой договор, личные данные сотрудника и председателя ТСЖ, юридический адрес компании, дата и место оформления соглашения;
- в разделе общих положений можно определить сферы влияния, требования к полученным знаниям, умению вести бухгалтерскую и налоговую отчетность;
- обозначение всех прав и обязанностей сотрудника, степень компетенции по тем или иных финансовым вопросам;
- условия осуществления трудовой деятельности – ставка оплаты, возможность премиальных, режим рабочего дня;
- срок действия договорных обязательств сторон – срочный или бессрочный характер;
- в заключительных положениях прописываются разрешения всевозможных спорных ситуаций, и другие важные детали договора.
Документ составляется в 2 экземплярах, и подписывается обеими сторонами сделки.
Сантехнические работы, наверное, самые часто заказываемые жильцами дома – у кого-то потек кран, у кого-то прорвало батарею, поэтому существовать ТСЖ без этого специалиста просто не сможет.
Следует ответственно подойти к выбору сотрудника – у него не должно быть вредных привычек, с большим стажем подобных работ.
Трудовой договор с сантехником ТСЖ составляет индивидуально, по стандартной схеме, он должен состоять из следующих пунктов:
- общих положений, описывающие порядок работ, условий труда, места работы;
- предмета договора – описание и порядок всех проводимых сантехником работ в соответствии с должностной инструкцией;
- срок заключаемого соглашения – срочный или бессрочный трудовой договор;
- определен режим работы, продолжительность рабочего дня, порядок оплаты, в том числе и за работу в неурочное время;
- прописаны все права и обязанности сторон, степень ответственности по договорным обязательствам.
В иных случаях могут быть добавлены дополнительные пункты на усмотрение участников договора.
Обратитесь в прокуратуру или суд
Если после обращений к руководству управляющей компании в Жилищную инспекцию или Роспотребнадзор нарушения так и не были устранены, стоит обратиться в районную прокуратуру, пояснил управляющий партнер AVG Legal. Он рассказал, что заявление должны рассмотреть в течение месяца. «Прокуроры составят акт реагирования, по которому нарушители будут наказаны. Если УК не устранит неполадки в предписанные сроки, то ее закроют», — пояснил юрист.
В суд необходимо обратиться, если УК нанесла материальный ущерб. «Гражданин имеет право подать иск, даже если все проблемы устранены, но ущерб УК ему не возместила. Соответствующее заявление действует лишь в том случае, если его подали не позднее трех лет с момента нарушения прав. Иск рассматривают, как правило, не более 60 дней», — резюмировала Данильченко.
Цена вопроса: основной недостаток УК
Начнем, пожалуй, с ценовой составляющей этого вопроса, ведь собственники заинтересованы не только в том, чтобы получать соответствующие услуги, но и в том, чтобы платить за них адекватную цену, не допускать перерасхода ресурсов.
В этом плане УК не самый лучший вариант, так как к тарифам на ресурсы и прочие услуги автоматически добавляется оплата работы управляющей компании.
УК вовсе не заинтересована в снижении потребления жильцами ресурсов и различных услуг, так как оплата работы компании рассчитывается как раз от объема ресурсов и количества услуг.
Соответственно, в интересах управляющей компании как коммерческого предприятия предложить своим клиентам как можно больше услуг, особенно при наличии у нее ресурсов для самостоятельного их оказания. Чем больше денег тратят жильцы, тем больше заработает УК.
Взаимодействие тсж и управляющей компании
Если при выборе формы управления МКД использовать не шаблоны, а потребности и предпочтения жителей, однозначно ответить на вопрос, какая из них лучше, не получится.
Специалисты сферы ЖКХ заявляют, что оптимальной является смешанная форма — создание ТСЖ с последующим заключением договора оказания услуг с УК. Это позволяет сочетать опыт УК в устранении коммунальных проблем с демократическим подходом к принятию решений, присущим товариществу.
ТСЖ и управляющая компания в одном доме позволяют:
- сохранить прозрачность расходов общедомового бюджета;
- назначить председателя, ответственного за соблюдение договорных отношений с УК;
- оперативно решать вопросы распоряжения общим имуществом.
Вид управления выбирается одинаково – только на общем собрании, в присутствии более 50 % собственников.
Одними и теми же обязанностями, функциями наделены ТСЖ и управляющие компании:
- соблюдать права всех собственников квартир, установленные законом РФ, при выборе метода, управляющего ОДИ;
- предотвращать попытки давления сторонних лиц против проявления законных прав собственников, и представлять их интересы;
- дома и прилегающие к ним территории необходимо содержать на должном уровне, обследовать их состояние и коммуникации;
- заниматься вопросами вывоза мусора и ТБО;
- контролировать работу ПУ;
- проводить текущие ремонтные работы в доме, в т. ч. с помощью организаций со стороны;
- если выбран спец. счет, то заниматься сбором на капремонт;
- принимать меры соблюдения безопасности проживания, включая пожарную;
- устанавливать тарифы, следить за тем, как оплачиваются коммунальные услуги, и их качеством.
ВЫ МОЖЕТЕ ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ ЧЕРЕЗ РЕДАКЦИЮ (в любое время)
на ежемесячное получение журнала в виде простой бандероли или электронной версии журнала
Как вы знаете, на сегодняшний день в нашей стране существует две организационно правовые формы управления многоквартирным домом.
Первая из них – это УК, организация с четко установленной структурой, правами и обязанностями по части управления.
Но не всегда собственники помещений в многократном доме прибегают к такой форме. Намного больше привлекает вариант товарищества собственников жилья. На это есть ряд причин.
Вступая в организацию и оформляя заявление, желающий указывает информацию в нём о себе. Позже эти сведения внесут в реестр, чтобы можно было точно установить, какая именно недвижимость (доля) принадлежит данному члену. Если произошли какие-то изменения с недвижимым имуществом или поменялись личные данные, участник ТСН должен будет оповестить об этом правление организации.
- Оно не является универсальной организацией с таким правовым статусом, который позволит решить любую проблему. Многое зависит от самого типа недвижимости. Не всем владельцам стоит объединяться. Например, если товарищество состоит из владельцев аварийного жилья или проживающих в здании, требующем капитального ремонта, они вряд ли смогут вовремя собрать необходимую сумму.
- Высок риск банкротства объединения. В таком случае собственники не смогут вернуть назад свои средства и взносы.
- ТСН должно получить лицензию на ведение деятельности, обозначенной в уставе. Это займёт дополнительное время, силы и средства.
УК и ТСЖ — правила взаимодействия
Управляющий ТСЖ наделён следующими полномочиями:
- Представлять ТСЖ (в т.ч. по доверенности) в отношениях со сторонними организациями.
- Требовать содействия в исполнении трудовых функций от сотрудников ТСЖ в пределах своей компетенции.
- Участвовать в собраниях правления ТСЖ по аспектам текущей деятельности.
- Получать от правления ТСЖ необходимые для работы данные.
- Предлагать правлению меры по наказанию, поощрению и кадровым перемещениям в отношении подчиненных.
- На определенное время отстранять от работы подчиненных в случае нарушения ими параметров в сфере трудовой дисциплины, соблюдения санитарных стандартов и правил безопасности.
- Распоряжаться ресурсами ТСЖ в пределах своей компетенции.
- Получать от ТСЖ компенсацию расходов, в предварительно согласованном размере, понесенных при выполнении своих функций.
- Иметь доступ к специальному помещению с необходимой оргтехникой и материалами, применяемыми в своей работе.
- Осуществлять иные полномочия, установленные в трудовом договоре и актуальном законодательстве.
Структура и другие параметры должностной инструкции не закреплены в действующем законодательстве, поэтому наниматели ориентируются на типовые образцы документов и принципы делопроизводства. В соответствии с ними инструкция может создаваться в двух видах: стандартном и расширенном.
Стандартный формат инструкции:
- Общий раздел.
- Профильные функции.
- Должностные полномочия.
- Параметры возможной ответственности.
Данный формат документа наиболее популярен в средних и малых организациях, а также для описания характеристик массовых профессий.
В крупных организациях, где трудятся многочисленные сотрудники с разнообразными задачами, популярен расширенный формат. В нем к четырем типовым разделам могут добавляться:
- Особенности работы.
- Критерии оценки результативности (KPI).
- Параметры изменения инструкции.
- Запрет на определенные действия.
Расширенный вариант позволяет документировать многие аспекты трудовой деятельности, но снижает гибкость сотрудников и их начальников.
Основные задачи раздела:
- Описать общие параметры деятельности сотрудника.
- Закрепить требования к квалификации претендента на должность, что позволит подобрать сотрудников надлежащего уровня.
Если должность предусматривает какие-то специфические требования (медосмотр, наличие лицензии, необходимость инструктажа по охране труда и пр.), то они даются именно в этой части.
Обязанности руководителя, указанные в этом разделе, могут несколько различаться в зависимости от особенностей организации, где он работает. Но это касается только вспомогательных обязанностей — профильные остаются неизменными. Руководство подчиненными, представление работодателя в контактах с другими организациями и прочие подобные характеристики прописываются в любой инструкции для топ-менеджеров.
Отдельно оговариваются функции по соблюдению правил пожарной безопасности, норм охраны труда, стандартов документооборота — они обязательны практически для любых профессий.
Способы управления многоквартирным домом
ТСЖ – это форма правления «многоэтажкой», которую выбирают сами жильцы на общем собрании. У такого варианта есть много достоинств и некоторые недостатки. Для кого-то минусы могут показаться очень серьезными. Если это так, то обращаться к ТСЖ не стоит и лучше передать все полномочия по обслуживанию управляющей компании. Если таких сложностей нет, то при выборе товарищества дом очень быстро приобретет красивый, опрятный вид и жильцам будет проживать намного комфортнее.
В данной статье предлагаем поговорить о том, действительно ли ТСЖ управляет управляющая компания. Помимо того, подробно будет раскрыта тема, посвященная юридическому лицу, имеющему некоммерческий характер и образованному владельцами нескольких имущественных объектов, которое называется товариществом собственников жилья.
Физические лица узнают о том, каким образом взаимодействуют ТСЖ с управляющими службами. Также важно помнить о том, что как с первой, так и со второй организацией жильцы обязаны заключить соответствующие договора. Даже при условии тесного взаимодействия данных служб соглашение о предоставлении определенных услуг нельзя смешивать в один документ.
Некая часть физических лиц либо не знает четкой разницы между товариществом собственников жилья и управляющей службой, либо же вовсе считает, что это одно и то же. Управляющие службы – это юридические лица, имеющие коммерческий характер, целью деятельности которых является управление имуществом других лиц в соответствии с заключенным с ними соглашением. Товарищества собственников жилья – это также юридические лица, но уже некоммерческого плана, организованные исключительно собственниками многоквартирного имущественного объекта. Также ТСЖ может быть образовано владельцами, проживающими в соседних многоквартирных либо частных домах.
Физические лица, являющиеся членами ТСЖ, могут переложить часть своих обязанностей на управляющую службу. Для этого им понадобится подписать с данной организацией договор, в соответствии с которым она получит право на управление определенным жилищным объектом.
Прежде чем рассказать о том, какие полномочия и обязанности есть у председателя ТСЖ, необходимо пояснить, на основании чего он их получает. Товарищество собственников жилья (ТСЖ) – это сообщество, имеющее статус юр. лица.
У каждой такой компании есть свой счет, номер, полученный при постановке на учет, и все реквизиты, положенные предприятию. Жилтоварищество прямого отношения к денежным операциям не имеет, существуют некоторые работы, которые нуждаются в передаче денежных средств, а значит, и определенная коммерческая деятельность законом не запрещена.
Трудовой договор управляющего и жск
В соответствии с ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ «членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества.
Часто вышеприведенная норма неверно трактуется в части возможности заключения трудового договора с членами и председателем правления ТСЖ.
Расхождения во мнении обусловлены тем, что на самом деле отношения между членами и председателем ТСЖ могут являться как гражданско-правовыми, так и трудовыми. И самая распространенная ошибка — это попытка свести все к одному типу отношений.
К тому же невозможность заключения трудового договора связана именно с совмещением должностей, далее мы более подробно остановимся на этом вопросе.
И если в возможности заключения гражданско-правового договора мало кто сомневается, то заключение трудового договора вызывает многочисленные споры.
Многочисленная судебная практика, которая также будет рассматриваться в данной статье, также подтверждает возможность заключения трудового договора. В частности, в апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 18 июля 2017 г. по делу № 33-14238/2017 суд пришел к выводу о том, что «п. 3.1 ст.
147 ЖК РФ содержит норму трудового права, регулирующую вопрос возможности заключения ТСЖ трудового договора с членом правления ТСЖ».
Также суд указывает на то, что «статья 9 Трудового кодекса РФ устанавливает, что трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством.
Если такие условия включены в трудовой договор, то они не могут применяться».
Управление в широком смысле этого слова представляет собой целенаправленную координацию общественного воспроизводства. В процессе осуществления этой координации различают два основных типа систем управления. Первый из них – система управления технологическими процессами (машинами, механизмами, доменным процессом, полетом ракеты или спутника и т. д.), второй тип – организационные системы управления, которые управляют использующими средства труда коллективами людей и их отношениями, возникающими в этом процессе.
Система управления ТСЖ относится к организационным системам управления, и ей свойственны все особенности этих систем.
В системе управления выделяют две подсистемы, которые в дальнейшем мы будем называть системами: управляющую и управляемую. Управляющая система осуществляет функции управления, а управляемая является его объектом. Управляющая система часто отождествляется с субъектом управления, который также формирует цель управления.
Между управляющей и управляемой системами должны существовать каналы связи. По каналу, ведущему к управляющей системе от управляемой, передается информация о состоянии последней, по каналу связи противоположного направления передается управляющая информация (управляющие воздействия). Таким образом, управляющая и управляемая системы соединены контуром обратной связи (рис. 2.1).
Для обеспечения функционирования системы управления ТСЖ в заданном режиме необходимо разработать и утвердить ряд стандартов предприятия, т. е. внутренних нормативных актов, строго регламентирующих и подробно излагающих порядок принятия решений на всех уровнях управления, а также устанавливающих функциональные обязанности и границы полномочий и ответственности должностных лиц по соблюдению этого порядка.
Нельзя недооценивать важность самого факта разработки внутренних нормативных актов ТСЖ и их роли в системе управления. По существу эти акты, объединенные в систему стандартов ТСЖ, составляют практическую основу управления всей деятельностью товарищества.
Стандарты предприятия на легитимной основе обеспечивают функционирование удобной схемы управления, при которой на высшем уровне управления (общем собрании членов ТСЖ) рассматриваются только наиболее важные, стратегические проблемы, а все оперативные, текущие вопросы решаются правлением и его председателем. При этом все финансовые ресурсы и наемные работники находятся в распоряжении правления. Такая схема предоставляет широкие возможности для оперативного принятия решений в интересах ТСЖ в зависимости от реально сложившейся ситуации. В то же время она предусматривает повышенную ответственность за принятые решения и общие результаты деятельности ТСЖ на всех уровнях управления.
Такое сочетание прав и ответственности, предусмотренное системой стандартов предприятия, является одной из характерных черт современного менеджмента.
Исходя из изложенного материала автором определены и разработаны типовые стандарты предприятия для ТСЖ, которые могут составлять основу системы управления товариществом. Впоследствии эта система стандартов может быть дополнена блоком управления охраной труда, техническим и другими блоками.
Основу системы управления ТСЖ составляют следующие стандарты предприятия:
• правила внутреннего трудового распорядка для наемных работников;
• положение об оплате труда наемных работников;
• порядок образования специальных фондов;
• положение о резервном фонде;
• положение о фонде материального поощрения (премирования и вознаграждения);
• уточнение функций правления;
• положение об управляющем ТСЖ;
• положение о председателе правления ТСЖ;
• положение о главном инженере ТСЖ;
• положение о главном бухгалтере ТСЖ.
В положениях о должностных лицах помимо обязанностей указываются предъявляемые к этому лицу требования по образованию и стажу работы, порядок назначения и увольнения, подчиненность, права и ответственность, режим работы и другие необходимые сведения.
Каждый стандарт предприятия, кроме необходимых согласований и утверждений, должен иметь ответственного исполнителя, т. е. в стандарте должны быть указаны ФИО разработчика и его подпись, должность, образование, ученая степень, звание.
Необходимо обратить внимание на то, что в настоящей главе содержатся достаточно полные и обоснованные рекомендации, позволяющие каждому ТСЖ разработать и утвердить необходимые стандарты предприятия как основы системы управления товариществом собственников жилья.
Типовые стандарты предприятия системы управления ТСЖ представлены в приложении.
Глава 5 Использование субсидий, предоставляемых ТСЖ.
В настоящее время значительное число многоквартирных домов, находящихся в управлении ТСЖ, требуют, по меньшей мере, выборочного капитального ремонта, проводимого исходя из технического состояния отдельных конструкций и инженерных систем путем их полной или частичной замены. Такой ремонт проводится без прекращения эксплуатации дома. Однако ТСЖ, как правило, не имеют в достаточном количестве финансовых ресурсов для проведения капитального ремонта находящихся в его управлении МКД.
В целях предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилого фонда в РФ создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд).
ТСЖ имеют право на финансовую поддержку Фонда для проведения капитального ремонта МКД и должны воспользоваться такой возможностью. Для этого необходимо прежде всего изучить условия предоставления Фондом финансовой поддержки и порядок управления субсидиями для проведения капитального ремонта. Эти знания будут востребованы и после прекращения действия Фонда в случае предоставления финансовой поддержки из бюджета субъектов РФ.
Основные принципы создания и функционирования Фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а порядок формирования состава работ определен в соответствующих Методических рекомендациях, согласованных с Министерством регионального развития РФ и утвержденных государственной корпорацией – «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В настоящей главе излагаются наиболее важные положения указанных документов, а также разработанных на их основе региональных документов субъектов РФ.
В предыдущих главах были изложены основные положения о предоставлении Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и регионами субсидий для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Практика показала, что управление субсидиями, осуществляемое регионами, далеко от совершенства.
Так, в Санкт-Петербурге правительство города, уделяя большое внимание проведению капитального ремонта МКД с использованием субсидий, выпустило соответствующее Постановление от 20.01.2009 г. № 13, предусматривающее разработку и утверждение всех ведомственных документов, необходимых для получения ТСЖ, жилищными кооперативами, ЖСК и управляющими организациями (далее – Получателями) субсидий на долевое финансирование капитального ремонта конкретных МКД. Отмечая безусловную значимость этих документов и рассматривая с позиций Получателей установленный порядок освоения средств для проведения капитального ремонта МКД, уже включенных в региональную программу, представляется целесообразным оптимизировать процесс управления субсидиями путем сокращения количества и упрощения состава предъявляемых документов, уточнения и конкретизации отдельных положений, объективной оценки технических и экономических возможностей строительно-монтажных организаций, привлекаемых для проведения капитального ремонта.
Прежде всего вызывает несколько вопросов порядок сдачи документов в Жилищный комитет. Во-первых, существует неопределенность в том, что сдает документы Получатель субсидий или районная администрация, а возвращаются они на доработку только Получателю. Во-вторых, документы сдаются не в «одно окно», а поочередно – в шесть структурных подразделений Жилищного комитета. Это при том, что большинство документов уже рассматривалось при включении дома в региональную адресную программу.
Вызывает недоумение требование о представлении некоторых документов, не имеющих непосредственного отношения к предоставлению субсидий. К их числу относится справка об отсутствии задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами. У Получателей скорее может быть задолженность перед ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, могут быть неоплаченные штрафы перед ГАИ и другими организациями, но все эти задолженности не имеют отношения к субсидиям, которые размещаются на отдельном счете. Кстати, любая задолженность может образоваться и после поступления субсидий на отдельный счет, и это не значит, что его в этом случае надо закрывать.
Не имеет никакого отношения к Получателю субсидий требование о наличии соглашения на осуществление паспортно-визового обслуживания.
Видится излишним представление справки об определении размеров платы каждого собственника помещений в МКД на капитальный ремонт – это внутренний вопрос Получателей, которые вообще могут внести свою сумму в долевое финансирование за счет имеющегося превышения объема поступлений над расходами.
Можно рассматривать как излишнюю бюрократическую процедуру требование о заключении договора на оказание услуг по осуществлению функций технического надзора в отношении выполнения подрядными организациями работ по капитальному ремонту МКД. При этом практически договор заключается с районными жилищными агентствами. Проще было бы Жилищному комитету разработать и утвердить единый для всех Получателей, районных администраций и районных жилищных агентств порядок осуществления технического надзора с определением его целей, задач, способов проведения, прав и ответственности участников. Осуществление технического надзора может быть поручено штатным работникам районных жилищных агентств и соответствующих отделов районных администраций. Кстати, именно так осуществлялся технический надзор в 2010 г.
Прежде всего требует конкретизации существующее уведомление о предоставлении субсидий. В нем вместо указания конкретного дома и состава работ по его капитальному ремонту делается ссылка на региональную адресную программу без приложения таковой и даже выписки из нее.
Логичнее и ближе к требованиям федерального законодательства было бы указать в уведомлении конкретный адрес дома, состав работ и сроки их проведения, общую сумму планируемых затрат (в том числе по видам работ) с указанием в ней сумм, выделенных из всех источников субсидий, и сумму, вносимую в долевое финансирование Получателем. Это необходимая и достаточная для Получателей информация.
Представляется проблематичным для Получателей требование об утверждении в течение пяти дней акта о приемке рабочей комиссией законченных работ общим собранием собственников помещений в МКД. Во-первых, сам пятидневный срок для проведения общего собрания в любой форме явно недостаточен. Во-вторых, общее собрание может не отражать удовлетворенность каждым собственником квартиры качеством работ, а именно эту цель должно преследовать утверждение акта общим собранием. Ведь решение может быть принято в присутствии 51 % собственников при проголосовавших «за» в количестве 51 % от присутствующих, т. е. большинство собственников фактически не одобрит акт о приемке работ. В-третьих, утверждение акта общим собранием не предусмотрено федеральным законодательством.
Практика показывает, что учет мнения собственников квартир осуществляется путем получения от них справки об отсутствии претензий к выполненным работам или наличии конкретных претензий. Претензии устраняются, или на них дается письменный отказ, объясняющий их необоснованность.
Требуется уточнение некоторых положений, связанных с оплатой работ. Во-первых, должен быть определен порядок авансирования (в пределах 30 %) работ и рассрочки взноса пользователей в долевое финансирование. Во-вторых, следует учесть, что требование оплаты работ не с отдельного счета, а с использованием покрытых безотзывных аккредитивов хотя и повышает надежность денежных средств от нецелевого использования, но в то же время создает определенные технические сложности с авансированием, рассрочкой взносов, оплатой отдельных видов работ. Учитывая большое значение вопроса оплаты работ, эти сложности должны быть проработаны до мелочей соответствующими службами города и своевременно доведены до всех участников процесса капитального ремонта.
Очень важный шаг, от которого во многом зависят качество и сроки выполнения работ, – выбор подрядной организации. К сожалению, привлечение Получателей к выбору монтажной организации носит формальный характер и не влияет на этот выбор. В состав конкурсной комиссии не привлекаются независимые специалисты с большим производственным опытом по отдельным видам работ. Конкурсная комиссия производит отбор монтажных организаций по следующим четырем критериям:
• цена контракта – 350 баллов;
• квалификация участников, выраженная в обеспеченности кадровыми ресурсами (количество специалистов по профилю работ), – 200 баллов;
• квалификация участников, выраженная в опыте выполнения работ (сумма договоров и контрактов за последний год), – 250 баллов;
• квалификация участников, выраженная в продолжительности существования организации, – 200 баллов.
К этим критериям следовало бы добавить (особенно для специализированных работ, например санитарно-технических) следующие:
• наличие производственно-складской базы, оснащенной необходимым оборудованием для заготовительных работ;
• обеспечение ручным инструментом и механизмами для производства работ в заселенном доме без применения сварки в квартире (трубогиб, резьбонарезной механизм, прижим и т. д.), при монтаже стальных трубопроводов;
• величина оборотных средств, позволяющая закончить работы с минимальным авансом (до 30 % от общей стоимости);
• величина уставного капитала.