Взятки как деловые расходы? Странные налоги Швейцарии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взятки как деловые расходы? Странные налоги Швейцарии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подоходный налог в Швейцарии состоит из трех элементов: федерального налога (Bundessteuer), который одинаков во всей Швейцарии, кантонального и коммунального налогов (Kantonalsteuer), которые различаются от кантона к кантону и даже от города к городу внутри кантона.
Подоходный налог в Швейцарии
Швейцарские кантоны пользуются очень высокой степенью налоговой автономии, даже больше, чем российские федеральные республики. Благодаря этому эффективное налоговое бремя в разных регионах различается в разы!
В отличие от России, где существует фиксированный налог на персональный доход – 13%, налоговая ставка в Швейцарии, как и в большинстве европейских стран, прогрессивная. Это значит: чем больше вы зарабатываете, тем выше налог. Это надо принять как факт и посмотреть на результаты.
Налогообложение юридических лиц
Пошлины оплачиваются всеми компаниями, которые прошли регистрацию в реестре фирм государства. База налогообложения формируется из общемировой прибыли. Исключением являются заработки от филиалов-нерезидентов и налоги на доходы от недвижимости, если они освобождены от ставок. Иностранные компании, ведущие деятельность на территории государства, перечисляют в казну сборы от прибыли полученной в ходе работы постоянных представительств или от сдачи в наем жилой или коммерческой недвижимости.
Ставками облагается только чистая прибыль – все необходимые расходы заранее вычитаются, ввиду чего снижается уровень сбора. Стандартная федеральная ставка составляет 8,5%, при вычете всех расходов получается эффективная ставка – 7,8%. Дополнительно к ней добавляются кантональные сборы. При расчете уровня налогообложения во внимание не принимаются потери и прибыли от конвертации валют, дивиденды часто освобождаются от пошлин.
Особенности швейцарской системы налогообложения
Швейцарская налоговая система характеризуется значительной автономией кантонов, что приводит к интенсивной налоговой конкуренции между кантонами. Автономия кантонов в отношении фискальной политики прочно закреплена в Швейцарии. При этом, федеральное правительство может взимать налоги только тогда, когда это разрешено конституцией. То есть, Конфедерация имеет ограниченные права взимать налоги.
Что интересно, несмотря на активное противостояние между кантонами, активная гонка за наименьшие ставки корпоративного налога в Швейцарии никогда не представлялась в виде какой-то проблемы. Напротив, кантоны заинтересованы в предоставлении высококачественной инфраструктуры, в пользу которой предприниматели обычно и принимают решение. Относительно щадящие налоги при этом представляются в качестве своеобразного бонуса. Боле того, национальное бюджетное выравнивание способствует сдерживанию налоговой конкуренции.
Налоговая система Швейцарии
В состав Швейцарской Конфедерации входит двадцать шесть кантонов и порядка 2900 независимых муниципалитетов. В соответствии с Конституцией Швейцарии, которая была принята ещё в 1874 г. кантоны наделены фискальным суверенитетом и имеют полное право налогообложения, исключая только конкретные источники, которые закреплены за федеральным правительством. Право кантонов в сфере налогообложения может быть ограничено ещё и международными договорами, которые Швейцария заключает с другими государствами. Более того, финансовый суверенитет кантонов в некоторой степени ограничивается Федеральным законом «О налоговой гармонизации».
С 1.01.2001 г. Федеральный закон «О налоговой гармонизации» введён порядок гармонизации законодательства кантонов с федеральным налоговым законодательством в отношении прямых налогов.
Вне зависимости от того, что официально страна называется Швейцарская Конфедерация, по своей форе государственного устройства она представляет собой федерацию. Это самая старая федерация в Европе, которая между тем никогда не имела монархической формы правления. Законодательные акты в этой стране принимаются парламентом, адресуются гражданам, а формирование государственного бюджета происходит посредством налоговых и других платежей, которые поступают от налогоплательщиков. Примечательно, что в данной стране отсутствует право сецессии. Швейцария по большому счёту удовлетворяет всем признакам федерального государства, хотя на практике каждый из них имеет свою специфику.
Налоговая система Швейцарии имеет свои особенности, в этой связи необходимо уточнить, что шанс возникновения двойного налогообложения здесь существует и у межкантональных отношений, и у международных. Решить проблему межкантонального двойного налогообложения можно с помощью решений Федерального Верховного Суда, в том числе и на основании Федерального закона «О налоговой гармонизации».
В соответствии с данными, предоставленными за 2011 г., налоговые доходы Швейцарии составили 164 216,8 млн. швейцарских франков, что эквивалентно 157 491,9 млн. долл. США, или 29,8% ВВП. Отметим, что из них поступления от индивидуальных подоходных налогов составили 9,6%; от налога на прибыль – 3,2%, от социальных взносов – 6,9%, от НДС – 3,7%, от акцизов – 1,5%, от иных налогов – 4,9%.
Какими могли бы быть преимущества системы «налогообложения у источника»?
В рейтинге, недавно опубликованном коллекторской компанией Intrum, швейцарцы занимают второе место среди наихудших плательщиков в Европе, сразу за греками. И долги по уплате налогов — это основная причина того, почему Швейцария показала такой плохой результат в области уплаты налогов. Просроченный налоговый платёж является самым часто встречающимся просроченным платежом в стране.
Прямое и автоматическое удержание НДФЛ сразу с заработной платы в значительной степени устранило бы данную проблему. Тогда налогоплательщики точно будут знать, сколько денег у них в распоряжении, не беспокоясь и не досадуя на предмет того, что круглая сумма у них на счету скоро весьма похудеет после уплаты солидного налогового счета. Налогообложение у источника также позволит не противопоставлять друг-другу людей высокой и низкой платёжной моралью и, в конечном итоге, уменьшить налоговые потери общественных бюджетов всех уровней.
Уровень безработицы и перспективы мигрантов
Чтобы мигранту найти работу в Швейцарии, необходимо подобрать место еще до приезда. Выходцы из стран Африки и Ближнего востока живут главным образом на пособия. Граждане соседних стран, чтобы экономить на проживании и налогах, предпочитают приезжать из Франции, Австрии или Италии к началу рабочего дня и отправляться домой вечером.
Поэтому конкуренция за рабочие места высока. Так как срабатывает принцип «сначала для своих», получают места в первую очередь граждане Швейцарии.
Безработица в Швейцарии составляет 3,2%. Страхование на случай потери работы является обязательным для всех наемных сотрудников. Для самозанятых эта статья из числа добровольных.
Эта небольшая страна привлекает благоустроенностью, возможностями для малого бизнеса и сравнительно невысокими налогами. В Швейцарии прославленная своей надежностью банковская система. Процветает производство высокоточных приборов и товаров широкого потребления.
Налоговая система Швейцарии
Федеральные налоги: прямой федеральный налог на доход физических лиц и на чистую прибыль юридических лиц (для корпораций и кооперативов — 8,5% от суммы прибыли, для ассоциаций, фондов и других юридических структур — 4,25%); федеральный налог с источника дохода; некоторые налоговые обязательства; НДС (средняя ставка 8%).
Кантональные налоги: кантональный налог на доход и чистый доход физических лиц, на прибыль юридических лиц; годовой налог на капитал для юридических лиц (от 0,0010 до 0,5288% для компаний, облагаемых налогами в общем порядке, и от 0,0010% до 0,4028 % для компаний, имеющих право на специальный режим налогообложения); налоги на наследство и на дарение.
Муниципальные налоги: муниципальный налог в добавление к основному кантональному налогу (в Цюрихе, например); налог на приобретение и передачу прав собственности на недвижимость.
В большинстве случаев Швейцарию выбирают в качестве места для регистрации компании или проживания из-за низких налогов. Однако в стране 26 кантонов, наделенных законодательной властью, поэтому ставки налогов очень сильно различаются. Так, ставки налога на прибыль могут варьировать от 11 до 29%.
Традиционно самые низкие налоги на прибыль в кантонах Цуг и Фрибур, а наименьший подоходный налог — в кантоне Швиц.
Налогообложение юридических лиц
Пошлины оплачиваются всеми компаниями, которые прошли регистрацию в реестре фирм государства. База налогообложения формируется из общемировой прибыли. Исключением являются заработки от филиалов-нерезидентов и налоги на доходы от недвижимости, если они освобождены от ставок. Иностранные компании, ведущие деятельность на территории государства, перечисляют в казну сборы от прибыли полученной в ходе работы постоянных представительств или от сдачи в наем жилой или коммерческой недвижимости.
Ставками облагается только чистая прибыль – все необходимые расходы заранее вычитаются, ввиду чего снижается уровень сбора. Стандартная федеральная ставка составляет 8,5%, при вычете всех расходов получается эффективная ставка – 7,8%. Дополнительно к ней добавляются кантональные сборы. При расчете уровня налогообложения во внимание не принимаются потери и прибыли от конвертации валют, дивиденды часто освобождаются от пошлин.
Ставка подоходного налога для физических лиц в Швейцарии
Сравнительно низким корпоративным налогом отличились и другие швейцарские кантоны. Налоговой ставкой менее чем 15 процентов могут похвастаться Тургау (11), Гларус (12), Шаффхаузен (13) и Санкт-Галлен (15).
Финансовый налоговый год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года.
Обязательственный кодекс Швейцарии не содержит положений о стандарте бухгалтерского учета, в соответствии с которым должен составляться консолидированный финансовый отчет.
Только законы об IPO швейцарской биржи SWX требуют, чтобы использовался принятый стандарт бухгалтерского учета, основанный на принципе «достоверного и объективного взгляда» (например, швейцарский ОПБУ FER, МСФО или ОПБУ США). Стандарты бухгалтерского учета Swiss GAAP FER используются национальными группами, а также малыми и средними организациями.
Существуют отраслевые стандарты, регулирующие положения о бухгалтерском учете пенсионных фондов, страховых компаний и некоммерческих организаций. Компании, зарегистрированные на основной площадке Швейцарской биржи, зарегистрированные в ЕС, должны подготовить свою консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.
Налогообложение в Швейцарии в 2020 году
Подоходный налог в Швейцарии обязателен для резидентов державы и для иностранцев, которые проживают здесь. При этом не играет роль успел нерезидент трудоустроиться по прошествии 3-х месяцев или нет.
Не взимается плата с таких видов доходов:
- полученные по низкопроцентным или беспроцентным кредитам;
- пенсионные отчисления в государственные программы от работодателей;
- выходные пособия;
- государственная пенсия;
- подарки, полученные в честь профессиональных юбилеев;
- расходы на профессиональную деятельность (специальная литература, орудия труда, командировочные расходы, получение дальнейшего образования и прочие);
- представительские расходы.
Для лиц, планирующих перебраться для постоянного проживания в Швейцарию, желательно заранее узнать особенности и налоговые ставки по кантонам. В этом году, по мнению экспертов, наиболее приятными и привлекательными считаются центральные районы государства. Также они отмечают, что в стране имеются более благоприятные условия для определенных видов деятельности или иных факторов. Например, отцу 2-х детей с доходом 100 тыс. франков за год, в Цуг необходимо будет отдавать государству порядка 1676 CHF, а в Нойенбурге уже 10006 CHF. Немного выгоднее условия для таких отцов в: Женеве, Швица, Тичино. Аналогичная ситуация наблюдается с налогообложением бездетных граждан. Если в том же Цуг сумма будет составлять 10599 CHF, то в Нойенбурге она будет на 300% больше.
Мин. ставка налога на прибыль для юр. лиц | 12-24% |
---|---|
Налог на прирост капитала | |
НДС | 8% |
Налог у источника | 35% |
Валютный контроль | Нет |
Слайд 9: Подоходный налог с физических лиц
Плательщиками данного налога выступают резиденты и нерезиденты Швейцарии. При этом резиденты облагаются налогом на совокупный доход (полученный как в стране, так и за ее пределами) и на собственность. Нерезиденты подпадают под тот же налоговый режим, что и резиденты, если они проживают и работают в Швейцарии, а в случае проживания без устройства на работу – через 3 месяца проживания. Кроме того, каждое физическое лицо, подпадающее под действие подоходных налогов Швейцарии в качестве работника, имеет право на вычет из налогооблагаемого вознаграждения любых расходов, прямо связанных с занятостью, включая: Орудия труда, инструменты и техническую/специальную литературу, необходимую для работы. Командировочные расходы, невозмещенные работодателем. Невозмещенные расходы на продолжение образования, необходимого для работы. Расходы на личное рабочее место, не возмещенные работодателем. Представительские расходы, в случае, если они последовали исключительно в деловых интересах работодателя; Транспортные расходы на оплату дороги на работу и с работы (в соответствии со стоимостью проезда на общественных видах транспорта). Дополнительные расходы на питание вне предприятия.
Слайд 12: Особенность налоговой системы Швейцарии
Особенностью налоговой системы Швейцарии являются большие льготы, предоставляемые по налогообложению доходов нерезидентов по так называемым фидуциарным депозитам. Фидуциарные депозиты – финансовые операции, в рамках которых иностранный инвестор, принимая на себя все риски, передает свои активы в трастовое управление швейцарскому банку. Последний от своего имени, но по поручению клиента, размещает эти средства в зарубежных банках, находящихся, как правило, в оффшорных финансовых центрах, на территории которых отсутствует налогообложение доходов по депозитам. В самой Швейцарии доходы, полученные в результате таких операций не облагаются налогом, так как их источник находится за пределами страны. Фидуциарные отношения со швейцарскими банками предоставляют широкому кругу иностранных клиентов хорошую возможность извлекать дополнительную выгоду за счет вывоза капитала, оставаясь при этом полностью в рамках правового поля.
Слайд 18
Федерального налога на имущество в Швейцарии не существует. В то же время налог на имущество взимается с физических лиц – налогоплательщиков во всех кантонах. Обычно этот налог взимается со всех активов, принадлежащих резидентам в Швейцарии, за исключением активов, которые относятся к расположенным за границей предприятиям, постоянным учреждениям и недвижимому имуществу. Нерезиденты облагаются налогом на имущество в отношении определенных видов активов (в основном недвижимого имущества), находящихся в Швейцарии. Ставки налога на имущество являются прогрессивными и обычно варьируются от 0.3% до 0.5% в год.
Вследствие данных изменений в законодательстве, скорее всего, число лиц, облагаемых «порасходным налогом» заметно сократится, особенно во франкоязычных кантонах. В последние годы именно эти кантоны в наибольшей степени применяли этот, как сейчас принято говорить, «противоречивый» метод налогообложения.
В самом деле, число новых резидентов, подлежащих «порасходному налогообложению», уже сейчас резко сократилось, например, в кантоне Вале — с 93 человек в 2013 году до 57-ми в 2017 году. Среди резидентов, подлежащих такому налогообложению в кантоне Вале наиболее широко представлены французы (348 человек), англичане (151) и бельгийцы (104).